4. Прижмите кисть к поверхности бумаги и с силой ударьте по ней. Это должно создать сухой край. Обратите внимание на этот штрих! Когда он появится в проекте, акварель станет смелее и динамичнее всего лишь от одного штриха.
Кисти для каллиграфии: виды, правила выбора и советы по применению
Каллиграфия — это красивый загогулистый почерк. Существует множество инструментов для этого вида письма, но сегодня мы поговорим о кистях. Считается, что каллиграфия зародилась в Китае. Поэтому давайте рассмотрим особенности китайских кистей.
Особенности
Специалисты по каллиграфии используют разные кисти для каждой техники. Согласно данным, существует 200 различных типов кистей. Для удобства пользователей на ручке кисти указывается информация о типе иероглифа или стиле, из которого она изготовлена.
Некоторые производители также указывают процентный состав волоса.
Как выбрать?
Перед выбором кисти следует знать, что все китайские кисти для письма должны быть изготовлены из меха. Это связано с тем, что натуральный мех лучше впитывает влагу и удобнее для скольжения кисти по бумаге, чем синтетический. Кисти для каллиграфии могут использоваться не только для письма, но и для некоторых видов живописи.
Существует несколько категорий кистей для каллиграфии. Давайте рассмотрим их все.
- По размеру различают большие, очень большие, средние и совсем маленькие кисти.
- По длине ворса рабочей части существует короткий, средний и удлиненный волос. Чем длиннее ворс, тем более изящную линию можно провести. Однако тем сложнее и работать таким инструментом.
Кисти классифицируются в зависимости от их твердости.
- Янхао – мягкие кисти. Их обычно делают из козьей шерсти. Работать ими, как правило, легко и удобно, рука не напрягается и не устает. Мягкие волокна удерживают больше влаги, поэтому изображение получается более качественным.
- Ланхао – жесткие кисти. В дословном переводе это слово означает «желтый волк», поэтому их часто именуют волчьими. На деле же для их изготовления используется шерсть собаки. Более качественным считается конский волос, а также медвежий, олений и барсучий мех. Такие экземпляры более дорогие. Они предназначены для прорисовки тонкого контура, а также для более четкого рисунка мелких деталей.
- Цзяньхао – комбинированный вариант. Такие инструменты могут состоять из волоса разных животных разной степени жёсткости, например, из кроличьего и собачьего или козьего и барсучьего меха. Комбинированные кисти позволяют создавать четкие правильные линии, хорошо удерживают чернила.
Для изготовления кистей для каллиграфии может использоваться мех различных животных. Вот самые популярные виды.
- Козий мех мягкий и послушный, кисти идеальны в качестве первого рабочего инструмента, имеют длинный ворс, средний или большой размер.
- Колонок – более жесткий мех, инструменты из него могут быть любого размера, подходят для подробной прорисовки деталей, рекомендуются для более опытных специалистов.
- Кисточки из заячьей шубки имеют жесткий мех, небольшой размер волосяной части, предназначены для написания иероглифов небольшого размера. Это редкий и дорогостоящий экземпляр.
- Кисти из куриного или лебяжьего пуха в чистом виде встречаются крайне редко, и чаще всего комбинируются с мехом колонка. Довольно сложны в применении.
- Конский волос тоже редко используется для каллиграфии, обычно его подделывают мехом козы или другим длинным ворсом.
- Свиная щетина – очень жесткий материал, поэтому при изготовлении кисточек щетину расщепляют специальным способом. Однако, особой мягкости добиться не удается, поэтому использовать такие инструменты при письме крайне неудобно.
- Растительные волокна – под ними подразумевается бамбук, тростник или волокна других деревьев, которые предварительно расщепляют и придают им некоторую мягкость. Впрочем, мягкими такие кисти не назовешь, их используют исключительно для начертания иероглифов больших размеров.
Универсальная кисть для акварели
Одна каллиграфическая кисть может заменить целый набор акварельных кистей. Вы можете рисовать ею как круглой кистью с заостренным кончиком или превратить ее в плоскую кисть. Вы можете изменить размер кисти, сделать ее более широкой или узкой и использовать кончик для проработки деталей.
Большая каллиграфическая кисть может заменить целый набор кистей для профессионального художника.
Круглую каллиграфическую кисть можно превратить в плоскую. Ее также можно сделать шероховатой (зубчики исчезают, а плоский край становится гладким).
Каллиграфическая кисть — «плохая» кисть!
Многие новички ждут от каллиграфических кистей чудес, а потом раздражаются, когда начинают работать: Головка кисти скользит и движется неровно. Затем кисть забывается, не успев раскрыть свой потенциал. Что нужно знать, чтобы не совершить ошибку:
- Кисть необходимо очень хорошо промочить перед началом рисования акварелью — долго подержать в воде или прямо вдавливать в дно банки, чтобы вышли все пузырьки воздуха и намок волос не только видимый, но и находящийся в пластиковой части кисти, скрытый от глаз. Тогда сухой ворс не будет «воровать» влагу в процессе работы.
- Рабочие качества кисть приобретает примерно через полгода использования — только тогда кисть для каллиграфии становится послушной и можно не ждать «сюрпризов», а до этого времени новыми кистями профессиональные китайские художники просто размывают палитру. За несколько месяцев таких процедур все «лишние» волоски из кисти вылезают и она обтачивается под руку художника.
Несмотря на свою толщину, кисти для каллиграфии имеют очень тонкий кончик, поэтому ими можно писать самые мелкие детали. Художница Анна Иванова может написать полный портрет m ale всего одной каллиграфической кистью.
- На конце каллиграфической кисточки есть специальная петелька за которую нужно подвешивать кисть. Чаще всего художники пренебрегают этим и потом удивляются, когда пластиковый держатель лопается и кисть приходит в негодность. Дело в том что, если сушить кисть привычно вертикально вверх или горизонтально, внутри держателя волос долго не просыхает, набухает от влаги ручка кисти — они распирают держатель и тот лопается. Чтобы этого не случилось, кисть сушат вертикально волосом вниз, подвешивая на специальные подставки (или просто на гвоздик :).
Все имеющиеся в продаже каллиграфические кисти имеют такие наконечники.
Как купить каллиграфическую кисть идеального качества?
Часто такие кисти можно купить в масс-маркете или на Aliexpress, желательно по более низкой цене. Почему-то люди считают, что кисти для каллиграфии — это дешевые инструменты.
Однако при выборе кисти следует обратить внимание на ее текстуру:
- кисть из пони или козы стоит не дорого, но ожидать от нее чудес — наивность (ведь кистями с таким волосом художники рисуют редко, чаще из них делают флейцы или широкие плоские кисти, чтобы смачивать бумагу водой или перекрывать большие пространства листа цветом, делать подмалевки или рисовать фон).
- кисть из волка, не всегда из волка! При покупке читайте не только заголовок: довольно часто мелким шрифтом может быть написано, что в составе кисти волчья/овечья шерсть, искусственный волос волка и пр. То есть кисть может оказаться синтетической, смесовой или вообще не понятно какой по составу.
- настоящая кисть из «красного волка» вариант надежный — кисть упругая, берёт достаточно и воды и цвет набирает хорошо. Почему? Да потому что «красный волк» — это колонок. А как ведут себя кисти из колонка, все художники прекрасно знают. Только вот тут возникает один нюанс: не может толстая круглая кисть из колонка стоить дешево, тем более при длине волоса от 4-5 см. Вырастить животное с качественным волосом такой длины процесс затратный, поэтому такая кисть будет довольно дорогой!
Если вы решили купить кисть для каллиграфии, то делайте это у продавца с хорошей репутацией (и по возможности в стране-производителе). Многие художники отмечают, что кисти, купленные в Китае, сильно отличаются от кистей, купленных в интернете, даже если они имеют одинаковую маркировку!
Попробуйте разные материалы и найдите свою идеальную кисть! Творите вместе с нами!
*Больше информации о художнице Анне Ивановой, ее акварельных картинах и курсах можно найти ЗДЕСЬ.
Тест № 2: рисунок черенком
Есть немного странный тест, который я провожу со всеми своими кистями. Я пытаюсь рисовать резцом. Все кисти разные, некоторые имеют довольно острый кончик ручки и могут участвовать в процессе рисования, другие (например, кисти для каллиграфии) вообще не имеют острого кончика.
1. «Вам нужно убрать краску там, где много влаги. Я просто переворачиваю кисть вверх дном и вытаскиваю линию из наполнителя».
2. в качестве последнего теста я проверяю, не разбрызгивает ли кисть краску. Самый чистый способ — взять кисть в правую руку и слегка постучать ею по указательному пальцу левой руки (или наоборот, если вы левша). Таким образом, брызги попадают на лист, а не на все вокруг.
Все кисти брызгают по-разному, но веерная кисть дает самые впечатляющие результаты.
Тест № 2: плоская кисть
Я использую плоские кисти таким же образом:
— Сначала прямой мазок широкой стороной,
— затем узкой стороной,
— Я стараюсь менять направление движения,
Кстати, у этой кисти неровный край с обратной стороны. Прозрачный акриловый карандаш имеет полированный край, как будто он сделан специально для меня; я всегда царапаю им.
Тест № 3: каллиграфическая кисть
Мне также очень нравится каллиграфическое перо. Я использую их следующим образом. Сначала я смешиваю краски и пропитываю ими стержень. Затем я очень плотно прижимаю стержень к палитре, чтобы щетинки расправились в форме веера.
Поскольку мех коз, барсуков и волков не такой эластичный, как у белок или млекопитающих, ворсу требуется время, чтобы сгуститься в точку. В результате получается «пушистая кисть», которая идеально подходит для рисования деревьев, травы или волосков перьев.
Испытания кистей BELLOW следующие:
— Прямая кисть дает много параллельных линий разной толщины,
— Я вращаю кисть с шипами по часовой стрелке и против часовой стрелки: в результате получаются бурные мазки, напоминающие мазки каллиграфической кисти,
— и, конечно же, брызги. Очень красивые россыпи можно получить с помощью веерной кисти.
Что нужно знать о каллиграфических кистях?
Изготовление кистей в Китае всегда было кропотливой и сложной задачей, состоящей из множества этапов. Хорошие кисти всегда стоили дорого, и не каждый мог себе их позволить. Наряду с тушью и чернильницей, кисть считается настоящим сокровищем каллиграфа.
Процесс изготовления кистей для каллиграфии отличается от европейского метода, так как его невозможно автоматизировать, поэтому кисти по-прежнему собираются вручную. Сами кисти также имеют свои особенности:
- Часто восточные кисти вообще не имеют обоймы, а если и имеют, то не металлическую. В кистях без обоймы перевязанный пучок ворса проклеивается и вставляется в специальное углубление прямо внутрь ручки. Такие кисти обычно очень лёгкие и имеют в руке другой баланс по сравнению с кистями в металлической обойме;
- В каллиграфической кисти все волоски одной длины, что становится заметно, если кисть размочить в воде и сплющить пальцами. Такая особенность сборки не мешает им собираться в идеальную форму с острым кончиком;
- Многие восточные кисти состоят не из одного типа ворса, а являются смешанными. Причем, во-первых, они поражают разнообразием используемого материала для волосяных пучков (например, можно запросто встретить кисть из куриных перьев), а во-вторых, в одной кисти спокойно могут сочетаться по 3-4 различных вида ворса. Традиционно китайские кисти изготавливаются только из натурального волоса. Сейчас в составе кистей можно встретить синтетику, она добавляется для упругости;
- Из-за плотной набивки и большого количества вбираемой воды, каллиграфические кисти не всегда промываются хорошо и до конца. А для полного просыхания и сохранения формы их принято сушить, подвешивая ворсом вниз. Специально для этих целей почти у каждой кисти с обратной стороны ручки есть тряпичная петелька. В Китае кисти вешают на специальные сушилки или на самодельные крючки.
Из этого следует, что хорошая восточная кисть не может стоить дешево! В этом смысле каждый решает сам, где найти оптимальный баланс между ценой и качеством.
Какими бывают каллиграфические кисти?
На Востоке существуют различные стили живописи и каллиграфии, каждому из которых соответствует своя кисть. Поскольку у нас другой тип каллиграфической работы, мы не будем подробно останавливаться на этом. Отметим лишь несколько важных моментов.
Ранее мы называли все восточные кисти кистями для каллиграфии (также здесь, в этой статье). Но идеологически это не совсем правильно. Хорошая кисть для каллиграфии должна быть тонкой и возвращать свою идеальную форму после прохождения, в то время как кисти для живописи могут иметь загнутую щетину (вспомните мягкие козьи кисти). В общем, к кистям для каллиграфии предъявляются более строгие требования.
Восточные кисти имеют специальную маркировку, чтобы профессионалы знали, для каких целей предназначена та или иная кисть. На что следует обратить внимание неспециалисту?
- Размер кисти Размеры каллиграфических кистей имеют очень широкий диапазон. Богатый выбор кистей для миниатюры здесь вы, возможно не найдёте, зато ряд крупных размеров заметно шире, чем у европейских брендов. Вы можете дополнить свою коллекцию нестандартными размерами, или, наоборот, взять для сравнения кисти более привычной величины.
- Длина ворса Выставка ворса может быть как привычной небольшой и средней длины, так и очень длинной. Помним, чем длиннее ворс, тем менее контролируемый будет мазок. Что интересно, в восточных кистях экстремально длинный ворс встречается не только у контурных кистей типа линеров.
- Жёсткость кисти Как мы уже выяснили, в зависимости от типа используемого ворса сильно меняется жёсткость и упругость кисти. Мягкие кисти изготавливаются, например, из шерсти козы или овцы, из меха кролика. В жёстких кистях можно встретить конский волос, шерсть медведя и барсука. Кроме жёстких и мягких кисти могут быть комбинированными (универсальными). Выбирать кисть по жёсткости нужно в зависимости от того, как именно вы рассчитываете её использовать.
Как применять в акварели?
Восточные кисти изначально изготавливались для туши или красок на водной основе, поэтому они также подходят для акварельной живописи.
Разные кисти могут использоваться для разных целей, например:
- Кисти с податливым ворсом (например, из козы) прекрасно подходят для создания и проработки фактур. Трава, текстура древесины, шероховатая поверхность – сухие мазки отлично с этим справятся;
- Мягкие кисти большого размера удобны для заливок на крупных форматах (А2 и больше) и обойдутся бюджетнее, чем кисти белка аналогичного размера;
- Упругие каллиграфические кисти и кисти с длинной выставкой ворса можно использовать в повседневной работе для создания более живых и динамичных мазков.
Конечно, существует множество других способов использования восточных кистей в акварели, ограниченных только вашим воображением. Возможно, эти кисти подойдут не всем, но попробовать их и решить для себя определенно стоит. Неплохо также иметь одну или две из этих кистей в своем арсенале на всякий случай.
Общество с ограниченной ответственностью «ХоДабби
Юридический адрес: 220125 — Республика Беларусь, г. Минск, проспект Независимости, 177-52, комната 15.
Свидетельство о регистрации 690704585 от 25.04.2014, выдано Исполнительным комитетом города Минска.
Зарегистрировано в Торговом реестре 19/08/2019 под регистрационным номером 458220.
Режим работы интернет-магазина:
Понедельник-суббота: 10:00 — 20:00 Воскресенье: в нерабочее время.
Варианты доставки: Доставка самовывозом, курьером, почтой.
Мы работаем с физическими и юридическими лицами
Уполномоченные представители по защите прав потребителей: Управление торговли и услуг Минской областной администрации г. Минска: +375 17 215-26-26, +375 17 215-26-26, +375 17 215-17-40
Общество с ограниченной ответственностью «ХоДабби
Юридический адрес: 220125 — Республика Беларусь, г. Минск, проспект Независимости, 177-52, комната 15.
Свидетельство о регистрации 690704585 от 25.04.2014, выдано Исполнительным комитетом города Минска.
Зарегистрировано в Торговом реестре 19/08/2019 под регистрационным номером 458220.
Режим работы интернет-магазина:
Понедельник-суббота: 10:00 — 20:00 Воскресенье: в нерабочее время.
Варианты доставки: Доставка самовывозом, курьером, почтой.
Мы работаем с физическими и юридическими лицами
Уполномоченные представители по защите прав потребителей: Управление торговли и услуг Минской областной администрации г. Минска: +375 17 215-26-26, +375 17 215-26-26, +375 17 215-17-40
Post Related Products
Кисть из козьего волоса с широким основанием и короткими волосками, напоминающими головку чеснока. Благодаря этому кисть очень гибкая и податливая, а волоски идеально сконцентрированы на тонком кончике.
Кисть для каллиграфии и китайской живописи гохуа. Чистый волк.
Гибкая кисть для китайской и японской живописи, каллиграфии и акварели из волчьей шерсти. Материалы: шерсть, бамбук. Общая длина 28 см. Длина стержня 4,0 см. Диаметр у основания волоса — 1,0 см.
Кисть для китайской каллиграфии и живописи. «Капля»
Выдающаяся кисть из смешанной шерсти козы и волка. Благодаря широкому основанию и небольшой длине волоса, он лежит в плотном шиньоне, напоминающем головку чеснока. Благодаря такому особому составу щетка очень упругая, а волос прекрасно покрывает кожу.