Гитарный бой «Шестёрка» считается одним из наиболее распространённых боев в метроритме 4/4. В этом тактовом размере исполняется подавляющее большинство песен в таких жанрах, как дворовая, бардовская, туристическая, народная, эстрадная, роковая музыка, а также армейская песня.
Урок 3. Основные гитарные бои
В этом уроке мы будем играть вниз большим пальцем и вверх указательным. Звездочкой будет отмечено глушение.
Для того чтобы выполнить глушение, зажмите ладонь в кулак и распрямите ее так, чтобы ногти ударили по струнам. В тот же момент, когда вы ударяете ногтями, положите большой палец на все струны. Таким образом, ногти создадут щелчок, а большой палец обеспечит заглушение звуковых колебаний струн.
После того как вы освоите техники глушения, сыграйте с помощью этой техники бой «четверка», который был описан выше.
Видео: Бой «четверка» и глушение струн.
Для практики боя «четверка» попробуйте сыграть песню группы Кино под названием «Пачка сигарет».
Аккорды: Em Am C D.
На каждый аккорд должен приходиться один бой.
Не спешите. Уделите столько времени на освоение боя и этих аккордов, сколько вам нужно для того, чтобы играть уверенно, не задумываясь о том, куда поставить пальцы. Для одних потребуется неделя, для других — сделать это может занять пару месяцев, и это абсолютно нормально.
Также отработайте согласно этим боям стандартные последовательности:
Am Dm E Am
Dm G C Am
Em C G D
Бой «Шестерка»
Бой «Шестерка» является вторым по простоте и наибольшей популярностью среди гитарных боев.
С его помощью можно сыграть около 90% всех песен. Во многих композициях бой «Шестерка» звучит более энергично и драйвово, чем бой «Четверка».
Благодаря наличию пауз, этот бой также можно исполнять гораздо быстрее, чем «четверку».
Исполняется он следующим образом:
вниз – вниз – вверх – вверх – вниз – вверх
Чтобы лучше понять технику исполнения, попробуйте сыграть такую последовательность:
вниз-вверх-вниз-вверх-вниз-вверх-вниз-вверх.
Это просто выполнение повторяющихся движений вниз-вверх 4 раза, при этом каждый удар должен иметь одинаковую длину.
Затем уберите из этой последовательности 2 удара — второй и пятый (это удары вверх и вниз).
Но не просто исключите их — лучше всего проведите рукой в воздухе, не касаясь струн. Это называется холостой ход руки.
Таким образом, рука будет двигаться вниз-вверх с одинаковой частотой, но иногда просто перемещаться вхолостую.
На этом принципе основан не только бой «Шестерка», но и многие другие. Более наглядно это можно представить на схеме:
- Черная стрелка — удар по струнам
- Белая стрелка — холостой ход (рука движется, но не касается струн)
- Стрелка вниз — удар вниз; стрелка вверх — соответственно, удар вверх.
В качестве второго метода, чтобы лучше понять этот бой, разбейте его на 2 части и работайте над ними по отдельности:
1) вниз-вверх вхолостую-вниз-вверх
2) вниз вхолостую-вверх-вниз-вверх
Теперь объединим обе части.
Необходимо хорошо отработать бой «Шестерка» на уже изученных последовательностях:
Em Am C D
Am Dm E Am
Dm G C Am
Em C G D
Также попробуйте сыграть боем «Шестерка» песню Кино «Когда твоя девушка больна»
Аккорды G Em C D
В припеве C D G Em
На каждый аккорд должен приходиться один бой.
Как видно, в запеве и в припеве аккорды совпадают, только в припеве последовательность начинается с аккорда C.
Описание боя
Сегодня мы подробнее рассмотрим один из наиболее известных гитарных боев — шестерку. Под словом «бой» подразумевается необходимость в буквальном смысле слова «бить» по струнам гитары. Это действие осуществляется правой рукой (если гитарист левша — то, естественно, левой), в то время как другой рукой зажимаются определенные комбинации на грифе. Под комбинациями подразумеваются аккорды, состоящие из нескольких нот.
Для того, чтобы понять, что такое гитарный бой, новичку прежде всего важно ознакомиться с конструкцией гитары, научиться правильно её держать, изучить теоретические материалы, доступные в интернете, установить струны и настроить инструмент. После этого стоит пробовать выводить звуки через зажимание определённых нот, а затем изучить самые простые аккорды, чтобы дать пальцам привыкнуть к струнам. Первое время пальцы могут болеть, и на них даже могут образовываться мозоли.
Теперь перейдем к изучению гитарного боя «Шестерка», начав без глушения. Предположим, что все вышеперечисленные действия были успешно выполнены, и вы готовы пробовать играть этим боем.
Бой «Шестерка» без глушения (схема)
Бой «Шестерка» можно представить в виде простой схемы:
— стрелка назад указывает на удар вниз.
— стрелка вверх показывает, что удар идет снизу вверх.
Новичку будет трудно разобраться в этой схеме сразу, поэтому я рекомендую разделить её на две равные части. Это будет выглядеть следующим образом:
Первая часть схемы — 3 удара.
После первого удара вниз следует небольшая пауза. В зависимости от темпа песни пауза может быть заметной или, напротив, почти незаметной. Затем, после ещё двух ударов, между частями схемы также будет пауза, которая зависит от ритма песни. Если вы играете медленную песню, паузы можно делать чуть длиннее, акцентируя на них внимание. Если же песня быстрая, то пауза может почти не чувствоваться.
Вторая часть схемы — 3 удара.
Это упражнение поможет новичку понять, как и куда ударять, а также сколько раз. Параллельно следует зажимать простые комбинации аккордов для начинающих, такие как Am, Em, C, E. Работайте с такой схемой до тех пор, пока не будет получаться полноценный рисунок боя.
Ангус Маккинон Янг (ACϟϟDC)
Как играть?
Для того чтобы правильно освоить бой «Шестёрка», новичку нужно понять так называемую универсальную схему движений правой руки гитаристов при аккомпанировании аккордами с помощью медиатора или указательного пальца в такт 4/4. Схема достаточно проста: движения руки над струнами равномерно чередуются — вниз-вверх-вниз-вверх-вниз-вверх-вниз-вверх. Каждая пара вниз-вверх занимает одну долю такта, то есть всего 4 раза за такт. Следите за ритмом, считая движения взаимосвязано с союзом: «раз и», «два и», «три и», «четыре и».
Схематически это выглядит так:
На каждую четвёртую долю (раз, два, три, четыре) движение руки направлено вниз, а на «и» — снизу вверх.
Согласно этой схеме можно создать множество боев на шестиструнной гитаре, ударяя по струнам пальцем или медиатором в одних местах (на определенный счёт) и проводя руку над струнами, не касаясь их, в других.
Теперь остается рассмотреть, как именно играется бой «Шестёрка», в которой 6 ударов из 8 нужно произвести по струнам, а 2 раза провести руку над ними, не касаясь.
Без глушения
Схему этого боя можно представить в таком виде:
Следует извлекать аккорды на следующие счета:
- первый — на «раз» (вниз);
- второй — на «два» (вниз);
- третий — на «и» после счёта «два» (снизу вверх);
- четвёртый — на «и» после «три» (снизу вверх);
- пятый — на «четыре» (вниз);
- шестой — на «и» после «четыре» (снизу вверх).
Пропускаются удары по струнам на такие счета:
- первый — на «и» после счёта «раз» (пронести руку снизу вверх);
- второй — на «три» (пронести руку вниз).
Пропущенные удары обозначены на схеме другим цветом, показывающим только движения руки.
С глушением
Этот вариант «Шестёрки» ничем не отличается от предыдущего, за исключением недостатка упоминания о холостых движениях.
Вы можете заметить звездочки под вторым и пятым ударами вниз, которые сигнализируют о том, что эти удары должны быть заглушены любым удобным способом. Если удары исполняются медиатором, глушение лучше всего производить ребром ладони со стороны мизинца. При игре правой рукой указательным пальцем, кроме этого, глушение нередко осуществляется наложением открытой ладони или ребра большого пальца на струны.
Глушение звучащих струн ребром ладони производит более чистый звук, похожий на звук хай-хэта (сдвоенной тарелки), который используется в ударной установке.
Глушение проходит так: после удара по струнам ладонь (или её ребро) быстро накрывает все струны поперёк грифа. В результате получается короткое звучание струн. В любом случае два действия — удар по струнам и их глушение — должны происходить в пределах длительности, представленная штрихом «удар+глушение» (в нашем примере оба штриха — восьмые длительности).
Глушение, безусловно, добавляет разнообразия аккомпанементу, делает его более выразительным и интересным. Новичкам рекомендуется отдельно отрабатывать глушение на любом знакомом аккорде. Вот алгоритм упражнений:
- Левой рукой возьмите аккорд в открытой позиции (без баррэ, чтобы не утомлять левую руку);
- Указательным пальцем правой руки проведите сверху вниз по всем струнам на счёт «раз»;
- Когда палец извлечёт звук из первой струны, распрямите ладонь, а на счёт «и» накройте струны с небольшим замахом;
- Продолжайте упражнение в том же темпе, считая до четырёх (после каждого счёта глушите струны на «и»);
- Практикуйтесь до тех пор, пока не добьётесь нужного темпа и четкости звука.
Песни под бой
После того как вы освоите бой, переходите к изучению аккордов к известным песням, которые можно сыграть с помощью «Шестерки». Этот ритмический рисунок очень популярен и распространён. Многие известные и менее известные исполнители используют его в своих композициях.
Для начала выбирайте простые песни, которые содержат не более 3 аккордов. Обычно они повторяются в течение песни по куплетам и припевам, формируя так называемый квадрат.
Лучше всего отрабатывать песню частями: сначала куплет, затем припев. Такой подход поможет быстро освоить выбранную песню, используя уже разученные техники игры аккомпанемента.
Можно привести несколько популярных песен, которые могут стать отличной начальной базой для репертуара, подходящие для исполнения с использованием «Шестёрки»:
- армейская песня — «Дембеля»;
- дворовая песня для выпускников — «Последний звонок»;
- дворовая драматичная — «Плачет девушка в автомате»;
- шансон — «Владимирский централ»;
- ДДТ — «Что такое осень?»;
- из кинофильма «Чародеи» — «Три белых коня».
На самом деле список песен, использующих бой «Шестёрка», будет исчерпаемым. Практически любую песню в размере 4/4 или 2/4 можно исполнять таким образом, даже если в оригинале представлено иначе. После освоения аккомпанемента с необходимыми аккордами и их переходами можно начинать учиться петь под гитару, если у вас есть такое желание. Однако прежде всего стоит научиться играть именно песню. В противном случае вы рискуете отвлекаться, что неизбежно приведет к ошибкам или значительно затянет процесс изучения.
Начинать имеет смысл со знакомых вам мелодий или той музыки, которая больше нравится по жанру. Так, многие армейские или дворовые произведения исполняются именно с помощью «Шестёрки». Даже детские песни часто играют в этом стиле. Если музыка вам нравится, то учиться её играть будет в разы интересней и проще.
Какие еще бывают виды боев
Существует несколько видов гитарных боев, которые можно ранжировать по уровням сложности, от простого к сложному:
- Четверка или простой бой (вниз-вверх-вниз-вверх).
- Шестерка или эстрадный (армейский) бой (схему вы уже знаете).
- Восьмерка (вниз – вниз – вверх-вниз-вниз-вверх-вниз-вверх).
- Испанский бой.
Как видите, боевые схемы классифицируются по количеству используемых ударов (за исключением последнего). Испанский бой на гитаре — это отдельная тема, представляющая собой усовершенствованный метод; это собирательное понятие, охватывающее множество различных техник аккомпанирования, типичных для испанской музыки. Уроки на YouTube подробно объясняют и показывают, как исполнять такие вещи.
Это все, что я хотел передать. Желаем вам удачи на нелегком пути освоения игры на гитаре. Мы надеемся, что эта статья немного приблизила вас к вашей цели. Напоминаем, что у нас также есть группа ВКонтакте, где мы регулярно выкладываем различные уроки, ноты, табулатуры, видео и другие полезные материалы для гитаристов. Присоединяйтесь к нам!
И напоследок — небольшой подарок — урок по испанскому бою!
Схемы боя на гитаре
Каждый человек может стать гитаристом, если этому учиться самостоятельно. Для этого важно изучить схемы боя на гитаре и улучшить собственную технику игры. Специальные приёмы помогут исполнять даже знаменитые произведения с индивидуальным стилем или создавать собственные композиции. Усердные тренировки в будущем позволят комбинировать различные бои, что сделает вас виртуозом на этом инструменте. Если у вас возникли трудности с самостоятельным обучением, присоединяйтесь к нашим курсам по гитаре; наши педагоги помогут освоить все нюансы игры на разных типах гитар.
Чтобы понять, что такое гитарный бой, обязательно ознакомьтесь с условными обозначениями. С их помощью музыканты смогут перенять правильную технику выполнения каждой комбинации боя. Вариации боев отличаются друг от друга громкостью звучания, вариациями извлечения звуков, темпом и индивидуальными акцентами, которые позволяют различать одну схему от другой. После того как гитарист освоит условные обозначения, он сможет воспроизводить любое музыкальное произведение, опираясь на ритмический рисунок.
Всего существует десять видов боев. В каждом из них участвует разное количество струн, которые следуют определённой последовательности. В простейших схемах задействуются 1-2 комбинации, в более сложных можно увидеть множество струнных решений. Для создания музыки движения музыканта должны быть цикличными. Необходимо чёткое повторение ударов, соблюдение темпа и акценты на определённых аккордах. Сначала учитесь читать схемы, а затем переходите к практическим занятиям.
ВАЖНО! Ни в коем случае не путайте бой с перебором.
Виды боя на гитаре
Последовательность действий, длина и наличие пауз, темп и комбинации — вот в чем уникальность каждой мелодии. После того, как символика будет освоена, остаётся выяснить, к каким жанрам чаще всего относятся те или иные схемы и на каком типе гитарного инструмента реально исполнять тот или иной бой. Разнообразие ритмичных движений может усложнить исполнение, но именно это придаёт мелодии более объемный и насыщенный звук. Меняя темп и варьируя громкость, можно серьёзно модифицировать бой.
Шестерка
Без глушения. Схема: VV^^V^. Для разнообразия добавляются паузы различной длины, а также изменяется темп.
С глушением. Схема: VX^^X^. Исполнение будет более чистым, чем в первом варианте. В данном случае исключаются посторонние звуки. Для глушения можно использовать любую ладонь. Опытные гитаристы могут комбинировать приёмы, если мелодия ритмичная.
Важно начинать с простейших композиций, чтобы дать рукам привыкнуть к игре.
Восьмерка
Без этого боя трудно создать уникальные музыкальные фрагменты. За оригинальный звук отвечает схема: VV^VV^V^. Для расширения диапазона можно вставлять паузы и иногда выполнять глушение.
Четверка
Это ещё одна основа, с которой могут начинать все будущие гитаристы. Этот бой не подразумевает наличия дополнительных элементов, однако музыкальный штрих будет тонким и позволит ставить акценты, повышать или смягчать звук. Схема: V^V^.
Блатной
В данной схеме требуют добавления нот. Схема: БVXБ^VX, где бас меняется в зависимости от интонаций. Важно правильно зажимать аккорды на грифе, самые распространённые из которых: E, Am, Dm.
Бой Цоя
Постичь эту версию новичкам трудно, так как требуется определённый опыт и практика. Важно расслабить руки, чтобы не ухудшить качество звука. Лучше всего использовать медиатор. Основой игры является простая восьмерка, но адаптированная под Цоя. Принцип: VV^VV^VV^VV^. Заметьте: каждый второй удар должен содержать акцент. Для внесения разнообразия также включаются паузы и лёгкое приглушение.
Бой Высоцкого
Те, кто слышали исполнение Высоцкого, понимают, что здесь важно задать ритм и некую пульсацию струн. Здесь стоит тщательно расставлять акценты во время игры. Основной акустический штрих представляет собой модифицированную блатную технику. Принцип: БV^БV. Также допускается добавление баса и глушение звука.
Бой Розенбаума
Этот стиль отчасти похож на блатной, но отличается своими особенностями. Рекомендуется исполнять без медиатора. Здесь участвует басовая струна, которую активирует большой палец. Принцип: БVБ^V. Выполняется глушение.
Расгеадо
Восходящее: переборка всеми пальцами. Схема: большой палец по всем струнам, затем средний, безымянный и мизинец. Играть нужно медленно, с последующим ускорением.
Нисходящее расгеадо предполагает, что движение начинается с мизинца.
Другие варианты
Настоящий музыкант должен быть знаком и с другими техниками:
Испанский вариант — это, прежде всего, ритм. Его также называют веерной техникой. Основная схема: восьмерка, где задействованы указательный и большой пальцы: VPV^IVI^IVI^I. У испанского боя много разновидностей.
Регги — это мексиканская вариация исполнения боя. В этом подходе заглушается каждый первый удар с помощью зажатия струн: VVXVXV^XVXVXVXV^XV.