В шестнадцатом веке существовало несколько разновидностей домры: самой маленькой, обладающей высоким тембром, ласково давали имя «домришка», тогда как крупнейший её образец назывался домрой басистой. Это говорит о многообразии и развитии музыкального инструмента в ту эпоху.
Все о домре. Домра музыкальный инструмент.
Принцип общих характеристик в изготовлении этого инструмента имеет важное значение, так как к игре на трехструнной домре бывает сложнее адаптироваться. Вопрос касается размера, конструкции и звуковых особенностей инструмента.
Домра — это струнный музыкальный инструмент, относящийся к группе щипковых инструментов. Этот старинный народный инструмент состоит из полусферического деревянного корпуса, грифа с несколькими колками и трех или четырех струн. Струны извлекаются при помощи медиаторов и тремоло, что придаёт звучанию особую выразительность.
Существует два основных типа домр: четырехструнные и трехструнные. Первые изготавливаются с пятиголосным строем и популярны среди белорусского и украинского народов. Трехструнные домры имеют четырехголосный строй и более распространены в России. Домра, как часть семейства русских народных инструментов, занимает важное место в составе народных оркестров, где количество инструментов может варьироваться: обычно это до 20 малых домр, от 3 до 6 басов, 4 и более альтов и не более одного пикколо.
Краткий экскурс в историю
В Древней Руси домры использовались в основном музыкантами, выступавшими на праздниках. Наибольшая популярность этого народного инструмента пришлась на XVI и первую половину XVII века, что засвидетельствовано на старинных иконах и других артефактах. Однако в 1648 году был издан указ, который запретил клоунаду. Царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим, стремился реформировать обычаи своих подданных, в результате чего домра надолго исчезла со сцены.
Лишь в 1896 году инструмент возродился благодаря инициативе Василия Васильевича Андреева, основателя Императорского оркестра, созданного в 1888 году. Талантливые мастера, такие как С. Налимов и Ф. Пасербский, конструировали трехструнные домры по аналогии с четырехструнным строем, а одним из примеров их работы стал вятский вариант перестроенной балалайки. Спустя десять лет российские мастера сконструировали домры с четырьмя струнами, что укрепило позиции инструмента в народной музыке.
Среди лучших образцов трехструнной домры выделяются инструменты, созданные С. И. Налимовым. Этот высококвалифицированный педагог более двух десятилетий работал в оркестре, основанном В. Андреевым. Замечательные четырехструнные теноры, альты и трели были изготовлены С. И. Сотским, и стали образцовыми для производства качественных домр в России.
Что такое домра?
Домра является струнным щипковым инструментом, относящимся к подгруппе народных и уникальным для русских и южных славян исполнителей. Ее конструкция напоминает балалайку и хомэс, а стиль игры объединяет эти инструменты. Важно отметить, что если используется специальный медиатор для игры на струнах, то такой инструмент определяется как щипковый. Домра в основном применяется для соло, и реже её можно встретить в составе ансамбля или оркестра.
Что касается происхождения названия, то, вероятно, корни слова восходят к тюркским языкам; например, в татарском языке встречается слово «dumbra», которое переводится как «балалайка». В крымско-татарском диалекте слово «dambura» переводится как «гитара». На турецком языке слово для гитары — «tambura», а казахи называют балалайку «dombira».
Первое официальное упоминание о домре встречается в дворцовых записях XVI-XVII столетий, где зафиксированы домрачеи — музыканты, играющие на домре. Этот инструмент был широко распространён среди скоморохов и бродячих музыкантов, был прост в использовании и обладал превосходными звуковыми качествами. Струнное изделие характеризуется широкими тембровыми возможностями, что позволяет артисту подыгрывать себе во время пения или других выступлений.
Необходимо заметить, что некоторое время игра на домре считалась занятием исключительно низших сословий, что, в свою очередь, отразилось на том, что процесс создания инструмента не имел четкого регламента. Домры изготавливались кустарным способом, часто сами музыканты, исходя из своих талантов и мастерства.
В определённый период записи о домре в архивах полностью отсутствовали, и только в XIX веке она снова вновь упоминается в письменных источниках. Это забвение, возможно, было связано с запретом на скоморохов и введением цензуры, поскольку высшее и среднее сословия на тот момент фактически не признали этот инструмент.
Однако в начале XX века Василий Андреев, руководивший первым советским Оркестром народных инструментов, восстановил историческую форму домры и смог в той или иной степени реконструировать ее звучание. Несмотря на это, данное звучание не было точно близко к оригиналу, так как музыкант опирался исключительно на старую домру, найденную в Орловской области. Тем не менее, это был первый значимый шаг в новом времени для домры.
В настоящее время домра стала национальным инструментом, активно используемым в России, Беларуси и Украине. Её экзотическое звучание неизменно привлекает людей из различных культур, как с Запада, так и с Востока, ведь аутентичность музыки в современных реалиях востребована как никогда.
Чем отличается домра от других инструментов?
Существует распространенная путаница между домрой и домброй. В этом вопросе всё весьма просто: домра представляет собой русское народное средство создания музыки, тогда как домбра — это казахский инструмент. Домра, как правило, имеет три струны (реже — четыре), в то время как традиционная домбра оборудуется двумя струнами. Кроме того, у домры корпус более круглый, в то время как ее казахская «сестра» имеет каплеобразную форму.
Различия между домрой и балалайкой также весьма значительны. Корпус балалайки имеет треугольную форму, а её дно состоит из ребристых и слегка выпуклых пластин, собранных в одну структуру. Балалайка также оборудована тремя струнами, однако звук, производимый ею, зачастую называют более резким, тогда как домра выдает более мягкие и гармоничные тона. Эксперты полагают, что оба инструмента являются двумя модификациями одного и того же музыкального изделия.
Домра считается предшественницей балалайки.
Еще один инструмент, различия между которым и домрой не всегда очевидны для неподготовленного слушателя, — это мандолина. Мандолина произошла от лютни, широко известной в Европе. Она имеет четыре двойные струны (всего восемь) и отличается от домры иным внешним видом: ее верхняя дека изогнута. Тем не менее, оба инструмента похожи тем, что в основном на них играют с помощью медиатора. Таким образом, можно рассмотреть домру и мандолину как дальних родственников в музыкальном мире.
О конструкции домры и форме медиатора
У трехструнной домры выделяются две основные составные части: полусферический корпус и удлиненный гриф, который завершается головкой. В деревянном корпусе основными частями являются кузов, который склеен из 7 wooden частей, и дека, которая накладывается поверх кузова, при этом в качестве окантовки используется обечайка. Для того чтобы струны не давили на поверхность деки, в нижней части корпуса устанавливается порожек, на котором располагаются несколько кнопок, фиксирующих струны.
Длинный гриф соединен с корпусом домры, а его поверхность закрыта накладкой, верхняя часть которой заходит на деку, образуя так называемый панцирь. Эта прочная навесная деталь служит защитным элементом, который предохраняет поверхность деки от появления царапин во время игры. Рядом с панцирем располагается фигурная розетка, размещенная по центру, состоящая из большого круглого голосника, окруженного шестью мелкими резонаторными отверстиями.
На поперечных пропилах накладки фиксируются порожки, выполненные из металла. Промежуток между ними называется ладом. Верхний порожек служит начальной точкой для отсчета ладов. У большинства трех- и четырехструнных домр их количество варьируется от 19 до 30, в зависимости от типа: у малой домры их 19-26, а у примы — 24-30. Нередко вблизи нижнего порожка деки прикрепляется удобный навесной подлокотник для повышения комфорта исполнителя, а также для дополнительной защиты деки.
Точно между розеткой голосника и нижним порожком устанавливают подставку со специальными прорезями для поддержки струн. (Что интересно, на большинстве инструментов вообще нет наклеек.) Шейка грифа заканчивается верхним порожком, за которым идет головка с металлическими колками, предназначенными для натяжения струн. Правильная установка подставки имеет значение для высоты струн: если она слишком высока, упругие стальные струны станет труднее прижимать к грифу, что затруднит игру на домре.
В форме медиатора прослеживается овальная форма, а его размеры соотносятся с габаритами инструментов. Например, длина может составлять 25 мм, ширина — 14 мм. Его толщина увеличивается равномерно: верхняя часть медиатора не превышает 0,5 мм, в то время как нижняя может достигать 1,5 мм. На правом нижнем крае присутствует двусторонняя отшлифованная фаска, что делает медиатор более удобным для исполнителя.
Материалы для изготовления домры и медиатора
Для производства качественных домр применяется только сухое дерево. Для различных частей инструмента мастера отбирают древесину опытным путем:
• кузов делают из белого клена;
• дека изготавливается из пихты или ели;
• накладку и оба порожка вырезают из черного дерева;
• защитный панцирь и гриф изготавливаются из самых твердых пород древесины.
Ранее медиаторы изготавливались из черепахового панциря, что считалось наилучшим материалом. Современные производители чаще используют полимерные материалы, такие как капрон, капролон и черепаховый этрол. Для игры на домрах басового и альтового типов используют кожаные медиаторы, которые хорошо приглушают звуки.
Малая домра
Наверное, каждый, кто хоть немного знаком с музыкой, слышал о малой домре. В действительности ключевым моментом является не размер, а её предназначение. Малой называют приму, то есть солирующую домру, играющую главную роль в исполнении музыкальных композиций на концертах. Малая домра действительно отличается от других типов по мензуре, ладам и длине, однако существуют и другие её разновидности:
- пикколо;
- прима (малая);
- альт;
- тенор;
- бас;
- контрабас.
Первые, четвертые и шестые типы практически не используются, но все же существуют. Домры вместе с балалайками формируют балалаечно-домровый оркестр, где солирует именно прима (она же — малая домра). Четырехструнные домры обладают большим количеством октав и громкостью, однако насыщенность тембров и их окраска, как правило, оказывается выше у трехструнных. Этот музыкальный инструмент прекрасно подходит для занятий в музыкальной школе — здесь можно выгодно приобрести домру в интернет-магазине.
Видео
Послушать домру:
173307 IBLOCK_ID => 15 NAME => Домра — музыкальный инструмент 3-4 струны IBLOCK_SECTION_ID => IBLOCK => Array ( ID => 15 ~ID => 15 TIMESTAMP_X => 21.08.2023 11:07:46 ~TIMESTAMP_X => 21.08.2023 11:07:46 IBLOCK_TYPE_ID => news ~IBLOCK_TYPE_ID => news LID => s1 ~LID => s1 CODE => ~CODE => API_CODE => ~API_CODE => NAME => Статьи ~NAME => Статьи ACTIVE => Y ~ACTIVE => Y SORT => 500 ~SORT => 500 LIST_PAGE_URL => /articles/ ~LIST_PAGE_URL => /articles/ DETAIL_PAGE_URL => #SITE_DIR#/articles/#CODE#/ ~DETAIL_PAGE_URL => #SITE_DIR#/articles/#CODE#/ SECTION_PAGE_URL => ~SECTION_PAGE_URL => CANONICAL_PAGE_URL => ~CANONICAL_PAGE_URL => PICTURE => ~PICTURE => DESCRIPTION => ~DESCRIPTION => DESCRIPTION_TYPE => text ~DESCRIPTION_TYPE => text RSS_TTL => 24 ~RSS_TTL => 24 RSS_ACTIVE => N ~RSS_ACTIVE => N RSS_FILE_ACTIVE => N ~RSS_FILE_ACTIVE => N RSS_FILE_LIMIT => 10 ~RSS_FILE_LIMIT => 10 RSS_FILE_DAYS => 7 ~RSS_FILE_DAYS => 7 RSS_YANDEX_ACTIVE => N ~RSS_YANDEX_ACTIVE => N XML_ID => ~XML_ID => TMP_ID => ~TMP_ID => INDEX_ELEMENT => Y ~INDEX_ELEMENT => Y INDEX_SECTION => N ~INDEX_SECTION => N WORKFLOW => N ~WORKFLOW => N BIZPROC => N ~BIZPROC => N SECTION_CHOOSER => L ~SECTION_CHOOSER => L LIST_MODE => ~LIST_MODE => RIGHTS_MODE => S ~RIGHTS_MODE => S SECTION_PROPERTY => N ~SECTION_PROPERTY => N PROPERTY_INDEX => N ~PROPERTY_INDEX => N VERSION => 1 ~VERSION => 1 LAST_CONV_ELEMENT => 0 ~LAST_CONV_ELEMENT => 0 SOCNET_GROUP_ID => ~SOCNET_GROUP_ID => EDIT_FILE_BEFORE => ~EDIT_FILE_BEFORE => EDIT_FILE_AFTER => ~EDIT_FILE_AFTER => SECTIONS_NAME => ~SECTIONS_NAME => SECTION_NAME => ~SECTION_NAME => ELEMENTS_NAME => Элементы ~ELEMENTS_NAME => Элементы ELEMENT_NAME => Элемент ~ELEMENT_NAME => Элемент REST_ON => N ~REST_ON => N EXTERNAL_ID => ~EXTERNAL_ID => LANG_DIR => / ~LANG_DIR => / SERVER_NAME => ~SERVER_NAME => ) LIST_PAGE_URL => /articles/ ~LIST_PAGE_URL => /articles/ SECTION_URL => SECTION => Array ( PATH => Array ( ) ) IPROPERTY_VALUES => Array ( ELEMENT_META_TITLE => Домра — музыкальный инструмент 3-4 струны ELEMENT_META_DESCRIPTION => Домра — статьи о музыкантах, музыкальных инструментах и мире музыки от Легато. ELEMENT_META_KEYWORDS => Домра — музыкальный инструмент 3-4 струны ) TIMESTAMP_X => 21.08.2023 11:44:34 META_TAGS => Array ( TITLE => Домра — музыкальный инструмент 3-4 струны ELEMENT_CHAIN => Домра — музыкальный инструмент 3-4 струны BROWSER_TITLE => Домра — музыкальный инструмент 3-4 струны KEYWORDS => Домра — музыкальный инструмент 3-4 струны DESCRIPTION => Домра — статьи о музыкантах, музыкальных инструментах и мире музыки от Легато. ) ) —>
г. Москва, ул. Барклая, д. 8 ТЦ Горбушка
2 этаж, пав. 296
Рабочие дни: пн, вт, ср, пт, сб- с 10:00 до 20:00
Ст. м. Багратионовская, выход из метро — последний вагон из центра; при выходе со станции налево и далее вдоль улицы Барклая, мимо ТЦ «Горбушкин двор» до ТЦ «ГОРБУШКА».
Уважаемые покупатели!
Мы доступны по телефонам, звоните, и мы ответим на любой интересующий вас вопрос, проконсультируем, примем и доставим ваш заказ.
г. Москва, ул. Барклая, д. 8 ТЦ Горбушка
4 этаж, пав. 412
Внимание!
Демозал работает только по предварительной записи!
Сфера использования
Звонкий звук домры исторически служил аккомпанементом для народных песен, сказаний, былин и преданий. Она присутствовала на праздниках, плясках и ярмарках, откуда народ развлекался.
Воссозданная домра представляет значительную ценность как для ансамблевой, так и для оркестровой музыки. В народных ансамблях домра часто играет соло. В оркестре русских народных инструментов насчитывается около 20 прим, 3-6 басовых инструментов, более 4 альтовых и 1 пикколо.
Современные исполнители домры могут звучать на её инструментах в произведениях разной степени сложности. Они играют как классические композиции, так и произведения в стилях кантри, рок-н-ролл и авангард, что говорит о широких возможностях инструмента.
Свежая домра отличается своими современными техническими преимуществами.
Интересные факты
Некоторые наиболее интересные факты о домре:
- Первоначально домры изготавливались из тыквы, которая резалась, очищалась и сушилась на солнце. Для струн использовались жилы животных.
- В 1654 году Патриарх Никон приказал собрать у народа скоморошьи «бесовские» инструменты. По историческим данным, пять телег гуслей, домр и гудков сожгли на берегу Москвы-реки.
- Четырехструнная домра имеет скрипичный строй, что позволяет исполнять на ней репертуар для скрипки и мандолины.
- Домровый виртуоз A. А. Цыганков, известный как «Домровый Паганини», спиртно владеет техникой игры, благодаря чему народные песни в его обработке звучат по-новому и приобретают уникальный колорит.
- Домра является прообразом русской балалайки, так как оба инструмента относятся к одному виду и схожи по устройству и приемам игры.
- В древности музыкантов, играющих на домре, называли домрачеями, а современные исполнители известны как домристы.
Октобас — это сильно экспериментальный музыкальный инструмент из класса смычковых, созданный для того, чтобы воспроизводить более низкие тона, чем у контрабаса. Однако он не получил широкой популярности…
Кото — это музыкальный инструмент, который пользуется большой популярностью в Японии с древних времён. Он использовался как для развлечения простых людей, так и для высших сословий. Отдельные экземпляры этого инструмента крайне…
Гудок — это старинный музыкальный инструмент, который был популярным у восточных славян ещё со времён становления Киевской Руси. Его можно считать примитивным аналогом скрипки. Этот инструмент когда-то был крайне популярен…
Кобза — это старинный музыкальный инструмент, обладающий значительным культурным значением. Она привлекает внимание своей уникальной конструкцией, мелодичностью и богатой историей. Хотя в наши дни инструмент не слишком распространён, он, тем не менее…
Банджо — это экзотический щипковый инструмент, неотъемлемо ассоциирующийся с традиционной американской музыкой. Главными его особенностями являются округлый барабанный корпус и удлинённый гриф. Инструмент часто…
Укулеле — это гавайская разновидность гитары с четырьмя струнами, которая регулярно используется для музыкального оформления романтических песен благодаря своим небольшим размерам и мягкому звучанию. Более того, она…