Как играть вальс на гитаре

Это слегка модифицированная версия вальсового боя. Гитарист начинает с того, что перебирает басовые шестую и пятую струны большим и указательным пальцами, а затем выполняет три быстрых удара: вверх, вниз, вверх. После этого снова играются пятая и шестая струна, и рисунок завершается ударом по струнам вниз. Наилучший способ понять этот бой — изучив схему, представленную ниже.

Вальсовый бой на гитаре

Вальсовый бой на гитаре

Ритм вальса знаком всем с детства – под него легко танцевать. Если вы способны сосчитать в такт песни как «раз-два-три, раз-два-три», значит, вы слушаете музыкальное произведение в вальсовом размере 3/4. Однако вальсовый бой применим не только в танцевальных композициях. Он также широко используется в музыкальных жанрах, таких как рок и кантри, авторская песня и даже в народной музыке.

Можно утверждать, что вальсовый бой на гитаре является вторым по популярности. Первое место, конечно же, занимает бой в стандартном размере 4/4. Этот размер лучше воспринимается слушателями и помогает создать более глубокий грув. Тем не менее, вальсовый бой звучит потрясающе и может создать гипнотические ощущения непрерывности композиции.

Как играть вальсовый бой на гитаре

Существует несколько способов исполнения в ритме вальса на гитаре – это может быть как бой, так и перебор с использованием баса и щипка. Рассмотрим их более подробно. Начинающим музыкантам важно освоить основные гитарные штрихи, такие как бой четверка, восьмерка и шестерка. Это поможет развить чувство ритма и привыкнуть к правильным движениям, после чего можно переходить к более сложным схемам, таким как вальсовый бой.

При исполнении вальсового боя музыкант чередует удары по басовым и остальным струнам. На счет «раз» гитарист ударяет по басовой струне, а на «два» и «три» – по аккорду. Интересно, что вальсовый бой может быть охарактеризован как комбинированный, в котором сочетаются элементы щипковой техники и боя.

Чаще всего гитаристу удобно ударять по басовой струне большим пальцем, а аккорд извлекать, используя указательный палец.

Давайте более подробно рассмотрим это на схеме.

Вальсовый бой на гитаре схема

Удар по басовой струне-вниз-вверх-вниз по басовой струне-вниз-вверх.

Да, вначале может быть трудно поймать нужный ритм, однако, если вы будете играть под песни в вальсовом ритме или использовать метроном, изучение этого боя будет значительно легче.

Особенности

Композиций в вальсовом ритме значительно меньше, чем тех, что играются в тактовом размере 2/4 или 4/4. Вальсовый ритм представлен в размерах на три доли: 3/4, 3/8 или 6/8. Последний из них представляет собой тактовый размер, состоящий из двух метроритмических фигур в 3/8 (то есть 3/8 + 3/8). Ритмический рисунок вальса ограничен тремя долями, где акцент обычно падает на первую долю. Изучив стандартные формы боя, можно заметить, что разнообразить их не так просто.

Вальс на гитаре может играться следующими способами:

  1. арпеджио (перебором) с использованием пальцев или медиатора;
  2. щипком пальцами;
  3. разными видами боя при помощи пальцев или медиатора.

Из арпеджио подходят следующие варианты:

  • восходящее;
  • нисходящее;
  • смешанное.

Ниже приведены примеры переборов для вальсового аккомпанемента. В этих примерах на сильную долю (счёт «раз») всегда играется бас. Это традиционные виды аккомпанемента для вальсовой мелодии.

Щипковые способы аккомпанемента также начинаются с извлечения басовой струны на первой доле, но, в отличие от арпеджио, звуки аккорда извлекаются не по отдельности для каждого счёта, а вместе — целым созвучием (аккордом). Ниже представлены несколько примеров щипкового вальсового аккомпанемента.

  Все о музыкальном инструменте виола

Бас, как правило, не приглушают ни в переборах, ни в игре щипком — он должен звучать на протяжении всей ритмической фигуры. А вот щипковые элементы (аккорды) наоборот, должны звучать четко и ритмично.

Поэтому после извлечения аккорда пальцы необходимо сразу поставить обратно на струны, чтобы глушить их до следующего щипка.

Существуют также более сложные варианты аккомпанемента в ритме вальса, где после баса звучат смешанные элементы (как одиночные, так и щипковые звуки). Чтобы это стало понятнее, ниже представлен один из примеров аккомпанемента такого вида:

Однако последний пример не является чем-то необычным. Такой аккомпанемент классифицируется в гитарной учебной литературе как арпеджио.

Что касается видов вальсового боя, то об этом будет рассказано подробнее ниже в тексте.

Подготовка

Чтобы овладеть вальсовым боем, необходимо понять ритм вальса и правильно координировать действия при выполнении ударов по струнам с использованием различных пальцев правой руки или медиатора.

Кроме того, необходимо понимать обозначения, которые общеприняты среди гитаристов для записи боев.

Вальс — это танец, ритм которого в тактовом размере 3/4 или 3/8 можно считать по схеме: Ум-па-па. Здесь «Ум» обозначает бас и сильную долю, которую следует исполнять более динамично (громче), а «па-па» – это два аккорда, следующие друг за другом (играются чуть тише баса, но более четко). Все элементы счёта должны исполняться равномерно, без задержек или опережений. Важно выдерживать равномерный ритм: «Ум-па-па» (или «раз-два-три»).

Пример схемы простейшего вальсового боя:

Условные обозначения на представленной схеме:

  • P – большой палец правой руки;
  • i – указательный палец правой руки;
  • ↑ – направление удара по струнам сверху вниз;
  • ↓ – направление удара по струнам снизу вверх;
  • П – удар медиатором сверху вниз по струнам;
  • V – удар медиатором снизу вверх по струнам.

Следует помнить, что направления ударов, обозначенные стрелками, могут иметь противоречивое значение в материалах различных авторов (например, знак ↑ обозначает удар снизу вверх, а знак ↓ – удар сверху вниз).

Представленный выше пример ритмической схемы боя, как медиатором, так и пальцами, следует исполнять по следующему алгоритму:

  1. На счёт «Ум» извлекается бас пальцем или медиатором на струне №6 сверху вниз (знак П — для использования медиатора, буква P – для большого пальца правой руки);
  2. На счёт первого «па» производим удар вниз (↑) медиатором (П), начиная со струны №5 (струну №6 не следует глушить) или указательным пальцем (i);
  3. На счёт второго «па» медиатор или указательный палец движется назад, то есть снизу вверх (↓), затрагивая три или четыре тонкие струны.

Желательно второй удар по струнам (снизу вверх) сразу же приглушить, наложив ребро ладони правой руки на струны. Новичкам полезно тренироваться в этом приёме глушения струн — он окажется полезным для любого боя в дальнейшем.

Теперь можно перейти к обзору и разбору некоторых других схем вальсового боя, среди которых будет одна, довольно сложная для начинающих.

Щипковый вальсовый бой на гитаре

В этой разновидности удары заменяются щипками по 2 или 3 струнам. Безымянный палец отвечает за первую струну, средний — за вторую, а указательный — за третью струну. Щипаем струны подушечками пальцев в направлении вверх.

  Программы для настройки гитары через компьютер. Приложение для настройки гитары.

Данная вариация включает 3 и более стрелки вверх и вниз. Александр Розенбаум часто использует различные вариации, которые можно услышать и в песнях группы Ария, например, в произведении «Штиль». Давайте разберём схему сложного вальсового боя на её примере.

Как показывает практика, после исполнения баса (который дополнительно может заменяться ударом вниз), нужно сыграть 4 чередующихся движения. Это значительно важное условие на протяжении всего произведения – соблюдение танцевальности и трехдольной пульсации. Для этого рекомендуется прослушать несколько известных вальсов (например, «Мой ласковый и нежный зверь»), внимательно прислушиваясь к ритму.

Ещё одним нюансом может стать приглушка. На примере А. Розенбаума в «Послепобедном вальсе».

При данном ударе происходит глушение. Александр Яковлевич выполняет его указательным пальцем (что характерно для большинства его аккомпанементов).

Мы рассмотрели основные варианты вальсовой пульсации. Под каждую конкретную песню можно добавлять свои нюансы, например, смещение сильной доли. Это требует внимательного прослушивания исполненного произведения.

Рекомендуется ознакомиться с видеоуроком, где поясняется, как играть вальсовый бой на гитаре:

Простой вальсовый бой на гитаре. 6 вариантов схем с табулатурами

Простой вальсовый бой

Теперь давайте применим изученную технику на практике. В первой табулатуре представлен классический вальсовый бой, с которого стоит начать обучение.

Схема вальсового боя #1

Бас-вверх-вниз (2 раза) на один аккорд. Этот вариант прекрасно подходит для начального ведения басовой линии (ля – до – ре – соль).

Вальсовый бой на гитаре

Схема #2

Здесь, как раз, реализуется бас-щипок-щипок. Обратите внимание на басы – в этом варианте они изменяются 2 раза за такт.

Вальсовый бой на гитаре

Вальсовый бой

Схема #3

Бесплатный ВИДЕО-курс игры на гитаре доступен на сайте Pereborom.ru. Курс включает 45 уроков, 3 вида боя, 2 перебора и разбор 6 песен с вокалом, а также 3 композиции по табам.

Бой на гитаре – схемы и виды

Схема гитарного боя представляет собой последовательность восходящих и нисходящих ударов по струнам, графически изображаемую в виде стрелочек, направленных вверх и вниз.

Существует множество видов и схем гитарного штриха. Каждый гитарист при сочинении своей песни разрабатывает собственный стиль, наиболее подходящий к его музыкальному произведению.

Таким образом, если ваша цель — исполнять каждую песню точно так же, как в оригинале, вам придется полностью копировать ритмический рисунок трека.

Тем не менее, для всех остальных случаев можно выделить 12 популярных типов гитарного боя. Этого разнообразия хватит для исполнения 99% всех песен.

Бой шестерка

Это самый востребованный штрих. Его часто называют эстрадным. Он состоит из 6 ударов по струнам на один такт. Его схема выглядит очень просто.

Этим способом исполнено множество песен как в отечественной, так и в зарубежной музыке. Например, «California Dreamin'» и «Что такое осень?».

Бой восьмерка

Восьмерка представляет собой более сложный вид штриха. Как можно понять из названия, он состоит из 8 ударов по струнам. С первого взгляда его схема может показаться сложной. Однако послушав аудиопример, сразу поймёте, как следует играть этим способом.

Бой четверка

В среде музыкантов четверку нередко называют «чесом» в силу характерных последовательных движений вверх и вниз.

Это наиболее монотонный вид боя. Из-за своей специфики его редко применяют на протяжении всей песни. Тем не менее, этот штрих становится незаменимым во вступлениях, проигрышах и бриджах.

  Аппликатура блокфлейты ноты для блокфлейты. Ноты для блокфлейты.

Например, с помощью четверки было сыграно вступление к песне «Кино — Звезда по имени солнце» и композиция «Кукушка» в исполнении Земфиры.

Блатной бой

Существует несколько разновидностей блатного боя. Наиболее распространённая схема выглядит следующим образом:

Схема блатного боя

Суть этого штриха состоит в смене басовых струн, что придаёт характерное блатное звучание.

Несмотря на то, что исполнение блатным боем среди музыкантов считается моветоном, изучение этого стиля полезно для развития координации пальцев правой руки.

Бой Цоя

Этот стиль гитарного боя носит название в честь Виктора Цоя, известного своими акустическими выступлениями, где он часто использовал этот прием, чтобы имитировать звучание отсутствовавшей ритм-секции.

На самом деле, данная техника звукоизвлечения применялась многими артистами русского рока в 80-х годах. Яркие примеры: К. Кинчев с песней «Завтра может быть поздно» и А. Башлачев с «Поездом».

Бой Высоцкого

Эта вариация гитарного штриха приобрела популярность в городской песне в середине 50-х — 60-х годах. В.С. Высоцкий стал её популяризатором, а его ранние работы являются классическим примером городской песни.

В более поздних произведениях Высоцкий начал комбинировать блатной штрих с восьмеркой.

Полезные советы

  1. Пробуйте самостоятельно подбирать способ игры для каждой песни. Ориентируйтесь на её звучание и настроение. Для более спокойных баллад лучше подходит восьмерка, в то время как быстрым песням идет четверка или кантри.
  2. Помните, что каждую песню возможно сыграть шестеркой. Этот универсальный способ позволит выполнить композицию, если у вас нет времени для детального разбора.
  3. Если вы предпочитаете играть пальцами, следует установить на гитару нейлоновые струны. Металлические тоже подойдут, но не более 9 калибра. На более толстых металлических струнах удобнее использовать медиатор, что убережет ваши пальцы от травм.
  4. Если вы играете пальцами, чтобы избежать повреждений, старайтесь использовать серединную часть ногтя. Также не стригите слишком коротко ногти на правой руке.
  5. Играйте кистью. Не нужно делать резкие замахи от плеча, так как это может негативно сказаться на настрое вашего инструмента и привести к быстрой усталости руки. К тому же, такое исполнение может привести к несоответствию громкости аккордов; ваши движения должны быть экономными, чтобы контролировать каждую ноту.
  6. Если вы используете медиатор, не стремитесь «углубить» его в струны, а играйте лишь кончиком.
  7. Вот еще один совет по поводу медиатора: удерживайте его слегка под углом, чтобы острый край находился выше широкого основания. Этот прием может значительно улучшить ваше звукоизвлечение.
  8. Комбинируйте различные виды боя, но старайтесь использовать не более двух на одну песню. К примеру, применяйте восьмерку для куплета и шестерку для припева. Это поможет создать большее разнообразие в звучании композиции.
  9. Модифицируйте ритмические рисунки, добавляя глушение струн правой и левой рукой, увеличивая количество ударов по струнам на один такт. Это придаст оригинальности даже самой простой песне.

Несмотря на то, что гитарный чес является достаточно простым способом звукоизвлечения, некоторые его вариации могут вызвать трудности у начинающего музыканта. Тем не менее, настоятельно рекомендуем изучить каждую схему.

Во-первых, это существенно обогатит ваш технический арсенал. Во-вторых, изучение различных типов гитарного боя отлично развивает чувство ритма, а также технику и выносливость правой руки.

Оцените статью
Добавить комментарий