Ноты для гитары для начинающих с нуля

Аккорд представляет собой сочетание, как минимум, трёх музыкальных звуков. В зависимости от количества звуков и интервалов между ними, аккорды можно классифицировать на различные виды.

Основы теории музыки для полных нулей

В кругу любителей-гитаристов распространено мнение, что знание теории музыки не является обязательным, а иногда даже может быть вредным. Они утверждают, что музыка должна исходить из глубины души, а соблюдение каких-либо правил и норм может отрицательно сказаться на формировании индивидуального музыкального стиля музыканта. Тем не менее, я уверен, что такая точка зрения является ошибочной. Во-первых, дополнительная информация никогда не помешает, а во-вторых, чтобы адекватно осознавать, что вы играете, знание основ теории музыки обязательно. Кроме того, это значительно упростит общение с другими музыкантами в формате группы.

В этой статье я представлю основные аспекты музыкальной теории, которые должен усвоить каждый гитарист. В первой части мы обсудим звуки и ритмику.

Основой всей музыки является последовательность звуков.

Звук – это физическое явление, возникающее благодаря звуковым волнам. Частоты этих волн могут различаться, и именно частота определяет высоту звука.

Высота звука – это характеристика, указывающая на количество колебаний звуковой волны в секунду. Чем выше частота, тем выше звук. В музыкальной практике берутся во внимание звуки с основной частотой в диапазоне от 16 до 5000 Гц (колебания в секунду).

Чтобы не отождествлять звучание с числовым значением частоты, была введена нота. Нота – это условное графическое обозначение музыкального звука.

Ряд звуков, которые стоят в определённых соотношениях друг к другу, называется звукорядом, а каждый звук в этом ряду обозначается как ступень звукоряда. В музыкальной системе в основном используются 88 звуков, различаемых по высоте. Основным ступеням звукоряда присвоены семь самостоятельных названий-нот: До (C), Ре (D), Ми (E), Фа (F), Соль (G), Ля (A), Си (B). Эти семь звуков повторяются периодически, охватывая весь звукоряд. Это связано с тем, что каждый восьмой звук является повторением первого, но на удвоенной частоте. Часть звукоряда, состоящая из всех семи основных ступеней, называется октавой.

Каждая октава состоит из 12 звуков, что разделяет октаву на 12 равных частей, и расстояние между двумя соседними звуками называется полутоном. Этот строй именуется темперированным. Расстояние между двумя полутонами составляет целый тон.

Каждая основная ступень може быть повышена или понижена. Для обозначения полученных производных ступеней используются специальные названия. Повышение основной ступени на полтона называется диез (#), а понижение — бемоль (Ь). Например, Ля-диез (A#), Ми-бемоль (Eb).

Таблица приведена ниже и содержит соответствие частот всем 12 звукам в каждой октаве.

Частота, Гц Суб-контp- Контp- Большая Малая 1.00 2.00 3.00 4.00 5.00
Hота октава октава октава октава октава октава октава октава октава
До C 32.70 65.41 130.82 261.63 523.25 1046.50 2093.00 4186.00
До-диез C# 34.65 69.30 277.18 554.36 1108.70 2217.40 4434.80
Ре D 36.95 73.91 147.83 293.66 587.32 1174.60 2349.20 4698.40
Ре-диез D# 38.88 77.78 155.56 311.13 622.26 1244.50 2489.00 4978.00
Ми E 20.61 41.21 82.41 164.81 329.63 659.26 1318.50 2637.00 5274.00
Фа F 21.82 43.65 87.31 174.62 349.23 698.46 1396.90 2793.80
Фа-диез F# 23.12 46.25 92.50 185.00 369.99 739.98 1480.00 2960.00
Соль G 24.50 49.00 98.00 196.00 392.00 784.00 3136.00
Соль-диез G# 25.95 51.90 103.80 207.00 415.30 830.60 1661.20 3332.40
Ля A 27.50 55.00 110.00 220.00 440.00 880.00 1720.00 3440.00
Ля-диез A# 29.13 58.26 116.54 233.08 466.16 932.32 1864.60 3729.20
Си B 30.87 61.74 123.48 246.96 493.88 987.75 3951.00

Ритмика, метр, длительности нот

Каждый звук или нота имеет определённую длительность звучания. Существуют ноты с длительностью, как более длинной, так и более короткой. В музыке длительность исполненных нот определяется не в абсолютных, а в относительных значениях, связанных с метром.

Метр представляет собой равномерное чередование сильных и слабых долей. Существует устройство, называемое метроном, которое служит для отслеживания ритма, издавая звуки через равные интервалы времени. Пользователь может настроить скорость его тиканья, определяемую как темп. Один тик метронома соответствует одной доле в метре и измеряется в ударах в минуту (УВМ или BPM — beats per minute). Например, обычные часы могут считаться метром с фиксированной скоростью, равной 60 тикам или ударам в минуту, так как в одной минуте 60 секунд.

Сильная доля – это доля, на которую падает удар в такте, она звучит громче, чем слабая. Чтобы помочь понять, какие доли являются сильными, рассмотрим пример. Когда вы слушаете свою любимую песню и вам хочется потопать ногой в такт музыки, то в момент, когда ваша нога касается пола, звучит сильная доля, а когда нога поднимается, слышится слабая доля. Вы можете считать такт как «1-и-2-и-3-и-4-и», при этом на «1», «2», «3», и «4» вы топаете ногой, а на «и» — поднимаете. Особо стоит отметить, что самая сильная доля обычно приходится на первую цифру. Это ведет к пониманию термина музыкальный такт.

Такт – это отрезок музыкального произведения от одной самой сильной доли до следующей. В нотной записи и табулатуре такт обозначается вертикальной чертой.

Такт

Тактовый размер — это обозначения в виде дробей, которое указывает, сколько долей входит в такт. Числитель показывает количество долей в такте, а знаменатель показывает длительность этих долей. Наиболее распространенный тактовый размер в современной музыке – это 4/4, что означает четыре доли, каждая из которых соответствует четвертной ноте. Вальсовая музыка обычно исполняется в размере 3/4, содержащем три доли, каждая из которых также является четвертным значением. Для размеров, таких как 5/8, это значит пять долей, каждая из которых представляет собой восьмую ноту. Это может продолжаться и далее.

  Все о музыкальном инструменте виола

Интервалы

Интервал – это расстояние между двумя звуками, которые могут звучать последовательно или одновременно. Интервалы, в которых звуки идут друг за другом, называются мелодическими интервалами, а интервал, в котором звуки звучат одновременно, — гармоническими интервалами. Ниже расположенный звук называется основанием интервала, а верхний — его вершиной.

Интервал имеет количественные и качественные характеристики. Качественная характеристика указывает на количество тонов и полутонов, составляющих интервал. В то время как количественная характеристика определяет количество ступеней, которые формируют интервал. Мелодические интервалы получают деление на восходящие (когда звуковая высота второго звука выше первого) и нисходящие (когда второй звук располагается ниже первого).

Интервалы можно классифицировать на простые (в пределах одной октавы) и составные. Названия интервалов формируются при помощи латинских чисел, которые показывают, какая по счёту ступень будет высшей в интервале.

Простые интервалы

  • Прима
  • Секунда
  • Терция
  • Кварта
  • Квинта
  • Секста
  • Септима
  • Октава

Качественная характеристика интервалы позволяет оценить количество тонов и полутонов, что представляет собой структуру интервала. Поэтому к названиям ступеней добавляют уточняющие слова.

Название Обозначение Количество тонов
Чистая прима ч.1 0
Малая секунда м.2 0,5
Большая секунда б.2 1
Малая терция м.3 1,5
Большая терция б.3 2
Чистая кварта ч.4 2,5
Увеличенная кварта ув.4 3
Уменьшенная квинта ум.5 3
Чистая квинта ч.5 3,5
Малая секста м.6 4
Большая секста б.6 4,5
Малая септима м.7 5
Большая септима б.7 5,5
Чистая октава ч.8 6

Таблица

Ниже представлена схема расположения нот на грифе гитары для всех типов шестиструнных инструментов, включая электрогитары.

Гриф с нотами

Для этой картинки важно дать несколько пояснений, особенно если вы новичок и ещё не полностью разбираетесь в нотной грамоте и аккордах. Прежде всего, давайте разберемся, что означают буквы.

Всё довольно просто: если вы взглянете на гриф гитары и ноты на ладах, то увидите, что аспекты, обозначенные на рисунке, соответствуют известным нотным обозначениям, где, например, «C» обозначает ноту До и так далее. При прохождении всех 12 ладов в сторону деки звук меняется и повторяется, но с прибавлением октавы выше. Обычно гитарист может задействовать четыре октавы для создания и воспроизведения музыки – это актуально для классического метода исполнения на шестиструнной гитаре. Для других менее распространённых вариантов диапазон может значительно колебаться.

Для пианиста, например, при стандартной раскладке клавиатуры, это отражает наличие более восьми октав на классическом фортепиано. Хотя встречаются уменьшенные пианино, обычно это либо простые синтезаторы, либо детские инструменты.

Схема и ноты на грифе гитары, изображенные в этой картинке, актуальны при игре на классической или акустической гитаре с традиционным строем.

Классический строй

В подробностях про настройки гитары вы можете прочитать в соответствующем разделе на нашем сайте. Эта тема всего лишь в одной отдельной статье освещает, как правильно настроить гитару.

По умолчанию от самой верхней к самой нижней струне (от самой тонкой до самой толстой) порядок отображается следующим образом:

Дополнительные знаки

Вы могли заметить на рисунке знаки «бемоль» — b и «диез» — #. Эти знаки указывают на повышение или понижение основного звука на полтона. Обычно между нотами находится один тон, за исключением случаев между Си и До, а также между Ми и Фа. Эти обозначения помогают понять, что звук повысился или понизился в процессе движения по грифу.

Знаки диез и бемоль важны для изучения гамм.

Нотный гриф гитары

Схема нот на грифе гитары может быть представлена в другом варианте.

Тем, кому не совсем удобно пользоваться изображением выше, предлагается взглянуть на нотный гриф гитары с учётом всех обозначений, соответствующих нотному стану и октавам.

На этой схеме представлены обычная классическая гитара и звуки, которые расписаны до 19 лада. Для электрогитары будет то же самое, но с большими числами ладов и звуков.

Нотный стан

Здесь расположение нот на грифе шестиструнной гитары показывается с выделением октав для каждого лада и струны на нотном стане. К тому же, в этой карте не содержится полутонов. Но если сопоставить верхнюю и нижнюю картинки, вы поймете, где и как они располагаются.

Если изображение вверху окажется более удобным для новичков, проходящих обучение с нуля самостоятельно, то вариант ниже лучше использовать тем, кто занимается сольфеджио и проявляет интерес к урокам игры на гитаре, например, для детей, обучающихся в музыкальных школах, или для взрослых, которые берут уроки у преподавателя.

Сколько октав на гитаре?

Звуковой диапазон стандартной шестиструнной гитары с испанским строем, имеющей на грифе 19 ладов, начинается с ноты ми малой октавы (это открытая шестая струна) и заканчивается нотой си третьей октавы (XIX лад для первой струны). Таким образом, звуковой диапазон гитары включает 4 октавы:

  1. неполная малая;
  2. полная первая;
  3. полная вторая;
  4. полная третья.

Малая октава включает пять генерируемых нот (ми, фа, соль, ля, си с соответствующими альтерациями). Эти звуки могут быть проиграны как на шестой струне, так и на ней могут играться первые три ноты (ми, фа, соль), а ноты ля и си — на пятой струне.

Нота до первой октавы находится на грифе гитары в двух местах — на III ладу пятой струны и VIII ладу шестой. Больше нигде её сыграть не получится. Самый высокий звук первой октавы си можно извлечь в нескольких местах на различных струнах: это открытая вторая струна, III лад третьей струны, IX лад четвёртой струны, XIII лад пятой струны и XIX лад шестой струны. На грифе гитары с 19 ладами 24 ноты относятся именно к первой октаве основного звукоряда, и ни одного звука первой октавы на первой струне не существует.

  Как устроена флейта Пана, как она звучит и чьим народным инструментом является. Как нарисовать флейту.

Вторая октава располагается довольно широко своими чистыми (т.е. без альтераций) звуками на грифе: их здесь 28. Нота до второй октавы представлены на четырёх струнах:

  • на второй струне (I лад);
  • на третьей струне (V лад);
  • на четвёртой струне (X лад);
  • на пятой струне (XV лад).

Финальным октавным звуком будет си, его можно извлечь на первой, второй и третьей струнах на VII, XII и XVI ладах соответственно. На шестой струне второй октавы звуков не будет.

Высокие звуки третьей октавы встречаются только на мелодических струнах (третьей, второй и первой). Причем они располагаются выше VIII лада на грифе.

Как построить и играть?

Классический строй гитары продуман настолько тщательно, что гамму в одну октаву от любого звука можно сыграть в одной позиции, не перемещаясь по грифу. Это обеспечивает удобство начинающим гитаристам. Для исполнения мелодий с большим диапазоном также можно найти более рациональное местоположение на грифе, учитывая разные варианты расположения одинаковых звуков в различных местах и на разных струнах.

Например, если требуется сыграть первую октаву, самым простым вариантом для новичков будет разучивание гаммы до мажор в первой позиции:

  • до на III ладу пятой струны: зажать пальцем №3 (безымянным) левой руки;
  • ре – открытая четвёртая;
  • ми на II ладу четвёртой струны: зажать пальцем №2 (средним) левой руки;
  • фа на III ладу четвёртой струны: прижать пальцем №3 левой руки;
  • соль – открытая третья;
  • ля на II ладу третьей струны: прижать пальцем №2 левой руки;
  • си – открытая вторая;
  • до второй октавы (гамма завершается звуком до следующей октавы) на I ладу второй струны: зажать пальцем №1 (указательным) левой руки.

Любую гамму следует традиционно играть в восходящем и сразу же после этого — в нисходящем направлении.

В случае двух- и трёхоктавных гамм целесообразно использовать аппликатуры А. Сеговии, разработанные этим выдающимся музыкантом для исполнения диатонических мажорных и минорных последовательностей. Практически все гитаристы начали развивать свои технические навыки именно на этих материалах.

Рассмотрим типичную двухоктавную гамму до мажор с аппликатурой А. Сеговии:

Эта гамма позволяет исполнить целый ряд мажорных последовательностей от различных звуков, не изменяя аппликатуру. Другими словами, выучив всего одну гамму от ноты до, можно играть и другие мажорные двухоктавные звукоряды:

  • от ноты ре, сместив всю аппликатуру на 2 лада выше по грифу (то есть начав её на V ладу с той же пятой струны);
  • от ноты ми, начав расположение пальцев и струн с VII лада;
  • от ноты фа, находящейся на VIII ладу пятой струны;
  • от ноты си, которая располагается на II ладу пятой струны, ниже на один лад от ноты до.

Самый высокий звук ми мажорной последовательности, начинающейся от ноты ми на VII ладу пятой струны, будет извлечён на XII ладу первой струны.

Новичку, обучающемуся на классической гитаре, не следует двигать правую руку дальше XII лада, потому что там не так удобно играть неопытным гитаристам.

Тем не менее, на инструменте, имеющем вырез на корпусе в районе высоких ладов, можно продолжить перемещать руку и играть гаммы от звуков фа, соль, ля и даже си первой октавы. Хорошо играть эту типичную гамму, двигаясь по полутонам, всей последовательностью с учетом альтерированных мажорных построений (до-диез мажор, ре-диез мажор и так далее). Один из подходов к игре — постараться не останавливаясь двигаться вверх по грифу, последовательно проигрывая все доступные для данной аппликатуры мажорные тональности (как вверх, так и вниз).

Типовая соль мажорная гамма на три октавы:

Эта мажорная последовательность начинается со второй позиции, восходит до двенадцатой и предполагает наличие трёх переходов:

  1. со второй (II) в пятую (V);
  2. с пятой (V) в восьмую (VIII);
  3. с восьмой (VIII) в двенадцатую (XII).

Нотная таблица

Перед тем как начать запоминать расположение нот на струнном инструменте, вам следует изучить таблицу расположения нот на грифе гитары, где они обозначены в целой октаве (до 12-го лада) с повторением аналогичного порядка (13-й лад становится первым).

Порядок расположения нот 6-струнных гитар

Подход к расположению нот на грифе шестиструнной гитары начинается с ноты До (C):

Открытые струны шестиструнного инструмента не содержат ноты До — она появляется только при зажиме (струна – лад):

  • 6-я струна – 8 лад;
  • 2-я струна – 1;
  • 3-я струна – 5;
  • 4-я струна – 10;
  • 5-я струна – 3 лад.

Звучание Ре можно извлечь с 4-й открытой струны, а также:

  • 6-я струна – 10;
  • 2-я струна – 3;
  • 3-я струна – 7;
  • 5-я струна – 5 лад.

Извлекать звук Ми можно с 1-й и 6-й струны, которые являются открытыми, а вот звук Фа получается только при зажиме:

  • 6-я струна – 1;
  • 2-я струна – 6;
  • 3-я струна – 10;
  • 4-я струна – 3;
  • 5-я струна – 8 лад.

Звучание Соль излучается с 3-й открытой струны, а также:

  • 6-я струна – 3;
  • 2-я струна – 8;
  • 4-я струна – 5;
  • 5-я струна – 10 лад.

Звук Ля возникает на 5-й открытой струне грифа, а также на следующих позициях:

  • 6-я струна – 5;
  • 2-я струна – 10;
  • 3-я струна – 2;
  • 4-я струна – 7 лад.

Звук Си получается при нажатии 2-й открытой струны, а также:

  • 6-я струна – 7;
  • 3-я струна – 4;
  • 4-я струна – 9;
  • 5-я струна – 2 лад.
  Выбираем приложения на Android для настройки гитары

Нотная схема грифа 7-струнной гитары

Настройка и нотный стан на гитаре с 7 струнами могут иметь разные расположения. Наиболее распространённый вариант — это русский строй, при котором звучание открытого Соль-мажорного аккорда представлено: Ре – Соль – Си – Ре – Соль – Си – Ре.

Для семиструнного акустического инструмента часто используется цыганский строй, который отличается настройкой 2-й и 5-й струн на звучание аккорда Си-бемоля.

Испанский строй также очень популярен, где проигрывание звуков происходит по следующей последовательности: Си – Ми – Ля – Ре – Соль – Си – Ми.

При использовании семиструнных электрогитар и бас-гитар, седьмая струна здесь настраивается на Си (B) октаву, как и вторая струна.

Пошаговое изучение нотной схемы гитары

Изучая ноты на грифе гитары для начинающих, следует сначала запомнить, что октавы повторяются через каждые 11 ладов. В первую очередь рекомендуется сосредоточиться на запоминании нот с самых низких струн. Для удобства и скорости лучше тренироваться в исполнении гамм, начиная с открытых струн.

Для обучения используются специальные таблицы и схемы, показывающие стандартные лады и ноты отдельно для шестой и остальных струн.

Популярные упражнения для изучения нот на гитарном грифе

Чтобы запомнить, где какая струна на гитаре, быстро находить нужную ноту и безошибочно собирать аккорды, начинающим гитаристам рекомендуется использовать небольшие подсказки:

  • Комбинация визуального и звукового восприятия. Проигрывая ноты, повторяйте их названия и обращайте внимание на лады на грифе. Так активируются разные системы памяти, что облегчает запоминание информации. Плюсом также послужит развитие слуха — мозг запоминает названия, расположение и звучание каждой конкретной ноты.
  • Играть ноты в прямом и обратном порядке.
  • Начинать с 1-й струны. По мере освоения ладов, подключайте 2-ю, 3-ю и последующие струны, пока не дойдёте до последнего лада на шестой струне.
  • Регулярные тренировки. Постоянная практика является важнейшим условием обучения игре на гитаре или другом музыкальном инструменте. Чем чаще и дольше вы занимаетесь, тем быстрее сможете освоить нужный объём информации.
  • Использование наклеек для ладов. Такие метки становятся очень важными для новичков, особенно в начале обучения. Спустя некоторое время вы сами заметите, что начали обходиться без наклеек, и тогда можно смело убрать такие обозначения.

Исполнение хроматической гаммы

Гамма представляет собой последовательное исполнение всех семи нот с повышением на тон. Гаммы могут быть как мажорными, так и минорными, располагаясь параллельно друг к другу. Хроматическая гамма подразумевает исполнение, при котором каждый звук повышается на полтона без исключения одной ноты. В контексте гитары речь идёт о звучании от открытой струны до 12 лада.

Хроматическая гамма служит для отработки технику игры, помогая увеличить скорость перебора пальцами и движения кисти. При исполнении важно соблюдать темп для ритмичной игры каждой гаммы в прямом и обратном порядке.

Освоение исполнения октав

Важно постепенно усваивать ноты в разных октавах, которые должны соответствовать конкретным струнам и ладам. В случае классического строя гитары, гриф состоит из следующих октав:

  • Малой: охватывает струны басового регистра. Малая октава неполная — от открытого звука ми 1-й струны до 7 лада, когда звучит си на 6-й струне.
  • Первой: данная октава содержит треть звуков гитары. Здесь задействуются все струны, кроме первой.
  • Второй: эта октава обогатена своим звучанием на всех струнах. На первой — восьмой лад, на шестой — двадцатый.
  • Третьей: наивысшая октава, которая исполняется на первых трёх струнах.

Запись нот в память

Пользуясь методами обучения, изучив все ноты и отработав их на практике, можно начинать самостоятельно тренироваться воспроизводить их по памяти. Чтобы успешно и безошибочно заполнять память расположением нот, следует пройти следующий тест:

Расположение нот и октав

Октавы на гитаре расположение

Каждый гитарист должен знать расположение нот на грифе гитары

Изучив изображение, представленное выше, вы можете заметить, что все ноты дублируются по двенадцатому ладу. Но на этом уровне они уже звучат на одну октаву выше. Всё звуковое пространство, доступное человеческому слуху, можно разделить на октавы. Высота звуков более низкой октавы в два раза меньше звуков более высокой октавы.

На следующем изображении вы можете увидеть, где на грифе располагаются различные октавы. Каждая из них выделена в отдельный цвет, что способствует более простому запоминанию.

Расположение октав довольно легко запомнить.

Как играть

Чтобы освоить игру на октавах, важно изучить расположение нот на грифе гитары. Такой процесс вполне прост. Если вы хотите сыграть октаву, например, ноту Ля, извлеките звук от шестой струны, зажатой на пятом ладу указательным пальцем левой руки. Затем извлеките звук с четвёртой струны, прижатой на седьмом ладу при помощи безымянного пальца левой руки. С другими нотами получится играть аналогично.

Если надо исполнять октаву от открытой шестой струны (ми), получите звук из этой струны, затем сыграйте четвёртую струну, прижав её указательным пальцем левой руки на втором ладу (это также нота ми).

Для большей наглядности представим видео, показывающее, как можно играть октавами в джазовом стиле. Даже если ваш уровень игры не достижим, как у гитариста в этом ролике, вам будет легче понять, как играть октавами.

Октавы предоставляют замечательную возможность разнообразить музыкальную композицию, а также добавить ей оригинальности. Мелодическая часть, исполненная октавами, всегда остаётся актуальной, особенно в кульминации произведения. Используя их, вы можете красиво развивать тональность в соло-партии. Игра октавами открывает широкие перспективы для создания мелодий и арпеджио.

Оцените статью
Добавить комментарий