Рубрика: Обучающие материалы

– Я часто замечаю подобное. Когда у меня плохое настроение или я чувствую себя подавленной, игра на домбре становится тяжелой. Струны кажутся жесткими, рука не слушается, возникает какое-то напряжение. И совсем иначе, когда настроение ликует, когда все получается – домбра звучит мягко и поет, как будто наполняется радостью. Это действительно здорово!

Как играть на домбре?

Как играть на домбре?

Калмыцкая домбра чичирдык – это традиционный народный музыкальный инструмент, обладающий уникальным и выразительным звучанием, имеющий богатую и многовековую историю. Аналогичные инструменты можно встретить на территории Казахстана, Узбекистана и других стран Азии. Несмотря на то, что домбра не столь популярна, как гитара, музыкант, мастерски освоивший игру на этом инструменте, всегда привлечет к себе внимание и уважение окружающих. Поэтому очень важно разобраться, как же правильно научиться играть на калмыцкой домбре, и какие знания для этого будут необходимы.

Что необходимо для игры?

Начальный процесс освоения инструмента включает в себя 4 ключевых шага.

  1. Правильная посадка с инструментом. Для игры на домбре крайне важно правильно сидеть. Спина должна оставаться прямой, а плечи – расслабленными. Обычно правая нога помещается на левую, а домбра располагается сверху так, чтобы удобно её держать. Неправильная осанка может негативно сказаться не только на качестве звучания, но и привести к проблемам со здоровьем.
  2. Научиться настраивать инструмент. Наиболее распространенной настройкой струн для домбры является квартовая настройка. В этом случае интервал между звуками верхней и нижней струны составляет четыре ступени, что равно 2,5 тона.
  3. Отработка техники удара по струнам. Звукоизвлечение происходит при помощи ногтя указательного пальца, одновременно с движением предплечья вниз. Пальцы на руке должны оставаться слегка сжатыми, однако не в кулак.
  4. Освоение нотной грамоты. Знание основных музыкальных нот, длительностей, аппликатуры и других элементов нотной записи позволит вам разучивать новые произведения самостоятельно.

Изучение техники игры на калмыцкой домбре проходит более эффективно под руководством опытного преподавателя, который способен вовремя указать на ошибки и помочь их исправить. Тем не менее, с достаточным терпением и настойчивостью возможно освоить инструмент лететь по самоучителям или видео урокам.

Как играть на домбре песни для гитары?

На сегодняшний день гитара является одним из самых популярных музыкальных инструментов. Легко найти ноты и табулатуры для невероятного множества музыкальных произведений, часто в нескольких аранжировках. Гитара хорошо подходит для различных музыкальных жанров: от фламенко и блюза до романса, джаз-рока и классической музыки. В этой статье мы постараемся объяснить, как адаптировать гитарные партии для домбры так, чтобы это было легко и удобно. Важным аспектом является то, что настроенные две струны казахской домбры совпадают с 3-й и 4-й струнами гитары, что дает возможность достаточно легко подбирать мелодию на слух. Но как же упростить эту задачу и приступить к адаптации любимых песен под домбру?

Рубрика: Обучающие материалы 2

Читайте дальше, чтобы узнать, как играть на домбре песни, написанные для гитары.

Как читать ноты для домбры

Когда базовые навыки игры освоены, часто возникает вопрос: как же правильно читать ноты для домбры? Открытие новой музыки – это всегда приятно, и появляется желание выучить новую мелодию. Однако не каждый способен снять песню на слух, а разбор музыкального произведения может занять много времени. Музыка чаще всего записывается в виде табуляции, где указываются номера лада, которые необходимо зажать на первой или второй струне, чтобы достичь нужного звука. Но многие классические произведения записываются в виде стандартной нотной грамоты, и это делает знание нотации особенно важным для музыканта, желающего играть на домбре.

  Бой «Восьмерка» на гитаре схемы, аккорды и советы для начинающих. Бой восьмерка на гитаре.

Домбра и флаг Казахстана

Определение понятия народная песня

Народная песня – это один из самых распространенных видов народной музыки, который является продуктом коллективного устного творчества. Она отражает характер, обычаи и исторические события народов, отличается уникальным жанровым содержанием, музыкальным языком и структурой. Народные песни могут быть как одноголосными, так и многоголосными. Обычно у таких песен нет определенного автора или он остается неизвестным. Народные песни существовали в различных местных вариантах, постоянно эволюционируя.

Теперь, когда мы познакомились с определением народной песни, я хочу предложить вам посмотреть на иллюстрации национальных костюмов разных наций, и вы попробуете определить, какой из них принадлежит к какому народу. Обучающимся будет предложено определить, к каким народам относятся представленные на иллюстрациях костюмы: русская, чешская, латышская и казахская.

Сегодня на уроке мы разучим четыре песни этих народов.

1. Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я»

Рассматриваем исполнение произведения вместе с концертмейстером. Важная работа касается звукового исполнения, динамики и фразировки. Нам необходимо слушать концертмейстера и учитывать его замечания.

2. Чешская народная песня «Аннушка»

Здесь также будет сделана работа над качеством звучания.
— различные приемы: четкость исполнения правой руки и аккуратное выполнение акцентов. Необходимо будет удерживать длительности нот.
— также важно будет поработать над динамическими оттенками.

Обучающаяся исполняет песню и одновременно прохлопывает ритмический рисунок.

3. Латышская народная песня «Петух»

Для глубокого осмысления образа используем рисунки, приготовленные обучающейся.

— работа с концертмейстером.
— уделить внимание отдельным сложным моментам в исполнении.
— работать над качеством звучания.

4. Казахская народная песня «Карлыгаш» (Ласточка)

Игра происходит в ансамбле вместе с педагогом.

Необходимо слушать сопровождение, проявлять выразительность и плавность в мелодии. Важно уделить внимание оформлению музыкальной фразы и.

достижению звукового баланса.

5. Физкультминутка

Помимо казахских народных песен существуют также народные кюи. Сегодня мы сосредоточимся на характере исполнения кюя «Кара жорга» (Черный иноходец).

Во время исполнения ритма этого кюя танцуется народный танец «Кара жорга».

Конь играл огромную роль в жизни казахского народа, поэтому танцующие подражают грациозным движениям человека, сидящего в седле. Сначала я хотел бы продемонстрировать вам элементы народного танца «Кара жорга», пока я исполняю этот кюй.

(Танец «Кара жорга» в исполнении обучающейся)

Обучающаяся исполняет танец под музыку кюя «Кара жорга», которую исполняет преподаватель.

6. Казахский народный кюй «Кара жорга» (Черный иноходец)

Беседа с ученицей о народном кюе.

Кюи бывают как народными, так и авторскими. Народные кюи имеют древние корни. Существует мнение, что некоторые из этих произведений могли исполняться во время древних ритуалов кочевых народов.

Кюй отражает эмоциональное состояние человека, его переживания, радость и печаль, размышления о жизни, а также некоторые кюи посвящены животным и птицам.

Кюй «Кара жорга» представлен в стиле «төкпе» (сочинение в определенной последовательности: бас буын, негізги буын, ортангы буын, киши сага, улкен сага). Он исполняется в настройке квинта.

Во время разучивания кюя обратите особое внимание на сложные эпизоды. Играйте кюй по числовым обозначениям. Не забывайте про звукоизвлечение, интонацию, ритм и динамику.

7. Казахский народный кюй «Аксак кулан»

К наиболее древним образцам домбровой казахской музыки относятся кюи-легенды, имеющие названия птиц и животных. Одним из таких кюев является «Аксак кулан» (хромой кулан). В культуре казахов кюи передавались от исполнителя к исполнителю на слух многие века. «Аксак кулан» считается народным кюем и датируется 13 веком.

  Как устроены цимбалы и как выглядит данный музыкальный инструмент. Цимбалы музыкальный инструмент.

Итоги урока, обсуждение наиболее удачных моментов и проблемных аспектов, на которые следует обратить внимание в домашних занятиях.

Список использованной литературы

1. А. Жайымов, С. Буркитов, Б. Ыскаков «Домбыра уйрену мектеби». — Алматы, 1992
2. Чунин В. С. «Аппликатура начального этапа обучения домриста». — М., 1988
3. Т. Мергалиев, С. Буркитов, О. Дуйсен «Казак куйлеринин тарихы». — Алматы, 2000

Василиса Муромцева

Законы жанра требуют, чтобы для наглядности – чтобы конкретные примеры превратились в общие случаи – понадобилось как минимум три героя. Поэтому, чтобы этот материал стал возможен, необходимо было найти ещё одного русского домбриста. Такие музыканты могли бы обнаружиться, предположительно, в филармонии.

– Да что вы говорите! – удивляются сотрудники филармонии. – У нас все солисты – одни казахи. Это почти невероятно – найти русского профессионального домбриста.

Тем не менее, хотя это и сложно, это можно сделать. В Алматинском музыкальном колледже имени Чайковского в методическом отделе по телефону отвечают:

– У нас есть один русский домбрист, причем это девушка!

Она оказалась обаятельной, с длинным исконно русским именем и фамилией – Василиса Муромцева. Мы встречаемся с ней прямо в колледже во время перерыва между занятиями.

Василиса Муромцева

– Қалайсың, Василиса? – обращается к ней один из сокурсников, открывая перед нами дверь.

– А сольфа будет? – интересуется другой сокурсник, имеющий рокерский вид и держащий гитару. Вероятно, он говорит о сольфеджио.

– Будет, будет! – улыбается Василиса и подтверждает, что она действительно выглядит как диковинка, ведь даже ее преподаватель заметил, что домбристы – русские, корейцы и грузины давно не обучались у него.

– Вы сами выбрали домбру?

– Да, само собой. Начала увлекаться ею еще в школьные годы.

– Почему именно домбра, а не гитара, фортепиано или скрипка?

– Мне очень нравится казахская национальная музыка. К тому же, мы живем в Казахстане, поэтому это как-то ближе к моему сердцу. Именно учительница привила эту любовь ко мне, когда я записалась на кружок домбры.

– Какой был ваш первый инструмент?

– Первую домбру мне купили родители на базаре. Она была достаточно простой и недорогой. Кстати, купили её через два месяца после того, как я записалась в кружок. Сначала я занималась на чужих инструментах в школе, а когда у меня появился собственный инструмент, я, наверное, месяц спала с ним, обнимая его. Я занималась часами и даже совсем забыла про учёбу – погрузилась полностью в музыку.

– Вы исполняете что-то классическое, например, кюи Курмангазы, или предпочитаете импровизации?

– В основном я, конечно, исполняю классическую народную музыку. Я не привыкла играть современные произведения. Но когда собираемся в ансамбли, иногда даже исполняем кубинский танец.

– На домбре?

– Да, или классическую музыку, например, венскую. Исполняем Моцарта, Баха. Это тоже получается очень интересно.

– Вы учились в музыкальной школе?

– Я сначала училась в обычной школе и ходила в кружок два года. Затем моя учительница ушла в декрет, и мне пришлось записаться в музыкальную школу, чтобы не оставлять занятия. С этого момента началась моя активная карьерa – я начала участвовать в международных, республиканских, городских и областных конкурсах.

– У вас были победы?

– Я занимала вторые и первые места, становилась дипломантом, а один раз даже получила гран-при. Это был огромный заряд эмоций и радости.

  Балалайка: описание и разновидности

Василиса сейчас 19 лет. Она современная молодая девушка, у неё есть аккаунт в «Инстаграме», она занимается спортом, любит путешествия и разнообразные женские увлечения. Однако она не считает домбру чем-то устаревшим и охотно носит национальные наряды.

Василиса с удовольствием носит национальные костюмы

Сфера использования домбры

Казахская домбра – это универсальный инструмент, на котором можно исполнять любую музыкальную композицию: начиная от национальных произведений и заканчивая мировыми поп-хитами. Начинающим музыкантам сначала следует освоить основы игры на двух струнах, а после этого перейти к более сложным техникам, применяемым виртуозами.

Домбра подходит как для сольных, так и для парных выступлений, может быть частью оркестра. Этот инструмент прекрасно звучит в сочетании с другими инструментами, особенно из струнно-щипковой группы. Домбристы — частые участники свадеб и ритуальных обрядов, где они исполняют как инструментальные произведения, так и песни.

Интересные факты о домбре

  1. День домбры отмечают в Казахстане в первое июльское воскресенье. Мало кто знает, что этот национальный праздник был учинен 12 июня 2018 года.
  2. Научные исследования не могут точно установить происхождение названия домбра. У татар инструмент называется «думбра», а у турок – «тамбура». У калмыков домбра ассоциируется с домбыром. Гитара у монголов называется домбура, в то время как в России инструментом является домбра, а казахстанская традиция обозначает его как домбыра, что считается правильным вариантом.
  3. Ученые предполагают, что домбра существует более 6000 лет, что делает её одним из самых древних инструментов на планете.
  4. Нурсултан Назарбаев, бывший президент Казахстана, не только ценит, но и умеет играть на домбре. На одном из мероприятий он даже исполнил песни о жизни и о людях, которых стоит уважать – тех, кто делает больше, чем говорит.
  5. Писатель Кадыр Мырзалиев также подчеркивает особое значение домбры для казахского народа, утверждая, что настоящий казах – это не только казах, а его домбра.
  6. Форма домбры варьируется в зависимости от региона Казахстана. В семиречье, Центральной и северной частях страны чаще играет на совковой домбре, которая была у таких знаменитых исполнителей, как Биржан сала и Акан сері. Она используется для исполнения шертпе-кюи, а также для сопровождения других инструментов. Округлые домбры характерны для южных и западных регионов страны, такими образцами владили Сайтек Оразалыулы и Мухамбет Отемисулы. Также встречаются редкие домбры, полностью вырезанные с грифом, которые используют для исполнения быстрых тюкпе-кюи.
  7. Домбра была зафиксирована в книге рекордов Гиннесса после большого концерта, состоявшегося в Китае 30 мая 2010 года, где ансамбль из 10 450 исполнителей исполнил произведение «Кенес».
  8. Казахская композитор Дина Нурпеисова до конца своей жизни держала домбру в руках. Она постоянно совершенствовала своё мастерство и стала высококлассной домбристкой. Кюи Дины Нурпеисовой являются классическими произведениями казахской народной музыки для домбры, к числу которых относятся «Байжума», «Булбул», «Жигер» и «Кеген туп».
  9. Известный ученый обнаружил домбру возрастом более 1500 лет и привез находку в Казахстан. На корпусе инструмента была обнаружена надпись на древнетюркском языке: «Насладись благоухающей музыкой».
  10. Создатель самой маленькой домбры – Болатбек Каримханулы, длина его творения составляет всего 45 мм, а ширина – 14 мм.

Домбра – это простейший, но в то же время глубокий инструмент. Он способен поднять настроение, утешить или вызвать в сердце слушателя приятные и тёплые чувства, иногда даже слёзы на глазах.

Оцените статью
Добавить комментарий