Что касается обучения музыке, хороший вопрос заключается в том, как его осуществить — и, безусловно, главный способ — это игра по нотам. Конечно, без теоретических знаний вам не удастся добиться успеха. Если же вы обладаете прекрасным слухом и способны без труда повторить простую мелодию, имейте в виду, что для исполнения сложных этюдов потребуется приложить немало усилий и усердия.
Козырьки и навесы. Наружные и внутренние лестницы. Комплектующие
Как же можно самостоятельно научиться играть на синтезаторе? Давайте попробуем разобраться в этом, на первый взгляд, непростом вопросе. Прежде всего, следует запомнить два основных правила:
- Для того чтобы научиться играть на клавишах, необходимо просто начать это делать. Ведь мастерство в игре обеспечивается практикой, талантом и умением применять хитрость ума.
- Улучшение и оттачивание своих навыков достигается благодаря постоянным тренировкам. Регулярное упражнение обеспечит вам отличные результаты, и вскоре вы сможете виртуозно играть на синтезаторе.
Основные возможности синтезатора
- Воспроизведение множества инструментальных тембров. Синтезаторы разбиваются на несколько категорий, что позволяет музыканту выбирать нужный тембр:
- по типу — струнный и духовой инструменты;
- по материалу — медный или деревянный;
Каждый тембр имеет уникальный порядковый номер, и разные производители могут использовать свою схематику для нумерации.
- Функция автоматического аккомпанемента или «самограйки» значительно облегчает процесс игры на синтезаторе. Вы можете выбрать любой стиль (например, хип-хоп, блюз или рок) или жанр (например, полька, марш или баллада) для вашей музыкальной композиции. Даже в том случае, если вы не знаете нот, функция «самограйка» может помочь осуществить нужное музыкальное сопровождение.
- Тональность. Эта функция синтезатора позволяет выбирать необходимые темп и высоту аккомпанемента.
- С (До)
- D (Ре)
- E (Ми)
- F (Фа)
- G (Соль)
- A (Ля)
- H (Си)
Теперь давайте разберём понятие аппликатуры у музыкантов. Это означает, что определённая нота должна играться определённым пальцем. Проще говоря, речь идет о том, как правильно нажимать на клавиши. Например, разместив пять пальцев над соответствующими клавишами, а затем лёгким движением, перебирая их, можно сыграть сразу пять нот.
Теперь рассмотрим, как брать аккорды, то есть играть три звука одновременно. Для этого нужно отработать движения пальцев, чтобы они уверенно переходили от одной клавиши к другой. Эти движения следует отработать до автоматизма. Изучив расположение нот, вы сможете сразу считывать их с нотного листа и исполнять незнакомую пьесу в умеренном темпе. Этот навык крайне важен для музыкантов, так как он позволяет воспроизводить новые произведения прямо по нотам.
Не знаете нот? Как же играть на синтезаторе в таком случае? В этом случае возвращаемся к функции «самограйка». Следуйте следующему алгоритму:
- Включите аккомпанемент.
- Левая рука будет управлять аккомпанементом, а правая — основной мелодией.
- Определитесь с темой и темпом пьесы, которую хотите сыграть.
- Чтобы синтезатор самостоятельно проиграл вступление, нажмите кнопку «старт».
- С помощью левой руки на клавиатуре выберите аккорд или нажмите любую клавишу. Синтезатор добавляет ритм, бас, гармонию, аккомпанемент и многие другие элементы.
- Правой рукой можно исполнить какую-нибудь мелодию.
- Чтобы завершить песню, нажмите «Стоп», и синтезатор проиграет финальную часть.
Если вы считаете, что самостоятельно научиться играть на синтезаторе невозможно, вы сильно заблуждаетесь, ведь базовые навыки можно освоить даже детям. На всех этапах изучения помните, что даже самые выдающиеся музыканты порой были самоучками. Выберите для себя эффективные методы, представленные ниже.
Знакомство с инструментом
В позднем Средневековье музыкантам, играющим на скрипках, трубах и других одноголосных инструментах, стало недостаточно. Изобретение клавишных инструментов, позволяющих играть многоголосные произведения, открыло новые горизонты для композиторов. Клавишные музыкальные инструменты прошли путь эволюции, который длился не менее 600 лет. Последним значительным достижением в музыкальной индустрии стало создание клавишного синтезатора.
Синтезатор — это электронный музыкальный инструмент. Он основан на схемах, которые генерируют звуковые волны. Первым электронным музыкальным инструментом можно считать Терменвокс, изобретённый в 1919 году. Однако он не имел клавиатуры, так как управление высотой звука происходило за счёт приближения человека к специальным антеннам, улавливающим электромагнитные волны.
Первый синтезатор с клавиатурой появился благодаря Лоуренсу Хэммонду в 1934 году и был назван в честь создателя — Hammond. Это инструмент был по сути электронным органом, который позволял исполнять разные тембры одновременно. Таким образом, современные синтезаторы, вопреки распространённому мнению, не являются родственниками рояля и пианино, имеющим единственный тембр.
Затем в музыкальном мире появились одноголосные аналоговые синтезаторы, такие как Mini Moog, Oberheim и Prophet. С развитием цифровой электроники были созданы музыкальные компьютеры, такие как Yamaha DX-7 и Clavia Nord. На сегодняшний день все синтезаторы представляют собой специализированные компьютеры.
На синтезаторе создано множество великолепных музыкальных произведений. Танцы, песни, марши — все это можно исполнить на этом инструменте. Также пьесы для фортепиано прекрасно адаптируемы для исполнения на синтезаторе.
Для обучения подойдёт любой нетрудный репертуар. Полезным будет также самоучитель по игре на фортепиано.
Основным компонентом любого синтезатора является генератор звука, который создаёт тембр. Приоритетом синтезатора, по сравнению с другими инструментами, является возможность выбора различных тембров. Количество тембров варьируется в зависимости от производителя, но в домашних инструментах их обычно около 400. Стандартный набор звуков включает тембры скрипок, труб, саксофона, пианино и многих других инструментов оркестра.
Сформированный звук отправляется в блок эффектов, где его можно видоизменить с помощью различных эффектов, таких как реверберация, фланжер и дисторшн. Современные инструменты являются мощными компьютерами, которые могут предложить гораздо больше возможностей, чем аналоговые инструменты прошлого века. Большинство новинок включает в себя функции обучения, автоаккомпанемента и записи.
Для домашнего обучения обычно выбирают клавиатуру, похожую на органную. Клавиши могут варьироваться от 25 до 88, как у рояля. Существуют клавиатуры, имитирующие молоточки живого фортепиано. При выборе устройства важно уточнить, обладает ли клавиатура чувствительностью к силе нажатия: отсутствие этого параметра означает, что сила давления не влияет на громкость воспроизводимой ноты. Наличие такой чувствительности увеличивает динамичность обучаемых произведений. Если все звуки звучат одинаково, то различить между мелодией и аккомпанементом будет проблематично.
Синтезаторы, предназначенные для выступлений, лишены встроенных акустических систем. У них также отсутствует пюпитр или подставка для нот. Сценические клавиатуры овладевают огромным количеством крутилок и настроек звучания, которые зачастую не нужны начинающему музыканту. К тому же, устройство для сцены потребует дополнительных затрат на внешние колонки, качественные модели которых могут стоить так же, как недорогой домашний синтезатор. Кроме того, такие инструменты могут быть очень сложными для освоения. Они могут обладать такими элементами управления, как колёса высоты звука и модуляции.
Как держать руки?
Игра на синтезаторе — это не такая простая задача. Требуется усидчивость и хорошая координация. Для начала важно организовать удобное место для обучения. В комплекте с синтезатором редко идет стойка, поэтому её возможно придется приобрести отдельно, что значительно упростит обучение. Клавиатуру лучше установить так, чтобы руки, согнутые в локтях, могли комфортно пролежать.
Высота клавиатуры от пола для ребенка должна составлять около 40 сантиметров, для взрослого — примерно 65 сантиметров. Удобство при игре крайне важно; в противном случае интерес к занятиям может быстро угасить.
Банкетка (или стул для музыканта) не должна быть жесткой, так как заниматься придется много. Для формирующегося детского организма это может быть значительная нагрузка, поэтому важно делать частые, однако непродолжительные перерывы. Например, 15 минут занятий в идеале следует комбинировать с 5-минутными перерывами или лёгкой физической активностью, как бег на месте или приседания. Такой подход помогает вовлечь даже самых активных детей.
Методика игры схожа с техникой фортепиано. Ладонь должна формировать полусферу. Ощущение должно быть таким, словно в руке держится маленький мячик или апельсин. Необходимо следить, чтобы рука не свисала с клавиатуры, так как это может затруднить быструю игру. Кроме того, важно соблюдать правильную осанку и положение тела при игре, так как неправильная посадка может привести к серьезным проблемам со здоровьем в будущем.
Локти должны быть свободны, не висеть. Они должны находиться примерно на таком же расстоянии от тела, как в плавании: между локтем и телом должно оставаться 10-15 сантиметров. Прижатые локти к телу будут ограничивать движения, что сделает игру менее комфортной.
На клавиши следует нажимать подушечками пальцев. В отличие от игры на фортепиано, не требуется особого усилия от пальцев. Легкое напряжение фаланг поможет добиться ровной и быстрой игры.
Не стоит слишком сильно давить на клавиатуру, иначе палец может начать прогибаться. Эта ошибка может повредить как руку, так и сам инструмент. Клавиатуры дешевых синтезаторов могут ломаться даже при небольших усилиях.
Игра двумя руками — это вершина мастерства. Она требует высокой координации, так как в настоящих музыкальных произведениях левая и правая руки играют разные мелодии. Это разнообразие нот создает ту неземную красоту исполнения. Освоение навыка игры двумя руками может занять много времени, однако результат абсолютно того стоит.
Сначала следует разучить мелодию, которая исполняется правой рукой, затем — аккомпанемент в левой. После того как вы освоите обе части, можно постепенно начинать синхронизировать их. Это завершающее упражнение можно улучшить простым способом: одна рука стучит один ритм, другая — другой. Начинать это упражнение лучше всего с медленного темпа, а затем постепенно увеличивать скорость. Уже через неделю практики могут появиться ощутимые результаты. Усложнить выполнение можно, добавив ритм для ноги, сперва только для одной. Такая зарядка поможет вам приблизиться к игре двумя руками всего за месяц ежедневных занятий.
Многие начинающие музыканты избегают занятий под метроном. Метроном помогает выработать строгий ритм мелодии, что делает музыку более организованной. Однако чрезмерное использование этого устройства может привести к механической и безэмоциональной игре. Искусственные задачи не ставятся перед новичками, но искреннее исполнение придаст музыке, даже в исполнении начинающего, больше выразительности. В любом случае, метроном на первых порах – это лучшее подспорье для формирования технических навыков исполнения мелодий и развития чувства ритма. Альтернативой могут служить хлопки в ладоши под ритм мелодии.
Урок 2. Чтение нот с листа — высота звука.
Вам кажется, что читать ноты с листа слишком сложно?
Из этого урока вы научитесь некоторым закономерностям записи высоты звука, что поможет вам уверенно ориентироваться в нотной записи, даже если вы пока плохо разбираетесь в нотах и путаетесь в ключах.
Урок 3. Нотная грамота — основные длительности нот и пауз. Ритм. Метр. Размер.
Из предыдущих уроков вы узнали, как в нотной записи фиксируется высота звука. Этот урок посвящён записи ритмической составляющей музыкального произведения. Вы изучите, как обозначается длительность звука, познакомитесь с понятиями «Ритм», «Метр» и «Размер». На простых примерах вы научитесь читать ритмическую запись, а также разучите популярную мелодию двумя руками.
Как быстро научиться играть на синтезаторе?
Если вы хотите освоить игру на синтезаторе и научиться делать это самостоятельно, такие ожидания вполне реальны. Наиболее практичным будет не слишком углубляться в теорию, ведь самое главное можно освоить интуитивно и практическим путём. Чтобы научиться игре на синтезаторе, не обязательно проводить весь день за инструментом — каждое занятие должно приносить удовольствие и не вызывать изматывающие ощущения.
Разумеется, знание нот имеет огромное значение, если вы желаете исполнять песни на синтезаторе. Но не менее важна и многофункциональность самого устройства. Инструмент, способный воспроизводить звуки практически любого другого инструмента, должен обладать следующими возможностями:
- генерировать звуковые волны различных форм;
- одновременно создавать более одного звукового тона для формирования основной частоты и гармонии;
- со временем изменять громкость звука для формирования огибающих различных форм ADSR.
Фактически именно этим и занимается электронный синтезатор. Какие возможности он предлагает? У него есть несколько голосов или осцилляторов (генераторов звукового тона), каждый из которых может создавать волны различных форм (например, синусоидальную, прямоугольную, зубчатую, треугольную). Он способен комбинировать эти волны для создания более сложных звуков и изменяет фильтры, позволив получать разные свойства звучания, затухания, сустейна и высвобождения звуков, чтобы имитировать звуки существующих инструментов.
Чтобы синтезатор звучал похожим образом на пианино и орган, можно выбрать генератор прямоугольной волны (дающий звук, напоминающий орган) и установить параметры ADSR, как у традиционного фортепиано (медленное звучание, быстрое затухание, длительное время — зажатия и отпускания). В современных синтезаторах подразумеваются предустановки (готовые программные настройки) или режимы, что позволяет за одно нажатие кнопки выбрать определённые звуки. Однако необходимо помнить, что не стоит копировать традиционные инструменты с помощью синтезатора — легко изменить настройки, чтобы создать звуки, которые ещё никто не слышал.
Синтезатор позволяет играть по цифрам, что значительно упрощает процесс обучения. Пальцы синтезистов имеют номерное обозначение, и полезные ноты для начинающих должны соответствовать аппликатуре. Аппликатура является сущностью важности или целесообразности нажатия определённых клавиш разными пальцами.
Не менее важно научиться брать аккорды — необходимо упражняться в четком движении, чтобы три пальца одновременно перемещались по клавишам. Если не удаётся запомнить определённые фрагменты — повторяйте и отрабатывайте их, пока движение не станет автоматическим.
Также следует выучить, где находятся ноты — читайте их с поданного листа и играйте их в среднем темпе. Этот навык требуется тем, кто планирует в дальнейшем исполнять новые мелодии или создавать собственные композиции.
Существует также обучающая программа на синтезаторе, которая подскажет вам, куда ставить пальцы, подавая световые сигналы. Такая программа поможет сформировать рефлексы, что упростит процесс изучения базовых навыков игры на синтезаторе.
Кроме того, видеокурсы могут стать отличным ресурсом для новичков, стремящихся освоить синтезатор. Это бесплатный подход — достаточно скачать видео и следовать инструкциям педагогов. Некоторые могут организовать своё время на обучение, помогая справиться с самыми сложными и непонятными моментами.
Как можно играть на синтезаторе без нот
Если вы ещё не научились играть по нотам и не обладаете базовыми навыками, но хотите испытать себя на новом инструменте, можно попробовать воспроизвести мелодии с помощью автоматического аккомпанемента синтезатора.
Научиться игре на синтезаторе с данной функцией довольно просто:
- активируйте опцию аккомпанемента;
- запомните, что левая рука отвечает за аккомпанемент, а правая — за мелодию;
- установите желаемый стиль, в котором будете играть (джаз, фолк, поп);
- выберите темп звучания музыки;
- нажмите кнопку старт и послушайте вступление композиции;
- на левой стороне нажмите любую клавишу, чтобы внести свои нотки в аккомпанемент;
- правой рукой можно попытаться сыграть любую мелодию или просто нажать несколько клавиш подряд;
- если хотите завершить свой шедевр, нажмите кнопку стоп на клавиатуре синтезатора, чтобы зазвучала финальная часть вашей песни.
Существует и другой способ знакомства с миром музыки на первых порах: попробуйте самостоятельно подобрать знакомую мелодию на синтезаторе. Этот способ хорош тем, что можно выбрать любую мелодию, которая вам приходит в голову. Просто напевайте аккорды и старайтесь найти соответствующие ноты на клавиатуре. Однако у этого метода есть недостаток: чтобы сделать это правильно, нужно обладать идеальным музыкальным слухом. Это свойство дано не всем от природы, и некоторым требуется много времени для того, чтобы развить у себя умение определять звуки на слух.
Как держать руки при игре на синтезаторе
Думали, что достаточно лишь выучить ноты и всё пойдет само собой? Но это не так. Чтобы научиться играть на клавишном инструменте, в первую очередь важно правильно держать руки. На первых занятиях в музыкальных школах сначала не учат конкретные произведения — после знакомства с нотами вам обязательно расскажут о правильном положении рук.
Зачем это так важно? Всё очень просто: правильная форма расположения пальцев и корпуса упрощает обучение игре на синтезаторе и дальнейшее совершенствование навыков. Итак, чтобы человек научился правильно держать руки и тело, рекомендуется соблюдать следующие правила:
- локти должны быть расслаблены, не должны быть напряжены или прижаты к телу. Расставлять их в стороны также нежелательно: лучше расслабить плечи, чтобы локти свободно двигались, пока кисти перемещаются по клавиатуре синтезатора;
- левая и правая руки должны двигаться независимо друг от друга, но их расположение должно быть одинаковым. Чтобы подружиться с синтезатором, используйте технику «помидора». Представьте, что вы держите в руке помидор, который нельзя уронить или раздавить, пока вы играете. Широко расставленные пальцы будут представлять, что помидор выпал, а слишком сильное сжатие пальцев приведет к его раздавливанию;
- запястье не должно подниматься во время игры — его положение должно быть ниже места сгиба пальцев.
Если правила кажутся слишком сложными, попробуйте простое упражнение: сядьте на стул, положите руки так, чтобы они обхватывали ваши колени, и расслабьте их. Затем, не меняя положение рук, перенесите их на клавиатуру синтезатора. Эта техника подсказать, как правильно продолжать играть.
Сайты, приложения и программы для обучения игре на синтезаторе
Даже если вы хотите обучиться игре на синтезаторе самостоятельно у себя дома, вам не обязательно проходить этот путь в одиночку. Существует множество онлайн-сервисов, которые помогают новичкам разобраться с клавишами и порядком нот в любых музыкальных произведениях, а также выучить почти любую мелодию на синтезаторе. Мы составили список лучших ресурсов, которые помогут вам в этом.
Полезный сервис, который даст вам основы работы с синтезатором. Там вы можете просмотреть видеоуроки по правильной осанке и положению рук, познакомиться с нотами и их названиями и начать обучение игре на синтезаторе с нуля.
Simply Piano
Это приложение, которое вы можете скачать на свой планшет или телефон. Оно функционирует в нескольких режимах: распознаёт то, что вы играете и даёт оценку, или превращает ваше устройство в клавиатуру, если у вас пока нет синтезатора.
Немного устаревшая, но всё ещё полезная программа для тех, кто хочет научиться играть на фортепиано. Она также подходит и для синтезатора. Синтезия — это тренажер, который показывает, какой клавише, сколько раз и с какой длительностью нужно нажать для каждой руки. По сути, это полный разбор за вас — остаётся только нажимать нужные кнопки.
Однако использование машинных тренажеров не заменит обучение с педагогом. Поэтому рекомендуем также просмотреть обучающие видео на YouTube или каналы, где видны не только клавиши, но и руки исполнителя, например, Piano Tutorial Easy.
Ещё один совет для тех, кто хочет быстро освоить игру на синтезаторе: не спешите. Парадоксально, но чем спокойнее вы будете изучать нотную грамоту, тем легче вам будет удаваться, а значит, и обучиться вы сможете быстрее. Желаем удачи в обучении!