Яркие абстрактные расцветки, клетчатые и полосатые узоры пользовались огромной популярностью в ту эпоху. Для пошива брюк широко применялись такие ткани, как кримплен, джерси, твид, замша, кожа, шерсть и трикотаж.
Мода 1970–1975 годов. Джинсы, водолазки, фарца
Летопись эпохи правления Леонида Брежнева обычно характеризуют как период застоя. Однако эта оценка не совсем справедлива, когда речь заходит о моде: стильные образы стремительно менялись, а разнообразие моделей и оттенков также не оставалось на месте. Узкие брюки-дудочки быстро уступили своё место брюкам-клеш, а мини-юбки, значительно укоротившиеся, уже никого не шокировали. В то же время, качественную одежду было практически невозможно купить; её приходилось либо добывать у фарцовщиков, либо заказывать за границей.
Платформа VATNIKSTAN продолжает цикл статей о моде, и сегодня мы завершаем наш рассказ о первой половине 1970-х годов. В этой статье мы ответим на вопросы о том, были ли кардинальные отличия в модных тенденциях от предыдущего десятилетия и какая одежда была настолько популярной, что её тайно ввозили в страну, несмотря на риск тюремного заключения.
Конец эпохи самопошива
В первой половине 1970-х годов продолжают оставаться актуальными большинство ключевых явлений 1960-х: простые линии, А-образные силуэты и синтетические ткани. Качество используемых материалов неуклонно растет, их становится все труднее отличить от натуральных. Женщины все активнее начинают носить брюки и мини-юбки, что делает такую одежду нормой, в то время как возмущения по этому поводу становятся редкостью. Мужчины, в свою очередь, предпочитают носить рубашки приталенного силуэта и длинные плащи.
Тем не менее, в это время появляется новая, довольно странная тенденция — она касается не столько самих вещей или образов, сколько отношения к ним. В 1970-е годы самопошив, как практика, начинает терять свою актуальность. Ранее он был вынужденной мерой для тех, кто не мог позволить себе купить одежду в условиях дефицита. Ситуация заключалась в том, что шить одежду из купленной ткани по выкройкам из журналов, а также подгонять вещи под свой размер было обычным делом. Носить такие вещи считалось вполне приемлемым и даже почетным.
Однако с начала 1970-х годов ситуация кардинально меняется. В моду входят зарубежные вещи: джинсы, кроссовки и другие предметы одежды, которые невозможно было самостоятельно произвести. Социальный разрыв между различными слоями населения начинает быть более заметным, и его становится все сложнее скрыть. Женщины, чье молодое время пришло на 50–60-е, вспоминают, что могли одеваться не хуже, а иногда и лучше, чем другие, с помощью своих матерей и бабушек, которые шили им наряды. Начиная с 1970-х годов, такая практика становится невозможной: чтобы выглядеть модно, нужно носить исключительно дефицитные иностранные вещи. Самостоятельным пошивом занимались лишь энтузиасты, считавшие это своим хобби, или материально обеспеченные люди.
В лексиконе появляется термин фирма (с ударением на последний слог) — это емкое понятие охватывало все изделия зарубежного производства. По умолчанию такие вещи считались более красивыми и качественными, чем отечественные, даже если это не соответствовало действительности. Обычные граждане пытались избежать советских магазинов, за исключением «Берёзки», и стремились либо шить одежду на заказ в ателье, либо покупать за границей. При этом ценились не обычные ателье, а ведомственные, ведь рядовым гражданам доступ туда был закрыт. В одной только Москве к 1980-м годам количество таких ателье достигло 700.
Самостоятельно сшитые вещи пренебрежительно назывались самопалом или самостроком. Даже если они были прочными и красивыми, выполненными из хорошей ткани и по актуальным фасонам, этого было недостаточно для того, чтобы заслужить уважение модного общества. Статус имели исключительно иностранные вещи, и общество начало делиться на тех, кто мог себе позволить дорогие товары, и тех, кто не имел возможности купить импортные вещи.
Характерные особенности
Яркость стала главной тенденцией как в женской, так и в мужской моде 70-х годов. В этот период развиваются самые разнообразные стили, и многие предпочитают сочетать их в одном образе. В тренде находились как классический стиль, так и диско, унисекс и бохо-шик. Создавая гардеробы, модницы комбинировали наряды и аксессуары из разных стилей.
Характерной чертой тех лет стали несколько удлиненные уголки воротничков, которые дополняли не только блейзеры или свитеры, но и жилеты. Кроме того, существовала популярная практика завязывания длинных полок узелками или акцентирования внимания на верхней части одежды с помощью шейных платков. В гардеробах девушек особую популярность имели водолазки и жилеты, которые они умело сочетали друг с другом.
Одежда и аксессуары
Во времена 70-х годов в моде находились синтетические материи с яркими узорами или принтами. Некоторые люди старались подбирать одежду так, чтобы утром надеть её на работу, а вечером на танцы. В это время формируется концепция базового гардероба, что позволяло создавать несколько комплектов одежды, отлично сочетающихся друг с другом, и таким образом избегать ненужных трат.
Платья
На протяжении данного десятилетия женщины носили как длинные, так и короткие платья. В начале 70-х годов они отличались либо заниженной талией, либо представляли собой туники. Кроме этого, особой популярностью пользовались платья-рубашки или сарафаны. Последние чаще всего надевались поверх рубашек с длинными или короткими рукавами и обычно сочетались с высокими носками.
Некоторые модели платьев выделялись большими воротничками, а на других встречались принты с зелеными или желтыми цветами.
Брюки
По сравнению с прошлыми годами, брюки 70-х выделялись огромным разнообразием. Некоторые из них имели завышенную талию, другие — зауженные бёдра с расклешенными нижними частями. Наиболее популярными были удобные и простые модели, которые подходили для любой ситуации.
Именно это десятилетие стало знаковым для появления джинсов. Особенно популярными были синие варианты. В начале десятилетия в моде находились состаренные и отбеленные модели. По мере развития моды на них начали появляться пуговицы, заплатки и контрастная строчка.
К концу 70-х годов джинсы становятся облегающими и более тёмными.
Юбки
Что касается повседневных юбок, то их длина варьировалась от макси до мини. Следует отметить плиссированные юбки, длина которых чаще всего доходила до колен. К концу этого десятилетия они стали значительно длиннее. Некоторые юбки дополнялись ажурными вставками или вставками с принтами, что придавало образу легкость и воздушность.
Шорты
Длина шорт также была разнообразной, но особой популярностью в 70-е годы пользовались короткие хот-шорты. Их шили из различных материалов, таких как нейлон, деним или сатин. Эти шорты можно было носить не только летом, но и зимой. Особенно эффектно они смотрелись с яркими разноцветными колготками и высокими сапогами. Если поверх надевался длинный пиджак, образ становился одним из самых трендовых сезона.
Длина некоторых шортов доходила до колен. Спортивные модели, как правило, шили из хлопка или махры. У них была низкая линия талии, как и вырезы по бокам, отделанные твилом.
Блузы и рубахи
70-е годы ознаменовались появлением консервативных блуз с пуговицами и большими воротниками. В плане расцветки встречались как однотонные, так и цветные модели. Одни из них были в горошек, в то время как другие имели банты или небольшие галстуки. Шёлковые блузы стали более доступными, хотя их цена всё еще оставалась высокой. По этой причине практически каждая модница старалась сэкономить средства на такую покупку, чтобы летом избежать ношения синтетики, которая была крайне некомфортной в жару. В этот период также начали появляться блузки с V-образным декольте.
Рубашки, в свою очередь, предпочитались длинные и нарядные, известные как рубашки-туники. Их длина позволяла скрывать широкие бёдра, большие бюсты и округлые животики. Такие рубашки было удобно сочетать как с брюками, так и с юбками; обувь могла быть как туфлями, так и кроссовками.
Иконы стиля
Среди икон стиля, на которых стремились походить все модницы 70-х, выделялись такие знаменитости, как Катрин Денев, Джейн Биркин, Лайза Минелли, Фара Фостер и Бьянка Джаггер.
Катрин Денев считали воплощением женственности. Она отдавала предпочтение четким линиям и классическому крою в одежде, всегда выбирая элегантные юбки и жакеты сдержанных расцветок, а её прическа всегда была безукоризненной.
Модель и актриса Бьянка Джаггер продемонстрировала миру элегантные платья в стиле 70-х годов с одним открытым плечом. Кроме того, она любила блузы из шелка, меха и изысканные шляпки.
Бьянка Джаггер в брючных комплектах от Ив Сен Лорана.
Джейн Биркин отличалась своим эпатажным стилем. Благодаря ей, мини, обувь на платформе и джинсы стали модными среди девушек.
Копируя образ Лайзы Минелли, девушки становились поклонницами коротких стрижек и акцентированного на глазах макияжа. Актриса известна своим талантом сочетать различные вещи, создавая всегда непредсказуемые, но при этом элегантные образы.
Фара Фостер отдавалась ярким цветам и облегающим фасонам. Её фигура послужила прототипом для знаменитой куклы Барби.
Особенности силуэта
Одной из характерных черт моды этой эпохи стали удлиненные воротники. Это элемент об attire предпочитали не только на блейзерах, но и на жилетах или пуловерах. Летние рубашки могли завязываться узлом, а акцент удачно ставился с помощью платка на шее.
Жилеты и водолазки в 70-е годы входили в число любимых предметов одежды девушек, которые часто комбинировались между собой. Длина жилетов варьировала от ультрамини до макси.
В это время джинсы и комбинезоны, как однотонные, так и украшенные принтом или вышивкой, становились все более популярными. Их носили с ремнями или платками.
70-е годы также запомнились характерным рукавом фонариком. В женском гардеробе появлялись яркие однотонные костюмы и удлиненные блузы, которые сочетались с брюками. Точку в образе ставили шляпы с широкими полями или яркие береты.
Мода 1970-х годов — направление на коммерческий успех
Основным направлением того времени стало нувель кутюр. Дизайнеры, работающие в Высокой моде, начали создавать одежду в формате прет-а-порте, нацеливаясь на коммерческий успех и востребованность среди широкой публики. В своих моделях кутюрье использовали разноп плановые стили, начиная с ретро-класики и заканчивая романтическими фольклорными мотивами. Наибольшей популярностью пользовалась одежда в стиле унисекс с изящной геометрией линий и простыми силуэтами.
70-е годы принесли в модные тренды новые идеи, необычные по фактуре ткани и инновационный подход к пропорциям. Вместе с привычными мини и классическими моделями до колен, стали активно использоваться длинные юбки с разрезами или на пуговицах, которые можно было расстегивать до наиболее комфортной высоты.
Джинсовая одежда перестала ассоциироваться исключительно с ковбойской и фермерской жизнью, а также с молодежной субкультурой хиппи. Она обрела статус респектабельной одежды, подходящей для представителей различных слоев населения, от детей и подростков до людей зрелого возраста. Джинсы с одинаковым успехом носили студенты, рабочие, политики и состоятельные люди.
В 70-х годах особое внимание уделялось формированию базового гардероба, состоящего из вещей, которые легко комбинировались друг с другом. Модники могли либо самостоятельно собирать такие комплекты, тщательно подбирая каждую вещь, либо воспользоваться готовыми вариантами, предлагаемыми торговыми сетями.
Возможность выбрать готовые комплекты одежды, созданные дизайнерами, быстро была оценена покупателями, что значительно увеличило коммерческий успех внедряемых трендов.
Принты тай-дай, животный и флористический
В 1970-х годах носили платья, блузы, юбки и брюки с абстрактными принтами в технике тай-дай (tie-dye), животными и флористическими узорами. Эта тенденция вновь актуальна в текущем модном сезоне. Рассмотрим несколько вариантов нарядов:
- платья в пол, костюмы из легких тканей, брюки и юбки с абстрактным принтом тай-дай (Akris);
- костюм с брюками клеш и длинное платье с зебровым принтом бирюзового цвета (Roberto Cavalli);
- платье и костюм с ярким цветочным принтом (Roberto Cavalli).
Стильные принты прекрасно смотрятся как в монохроме, так и в ярких, насыщенных оттенках. Лучшие аксессуары к таким нарядам — солнцезащитные очки в толстой оправе, платок или бандана, повязанная на голове.
Вязание крючком
Вязанные крючком вещи стали одним из трендов 1970-х годов. Девушки покупали специализированные журналы и творили настоящие шедевры своими руками. Мода вновь возвращается к вязаным изделиям, среди которых вновь актуальны:
- ажурные топы, купальники, парео и легкие сарафаны, связанные крючком;
- длинное коричневое платье с асимметричным подолом и необычным узором в области груди (Roberto Cavalli);
- вязаное платье с декоративными элементами и бахромой (Roberto Cavalli).
Ажурные изделия прекрасно подходят для отдыха на море или для романтических свиданий. Платья и сарафаны можно дополнить плетеной обувью на платформе или с плоской подошвой.
Мода 1970-х была богато разнообразна и уникальна, подарив миру оригинальные тенденции и модели, воплощая идею естественности, актуальную и сегодня. Брюки-клеш, платья в стиле бохо и диско вновь возвращаются в списки трендов нового модного сезона.