Фатальная женщина, олицетворяющая женское наваждение — это типаж, присущий классическому нуару. Она преодолевает все преграды, чтобы занять своё место в мире, а мужчины для неё служат лишь инструментом в достижении её целей. Именно поэтому она является роковой: те, кто связывается с ней, в большинстве случаев либо погибают, либо теряют все свои богатства, либо страдают от безответной любви.
Основные приемы нуара
Нуар — это один из самых ярких и отличительных жанров в мире кино. Хотя этот стиль зародился в Соединённых Штатах в 1940-х годах, он szybko завоевал популярность и признание зрителей во всём мире. В данной статье мы углубимся в изучение основных приемов жанра нуар, которые формируют его неповторимый стиль.
Нуар, или черное кино, появился в США в 40-х годах прошлого века и вскоре стал всепроникающим по всему миру. В послевоенный период искусство, включая кинематограф, стремилось осмыслить и переварить пережитые трагедии. Более того, началась эпоха холодной войны, которая способствовала росту общего недоверия и разобщенности в обществе.
На этом фоне нуар, с его мрачными историями, романтизацией антигероев и особой атмосферой, стал отражением изменений, происходящих в сознании зрителей. Главные герои — частные детективы, преступники, писатели — оказывается вовлечены в сложные преступные схемы или расследования убийств. У каждого из них есть собственный моральный кодекс, однако их мотивы зачастую сложно назвать бескорыстными: чаще всего они преследуют цель завоевать любовь желаемой женщины, а не просто устранить угрозу в лице преступника, шатающегося на свободе.
Хотя этот жанр изначально зародился в Америке, его популярность вскоре охватила и другие страны. Французские кинокритики предоставили жанру название — film noir. Французский нуар заметно отличается от своей голливудской версии, которая к тому времени стала характерной для массового кинопроизводства и начала терять свою оригинальность. В отличие от этого, европейский нуар остался верным жанровому кино, акцентируя внимание на психологических аспектах и стремясь к тщательной проработке каждого кадра.
Визуальный стиль
Одной из самых запоминающихся характеристик нуара является его визуальный стиль. Жанр активно использует контраст света и тени с целью создания таинственной атмосферы и выделения ключевых акцентов. Например, если свет падает на лицо актёра под определённым углом, возникают глубокие тени, которые придают ему загадочный и таинственный облик. Это подчеркивает моральную неоднозначность главного героя, его готовность к действиям, которые могут оказаться неприемлемыми для обычного человека, чтобы добраться до истины.
Персонаж может почти полностью растворяться в тенях, отсылая к его сущности, мрачной и связанной с миром преступных драм и сложных интриг. Тьма сама по себе создает напряжение у зрителей, заставляя их всматриваться в затемнённые участки экрана в поисках возможной угрозы, которая может настигнуть детектива в любой момент.
Что это такое?
Стиль нуар воплощает красоту и элегантность черного цвета, занимает 90% общего визуального пространства изображения или сюжета. Оставшиеся 10% следует разнообразить оттенками серебристого или золотого, а также бордовыми, серыми или белыми цветами. Если речь идет о создании мебели или интерьеров, нуарный стиль предполагает использование различных текстур.
Важно помнить, что при оформлении интерьера в стиле нуар совершенно не стоит бояться обилия черного цвета. Полы, стены и потолки могут иметь темные оттенки, а разнообразие внесут акценты других цветов.
Много черного свидетельствует о замечательном вкусе. Темная палитра позволяет сосредоточиться, концентрироваться и проявлять внимание к деталям предстоящей работы. Нуар является отличным выбором для обустройства рабочего кабинета писателя или ученого.
Если заглянуть в истоки, нуар представляет собой жанр кино 40–50-х годов, получивший название Noir. В каждом фильме присутствовали заметные элементы пессимизма, а многие сцены снимались исключительно в ночное время. Более того, даже после съемок созданные кадры подвержены дополнительному затемнению. И что примечательно, в этих фильмах практически никогда не бывает счастливого конца. Безусловно, с тех пор стиль нуар прошел через несколько этапов трансформации и продолжает восхищать зрителей своей таинственностью, элегантностью и невидимой магией.
Применение в интерьере
Популярность стиля нуар в Европе с каждым годом растёт, особенно при оформлении жилых пространств. Однако к темному подходу в создании дизайна в российском обществе относятся неоднозначно. Многие русские воспринимают черный цвет как символ траура, и лишь немногие понимают, что это всего лишь отражение культурной условности. К примеру, в Японии цветом скорби считается белый, в то время как в Египте — красный.
На самом деле, черный цвет в интерьере — это настоящий шик и признак состоятельности семьи. Крайне важно, чтобы темный цвет сочетался с общей атмосферой комнат и harmoniouslyсоответствовал элементам декора других цветов.
- Как известно, черный цвет поглощает пространство, что делает маленькую комнату похожей на логово вампира, а не на уютную гостиную. Однако интересным решением для визуального расширения небольшой комнаты будет использование мрамора. Этот материал полон достоинств, среди которых — благородство и возможность сочетания с любыми другими поверхностями. Другими цветами для чёрной гостиной могут стать серые и белые оттенки. Разнообразить черный цвет в гостиной тоже помогут вертикальные элементы зеленого дизайна, например, высокое и узкое растение в небольшой вазе или стабилизированный мох.
- Спальня, оформленная в стиле нуар, зачастую вызывает больше недоумения, чем восхищения. Тем не менее, при правильном выборе цветовой палитры и текстур материалов возможно создание гармоничного ансамбля. Как бы ни утверждали некоторые, темная спальня способствует глубокой релаксации и быстрому засыпанию.
Спальня, оформленная в темных тонах, станет идеальным решением для тех, кто страдает от бессонницы.
Мало кто знает, но черный цвет имеет множество оттенков и характеристик. С его помощью можно добавить комнате брутальности или, наоборот, придать ей нотки сексуальности. Интересным элементом спальни будет тонированная перегородка, за которой скрыт гардероб.
- Ванная комната, оформленная в черном цвете, воспринимается как истинный богемный шик. Темный цвет желательно использовать в ванных комнатах с большими размерами. В маленьких пространствах стоит разбавить количество темного цвета светлыми элементами, например, одной стеной, выложенной белой керамической плиткой. Тем не менее, создание эксклюзивного дизайна возможно только в просторных помещениях, где можно разместить ванну в центре, причем не обязательно выбирать традиционный модельный ряд. Чаша может иметь совершенно любую форму и быть изготовлена из разнообразных доступных материалов.
При оформлении любого помещения важно обратить особое внимание на сочетание черного с другими цветами. Сочетание черного, серого и белого цветов будет выглядеть нейтрально и при этом весьма эффектно. Для создания игры теней стоит рассмотреть варианты освещения, например, люстры или высокие торшеры с необычными формами ламп.
Кроме того, в дополнение к классическому нуару сегодня популярны такие направления, как нео-нуар и арт-нуар. Эти направления находят свое выражение в создании фильмов, фотографий и картин, для которых характерны яркие цвета и контрасты, циничность и неоднозначность, а также игра света и тьмы.
Двойная страховка (1944)
Эталонный фильм нуар от Билли Уайлдера — одного из самых универсальных режиссёров в истории Голливуда. Именно «Двойная страховка» утвердила бульварное чтиво и все черное кино на высшем уровне американского кино, получив в 1945 году семь оскаровских номинаций (хотя и без статуэток). После выхода этой картины стиль нуар официально занял внушительное место в индустрии Голливуда.
Потерянный уикенд (1945)
Ещё одна, и не последняя, картина Уайлдера в данном списке — «Потерянный уикенд». В 1946 году он выиграл 4 статуэтки Оскар, включая звание «Лучший фильм». Это не просто восхитительный нуар, но и первое значительное высказывание по теме алкоголизма в кино. Фильм повествует о короткой жизни талантливого, но зависимого писателя из Нью-Йорка в течение одного уикенда, в течение которого он постепенно погружается в пучину бездны. Цензура, действовавшая в Голливуде в то время, постаралась максимально смягчить фильм, заставив Уайлдера создать в финале довольно неуклюжий хэппи-энд. Тем не менее, даже из-за этого «Потерянный уикенд» и по сей день производит мощное впечатление.
Прогнило что-то в Датском королевстве…
Основоположниками скандинавского нуара считаются шведские авторы Май Шеваль и Пер Вале, которые создали романы о полицейском Мартине Беке, где расследование преступлений было переплетено с описанием социальных проблем шведского общества. Успех их произведений неизбежно привел к экранизациям: так, в 1973 году была создана американизированная версия детектива «Смеющийся полицейский», действие которого переместилось из Стокгольма в Сан-Франциско, а суда изменили национальность героев. Тремя годами позже, на родине, известный шведский режиссер с левыми взглядами (необходимо уточнить в этом контексте) Бу Видерберг снял «Человека на крыше», вдохновленного голливудским «Французским связным». Кроме того, комиссар Бек стал героем шведского теле сериала.
Тем не менее настоящий расцвет жанра и его международное признание пришли позже благодаря Стигу Ларссону и его литературной трилогии о Микаэле Блумквисте и Лисбет Саландер, первая и третья части которой были удостоены детективной премии «Стеклянный ключ», названной в честь романа Дэшила Хэммета. Трилогия сосредотачивается не только на криминальных событиях, но и на социальных и общественных вопросах, что подчеркивается кульминацией судебного разбирательства по поводу дееспособности Саландер — ее независимости.
Между тем, до выхода фильма Дэвида Финчера был осуществлен полный домашний экранизации всех трех книг, причем в двух вариантах — кинотеатральном и телевизионном. Именно телевидение вывело скандинавский нуар на мировой уровень: такие сериалы, как «Убийство» и «Мост», быстро стали объектом интереса американских ремейков, а критики начали проводить параллели между ними и «Настоящим детективом», явно вдохновленным северным кинематографом. Примечательно, что новый четвертый сезон, который появился в середине января и получил самые высокие оценки рецензентов, отправляет зрителей на Аляску, чьи снежные ландшафты лишь подчеркивают эту преемственность.
К традиционной тройке лидеров (Дания, Норвегия, Швеция) присоединилась Финляндия: её версия нуара, как отмечают некоторые критики, иронично называется reindeer noir — «оленьим нуаром», в том числе благодаря сериалу «Reindeer Mafia – Северная мафия». Другими известными финскими проектами стали «Карпи» и «Сорйонен», ставшие хитами на Netflix; даже Стивен Кинг признался в своей любви к последнему.
Более артхаусный вариант оленьего нуара можно найти у классика финского кино Аки Каурисмяки. Он успел экранизировать «Гамлета» в стиле нуар в конце 1980-х годов, а несколько лет спустя снял «Человека без прошлого» — остроумную вариацию классической сюжетной линии о потере памяти и последующем процессе самоопределения, исполненную в его фирменном меланхоличном стиле. На Каннском кинофестивале жюри, возглавляемое Дэвидом Линчем (возможно, одним из самых больших поклонников классических фильмов нуар, таких как «Бульвар Сансет», который он неоднократно цитировал в своих работах), наградило его Гран-при.
Выйти из тени
На сегодняшний день нуар активно представлен как в обычных кинотеатрах, так и на телевидении или стриминговых платформах, а также на фестивалях, где регулярно проходят показы и награждения релевантных фильмов.
Один из последних Каннских фестивалей представил публике так называемый персидский нуар — такое название получил фильм об иранском серийном убийце «Убийца: Священный паук», снятый режиссёром Али Аббаси. Хотя для иранского кинематографа такой жанр может показаться неожиданным, в середине XX века в Иране работал иранский Хичкок — армянский режиссер Самуэль Хачикян, утвердившийся в триллерах и популярный (но практически забытый на сегодняшний день) в своё время. Он также является тем, кто впервые запечатлел поцелуй в иранском кино — в фильме «Перекресток событий», который вышел в 1955 году.
Среди заметных фильмов, отмеченных на фестивалях, можно отметить китайскую картину «Черный уголь, тонкий лед», которая одержала победу на Берлинале в 2014 году. Она сочетает в себе напряженный триллер о следователе и маньяке (одним из орудий убийства служат зимние коньки) с бытописанием в провинции Хэйлунцзян. Фестивали действительно импортируют довольно много нуара из экзотических стран, которые на первый взгляд не имеют строгих исторических связей с этим жанром. В конце 2000-х на критиков произвела впечатление болгарская лента «Дзифт» — изобретательная стилизация о бывшем заключённом в Софии 1960-х годов, которые явно черпали вдохновение из творчества Квентина Тарантино.
Казахстан также имеет свой уникальный вариант степного (или, скорее, босфорского) нуара, предложенный турецким режиссёром Нури Бильге Джейланом, который многократно получал награды на ведущих фестивалях. Его последняя работа «О сухой траве», завоевавшая одну из наград на Каннском фестивале в 2023 году, рассказывает о школьных учителях в анатолийской деревне, тогда как получил до этого Гран-при на Каннском фестивале фильм «Однажды в Анатолии» изображает путешествие полиции в поисках тела.
Не последнюю роль в международном представлении Казахстана в мире кино играет кинематографист Адильхан Ержанов и казахский нуар — это направление постепенно расширяется в стране. Совсем недавно на Роттердамском кинофестивале состоится премьера его новой картины «Степной волк», ранее известной как «Носорог». Кроме того, в конце прошлого лета короткометражный мультфильм Акежана Данияра «Серiктес» одержал победу на французском анимационном фестивале Animated Expressions Expo и также был охарактеризован в прессе как казахский нуар.
Европейский нуар
Набережная Орвефр, Ночь и город и Кэрол Рид
Несмотря на то, что европейский нуар оказал значительное влияние на формирование ключевых черт данного направления и еще в 30-х годах представил основание для будущего развитие жанра в виде немецкого триллера Убийца Фрица Ланга и французской драмы Пепе ле Моко Жюльена Дювивье, он так и не стал явлением столь же мощным, как американский. Тем не менее, он все же оставил свой след в истории кино.
Например, в 1947 году на экраны вышла работа Набережная Орвефр от мастера триллеров Анри-Жоржа Клузо. Этот фильм о расследовании загадочного убийства пожилого извращенца стал одним из лучших европейских детективов в направлении нуар. В 1955 году Жюль Дассен создал Мужские разборки, рассказывающий о только что вышедшем из тюрьмы человеке, задумавшем очередное ограбление ювелирного магазина. Многие киноведы считают эту работу главной в рамках французского нуара.
B также громко заявил о себе и британский нуар. Еще за пять лет до «Мужских разборок» француз Жюль Дассен снял в Великобритании фильм Ночь и город (1950), в котором рассказывается о лондонском мошеннике, стремящемся занять своё место в криминальном мире. Эта лента быстро стала классикой британского нуара, изобразив Лондон и его обитателей в не самом лучшем свете. Однако главным двигателем нуара на Туманном Альбионе был Кэрол Рид, который снял такие фильмы, как Выбывший из игры (1947), Поверженный идол (1948) и один из лучших представителей направления, вне зависимости от страны, — киноТретий человек (1949), где главную роль сыграл знаменитый Орсон Уэллс. Эта картина была признана абсолютной классикой даже американскими киноведами.
Азиатский нуар
Акира Куросава, абсолют человеческих переживаний и Олдбой
В странах Азии нуар был наиболее широко представлен в Японии, где этот жанр стал актуальным по нескольким причинам. Основные из них — криминальная обстановка в стране, находящейся под влиянием якудзы, культурные особенности и пессимистические настроения общества после Второй мировой войны. В отличие от европейского, японский нуар развивался независимо от американского, предлагая иной взгляд на героев и их жизненные ситуации.
Наиболее значительные японские фильмы в стиле нуар были сняты мастером кино — Акирой Куросавой. Фильм Пьяный ангел (1948) рассказывает о докторе, который решает помочь местному гангстеру в послевоенной Японии. Бездомный пес (1949) повествует о полицейском, который теряет свой пистолет, из которого будут убиты несколько человек. Картина Плохие спят спокойно (1960) рассказывает о сыне чиновника, мстящем за своего отца. Рай и ад (1963) исследует дилемму состоятельного бизнесмена о том, следует ли ему заплатить выкуп, чтобы спасти сына своего работника. Все эти сюжеты раскрываются в стиле нуар, но акцентируют внимание на человеческих переживаниях и выносят их на передний план.
Главным лицом японского нуара был актер Тосиро Мифунэ — незаменимый исполняющий ведущие роли в фильмах Куросавы. Удивительно, что он олицетворял не один конкретный образ героя, а множество – от молодого гангстера, ищущего себя, до богатого человека, перед которым стоит жизненно важный выбор.
Южнокорейский нуар начал развиваться только в конце прошлого века. Хотя южнокорейский кинематограф не представил абсолютно оригинальных выдающихся представителей этой традиции, в нём все же проявляются характерные черты нуара, например, в известной трилогии о мести, снятой Чхан Ук Паком. Картины Сочувствие господину Месть (2002), Сочувствие госпоже Месть (2005) и, конечно, Олдбой (2003) некоторые киноведы смело относят к корейскому нуару, который отличается безжалостной жестокостью и кровопролитностью.