Как стать художником по костюмам

Однако на этом роль художника по костюмам не завершается. Обязательно он участвует в примерке нарядов, сопровождая режиссера-постановщика, организует доставку изделий к месту съемок и несет ответственность за сохранность костюмов по завершении съемок проекта, для которого они были созданы.

Нам в пять утра срочно нужен кокошник, у кого есть?: как сейчас работают художники по костюмам в кино

Несмотря на то, что многие не сильно интересуются российским кино, бурное развитие данной сферы очевидно. Яркие сериалы-блокбастеры появляются на экранах, а в кинотеатрах запускают увлекательные зрелищные фильмы. За всеми этими достижениями стоят не только одаренные режиссеры и сценаристы, но и целая команда специалистов, в числе которых ключевую роль играют художники по костюмам. Мы решили подробнее разобраться в данной профессии и беседовали с несколькими художниками, которые работают над самыми заметными российскими проектами. Они рассказали, что в этой сфере хорошо и что наоборот, куда несет ее развитие и кому она может быть не подходящей.

Когда мы идем в кино, движимое многими факторами, такими как творчество отдельных режиссеров, актерских предпочтений или интересных трейлеров, нам редко приходит в голову задуматься о том, кто именно создает образы персонажей на экране. Например, когда я делилась с окружающими информацией о фильме, который в этом году стал обладателем Оскара за костюмы, некоторые выражали изумление, услышав, что такая награда существует. Художники по костюмам и их помощники — те самые люди, благодаря которым мы можем мечтать о плаще, как у Нео, или ассоциировать тюлевые юбки только с персонажем Кэрри Брэдшоу. Конечно, не каждый фильм получает номинации за костюмы, а не все стильные одеяния становятся культурными символами, однако это не умаляет усилий и труда, вложенных в работу. Мы решили подробнее узнать о том, как организована рабочая рутина, что является самым приятным и трудным в профессии, и поэтому обратили внимание на мнения самих художников.

Все начинается после телефонного звонка от режиссера. Затем приходят эскизы, долгие ночные обсуждения, выбор тканей и материалов, — кратко описывает свою деятельность художница по костюмам Надежда Васильева, вдова известного режиссера Алексея Балабанова, которая с ним работала над большинством его фильмов, отмеченная премией Ника за своё участие в проектах «Замок» и «Матильда». Несмотря на свой огромный опыт и успешную карьеру, она признается, что не любит работу на съемочной площадке, а главным вызовом в своей деятельности считает необходимость управлять своими эмоциями в различных ситуациях, начиная от проблем с поставкой материалов — «Пока подождешь их, можно поседеть от беспокойства» — и заканчивая взаимодействием с коллегами: «В Америке киноиндустрия гораздо более развита, но везде есть общие моменты. Режиссер может в любое время позвонить ночью и предложить или потребовать что-то совершенно новое. В такие моменты приходится экстренно принимать решения и вносить коррективы.»

Дарья Фомина, художница по костюмам нашумевшего проекта «Слово пацана», начала свою карьеру с сериала «Эпидемия», затем принялась работать над множеством проектов, среди которых фильмы «Ника», «Банс» и недавно вышедший «Фрау». «Самый лучший момент в моей работе — это когда ты начинаешь читать сценарий и на пятой странице понимаешь, что он затянул тебя, — делится она. — В этот момент начинается процесс визуализации костюмов в голове. Затем происходит встреча с режиссером, где ты объясняешь свои идеи, и если он отвечает: «О, здорово, я так и думал», или «А как насчет изменения этой детали?» — это именно тот момент, когда начинает происходить волшебство кино, если позволить себе использовать такое выражение. Однако работа художника по костюмам не ограничивается только творческим процессом, она давно нарушена рамками времени и бюджета: «Иногда задумываешься: если бы было чуть больше средств, результат был бы другим. На самом деле работа художника по костюмам — это не только создание костюмов, но и умение быть отличным менеджером, разбираться в логистике и не забывать о финансовой стороне вопроса.

  Государственный гражданский служащий. Государственный служащий это.

По словам Анны Баштовой, художницы и автору канала «Кинокостюм для чайников», работа художника по костюмам полностью поглощает личную жизнь. Она рассказала: «Когда ты берешься за проект, ты выпадаешь из зоны доступа своих друзей и своей личной жизни. Например, мой супруг знает, что если я взялась за проект, то на полгода он меня не увидит, поскольку я полностью погружена в работу на съемочной площадке.» Анна отметила, что очень сложно людям вне киноиндустрии объяснить, что такое жизнь в кино: «Действительно, у тебя нет даже часа, чтобы просто посидеть в кафе или обняться с кем-то. Если идет проект, то все твои мысли и действия должны быть сосредоточены исключительно на нем. Не успеваешь поесть, не успеваешь поспать.

Профессиональное сообщество

В Голливуде давно существует Гильдия художников по костюмам, мощный профсоюз, который активно защищает интересы своих членов. В России же профессиональное сообщество кинохудожников только начинает формироваться. Стоит отметить, что ранее его не существовало совсем, но лишь в последние годы появились объединения, которые оказывают поддержку работникам этой сферы — в первую очередь для защиты своих прав и интересов. «Мы боремся за то, чтобы переработки оплачивались, чтобы условия труда фиксировались на бумаге, как у осветителей и других технических департаментов, чтобы работники знали, что на данный проект выделяются такие-то средства», — отмечает Дарья Фомина.

По ее словам, иногда рабочий день длится более 12 часов, и несладко приходится не только художникам, но и их ассистентам и костюмерам, которые находятся на площадке без возможности покинуть ее: «Я, как художник, могу прерваться и уйти на время, у меня график не привязан к площадке полностью, но костюмеры и ассистенты работают от слов «Смена началась» до «Стоп!», а затем еще следует собрать костюмы. Очень важно, что в последнее время этот вопрос стал обсуждаемым, и появились примеры, когда переработки не просто согласовываются на словах с продюсером, но и официально регистрируются в табеле учета рабочего времени. Это действительно здорово.»

Брат, 1997 и Волшебный участок, 2023

«В прошлом году мы сделали важный шаг вперед, — рассказывает Анна Баштовая. — Художники по костюмам объединились в большой чат. У нас много людей по всей стране, и мы наконец пришли к соглашению о минимальных тарифах, так как разброс цен был огромен. Кто-то работал за одну сумму, а кто-то — в три-четыре раза меньше. Это демпинговало импорт. Мы отправили открытое письмо с множеством подписей от продюсерской гильдии с заявлением о том, что готовы работать за такие-то ставки и ни копейки меньше. Кажется, это уже дает свои плоды.»

Сообщество помогает не только защитить финансовые вопросы: «Иногда в час ночи кто-то пишет: «Ребята, нам в пять утра срочно нужен кокошник, у кого есть?» И кто-то отвечает: «У меня, можете забрать. Я еще не сплю.» Это действительно уютная взаимопомощь, поскольку мне кажется, эта профессия требует поддержки друг от друга, а не конкуренции. В этом смысле все будут в выигрыше.

Краткое описание профессии

Художник по костюмам — это специалист, который разрабатывает, рисует и создает наряды для кинофильмов, театральных постановок и теле-выставок.

  Должностная инструкция менеджера по туризму: обязанности и функции, основные требования к квалификации образец готовой должностной инструкции. Менеджер по туризму.

Основная задача художника по костюмам — это не просто одеть актеров, но создать визуальный облик персонажей так, как его видит режиссер. При этом наряд должен соответствовать исторической эпохе и акцентировать характер героя. Обычно работа художника ограничена по времени, в течение которого нужно завершить производственный процесс, и по бюджету, выделенному на это.

Особенности профессии

Художник по костюмам, с одной стороны, является главным костюмером, так как он управляет командой костюмеров. Однако его деятельность гораздо шире, чем просто руководство. Вместе с режиссером и художником-постановщиком он разрабатывает образы героев: начиная с основного костюма, который должен полностью соответствовать исторической эпохе, характеру героя и замыслу режиссера, и заканчивая деталями, такими как обувь, головные уборы, перчатки, украшения и другие аксессуары.

Художник по костюмам, наряду с режиссером-постановщиком, несет ответственность за реалистичность образов, которые мы наблюдаем на экране или на сцене театра.

Для успешного выполнения задач, возложенных на главного костюмера, необходимо обладать следующими качествами:

  • умение и желание рисовать;
  • богатое воображение;
  • вторичное чувство стиля;
  • глубокий интерес к работе с различными тканями и фурнитурой;
  • умение создавать что-то своими руками;
  • стремление к обучению и новым знаниям;
  • сильное чувственное восприятие цвета;
  • внимание к мелочам;
  • терпение и усидчивость.

Ключевые навыки и особенности профессии

В профессии художника по костюмам крайне важны как личные, так и профессиональные навыки. К ним относятся креативный подход, внимание к деталям, хорошее зрительное восприятие и понимание цветовой гаммы, а также умение работать с разнообразными материалами. Обычно к образованию выдвигаются требования, включающие специализированное обучение в области дизайна костюмов или моды, а также практический опыт на театральных или киношных площадках.

Рабочее место художника по костюмам зачастую располагается в театральных ателье, киностудиях или телевизионных компаниях. Это пространство обычно оснащено всем необходимым для создания костюмов: от манекенов и швейных машин до специализированных материалов и аксессуаров.

А как закупаются вещи?

Все наряды для каждого проекта приобретаются отдельно. Напротив распространенных стереотипов, шоппинг не является любимым занятием работников этой сферы. Обычно мы обращаемся к таким сервисам, как Lamoda или Авито, особенно после ухода многих известных брендов с рынка. Кроме закупок, существует еще и аренда костюмов: это может быть обширный склад «Жар-птица» или киносклады на Мосфильме. В некоторых случаях костюмы специально шьются для героев, как это было, например, в «Полицейском с Рублевки» или в «Чебурашке» для персонажа Яковлевой. По завершении съемок все вещи остаются у продакшена, в то время как арендованные костюмы возвращаются на склад.

Обратите внимание на один важный нюанс: в кино нельзя снимать известные бренды. Если вы будете пересматривать сериал «Сваты», в третьем сезоне, третьей серии, в сценах игры в футбол можно заметить, что на форме спортсменов скрыты логотипы, которые закрыты полосками тейпа.

Как стать художником по костюмам 2

Кадр из сериала Милиционер с Рублевки

Меня когда-то вдохновил фильм «Огонь» — он как раз тогда шёл в кинотеатрах. Я задумалась, кто одевает всех героев на экране. До этого у меня не возникало подобной мысли: я просто смотрела фильм и не учитывала, что существует множество других департаментов, которые отвечают за грим, костюмы, реквизит. После этого у меня появилась идея поработать в кино: я начала изучать титры и запоминать фамилии художников по костюмам, ассистентов и костюмеров. Искала имена художников по костюмам в интернете, находила их в различных социальных сетях и просто писала им: делилась короткой информацией о себе, сообщала о том, что умею шить и хочу работать в кино. На момент начала поиска у меня уже было образование по профессии портного. Некоторые отвечали «да, мы будем иметь в виду», а кто-то просто игнорировал мои сообщения. Где-то спустя несколько месяцев я наконец получила первый положительный ответ.

  Кто такие техники-механики и чем они занимаются. Техник механик что это за профессия.

Вузы, где учат на художника по костюмам

Обучение на профессию художника по костюмам предлагается лишь в ограниченном числе высших учебных заведений страны. Основные ВУЗы, предоставляющие обучение по данной специализации:

  • Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК). Художественный факультет предлагает специализацию «художник кино и телевидения по костюму». Данный факультет готовит высококвалифицированных специалистов. Набор студентов происходит по интересному принципу «мастерских». Преподаватели, практикующие в художественной сфере, открывают свои мастерские и набирают студентов, курируя их на протяжении всего обучения. Каждый преподаватель или мастер несет ответственность за своих студентов и ведет у них только специализированные предметы, в то время как другие дисциплины ведут другие преподаватели ВГИК;
  • Школа-студия МХАТ. Специализация «Художник-технолог по костюму». Занятия здесь проводятся по индивидуальным и авторским планам. Учебный процесс включает изучение истории не по учебникам, а на практике, через музейные коллекции Москвы и Санкт-Петербурга, а также фонд Российской Государственной библиотеки искусств;
  • Санкт-Петербургская академия театрального искусства. Постановочный факультет этой старейшей театральной академии России готовит специалистов высочайшего уровня. Множество художников по костюмам Ленфильма окончили именно эту академу, но более того, на сегодняшний день большинство выпускников стремятся работать в театре, а не в кинематографической сфере.

Обучение художников по костюмам

Среди художников по костюмам можно встретить и тех, кто не оканчивал профильные ВУЗы, но обладает смежным образованием. Например, выпускники Мухинского училища, которое готовит специалистов в области всех видов декоративно-прикладного искусства. Однако существуют и альтернативные пути для входа в киноиндустрию и театр.

Начинающие художники по костюмам, стремящиеся работать в кино, часто устраиваются на работу в качестве ассистентов, а затем за счет практического опыта учатся непосредственно на площадках съемок или театральных сценах. Тем, кто изначально получил профильное образование, будет немного легче найти работу по специальности, но, как показывает практика, это не всегда является обязательным критерием.

Часто ли встречаются вакансии этой специальности

К сожалению, вакансии для художников по костюмам появляются не так часто, как хотелось бы. В зависимости от региона, спрос на эту профессию может сильно варьироваться.

Согласно информации, полученной с популярного Интернет-сайта trud.com, наибольшее количество вакансий открыто в Ленинградской области — около 63% от общего числа. Следом идет Московская область (27%), и замыкает тройку Владимирская область (9%).

Несмотря на то, что Ленинградская область располагает столь большим количеством открытых вакансий на должность художника по костюмам, здесь же предлагается и более высокая заработная плата — около 35 000 рублей. За ней идут Красноярский край с предложением от 25 000 рублей, Московская область с зарплатой от 21 000 рублей и завершающая Владимирская область, где за работу художником предлагают от 18 000 рублей.

Таким образом, профессия художника по костюмам является достаточно высокооплачиваемой, однако в разных регионах уровень спроса может значительно отличаться. Также можно встретить объявления с зарплатой выше 35 000 рублей. На основании данных по 50% вакансий в Российской Федерации, работодатель указывает зарплату в диапазоне от 22 000 до 27 000 рублей, 25% вакансий предлагает от 32 000 до 37 000 рублей, а еще 25% — от 37 500 и выше.

В этом видео вас ждет интервью с легендарным художником по костюмам Викторией Севрюковой:

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Оцените статью
Добавить комментарий