Вы изучите основы музыкальной грамоты, освоите навыки определения нот и аккордов на слух. Поймете музыкальную терминологию и научитесь создавать гармоничные композиции.
Профессия музыкального продюсера
С каждым годом доходы музыкальной индустрии и шоу-бизнеса продолжают увеличиваться, что требует появления новых профессионалов, способных генерировать качественный и оригинальный контент. В данной статье мы подробно рассмотрим, кто такой музыкальный продюсер, чем он занимается, как достичь этой профессии, а также оценим уровень доходов и перспективы развития в этой области.
Музыкальное продюсирование является одной из форм управления процессом создания музыкальных произведений. Музыкальный продюсер (от английского «produce» — производить, создавать) представляет собой специалиста, который отвечает за разработку и реализацию музыкальных проектов. В его обязанности входит находить и координировать работу талантливых исполнителей и авторов, создавая альбомы и отдельные музыкальные композиции. В отличие от исполнительного продюсера и музыкального менеджера, музыкальный продюсер не занимается решением финансовых вопросов, юридическим сопровождением или рекламой исполнителей. Он не выступает в роли инвестора, однако, в зависимости от ситуации, может принимать участие в этих аспектах.
Основные задачи продюсера музыки
Музыкальный продюсер отвечает за создание концепции музыкального проекта и формирование имиджа исполнителя, контролируя каждый этап работы. Рассмотрим, какие задачи он выполняет в процессе сотрудничества с клиентом:
- Проведение встреч с клиентом для обсуждения задач и целей проекта;
- Разработка различных версий и концепций аудиовизуального произведения;
- Отбор уже существующих музыкальных произведений для проекта или контроль над созданием оригинальных композиций с нуля;
- Представление клиенту нескольких вариантов концепции проекта;
- Учет замечаний клиента и доработка итогового проекта.
В задачи музыкального продюсера группы также входят:
- Анализ музыкального рынка и успешных проектов;
- Изучение актуальных направлений, популярных жанров и хитов;
- Разработка креативной концепции;
- Продумывание стилевых направлений артистов и формирование их образа;
- Организация концертной деятельности музыкантов.
На следующем этапе процесса саунд-продюсирования происходит запись треков в студии, заказ клипов и организация концертов.
Что делает музыкальный продюсер?
Музыкальный продюсер обеспечивает поддержку на всех этапах создания трека или целого альбома и занимается его продвижением:
- Разработка креативной идеи и содержание композиции и/или альбома;
- Определение жанра и стиля произведения;
- Утверждение текста композиции;
- Определение репертуара исполнителя;
- Подбор мелодии, аранжировки и ритмической основы;
- Привлечение к работе музыкального коллектива: композиторов, музыкантов, битмейкеров и др.;
- Выбор студий звукозаписи;
- Наставничество артистов во время процесса записи;
- Контроль качества звукозаписи, а также процесса микширования и мастеринга;
- Работа над имиджем и сценическим образом артиста;
- Продвижение музыкальных произведений и обеспечение их коммерческого успеха;
- Заключение рекламных контрактов.
Получите полезную профессию, помогающую людям. Курс Эльмиры Давыдовой.
Нередко музыкальный продюсер выполняет также функции музыкального менеджера, организуя гастроли, концерты и презентации новых треков или альбомов.
Чем отличается музыкальный продюсер от исполнительного продюсера?
Хотя как музыкальный, так и исполнительный продюсеры участвуют в процессе создания музыкальных произведений, их роли различаются. Музыкальный продюсер отвечает за творческую часть, в то время как исполнительный продюсер занимается организационными и финансовыми аспектами. Он отвечает за управление бюджетом проекта, поиск спонсоров, организацию работы команды, включая звукорежиссера, аранжировщика и других участников продюсерского процесса, а также следит за соблюдением сроков выполнения задач.
Исполнительный продюсер несет ответственность за слаженную работу команды, тогда как музыкальный продюсер отвечает за качество итогового продукта.
При этом важно не путать музыкального продюсера с инвестором или спонсором.
Востребованность профессии Музыкальный продюсер
В 2022 году российская музыкальная индустрия, как и многие другие отрасли, столкнулась с кризисом: уход крупнейших международных лейблов, таких как Universal Music и Warner Music Russia, прекращение работы стриминговых платформ, таких как Spotify и Apple Music, а также отмена множества концертов по всей стране. Тем не менее, даже санкции и ограничения не могут лишить людей любви к музыке.
Многие зарубежные альбомы теперь недоступны для прослушивания в России, что открывает новые возможности для отечественных исполнителей. У артистов возникли уникальные шансы быть замеченными и оценёнными, что побудит их активно выпускать треки. Однако с этим ростом возникнет и высокая конкуренция за слушателя, а также требования к качеству музыки возрастут. Чтобы успешно войти в рынок и создать настоящий хит, артисту необходима помощь профессионального музыкального продюсера.
Возможности трудоустройства существуют и в сфере медиапроектов. Примером служит следующее объявление о поиске музыкального продюсера в Газпром-медиа:
Также найдется предложение для продюсера, который по совместительству станет композитором в компании, занимающейся разработкой игр:
Не стоит пугаться небольшого количества вакансий в интернете. Работа в музыкальной сфере часто подразумевает активный самостоятельный поиск проектов, использование сарафанного радио и наращивание контактов, а не стандартный офисный труд. Главными факторами успеха в этой профессии являются профессиональные навыки, портфолио и личные качества.
График и формат работы музыкального продюсера
Музыкальный продюсер может работать как на постоянной основе, так и в формате фриланса. Рассмотрим оба этих варианта.
В случае штатной работы важно понимать, что эта форма сотрудничества обеспечивает большую стабильность и трудовые гарантии. Вы можете искать работу в продюсерских центрах, креативных агентствах и студиях звукозаписи в вашем городе. Рекомендуется регулярно отслеживать вакансии на сайтах интересующих вас компаний и, если позволит время, самостоятельно написать им представительное сопроводительное письмо с резюме и портфолио.
Если вам не предложат должность супервизора звукозаписи, это не значит, что у вас нет шансов. Вам могут предложить позицию помощника или менеджера, где вы сможете получить необходимый опыт, завести полезные знакомства и затем перейти к музыкальному продюсированию.
Вакансии в области музыкальной индустрии можно найти на сайте Института музыкальных инициатив.
Что касается фриланса, здесь продюсер работает как самозанятый человек или индивидуальный предприниматель. Он ищет артистов и интересные проекты, договаривается о сотрудничестве и управляет полным циклом создания трека или альбома.
Для успешной карьеры в формате фриланса вам понадобятся профессиональные связи, отличные навыки самопрезентации и, конечно, удачный опыт в продюсировании. В конце произведённой статьи мы обсудим, где можно получить нужные знания, которые помогут в становлении музыкальным продюсером, а также как формировать собственное портфолио.
Как стать музыкальным продюсером и где учиться?
Существуют несколько вариантов обучения для тех, кто хочет стать музыкальным продюсером с нуля:
- Самостоятельное обучение — это изучение различных видео на YouTube, литературы, форумов и самоучителей. Преимущества данного подхода заключаются в низкой стоимости, однако недостатками являются отсутствие структуры и возможная неэффективность, так как навыки могут оказаться невостребованными у потенциального работодателя;
- Классическое оффлайн-образование в университетах и колледжах. Диплом может быть преимуществом при трудоустройстве, а обучение, как правило, длится не менее четырех лет, что иногда приводит к получению устаревших знаний;
- Онлайн-обучение. Вы можете пройти курс на одной из образовательных платформ. Эти курсы, как правило, адаптированы для начинающих, поэтому подходят большинству желающих. Особое внимание в онлайн-обучении уделяется практике, что позволяет быстро формировать портфолио и сразу же находить работу после завершения курсов.
Ниже приведен обзор более 5 лучших онлайн-курсов.
5+ лучших курсов для обучения музыкального продюсера: подробный обзор
Вы научитесь создавать оригинальные треки в различных жанрах, эффективно работать с артистами и продвигать музыкальные проекты как на российском, так и на международном уровне. Вы станете экспертом в музыкальной индустрии, начиная с нуля, и сможете записать собственный альбом в сотрудничестве с другими музыкантами.
- Программа состоит из 10 курсов;
- Обучение на практике;
- Путь от начала до профессионального уровня;
- Постоянный доступ к Ableton Live.
Продюсер музыкальных проектов — это ключевая фигура в музыкальной сфере. Он обладает не только навыками написания треков, но и умеет работать с артистами, организовывать гастроли и концерты, а также добиваться успеха и популярности для проектов. Именно благодаря талантливым продюсерам ваши любимые исполнители становятся успешными и находят свою аудиторию.
По данным IFPI, за год мировая музыкальная индустрия демонстрирует впечатляющие доходы.
Кому подойдёт этот курс
Вы получите навыки в написании музыки с нуля, узнаете, как создать команду артистов и успешно продвигать свои проекты. Откроется доступ к практикам известных продюсеров, что поможет вам начать карьеру в музыкальной индустрии.
Вы усовершенствуете свои навыки в создании музыки, узнаете о креативных аранжировках и том, как извлекать прибыль из своих проектов. Это позволит вам стать профессионалом высокого уровня и повысить свой доход.
Изучите современные подходы к созданию музыки, научитесь рекламировать свои проекты, создавать мерч и организовывать концертные туры, что поможет вам расширить свою аудиторию и стать успешным музыкальным продюсером.
Чему вы научитесь
Вы освоите музыкальную грамоту, поймёте гармонические и ритмические приёмы, сможете подбирать мелодии на слух.
Научитесь пользоваться программой Ableton Live, а также писать музыку в разнообразных жанрах, заниматься сведением и мастерингом.
Узнаете, как развивать свои навыки продюсирования, управлять процессом создания треков и альбомов от начала до завершения.
Вы получите умение собирать команды музыкантов для разных проектов, поддерживать креативную атмосферу и работать вместе во время гастролей.
Изучите, как эффективно реагировать на коммерческие заказы, создавать звуковые эффекты и заниматься озвучиванием.
Научитесь мыслить как продюсер, тем самым получая прибыль от успешного продвижения своих артистов.
Акция!
Всем студентам мы предоставляем бесплатный доступ к программе Ableton Live 11 Suite.
Программа
Опытные продюсеры поделятся с вами полезными практическими советами и наработками в создании хитов мирового уровня.
Вы научитесь эффективно продвигать музыкальные проекты, работать с артистами и интегрировать их творчество в коммерческий процесс. Узнаете, как взаимодействовать со СМИ, PR-агентствами, организовывать туры и рассчитывать экономические параметры проекта.
- Профессия менеджера артиста и коммуникация в музыкальном бизнесе;
- Поиск многообещающих исполнителей;
- Правовые аспекты в музыкальной индустрии. Авторское право и смежные права;
- Разработка стратегии продвижения;
- Маркетинг артиста;
- Создание репертуара артиста и формирование продукта;
- Распространение продукта;
- Подписание контракта с артистом на лейбл;
- Подготовка к выпуску продукта;
- Интегрированный подход в музыкальном маркетинге;
- Социальные сети, веб-сайты, email-рассылки;
- Работа с местными и международными СМИ, включая лидеров мнений. Особенности взаимодействия с PR-агентствами;
- Продажа музыки и мерча, работа с музыкальным стримингом;
- Организация гастролей и туров;
- Паблишинг и лицензирование;
- Заключение рекламных контрактов и интеграции;
- Взаимодействие с игровой индустрией, кино и рекламой, а также аудиобрендинг;
- Новые методы монетизации продуктов артистов (краудфандинг, Patreon и др.);
- Бизнес-планирование и экономика проекта;
- Юридические аспекты работы менеджера артиста;
- Итоговый проект: разработка стратегии продвижения музыканта как бренда.
Резюмируем
Саунд-продюсер играет ключевую роль в создании и формировании музыкального материала: он работает в тандем с артистом, помогает ему уловить настроение композиции, организует работу группы, осуществляет отбор звуков, проводит эксперименты с вокалом и инструментами, а также подбирает сессионных музыкантов.
Качественный саунд-продюсер не подстраивается под желания инвестора или музыканта, его цель — создать хит, поскольку в мире шоу-бизнеса музыка является активом, который должен приносить прибыль всем участникам проекта.
Важно установить доверительные отношения с саунд-продюсером и, если решите пригласить его в свой проект, предоставьте полную свободу для творчества, позволяя ему работать без лишних вмешательств и комментариев.
Существует история о том, как в середине 90-х годов Стинг передал свой альбом на сведение команде звукорежиссёров.
Когда работа была завершена, Стинг остался недоволен результатом. Несмотря на уверенность саунд-продюсера в том, что всё сделано верно, Стинг настаивал на внесении корректировок. Это в итоге привело к тому, что саунд-продюсер и звукорежиссер сохранили свои первоначальные настройки, а затем пересводили альбом по желанию Стинга.
После утверждения финальной версии произведение было отправлено на мастеринг, завершающий этап пост-обработки трека.
Однако звукорежиссер, будучи уверенным в своем мастерстве, отправил на мастеринг именно первоначальную версию, которую он и саунд-продюсер считали успешной.
В результате альбом занял верхние строчки хит-парадов и был удостоен премии Грэмми, в том числе и за лучшее звукооформление и продюсирование года.
Субъективные выводы
Многие наши знакомые и коллеги из музыкального мира — артисты, продюсеры, преподаватели вокала, звукорежиссеры и другие — высказывают мнение, что российский музыкальный рынок находится на стадии развития и не конкурирует на международной арене. По их мнению, американская индустрия сформировалась давно и успешно, так как не испытывала влияния советского режима.
Часто они утверждают, что отсутствие качественных российских продюсеров и успешных проектов связано с доминированием отечественных поп-звёзд, которые заняли свои позиции с момента распада Советского Союза.
Люди понимают, что для иностранных слушателей русскоязычные песни могут восприниматься как нечто экзотическое, в то время как для русскоязычных людей, например, немецкая музыка звучит странно. Тем не менее, группа Rammstein смогла стать культовой, несмотря на то, что поёт на немецком языке, как и многие другие известные западные исполнители, которые не используют английский в качестве основного языка своих песен.
Наша гордость от того, что Т.А.Т.У. завоевали популярность в Америке, больше напоминает нам о былом успехе, чем побуждает стремиться к новым достижениям.
Некоторые недовольны современной музыкой за отсутствие смысловой нагрузки в текстах, однообразие музыкального стиля и плагиат. Но, действительно ли виноваты только артисты? Не мы ли, слушатели, являемся искусителями артистов своим интересом?
Когда я слышу плохую песню, и при этом вижу полный зал зрителей, меня начинают интересовать не артисты или их продюсеры, которые умеют зарабатывать деньги, а публика, которая бодро реагирует на философию песен исполнительницы Ольги Бузовой и ей подобных.
Российские продюсеры стремятся создавать качественный продукт (и верьте мне, они работают). Однако продвинуть достойный материал среди массы однотипных песен бывает сложно и затратно, поскольку аудитория не привыкла к новизне, эксперименты в музыке или текстах, которые требуют размышлений.
Проще адаптировать чужую концепцию и добиться успеха на родном рынке, как это часто практикуется в команде Black Star.
Кроме сложностей в продвижении, есть исполнители, не готовые к творческим экспериментам. Вернее, они хотят, но не слушают советов “саунд-продюсеров”, которые могут быть только амбициозными новичками без практики сотрудничества с известными артистами. При этом такие исполнители или их инвесторы ищут недорогого продюсера с опытом и наградами, что, пожалуй, невозможно.
На рынке труда существует две категории специалистов: недорогие, у которых малый опыт и отсутствие наград, но много голода, или дорогие с сомнительной репутацией, и лишь парой наград.
Это также отражает знаменитую шутку: “нужный опыт для работы у нас — 3 года. Но: без опыта не берём”.
Как же тогда получить опыт, если отсутствует возможность продемонстрировать свои таланты?
Ситуация очень похожа на сфера продюсирования: исполнители мечтают о премиях и успехе, но готовы работать для достижения этих целей.
Исполнители не готовы к риску, так как желают как можно быстрее достичь финансового успеха и попасть в главные чарты, но между тем существует парадоксальное стремление к славе и ощущению успеха, что и создает проблему.
Сначала нужно постараться: собрать команду, умело работать с ней, доверять людям, объяснять, чего ты хочешь в итоге, и быть готовым к тому, чтобы поработать над одной композицией семь месяцев и более. Необходимо работать над сценическим образом, вокалом, оттачивать свой стиль и быть готовым к огромным усилиям.
Невозможно удивить мир чередой идентичных песен; настоящие эмоции, наработанные в ходе трудной работы, способны создать уникальный продукт, который, возможно, даст артисту шанс выступить перед миллионами зрителей, а после этого необходимо будет вести еще более тяжелую работу для удержания своей аудитории.