Пружинные вилки обычно устанавливаются на самые недорогие велосипеды, известные как «ашанбайки». Их также выбирают некоторые энтузиасты, которым важнее долговечность в условиях интенсивной эксплуатации, например, на соревнованиях или длительных туристических поездках, чем качество амортизации.
Разновидности и устройство вилок для велосипеда
На первый взгляд не возникает вопросов о необходимости подвески для автомобиля, однако многие, особенно те, кто в детстве ездил на старых советских велосипедах, не осознают, какова роль велосипедных вилок. Важно помнить, что амортизация играет ключевую роль по нескольким причинам.
Одним из важнейших аспектов является эстетика. Современные велосипедные вилки часто имеют привлекательный дизайн, и их правильная маркировка может произвести впечатление на окружающих, особенно на профессионалов, а также на любительниц ярких расцветок.
Однако такая легкость в восприятии ситуации – лишь шутка. На самом деле, важность амортизации заключается в следующих аспектах:
- Удобство. Отсутствие тряски и минимизация ударов при езде значительно увеличивают комфорт.
- Здоровье. Удары и постоянная вибрация, передающиеся на запястья, могут негативно сказаться на здоровье суставов, особенно при активных поездках — наши суставы быстрее изнашиваются от такой нагрузки, им требуется защита.
- Управляемость. Эффективная амортизация помогает сохранить курс при движении по неровным участкам, поскольку она гасит перегрузки, которые иначе могли бы негативно повлиять на стабилизацию велосипеда.
- Экономия сил. Амортизатор способен сглаживать мелкие неровности, благодаря чему усилия велосипедиста расходуются на движение вперед, а не на преодоление препятствий.
Таким образом, необходимость установки амортизационных вилок признана всеми, и только самые бюджетные модели велосипедов (а также высокотехнологичные варианты, имеющие совершенно иную компоновку) обходятся без них.
Общие знания
Давайте рассмотрим ключевые аспекты вилок: их конструкцию и возможные настройки.
Детали и термины
Сначала стоит выяснить общую структуру и терминологию. Велосипедная вилка – это компонент, который удерживает переднее колесо на месте и обеспечивает способность изменять направление движения во время езды.
Стандартная амортизационная вилка состоит из нескольких ключевых элементов:
- Шток, или рулевая труба – деталь, соединяющая вилку с рулем и рамой. Обычно он изготавливается в нескольких стандартных размерах и может быть прямым или коническим.
- Корона – элемент, объединяющий независимые блоки механизма. Вилки могут иметь одну или две короны. Этот компонент производится из прочнейших материалов, так как на него приходится значительная нагрузка. Корона также может использоваться для крепления дополнительного оборудования, например, крыльев.
- Нога – труба, которая вставляется в корону и проходит в штаны (механизм амортизации); иногда именуется поршнем.
- Штаны – внешняя оболочка амортизационного механизма, которая шире ног и с одного конца соединяется с дропаутами, а с другого – с гориллой.
- Горилла – дополнительный элемент вилки, объединяющий штаны.
- Дропауты – точки крепления осей колес.
В зависимости от модели и назначения вилки может добавляться различное оборудование, например, крепления для дисковых тормозов на штанах или дополнительные элементы на горилле и короне.
Компоновка вилки меняется в зависимости от её модели и предназначения: у фиксированных моделей остаются только шток, корона, ноги и дропауты, в то время как у двухкоронных вилок имеются две короны. В свою очередь, модели Cannondale Lefty представляют собой односторонние конструкции — в них отсутствуют две ноги и половина штанов.
Настройки
В предыдущем разделе мы не затрагивали возможности настройки вилки. Насчитывается от одного (блокировка) до шести параметров настройки — обычно 2-3 блока на каждой ноге, а также дополнительные регулировки в разобранном состоянии и при работе с внутренними компонентами (например, тип масла в масляных вилках).
Давайте подробнее рассмотрим разные типы настроек, хотя их доступность может варьироваться в зависимости от модели и производителя.
- Локаут (LockOut) – система блокировки вилки. Включена по умолчанию на моделях без амортизации, но присутствует и на большинстве амортизационных устройств. Она полностью ограничивает работу механизма, хотя стоит отметить, что на некоторых моделях блокирующий механизм может быть хрупким, поэтому следует использовать его с осторожностью, чтобы избежать излишнего стресса.
- PreLoad – предварительная настройка жесткости вилки, определяющая её общую жёсткость. Может быть представлена как общая регулировка или замена пружин; на бюджетных вилках это, как правило, единственная реальная настройка (локаут не считается).
- Compression (Сжатие) – скорость сжатия вилки, критическая при быстром движении, чтобы мгновенно поглощать неровности.
- Rebound (Отбой) – скорость отскока, противоположная сжатию. Настройка этого параметра полезна, особенно для езды по сложным маршрутам. Медленное сжатие и быстрое отскок обеспечивают максимальную эффективность на фрирайде или спусках.
- Регулировка длины – не так уж часто доступна, так как может ослаблять конструкцию. Обычно реализация такой регулировки требует замены компонентов амортизатора и более сложного вмешательства.
Основные характеристики амортизационных вилок
- Ход вилки. Это расстояние, на которое вилка может сжиматься при воздействии неровностей поверхности. Данная характеристика существенно влияет на способность велосипеда справляться с трудными участками пути и обеспечивает комфорт. В зависимости от стиля катания и предпочтений велосипедиста, выбор вилки с определённым ходом может оказывать заметное влияние на общее качество велосипедного опыта.
- Регулировки. Возможность настройки характеристик амортизационной вилки под индивидуальные предпочтения велосипедиста — важное преимущество. Это может включать изменения скорости компрессии и отскока, а также настройку демпфирования. Такие параметры позволяют адаптировать вилку под конкретные условия маршрута и стиль катания, что обеспечивает оптимальную управляемость и комфорт.
- Жесткость. Жесткость пружин или воздушных подушек — ещё один важный аспект при выборе амортизационной системы. Пружинные вилки обычно обеспечивают более предсказуемую реакцию на неровности, тогда как воздушные вилки предлагают более гибкие настройки и легко поддаются регулировке в соответствии с запросами пользователя.
- Размеры колес. Они оказывают влияние на характеристики амортизационной вилки и её совместимость с велосипедом в целом. Разные размеры колес, такие как 26, 27,5 и 29 дюймов, могут предоставлять разные преимущества в зависимости от стиля катания и типа маршрута. Правильный выбор размера колес в сочетании с соответствующей амортизационной вилкой существенно повышает производительность и управляемость велосипеда.
При выборе амортизационной вилки важно учитывать стиль катания. Горные велосипеды, предназначенные для сложных трасс, требуют более мощных вилок, адаптированных к сложным условиям. Велосипеды для городских поездок могут хорошо работать с менее сложными амортизационными системами. Напротив, шоссейные велосипеды могут быть оснащены вилками с минимальной амортизацией, что обеспечивает высокую эффективность на ровных дорогах.
Опыт велосипедиста также влияет на выбор амортизационной вилки. Новички могут выбрать более простые и надежные модели, предлагающие базовый уровень амортизации, тогда как опытные гонщики, занимающиеся экстремальными видами катания, могут предпочесть более продвинутые вилки с широкими возможностями настройки.
Уход и обслуживание амортизационных вилок
Амортизационные вилки нуждаются в определённом уровне ухода и чистки, хотя он может быть менее частым и интенсивным по сравнению с другими частями велосипеда, такими как трансмиссия или цепь. Важно понимать, что амортизационные вилки часто эксплуатируются в более грязных условиях, подвергаясь воздействию пыли, грязи, влаги и прочих факторов во время катания.
Вот несколько ключевых моментов по уходу за амортизационными вилками:
- Очистка: Пыль и грязь могут накапливаться в уплотнительных кольцах и подшипниках вилки, что со временем приводит к износу и ухудшению работы. Регулярная чистка вилки с помощью мягкой щетки и чистящего средства позволяет устранить загрязнения и поддерживать её в хорошем состоянии.
- Смазка: В вилках находятся подвижные части, которые нуждаются в смазке. Регулярное смазывание уплотнительных колец и подшипников снижает трение и обеспечивает более плавное движение вилки, а также препятствует проникновению пыли и грязи.
- Проверка состояния: Периодически осматривайте вилку на наличие видимых повреждений, трещин или люфта. Если обнаружатся проблемы, это может потребовать регулярного контроля состояния или замены деталей.
Таким образом, хотя амортизационные вилки не требуют такой интенсивной чистки, как другие компоненты велосипеда, уход и регулярное обслуживание важны для обеспечения их производительности и долговечности.
В заключение, стоит подчеркнуть, что амортизационные вилки имеют решающее значение для обеспечения комфорта и безопасности катания на велосипеде. От выбора вилки, соответствующей потребностям и стилю катания, зависят эффективность преодоления неровностей и общее удовлетворение от поездки. Кроме того, регулярный уход и обслуживание вилок значительно продлевают их срок службы, гарантируя надежную работу. Правильный выбор и забота о вилках не только повышают производительность велосипеда, но и помогают сохранить его ценность и углубить удовольствие от катания.
Пружино-масляные вилки
Переходим к амортизационным системам следующего уровня. Основным отличием этих вилок является наличие масляного картриджа, который позволяет настраивать скорость отскока после сжатия. Специальная регулировка, расположенная внизу правой ноги вилки, обеспечивает это.
Хотя за амортизацию по-прежнему отвечают пружины, на некоторых моделях может быть возможность регулировки жесткости, что способствует улучшению комфорта во время поездок. Однако у таких вилок есть ряд недостатков:
- Относительно большой вес.
- Ограниченные возможности настройки жесткости.
- Проблемы при температурах ниже 5 градусов.
Воздушно-масляные вилки
Эти вилки считаются одними из лучших в настоящее время. В конструкции отсутствуют пружины — вместо них используется воздушная камера, в которой можно индивидуально подстраивать давление в зависимости от веса райдера. Чтобы избежать путаницы, производители обычно наклеивают наклейку с таблицей значений на вилку.
В правой ноге воздушно-масляной вилки имеется регулировка отскока, которую можно варьировать в достаточно широком диапазоне. Поскольку большинство элементов данных амортизаторов изготовлены из алюминия, а в высококачественных моделях корона и шток делают из карбона, такие вилки имеют оптимальный вес среди всех типов велосипедных вилок на рынке.
Устройство
Составные части
Составные части вилки показаны на рисунке.
- Шток — ось вилки, которая надежно запрессована в корону вилки. Он вставляется в рулевой стакан рамы и фиксируется сверху с помощью выноса. Шток может быть изготовлен из стали, алюминия или карбона.
- Корона — деталь вилки, в которую (у однокоронных вилок) встроен шток и обе ноги, а у двухкоронных верхняя корона фиксируется на штоке под вынос, удерживая ноги. Корона может быть выполнена из алюминия, производя методом литья с последующей ковкой (все вилки среднего и высшего классов), или из карбона, если шток также карбоновый.
- Ноги (у жестких вилок – перья) — части вилки трубчатого профиля, которые соединяются с осью колеса напрямую (у жестких вилок) или телескопически задвигаются внутрь конструкции штанов (в амортизационных вилках). В ногах амортизационных вилок находятся: внешние регулировки, пружины и демпферы.
- Штаны — деталь амортизационной вилки, состоящая из двух трубчатых стаканов, соединённых между собой, как правило, гориллой в виде единого элемента (это не относится к перевернутым видам вилок). Внутри штанов задвигаются ноги вилки. Штаны могут быть изготовлены из дешевых алюминиевых сплавов (вилки ниже класса) или дорогих и прочных алюминиевых сплавов (некоторые специальные вилки для жесткого фрирайда); сплавов алюминия с магнием, а также многослойной конструкции из алюминиевых сплавов и карбона (некоторые высококачественные вилки, вплоть до даунхильных). Большинство вилок оснащены штанами из магниевого сплава с алюминием.
- Используемые материалы
- Твёрдый износостойкий лак бежевого цвета.
- Твёрдый износостойкий тефлоновый лак черного цвета.
- Никелирование.
Основные геометрические размеры
Основные геометрические параметры вилки представлены на рисунке.
Для всех вилок
- Общая длина вилки. Данная характеристика влияет на общую геометрию велосипеда. При замене вилки (особенно амортизационной на жесткую) необходимо учитывать различия в длине. Обычно не рекомендуется устанавливать вилку, длина которой отличается более чем на 20 мм от рекомендуемой производителем.
- Общий вылет вилки. Он складывается из вылета короны и дропаутов. Этот параметр влияет на управляемость: чем больше он, тем выше стабильность при движении по прямой, но хуже управляемость в поворотах. Для горных велосипедов стандартное значение составляет около 45 мм, для гибридов — около 35 мм.
Для амортизационных вилок
- Ход вилки. Чем больше ход, тем более крупные препятствия может преодолевать вилка, тем сильнее она гасит удары и тем выше скорость может быть на трамплинах. Высокий ход также обеспечивает правильное положение велосипедиста при скоростных спусках, так как передняя часть велосипеда оказывается выше задней, а значит, снижается вероятность перелета через руль. Чем меньше ход, тем ниже центр тяжести, выше точность управления и размер вилки, меньше она раскачивается при силовом педалировании, что делает её более подходящей для подъёмов. Считается, что для ровных дорог ход вилки должен быть минимальным. Типичные значения хода в зависимости от предполагаемого стиля езды таковы:
- Гибриды: 50-70 мм.
- Велотуризм, покатушки, фрирайд: 150—180 мм, как однокоронные, так и двухкоронные.
- Даунхилл: 180—203 мм, исключительно двухкоронные вилки.
- Хардкорный фрирайд: 250—300 мм, двухкоронные вилки перевернутого типа.
Жёсткие вилки
В жестких вилках смягчение ударов в некоторой степени происходит за счёт упругой деформации материала ног. Большая часть ударов передаётся на покрышки и руки велосипедиста. Эти вилки преимущественно используются на велосипедах, предназначенных для езды по дорогам. Они представляют собой разнообразие моделей, от малоизвестных китайских до широко известных мировых брендов, таких как DT Swiss. Несмотря на то, что жесткие вилки не обеспечивают высокой скорости на неровных участках, у них есть свои преимущества:
- Высокая надежность;
- Неподверженность воздействию морозов, соли и грязи;
- Отсутствие необходимости в регулярном техническом обслуживании;
- Благоприятное соотношение цена/вес: жесткая вилка на 1-1,5 кг легче, чем амортизационная за ту же цену;
- Практически неограниченная ширина покрышки;
- Металлические вилки часто оснащены отверстиями для установки багажника; хромомолибденовая сталь — вес вилки составляет 1000-1200 г, что приближается по весу к высококачественным амортизационным, но стоит гораздо меньше, около 60€.
- Алюминиевый сплав. Вес не сильно отличается от стальной вилки — около 950 г, цена выше, порядка 75€.
- Титановый сплав — редкость на рынке, в основном от компании Rapid. Вес таких вилок составляет порядка 600-850 г в зависимости от факторов, цена такая высокая, от 170-200€.
Надёжность и прочность всех этих вилок достаточно для участия в соревнованиях. Однако важно учитывать, что сверхлегкие карбоновые вилки требуют большей осторожности в обращении, чем более тяжелые стальные — в частности, у карбоновых моделей могут быть более строгие требования к процессу установки и максимальному весу байкера.
Велосипедная вилка под нагрузкой что меняется
Прежде всего, следует осознавать, что велосипед создаётся с расчетом на определённую нагрузку. Если нагрузка превышает или, наоборот, оказывается ниже расчетной, эффективность его работы снижается. Ярким примером служит взаимодействие между амортизационными свойствами вилки и использованием багажника.
На хромолевых вилках предполагается, что у качественной модели имеется ход (измеряемый в сантиметрах), который позволяет ей сглаживать неровности. Однако при перегрузке амортизационные характеристики вилки значительно ухудшаются, вплоть до полного утрачивания своих функций. Таким образом, эксплуатировать хромолевую вилку с перегрузкой нежелательно, и нецелесообразно нагружать её багажом, весом более 5-8 кг.
Дисковые тормоза и жесткость вилки велосипеда
Широкое распространение дисковых тормозов привнесло новые требования к жесткости вилок, что в свою очередь ставит под сомнение их амортизирующие свойства. На недостаточно жесткой вилке дисковые тормоза могут привести к ухудшению управления велосипедом.
Также стоит отметить отзывы с форума velomania.ru:
Даже без изгиба, хромолевая вилка на Ронине с механическими дисковыми тормозами проявляла флекс, а с установленной гидравлической системой это стало особенно заметным. Даже при естественных поворотах, при правильной установки и с допустимыми зазорами, ротор ловил колодки. Такие конструкции прекрасно работают с ободными тормозами, но не с дисковыми.
Почитать и посмотреть про вилки велосипеда
Чтобы перейти от теории к практике, можно ознакомиться с описанием поведения хромолевых рам и вилок на сайте VELO.GRAVELO:
Найдите несколько видеоматериалов, сравнивающих характеристики различных материалов рам в техническом разделе на VELO.GRAVELO.
Версия 1.3 от 03.03.2023 опубликована 29.08.2021
Следите за актуальными новостями из мира гравел- и других типов велосипедов на сайте VELO.GRAVELO.RU. Здесь публикуются интересные новости о новых моделях велосипедов, распродажах, мероприятиях — в общем, все, что может заинтересовать велосипедистов. Кроме того, вы можете узнать «хитрости» по выбору велосипедов и аксессуаров, а также прочитать раздел с тестовыми испытаниями.
Я не даю прямых рекомендаций по выбору велосипедов, однако если вас заинтересовал Shulz, доступен промокод на скидку 7%.
Буду признателен за ваши комментарии, идеи и пожелания. Если у вас есть вопросы, пишите — постараюсь ответить. Также могу дополнить информацию по какой-либо теме или дать рекомендации по выбору велосипеда — гравела, туринга и не только. Контактные данные автора.
Также тему ГРАВЕЛЫ можно обсудить на специальной странице. Любые идеи и комментарии приветствуются. Для авторизации можно использовать аккаунт в социальных сетях FB и VK.
Ассортимент гравелов и турингов
Познакомьтесь с российским рынком гравелов и турингов в разделе Гравел в России. Здесь представлена структура рынка, доступные в России бренды гравелов, турингов и их дистрибьюторы, а также описаны характеристики основных велосипедных брендов, включая используемые материалы рам.
Подробный обзор освещает сезонность поставок и два материала, касающихся ценообразования — о стоимости гравелов и турингов в России (от 50 000 рублей) и более бюджетных велосипедах для путешествий (от 20 000 до 40 000 рублей).
Как выбрать гравел или туринг
При выборе велосипеда важно ответить на несколько простых вопросов о планах катания. Вопросы и комментарии по возможным ответам изложены в двух статьях на сайте GRAVELO.
- Очевидные вопросы – по каким дорогам вы хотите кататься, на какие дистанции, каковы ваши цели — ежедневные и общие, уровень автономности поездок, какой рельеф поездок…
- Менее очевидные вопросы – планируете ездить в компании или в одиночку, с какими целями, при какой погоде…