Большинство современных велосипедов позволяет прикрепить велосумки западного образца на клипсах по бокам багажника. Однако, мы, россияне, предпочитаем поддерживать отечественного производителя и выбираем стиль путешествия с рюкзаком, который может принимать форму штанов.
Багажники для велосипеда: особенности, виды и выбор
Если к велосипеду можно установить багажник, не следует от этой возможности отказываться. Багажник может оказаться очень полезным не только во время длительных походов, но и при поездках по городу.
Когда я впервые отправлялся в большое путешествие, я прикрепил багажник к велосипеду еще до выхода в дорогу. На нем я не возил ни вещей, ни снаряжения, просто постелил подушку и возил своего шестилетнего сына. Это был простой алюминиевый багажник, который я приобрел за 1200 рублей на велорынке. Мы с сыном совершали поездки длиной 30-40 километров, и он практически не жаловался на усталость.
Когда я отправился в двухнедельное путешествие по Лаосу, я снова использовал этот же багажник. Я даже не снимал его, а лишь подтянул болты, чтобы обеспечить надежность крепления.
В том самом первом путешествии я был новичком, не имевшим опыта многодневных велопоходов. Я загрузил палатку, спальник, обувь и ремнабор в велорюкзак. За плечами я также нес обычный городской рюкзак с частью вещей и водой.
На третий день похода, когда я ехал по перевалам Северного Лаоса, я остановился, чтобы отдохнуть. В это время ко мне в гору поднимался другой велопутешественник, едущий навстречу. Он тоже остановился, и мы завели беседу. Это был парень из Франции. Он посмотрел на меня и мой велосипед и произнес слова, которые я запомню на всю жизнь: «Если не хочешь навредить своей спине и позвоночнику, перестань ездить на велосипеде с грузом за спиной.»
На следующем привале я перепаковал все свои вещи, разместил их в велорюкзаке и пристегнул за спиной рюкзак стропами. Благодаря этому я избавился от лишней нагрузки на спину и ощутил огромное облегчение, катясь под палящим солнцем Юго-Восточной Азии.
Багажников много не бывает
Спустя год я снова отправился в путешествие, и затем мы с супругой и сыном купили новые велосипеды. Для каждого из них я прикрепил багажник. Даже когда я приезжаю в гости к родителям, я сразу же устанавливаю багажник на велосипед отца, и он активно им пользуется, например, когда едет на рыбалку или по делам.
Однако стоит отметить, что цены на багажники не взлетают ввысь. Первый багажник я купил в 2007 году за 1200 рублей, и сейчас подобный можно найти в интернете за 1400 рублей. Более продвинутые модели западных брендов стоят значительно дороже, но вы в основном платите за бренд. Купив дополнительные стяжки с крючками за 100 рублей, можно возить даже самые объемные грузы.
Что такое велобагажник и для чего он нужен?
Велосипедный багажник – это металлическое устройство, предназначенное для размещения и перевозки грузов на велосипеде. Многие люди предпочитают вешать свои сумки на руль, что затрудняет управление велосипедом. Однако правильно установленный велобагажник не нарушает баланс и комфорт при езде. Такой аксессуар становится необходимым в следующих случаях:
- Во время городских поездок – взрослые рюкзаки могут быть неудобными и перегружать спину;
- Во время походов – возможность установить специализированную сумку-штаны с большим объемом, оставляя достаточно места на багажнике для других вещей;
- Как сидение для друзей и родных – позволяет удобнее катать близких;
- Для установки корзины для перевозки домашних животных – дает возможность безопасно перемещать питомцев или разные вещи;
- Для установки детского кресла – обеспечивает безопасную перевозку маленьких детей.
Багажник для велосипеда позволяет транспортировать значительно больше увесистых и объемных грузов по сравнению с переноской на спине или на руле.
Преимущества и недостатки велобагажников
К главным преимуществам данного устройства можно отнести следующее:
- Польза для здоровья – снижается нагрузка на спину, ведь ранее тяжелые рюкзаки не влияли на позу и распределение веса. При неправильной осанке страдают бедра, колени и голеностопные суставы, а использование велобагажника помогает предотвратить такие негативные последствия;
- Удобство – при других способах транспортировки сумки могут застревать между колесами, рваться или вызывать другие неприятности, что может привести к аварии. Багажник помогает избежать подобного;
- Комфорт – в жаркое время года под рюкзаком спина потеет, что вызывает дискомфорт, ведь приходится снимать его в месте назначения; наличие багажника решает эту проблему.
Среди недостатков такого способа транспортировки стоит выделить:
- Увеличение массы конструкции – сам багажник имеет вес, который зависит от типа используемого металла;
- Увеличение нагрузки на заднюю часть велосипеда – при перевозке тяжелых грузов заднее колесо становится более подверженным поломкам;
- Отсутствие возможности крепления на раме – не все модели велосипеда имеют отверстия для установки багажника, но эту проблему можно решить, выбрав консольную модель.
Недостатки консольного багажника
- Несмотря на крепления, конструкция может быть недостаточно прочной;
- Создаётся дополнительная нагрузка на подседельный штырь;
- В результате, возможность перевозить большой груз становится ограниченной.
Разумеется, начинающий велотурист может отправиться в свой первый велопоход на том велосипеде, который есть в наличии, и с тем велобагажником, который он успел найти. В большинстве случаев, если велосипеды и комплектуются багажниками по умолчанию, то они представляют собой самые простые и минималистичные модели.
Сочленения, шарнирные соединения и изгибы опор уменьшают прочность багажника
При выборе багажника для велотуризма следует уделить внимание следующим аспектам:
- Любые сочленения и шарнирные соединения в опорах багажника критически влияют на его прочность;
- Изгибы опор также снижают прочность конструкции;
- Неправильное расположение опор в стандартных багажниках может привести к поломкам из-за неправильного распределения нагрузки.
Недостатки стандартного велобагажника, вариант 1
- Этот велобагажник не отличается прочностью;
- Недостаточно опор для надежной фиксации;
- Изгиб и сочленение в верхней части опоры становятся уязвимыми местами.
Фото подобного багажника можно увидеть ниже.
Вердикт — этот багажник не подходит для велотуризма.
Недостатки стандартного велобагажника, вариант 2
- Недостаточно опор;
- Опоры располагаются неправильно;
- Изгибы в опорах также могут стать местами поломки.
Вердикт — этот багажник также не подходит для велотуризма.
Особенности традиционного велобагажника, вариант 3
Среди традиционных багажников можно найти и более мощные конструкции, например:
- Конструкция прочная и надежная;
- Предусмотрено достаточное количество опор;
- Опоры правильно расположены;
- Однако отсутствует дополнительная дуга;
- В нижней части опор имеются изгибы, что является недопустимым, так как при переменной нагрузке это может привести к поломке.
Вердикт — этот багажник не подходит для велотуризма.
Особенности традиционного велобагажника, вариант 4
- Мощный и надежный;
- Количество опор является достаточным;
- Опоры прямые, без изгибов;
- Не предусмотрены дополнительные дуги, что может привести к попаданию крайних частей рюкзака в колесо;
- Если багажник стальной, то его вес может быть значительным.
Вердикт — данный багажник довольно хорош, он подходит для велотуризма начального и среднего уровня.
Однако если вы хотите улучшить свое снаряжение и почувствовать уверенность в оборудовании, следует подумать о некоторых дополнительных аспектах.
Конструкция
Для длительных поездок багажники с одной стойкой не подойдут, так как они не обеспечивают адекватной прочности, а рюкзак может застревать в спицах колес. Поэтому лучше выбрать багажник для велотуризма с укрепленной конструкцией:
- Двухстоечный: одна вертикальная стойка служит опорой, а вторая, расположенная под углом, защищает спицы. Лучше, если такой багажник будет минимум из алюминия, поскольку в случае поломки его можно будет временно укрепить с помощью стяжек;
- Трехстоечный – оптимальный вариант для велопоходов, так как груз распределяется наиболее равномерно, тем самым снижается вероятность поломки конструкции.
Способ крепления
Во время путешествий не рекомендуется использовать консольные багажники, которые крепятся к подседельному штырю. Такие конструкции выполняют свои функции только во время коротких поездок и имеют низкую грузоподъемность (до 10 кг).
Самым надежным способом считается крепление через специальные отверстия в раме, расположенные на верхних перьях с помощью болтов. Реже применяется крепление к верхним перьям с помощью хомутов. Если в раме нет отверстий, можно также прикрепить багажник к самой раме или к дисковому тормозу.
Багажник для велопохода должен выдерживать груз массой до 25-30 килограммов. Если вы планируете заниматься путешествиями по бездорожью, лучше всего выбрать задний багажник. Если столкнетесь с непроходимым участком, то сможете снять рюкзак и перевесить его на плечи. При длительных поездках по хорошим дорогам, например, межгородам Европы, имеет смысл распределить груз по бокам передних колес (на вилке) и на багажнике заднего колеса.
Во время многокилометровых велопоходов важно иметь под рукой необходимые инструменты и периодически проверять гайки на креплениях багажника. Старайтесь не превышать максимальный предел веса, на который рассчитан багажник – так вы избежите поломки в самом уязвимом месте конструкции – месте сварки.
Консольный багажник
Консольный багажник с креплением на подседельную трубу
Консольный багажник с функцией расширения платформы
Это самый универсальный тип багажника, его можно установить на практически любой велосипед. Чаще всего он имеет одну точку крепления, реже – три. Этот багажник быстро и просто крепится на подседельный штырь и так же легко демонтируется. Подходит для перевозки небольших грузов: производители чаще всего указывают грузоподъемность до 15 кг, однако опытные пользователи советуют не превышать 10 кг, чтобы избежать возможных проблем. Также необходимо учитывать, что на неровных дорогах из-за регулярной тряски крепление может постепенно разрушаться. Некоторые модели консольных багажников оснащены дополнительными стойками, крепящимися на перья велосипеда, что значительно увеличивает жесткость и надежность конструкции.
Консольный багажник со стойками
Такой тип багажника можно рекомендовать для коротких велопрогулок или поездок, которые не предполагают сложные участки маршрута и бездорожье. Для некоторых велосипедов консольный багажник может быть единственным вариантом установки багажника ввиду конструкции байка.
Багажник со стойками
Багажник с регулируемыми по высоте стойками
Это самый распространенный и надежный тип багажника, обычно имеющий три или четыре точки крепления в специально предусмотренных отверстиях на раме. Чаще всего задние багажники рассчитаны на вес до 25 кг. При выборе такого багажника нужно внимательно обращать внимание на совместимость с диаметром ваших колес, а если у вас установлены дисковые тормоза, важно учитывать расположение калипера. Если вы попытаетесь установить багажник, предназначенный для колес 26 дюймов, на велосипед с колесами 29 дюймов, то он будет мешать вращению колеса. И наоборот, если вы установите багажник для колес 29 дюймов на 26-дюймовых колесах, он окажется слишком высоким, что приведет к смещению центра тяжести и снизит прочность конструкции. На данный момент многие багажники оснащены регулируемыми по высоте стойками, что делает их универсальными для велосипедов с разным диаметром колес. Если на вашем велосипеде установлены тормоза типа V-brake, вам подойдет почти любой багажник со стойками. Однако если вы являетесь владельцем велосипеда с дисковыми тормозами, где калипер расположен с наружной стороны рамы, вам потребуется тщательно выбирать подходящий багажник, многие из которых имеют изогнутые стойки или специальные проставки, чтобы избежать зацепления с калипером.
Багажник на стойках с проставками
К сожалению, встречаются велосипеды, у которых даже не предусмотрены места для крепления багажника или же они повреждены (например, потеряна резьба или треснуло крепление). На сегодняшний день производители предлагают множество решений для таких велосипедов.
Багажники с креплением на ремнях