Это классический хардтейл. Передний амортизатор обладает рабочим ходом в 100 миллиметров, а конструкция его подвески включает пружинный блок и эластомер. Указанные характеристики обеспечивают достаточный уровень комфорта при преодолении различных препятствий на дороге.
Покоритель всех стихий. Как выбрать маунтинбайк
Горный велосипед в его современном понимании появился в 70-х годах прошлого века и быстро трансформировался из узкоспециализированного байка для энтузиастов в самый популярный вид велосипеда. Секрет же его главной привлекательности заключается в универсальности и удивительной надежности. Его способности впечатляют: райдеры по всему миру обнаружили, что на велосипеде, созданном изначально для сложных грунтовых маршрутов, с таким же комфортом можно передвигаться и по городским улицам, по гладким дорогам, отправляться в велопоходы, заниматься спортом или просто активно отдыхать. Горный велосипед, известный также как маунтинбайк (от англ. mountain bikes) или сокращенно МТВ, стал образцом универсальности среди всех велосипедов и до сих пор удерживает эту позицию.
Классический горный велосипед: краткое техническое досье
Несмотря на разнообразие моделей и модификаций, которые появились благодаря огромной популярности этого вида велосипедов, классический маунтинбайк всегда имеет определенные конструктивные особенности, отличающие его от других типов велосипедов.
- 1. Трапециевидная рама повышенной прочности. В современном производстве рамы изготавливаются как из стали, так и из алюминиевых сплавов или карбона. В сочетании с прямым рулем, такая рама обеспечивает велосипедисту особую полуспортивную посадку: она не равноценна ровной позиции на городском велосипеде, но и не столь низка, как на шоссейном варианте.
- 2. Среднеразмерные колеса с широкой и агрессивной резиной. Стандартный размер колес для маунтинбайка составляет 26 или 27,5 дюймов, но в последние годы нарастает популярность т.н. найнеров — горных велосипедов с колесами диаметром 29 дюймов. Они комплектуются широкой резиной с выраженным рельефом протектора, что обеспечивает отличную проходимость — одна из первостепенных задач для MTB. Большие колеса улучшают накат, тем не менее они менее маневренные. Разогнаться на них сложнее, однако, уже достигнув скорости, можно наслаждаться плавной ездой, устойчивым накатом и управляемостью на крутых спусках. Тем не менее следует помнить, что на больших диаметрах сложно входить в резкие повороты, а старт с места требует больше усилий из-за их низкой динамики разгона.
- 3. Амортизационная вилка. Отсутствие передней вилки с амортизатором нарушает статус велосипеда как горного. Мягкая вилка — неотъемлемая часть маунтинбайка, она сглаживает ударные нагрузки при движении по бездорожью и поглощает вибрации, тем самым защищая руки от переутомления и обеспечивая высокую точность управления.
- 4. Многоскоростная трансмиссия. Еще одна специфическая черта MTB. Число передач в горном велосипеде в среднем колеблется от 18 до 28, что позволяет варьировать передачу под разные условия езды.
- 5. Дисковые или ободные тормоза. Надежная тормозная система — это первостепенное условие для катания по пересеченной местности. В 95% случаев на классических горных велосипедах устанавливают дисковые или ободные тормоза типа V-brake. Последние обычно присутствуют на бюджетных моделях, но это не умаляет их достоинств.
Геометрия рамы
Форма рамы определяется ее назначением. Новичку следует обратить внимание на следующие параметры:
- Угол наклона верхней трубы.
Велосипед со скошенной верхней трубой обеспечивает более прямую посадку, при этом во время езды по неровностям рама не будет бить в промежность, что позволяет легко спрыгнуть с такого велосипеда. Эти велосипеды подходят для экстремальной езды.
Прямая рама или рама с углом наклона около 7° предполагает длительные переезды без необходимости выполнять трюки: колени будут распрямлены под углом 60°, что снижает утомляемость велосипедиста.
На левой фотографии имеется небольшой наклон верхней трубы рамы — такой велосипед пригоден для кросс-кантри, предназначенного для длительных поездок. Справа — велосипед с низкой рамой, который оптимален для эндуро, вида экстремальной езды, где высокая рама может быть помехой, если необходимо быстро покинуть байк. Источник: Shutterstock/Fotodom
- Рич — расстояние от центра рулевого стакана до центра кареточного узла.
Этот параметр критически важен для маунтинбайков, поскольку велосипедист часто находится в стоячем положении.
Для фрирайда предпочтительнее короткий рич — около 400 мм; это облегчает выполнение трюков. Для эндуро и трейла рич обычно длиннее — порядка 430 мм.
На велосипедах, предназначенных для кросс-кантри, чаще всего используют короткий рич, так как на таких моделях большую часть времени велосипедист сидит, и длинный рич затрудняет комфортное достижение руля.
На велосипеде для кросс-кантри рич должен быть длинным, чтобы велосипедисту было комфортнее во время сидячей езды. Источник: Shutterstock/Fotodom
На велосипеде предназначенном для экстремальной езды, как, например, для фрирайда, рекомендуется короткий рич. Это особенно важно для выполнения трюков, так как велосипедист чаще стоит на таких моделях. Источник: Shutterstock/Fotodom
В эндуро велосипеде рич длиннее, поскольку велосипедист большую часть времени сидит, но при этом руль располагается ниже, чем у моделей для кросс-кантри. Это критично на трассах эндуро, где требуется быстро менять позицию тела, поскольку рельеф может резко меняться. Источник: Shutterstock/Fotodom
- Угол наклона рулевого стакана.
Параметры колёс
При выборе колес необходимо учитывать пять основных параметров: размер, количество спиц, глубина протектора, ширина покрышки и метод установки покрышки.
Размер колес влияет на удобство спортсмена при прохождении трассы с разнообразными препятствиями. Колеса подлежат замене, но их размер должен оставаться прежним для обеспечения совместимости.
- 26 дюймов — легкие и маневренные колеса.
- 27,5 дюймов — оптимальный размер колес, который не слишком тяжелый и отлично справляется с препятствиями. Велосипед с такими колесами способен быстро набирать скорость.
- 29 дюймов — обеспечивают плавный ход по мелким неровностям. Это самые комфортные и скоростные колеса, которые лучше всего подходят для длительных поездок. Новичок будет чувствовать себя увереннее на колесах большого диаметра. Однако такие модели более тяжелые и могут иметь трудности при движении по узким участкам трассы.
Количество спиц определяет, насколько Велосипед может выдерживать условия эксплуатации на сложных маршрутах. Если планируется катание по сложным участкам, лучше выбирать колеса с 36 спицами. Для менее интенсивных нагрузок подойдут колеса с 32 спицами.
Также важно учитывать характеристики покрышек, которые выбирают по протектору и ширине.
Протектор важен для сцепления колеса с дорожной поверхностью. Для бездорожья стоит выбирать покрышки с агрессивным, глубоким протектором; при этом следует помнить, что такие колеса менее эффективны на асфальте. Для катания по льду и снегу рекомендуются покрышки с шипами.
Ширина покрышки непосредственно влияет на безопасность езды: чем шире покрышка, тем устойчивее велосипед. На рынке предлагаются покрышки шириной от 2 до 2,5 дюймов.
Разнообразные варианты покрышек для горных велосипедов. Источник: Shutterstock/Fotodom
Основные элементы маунтинбайка
На первый взгляд велосипед может показаться достаточно простым и даже примитивным устройством.
Однако на самом деле это сложная конструкция с множеством деталей, каждая из которых может быть индивидуально подобрана под конкретного пользователя и его стиль вождения.
К важным элементам велосипеда относятся следующие:
Во-первых, это рама — ключевой компонент, на который устанавливаются остальные части велосипеда. Одним из главных индикаторов ее качества является материал, из которого она изготавливается:
- Сталь. Такие рамы отличаются прочностью и долговечностью. Обычно их производят по более низким ценам по сравнению с другими материалами и чаще всего их можно встретить на бюджетных вариантах. Но одним из недостатков является большая масса.
- Алюминий. Варианты с алюминиевой рамой легче, чем стальные, и при этом обладают хорошими показателями прочности и сопротивляемости коррозии. Однако стоит отметить, что они производят больше вибраций во время эксплуатации.
- Титан. Эти модели также имеют небольшой вес, при этом обеспечивают превосходную прочность. Считается, что титановая рама обладает высокой устойчивостью к повреждениям.
Но в действительности это не так: есть истории о повреждении титаниумов в редких случаях. Несмотря на это, такие рамы сложно не только сломать, но и поцарапать.
Специальный уход за ними не нужен. Многочисленные велосипедисты сообщают, что титан прекрасно гасит вибрации на сложном рельефе.
Эти рамы могут не быть окрашены — во-первых, титановый цвет привлекателен, во-вторых, он обладает свойством не подвергаться коррозии и не страдает от воздействия внешней среды, включая соли и реагенты, используемые для обработки дорог.
Однако такие рамы имеют и недостатки: главный из них — высокая стоимость. Цены на титановую раму для качественного горного велосипеда могут начинаться от 40 000 рублей. Вторым минусом является сложность ремонта — если велосипедист случайно повредит раму, скорее всего, придется приобретать новую. - Карбон (композит). Это материал, состоящий из переплетенных углеродных волокон, пропитанных эпоксидной смолой или другими полимерами.
Карбоновые рамы считаются одними из наиболее прочных на рынке благодаря специальному раскрою волокон. Производители могут размещать нити в различных направлениях, учитывая нагрузку на каждую отдельную деталь.
Кроме того, композит обладает легким весом, что способствует снижению общего веса велосипеда. Также этот материал эффективно сглаживает вибрации и удары, распределяя их по всей конструкции.
Среди его достоинств стоит отметить долговечность, поскольку карбон не накапливает внутренние напряжения и сохраняет свои качества даже при условии поступления многократных нагрузок. Однако отмечается склонность к повреждению при сильных локализованных ударах. Рамы действительно можно восстановить, но в случаях серьезных повреждений это может быть дорогостоящим процессом. Кроме того, карбоновые рамы также стоят недешево и требуют специального ухода с использованием соответствующих средств.
Колеса и шины
На горные велобайки обычно устанавливают колеса диаметром от 26 до 29 дюймов. Чем больше размер колеса, тем легче преодолевать препятствия, однако такие модели также будут менее маневренными. Кроме того, колеса большего диаметра, как правило, имеют более высокую стоимость.
Обращая внимание на обода, наиболее распространены одинарные обода. Они отличаются малым весом и наиболее часто встречаются на городских моделях.
Существуют также двойные и тройные ободы с дополнительной стенкой внутри: такие конструкции обладают повышенной прочностью, что делает их более подходящими для MTB.
Шины чаще всего шипованные, чтобы обеспечить качественное сцепление с различными покрытиями.
Рейтинг горных велосипедов
Подбор хорошего горного велосипеда может стать непростой задачей. Поэтому мы подготовили небольшой рейтинг, который поможет вам ориентироваться в огромном разнообразии недорогих маунтинбайков.
STELS Navigator 745 MD 27.5 V010
Хороший вариант для новичков: этот горный велосипед оснащен начальным уровнем оборудования, однако он выделяется алюминиевой рамой и 27,5-дюймовыми колесами с двойным ободом.
Передний амортизатор обладает рабочим ходом в 80 миллиметров. Амортизаторы пружинного типа в данной модели оборудованы эластомером, что значительно улучшает характеристики подвески.
Обратите внимание, что это велосипед с дисковыми тормозами на обоих колесах, которые обеспечивают высокую чувствительность к нажатиям на рычаги. Также имеется 24-скоростная трансмиссия, позволяющая удобно передвигаться как по шоссе, так и на пересеченной местности.
В партнерском магазине Халвы Эльдорадо STELS Navigator 745 MD 27.5 V010 можно приобрести за 28 290 рублей.
Forward Apache 29 X 21
Ещё один хардтейл, представленный в нашем рейтинге, имеет раму, выполненную из высокопрочного алюминия. Отдельно стоит отметить внутреннюю проводку: большинство тросиков и трубок аккуратно расположены внутри рамы.
Это значит, что элементы не болтаются, отсутствует риск зацепления за ветки или кусты, а также облегчает процесс очистки велосипеда. В условиях ненастной погоды или на сложных маршрутах такая конструкция будет большим преимуществом.
Крупные колеса диаметром 29 дюймов помогут преодолевать любые преграды. Данная модель оснащена двойными ободами, что позволяет без страха кататься по сложным участкам и выполнять различные трюки.
Велосипед укомплектован современной трансмиссией на 16 скоростей, чего достаточно для комфорта в городских условиях и на трассах с естественными и искусственными преградами.
Маунтинбайк Forward Apache 29 X 21 предлагается в фирменном магазине Forward за 34 000 рублей.
Merida Crossway 10-D Lady
Отличный горный велосипед для женщин, которые не боятся как городских покатушек, так и заездов по пересеченной местности в лесу или горах.
Рама выполнена из прочного алюминия и окрашена в модный светло-зеленый оттенок.
Вилка имеет ход в 63 миллиметра. Этого достаточно для комфортной езды по сложным маршрутам.
Велосипед оснащен 28-дюймовыми колесами, которые прекрасно подходят как для городских маршрутов, так и для лесных прогулок и экстремальных гонок.
На обоих колесах установлены дисковые гидравлические тормоза, которые более эффективны в сравнении с механическими, что повышает безопасность спусков — гидравлика обеспечивает лучший контроль.
Велосипед включает в себя трансмиссию на 21 скорость, что позволяет подбирать оптимальный режим для различных типов дорожных покрытий.
Из недостатков многие велосипедистки отмечают отсутствие в комплекте крыльев, поэтому лучше уточнить эту особенность у продавца перед покупкой.
Cube aim pro 29
Маунтинбайк с рамой, выполненной из высокопрочного алюминия, что делает его довольно легким — всего 14,4 кг. При этом он способен перевозить груз до 130 кг, что в 10 раз превышает его собственный вес.
Данная модель оснащёна 29-дюймовыми колесами с двойными ободами, которые позволяют уверенно преодолевать препятствия на дороге, обеспечивая отличную управляемость и прочность для выполнения трюков и прыжков.
Разновидности
Способы катания на горном велосипеде весьма разнообразны и охватывают различные виды спорта. Всего существует 12 дисциплин, из которых некоторые носят экстремальный характер, другие рассчитаны на удовольствие от катания.
Кросс-кантри
Это езда по пересечённой местности на длинные дистанции, представляющая собой наиболее популярный вид маунтинбайка, входящий в программу Олимпийских игр. Благодаря этому направлению стало известно множество современных экстремалов. Кросс-кантри требует от спортсмена высокой физической выносливости, силы и настойчивости. Оборудование включает шлем, контактные педали с обувью, влагоотводящую одежду, перчатки и очки.
Ол-Маунтин
Это универсальная езда на велосипеде, предназначенном для любых дорог. Он должен иметь ударопрочную раму и легкую подвеску, масса не должна превышать 14 кг. Этот велосипед часто используется для многодневных соревнований. Чтобы освоить такой велосипед, необходимо иметь хорошую физическую подготовку, что требует предварительной атлетической подготовки. Потребуется аналогичное оборудование, как для кросс-кантри, но полезными дополнениями станут наколенники.
Апхилл
В переводе с английского языка это означает «вверх по склону». Дисциплина подразумевает скоростной подъем на велосипеде по горе. В связи с большой нагрузкой, байк для апхилла должен быть максимально легким, не превышая 10 кг. Для этого исключаются аксессуары, такие как защитная экипировка.
Даунхилл
Это захватывающий спуск с горы. Эта дисциплина была заимствована из горнолыжного спорта и предполагает максимальную скорость спуска с минимальными затратами времени. Велосипеды для дауна подбираются тяжелые — до 20 кг и должны иметь два амортизатора и надежную навеску.
Из-за значительного веса этих велосипедов, подниматься на них на вершину сложнее. Поэтому соревнования часто проводятся на курортах горнолыжного типа, где используются подъёмники. Спортсмены при подъёме не берут с собой лишние вещи, даже запас воды оставляется внизу, чтобы ничто не отвлекало от спуска.
Необходимая экипировка включает шлем с защитными стеклами, защитный панцирь, защиту для коленей и голени, перчатки, а иногда — специальные сапоги из прочного пластика.
Фрирайд
Этот термин означает свободное скольжение с горы вне заранее установленных трасс на максимальной скорости. На этой дисциплине спортсмен нуждается в байке с двумя амортизаторами весом от 17 до 20 кг, а также в защитной экипировке, включая фулфейс шлем, защиту всех частей тела и рюкзак с гидратором. Основная масса нужных навыков включает в себя гибкость, выносливость и умение в альпинизме.
Норт-Шор
North Shore — это название указывает на местность своего появления, расположенную вдоль побережья Тихого океана в Канаде. Там экстремалы начали строить деревянные конструкции для преодоления трудных участков. Сейчас Норт-шор сочетает в себе природный и искусственный рельеф — с трамплинами, качелями и подвижными колесами. Для успешного преодоления такой трассы нужен маунтинбайк с короткими перьями для быстрого старта и надежной амортизацией на приземлениях. Чем тупее стиль езды, тем большего веса требует байк, и, разумеется, нужно полный комплект защитного снаряжения.
Топ-5 производителей горных велосипедов
Существуют бренды, продукция которых пользуется хорошей репутацией. Более того, эти производители обладают многомиллионными армиями поклонников по всему миру. На основе анализа отзывов пользователей, мы составили топ пятерку брендов:
Вы можете учитывать этот список при выборе велосипеда или же выбирать модель любого другого производителя, ориентируясь на советы и информацию из этой статьи.
Какой горный велосипед выбрать
· Если вам нужен горный велосипед для городских поездок и легкого бездорожья, выбирайте универсальную модель и не сомневайтесь. Нет смысла тратить дополнительные средства на более профессиональное оборудование, если ваш велосипед предназначен для простых поездок, к примеру, к даче по нужной грунтовке.
· Для частых поездок по необъезженным загородным дорогам подойдут байки кросс-кантри или вездеходные с ходом вилки до 200 мм, желательно с возможностью регулировки. Тормоза должны быть дискового типа.
· Если вы серьезно планируете заниматься крутыми спусками в гористой местности, отдать предпочтение следует даунхилл-моделям, которые обеспечат как вам удовольствие, так и безопасность. Части вроде крепкой рамы, усиленных тормозов и вилок с большим ходом делают DH идеальным выбором для интенсивных экстримов.
· Если ваш интерес заключается в выполнении трюков и прыжках по бордюрам или если вы занимаетесь трал спортом на профессиональном уровне, выбирайте трюковые ВМХ-велосипеды. Они легкие, хорошо маневренные и обладают отличной управляемостью, что является важным критерием при выполнении подобных действий.
На этом всё. Мы надеемся, что данная статья поможет вам в выборе горного велосипеда для ваших велоприключений. Если у вас остались вопросы, не стесняйтесь обращаться к специалистам Fitness Place — мы всегда готовы помочь определиться с выбором и подобрать оптимальный вариант по вашим требованиям и стилю катания.