Путем экспериментов были определены оптимальные технические параметры для ободьев и покрышек, усовершенствованы конструктивные элементы тормозной системы, а также расширен диапазон передач в трансмиссии. Данные изменения направлены на повышение скоростных характеристик, улучшение комфорта и обеспечение безопасности при эксплуатации.
Найнер лучший грэвел, так ли это…
Утверждение о том, что найнер является лучшим велосипедом, встречается практически на любом велофоруме или в велосообществе. Доводы приводятся в пользу того, что найнер — это самый универсальный велосипед для российских условий. Впрочем, этот вопрос вызывает множество дебатов, как по сути вопроса, так и по компетентности тех, кто дает советы.
Существует множество причин для таких рекомендаций, и одной из главных является исторический перекос в сторону горных и псевдогорных велосипедов, которые на протяжении около 20 лет выдавались за наиболее универсальные, хотя это, безусловно, не так.
Найнер — история
Найнер представляет собой горный велосипед, оборудованный колесами с ободами ISO 622 мм или 700c. Этот размер обода является самым распространенным в мире велосипедов. Горные велосипеды, которые появились в середине 1970-х годов, использовали меньшие ободы — ISO 559 мм. В начале 2000-х годов увеличение диаметра ободов для МТБ было объявлено революцией, в результате чего был разработан новый тип велосипеда, известный в мире как 29er, что может быть написано как Twenty-niner или Two-niner (твентинайнер или просто найнер).
Фактически это стало возвращением к истокам, так как широкие колеса на ободьях 700с также использовались в туринг-велосипедах, гибридах и велокроссах.
Что это такое?
Найнер, также известный как ту-найнер, представляет собой велосипед, предназначенный для передвижения по холмистой или гористой местности. Диаметр его колес составляет 622 мм, что соответствует 29 дюймам. Такие колеса вызывают различные эмоции у любителей велопрогулок; некоторые завистники даже считают его транспортом для клоунов и пожилых людей. Однако, несмотря на критику, популярность найнера продолжает расти.
Главное преимущество найнера — это его меньшая восприимчивость к неровностям поверхности благодаря увеличенным колесам. Для больших колес требуется другая конструкция, чем для стандартных. Для этого была разработана высокая рама с смещенным вверх центром тяжести, что предопределило следующие геометрические особенности:
- удлинены перья до 431 мм;
- расширен зазор между концами вилки пера;
- создан высокий кареточный узел;
- удлинена ригидная вилка.
Плотный прижим колеса улучшает маневренность и отклик руля. Обе стороны вилки крепко зажимают колесо. Увеличение времени наката достигнуто за счет большего диаметра колес. Скорость поддерживается улучшенным крутящим моментом, позволяя плавно преодолевать препятствия. Благодаря большей площади соприкосновения покрышки с поверхностью дороги улучшается сцепление на сложных дорожных участках, что значительно облегчает движение по грязной и скользкой поверхности.
Маркировка покрышки найнера может выглядеть как 29х2,10, хотя фактический диаметр составляет 622 мм. Ширина колес больше, чем у других моделей подобного класса; ширина покрышки варьируется от 1,9 до 2,5 дюймов, что обеспечивает надежное сцепление с неровностями гористой местности. Она может быть обозначена как десятичная дробь 29х2,4 или привычная 29х2 2/5. Важно отметить, что шины с одинаковой маркировкой не всегда будут абсолютно идентичными.
Велошина этого вездехода имеет широкую и протекторную поверхность, что позволяет удобно передвигаться по песчаным и грязевым покрытиям.
Рама является основным элементом велосипеда и непосредственно влияет на ощущения во время поездки. У найнера рама выше и длиннее, чем у других внедорожных байков. В её производстве используются различные материалы.
- Стальные рамы имеют большой вес, подвержены коррозии, а при сильных ударах могут трескаться и ломаться. Однако таковые обладают высоким запасом прочности и могут быть отремонтированы обычной сваркой. Микротрещины от усталости металла легко обнаружить при внимательном осмотре. Тем не менее, такие рамы не являются лучшим выбором для маунтинбайков, к которым относятся найнеры.
- Рамы из хромомолибденовой стали — это сплав, состоящий из железа и углерода с добавлением хрома и молибдена в целом количестве более 10%. Они достаточно тяжелые, имеют склонность к коррозии и становятся хрупкими при резких перепадах температуры. Преимуществом хромолиевых рам является их высокая упругость и жесткость, которые поглощают небольшие вибрации. Их ремонт также возможен традиционной сваркой. Такие велосипеды стоят дороже алюминиевых, однако идеально подходят для мест, где велосипед — это единственное средство передвижения.
- Алюминиевые рамы являются самыми популярными среди велолюбителей. Велосипеды с такими рамами довольно доступные по цене, однако их легкость может привести к неожиданным поломкам. Условно такие рамы можно отремонтировать, но они не подходят для горных велосипедов.
- Титановые рамы очень дорогие и не поддаются ремонту. Признаки усталости металла не всегда заметны, поэтому эти рамы могут ломаться неожиданно. Велотранспорт с такими рамами — отличный выбор для экстремальных поездок, если вы рассматриваете дорогие модели.
- Карбоновые рамы изготовлены из углепластика, представляющего собой сетку из углеродных волокон в оболочке из эпоксидных смол. Технология их изготовления дорогостоящая, поэтому и конечный продукт тоже оказывается дорогим. Карбоновая рама значительно снижает вибрации и позволяет сразу выявить микротрещины. Она не подвержена коррозии, а сам материал легкий и очень прочный, но ее пригодность для велотуризма до сих пор остаётся под вопросом.
Плюсы и минусы
У найнера есть множество преимуществ по сравнению с другими моделями горных велосипедов:
- высокая маневренность, скорость и комфорт;
- сниженное давление на грунт;
- широкие шины предлагают лучшее сцепление с дорогой;
- плавность движения;
- оптимизация для преодоления препятствий и ухабов;
- устойчивость при подъеме в гору;
- естественная геометрия для высоких ростовок;
- увеличенная длительность наката.
Тем не менее, даже у такого количества плюсов существуют и определенные недостатки, которые следует учитывать при выборе данной модели:
- велосипед имеет ощутимый вес, что иногда становится обременительным;
- людям ростом ниже 170 см будет трудно управлять им;
- запчасти достаточно дорогие и их сложно найти;
- для разгона требуется некоторое время;
- велосипед может быть громоздким и неповоротливым;
- повышенный риск получения травм, поэтому требуется использование защитного снаряжения;
- не рекомендуется применять для прыжков;
- для управления требуется больше усилий и повышенная концентрация;
- громоздкие размеры усложняют хранение.
В чем разница?
Увеличенные ободья и усиленный профиль резины стали основными отличиями найнера от обычного горного велосипеда, но не единственными. В процессе разработки были внесены следующие улучшения:
- расширены общие пропорции рамы, а вилочный амортизатор был оптимизирован с ходом от 80 до 120 мм;
- кареточная система была поднята на 50-70 мм, а перья были удлинены;
- центр тяжести был поднят на 1,5 см;
- клиренс был значительно увеличен.
Традиционные сложности управления большими колесами были устранены за счет вилки, которая плотно прижимает боковые части колеса и предотвращает люфт. Испытания доказали, что усовершенствования способствуют созданию более динамичного и маневренного велосипеда. Это обосновало целесообразность серийного производства твентинайнеров и вывело процесс на поток.
Уже к 2010 году нововведения приобрели большую популярность. Колеса 29 дюймов стали официальным стандартом в таких соревнованиях, как кросс-кантри, и были оценены широкой аудиторией велосипедистов.
Ровесник века: за и против
После первой обкатки и нескольких незабываемых приключений найнер может стать любимцем одних и разочарованием других. Причины такого восприятия заключаются в индивидуальных предпочтениях, уникальных особенностях телосложения, привычках и правильности выбора.
Перед покупкой настоятельно рекомендуется внимательно рассмотреть общепризнанные достоинства твентинайнеров:
- Проходимость. Найнеры подходят как для передвижения по каменистым тропам, снегу, песку, так и для езды по скользкому асфальту, брусчатке, бетону. Велосипед с легкостью преодолевает как природные, так и искусственные препятствия благодаря меньшему углу соприкосновения с ними.
- Накат. Эта особенность проявляется в сложных участка. Преодоление расстояния становится легче благодаря сохраненному разгонному моменту, а усилия, потраченные на движение по неровной дороге, сокращаются, поскольку более крупные колеса легко перекатываются через бугры и ямы.
- Мягкость движения. Увеличенная площадь контакта покрышки с дорогой обеспечивает лучшее сцепление, уменьшает резкие колебания и сглаживает неровности, которые становятся почти незаметными благодаря размеру резины.
- Максимальная скорость выше, чем у аналогов с меньшими колесами. На 29-дюймовых моделях набирать скорость проще, а удерживать её — благодаря улучшенному крутящему моменту и качествам, позволяющим проезжать большее расстояние за одно вращение педали.
Тем не менее, основным недостатком твентинайнера является его габарит. Большие размеры и вес вызывают трудности с хранением и транспортом. Кроме того, может быть сложно найти комплектующие для ремонта. Запчасти для найнеров производятся в ограниченных количествах, поэтому они менее доступны, чем для других моделей.
Управление таким велосипедом может стать настоящим испытанием для физически слабых людей или неподготовленных велосипедистов, особенно для тех, кто ниже среднего роста. Им может быть трудно разогнать тяжелый велосипед и маневрировать на нем. Легко дотягиваться до руля и педалей, может быть непросто спрыгнуть с велосипеда в экстренной ситуации. Это всегда связано с риском упасть с высоты или получить травму в области промежности.
Преимущества найнеров
Найнеры обладают уникальными характеристиками, которые делают их оптимальным выбором как для гонщиков, так и для любителей длительных поездок. Большие колеса, длинная рама и легкий вес — все это позволяет найнерам быть отличными велосипедами для активного отдыха и спорта. Если вы ищете новый велосипед, который поможет вам преодолевать любые препятствия на трассе и обеспечит максимальный комфорт во время покатушек, найнер — это идеальный выбор для вас.
Найнеры могут различаться по конструкции, предназначению и цене. Существуют как профессиональные модели для соревнований, так и туристические варианты для неспешных поездок по пересеченной местности. Цены на найнеры могут заметно варьироваться в зависимости от качества материалов, конструкции и оборудования.
Большие колеса найнера упрощают преодоление препятствий, повышая проходимость и устойчивость на трассе. Они также обеспечивают более плавный ход по неровной местности, что снижает утомляемость и увеличивает комфортность езды.
Кроме того, найнеры имеют более длинную раму, что разительно улучшает условия для комфортной езды и стабильности на высоких скоростях. Некоторые модели найнеров используют такие материалы, как карбон и алюминий, что делает велосипеды легкими и прочными.
Недостатки байка
Один из заметных недостатков состоит в их большом размере. Найнеры имеют более длинную раму и большие колеса, что делает их менее маневренными, особенно на узких тропах.
Кроме того, найнеры могут стоить больше, чем другие типы велосипедов, особенно если они сделаны из карбона или алюминия. Это может вызвать проблемы для тех, кто не готов тратить значительные средства на велосипед.
Еще одной проблемой найнеров является их вес. Большие колеса и длинная рама делают велосипед более тяжелым, что может стать препятствием для тех, кто участвует в гонках или поднимается на гору.
Некоторые велосипедисты также считают, что найнеры не подходят для городской езды или передвижения по асфальту. Большие колеса могут ухудшать устойчивость на мокром или скользком покрытии, а длинная рама может быть неудобной для использования в городских условиях.
Что говорят скептики?
Хотя список преимуществ найнеров достаточно велик, это не значит, что они не имеют недостатков.
Широкие обода, длинные спицы и массивные покрышки ведут к значительному увеличению веса колеса. Многие производители стремятся уменьшить вес своих моделей, что нередко сопровождается снижением прочности, что в условиях эксплуатации этих велосипедов может стать серьезным минусом. Повышение веса самого велосипеда также связано с увеличенной и удлиненной геометрией рамы.
С другой стороны, 29-дюймовое колесо имеет низкую динамику разгона. Велосипедистам придется потратить больше усилий и времени, чтобы развить скорость. Габариты найнеров, будучи более массивными, чем у традиционных горных велосипедов, также негативно сказываются на их маневренности.
Обновление и техническое обслуживание найнеров также могут вызвать трудности. Ограниченный выбор и стоимость деталей и комплектующих (вилки, шины, камеры, ободы и т.п.) ставят владельцев таких моделей перед определенными проблемами.
Что касается относительных недостатков найнеров, следует подчеркнуть, что эти велосипеды подходят не всем. Для людей с ростом ниже 165 см посадка на них может оказаться не такой комфортной, как для более высоких велосипедистов.
Разрушая мифы
Яркие споры между сторонниками и противниками найнеров привели к появлению множества мнений, достоверность которых можно подвергать сомнению. Давайте попробуем развеять некоторые из наиболее популярных мифов о 29-дюймовых велосипедах.
Проблема плохой маневренности — это очень распространенный аргумент критиков найнера. Тем не менее, данное утверждение имеет свои основания, но ситуация не столь плачевна, как обычно принято считать. Разница в управлении между 26- и 29-дюймовыми велосипедами вряд ли заметна обычному пользователю, при условии, что найнер подобран правильно. Профессиональные гонщики корректируют поведение байка, устанавливая более широкий руль.
Критики также утверждают, что основные преимущества найнеров можно достичь и на 26-дюймовых колесах. Это очередной миф. Разница в целых 3 дюйма кардинально изменяет физику колеса, значительно влияя на динамические характеристики велосипеда.
Благодаря улучшенному сцеплению и увеличенной колесной базе, найнеры легко и комфортно заезжают в гору, несмотря на распространенное заблуждение. Однако факт, что 29-дюймовые колеса проигрывают 26-дюймовым в тяге, остаётся бесспорным. Тем не менее, этот недостаток можно частично устранить с помощью небольшой модернизации — замены кассеты.
Говоря о преимуществах и недостатках этих велосипедов, можно продолжать долго, но наилучший критерий истины — это практика. Попробовав найнер в действии, вы обязательно оцените его выдающиеся достоинства.