Устройство велосипедного петушка представляет собой довольно простую конструкцию. Он представлен в виде обыкновенного соединительного кронштейна, который фиксируется на раме велосипеда с помощью одного или двух болтов. Форма этой детали напоминает гребень петушка. Существует несколько типов петухов для велосипедов, такие как интегрированные и съемные.
Петух для велосипеда: что это такое и как его выбрать?
Петух для велосипеда — это элемент, о котором знают не все велосипедисты, однако его функция довольно важна. У некоторых людей этот термин может вызвать недоумение, даже смех. Чтобы лучше понять этот компонент, важно рассказать о его назначении, устройстве, материалах, месте расположения и о том, как правильно выбрать заведомо нужную запчасть.
Что такое велосипедный петушок?
Сегодня немногие знают, где именно установлен велосипедный петух. Как правило, о его существовании люди узнают лишь тогда, когда задний переключатель отпадает после сильного падения во время катания. Интересно, что это не случайность — такая конструкция была задумана изначально.
Заметно, что чаще всего при падении повреждается именно кронштейн переключателя заднего типа. Ранее велосипеды производились с рамами из стали, и в то время петушок был неотъемлемой частью рамы, так как сталь легко ремонтируется и не подвержена деформациям. Однако с переходом на алюминиевые рамы, которые обладают большей хрупкостью и требуют больше времени на ремонт, ситуация изменилась.
Для защиты рамы от частых ремонтов было принято решение использовать съемный элемент — петух, который и получил свое название.
Таким образом, велосипедный петушок — это небольшая съемная деталь, обычно выполненная из пластика, которая используется для надежного крепления заднего переключателя. Этот компонент позволяет предотвратить повреждение самой рамы. Дело в том, что во время падений задний переключатель часто зацепляется за проезжающие мимо предметы, ветки или другую растительность, что приводит к его выламыванию. В случае повреждения петуха его замена осуществляется значительно легче и быстрее, чем ремонт рамы, что делает этот элемент не только полезным, но и необходимым в любой велосипедной конструкции.
Основные функции «петуха»
- Поддержка заднего переключателя: Петух обеспечивает крепление переключателя к раме, который отвечает за переключение передач на заднем колесе. Он позволяет переключателю двигаться правильно и выполнять свою функцию корректно.
- Поглощение ударов: В случае падения или удара петух поглощает определенную часть силы удара, что помогает защитить как задний переключатель, так и раму велосипеда от серьезных повреждений.
Разнообразие велосипедных «петухов»
Существует множество разновидностей петухов, которые отличаются между собой по форме, размеру и конструкции, в зависимости от модели велосипеда и производителя. Конкретные типы и модели велосипедов имеют свои уникальные петухи, созданные с учетом особых требований и характеристик.
Важно! При замене петуха необходимо выбирать именно тот, который соответствует оригинальному (штатному) петуху вашего велосипеда. Даже незначительные отличия в конструкции, форме или размерах могут привести к тому, что новый петух не удастся установить на раму вашего велосипеда.
Обслуживание и замена велосипедного петуха
В обслуживании петух для дерайлера несложен и не создает серьезных проблем для велосипедистов в процессе эксплуатации. Время от времени его следует подтягивать, проверять на наличие трещин и отслеживать его положение относительно плоскости заднего колеса.
Использование защитной рамки для заднего переключателя помогает значительно уменьшить риск поломки петуха. Она стоит недорого (примерно 100 рублей), но сбережет вам не один десяток нервных клеток и сил, избегая частых ремонтов.
Сборка и разборка петуха
Замена петуха производится при наличии внешних дефектов или при поломке его кронштейна.
Для этого вам понадобятся два шестигранных ключа размером 2.5 и 5 мм, немного смазки и тряпочная ткань.
- Для замены велосипедного петушка начните с того, что снимите заднее колесо. Для этого переведите задний дерайлер на пониженную передачу.
- При помощи 5-мм шестигранника отсоедините дерайлер. Снимать цепь не обязательно, но за одно можно ее промыть.
- 5-мм шестигранником открутите крепежные болтики (или один болт) петушка и аккуратно снимите его.
- Протрите ветошью гнездо крепления петуха, нанесите на него смазку и установите новый кронштейн. На крепежные болты рекомендуется нанести фиксаторную смазку. Не следует затягивать болты с излишним усилием.
- Установите задний переключатель скоростей на свое место.
- Установите заднее колесо и отрегулируйте натяжение цепи, а также скорректируйте работу дерайлера.
Как видно из вышеописанного, нет ничего сложного. С подобным ремонтом легко справится каждый, не только в домашних условиях, но и в дороге. Поэтому рекомендуется всегда иметь под рукой запасной петух, вместе с ремкомплектом для камеры.
Если вы находитесь в пути и сломался кронштейн петуха, и у вас нет возможности заменить его, возможен альтернативный вариант — переделка велосипеда в односкоростной. То есть нужно укоротить цепь и продолжить движение на односкоростном велосипеде.
Для этого потребуется выжимка цепи (chaintool) или, в крайнем случае, гвоздь и камень.
Исправление дефектов кронштейна под дерайлер
Чтобы выявить и устранить дефекты велосипедного петуха, пригодится специальный инструмент — ключ для правки. Такой инструмент можно без труда найти в любой веломастерской, но если вы хотите попробовать исправить недочеты самостоятельно, приобретать дорогостоящее оборудование не обязательно.
Мастера уже давно нашли простое решение для этой задачи.
Выправление с помощью второго велосипедного колеса – это простой и весьма эффективный метод.
- Сначала необходимо снять задний дерайлер.
- Вместо него крепится велосипедное колесо (резьбовое соединение у них идентичное).
- С помощью линейки определяется геометрия искривления петуха.
- Аккуратно прилагая усилие к прикрученному колесу, проводится выправка велосипедного петушка.
- Результат проверяется с помощью линейки.
Если второго колеса нет под рукой, а переднее вам трогать не хочется, то можно использовать стержень с аналогичной резьбой. В этом случае ориентиром для правки будет служить ось заднего колеса: они должны оставаться параллельными друг другу во всех плоскостях.
Регулировка и настройка заднего фрикционного переключения скоростей после замены петуха
- Не подсоединяя тросик, перебрасываем цепь на самую маленькую звезду. Затем полностью закручиваем барашки регулировки натяжения рубашки троса на самом переключателе и на монетке. Смотрим на переключатель сзади и вращая регулировочный болт H, выставляем звездочки на переключателе в одну плоскость с малой звездой. После этого немного натягиваем и закрепляем тросик.
- После этого переключаем скорости, вращая педали и достигая самой большой звезды. Если цепь начинает спадать с большой звезды на меньшую, нужно немного ослабить болт с надписью L. Если же цепь пытается споткнуться с большой звезды в сторону спиц, то следует немного поджать этот болт по часовой стрелке.
- Если на вашем велосипеде установлен задний переключатель дискретного типа, проверьте его работу во всех положениях.
- Если переключатель фрикционный, то настройка будет отличаться только в крайних положениях. Важно проверить, что центральный болт не имеет свободного хода и надежно фиксирует положение рычажка переключателя.
Убедитесь, что дуги фиксируются точно над звездой. Если переключатель не фиксирует положение над звездой правильно, полуоборот гайки у рубашки тросика может решить эту проблему, или следуйте инструкции из пункта 3.
- Настраивая дискретный переключатель SHIMANO, следите за тем, чтобы движение цепи по большой шестерне не сопровождалось посторонними звуками. Если такие звуки присутствуют, не трогая регуляторы H и L, прокачайте регулятор на рубашке тросика, подходящего к переключателю, против часовой стрелки. Ослабляя или увеличивая натяжение тросика, добивайтесь нужного положения.
- Переключите ручку переключателя на вторую скорость и вращайте регулятор до тех пор, пока цепь не начнет скрежетать, пытаясь перескочить на третью шестеренку. Затем, вращая регулятор по часовой стрелке, добейтесь бесшумной работы цепи на этой шестерне. Проверка в дорожных условиях покажет, насколько правильно выставлено положение переключателя и как быстро и четко он переключает цепь на всех звёздах.
- Переключатели систем STI и Эргопауэр на гоночных велосипедах имеют регулировочный элемент на раме. Это позволяет подстраивать положение переключателя даже во время езды.
Переключатели марок CAMPAG, SACHS и SUNTOUR настраиваются схожим образом, только с той разницей, что окончательная установка проводится между второй и третьей шестеренками.
Если качество переключения всё еще оставляет желать лучшего, окончательную доводку осуществляют с помощью поворота регулятора натяжения тросика, который расположен (у большинства маунтин-байков) на ручке переключателя.
Когда делать регулировку заднего переключателя скоростей
Если переключатель работает с посторонними шумами, не переключает плавно, занимает много времени или цепь соскальзывает с шестерёнок в крайних положениях, требуется регулировка.
Для настройки нового механизма заднего переключателя обычно потребуется около 30 минут. Еще 5 минут займет окончательная настройка, включая опробование в реальных дорожных условиях. Специальные инструменты не понадобятся, но потребуется определенный навык и терпение.
Как выбрать
Время от времени у каждого велосипедиста возникает необходимость в выборе подходящей замены для выработанного ресурса детали. Для этого необходимо изучить базовые факторы, которые будут способствовать подбору необходимого крепления. Обратите внимание, что найти универсальный петух невозможно — не каждый вариант подойдет для конкретной рамы. Часто на поиски подходящего крепления уходит немало времени, даже месяцы.
Нельзя выбрасывать сломанный петух. Он значительно упростит поиск новой детали, ведь подбирать крепление по уже имеющемуся образцу намного удобнее.
Современные велосипеды часто комплектуются слабыми силуминовыми петухами. Литая конструкция таких деталей быстро выходит из строя, а неопытный пользователь может решить приобрести ту же самую деталь. Проблема литья в том, что эта технология при производстве петуха дает жесткую, но менее эластичную деталь. Соответственно, в процессе эксплуатации появляются трещины, и деталь быстро ломается. Кроме того, литые элементы могут согнуться так, что нарушат работу трансмиссии, что серьезно усложнит передвижение на велосипеде.
В противовес этому, фрезерованные детали обладают лучшими характеристиками. Обычно они изготавливаются из дюралюминия. Опытные велосипедисты предпочитают марку Д16. Этот материал не только жесткий, но и эластичный. Он не сломается при ударе о бордюр или ямку; даже если согнется, его можно поправить с помощью плоскогубцев. В случае повреждения такая деталь не нарушит работу трансмиссии, что делает поездку более комфортной. Кроме того, важное преимущество фрезерованных креплений состоит в доступности. Их можно вырезать под каждой конкретной модель рамы, и стоимость этой услуги довольно невысока.
Нюансы замены
Замена петуха — это довольно простой процесс, требующий лишь немного усилий и ловкости. Из инструментов может понадобиться гаечный ключ. Последовательность действий такая:
- Сначала открутите заднее колесо и аккуратно снимите его вместе с переключателем скоростей. Этот процесс часто бывает не самым чистым, так как можно легко испачкаться в масле. Стоит работать в одежде, которую не жалко, и использовать тряпочку для очищения.
- Аккуратно отвинтите сам петушок. Если он сломан не до конца, старайтесь сделать это максимально осторожно, чтобы не ухудшить его состояние. Это поможет вам в будущем при поисках подходящей детали.
- Очистите посадочное место, избавьтесь от грязи и желательно протрите его обезжиривающим средством.
- Подберите подходящие болты и плотно прикрутите новый петух. Он должен сидеть крепко, но не стоит переусердствовать с усилием при установке такой детали, чтобы не повредить ее.
- Установите колесо с креплением. Для профилактики перед установкой стоит смазать механизм переключателя.
Для исправления крепления петуха может потребоваться больше усилий. Если повреждения незначительные и деталь просто погнулась, следует нагреть металл для повышения эластичности, зажать в тиски и выправить. Такой ремонт может быть неидеален, но иногда будет результативным. Если же петушок сломался на две части, вам придется прибегнуть к сварке. Тем не менее, стоит помнить, что сварочный шов всегда остается уязвимым местом детали и в скором времени может снова сломаться. В большинстве случаев такой ремонт оказывается нецелесообразным.
Петух на велосипеде — это своего рода расходник, основной задачей которого является разрушиться, при этом защищая более дорогие компоненты. Не для каждой рамы можно найти подходящее крепление, поэтому рекомендуется отдавать предпочтение более прочным фрезерованным кронштейнам, которые изготавливаются на заказ. Поломка петуха — это не самая серьезная проблема, ведь остальные детали остаются невредимыми.