Велосипед, безусловно, является видом транспортного средства. Согласно установленным правилам, управление велосипедом в состоянии алкогольного опьянения запрещено. Более того, вы не имеете права передавать управление велосипедом третьим лицам, если они также находятся под воздействием алкоголя.
Где я могу ездить? По тротуару можно? А в потоке с машинами?
Давайте разберем эти вопросы подробнее.
Если на проезжей части предусмотрены специальные велодорожки, то в первую очередь вы обязаны использовать именно их. Если же велодорожки отсутствуют, вам следует двигаться по правому краю проезжей части, при этом соблюдая безопасное расстояние от припаркованных автомобилей и не создавая помех для движения автомобилей.
Если вы находитесь на шоссе или загородной дороге, и нет возможности использовать правый край, можно переместиться на обочину.
Только в крайних случаях, когда нет ни одного из упомянутых вариантов, велосипедист может выехать на тротуар. Важно запомнить порядок приоритетов: 1 – велодорожка, 2 – правая сторона проезжей части, 3 – обочина, 4 – тротуар или пешеходная территория.
Если водители автомобильного транспорта требуют, чтобы вы покинули дорогу, они неправы.
На тротуарах и в пешеходных зонах вам разрешается двигаться только в случаях, когда вы сопровождаете велосипедиста младше 14 лет или ведете ребенка до 7 лет, а также при отсутствии любых велодорожек или велополос, и если нет возможности передвигаться по проезжей части или обочине. Например, если вы находитесь на дороге с односторонним движением и вам необходимо двигаться в противоположном направлении. При этом должны соблюдаться меры предосторожности, чтобы не создавать угрозу или помехи для пешеходов — в противном случае придется слезть с велосипеда.
Если ширина вашего велосипеда или велосипеда с грузом превышает 1 метр, или если вы следуете в колонне, вы также обязаны двигаться по проезжей части.
Существуют и важные правила относительно направления движения. Пешеходы знают правило безопасности: при движении по краю проезжей части необходимо двигаться навстречу автомобилям. Однако велосипедисты и водители мопедов обязаны двигаться строго по направлению движения автомобильного потока, а не против него.
А ребенок сам может кататься по дороге?
Нет, велосипедисты в возрасте от 7 до 14 лет имеют право передвигаться только по велодорожкам, тротуарам и пешеходным зонам. Если ребенку еще не исполнилось 7 лет, он может кататься только по тротуарам и в пределах пешеходных зон.
Велодорожки обозначаются специальными знаками, и по ним разрешается двигаться только на велосипеде или мопеде.
Существуют также велосипедные дорожки, которые объединены с пешеходными, причем движение может быть разделено или не разделено.
Если имеется выделенная полоса для общественного транспорта, расположенная справа от дороги, вы можете воспользоваться ей. Она обозначается специальными знаками.
Разновидности
В соответствии с нормами российского ГОСТа различают велопешеходные и непосредственно велосипедные дорожки. Велопешеходная дорожка предназначена для раздельного или совместного движения пешком и на велосипеде, в то время как велосипедная дорожка исключительно для велосипедистов.
Объединяющим моментом различных дорожек является обязательное использование специальной маркировки дорожными знаками.
Но существует также важный термин — полоса для велосипедистов. Эта терминология применяется только к велосипедной дорожке, которая располагается на отдельной поверхности автомобильной трассы и имеет технические средства и барьеры, отделяющие ее от проезжей части дороги.
Полоса для велосипедистов должна быть обязательно обозначена дорожными знаками и указательными табличками. Размещение велосипедных и велопешеходных дорожек всегда должно соответствовать технической документации по планированию территории, и их размещение должно согласовываться с местными государственными органами.
Независимо от типа, каждая дорожка должна быть абсолютно безопасной сама по себе. Создание угрозы для автомобилистов, дорожного движения, пешеходов и имущества – недопустимо.
Что это такое?
Как и многие другие важные вопросы, касающиеся безопасности, велосипедные дорожки, которые устраиваются на автомобильных дорогах общего пользования, четко описаны в нормативах ГОСТ. Как указано в этих нормативах, помимо повышения безопасности людей и транспортных средств, разработчики стандарта ориентировались на улучшение пропускной способности автомобильных дорог. В определении четко указано, что велосипедная дорожка должна располагаться на обособленной поверхности. Однако иногда допускается ее установка:
- у нижнего края насыпи;
- за пределами выемок;
- на заранее организованной берме.
При подходе к любому специализированному объекту велодорожку можно разместить и на обочине.
При этом предполагается отделение проезжей части от велодорожки с помощью ограждений или разделительных полос. Однополосные проезды должны быть расположены с наветренной стороны, а двухполосные желательно по обеим сторонам дороги. Определение наветренной стороны основывается на направлении преобладающего летом ветра. По возможности дорожки делают вне проезжей части дорог, особенно если количество автомобилей превышает 2000 в день.
Следует отметить размеры велодорожек. Ширина полосы для велосипедистов может составлять 1,2 или 0,9 м. Обочины имеют стандартный размер 0,5 м. В случае отсутствия виража, радиус кривых должен колебаться от 15 до 50 м, а для виража — от 10 до 20 м. ГОСТ настоятельно рекомендует проектировать двусторонние дорожки при ожидаемом потоке не более 70 велосипедистов в час; если поток выше, то допускается только односторонний проезд.
Требования к дистанциям выглядят так:
- между краем велосипедной дорожки и краем проезжей части, а также деревьями — 0,75 м;
- до пешеходного тротуара — 0,5 м;
- до мест остановки легковых и общественных транспортных средств — 1,5 м.
Дистанция, отделяющая проезжую часть от велосипедной дорожки, должна составлять не менее 2 м. Исключения составляют места с особенными условиями, где формируется разделяющая полоса шириной 1 м. Эта полоса должна быть поднята над уровнем проезжей части на минимум 0,15 м. В качестве методов разделения могут использоваться бордюры, барьеры и парапеты.
ГОСТ допускает пересечение автомобильных дорог с велодорожками только при наличии адекватного радиуса видимости.
Если известно, что транспортные средства двигаются с превышением скорости 80 километров в час и ожидается, что в час проедет не менее 50 велосипедистов, одноуровневое пересечение допускается только с использованием светофора. Места пересечения обязательно должны быть освещены на расстоянии 60 м от точки, где сходятся автомобили и велосипеды. Все такие места оборудуются специальными дорожными знаками и разметкой. В сложных ситуациях планируется создание путепроводов или тоннелей для безопасного пересечения.
Знак, обозначающий велосипедную дорожку, представляет собой белый велосипед на синем фоне, причем он имеет круглую форму. Классические велодорожки, наиболее часто применяемые в нашей стране, обычно изготавливаются из асфальта. В ряде стран практикуется использование плитки крупного формата.
В последние годы в России все чаще используют велодорожки с акриловым покрытием.
Если говорить о безопасности пользователей, то отдавать предпочтение стоит резиновой крошке, поскольку все три варианта отличаются не только практическими свойствами, но и текстурой покрытия.
Виды велосипедных дорожек
Выделенная полоса проезжей части для велосипедистов ограничена специальной дорожной разметкой и обозначена через определенные промежутки пиктограммами в виде велосипеда, нанесенными на дорожное покрытие. Начало выделенной велодорожки предваряет соответствующий дорожный знак, который повторяется на каждом перекрестке. Движение по выделенному участку проезжей части на мотоциклах или автомобилях строго запрещено. Наличие велосипедной дорожки сигнализируют специальные дорожные знаки с изображением велосипедиста. Велосипедист, передвигаясь по выделенной пешеходной дорожке, имеет приоритет при пересечении перекрестков. На перекрестках повороты возможны только направо или движение прямо, не забывая о дорожных знаках и сигналах светофора.
Для повышения безопасности велодорожка, размеченная на проезжей части, часто отделяется от нее при помощи резинок или делиниаторов, которые предотвращают выкативание велосипедиста на проезжую часть и препятствуют автомобилям заезжать на велодорожку. Для улучшения видимости в условиях недостаточной освещенности делиниаторы могут быть оснащены светоотражающими элементами, что делает их заметными как для водителей, так и для велосипедистов.
При таком подходе для движения велосипедистов выделяется часть дороги. С одной стороны эта зона отделяется от проезжей части бордюром, а с другой – только одной полосой дорожной разметки.
Общая велопешеходная дорожка – это такая зона, где могут передвигаться как пешеходы, так и велосипедисты. Этот вариант наиболее распространен в нашей стране. Он является наиболее бюджетным для муниципальных властей и сравнительно безопасным для всех участников движения. Таким образом, велосипедист и пешеход имеют равные права на данной дорожке, хотя велосипедисты остаются участниками дорожного движения. Обычно такие дорожки проходят по популярным туристическим маршрутам, которые расположены в центре города, в крупных парках, набережных, широкой пешеходной зоне и участках улиц, которые полностью выделены под пешеходное движение. Объясним еще раз: велодорожка общего типа имеет преимущество перед выделенной полосой тем, что она полностью изолирована от автомобильного транспорта. Однако недостатком этого вида является невнимательность пешеходов, которые зачастую игнорируют дорожные знаки, извещающие о совместном использовании дорожки с велосипедистами. Пешеходы могут воспринимать себя единственными владельцами пешеходных дорожек и двигаться хаотично, создавая препятствия для велосипедистов.
Отдельная дорожка для велосипедистов является оптимальным вариантом, который, к сожалению, встречается довольно редко. Она представляет собой отдельную полосу для движения, предназначенную исключительно для велосипедистов. Располагается вдали от проезжей части и пешеходных тротуаров, и обе стороны ограждены бордюрами. Ширина такой дорожки позволяет без затруднений разъехаться двум велосипедистам.
Разметка велосипедных дорожек вне автомобильных дорог
Если велодорожка проходит по пешеходной зоне, она разметится сплошными белыми линиями с обеих сторон. Дополнительно на ней наносится изображение велосипеда, как указание на назначение данной полосы.
Места, предназначенные исключительно для велосипедистов, как правило, расположены в парковых зонах, где четко разграничено движение пешеходов и велосипедистов. Их периметр обозначен желтой сплошной линией, а при обстоятельствах возможно деление велодорожки на две противоположные направления движения. Для этого в середине проводят две белые сплошные линии, оставляя между ними небольшой промежуток.
Знаки, запрещающие движение велосипедистов
Велосипедистам категорически запрещено ездить в зоне действия следующих указателей.
Знак 3.1 Въезд запрещен. Этот знак действует на любой вид транспорта. Он может применяться совместно с указателями 8.4.1-8.4.8, 8.5.1-8.5.7, 8.4.9-8.4.16. Обычно встречается на односторонних дорогах и участках, выделенных для определенного типа транспорта.
Знак 3.2 Движение запрещено. Эта табличка также активна для любого вида транспорта. Велосипедам она запрещает движение на определенных участках: в пешеходной зоне, парке или на дороге, где проводятся ремонтные работы.
Знак 3.9 Движение велосипедов запрещено. Эта табличка конкретно запрещает заезд на велике или мопеде в зону ее действия.
Знак 5.1 Автомагистраль. Это знак указывает на скоростную трассу, куда запрещен заезд транспортным средствам, скорость которых не может превышать 40 км/ч.
Знак 5.3 Дорога для автомобилей. Табличка информирует, что движении здесь возможно только для автомобилей, мотоциклов и автобусов, запрещая заезд велосипедам.
При наличии любого из вышеперечисленных знаков проезд на велосипеде строго запрещен.
Знаки, разрешающие движение велосипедистов в некоторых случаях
В некоторых обстоятельствах велосипедистам позволяется передвигаться по пешеходной дорожке или находиться в зоне пешеходов. Давайте рассмотрим эти случаи подробнее.
Пешеходная дорожка
Знак 4.5.1 обозначает пешеходную дорожку, где люди могут передвигаться пешком или с использованием спортивного инвентаря.
Согласно пунктам 24.2-24.4, 24.6 ПДД, здесь также могут передвигаться и велосипедисты.
В частности, это разрешено в следующих случаях:
- детям до 14 лет;
- взрослым, сопровождающим ребенка младше 14 лет или перевозящим ребенка младше 7 лет;
- взрослому в отсутствии велодорожек, велопешеходных зон, полос для велосипедов, а также при невозможности передвижения по обочине и правой стороне дороги.
В остальных случаях движение на велосипеде по пешеходным дорожкам является недопустимым.
Пешеходная зона
О зоне, предназначенной для пешеходов, информирует знак 5.33. Эта территория предназначена для передвижения пешеходов и людей, использующих спортивный инвентарь.
На велосипеде могут передвигаться только дети до 14 лет.
Штрафы
Размеры штрафов прописаны в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) Российской Федерации. За нарушение общих правил дорожного движения велосипедистам грозит штраф в размере 800 рублей. Кроме того, существуют штрафы за:
- нарушение ПДД в состоянии алкогольного опьянения — от 1000 до 1500 рублей;
- создание помех для движения автомобилей в результате нарушения ПДД — 1000 рублей;
- создание вреда водителям или пешеходам, повлекшее легкий или средний вред — от 1000 до 1500 рублей.
Если велосипедист причинил тяжкий вред другим участникам дорожного движения, административный штраф может быть заменен на уголовное наказание, выражающееся в принудительных работах, временном аресте или ограничении свободы.
Правила провоза велосипеда в общественном транспорте.
Ответы на частые вопросы
В этом разделе ответим на распространенные вопросы, касающиеся правил дорожного движения для велосипедистов.
1. Можно ли ездить на велосипеде без шлема?
Да, ношение шлема не является обязательным даже для несовершеннолетних.
2. Можно ли пересекать пешеходный переход на велосипеде?
Нет, для этого необходимо слезть с велосипеда, если только вы не передвигаетесь по специальной велодорожке. Помните, что автомобиль может не успеть мгновенно затормозить, и нарушая правила, вы подвергаете опасности не только себя, но и других участников дорожного движения.
3. Можно ли ехать на велосипеде по дороге?
Да, при условии соблюдения определенных правил, которые перечислены в первом разделе данной статьи и в пункте 24 ПДД.
4. Можно ли ездить на велосипеде по трассе?
Нет, пункт 16.1 ПДД запрещает велосипедистам передвигаться по автомагистралям (трассам).
5. Что грозит, если покинуть место ДТП с участием велосипеда и автомобиля/пешехода?
По закону вы можете быть арестованы на срок до 15 суток.
6. Можно ли едущему на велосипеде перевозить ребенка?
Да, однако есть особенности и ограничения. В общем, не рекомендуется выезжать на проезжую часть с детьми без серьезных оснований, так как это может привести к непредвиденным ситуациям.
7. Можно ли ездить пьяным на велосипеде?
Нет, штраф за это составляет до 1500 рублей.
Соблюдайте правила, это обеспечит безопасность не только вам, но и окружающим. Прав на использование велосипеда у вас не отнимут, тем более, что вероятность получения нескольких штрафов крайне мала. Делайте это ради безопасности всех участников дорожного движения.
Вся информация о штрафах актуальна на момент публикации данной статьи.
Подпишитесь на дайджест, чтобы не пропустить полезные материалы!
Все о покупках, сбережениях и финансовых нюансах ждут вас в нашем дайджесте.
Хотите быть в курсе новостей, не заходя на сайт?
Подписывайтесь на анонсы в Дзене и Телеграме!