Для оптимального сохранения велосипеда рекомендуется хранить его в помещениях с низкой влажностью и стабильной температурой, избегая резких перепадов. Также советуют держать колеса в не накаченном состоянии, чтобы предотвратить деформацию.
Велосипеды Салют: характеристики и модернизация
Многие советские велосипеды не отличались лёгким весом и компактными размерами, что делало их неудобными для хранения в малогабаритных квартирах многоэтажных домов или для перевозки в общественном транспорте. В связи с этим, складной велосипед Салют завоевал небывалую популярность. Его прочная рама и уникальные колеса привлекли внимание как жителей городов, так и сельских мест.
Описание и история появления
Внешний вид велосипеда Салют говорит о его надежности как складного транспортного средства советского производства. Наибольшее количество этих моделей было выпущено в 1986 году.
Главная функция данного велосипеда заключается в обеспечении комфортного передвижения по различным типам дорожных покрытий.
Производителем велосипеда Салют выступал Пермский машиностроительный завод, которому также принадлежат такие известные модели, как Урал и Кама.
Скоро Салют стал очень востребованным среди населения. Он был снабжён удобной рамой, сиденьем, рулем и имел в стандартной комплектации багажник и крылья. На некоторых моделях был предусмотрен передний ободной тормоз. Умельцы в дворах легко модифицировали этот простой велосипед, придавая ему оригинальный вид с помощью изоленты, проволоки, а также других подручных материалов. Благодаря простой конструкции, ремонт велосипеда был экономичным и не слишком сложным, что способствовало росту его популярности.
Управление Салютом удобно как на асфальтовом покрытии, так и на грунтовых дорогах, так как плохие дорожные условия не создавали никаких преград для этой модели. Названный подростковым велосипедом, Салют оказался высоко проходимым и комфортным, что ценили не только подростки, но и взрослые мужчины и женщины. Кроме того, его вес очень небольшой.
О байке
Салют является советским складным дорожным велосипедом, который был разработан для удобного передвижения по различным покрытиям. Он производился на заводе в Перми рядом с такими популярными моделями, как Урал и Кама, и пользовался значительной популярностью среди городского и сельского населения. Чаще всего его позиционировали как подростковый велосипед.
В стандартной комплектации Салют был оборудован крыльями и багажником, часто также имел передний ободной тормоз. В руках детей он превращался в произведение искусства через декорирование изолентой или проволокой. В случае поломки его было легко отремонтировать, и большинство неисправностей можно было устранить самостоятельно.
Характеристики
Рама Салюта изготавливалась из прочного стального сплава. Модели делились на два типа: складные и разборные.
Если складные модели не требует дополнительных пояснений, то разборные велосипеды имели конструкцию, которая позволяла разделить велосипед на две части с фиксированным соединением. Подобные рамы выпускались в ограниченном количестве и считаются раритетными. В комплекте с велосипедом шла инструкция, помогающая разобраться в его устройствах.
Рулевая колонка изготавливалась из стали и имеет возможность регулировки по высоте и наклону, что позволяло каждому пользователю настроить руль под свои параметры.
Диаметр колес составляет 24 дюйма по современным стандартам. Покрышки и камеры имеют размер 533×37 мм, а колеса были оборудованы 36 спицами.
Что касается тормозной системы, то торможение осуществляется посредством задней втулки.
Для велосипедов Салют предлагались два типа седел: мягкое латексное и жесткое с пружинами для большего комфорта.
Общий вес велосипеда составляет 14,8 кг, что значительно превышает параметры современных дорожных велосипедов.
Особенности эксплуатации и обслуживания
Уход за велосипедом Салют был простым и недорогим. Каждый день владельцу следовало проверять:
- крепления колёс;
- состояние тормозов;
- износ покрышек.
Раз в неделю необходимо было мыть велотранспорт с использованием моющих средств для удаления накопившейся грязи, также следить за натяжением спиц на колесах и состоянием болтов жёсткой вилки.
Раз в месяц следует внимательно осматривать раму, проверяя наличие трещин и деформации в лакокрасочном покрытии с целью предотвращения коррозии. Также необходимо осуществлять переборку соединений и смазывание узлов.
Раз в год рекомендуется менять смазку в подшипниках каретки, эксцентрике колес, подседельном крыле и педалях, а также обновлять крепежные болты.
С окончанием велосипедного сезона необходимо снять колёса и промыть систему с помощью керосина или специализированных чистящих средств. Хранить велосипед следует, подвесив его на стену после предварительной накачки колес. Помещение должно быть сухим, отапливаемым и свободным от резких температурных колебаний.
Техническое обслуживание и ремонт должны проводиться регулярно.
Владельцы, заботившиеся о своих Салютах, смогли продлить их срок службы до 20 лет.
Ремонт старого велосипеда: основные особенности
Регулярные ремонты помогали избежать серьезных поломок. В первую очередь необходимо обращать внимание на состояние резины — при её износе стоит заменить шины немедленно.
Слабыми местами велосипедов Салют были колеса, на которых при столкновении с препятствиями на большой скорости или проколе могли возникать восьмерки.
Для устранения этого дефекта требовалось подтянуть спицы и укрепить обод на внутренней стороне с помощью специальной защиты от проколов.
Также часто требовался ремонт педалей, поскольку на Салюте они имели характерное крепление в форме шатунов, установленных на клинья. Их следует чистить, смазывать узлы трения и устанавливать обратно, тщательно затягивая болты.
При ремонте подшипников старых моделей велосипеда Салют, из которых высыпались шарики диаметром 4 мм, можно использовать аналогичные конструкции современных моделей Салют.
Наиболее прочной и долговечной частью старых Салютах был руль, на котором заменялись только грипсы и смазывались подшипники рулевого стакана.
После появления ржавчины на цепи рекомендуется обработать её наждачной бумагой и замочить в керосине. Когда деталь подсохнет, её надо смазать машинным маслом или специальной смазкой WD40.
При наличии трещин на раме следует применять сварку, не меняя геометрию рамы — это важно, так как расположение сиденья было специально спроектировано для обеспечения безопасности в процессе торможения.
Таким образом, форма рамы должна оставаться неизменной.
Тюнинг модели
Сегодня немало экземпляров Салюта продолжает активно эксплуатироваться. Умельцы часто модифицируют конструкцию. Наиболее распространённым тюнингом является замена стандартных колес на более современные. Стандартные 24-дюймовые колеса могут быть заменены на 26-дюймовые, и добавляются антипрокольные кевларовые вставки и светоотражающие полосы, а также современные покрышки.
Заменяя переднее колесо, требуется дополнительная работа с напильником для расширения вилки в месте крепления колеса. Замена колес также предполагает замену крыльев — в идеале следует установить пластиковые крылья, подходящие по размеру и обладающие более надежными креплениями.
Особое внимание заслуживает проектирование велосипеда с несколькими скоростями. Для этой цели можно установить планетарную втулку, что можно сделать самостоятельно, используя доступные видеоинструкции в интернете при любых сложностях.
Ручные тормоза часто дополняются ножными, в то время как дисковые тормоза требуют серьезных изменений в конструкции рамы.
Каретка и крепление шатунов заменяются современными аналогами с квадратным сечением, а иногда при замене звезд происходит укорочение цепи.
Современное седло устанавливается, и часто одновременно меняется механизм регулировки, чтобы обеспечить удобство, в том числе добавляется механизм с рычагом.
Некоторые владельцы также меняют багажники и подножки, а также сами педали. Возможности модификации зависят от креативности тюнинга. Цена на современные детали довольно низкая, и перевести советский велосипед в уникальный ретро байк для современных вызовов стало доступным для многих. Ухоженный Салют привлекает взгляды.
Модель также можно приобрести в её первоначальном состоянии на онлайн-площадках, и, несмотря на невысокую цену, встречаются великолепно сохранившиеся экземпляры.
Итоги
Велосипед Салют стал важной вехой в истории советской велоиндустрии. Производитель действительно постарался на славу, создав народную модель, которая прослужила верой и правдой многим поколениям. Преданные поклонники этого велосипеда до сих пор катаются на нем, не собираясь заменять на современные аналоги.
ОПИСАНИЕ: Советский велосипед Салют приобрёл большую популярность благодаря лёгкому весу, складной рамке, высокому качеству сборки и доступной цене. Эта модель на сегодняшний день представлена как классическим вариантом, так и многочисленными модификациями, результатами тюнинга.
Приветствую! Я профессиональный велосипедный механик с более чем десятилетним опытом работы. Занимаюсь ремонтом и обслуживанием профессиональных велосипедов, успев сделать врачу большей части сложных проблем. У меня богатый опыт, полученный в профессиональных мастерских Москвы и Санкт-Петербурга, а также горы практического опыта из спортивного прошлого. Я обслуживаю вилки, выполняю сборку колёс и подбор спиц, отвечаю за гидравлику, трансмиссию и много другое. На этом сайте делюсь своим опытом и веду блог на интересующие меня темы. Сохраняйте сайт в закладках, пишите комментарии, будем общаться!
Автор неправильно описал задний тормоз. В механике это называется обгонная муфта, механизм, распространенный с 1930-х годов в велопромышленности.
Руль
Велосипед оснащен высокой рулевой колонкой с длинным выносом, что позволяет регулировать угол наклона и высоту. Это дает возможность настраивать руль под индивидуальные особенности роста и предпочтения ездока.
Салют может быть укомплектован одним из двух типов седел:
- жестким пружинным сиденьем из пластика и кожзама;
- мягким латексным сиденьем с пружинами для комфорта.
Уровень наклона седла и вынос штока регулируется, однако поднять его на максимальный уровень не получится, так как производитель ввел ограничение для безопасности — это необходимо для того, чтобы водитель, особенно низкого роста, мог легко дотягиваться до педалей и эффективно использовать тормоза.
Колеса
Велосипеды Салют оснащаются 24-дюймовыми колесами, выполненными однопрофильными ободами стандартной ширины с 36 спицами. У заднего колеса имеется втулка со свободным ходом и барабанный тормоз, а также звезда на 18 зубьев.
Справка: Жесткость втулок обоих колес регулируется посредством натяжения или ослабления специальных контргаек.
Для более подробной информации о велосипеде Салют можно ознакомиться с соответствующим видео: