Если вы планируете взять велосипед с собой в поездку на поезде или в автомобиле, имеет смысл обратить внимание на модели с возможностью складывания. Такие велосипеды есть у нескольких известных брендов, популярных на российском рынке, среди которых Forward, AGang, Atom и Bear Bike.
Все о велопутешествиях
В наше время существует множество разнообразных способов провести свободное время, и одним из самых востребованных является туризм. Люди могут подумать, что путешествие сводится лишь к тому, чтобы сесть в поезд, посетить незнакомый город, сделать много снимков и вернуться обратно. Однако на самом деле это гораздо более увлекательный процесс. Туризм охватывает широкий спектр необычных форм активного отдыха, включая пешие походы по заранее проложенным тропам, сплавы по рекам на лодках или байдарках и, конечно же, велосипедные путешествия. Последний вид активности становится всё более популярным среди современных любителей приключений, поэтому в этой статье мы подробно расскажем, что такое велотуризм и как можно организовать его самостоятельно.
Что это такое?
Велосипедное путешествие представляет собой особую форму спортивного туризма, основная идея которого заключается в преодолении заранее намеченного маршрута. Велотуризм охватывает как общеизвестные пути, так и специфические дороги и маршруты с различными препятствиями. Прогулка на велосипеде становится способом активно и интересно провести время как с семьей и друзьями, так и в одиночку.
Туризм на велосипедах привлекает как обычных любителей, так и более опытных спортсменов, ведь путешествия на двухколесном друге различаются по сложности маршрутов. Всего существует шесть категорий сложности, где первая категория считается достаточно простой, а шестая — самой сложной. Степень сложности выбранного маршрута определяется с помощью специальной методики оценки велосипедных трасс.
Самое элементарное спортивное велопутешествие включает в себя преодоление дистанции в 300 километров, и это расстояние увеличивается с ростом сложности категории. Сравнивая с другими видами активного отдыха, передвижение на велосипеде выделяется своей протяженностью маршрутов и высокой скоростью передвижения. Важно понимать, что спортивное велопутешествие и велоспорт — это разные понятия; основное отличие между ними заключается в том, что велоспорт сосредоточен на соревнованиях и получении призов.
В велоспорте заранее планируется более сложный маршрут, чтобы сделать соревнование максимально интересным. В то же время спортивные велопутешествия направлены на как можно более комфортное преодоление трудных ландшафтных зон с целью насладиться красивыми природными ландшафтами. Велотуризм также имеет свои преимущества и недостатки, которые следует учесть заранее. Рассмотрим более подробно плюсы и минусы велосипедных походов, чтобы избежать неприятностей в будущем.
Положительные стороны путешествия на велосипеде:
- Приобретая велосипед однажды, вы открываете для себя возможность путешествовать на нем бесконечно, ведь в отличие от транспортных билетов, у вашего железного спутника нет ограничения по срокам использования;
- Велотуризм позволяет вам наслаждаться красотой природы и почувствовать себя первооткрывателем, исследуя различные горные тропы, а также полноценно вдохнуть свежий лесной воздух;
- Вложив деньги в покупку велосипеда и сопутствующего снаряжения один раз, вы сможете отказаться от необходимости платить за отели, аренду палаток и спальных мешков, погружаясь в магию природы с головой;
- Передвижение на велосипеде полезно для здоровья, поэтому многие люди выбирают этот вид транспорта не только ради отдыха, но и для повседневного использования;
- Если вы выберете в магазине горный велосипед, то сможете составить разнообразные, интересные и экстраординарные маршруты, так как данный тип транспорта отличается универсальностью.
Положительные аспекты велотуризма можно перечислять долго, однако существуют и отрицательные стороны, о которых стоит знать. Прежде чем заняться велосипедными прогулками, следует ознакомится с их недостатками.
Недостатки велопутешествий:
- Каждое длительное путешествие требует хорошей физической подготовки, соответствующего снаряжения и детально проработанного плана, поэтому новичку будет сложно преодолеть большие расстояния;
- Существуют возрастные ограничения, и слишком юным велосипедистам не рекомендуется отправляться в длительные походы, как и неподготовленным пожилым людям;
- Никто не застрахован от изменения погоды: во время вашего приключения может начаться дождь или подняться сильный ветер, что в лучшем случае просто омрачит общее впечатление от прогулки, а в худшем — может привести к поломке велосипеда и простудам его владельца;
- Путешествие всей семьей возможно только на велосипеде-тандеме, так как взрослые и дети имеют разные физические данные — такие поездки обойдутся недешево.
Какой велосипед нужен для путешествия?
Специальный велосипед не обязателен, однако ехать на слишком низкокачественной модели тоже не стоит. Основные критерии выбора велосипеда — это простота в эксплуатации и надежность. У меня был стандартный дорожный велосипед с 28-дюймовыми колесами, тормозами типа v-brake, алюминиевой рамой и обычным навесным оборудованием.
Часто в путешествии вам придется самостоятельно заниматься ремонтом велосипеда, поэтому чем проще конструкция, тем легче будет привести ее в порядок. Простота здесь не означает дешевизну, а скорее надежность.
Не рекомендуется брать велосипед с гидравлическими тормозами и карбоновой рамой, так как в случае поломки такие элементы сложно починить самостоятельно. Кроме велосипеда, вам понадобится специальное навесное оборудование: багажник или два, велосипедные сумки для необходимых вещей, фляга и её держатель, понравившиеся фонари.
Фото: Антон Соколов
Как подготовиться к путешествию и что понадобится в пути?
Придется взять деньги, всё необходимое снаряжение для похода (палатка, спальный мешок, коврик, горелка), еду, два комплекта одежды, навигатор и ремкомплект. Для заграничных поездок желательно обладать хотя бы начальными знаниями английского языка.
Я не проходил специальную физическую подготовку, просто катался на велосипеде и знал, что за день могу проехать от 100 до 150 км. В течение первой недели тело адаптируется к однообразной нагрузке — это займет несколько дней, затем оно привыкнет.
У меня была простая установка: я буду ехать, пока это мне интересно. Как только я проеду через Европу и почувствую желание продолжать — поеду дальше. Таким образом, стоит позволять себе отдых и восстанавливать силы.
Если смотреть на весь маршрут от начала до конца, то он может показаться пугающим, но если разбить его на этапы, становится проще справляться с задачами.
Фото: Антон Соколов
Каким должен быть велосипед
Практически на любом современном велосипеде можно отправиться в путешествие, главное, чтобы он был надежен и его можно было ремонтировать в случае возникновения проблем.
Для короткого похода или коммерческого тура подойдёт даже городской прогулочный велосипед. Если же вы берете с собой много вещей, велосипед стоит дооборудовать: установить необходимые крепления и определить места для сумок и аксессуаров. Например, это может быть классический багажник с рюкзаком, расположенным по бокам заднего колеса, или так называемый байкпакинг, позволяющий равномерно распределить нагрузку и улучшить управление велосипедом.
Следует также обратить внимание на тип покрышек: в зависимости от состояния дорог нужны разные шины. Например, для ровных грунтовых и асфальтовых дорог лучше выбрать узкие покрышки со слабо выраженным протектором, известные как слики, или шины с небольшим протектором по краям, известные как полуслики. Если же на маршруте присутствуют песчаные грунты, рыхлая почва или природные тропинки, подойдут более широкие и рельефные шины.
Таким образом, настройка велосипеда должна быть адаптирована к каждому конкретному путешествию. Тем не менее, существуют универсальные аксессуары, которые пригодятся в любых условиях: флягодержатель с флягой, поясная сумка для мелочей, сумки на руль и верхнюю трубку, а также так называемые «сумки-кормушки» для перекуса на ходу.
Не забывайте о безопасности
- Обязательно используйте велосипедный шлем, особенно если частично маршрут проходит по дорогам с автомобилями.
- Очки днем защитят ваши глаза от яркого солнца, а вечером — от пыли и насекомых. Выбирайте модели со сменными линзами или фотохромные очки-хамелеоны. Также можно взять с собой две пары — темные и прозрачные.
- Велоперчатки помогут избежать натираний ладоней и снизить вибрацию.
- В тёмное время суток обязательно используйте фонари: как передний, так и задний. Даже если ваш маршрут проходит по тропе без машин, на ней могут оказаться другие туристы или любители внедорожников, поэтому стоит быть максимально заметным.
Как подготовиться к велопутешествию? Краткий чек-лист
- Оцените все условия, погоду и маршрут, чтобы безопасно выбирать список одежды и обуви. Например, в горах днем может быть жарко, а ночью резко холодно.
- Если вам предстоит самостоятельное путешествие, подготовьте устройства для навигации, телефоны, скачайте офлайн-карты — полезно также иметь их дубликат в бумажном виде, когда вы путешествуете по незнакомым местам. На всякий случай стоит заранее скачать карты соседних областей.
- При поездке в другие регионы и страны проверьте, какие сотовые операторы работают в тех областях. Возможно, что сим-карта местного провайдера будет более выгодной и надежной.
- Изучите местную флору и фауну. Например, на севере Карелии не редкость встретить медведя, и к этому стоит быть готовым. Также желательно сделать прививку от клещевого энцефалита, в связи с тем, что клещи распространены практически повсеместно. Не забудьте взять с собой репелленты и средства после укусов насекомых.
- Изучите культурные обычаи региона, в который собираетесь отправиться, чтобы чувствовать себя комфортно и безопасно. Например, в некоторых регионах Кавказа не приветствуется хождение в шортах, так что, если вы собираетесь восхищаться красотой Кавказских гор, следует позаботиться о подходящей одежде.
- Проведите техобслуживание велосипеда и убедитесь, что он находится в исправном состоянии. Соберите ремкомплект: запасную камеру, заплатки, насос, мультитул, выжимку цепи и запасной замок. Этот список может увеличиться в зависимости от длительности походов или особенностей вашего велосипеда.
- Заранее протестируйте новое снаряжение и одежду. Для этого достаточно выбраться в ближайший парк или на дачу. Даже такая небольшая поездка поможет понять, насколько удобен тот или иной аксессуар, не задевает ли дождевик педали и не мешается ли наполненная сумка во время катания.
- При планировании ночевки в палатке подумайте, как будете оставлять велосипед на ночь. Возможно, он не поместится под тентом палатки — может понадобиться замок или велосигнализация.
Разомнитесь
В свое первое путешествие я выехал сразу после долгой зимы, извлекая велосипед с балкона. Поездка оказалась замечательной, но после резкой нагрузки у меня долго болели колени. Избежать таких травм было бы несложно: нужно просто покататься несколько недель перед поездкой и размять суставы. Летом я часто катаюсь по городу, а зимой, перед путешествием, начал посещать занятия по сайклингу. Подойдет также обычный спортзал с велотренажером.
Упакуйте велосипед
Для того чтобы сдать велосипед в багаж, его нужно будет упаковать. Без паники — это сделать довольно просто и, скорее всего, бесплатно. Нет нужды приобретать дорогие чехлы или чемоданы, которые потом некуда девать. Подойдет обычная велокоробка, в которой новые велосипеды предстаются на продажу. Где же ее найти? Конечно, в веломагазине.
Практически в каждом магазине, после продажи велосипедов, такие коробки накапливаются в кладовке, и примерно раз в неделю их просто выбрасывают, поэтому обычно готовы отдать такие коробки даром. Найдите ближайший магазин к своему дому, позвоните и попросите их оставить вам коробку. Лучше всего делать это заранее, чтобы быть уверенным, что коробка будет приготовлена для вас. Я, например, искал коробку всего за три часа до вылета, и это было настоящим стрессом (в итоге я нашел коробку в веломастерской недалеко от дома, но там с меня взяли 500 рублей за неё).
Далее вам нужно упаковать велосипед в коробку. Для этого придется немного разобрать его:
- Открутите педали с помощью гаечного ключа.
- Выньте сиденье (обычно это делается шестигранным ключом или с помощью клипсы).
- Снимите переднее колесо (это тоже выполняется с помощью шестигранника или клипсы).
- Опционально: ослабьте болт у руля, чтобы наклонить его (если есть специальные рукоятки, иначе они не влезут в коробку).
- Опционально: если коробка маленькая, вам может понадобиться снять и заднее колесо. Однако в этом случае задний переключатель остается в большей опасности, поэтому лучше всего найти более крупную коробку.
Падать – больно и неприятно
Практически у каждого велосипедиста есть множество историй о страшных и очень болезненных падениях. Обычно причина кроется в неправильной технике падения, слишком сложном маршруте или неверно выбранном велосипеде для данной поездки.
Правильно падать — это полезный навык, однако гораздо лучше не падать вовсе. Источник: Кекяляйнен Андрей / Фотобанк Лори
Большинство падений можно избежать, особенно в организованном походе, где инструктор подбирает маршрут с учётом всех труднопроходимых и опасных участков. Если избежать падения не удалось — постарайтесь максимально снизить скорость и аккуратно приземлиться на бок.
Не знаю, куда ехать
Неопытные велосипедисты также часто боятся заблудиться или отстать от группы. В одиночных велопоходах риск заблудиться всегда существует, но с организованной группой вы, как правило, не потеряетесь. Конечно, если не решить делать это специально.
Отставать от группы тоже довольно сложно. Инструкторы на маршруте контролируют темп движения всех участников и делают всё возможное, чтобы не заставлять отстающих из последних сил догонять группу. Кроме того, всегда можно начать с небольших велопоходов на выходные, чтобы проверить свои силы и подготовку.
Хотите отправиться в поход выходного дня, но не хотите на велосипеде?