Карильоны, установленные в католических храмах, должны были включать 23 колокола, которые размещались в хроматическом порядке. В отличие от этого, в православных храмах все организовано совершенно иначе. Каждый следующий колокол в таком устроении должен быть в два раза больше или в два раза меньше предыдущего. Этот факт свидетельствует о том, что подобные инструменты возникали независимо друг от друга, несмотря на общность их функций.
Все о музыкальном инструменте карильон
Одним из наиболее необычных музыкальных инструментов, о которых многим людям известно недостаточно, является карильон. Основное место его установки — церкви и колокольни, где он придаёт богослужению особую торжественность и значимость. В данной статье мы подробно рассмотрим историю появления этого инструмента, его устройство, а также места в России, где можно насладиться карильонной музыкой.
Что это такое?
Карильон — это уникальный музыкальный инструмент, состоящий из определённого количества колоколов различных размеров. Колокола настроены в хроматическом порядке, охватывающем диапазон от 2 до 6 октав. Звучание этого инструмента определяется не только размерами колоколов, но и материалами, из которых они изготовлены, а также техникой их отливки и акустикой колокольни, где они установлены. Оркестр из этих колоколов создает музыку благодаря тому, что все элементы прочно зафиксированы, а внутренние язычки соединены проволокой с клавишами управления, что позволяет музыканту исполнять мелодии.
Каждый колокол издаёт определённую ноту в соответствии с настройкой.
Существуют три способа управления карильоном.
- Механическое управление осуществляется при помощи больших барабанов с отверстиями, через которые видно острые наконечники.
- В электронном управлении вся работа осуществляется только с помощью компьютера.
- В ручном — музыкант использует удары руками и ногами, а также нажимает ногами на рычаги, что позволяет изменять громкость звучания и мощность звука.
Принцип работы карильона чем-то напоминает орган, но вместо труб используются колокола.
На европейский манер
Каждое воскресенье жители и гости Санкт-Петербурга могут наслаждаться карильонными концертами, звуки которых доносятся с высоты Петропавловского собора. Однако не все знают, как именно звучит карильон. Его часто путают с мелодиями часов-курантов или со звоном колоколов православного храма. Определить карильон можно по времени: он начинает играть в 17:00 летом и в 15:00 зимой. В это время обратите внимание на среднее арочное окно колокольни — оно должно быть открытым.
Основателем карильонной традиции считается Пётр I. Царь привёз в новую столицу всё самое лучшее. Обнаружив карильон с 35 колоколами в Голландии, он приобрёл его за рекордные на тот момент 45 000 рублей и установил в колокольне Собора Петра и Павла как символ нового времени и триумфа искусств. С 1720 года иностранный инструмент ежедневно звучал в Петропавловской крепости в течение 30 минут до полуденного выстрела из пушки. Однако это продолжалось до 1756 года, когда во время грозы в шпиль собора попала молния, что вызвало пожар. Пламя было настолько сильным, что колокола расплавились и стекали прямо на площадь. Таким образом, карильон Петра I был уничтожен.
Ночью после трагедии дочь Петра Елизавета распорядилась о заказе нового инструмента, который удалось установить только в 1776 году. Второй карильон прослужил до своей старости в 1840 году. Идея возродить карильонное искусство появилась только в 1990-е годы, когда в Петербург приехал известный бельгийский карильонист Йозеф Хаазен. Он организовал проект по строительству нового инструмента и нашёл спонсоров, что позволило в 2001 году карильон снова зазвучать в Петропавловском соборе. Он состоит из 51 колокола, общий вес которых превышает 25 тонн, и охватывает диапазон в четыре октавы.
Звук карильона, по словам Йозефа Хаазена, отдалённо напоминает орган, но у них есть свои отличия: орган лучше подходит для игры в закрытых пространствах, тогда как карильон звучит лучше на открытых площадках, что делает звук более полным и гармоничным.
По словам Хаазена, игра на карильоне напоминает искусство карате, но с оттенком артистизма. «Мы играем кулаками и ногами, поэтому музыкант должен быть физически сильным,» — продолжает карильонист. «Регулярные занятия необходимы, чтобы поддерживать навыки. Я занимаюсь три раза в неделю. Кроме того, для игры требуется хороший слух и хорошая акустика, чтобы получить тот идеальный звук, который прославил карильон. Приятно, что наши концерты и фестивали вызывают восторг у слушателей, которые утверждают, что Петропавловский собор невозможно представить без карильона.»
Ответить нежным пением
Следует отметить, что карильон является светским инструментом, который никогда не участвует в церковных службах и не принадлежит какой-либо конфессии. На колокольном органе Петропавловской крепости исполняют как классические музыкальные произведения, так и современные джазовые композиции, а также народную музыку. Концерты часто проводит Олеся Ростовская, которая в 2006 году поступила на кафедру органа, клавесина и карильона на факультете филологии и искусств Санкт-Петербургского государственного университета и с тех пор не расстается с инструментом. Она входит в число наиболее плодовитых карильонных композиторов среди женщин в мире.
«Несмотря на свои размеры, колокол — это тонкий и живой инструмент, который отвечает на мастерство музыканта нежным пением,» — говорит Олеся. — «При игре кулаками следует помнить, что необходимо бить не с силой, а с точностью и скоростью. Также важным является и физическое воздействие на клавиши.»
К тому же, хотя громкость внутри карильона довольно велика, благодаря мягким и певучим звукам музыкант не страдает от потери слуха во время исполнения.
В Санкт-Петербурге обучаются карильонисты из многих стран, включая Японию, Китай, Белоруссию и Германию. За все годы существования кафедры образование получили 250 карильонистов. Некоторые освоили этот редкий инструмент за два года, в то время как другие затратили на это до десяти лет. Все карильонисты России и зарубежья поддерживают связи между собой и принимают участие в концертах и ежегодных летних фестивалях карильонной музыки в Петропавловской крепости. Обратите внимание, что в октябре на Соборной площади открылась выставка, посвящённая истории создания данного уникального инструмента. Её организатором стала Олеся Ростовская.
Фильм Верные. Наталья Гугуева
В ми́р беседы к нам присоединилась главный режиссёр дирекции документального кино Первого канала Наталья Гугуева.
Разговор касался нового фильма нашей гостьи «Верные», который посвящён подданным Царской семьи, оставшимся с ними до конца, которые отправились в ссылку и даже приняли мученическую кончину вместе с Императором Николаем II и его семьёй.
Все выпуски программы «Светлый вечер» доступны для просмотра.
Я — книга, изнутри и снаружи исписанная, запечатанная семью печатями
Я — книга, изнутри и снаружи исписанная, запечатанная семью печатями. Мои соседи пытаются её читать, но прочесть не могут ни одной строчки, и порой не знают даже названия.
Как же вам, соседи, прочитать имя Господа, который очистил меня от пыли, если вы не можете даже узнать моего имени!
Я — Твоя книга, Господи, Царю мой. Я — письмо Твое, как снаружи, так и изнутри. Но мир замарал меня неграмотными письменами своими, превратив в неясное и нечитаемое творение.
Я — Твоя книга, Господи, Царю мой, с печатями Твоими, которые Ты запечатал, как сокровище Свое.
Под каждой печатью скрыт Дар Святого Духа, дар вечной жизни Небесной Троицы. Кто сможет распечатать то, что запечатал Бог? Кто, кроме единственного Бога?
Говорят, соседи мои: ты — книга мира, исписанная его рукою, и твои дары — дары мира.
Так мои соседи читают меня, и я вижу, что даже не знают моего имени.
Истина в том, что мир много чего нацарапал на сердце моем неуклюжей рукой. Много непрошенных даров его натолкало в моё сердце.
Но когда я сотру все его каракули из своего сердца — я не выброшу его из себя, и оно не останется пустым.
Когда я сотру все каракули мира из своего ума и устраню все дарования мирские, я не смогу отделить ум свой от себя, и он не останется пустым.
Я знаю, что дух мой писал по плоти моей, а плоть моя — по духу. И когда Ты изгладишь писание духа моего по плоти и плоти по духу — книга останется неисписанной.
Когда я вычеркну весь мир из себя, я снова увижу в себе книгу, запечатанную на семь печатей. Вот книга Твоя, Господи. Это писание моего Господа. Кто может распечатать книгу Божию, кроме единственного Бога?
Тот, кто признаёт Тебя Отцом, будет признан тобой сыном, и Ты откроешь ему книгу и прочтешь ему тайны.
Ты устанавливаешь печать за печатью и открываешь ему скрытое.
Тщетно люди пытаются читать меня — они не смогут. Они лишь прочитают то, что мир написал во мне, но плотские глаза не способны увидеть, что под печатями.
Мало слов в той книге, но каждое из них — словно обжигающее пламя, бесконечное, как вечность, и слаще всех земных наслаждений.
Семь слов — семь духов и семь жизней, три горних и три дольних, неразрывно соединённых в единое неугасимое пламя.
Святое мужество неба и девическая женственность земли, опоясанные непорочным поясом, украшенным семью звёздами.
Но кто осмелится сеять бисер перед теми, кто питается гнилыми плодами? Кто осмелится открыть Твои тайны тем, кто знает лишь грубую мирскую грамоту?
Везде старается писать рука невидимая, но мир отворачивается от божественного письма и стремится мёртвой рукой писать слова, которые не несут жизни.
Всемилостивый Господи, призри на тех, кто взирает на Тебя, и направь их руки, чтобы, когда они пишут, записывали имя Твое сердце и на челе.
Всемудрый Господи, направь взоры избранных Твоих на печати книги Твоей, чтобы они с молитвой ожидали и с пониманием читали, как Ты медленно и осторожно вскрываешь печати Твоих тайн.
Все выпуски программы «Молитвы на озере» доступны для просмотра.
Не только друг, но и раб
Исполнить музыку на нескольких музыкальных инструментах за один концерт — это вполне возможно! Тем не менее, эти инструменты совершенно разные. Например, орган является духовым инструментом, в то время как фортепиано — это клавишно-струнный инструмент. Клавесин относится к щипковым инструментам, в то время как карильон является клавишно-ударным.
Пересаживаясь с одного инструмента на другой, важно быстро адаптироваться к различным механикам игры и техникам. Да, это обременительно, но не так сложно, как переносить тяжёлые кирпичи, поэтому я не жалуюсь, — улыбается Тимур.
Тимур, шутливо называющий себя «бременским музыкантом с передвижным карильоном и органом», сам настраивает и ремонтирует свои инструменты. По его словам, он и есть друг инструментов, но также и их раб.
Кроме того, Тимур утверждает, что молодёжь и музыкальные инструменты созданы друг для друга.
Очень странно, что фортепиано, орган и карильон не считаются современными музыкальными инструментами для молодежи. На самом деле все они обладают актуальностью и современностью. Просто необходимо преодолеть предвзятое мнение о том, что орган предназначен только для церкви и Европы. В действительности, на нём играют рок-музыку и используют в саундтреках. Колокола, которые раньше ассоциировались только с православием, также можно рассматривать как светский инструмент. На них играют народные, современные и популярные мелодии. Я татарин и мусульманин, и играю на этих инструментах в каждом уголке нашей страны и среди людей всех конфессий. Я стараюсь разрушить эти стереотипы и донести до общества, что это современно и актуально. Молодые люди играют на органе, карильоне и клавесине, и они вполне могут это делать! — делится своими размышлениями Тимур.
Он активно рассказывает о своей музыкальной деятельности в социальных сетях, демонстрируя в своих историях молодых учеников, которые с удовольствием играют на этих инструментах.
Звездной болезнью не страдает
Этот молодой человек продолжает завоевывать новые вершины. Он уже стал лауреатом множества международных конкурсов, и на всероссийских и международных фестивалях он частый гость, которого все рады видеть.
В 2020 году его признали Органистом года. Однако самое интересное — благодаря участию в самом продолжительном органном концерте в Москве он попал в Книгу рекордов Гиннеса. В его коллекции медаль «Будущее России» и награда «Лучший молодой творческий деятель России».
Тем не менее, этот молодой музыкант утверждает, что не обладает звездной болезнью.
«А надо сначала стать звездой, чтобы узнать, есть ли у меня звездная болезнь. А я не звезда. В нашей профессии этого понятия нет. Мы ремесленники, трудяги, волшебники. Как только нас ни называют, но до звезды нам не дотянуться. Почему? Собираем ли мы толстые залы публика, играя попсовую эстрадную музыку? Нет. У нас совершенно другая аудиенция. Мы — изюминка, маленький нерв города, символ культурной жизни. Мы приносим что-то необычное и совершенно эксклюзивное, не для широкой публики. У нас иная миссия, поэтому звездная болезнь нам не грозит,» — говорит Тимур.
Что такое карильон?
Карильон — это музыкальный инструмент, на котором обучаются игре и исполняют музыкальные произведения аналогично фортепиано или органу. Это целая система колоколов (их количество должно быть не менее 23) и клавиатур (как ручной, так и педальной). Вместо клавиш на ручной клавиатуре используются рычаги. Карильонист играет не пальцами, а кулаками и ногами. Колокола карильона не болтаются свободно, как на колокольне, а имеют надёжную фиксацию. Каждый язычок колокола связан специальной проволочной тягой с клавиатурой. В зависимости от того, как будет осуществлён удар по рычагу или нажатие на педаль, формируется интенсивность звучания.
Карильон появился в Средневековье на территории современных Бельгии и Нидерландов. В те времена карильоны устанавливали на колокольнях городских церквей и ратушах. Постепенно, к XVII веку, этот музыкальный инструмент стал очень популярным. Из Нидерландов карильоны добирались до Германии и России, о чём свидетельствует известный карильон в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Фридрих Вильгельм I в начале XVIII века подарил городскому оркестру Берлина и Потсдама по этому необычному инструменту. На сегодняшний день от тех карильонов осталась лишь мемориальная доска на башне нового берлинского карильона.
Джеффри Боссен и его карильон в Берлине
Джеффри Боссен привёз идею нового карильона, который должен был быть одновременно памятником своим погибшим предшественникам, из США. Там, в Новом Свете, карильоны начали устанавливать в парках в XX веке, тогда как в Европе они традиционно располагались в центре города. Почему? Ответ прост: жизнь в городе полна шумов, включая звуки машин, звон чашек в кафе и суету мыслей. В парке же, среди зелёной тишины, встреча с музыкой становится неизбежной и, как правило, глубокой. Следует отметить, что Северная Америка на сегодняшний день занимает третье место в мире, после Нидерландов и Бельгии, по числу карильонов.
Каждый день в полдень и в шесть часов вечера берлинский карильон звучит автоматически. Однако чтобы в полной мере насладиться этим редким музыкальным инструментом, стоит прийти в летнее воскресенье (обычно в 15:00) или в преддверии Рождества. В это время Джеффри Боссен дарит почти часовой концерт. Его репертуар обширен: от классической музыки до популярных и рождественских мелодий. Летом есть возможность расположиться на траве или пледе у подножия карильона, в то время как в декабре можно прогуляться по аллеям парка Тиргартен или заглянуть на близлежащую рождественскую ярмарку у Ведомства канцлера. Звуки карильона создают особую праздничную атмосферу.
Джеффри Боссен с юных лет влюбился в звуки карильона и получил редкую профессию карильониста в Калифорнийском университете, после чего решил продолжить своё образование в Европе. Так он оказался в Техническом университете Берлина, где, завершив своё обучение, предложил установить новый карильон в парке Тиргартен к 750-летию Берлина. Он сам принимал участие в проектировании как башни, так и самого инструмента. Ровно через три года, в 1987 году, в день юбилея Берлина Боссен исполнил первый концерт на новом карильоне. С тех пор он более тридцати лет является берлинским карильонистом, крестным отцом и хозяином карильона. После концерта Джеффри организует экскурсию к своему инструменту, стоит лишь дождаться, пока он спустится, чтобы потом подняться вместе, увидеть карильон и послушать его игру. Джеффри — потрясающий рассказчик, и он обладает полным знанием об этом инструменте, что делает его экскурсию увлекательной. В заключение стоит заметить, что с башни открывается великолепный вид на Берлин. Кроме Джеффри Боссена, на карильоне также выступают музыканты из других стран на ежегодных фестивалях. Поэтому, пока до фестиваля ещё далеко, рекомендуем приходить в декабре, чтобы послушать рождественскую музыку в исполнении Джеффри.
Концерты в 2022 году запланированы на 4, 11, 18, 25 и 26 декабря в 14:00. И они абсолютно бесплатные. Просто не забудьте тепло одеться.
На видео вы можете увидеть и услышать Джеффри Боссена, а также берлинский карильон:
Расскажите, есть ли в вашем городе карильон? И были ли вы уже на карильонных концертах?
Если вы хотите узнать больше о истории Рождества, каким мы знаем его сейчас — с ярмарками, украшенной ёлкой, стеклянными шарами, свечами и венком Адвента — слушайте мою лекцию “Рождественская история: Сделано в Германии”.