Характеристики велосипедов «Спутник». Велосипед спутник ссср.

В 1950 году на рынок вышла первая модель с одной передачей т — V 31. Эти велосипеды были выпущены в небольшом количестве, так как позже более популярной стала следующая модель — B 32, которая намного опередила своего предшественника.

Характеристики велосипедов «Спутник»

Характеристики велосипедов «Спутник»

Велосипеды постоянно меняются и совершенствуются — это факт. Но есть энтузиасты, которые по-прежнему предпочитают нестареющую классику. Об одном из таких раритетов мы сейчас и поговорим.

Особенности

Велосипеды Sputnik привлекают внимание не только коллекционеров и любителей старины. На них действительно ездят и даже преодолевают значительные расстояния. Нетрудно найти форумы и объединения любителей таких велосипедов. Людей интересует, как их собрать и даже усовершенствовать, ведь характеристики серии «Спутник» весьма хороши.

ХТВЗ (Харьковский велосипедный завод) начал свою деятельность в очень насыщенный и неординарный исторический период — в середине 1920-х годов.

За короткое время предприятие вышло на лидирующие позиции в стране. Было налажено производство широкого ассортимента велосипедов:

  • детских с тремя колесами;
  • трековых;
  • предназначенных для подростков;
  • шоссейных моделей;
  • изделий для профессиональных спортсменов.

Относительно самой серии «Спутник» следует сказать, что она ориентирована на широкую непрофессиональную аудиторию.

Это туристические велосипеды с относительно мягким седлом и прочной рамой.

Конечно, инженеры уделили внимание и надежности механических узлов изделия.

Сегодня велосипедный завод в Харькове продолжает работать, но уже под брендом «VODAN».

Конкретные модификации

Эта серия велосипедов выпускалась в 1960-80-х годах. Все они предназначались для взрослых. С началом новой эры «Спутники» постепенно снимались с производства.

Первой из них стала модель В-34, которая выпускалась с 1961 по 1964 год. Ее отличительными особенностями были: Спутник был первым:

  • руль спортивного формата;
  • ручные тормоза;
  • 3 скорости;
  • вхождение в типовую комплектацию сумки с инструментами для ремонта и насоса.

В период 1964-87 годов выпускалась модель «Б-37». На основе опыта эксплуатации предыдущей версии были усовершенствованы тормозная система и сиденье. Другим важным новшеством стала установка щеколды в ступице заднего колеса. Конструкция позволяла установить спортивный руль и контактные педали; эти опции помогали при переключении на более жесткую передачу. Комплектация включала в себя:

  • те же насос и сумку;
  • электрическое оборудование;
  • звонок;
  • запчасти для трещотки.

С 1968 по 1973 год «В-39» переделывался, что существенно отличало его от предшественника. Только эксперты могли отличить их друг от друга.

Однако B-39 оснащался либо алюминиевыми, либо стальными колесами. Педали работали более эффективно. Рычаг селектора был усовершенствован. Шасси, передняя вилка и колпаки колес были украшены различными цветными эмалями и тонкими декалями. Металлические детали были покрыты слоем хрома.

Технические характеристики были следующими: Модель была выпущена автопроизводителем:

  • высота рамы 0,56 м;
  • колесная база 1,09 м;
  • колеса диаметром 27 дюймов;
  • покрышки шириной 1,25 дюйма;
  • чистая масса 14,5 кг.

Но в 1973 году была представлена совершенно новая модель «B-301». Согласно официальным спецификациям производителя, она была предназначена для использования в полевых условиях:

  • деловых поездок;
  • туризма;
  • прогулок.

Велосипед теперь мог двигаться с 4 различными скоростями. Он был оснащен мягким сиденьем, а на педалях были установлены зажимы для шин. Было введено стандартное и дополнительное оборудование. В стандартной комплектации покупатели получали сумку и насос, задний светоотражатель, звонок и задний багажный ящик. За дополнительную плату Харьковский велосипедный завод был готов поставить передний багажник, зеркало заднего вида, динамо-машину и фару.

В-301 имеет закрытую раму. Колесная база составляет 1,07 м. Высота велосипеда может быть 0,54, 0,56 или 0,58 м. Оба тормоза — ручные тормоза с суппортом и давлением на обод. Вес велосипеда составляет 14,2 кг.

Производство «B-301» было прекращено в 1975 году.

В последующие два года выпускалась версия 153-414. Он по праву считается классическим любительским туристическим велосипедом. Седло довольно жесткое, а педали — типа «топталка». Задняя втулка может быть оценена на 3 или 4 звезды.

Существует 2 комплектации для модели 301. Стандартная комплектация отличается только дополнительным бачком для смазочного масла. Версия 153-424 выпускалась с 1978 по 1982 год. Первоначально он предназначался для велосипедистов, но после установки багажника стал пригоден и для туристических поездок. Рама была изготовлена из более тонких труб, использовалось пластиковое седло, что сделало конструкцию легче; 8 передач также были новшеством.

Харьковский велозавод тогда и сейчас

С момента своего основания в середине XX века Харьковский велосипедный завод быстро занял лидирующие позиции в СССР по производству этого вида техники. Предприятие освоило выпуск различных типов велосипедов — от трехколесных для детей и подростков до трековых и гоночных для профессиональных спортсменов.

Наиболее известные серии велосипедов ХВЗ:

  • «Украина», пожалуй, самый знаменитый советский велосипед и к тому же самая старая номенклатурная линейка завода: эти байки там начали выпускать буквально с момента пуска предприятия; универсально-проходимый как мужской, так и женский варианты рамы.
  • «Спутник» – велосипед для широкого круга любителей, настоящий «спутник» туриста с мягким сиденьем, крепкой рамой и надежной механикой;
  • «Турист» – еще один универсальный байк, но, в отличие от «Украины», с ручным тормозом;
  • «Старт-шоссе» – спортивно-шоссейная линейка; отличительные характеристики ‒ облегченная рама и целых семь передач.

Расцвет предприятия пришелся на 60-е — 80-е годы; здесь, конечно, важную роль сыграла подготовка к Олимпийским играм-1980, для которых завод специально разработал и выпустил «малым тиражом» две модели велосипедов: Пешеходный «Рекорд» и Шоссейный «Чемпион Шоссе», из-за своей редкости имеющий сейчас очень высокую цену у коллекционеров

  Российские велосипедные бренды - хорошо или плохо? (часть 1). Велосипеды российского производства.

В настоящее время ХВЗ продолжает выпускать недорогие велосипеды под маркой «VODAN»; актуальный каталог компании включает более 50 моделей, от горных до детских велосипедов.

Серия «Спутник» и ее особенности

Серия велосипедов «Спутник», состоящая из шести спортивных и туристических моделей для взрослых, выпускалась на Харьковском велосипедном заводе (ХВЗ) в 1960-1980-х годах. Хотя завод относительно благополучно пережил развал государства и работает по сей день, «Спутники» не перешли к капитализму и остались полностью принадлежностью СССР.

байк

Здесь представлены модели велосипедов этой серии, которые выпускались в больших количествах благодаря своей популярности у целевой группы — большого количества туристов и просто любителей здорового образа жизни, в том числе активного велоспорта.

В-34 «Спутник» — легкий гоночный велосипед для спорта и туризма, выпускавшийся в 1961-64 годах. Он имел спортивный руль, ручной тормоз, три передачи, сумку для инструментов на подрамнике и велосипедный насос в стандартной комплектации.

В-37 «Спутник» — выпускался с 1964 по 1968 год и, в отличие от своего предшественника, имел улучшенную тормозную систему и седло, а также щеколду в задней втулке. Его можно было оснастить спортивным рулем и контактными педалями для интенсивных тренировок. Помимо насоса и сумки, производитель также поставлял звонок, электрику и детали трещотки.

В-39 «Спутник» (1968-1973) был улучшенной версией В-37 и в целом характеризовался аналогично.

В-301 «Спутник» — выпускался в 1973-75 гг. и предназначался как «спортивный и туристический велосипед для деловых, экскурсионных и развлекательных поездок». Четыре передачи, мягкое седло, педали-тюльпаны, стандартное и расширенное оборудование. Первая включала обязательную сумку и насос, плюс заднее крыло-катапульту, звонок и задний багажник; передний можно было заказать и поставить в качестве опции, а также зеркало, электрогенератор и фару.

HCW 153-414 «Спутник» (1976-1977) — еще одна классическая модель для любительского спорта и туризма с жестким седлом, педальными «топталками» и регулируемой задней втулкой (3 или 4 звезды). Оборудование увеличено на заводе и в целом отличается от предшественника только наличием масленки.

HCW 153-424 «Спутник» — модель, созданная в 1978-82 годах для спортивного велоспорта, которая также может использоваться как туристический велосипед с багажником. Этот велосипед отличался от своих предшественников тонкостенной рамой и, соответственно, меньшим весом, чему также способствовало легкое пластиковое седло. Еще одним изменением конструкции стало увеличение количества передач до восьми.

«Спутники» и современность

Велосипеды «Спутник» давно сняты с производства, но благодаря ностальгическому сознанию постсоветского человека и его стремлению улучшить и оптимизировать то, до чего он смог дотянуться, многие из этих «железных коней» обрели совсем другую жизнь в наше время.

прогулка на

Модернизация советских мотоциклов — широко распространенное хобби, о чем можно судить по обилию и продолжительности дискуссий на специализированных форумах. Пользователи хвалят прежде всего качество шасси «спутников», которые спустя столько лет остаются прочными и надежными и не требуют даже косметического ремонта. Экспериментаторы устанавливают на эти рамы современные рули и седла, пытаются оснастить старые велосипеды современным «шимановским» оборудованием и охотно делятся результатами этих усилий.

Реставрация таких раритетов — еще одна оригинальная вариация на тему советского «машстроя»: нельзя просто взять раму старого велосипеда со стеллажа и подогнать ее — нет, нужно найти самые современные источники, а лучше даже оригинальные запчасти, что само по себе является спортом.

Феномен полного переоборудования этих мотоциклов поразителен. Некоторые энтузиасты даже пытаются, с большим или меньшим успехом, превратить обычный «Спутник» в мотоцикл, скрупулезно подбирая и комбинируя необходимые компоненты. Собирая своих Франкенштейнов, они, вероятно, получают меньше удовольствия от результата, который далеко не всегда является ездой, чем от процесса, который можно назвать поистине творческим.

мотор на

Восстановленные и отреставрированные велосипеды используются не только как фон для фотосессий красивых девушек на природе и в городе, хотя это тоже возможно. На них еще ездят, развивают приличную скорость и проезжают несколько километров. Несмотря на то, что сейчас российским велосипедистам доступен широкий выбор велосипедов, будь то из Европы, Америки или даже Австралии, многие по-прежнему выбирают советский спортивный велосипед.

И конечно, велосипеды «Спутник», хотя и не очень редкие, являются впечатляющим свидетельством определенной эпохи в истории отечественного велоспорта в коллекции любого достойного коллекционера ретро-велосипедов.

История модельного ряда

Спутник В-34

Серия советских велосипедов «Спутник» выпускалась в течение 20 лет. Все модификации были ориентированы на взрослых велосипедистов с активной жизненной позицией. Хронологически модельный ряд можно представить следующим образом:

  1. «Спутник В-34» — стартовая модель. Велосипед собирали на протяжении 1961–1964 гг. Основные характеристики: ручные тормоза, спортивный руль, 3-скоростная трансмиссия. В базовой комплектации была предусмотрена сумка с инструментами для ремонта и компактный насос.
  2. «Спутник В-37». Модель выпускалась с 1964 по 1987 год. Конструкторы модернизировали байк, улучшив тормоза и эргономичность седла. Изюминка велосипеда – установка трещотки на заднюю втулку. Комплектация предусматривала установку руля спортивного типа и контактных педалей, что помогало увеличить нагрузку и достичь лучшей аэродинамики. В базовую комплектацию входили та же сумка с инструментами и насос для подкачки колес, раритетный звоночек, запчасти для трещотки, электрическое оборудование.
  3. «Спутник В-39». Модель, которую ХВЗ выпускал с 1968 по 1973 год. Велосипед практически не отличался от своей предыдущей версии. Но эксперты в считанные секунды могли распознать отличия. Так, на В-39 ставили ободья из стали или дюралюминия, более усовершенствованные переключатели скоростей и надежные педали, обеспечивающие хорошее сцепление со стопой. Раму, переднюю вилку и колесные щитки украшали разноцветной эмалью и изящными наклейками. Более того, металлические элементы конструкции были покрыты слоем хрома.
  4. «Спутник В-301». Это принципиально новая модель, которая, судя по официальным данным, предназначалась для деловых поездок, путешествий и прогулок. Модель комплектовалась трансмиссией на 4 передачи, мягким седлом и педалями с туклипсами. Велосипед выпускался в двух модификациях: в базовой и расширенной комплектации. В базовом оснащении велосипедист получал все ту же сумку с инструментами, кормовой светоотражатель, звонок, небольшой ящик на багажник. А вот за дополнительную плату ХВЗ снабжал велосипед еще и передним багажником, зеркалом заднего обзора, динамо-машинкой и фарой. В-301 собирался на раме закрытого типа с ручными тормозами клещевого типа. Последняя партия велосипедов вышла в 1975 году.
  5. Версия 153-414. Велосипед выпускался с 1975 по 1977 годы. Многие по-прежнему считают эту модель классическим «туристом». Довольно жесткое седло, педали-«топталки» и задняя втулка, рассчитанная на 3 или 4 звезды – далеко на нем не уедешь, но в турне по близлежащим деревням отправиться можно. Как и предыдущая модель, версия «153-414» имеет две комплектации. Расширенная оснастка отличается лишь наличием емкости для смазки.
  6. Версия 153-424. Модель выпускалась с 1978 по 1982 годы и предназначалась, в основном, для любителей велоспорта. Однако чуть позже, после появления заднего багажника, велосипед стал подходящим снарядом и для путешественников. Раму изготавливали из более тонких стальных труб, седло – из пластика, что в конечном итоге позволило значительно уменьшить вес велосипеда. Модель комплектовалась трансмиссией на 8 передач. Размер колеса велосипеда – 26 дюймов.

Как видите, модельный ряд «Спутника» не так уж мал, учитывая эпоху, в которую выпускались легендарные велосипеды. Более того, есть велосипедисты-энтузиасты, которые и сегодня ездят на этих велосипедах. И надо сказать, что область применения «спутников» сегодня весьма обширна.

Тюнинг велосипедов «Спутник» в наши дни

тюнинг Спутник

Сегодня «спутники» уже не производятся, но благодаря тоске постсоветского человека по прошлому и его ностальгическим порывам, многочисленные железные кони получили шанс на вторую жизнь.

Читайте также Велосипеды гоночные — типы и характеристики.

Координация советских велосипедов — очень распространенное явление в наши дни. Особенно это заметно на специализированных форумах, где общаются между собой энтузиасты, занимающиеся восстановлением и модернизацией советских велосипедов. Стоит отметить, что многие пользователи регулярно хвалят рамы «спутников», которые остаются такими прочными и долговечными спустя несколько десятилетий — всего лишь косметический ремонт и рама для нового велосипеда готова.

Экспериментаторы строят современные «рога» на старых спутниках, ищут дерматиновые седла на блошиных рынках или заказывают изделия у ремесленников, пытаются подогнать под свои велосипеды шимановскую палатку и с энтузиазмом делятся друг с другом результатами своих модификаций. Должен сказать, что это очень весело и, прежде всего, эффективно. Если у вас есть какие-то сомнения, попробуйте найти результаты этих экспериментов — вы будете очень удивлены, увидев традиционных «спутников» в новой роли. Несмотря на наличие современных компонентов, модели сохраняют уникальность советской эпохи и дух той эпохи.

Реставрация таких «динозавров» — это возможность доказать себе, что нет ничего невозможного. Попробуйте взять раму старого велосипеда и добавить современные механизмы. Это не так просто, господа. Нужно долго и скрупулезно искать детали на блошиных рынках, искать их на форумах и у переработчиков велосипедов, а потом точно собрать все воедино. В целом, однако, восстановление велосипедов — это очень весело.

Восстановленные и отреставрированные велосипеды Sputnik нашли свой класс поклонников. Велосипеды пользуются большим спросом у профессиональных фотографов. Я уверен, что многие из вас видели фотографии красивых девушек в сельских пейзажах на старых велосипедах — поэтому старые модели модны у фотографов. Более того, многие люди ездят на таких велосипедах каждый день. Хотя у российских пользователей сегодня огромный выбор велосипедов из Америки, Европы и даже Австралии, многие продолжают ездить на спортивных «недошоссейниках» советской эпохи.

Читайте также Велосипедное колесо — разновидности и рекомендации по выбору

Заключение

Советская эпоха оставила богатое наследие, которое, как показывает жизнь, и сегодня находит своих почитателей. Велосипеды «Спутник» — это ценный коллекционный экземпляр, живое свидетельство великого пласта в истории велосипедов, которые вновь выходят на дороги. Велосипеды Sputnik — это также возможность продемонстрировать свой талант, креативность и технические навыки, ведь нет большего повода для гордости, чемВелосипед, который вы построили своими руками.

Автор статьи. Вы серьезно интересуетесь велосипедами и мотоциклами. Интересуетесь всем, что связано с активным образом жизни.

Рубрики

Дорожный турист

Дорожный Турист Мужчины Женщины Молодежь Дети Складной Тандем Трицикл Цирк Спецзаказ Мотоцикл Прогресс Украина Урал Другое

Харьковский велосипедный завод Минский велосипедный завод Шяуляйский велосипедный завод Львовский велосипедный завод Горьковский автомобильный завод

Йошкар-Олинский велосипедный завод Московский велосипедный завод Кировский велосипедный завод Велозавод имени Лихачева Узловой Московский экспериментальный завод Саркана Звайзгнеский велосипедный завод Пермский машиностроительный завод Пензенский ПО им. Фрунзе Атигский машиностроительный завод Жуковский велосипедный завод Даугавпилсский велосипедный завод Тульский велосипедный завод

Саратовский велосипедный завод Саранский механический завод

Переделываем своими руками

Спортивно-туристический велосипед популярен и сегодня. Но не модели последних лет (они более низкого качества), это представители советской эпохи. Часто их даже тюнингуют, чтобы они получили второй шанс порадовать своих владельцев.

Прежде всего, можно прибегнуть к шестеренкам с шатунами и цепью. Это позволит улучшить эксплуатационные характеристики. В частности, будет легче ехать в гору.

Также можно заменить задний переключатель. Если вы выбираете сцепление с большой задней звездочкой, вам понадобятся звездочки переключения. Их можно приобрести только за границей. В противном случае достаточно спецификаций от «местного» завода в Харькове. Несмотря на довольно примитивный механизм, они не уступают по качеству своим импортным конкурентам.

Хорошей альтернативой стандартным колесам являются двойные колеса. К сожалению, покупать их придется у иностранного производителя. Хорошим выбором являются обода шириной от 18 до 21 мм.

Эти модификации улучшат качество «Туриста» с точки зрения ходовых качеств. Что касается внешнего тюнинга, то и здесь есть простор для фантазии.

Характеристики велосипедов «Спутник». Велосипед спутник ссср. 2

Первое, на что стоит обратить внимание, — это сиденье. Советские образцы далеки от идеала.

Для начала можно заменить его на более удобное современное.

Затем можно переходить к элементам на руле: ручкам, звонку. Современные тормозные ручки не оставляют велосипедиста равнодушным. В настоящее время существует большое количество моделей звонков.

Далее идет задний фонарь. В вечернее и ночное время велосипед выглядит великолепно, если отдельные элементы покрыты светоотражающей пленкой. На обода наклеиваются светодиодные ленты, которые не остаются незамеченными. Также существуют различные наклейки, вставки и обмотки для спиц.

Мелкие детали, такие как багажник, держатель для воды или мобильного телефона, не нарушают внешний вид Sport Touring.

Приступая к редизайну, главное — остановить время. Фантазия некоторых любителей велосипедов настолько велика, что «Турист» перестал быть узнаваемым. Все, что от него осталось, — это прочная рама. К счастью, в наше время существует множество вариантов для этого.

Запчасти и другие вещи можно приобрести в специализированных магазинах. Конечно, оригинальных деталей советских моделей в магазине нет. Приходится искать их на блошиных рынках. Многие запчасти современных моделей ХВЗ подходят для туристов. В противном случае всегда можно обратиться к зарубежным производителям.

Харьковский велозавод тогда и сейчас

С момента своего основания в середине XX века Харьковский велосипедный завод быстро занял лидирующие позиции в СССР по производству этого вида техники. Предприятие освоило выпуск различных типов велосипедов — от трехколесных для детей и подростков до трековых и гоночных для профессиональных спортсменов.

Наиболее известной серией велосипедов является серия HVZ:

  • “Украина”, пожалуй, самый знаменитый советский велосипед и к тому же самая старая номенклатурная линейка завода: эти байки там начали выпускать буквально с момента пуска предприятия; универсально-проходимый как мужской, так и женский варианты рамы.
  • “Спутник” – велосипед для широкого круга любителей, настоящий “спутник” туриста с мягким сиденьем, крепкой рамой и надежной механикой;
  • “Турист” – еще один универсальный байк, но, в отличие от “Украины”, с ручным тормозом;
  • “Старт-шоссе” – спортивно-шоссейная линейка; отличительные характеристики ‒ облегченная рама и целых семь передач.

Расцвет предприятия пришелся на 1960-1980-е годы; конечно, важную роль сыграла подготовка к Олимпийским играм 1980-х годов, для которых завод специально разработал и выпустил «малым тиражом» две модели велосипедов: треккинговый «Рекорд» и гоночный «Чемпион-шоссе», которые сегодня очень ценятся среди коллекционеров благодаря своей редкости.

В настоящее время HVZ продолжает выпускать недорогие велосипеды под маркой «VODAN» — актуальный каталог компании включает более 50 моделей, от горных до детских велосипедов.

Устройство спортивно — туристического велосипеда «Спутник» В 153 — 424

— рама — из легированной стали с тонкостенными трубками; — новая вилка — из круглых трубок, вилка из легированной стали; — руль — спортивный из дюралюминиевой трубки, сплав В95, шток удлиненный; — колеса — стальной обод с коробчатой секцией или трубчатой секцией из дюралюминия; — спицы с подвеской (резьба 2,1 x 0,4 мм) — тормоза с рычагами двойного действия и вспомогательным рычагом — задняя втулка с четырехступенчатой трещоткой — педали — стальные, маятниковые, с клипсами или обычные — седло удобной формы, стальная рама и жесткий пластиковый чехол,

— площадь базы (расстояние между центрами колес) — 1060 мм,

— высота рамы (расстояние между центром колеса и верхом подседельной трубы) — 540, 560, 580 и 600 мм,

— Количество зубьев на передних звездочках — 40, 51,

— количество зубьев на задних звездочках — 16, 20, 22 и 24,

— Количество передач — 8,

— Высота велосипеда — 3.97 — 7.94м

— Цепь — втулка — цилиндр 12,7 / 3,3 мм,

— Вес велосипеда без аксессуаров и оборудования — 14,5 кг.

Также читать на эту тему:

Спортивный велосипед «Старт — Шоссе» модель 155-411.

Спортивный гоночный велосипед V156-421 «Рекорд».

Спортивный дорожный велосипед «Метеор» В-68И.

Шоссейный гоночный велосипед высшего класса «Москва 80? 155».

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий