Современные велосипедные сёдла чаще всего изготавливаются из поливинилхлорида. Они обычно имеют поролоновую прокладку и покрываются искусственной кожей или подобными материалами. Именно такие сиденья чаще всего поставляются в комплекте с большинством новых моделей велосипедов.
Что означает удобное седло?
Каждый велосипедист стремится к тому, чтобы его седло было комфортным. Однако это не так просто, как может показаться на первый взгляд, ведь что именно делает седло удобным? Каждую весну в велосипедных магазинах наблюдается значительный спрос на седла. Велосипедисты приходят обычно после зимнего перерыва, когда их старое седло стало неудобным, поскольку они не использовали его с осени. После первой весенней прогулки на велосипеде они осознают, что седло стало менее комфортным, чем раньше.
В результате, многие спешат в магазин, чтобы купить новое седло, и после нескольких поездок обнаруживают, что новое седло стало для них гораздо более удобным. Однако следует спросить себя: действительно ли разница в комфорте заключается исключительно в новом седле? Или же это просто результат того, что велосипедист давно не катался зимой? В большинстве случаев, если у вас имеется седло хорошего качества и оно правильно отрегулировано, то просто нужно постепенно увеличивать дистанцию после длительного перерыва. Если вы ранее чувствовали себя комфортно на старом седле, нет необходимости спешить с его заменой.
Может быть, вы замечали, что некоторые сиденья называют «седлами», а некоторые — «сиденьями». Этот нюанс не случаен. Сиденье используется для обозначения того, на чем вы сидите, и оно предназначено для того, чтобы поддерживать практически весь ваш вес. Лежачие велосипеды обычно имеют сиденья, в то время как вертикальные велосипеды — седла. Седло предназначено для того, чтобы распределять часть веса, в то время как основная масса веса обычно приходится на ноги, с незначительной нагрузкой на руки и кисти. Велосипедист, который утратил свою физическую форму из-за длительного бездействия, может быстро почувствовать усталость в ногах. Когда ноги устают, велосипедист, как правило, начинает опираться на седло, что может привести к проблемам. Многие жалобы на комфорт седла на самом деле вызваны усталостью, которая возникает в результате возвращения к велоспорту и более длительных поездок, к которым вы еще не успели подготовиться. Поэтому, если вы вернетесь к катанию после долгого перерыва, начните с небольших дистанций и постепенно их увеличивайте. К сожалению, потребуется время, чтобы привыкнуть к велосипедным поездкам. Однако это не означает, что различия в седлах отсутствуют, или что вы должны кататься на любом произвольном сиденье. На самом деле, многие седла, которые идут в комплекте с новыми велосипедами, часто значительно уступают по качеству лучшим моделям, которые реализуются на вторичном рынке.
Твердое или мягкое седло?
Когда велосипедист сталкивается с неудобством седла, его первой реакцией часто становится поиск более мягкого варианта. Однако это может обернуться ошибкой. Самое мягкое седло не всегда является самым удобным для велопоездок. Эта ситуация называется «Проблемой двух точек опоры».
Представьте, что вы сидите на маленьком кофейном столике. Ваш вес сосредоточен на двух точках — «седалищных буграх». Это части тела, предназначенные для распределения веса при сидении. Большинство неудобств, связанных с седлом, возникает, когда нагрузка переносится на мягкие ткани между седалищными костями. Если вы положите мягкую подушку на кофейный столик и сядете на неё, ваши сидячие кости будут давить на подушку, которая начнёт деформироваться, и вы будете чувствовать давление на твердую поверхность стола. Аналогично, седло с избыточно мягкой, толстой обивкой может сделать поездку менее комфортной, создавая давление между вашими сидячими костями.
Использование мягких седел оправдано только для очень коротких поездок.
Тип езды или посадка на велосипеде. Учитывайте, как вы привычно катаетесь.
- Если ваша преференция заключается в коротких развлекательных поездках на круизере, выбирайте седло, специально предназначенное для таких случаев. Это широкие модели с мягкими подушками и пружинами, часто с коротким носом.
- Если вы участвуете в гонках и ездите на длинные дистанции по асфальту, вам подойдут длинные узкие седла с минимальной набивкой, что позволит добиться большей эффективности при вращении педалей.
- Если вам нравится кататься на горных велосипедах и вы часто меняете положение тела на неровных маршрутах, стоит обратить внимание на седло с прочным чехлом и обтекаемой формой, специально разработанное для удобства седалищных костей.
- А если вам нравится велосипедный туризм, вам необходимо седло, которое будет чем-то средним между горным и шоссейным.
Существует различие между спортивными седлами, которые имеют минимальную амортизацию, и более обычными моделями, которые обеспечивают амортизацию.
Спортивные седла узкие и длинные, с минимальной подкладкой, чтобы обеспечить максимальную передачу мощности при вращении педалей. Они могут использоваться на горных и шоссейных велосипедах, а порой и на туристических. Их преимущество в том, что они сохраняют прохладу, что особенно важно в жаркую погоду или во время длительных поездок.
Амортизирующие седла, как правило, шире, имеют короткий нос, а их обивка мягкая с пружинами для сглаживания неровностей дороги. Такие седла часто ставятся на велосипеды для прогулок. Самыми распространёнными типами амортизации являются пена и гель. Хотя гель имеет большую популярность, он может уплотняться быстрее, чем пена. Для длительных поездок или при большом весе велосипедиста предпочтительно использовать плотную пену для лучшей амортизации.
Многие сёдла специально имеют вырез по центру. Это сделано для уменьшения давления на промежность, через которую проходит множество нервов и артерий, что способствует улучшению кровообращения и увеличивает приток воздуха.
Материал велосипедного седла
Чехлы велосипедных сёдел чаще всего изготавливаются из двух основных материалов: синтетики и кожи.
Большинство велосипедистов предпочитают лёгкие седла из синтетических материалов, которые не требуют особого ухода.
Некоторые модели изготавливаются из кожи, и после обкатки кожа принимает форму и вес вашего тела, что делает её идеальной именно для вас. Однако стоит отметить, что кожаные седла не водонепроницаемы и требуют специальной обработки для защиты от влаги.
Размеры велосипедных сёдел варьируются, и выбор подходящего варианта зависит от вашего телосложения, пола и анатомических особенностей строения костей таза. В специализированных магазинах для велосипедистов зачастую имеются устройства для точного измерения вашего тела.
Многие сёдла представлены как мужские или женские, однако при выборе не следует на это ориентироваться — важнее выбрать седло, которое удобно именно для вас, вне зависимости от вашей половой принадлежности. Разные модели седел предназначены для различных форм ягодиц.
Широкое и мягкое не значит удобное
Ширина седла в самой широкой его части должна быть почти такой же, как расстояние между вашими седалищными костями. Если седло шире необходимого, это часто приводит к натиранию и дискомфорту. Чтобы вычислить подходящую ширину седла, необходимо измерить расстояние между седалищными костями и добавить 2 см — это будет вашим отправным пунктом для выбора седла правильной ширины.
Мягкие подкладки и гелевые покрытия могут показаться хорошей идеей, однако они иногда могут вызывать больше дискомфортных ощущений, чем их предотвращать. Мягкое седло часто заставляет вас усаживаться с большим весом, деформируясь и создавая большую площадь контакта, что может только усиливать боль. Материал седла, под воздействием веса, начинает проседать под ваш таз, и это приводит к появлению новых точек давление, вызывая натирание и онемение.
Гораздо важнее обеспечить, чтобы седло поддерживало вас правильно и оставалось стабильным (что труднодостижимо в мягких моделях, где обивка может перемещаться из стороны в сторону). Для вашего комфорта лучше позаботиться о качественных велосипедных шортах с хорошей подкладкой.
Длина и форма седла
Длина и форма седла зависят от вашей посадки на велосипеде. В триатлонах, гонках на время и агрессивной аэродинамической посадке, как правило, предпочтительнее плоское седло с длинным и мягким носиком, которое будет удобнее при низкой посадке. Для длинных шоссейных заездов или более открытой свободной посадки рекомендуется выбирать седло покороче, возможно, с большим изгибом в средней части.
Не стоит слишком зацикливаться на весе седла. Даже самое лёгкое из них не сделает вас быстрее, если через несколько часов вы не сможете на нём сидеть. Седла с титановыми или карбоновыми рамками могут быть более удобными в сравнении со стальными, но стоит ли эта разница дополнительных расходов? Подумайте об этом. Основная форма модели седла обычно сохраняется неизменной независимо от цены или материалов.
Выбор сиденья по жёсткости
Мягкое седло
Частая ошибка заключается в том, что велосипедисты выбирают мягкое сидение для шоссейных или туристических моделей. Такой тип сидения не подходит и для горных моделей. В общем, сидение, укомплектованное гелевой подушкой, является неудобным на любых скоростных велосипедах, которые предполагают активное использование педалей на большой скорости или в течение длительного времени. Обычно подобные сидения выбираются неопытными любителями для коротких поездок.
В первый час поездки на таком седле человек может чувствовать комфорт, однако со временем одежда начинает становиться влажной от пота, прилипать к коже и возникает неприятное чувство онемения в области промежности.
Жёсткое седло
При использовании седла этого типа вес тела опирается исключительно на нужные места, на костях, а остальная часть тела остается приподнятой над поверхностью. Именно такое сидло идеально подходит для достижения высоких скоростей. Для продолжительных поездок комбинируйте это сидение с подседельным штырем из карбона и специальными велошортами из дышащих материалов.
Гелевая подушечка-накладка
На современном рынке представлен широкий ассортимент гелевых чехлов, надеваемых поверх сидений, но к таким новинкам следует подходить с проницательностью. Обычно такие накладки выбирают велосипедисты, предпочитающие короткие и ненапряжные поездки.
Увеличение толщины сидения за счет установки мягкого чехла может улучшить раскачивание, что затрудняет кручение педалей и может привести к возникновению потёртостей на внутренней стороне бедер.
Тем не менее такая накладка может оказаться полезной в случае, если необходимо трансформировать более узкое «мужское» сиденье в «женское».
Требования к форме сидения
Площадки, которые поддерживают кости таза, должны обладать достаточной длиной для обеспечения свободного движения вперед и назад во время езды. В отношении носика седла лучше выбирать модели с узкой и длинной формой. Боковые стороны носика не должны слишком сильно выступать, чтобы избежать натираний внутренних частей бедер.
Сиденья без носика
Эта достаточно новая разработка, представленная, к примеру, компанией MoonSaddle, помогает избежать давления на паховую область во время езды. Она лишена традиционного носика, а для обеспечения поддержки используется оригинальное техническое решение — седло имеет форму полумесяца. Эта модель универсальна по размерам и подойдет как детям, так и взрослым.
Седло с отверстием
Некоторые производители предлагают линейки велосипедных сёдлов с вогнутой или вырезанной центральной частью в области носика. Основная цель этого решения — снижение давления на паховую область.
Критики таких моделей полагают, что при посадке на такое седло мягкие ткани могут проваливаться в отверстие, что приведет к негативным последствиям вместо предполагаемой пользы. Однако эти опасения не обоснованы, так как, как правило, на велосипедах люди не сидят неподвижно — они постоянно двигаются, поднимаясь на педалях и перемещаясь вперед и назад. Более того, подобные седла, как и традиционные узкие модели, также следует подбирать индивидуально, учитывая расстояние между костями таза.
Пружины в велосипедном сиденье
Для скоростных велосипедов (горных, шоссейных или туристических) наличие пружин нежелательно. Во время езды на этих типах велосипедов человек больше наклоняется к рулю, что приводит к перераспределению массы тела (до 40% на руле). При активном вращении педалей мягкие пружины под действием нагрузки начинают раскачиваться, что приводит к снижению эффективности кручения и чрезмерному натиранию бедер.
Жёсткие пружины, используемые в некоторых моделях седел, не вызывают раскачивания от нажимов на педали, при этом обладают способностями амортизировать удары от заднего колеса. Такие сиденья, оснащённые пружинами, предпочтительны для городских велосипедов и круизеров, поскольку большая часть веса велосипедиста приходится именно на седло, при вертикальной посадке.
Данный тип сидений лучше всего подойдет для моделей с высоким расположением руля; в противном случае стоит рассмотреть другие варианты седел.
Как правильно выбрать седло для велосипеда
Если вы уверены в необходимости замены седла на своем двухколесном друге, здравый смысл поможет вам упростить процесс поиска. В продаже имеется множество моделей, разные типы имеют свои особенности. Поэтому лучший подход — это выяснить, где и как вы чаще всего катаетесь.
Сиденья для прогулочных велосипедов
При равномерной, прямой посадке на круизере или городском велосипеде поездки, как правило, недолговечны. Поэтому седло с амортизатором будет кстати. Оно широкое и короткое, с мягкой подкладкой и пружинами — это обеспечит вам комфорт и удовольствие от поездок по городу.
Сиденья для дорожных велосипедов
Если вы участвуете в гонках по пересеченной местности или планируете длительные поездки по шоссе, вам понадобится рабочее седло, которое будет длинным, узким и минимально обшитыми (или даже без обшивки). Во время велозабегов только часть веса сосредотачивается на седалищных костях, а напряженная поза позволяет полностью исключить любые складки одежды на ногах и области промежности. Наконец, если вы только что стали членом велосипедного клуба, рекомендуется иметь седло с небольшой дополнительной прокладкой для того, чтобы ваше тело постепенно привыкало к многочасовым поездкам.
Сиденья для горных велосипедов
На горных тропах, где большинство времени нужно крутить педали, откидываться назад и при этом наклоняться над рамой велосипеда в самых необычных позах, не удастся оценить комфорт седла. Поэтому вам необходимо компактное и гладкое седло, причём чем меньше оно по размеру, тем лучше. Это не будет мешать во время резких спусков и поворотов. Конечно, сиденье должно быть прочным и изготовленным из надежного материала.
Сиденья для туристических велосипедов
Поездки на большие расстояния подразумевают выбор долговечного седла (оптимально — из натуральной кожи), которое не будет ограничивать ваши движения, представляя собой среднее между седлом для горного и шоссейного велосипеда. В данном случае важно, чтобы оно имело узкую переднюю часть, мягкие вставки на участках контакта с седалищными костями и достаточную длину, чтобы вы могли немного откинуться назад.
Сиденья для женщин
Женщинам, выбирая велосипедное седло, следует помнить, что тазовые кости у женщин, как правило, шире, чем у мужчин. В среднем расстояние между седалищными костями женщина составляет 132 мм, тогда как у мужчин этот показатель составляет 90 мм. Поэтому не все женщины могут использовать мужские седла.
5 главных ошибок при выборе велосипедного седла
Если бы вы работали в веломастерской, вы бы знали о жалобах клиентов, касающихся трудностей с комфортом во время передвижения на велосипеде. Чаще всего такие жалобы связаны с неудовлетворительными условиями использования седла, хотя иногда они могут быть и результатом других факторов.
С одной стороны, эти жалобы могут быть обоснованными. С другой же, стоит напомнить, что мы говорим о велосипедной поездке, а не о том, насколько удобно вам сидеть в кресле, когда вы смотрите телевизор. В конце концов, это не кресло и даже не стул. С точки зрения собственно средств передвижения, они не должны быть чрезмерно удобными; более явно выраженной задачей является обеспечение безопасности.
Определённое терпение к дискомфорту (но не до уровня сильной боли) вполне естественно. Чем больше времени вы проводите в седле, тем большее количество частей вашего тела может быть подвержено дискомфорту. Однако к многим ощущениям вы, вероятно, быстро привыкнете — это совершенно нормально. Для тех, для кого катание является удовольствием, важна правильная настройка сиденья, которая станет важным и необходимым процессом. Тем же, кто не готов мириться с такими трудностями, могут затрудниться с их преодолением.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что разумный уровень дискомфорта при посадке возможен. Это нормально. В любом случае, простые манипуляции и тщательная настройка помогают решить большинство проблем, известных велосипедистам. Кроме того, велолюбители охотно делятся своим опытом на различных форумах, посвящённых этой теме.
Итак, подводя итоги:
- Настоятельно рекомендуем отрегулировать положение сидения, его высоту и расположение рулевой колонки.
- Убедитесь, что ваше седло подходит вашему телосложению.
- Оцените состояние вашего седла: есть ли видимые следы износа, сохраняет ли оно свою форму?
- В конце концов, помните, что нельзя экономить на своем здоровье.
Какое расстояние от седла до руля на горном велосипеде?
Не существует универсальных правил по настройке посадки велосипеда. Все люди имеют различные пропорции, длины рук и ног, различные травмы и гибкость суставов. Поэтому подход к настройке надо выбирать индивидуально!
На какой высоте должно быть сиденье велосипеда?
Сидя на велосипеде, нога, находящаяся на педали в нижнем положении, должна быть почти прямой и упираться пяткой в педаль. Если нога не разгибается полностью, необходимо поднять седло, если нога не доходит до педали — седло следует опустить.