Учитель должен был замочить ткань, прокипятить ее, отбелить, высушить, сделать эскиз рисунка, нанести расплавленный воск на контур (воск быстро застывал, и его приходилось окунать снова и снова), окрасить ткань и затем высушить ее. Натуральные красители наносились на предмет в несколько слоев. Это был трудоемкий процесс.
Батик — что это такое, описание техники росписи по ткани, необходимые материалы и инструменты
Существует несколько способов украсить ткань, один из самых популярных — батик. Это название относится к росписи ткани вручную с использованием так называемых резервирующих составов. Нанесенные вручную узоры не только красивы, но и привлекают внимание. Это также отличный способ занять свое свободное время и погрузиться в мир искусства.
Термин «батик» — это собирательный термин для обозначения различных методов ручной росписи по ткани. В основе этой техники лежит принцип удержания, то есть те участки ткани, которые должны остаться неокрашенными для получения желаемого рисунка, покрываются специальной массой. Для того чтобы получить четкие контуры (края), используется специальный фиксатор, так называемый резерв, который изготавливается на основе бензина, парафина или воды.
Эта техника основана на том, что резиновый клей, парафин и некоторые виды смол и лаков, нанесенные на ткань, не пропускают пигмент. Ткани, окрашенные в технике батика, — это хлопок, шелк, шерсть и синтетические ткани. Существуют различные виды батика для получения одежды с окрашенной поверхностью, например, футболок.
История
Остров Ява (Индонезия) считается родиной ручной росписи по тканям с помощью батика. В переводе с яванского техника батика означает «капли воска». Этот вид росписи был известен издавна у народов современной Индонезии и Индии. Вообще, люди делали роспись на ткани с незапамятных времен. Различные методы росписи тканей были известны в Шумерии, Японии, Перу, Индокитае, Шри-Ланке и некоторых африканских странах.
Хотя производство узоров на тканях было известно в разных частях света, Ява считается родиной батика в современном понимании этой техники. Ремесленники этого индонезийского острова достигли беспрецедентного качества и изысканности в окрашивании тканей. Им удалось превратить это искусство в искусство за короткое время. Раньше на изготовление одной ткани у них могли уйти месяцы или даже годы. Это объясняется многоэтапной подготовкой ткани: Замачивание, кипячение, отбеливание, длительный процесс окрашивания воском, окрашивание, сушка.
Из-за длительного процесса вначале одежду с узорами батика носили только аристократы. Яванские мастера использовали хлопчатобумажные ткани и передавали секреты искусства из поколения в поколение. Интересно отметить, что узоры разных семей могли значительно отличаться друг от друга. Тематика производимых узоров варьировалась от цветочных орнаментов и геометрических мотивов до мифологических сюжетов. На северном побережье острова использовались более светлые тона, чем в центральной части острова.
Известно, что узоры на одежде давали информацию о касте человека. Повторение традиционных королевских орнаментов было запрещено. В приданое каждой девушки должны были входить предметы, украшенные в технике батик. Это были красочные ткани, занавески, настенные покрытия и предметы гардероба. Даже сегодня одежда из тканей с ручной росписью пользуется большим спросом у яванцев и часто изготавливается в коммерческих целях.
В 17 веке, когда Ява стала голландской колонией, батик попал в Европу. Тогда европейцы изобрели электрический гвоздь для батика, чтобы поддерживать воск в расплавленном состоянии. В 1801 году Жозе-Мари Жаккар разработал автоматическую машину со специальными перфокартами, которая позволила производить полотна с мотивами, разработанными художниками. Это вывело технику батика на новый уровень. Она стала очень популярной в Европе только в конце XIX века.
Виды
- Горячий батик. В качестве резерва применяется воск. Для его нанесения используется специальный инструмент, называемый чантингом. Воск помогает ограничить распространение красящего вещества, т.к. не поглощает его. Такой вид росписи называется горячим вследствие того, что используемый в нем воск обязательно расплавляют. Нанесение краски осуществляется в несколько слоев, по окончании работы воск тщательно удаляют. Такой способ применяется для росписи хлопчатобумажной ткани.
- Холодный вид. Идеально подходит для декорирования искусственных материалов, шелка. В технике применяют краски, изготовленные на базе анилина. Резерв бывает густым, если в его составе имеются резиновые составляющие и негустым, когда в качестве основы выступает бензин. Резиновые наносятся из тюбиков, а бензиновые с помощью стеклянных трубочек. Кроме того, могут использоваться как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный вид подразумевает однослойное нанесение краски, в связи с чем, работа требует от исполнителя большей аккуратности по сравнению с горячей технологией.
- Свободная роспись. Широко применяется на материалах из натурального шелка и синтетических волокон. Для нее мастера часто применяют масляные краски и анилиновые красители.
- Складной батик «сибори». Особенность этого вида состоит в том, что мастер выполняет перевязывание материи определенные образом, и только после этого окрашивает ее.
- Узелковый вид. В этом случае на окрашиваемой ткани сначала делают множество небольших узелочков, перевязывая каждый из них ниткой. После окрашивания поверхности их аккуратно убирают.
Сначала краски наносятся на холст, чтобы создать четкие и ясные границы во взаимодействии различных оттенков. Для этого используется резерв, т.е. специальный фиксатор на основе бензина, парафина и т.д. — Состав варьируется в зависимости от выбранной техники, материала и цветов. В основном существуют следующие виды техник
- холодную;
- горячую;
- свободную роспись;
- свободную роспись с применением солевого раствора.
Холодный батик
Роспись батика как хобби подходит в основном для терпеливых людей, так как эта техника утомительна и требует много времени. Одной из самых популярных техник росписи является холодная техника, которая появилась намного позже теплой техники с развитием химической промышленности. Ее появление упростило работу. Роль воска в холодной технике взяли на себя специальные колодки, которые не нужно нагревать, травить и перекладывать.
Для этой работы нужна отдельная рабочая зона. Идеально подойдет хорошо проветриваемое помещение, например, балкон. Это связано с тем, что испарения из резервуара не способствуют здоровью. Если вы хотите использовать окрашенный материал для скатертей, шарфов и т.д., следует помнить, что краситель должен быть закреплен: Запекание в духовке, отпаривание на водяной бане без контакта с концентратами/водой, глажка. Если этого не сделать, то при первой же стирке вся работа будет смыта. Что вам потребуется:
- простой карандаш;
- резерв (черный), стеклянная трубочка для него;
- каланоковые кисти, анилиновые составы;
- кнопки, подрамник;
- натуральный шелк (крепдешин).
Определитесь с эскизом, вам понадобится лист тонкой бумаги. Если вы хотите получить что-то эффектное, выберите цвета. Когда будете рисовать элементы на холсте, постарайтесь нарисовать их так, чтобы каждый элемент имел замкнутый контур. Наносите краску на контуры без промедления, но и не торопясь. Последовательность действий:
Что это такое?
Батик — это общий термин, используемый для описания различных способов рисования от руки на различных тканях. Техника основана на принципе избыточности. Проще говоря, на ткань наносится рисунок, а его контур покрывается резервирующим составом, который не дает цвету растекаться по поверхности фона. Эта особенность позволяет мастерам создавать рисунки любой сложности.
В качестве ограничивающего материала выступает специальная стабилизирующая смесь, известная в мире искусства как «резерв». Ее основными ингредиентами являются бензин, парафин и водная основа.
Техника батика основана на том, что компоненты резерва, а именно парафин, резиновый клей и различные смолы, не пропускают пигмент. Сами работы выполняются на хлопковых, шелковых, шерстяных и синтетических тканях. Чаще всего творцы пытаются переделать одежду, например, футболки или джинсы.
Техника ручной росписи по ткани считается незаменимой для обновления старой одежды, кухонных полотенец и аксессуаров из ткани. Существует несколько видов батика, которые позволяют работать с разными тканями и красителями.
Когда вы создаете творческий шедевр, вы показываете себя с лучшей стороны. Готовые работы получаются уникальными, яркими и неповторимыми. Стоит отметить, что многие художники, профессионально занимающиеся росписью по ткани, создали собственную линию одежды, которую невозможно повторить.
История возникновения
Родиной ручной росписи по ткани является остров Ява. Само слово «батик» буквально означает «капли воска». Эта техника росписи известна индонезийцам с древних времен. Многие из них до сих пор украшают свою одежду, одежду своих родственников и текстильные предметы повседневной жизни уникальными изображениями.
На самом деле человечество уже давно создает изображения на текстиле. В Шумеру были известны различные методы окрашивания тканей, которые использовались в Японии и Перу. В Шри-Ланке и некоторых районах Африки особое внимание уделялось технике нанесения красителей на текстиль.
Хотя различные народы были знакомы с техникой нанесения изображений на ткани, индонезийские ремесленники первыми поняли многие тонкости этой техники и достигли исключительного мастерства в окрашивании тканей. За короткое время им удалось превратить обычное плотницкое ремесло в целую отрасль искусства.
Раньше мастерам требовались месяцы, чтобы создать изображение на одном полотне. Над некоторыми довольно сложными рисунками художники работали по несколько лет. Это не имеет ничего общего с ленью. В основном это связано с многоэтапной подготовкой исходного материала. Сначала его нужно было вымочить, а затем отварить. Ткань кремового цвета, которая чаще всего использовалась для изготовления шедевров, должна была быть отбелена. Затем ткань вытягивали по контуру и натирали воском.
Когда ткань высыхала, художник мог приступать к созданию красочных шедевров. Последним этапом работы была сушка ткани. Из-за долгого и трудоемкого процесса создания расписные одежды поначалу носили только аристократы и члены знатных семей.
Ремесленники на Яве не хотели, чтобы техника росписи ткани была забыта спустя десятилетия. Поэтому они передавали секреты этого творческого искусства своим потомкам. Творческие яванцы даже проводили эксперименты и пытались воспроизвести те же самые узоры на идентичных видах ткани. Но из этого ничего не вышло. Готовые изделия были похожи друг на друга, и все же в исполнении узора разными людьми были явные различия.
В те давние времена начинающие мастера батика первоначально использовали цветочные орнаменты, выполнение которых не требовало большого труда. По мере приобретения опыта роспись тканей с изображением геометрических узоров становилась все сложнее, а затем они перешли к выполнению исторических линий из мифологических сказаний.
Ученые-историки, знающие и изучающие происхождение техники батика, утверждают, что принадлежность человека к определенному сословию можно было узнать по изображениям, нанесенным на его одежду. В то же время копировать королевские узоры было строго запрещено.
Будущая невеста должна была иметь хотя бы один предмет одежды, украшенный в технике батик. Это могли быть шторы, панели или любой элемент гардероба. Это правило не претерпело особых изменений и по сей день.
Сегодня одежда с ручной росписью очень популярна среди индонезийцев. В связи с возросшим спросом, одежда была изготовлена для того, чтобы ее можно было выгодно продать. Важно отметить, что в 17 веке батик экспортировался с Явы в Европу. Европейцы оценили способ нанесения изображений на ткань и, чтобы облегчить работу мастерам, изобрели специальное приспособление — иглу для батика. С ее помощью воск можно было долгое время сохранять в жидком состоянии.
Виды
Батик — это общее название техники нанесения различных изображений на ткань, которая включает в себя различные методы исполнения в зависимости от используемых предметов и этапов работы. Специфика каждого вида батика заключается в том, что один метод идеально подходит для работы с синтетическими тканями, а другой необходим для создания шедевров на шелке. Для того чтобы начинающему мастеру понять специфику и нюансы работы, рекомендуется тщательно изучить каждую разновидность техники росписи.
Горячий батик
В этой технике используется средство на основе воска, которое наносится на ткань. Средство наносится на ткань методом поения. Он глубоко проникает в волокна ткани, быстро высыхает и образует прочную границу, за которую краска не может растечься. Сам воск, которым обводятся изображения, предварительно плавится. Пигменты наносятся в несколько слоев, чтобы цвета были яркими и насыщенными.
Последним этапом является удаление резервуара. Горячий способ в основном используется для декорирования хлопчатобумажных тканей.
Холодный батик
Он подходит для создания декоративных рисунков на шелке. Для получения хорошего результата требуются красители на основе анилина. Смола, используемая для холодного процесса, может быть как вязкой, так и жидкой.
Вязкая консистенция говорит о том, что в качестве основы используются резиновые элементы. Жидкая масса основана на бензиновых элементах. В этом случае вязкая масса хранится в тубах с тонким соплом, через которое вещество наносится на контур рисунка. Жидкая субстанция выливается на ткань с помощью специальной стеклянной трубки.
Стоит отметить, что в холодном батике используются не только бесцветные синтетические вещества, но и цветные. Красители наносятся на ткань в один слой, поэтому мастер должен быть очень точен в своей работе.
Свободная роспись
Этот вид батика часто используется на натуральном шелке и тканях из синтетических волокон. Красители, используемые мастерами, — это масляные или анилиновые красители.
Узелковый батик
Очень интересный и широко используемый способ создания необычных изображений на ткани. На ткани делается несколько узелков, которые завязываются ниткой один за другим. Красители наносятся сверху. Когда ткань полностью высохнет, нитки разрезаются, а узелки развязываются.
Шибори батик
Этот творческий процесс может быть использован любым человеком, даже не творческим, хотя у каждого есть свой творческий талант.
Подготовленную ткань сначала сминают, затем сворачивают, вытягивают и наматывают. После этих действий ткань окунают в краску. Когда ткань после высыхания раскатывают, создатель удивляется. Подобным образом можно окрашивать любые тканевые материалы, одежду, сумки и многое другое.
Холодный батик
Холодный батик считается одной из самых простых техник ручной росписи. Рисунок переносится на шелковую или хлопчатобумажную ткань с помощью карандаша. При этом не требуется перерисовывать весь рисунок, нужны только контуры. Затем ткань натягивается на подрамник и закрепляется булавками. Контуры рисунка прорисовываются средством на основе бензина и парафина. Для этого используется стеклянная палочка, на которую наносится необходимое количество резерва.
Работа над батиком в холодной технике
После этого производится роспись специальными красками для ткани. Резерв защищает краски от смешивания. Главная особенность техники холодного батика — четкие контурные линии. Они должны быть нарисованы без пробелов и щелей, иначе цвет выльется за границы узора. После завершения узора ткань должна высохнуть, затем ее можно стирать, гладить и носить каждый день.
Холодный батик — это всегда четкий контур.
Горячий батик
Теплый батик — это более сложная техника, но она дает больше возможностей для творчества. Горячий расплавленный воск наносится ножницами на ткань в тех местах, которые не подлежат окрашиванию. Как и при холодном батике, контур рисунка рисуется на ткани карандашом, а затем натягивается на подрамник. Воск застывает, чтобы цвет не растекался.
Создание батика с помощью песнопений
После высыхания краски воск можно повторно нанести на окрашенные участки, чтобы избежать нанесения второго слоя воска. Рекомендуется не наносить более четырех слоев воска, иначе шелк может измениться. Когда рисунок высохнет, воск удаляется утюгом и старыми газетами — утюг переносит его с ткани на бумагу, и в результате различных этапов вы получаете тонкий и мягкий шелк с ручной росписью, который можно носить, повесить в раму или украсить им мебель.
Батик — это горячая техника
Сибори или тай-дай
Сибори, тай-дай или узелковая роспись — это техника механического окрашивания тканей путем связывания участков, которые не подлежат окрашиванию. С помощью этой техники можно создавать регулярные геометрические узоры, крупные и мелкие орнаменты, а также простые, но абстрактные и уникальные рисунки. Эта техника зародилась в Индии и до сих пор широко используется в текстильной промышленности.
Узелковый батик сибори
Узлы на ткани плотно завязываются обычной нитью, иногда добавляются веточки, семена, пуговицы или другие детали, чтобы оставить тонкий след. Для простоты ткань завязывают вокруг трубки любого диаметра. Когда ткань полностью завязана, ее покрывают специальным красителем для ткани, предварительно замочив в воде. Когда краситель впитается и пропитается, нитки удаляются, а ткань высушивается. Этот процесс можно ускорить, используя фен, чтобы цвета не смешивались в процессе сушки. Сибори также подходит для украшения одежды, постельного белья, носовых платков, штор и сумок.
Сари в технике батик с узелками
Сферы применения батика
Батик используется для декорирования. В этой технике красиво расписывают постельное белье, диванные подушки, настенные панно, постельное белье и так далее. Такие детали придают интерьеру легкость и изысканность.
Одежда также расписывается вручную. Узоры наносятся на блузки, платья, шарфы и платки.
Как изготовить батик
Для росписи по ткани необходимо приобрести набор инструментов. Ниже приведен список для начинающих:
- Подрамник. Подрамник – устройство, на котором крепят расписываемую ткань. Профессиональные изделия регулируются по размеру. Некоторые мастера используют обычные пяльцы. Сделать подрамник можно и самостоятельно, сколотив 4 деревянные дощечки в виде рамки.
- Кисти. Раньше для батика использовали перья птиц. Сейчас применяют специальные кисти. Важно, чтобы они были качественными, с ровно постриженным ворсом, без выпадающих волосков. Один раз потратившись на качественные кисти, ими можно работать несколько лет.
- Бумага. Перед тем, как сделать эскиз на материале, его рисуют на тонкой бумаге. Ее размер должен быть равен размеру узоров.
- Краски. Для толстых материалов подходят акриловые красители. Для тонких полотен выбирают красители на водной основе. Их преимущество заключается в том, что, добавляя разное количество воды, можно добиваться оттенков разной интенсивности.
- Стеклянная трубка. Это трубка с утолщением по центру и тонким носиком. В нее набирают холодный резерв. Через носик резервирующий состав вытекает на ткань. Чем тоньше носик, тем более тонким получается контур.
- Чантинг. Это устройство для восковых резервирующих средств. Оно имеет деревянную ручку, на которую крепится металлический резервуар для заливки расплавленного воска с острым наконечником.
- Восковой резерв. Это средство, которым делают контуры в горячем батике. Воск расплавляют и используют по назначению. Иногда его смешивают с парафином.
- Холодные контуры. Применяются в холодном батике. Состоят из воды, бензина, резиновых масс или смол. Бывают прозрачными и цветными.
- Кнопки. Ими фиксируют материал на подрамнике.
- Нити, веревки, трафареты. Нужны для узелкового батика.
- Письменные принадлежности. Для нанесения рисунков.
- Электрический растапливатель воска. В нем воск всегда остается жидким.
- Фантомный маркер. Используется для нанесения эскиза на материю, исчезает после раскраски.
- Когти. Удерживают основу в рамке. В отличие от кнопок, не оставляет отверстий в ткани.
- Аэрограф. Устройство для равномерного распыления красителей.
Пошаговая инструкция холодного батика для новичков
Обычно новички выбирают холодный батик. Большинство начинающих выбирают холодный батик, потому что он прост в исполнении и не требует большого количества материалов. Большинство начинающих выбирают холодный батик, потому что он прост в исполнении и не требует большого количества материалов. Все, что вам нужно делать, — это следовать инструкциям:
- Полотно крепят на подрамнике, равномерно натягивая. На нем рисуют эскиз карандашом или ручкой.
- Резерв набирают в специальную трубку. Его наносят четко по контуру, не оставляя разрывов и свободных участков. По окончании трубку промывают.
- Детали раскрашивают красками. Чтобы менять интенсивность оттенков, их разводят водой. Начинают со светлых тонов, плавно передвигаясь к темным.
- На окрашенные узоры насыпают небольшое количество соли. Когда роспись высохнет, песчинки стряхивают. Полотно оставляют на сутки.
- Материю полощут в мыльном растворе, а затем в воде с небольшим количеством уксуса. Когда ткань высохнет, ее гладят через газету.
Лучшие ткани для батика
Батик подходит для тканей с гладкой поверхностью. Наиболее часто окрашиваются следующие ткани:
Батик — это название группы техник ручной росписи. Это искусство было изобретено тысячи лет назад и до сих пор не утратило своей популярности. Оно используется для украшения одежды и домашнего текстиля.
Какая техника вам нравится больше всего? Поделитесь своими работами в комментариях. Расскажите об этой статье своим друзьям в социальных сетях.
Техника батик — горячий способ
Роспись батика по ткани для начинающих в технике горячей росписи сложна.
Техника горячей росписи используется на двух видах ткани — шелке и хлопке. Чтобы нанести краску, воск наносится заранее специальной заостренной бамбуковой палочкой или специальным инструментом — ножницами. Если есть участки, которые не нуждаются в окрашивании, такие участки закрашиваются воском.
Важно знать, что горячая техника является трудоемкой, так как участки с воском могут повторяться несколько раз. От этого зависит интенсивность и яркость цветов будущего рисунка, а также стойкость пигмента.
Теплый батик может различаться по технике исполнения:
- Однослойный. То есть фиксация происходит при нанесении воска в один слой.
- Многослойный, когда на ткань наносят несколько слоев воска, тем самым можно создать градацию цветов на рисунке.
- Вытравка. Такой метод предполагает фиксацию определенных цветов на участке с вытравкой до белого цвета участков, где нет воска.
Узелковый батик: техника выполнения для начинающих
Техника узелкового батика — отличный выбор для начинающих. В принципе, в ней нет ничего неправильного. Суть окрашивания заключается в скручивании ткани в узлы, которые не подлежат окрашиванию. Важно — при окрашивании в этой технике следует использовать анилиновые красители. Такие красители подходят для натуральных тканей — бязи, ситца, сатина. Чтобы получить оригинальный рисунок, нужно скручивать ткань разными способами.
Другие виды росписи и рисования
- Аэрографию. Когда сочетается машинная и ручная роспись, а краска распространяется по ткани специальным аппаратом — аэрографом.
- Шибори. Такая техника очень проста и доступна для всех. Ткань связывают узелком и помещают в краску.
- Поливка. При такой технике воск поливается на ткань в горячем виде.
- Штамповка. Такой вариант предполагает нанесение заранее приготовленного узора с помощью жидкого воска.
- Роспись валиками, которая также применяется при расплавленном воске.
Существует также батик, как роспись по ткани — графический, ретроспективный, монументальный, могильный, философский и т.д.
Многие опытные художники этой техники восторгаются искусством батика, так как оно уникально. Процесс, в ходе которого ткань впитывает воск и краску и отражает игру цветов, ни с чем не сравним. Современная роспись батика по ткани, хотя и во многом обязана прошлому, значительно отличается от традиционных и формальных стилей. Например, художник может использовать травление, холостое окрашивание, трафареты, различные инструменты для окрашивания, рецепты воска с различной стойкостью, работать с шелком, хлопком, крепдешином, шерстью, кожей, бумагой или даже деревом и керамикой.