Скульптурная композиция. А.Я. Чушкин. Конец XIX века – начало XX века.
Всероссийский музей декоративного искусства. Выставка «Русский стиль: от историзма к модерну». Фото 2017 г.
Богородская резьба
Сергиев Посад и его окрестности издавна выступают в качестве исторического центра игрушечного мастерства в России, и его иногда называют русской игрушечной столицей или даже столицей игрушечного царства.
Наиболее известным среди этих мест стало село Богородское, которое находится примерно в 29 километрах от Сергиева Посада. Мастера, занимающиеся игрушечным промыслом в Сергиевом Посаде и в Богородском, образуют две неразрывные ветви одного большого мастерства.
Эти промыслы действительно имеют общие корни, которые уходят в традиции древней столпообразной пластики, а также в школу объемной и рельефной резьбы по дереву при Троице-Сергиевой Лавре, известной с XV века.
Изначально этот промысел представлял собой традиционное крестьянское ремесло. Изделия создавались в сезонный промежуток, с ранней осени до весны, когда сельскохозяйственные работы временно приостанавливались.
На протяжении долгого времени богородские резчики находились в зависимости от Сергиевского промысла, выполняя заказы сергиевских скупщиков и производя, в основном, так называемый серый товар, который затем доводили до ума и раскрашивали в Сергиевом Посаде.
Промысел изначально развивался в крестьянской среде, но был подвержен влиянию городского ремесленного производства с другим типом культуры — посадским. Эта культура представляет собой симбиоз городских традиций и крестьянского быта, на которую оказали влияние фарфоровая пластика, книжные иллюстрации, народный лубок и работы профессиональных художников-живописцев.
Следующий период развития игрушечного дела в Богородском связан с активностью Московского губернского земства в 1890—1900 годах. В 1891 году в Сергиевом Посаде была организована учебно-показательная мастерская, которая сочетала функции научного, исследовательского и учебного заведения, а также занималась реализацией игрушек как на внутреннем, так и на международном рынках.
В 1913 году в Богородском была создана артель, которая позволила жителям села обрести экономическую независимость от сергиевских скупщиков.
В советский период мастеровые сталкивались с задачами, темами и концепциями, которые не имели ничего общего с крестьянской природой и народным представлением о красоте. Реакцией богородчан на идеологический прессинг стало развитие сказочной тематики в производстве.
Условность богородской резьбы способствовала выразительности и фантазийности, создавала яркие и незабываемые образы для сказочного повествования.
Историческая тематика в этот период сильно сузилась и сосредоточилась на событиях Великой Отечественной войны, что, безусловно, отразило настроения и переживания общества.
Богородская резьба в наше время
Сегодня в селе Богородское продолжаются традиции резьбы по дереву. Все желающие могут обучаться в Богородском художественно-промышленном техникуме — старейшем учебном заведении, сохраняющем русские национальные традиции в области резьбы.
С 1960 года в посёлке функционирует ЗАО «Богородская фабрика художественной резьбы по дереву». К 2001 году на предприятии было структурировано несколько направлений деятельности: участок резной белой игрушки, участок скульптуры, участок токарной расписной игрушки с подвижными элементами, основанный на старинных принципах сборки и росписи, а также участок смешанных стилей и направлений, включая щепные и крашеные игрушки, таких как матрешка. В 1999 году на фабрике, в сотрудничестве с Троице-Сергиевой Лаврой, было возрождено иконостасное резьбонепробитие.
При фабрике был создан Музей Богородского Промысла, где собрано большое количество работ как старинных, так и современных мастеров, которые трудились на этом предприятии.
История создания
Русский народный промысел возник в XVI-XVII веках в поселке Богородское, который на тот момент принадлежал Троице-Сергиевому монастырю, а местные жители были крепостными монастыря. Точно неизвестно, кто стал инициатором создания художественного ремесла, однако в народе существует несколько интересных преданий. В одном из них рассказывается о бедной семье, где мать, решив порадовать своих детей, вырезала из небольшого кусочка дерева необычную фигурку и назвала её «Аука», что означало лесной дух. Дети поиграли с игрушкой, но вскоре забыли о ней, и она оказалась за печкой. Отец случайно нашел её и, решив взять с собой на рынок, показал торговцам. Им настолько понравилась эта фигурка, что они попросили крестьянина привести ещё несколько таких. Так и зародилось искусство резьбы на удивительные богородские игрушки.
В другом предании рассказывается о Сергиевом Посаде, где один местный житель вырезал куклу из липовой чурки и показал её местному купцу. Купец купил эту куклу и выставил её в своей лавке. Кукла быстро привлекла внимание покупателей, и тогда торговец заказал мастеру целую партию схожих игрушек. В конечном итоге, европейские купцы начали закупать эти произведения искусства у крестьян за значительные суммы. Для жителей Сергиева Посада и окрестных деревень продажа Богородских игрушек стала важным источником заработка.
Характеристики
Одной из отличительных черт богородских игрушек является плавность линий и отсутствие острых деталей, что делает их безопасными для детей. Благодаря этому, русская народная богородская игрушка смогла завоевать признание как на внутреннем, так и на международном рынках. Технология резьбы, характерная для богородской продукции, использовалась не только обычными мастерами, но и прославленными на Руси скульпторами, которые создавали более масштабные и интересные произведения. Примером такого мастерства является скульптура «Медведь на тройке», которая и в настоящее время считается одной из самых высоко оцененных на рынке.
- «Кузнецы» — это сцена, где крестьянин и медведь поочередно ударяют кувалдами по наковаленке. Эта игрушка имеет многовековую историю и стала не только символом богородского промысла, но и основным элементом герба поселка.
- «Курочки» — долгоживущая игрушка, созданная ещё во времена А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Это композиция, изображающая полянку с пятью хохлатками; при соблюдении определённого механизма, птицы оживают и начинают активно двигаться и клевать зернышки.
Для того чтобы игрушки могли двигаться, мастера использовали параллельно расположенные планки, соединенные между собой с помощью гвоздиков. Балансир, закрепленный на верёвочках, устанавливался в специальные части спиральной пружины. Считается, что качество дерева напрямую влияет на итоговую фигурку — чем более качественным является исходный материал, тем высококачественнее будет готовое изделие. Поэтому для создания ценных игрушек использовалось чистое, без гнили и сучков дерево, в то время как обрезки использовались для менее сложных изделий, которые предназначались для домашнего использования.
Фестиваль народных художественных промыслов в Богородском
Каждую весну в мае на территории Богородской фабрики художественной резьбы по дереву проходит Фестиваль народных художественных промыслов, где также организуется ярмарка. В 2015 году я уже делилась впечатлениями о фестивале (см. «На VIII фестивале народных промыслов в Богородском»). В тот раз коллекция пополнилась игрушкой в виде медведя с колоколами. Второе наше посещение фестиваля состоялось в 2022 году, и коллекция вновь увеличилась еще одним медведем.
На днях, несмотря на сильный дождь, мы всё же посетили Богородское на фестивале народных промыслов, который проходил на территории фабрики художественной резьбы по дереву.
Фото 2022 г.
Фото 2022 г.
Фото 2022 г.
Фото 2022 г.
Фото 2022 г.
Фото 2022 г.
Фото 2022 г.
Фото 2015 г.
Фото 2015 г.
Фото 2015 г.
Богородская деревянная игрушка на выставках и в музеях. Фотографии
Фотографии В. Леонова и О. Поповой
2015, 2016, 2017, 2022, 2023 годы
Богородская игрушка в Музее богородской игрушки при фабрике, Богородское, 2015, 2022
На территории фабрики расположен Музей богородской игрушки.
В музее богородской игрушки. Фото 2022 г.
Три медведя. С.П. Устратов. Вторая половина XX века. Музей богородской игрушки. Фото 2022 г.
Тульские гармоники. 1978 год. М.И. Смирнов. Музей богородской игрушки. Фото 2022 г.
Концерт под деревом. В.С. Зинин. Вторая половина XX века. Музей богородской игрушки. Фото 2022 г.
Пара в линейке. А.Я. Чушкин. Начало XX века. Музей богородской игрушки. Фото 2022 г.
У печи. С.А. Паутов. 90-е годы XX века. Музей богородской игрушки. Фото 2022 г.
Игрушка-кувыркун «Бонапарт на ядре». Я.В. Аршинов. 2013 год. Музей богородской игрушки. Фото 2015 г.
Три богатыря. Г.Н. Лазнев. 2011 год. Музей богородской игрушки. Фото 2015 г.
Курочка ряба. Музей богородской игрушки. Фото 2015 г.
Богородская поэма. М.И. Смирнов. Вторая половина XX века.
Музей богородской игрушки. Фото 2015 г.
Богородская игрушка в Русском музее, Санкт-Петербург
Кузнецы. Конец XIX века. Русский музей. Фото 2016 г.
Чудо-юдо рыба-кит. 1947 год. А.Д. Зинин. Русский музей. Фото 2017 г.
Музей при фабрике
Чтобы глубже ознакомиться с этим уникальным промыслом, настоятельно рекомендуем посетить Богородскую фабрику художественной резьбы по дереву. Это станет интересным и увлекательным путешествием, в которое можно отправиться всей семьёй, и оно оставит незабываемые впечатления.
Гостям предлагают возможность посетить мастерские и увидеть процесс, как из обычной деревянной чурки рождается замечательная игрушка. В музее при фабрике выставлены самые знаковые и выдающиеся образцы, когда-либо изготовленные в Богородском. Вы сможете изучить всё как самостоятельно, так и в сопровождении экскурсовода, который расскажет много интересного об этом русском народном промысле.
Обязательно примите участие в мастер-классах и попробуйте своими руками создать и расписать игрушку. Также при фабрике открыт магазин, где можно выбрать для себя памятный сувенир о поездке или игрушку в подарок.
Виды богородской игрушки
Первый вид богородской игрушки (который появился раньше других) — одиночные фигурки. Их, как правило, не покрывали краской, а украшали резьбой. Чаще всего это были деревянные скульптуры животных, каждое из которых имело свое символическое значение: баран символизировал плодородие, олень — изобилие, медведь — силу.
Второй вид богородской игрушки стал появляться в XIX веке — это групповые игрушки. Они представляли собой скульптурные группы на общем основании, такие как Тройка, Чаепитие, Кузнецы Мишка и Мужик.
Третий вид богородской игрушки включает в себя движущиеся фигурки, которые оживают благодаря встроенным механическим элементам. Примером такой игрушки могут служить Мишка и Мужик, которые бьют молоточками по наковальне, а также медведь, который открывает свои лапы при натяжении веревочки.
Четвертый вид богородских игрушек — это игрушки-щелкуны. К ним относится, например, деревянная фигурка солдата или барина, которой можно класть в рот орех, и при нажатии на механизм орех раскалывается.
Пятый вид — это игрушки-акробаты, где медведь или солдат способны переворачиваться на турнике благодаря кнопочному механизму.
Воспитательное значение богородской игрушки
Богородские деревянные игрушки, созданные на основе русских народных сказок, имеют значительный образовательный потенциал. Они эстетически воздействуют на детей своим изяществом и красотой. Дети дошкольного и младшего школьного возраста могут самостоятельно создавать сюжеты для игр с богородскими игрушками, такие игрушки особенно привлекательны для дошкольников, поскольку образы животных, людей и сказочных персонажей легко воспринимаются ими.
- ↑ 1,01,1Донская О., Донской Д. «Богородское сердце деревянной игрушки» // Юный художник. — 2011. — № 12. — С. 40-41.
- ↑ 2,02,12,22,3Евстигнеева Н. В. «Богородская игрушка, её влияние на эстетическое развитие детей дошкольного возраста» (неопр.). evstigneeva-taldom (27 февраля 2019). Дата обращения: 3 июня 2024.
- ↑Греков А. У. «Богородская мелкая пластика (истоки и развитие традиции)»: автореферат дис. кандидата искусствоведения: 17.00.05. — Москва, 1994. — 25 с.
- ↑ 4,04,1Озёрова О. В., Наумов В. М. «Богородская игрушка как национальное культурное явление» // МНКО. — 2019. — № №1 (74).
- ↑ 5,05,15,2Наумов В. Н. «История развития богородской художественной резьбы по дереву» // МНКО. — 2017. — № 6(67).
- ↑ 6,06,16,2Наумов В. М., Андреева Н. Ю. «Богородский институт художественной резьбы по дереву: история длиной 110 лет» // Традиционное прикладное искусство и образование. — 2023. — № 4.
- ↑ «Богородский институт художественной резьбы по дереву» (неопр.). Богородский филиал ВШНИ. Дата обращения: 4 июня 2024.
- ↑ 8,08,18,28,38,48,58,68,7 «Разновидности богородской игрушки» (неопр.). Сувениры-онлайн (25 апреля 2013). Дата обращения: 4 июня 2024.
Данная статья имеет статус готовой. Это не означает, что её качество безупречно, однако в ней уже достаточно полно раскрыта основная тема. Если вы желаете улучшить статью — редактируйте смело!