Мужской удмуртский наряд для повседневной носки создавался из грубых и простых тканей. Для пошива рубашек у удмуртов, проживающих на севере, чаще всего использовался лен, в то время как жители южных регионов предпочитали конопляные материалы.
Традиционный удмуртский костюм
Материалы для изготовления одежды изготавливались вручную: на севере главным образом использовали лён, тогда как на юге – коноплю. Занятия животноводством также оказали влияние на одежду: удмурты использовали овечью шерсть, из которой ткались шерстяные ткани.
Цвета национального удмуртского костюма варьировались, включая белый, серый, охристый, коричневый, красный и индиго.
Красители изготавливались из растительных и минеральных источников, но со временем удмурты начали применять анилиновые красители, привозимые тюрками, которые торговали с Удмуртией.
Следует отметить, что в северных областях Удмуртии использовались преимущественно два цвета: белый и серый.
В южной части цветовые решения были более яркими и насыщенными, что объясняется наличием активных торговых маршрутов, которые проходили по южным землям, в то время как на севере таких дорог было заметно меньше.
Появление атласных и шёлковых материалов было с радостью воспринято удмуртскими мастерицами, которые начали изготавливать из них стильные рубашки и платья.
Девушки, умеющие не только ткать и шить, но также обладающие отменным вкусом, по праву могли быть названы модельерами.
Создавая костюм, мастера ставили на нём специальный знак: связку ниток (чук). Другие швеи могли копировать данный наряд, но должны были обозначать, чьё это был изобретение, уважая таким образом авторское право.
Таким образом, соблюдалось уважение между мастерами и их творениями.
Интересно, что дети до определённого возраста не имели собственной одежды. Первые наряды младенца – это рубашка матери для девочек и отца для мальчиков.
Практически до трёх лет дети носили одежду старших братьев и сестёр.
Отметим, что это делалось не из соображений экономии, а потому, что ношеная и многократно стиранная одежда была более мягкой и комфортной, чем новая.
С течением времени традиционный удмуртский костюм стал терять свою первоначальную значимость. Постепенно ткань, произведённая вручную, заменялась фабричными изделиями.
Эта перемена произошла в послевоенные годы, когда за труд стали расплачиваться деньгами, а не натуральными продуктами. Ручная работа в этот период утратила свою популярность и ассоциировалась с материальной нехваткой в семьях.
Несмотря на это, во многих домах удмуртов сохранились домотканые ткани, которые в современности вновь стали ценными.
Мужской костюм удмуртов
Мужской удмуртский национальный костюм был сильно похож на русский. Он состоял из белой или позднее из разноцветной холщовой рубашки длиной до колен (косоворотка), которая подпоясывалась плетёным поясом с красивыми узорами или ремнём.
На рубахах мужчин часто вышивались символические знаки, отражающие род занятий их хозяев.
В праздничные дни и для молитвы надевали широкий пояс, известный как путо, и штаны с большим шагом, которые чаще всего шили из ткани с синими и белыми полосками.
Зимой мужчины носили кафтаны, праздничный вариант которых был приталенным и стянут по талии, а повседневный вариант – прямым и без сборок.
Удмурты в традиционных костюмах
Отрыла удмуртский шоу-рум и музей удмуртского платья
Основную часть своего времени Дарали уделяет пошиву костюмов традиционного кроя, ориентируясь на южные удмуртские модели.
– Я шью одну коллекцию в год, вещей не так много, поэтому не было своего магазина. Людям нужно смотреть и примерять. Ранее я была соучредителем арт-пространства «Сахар», а совсем недавно мы открыли шоурум в Арт-Резиденции. На днях прошёл фестиваль финно-угорской моды «Арт-базар», на который я пригласила двух дизайнеров: Лану Ваховскую из Коми и Евгению Кошкину из Марий-Эл. Они демонстрировали свои этноколлекции, и мы создали новый кабинет, где я сейчас работаю. Ранее это было мастерской художника. Мы решили внести некоторые изменения и добавить удмуртский колорит. Использовали различные элементы, которые уже присутствовали в Арт-Резиденции. Шкаф, к примеру, был найден на мусорке, и куратор Арт-Резиденции по современному искусству Максим Веревкин помог мне его принести и покрасить в черный цвет. Всё постепенно наполняется смыслом и предметами. Например, деревянная скульптура — работа местного художника Анфима Ханыкова.
Дарали постоянно приглашают делиться опытом в создании удмуртских костюмов и рассказывать о своём творчестве в целом. Она тратит на это много времени, поэтому шьёт коллекции в основном для показов. За швейной машиной работает сама, а если делает аксессуары, то сотрудничает с Галиной Матвеевой, дизайнером монист. Дарали охотно открыта для сотрудничества с другими дизайнерами и хотела бы включить в свой шоурум изделия своих коллег.
Вот такие украшения от Галины Матвеевой представлены в шоуруме Дарали. Фото: Диля Ахмадишина
Вот такие украшения от Галины Матвеевой представлены в шоу-руме Дарали. Фото: Диля Ахмадишина
Вот такие украшения от Галины Матвеевой представлены в шоу-руме Дарали. Фото: Диля Ахмадишина
– У меня нет постоянных продаж. Я шью для себя и для души. Мне нравится процесс создания костюма, когда я вдохновляюсь различными элементами. Например, широкой оборкой закамского национального платья, которое принадлежит башкирским удмуртам. В результате я сделала аналогичную высокую оборку на своей модели. Я вдохновилась фасоном кускинӵош – платья центральных удмуртов из Увинского, Вавожского районов, севера Можгинского района. В каждом районе наряды имеют свои особенности.
Сочетать её платья, особенно из последней коллекции, можно практически с любыми предметами гардероба.
Их можно носить даже не с каблуками, чтобы создать более грубый стиль, в котором можно уравновесить, например, с ботинками на толстой подошве.
– У меня долго лежали льняные брюки итальянского бренда, но я их не носила. В какой-то момент я решила нашить вязаную тесьму с традиционным орнаментом коми, которую мне подарила коллега-дизайнер Светлана Турова. У неё есть свой бренд «Югыд-арт», и они много работают с коми-узорами. Я никогда не делала это с брюками и решила поэкспериментировать, и мне понравился результат. Посмотрим, кто из клиентов заинтересуется. Кто будет этот смелый человек.
Со льном у меня не все гладко
Ткани дизайнер приобретает на ижевских базах, нередко заглядывая в магазин «Леда» и другие специализированные точки. Однако не все купленные материалы сразу идут в дело. Иногда может пройти несколько лет прежде, чем Дарали найдёт подходящее сочетание и создаст платье.
Кроме того, девушка обожает винтажные ткани из бабушкиного сундука и даже специально собирает их на блошиных рынках.
– Если мне нравится какая-то фактура и она порадует меня уникальным переплетением нитей, узором и тем, как она соткана, я обязательно возьму эту ткань, так как она вдохновляет меня на создание нового фасона. Мне близко смотреть на вещи как на реставратор. Я могу создать реплику (вещь, сделанная по мотивам оригинального предмета одежды – Прим. ред.) традиционного платья так, чтобы оно выглядело не только как старинное, но и чтобы оно выглядело современно. У народной элиты хорошо считается наличие народного костюма: платья, фартука, монисты, ботинок, гетр, повязки, платка, украшений камали. Замужние южные удмуртки обязывают носить чалму. Полноценный парадный наряд представляет собой значимую деталь. Между прочим, многие эстонцы собирают деньги на национальный костюм и постепенно одеваются, ведь только юбка может стоить немалые деньги из-за ручной работы.
Дарали предпочитает шить из хлопковых тканей и совершенно не любит лен, так как он сильно мнётся.
– Некоторые, как коми-дизайнеры, например, любят лен. У меня много знакомых, которые делают акцент на этномоду и шьют только из экологически чистых тканей, как Валентина Решетникова. Но у меня личная история со льном не такая радужная, может быть, потому что я по цветотипу темненькая. Лен редко встречается в ярких оттенках. Мне кажется, что в льняной одежде я выгляжу бледной, поэтому я просто захожу в магазин, вдохновляюсь цветом и фактурой других тканей. Один материал, например, напомнил мне традиционные методы ткачества удмуртов своей манерой переплетения нитей.
Цветовая гамма нарядов зависит от региона. У южных удмуртов наиболее популярны красный и черный цвета, тогда как северные предпочитают белый. Под влиянием татар стиль башкирских удмуртов стал более ярким, с преобладанием красных и черных оттенков, наряду с синим, зеленым и бордовым.
– Если взглянуть на старые тканые платья, они будут выглядеть схожими с современными, но при этом с различным сочетанием тканей. Я создаю трикотажные наряды, потому что хочу, чтобы мои платья выглядели стильно и вписывались в современный гардероб. Их можно сочетать даже со спортивной обувью. Эти платья универсальны, их можно носить и с фартуком, добавляя традиционные элементы. Если хочется внести современный штрих, можно использовать рюкзак и ботинки на грубой подошве, и всё вместе будет смотреться совершенно по-другому.
Я не могу сказать, что мои наряды отличаются большой экстравагантностью. Последняя коллекция достаточно спокойная, хотя иногда бывают и очень яркие или этнические платья.
Один из фартуков в шоуруме Дарали была вручную изготовлена её тётей несколько месяцев назад. Она создавалась на станке в 1960-70-х годах! Сама же Дарали может сшить платье всего за один день, но если это платье включает какие-то оборки или вышивки, на это потребуется больше времени – около двух-трёх дней.
Женская одежда
Территория актуализированного костюмного комплекса верхнечепецких удмуртов охватывает Глазовский и частично Сарапульский уезды Вятской губернии, что на сегодняшний день соответствует Ярскому, Глазовскому, Балезинскому, Игринскому, Красногорскому, Юкаменскому, Дебесскому районам Удмуртской Республики.
Североудмуртский женский костюм считается одним из наиболее древних видов одежды пермских народов.
Летняя одежда северных удмурток включает распашной кафтан (шортдэрем), рубаху (дэрем). Также в комплект входят фартук без грудки (азькышет) и аппликативный нагрудник (муресазь).
Рубаха из белой домотканины имеет туникообразный покрой, а рукава украшены красно-белой тканью с узорами, выполненными в технике браного ткачества. Композиция узора состоит из трёх частей, между которыми оставляются белые просветы. Рубаха называется «пестросаес» из-за своего оформления рукавов. Овальный вырез шеи рубахи обшит красно-белой поперечнополосатой домотканиной, иногда с применением браного ткачества.
Рубаха обычно сочеталась с распашным кафтаном (шортдэрем). Его кроили так же, как и рубаху, с отложным четырехугольным воротником и короткими рукавами, которые имели продольный разрез на плече, сквозь который продевался богато вышитый рукав рубахи. Полы, воротник и подол шортдэрема декорировались вышивкой, иногда пришивали бусы, мелкие монеты, раковины каури; вышивка подчеркивалась полоской кумача. В зависимости от способа украшения, цвета отделочных тканей и количества используемого кумача распашные кафтаны получали различные названия: биньыса, сирсо диськут – по технике вышивки, при которой полы и воротник вышивались двухсторонней гладью и шитьем по выдергу; зӧк кумач понэм – отделывался большим количеством кумача; пичи кумач понэм – небольшим количеством кумача; котыр кумач понэм – отделывался кумачом по кругу; кӧтуло – полосками красных лент до низа живота; у котрак тачкиё – плечи, подол, полы отделывались вышивкой в сочетании с полосками кумачовых лент, вожен шырем – красной отделкой.
Каждая пара женской одежды имела свой вариант вышитого нагрудника (кабачи), представляющего собой четырехугольный кусок ткани размером 20×30 см, полностью вышитый шелком. Кабачи были частью костюма замужней женщины и надевались поверх рубахи, закрывая грудной вырез. В конце XIX века на место вышитых нагрудников пришли аппликативные (муресазь), сшитые из разноцветных кусков тканей в сочетании с вышивкой. К ним иногда пришивали монеты или пуговицы.
Неотъемлемую часть женского костюма составляли передники (азькышет) без грудки, которые отделывались кружевами, тесемками и вышивкой. Завязки к передникам плетутся или ткутся на специальных дощечках. В повседневные дни женщины использовали только фартуки, а в праздники дополнительно надевали узорный пояс с подвешенным полотенцем или платком (урдэс кышет — букв. боковой платок).
Зимой на белую рубаху надевали распашной кафтан, сшитый из клетчатой домотканины (кильымы шортдэрем), с отрезной спинкой, присборенный в талии и длинными втачными рукавами. Поверх кафтанов носили фартуки без грудки, отделанные теми же элементами, что использовались в летней одежде, за исключением нагрудника и треугольного платка. С зимней одеждой женщины носили четырехугольный платок, пришитый из двух полос домотканины.
Южный костюмный комплекс
Южноудмуртский костюмный комплекс сформировался среди жителей, находившихся на стыке лесной и степной зон, где ощутимо отражались влияния степных скотоводческих культур. В этом комплексе сохранились древние культурные элементы, начинающиеся с ананьинской эпохи (VIII -III века до нашей эры), когда местные племена находились под влиянием скифо-сарматской культуры. Позднее на южноудмуртский костюм оказали влияние тюрки: во-первых, булгары, затем татары и башкиры.
Территория распространения костюмного комплекса охватывает Алнашский, Граховский, Завьяловский, Малопургинский, Можгинский, Киясовский и Кизнерский (Бемыжский куст) районы в Удмуртской Республике, а также Агрызский и Менделеевский районы Татарстана.
В данный костюмный комплекс входят рубаха (шортдэрем), фартук (айшет), нагрудник (кыкрак), высокий берестяной головной убор (айшон), головное полотенце (чалма), налобная повязка (йыркерттэт), платок-покрывало (сюлык), летняя верхняя одежда из тонкого сукна или плиса (дӥсь), кафтан-безрукавка (саестэм), кафтан из полушерстяной домотканины (зыбын), кафтан из шерстяного домашнего или фабричного сукна (дукес) и шуба (пась).
Традиционная женская рубаха южных удмуртов конца XIX — начала XX века, в отличие от североудмуртской, шилась из пестряди. В этой рубахе имелись по два боковых скошенных клина, широкие рукава с клиньями, которые суживались к кистям, а также небольшой стоячий воротник. Вдоль грудного выреза нашивались полосы ситца в виде нагрудника (муресазь), напоминающего северные нагрудники, но надевался он под рубаху, непосредственно на грудь. Ещё единственной разновидностью нагрудника был кыкрак, который также надевался под рубаху. По подолу рубахи пришивали оборку (сӧзул, итэт, карта) длиной 12-15 см, а между ней и станом размещалась узорная полоска.
В распашной одежде южные удмуртки предпочитали носить зыбын, камзол или саестэм, дӥсь, поньток, ӟилян, дукес и шубу. Зыбын, напоминающий русский зипун, шили из красной или синей в черную полоску шерстяной домотканины с отрезной спинкой и присборенной талией. Рукава у кисти обшивались полосками черного сатина. Праздничный кафтан (дӥсь) шили из плиса или китайки, полы и подол украшались тесьмой. Камзол шили из красной шерсти или белого холста; клинья, идущие от талии, отделывались белой, зеленой или черной тесьмой, а к подолу пришивалась оборка. Обычно камзол подпоясывали вышитым (позднее аппликативным) поясом. Поньток (от русского — пониток) шили из полушерстяной домотканины, имел приталенный крой без сборок.
Женские фартуки (ашшет, айшет), в отличие от североудмуртских, имели высокую грудку и заканчиваются оборками.
Мужской костюм
Комплект одежды для мужчин этой народности по стилю был похож на русский. В ансамбле имелась белая длинная рубаха в полоску, доходившая до колен, которая подпоясывалась ремнём или узорным поясом, а также свободные холщовые штаны из ткани синего либо белого цвета. Воротник рубахи декорировался узорами.
Отдельного внимания заслуживает пояс: он имел обрядовый характер и выступал в роли оберега. Пояс был создан с умением, выполнен с красивыми узорами.
Если мужчина занимался ремеслом, он надевал толстый сыромятный ремень с медной пряжкой, где имелись специальные места для крепления ножа и топора. Обычно это железные скобы.
В зимнее время поверх рубахи надевали кафтаны. Праздничный вариант этого предмета одежды был укороченным и доходил до талии, а повседневный — приталенным.
Если зимой мужчине предстояло отправиться в дальний путь, его согревала суконная одежда либо верхняя одежда из овчины с объемным шалевым воротником, полы которой достигали земли.
Женский костюм
Каждая девушка мечтает о красивой одежде. Удмуртки в этом плане не являются исключением. Традиционный женский костюм в Удмуртии значительно разнообразнее, чем мужской, поскольку включает множество элементов.
У южных и северных удмурток ансамбли различаются как по составу, так и по цветовой палитре.
К элементам одежды женщин Удмуртии относятся:
- распашной кафтан;
- кафтан из шерсти;
- рубаха;
- кафтан без рукавов.
Женщины активно декорировали свою одежду вышивкой. Вышивка наносилась на рукава рубахи. Орнамент не только придавал вещам эстетичный вид, но также выступал оберегом от злых сил и сглаза.
Декор костюма
Национальный удмуртский костюм отличался богатым декором: он украшался вышивками, монетами, лентами и другими украшениями. Особое внимание уделялось съёмным нагрудникам и головным повязкам. Для отделки использовались русские монеты и серебряные украшения. Также применялись бляшки, пуговицы, подвески и жетоны.
Богатые семьи передавали серебряные украшения по наследству. Менее состоятельные удмурты использовали имитацию жестяных и оловянных монет. Они носили металлические браслеты с орнаментами и большое количество серёжек, колец и декоративных цепей.
В отличие от мордвы и чувашей, удмурты не использовали стекло и бисер в декоре своих костюмов. Замужние женщины любили украшать косы накосниками, изготовленными из узкой полоски холста, украшенной жетонами и монетами. Накосник прикреплялся к такье сзади с помощью металлической пластины.
Уши также часто украшались подвесками (пельугы) из отдельных нитей серебряных монет. Шею декорировали снижкой, выполненной из холстяной полосы, обшитой монетами, красной ситцевой тканью, а также небольшими бусами и раковинами.
Популярное среди удмуртов украшение – йырпинь. Это белые ракушки, считающиеся оберегом. Такая семейная реликвия передавалась из поколения в поколение.
Ткани и цвета
Цветовая гамма удмуртского национального костюма включает белый, черный, красный, охру и индиго. На севере преобладают первые три цвета, тогда как на юге предпочитают полихромные расцветки. Простые ткани для повседневной одежды – это холст, сукно и овчина. В XIX веке для праздничных нарядов прибегали к использованию шелковых и атласных тканей.
Государственный флаг Удмуртской Республики выполнен в черно-бело-красной палитре.
Национальный костюм удмурта – это добротная, яркая и многогранная одежда, но с постоянными народными элементами. Наряды различаются не только по типу использования (праздничные, повседневные или обрядовые), но и в зависимости от территориальной принадлежности населения. Это могут быть сдержанные северяне с влиянием русской культуры или яркие южные жители, которые позаимствовали многе электы из татарской и башкирской традиций.