10 слайд ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА
Рубаха – самса, халат — дэгэл, безрукавка – уджэ —
строго соответствовали возрасту женщин и менялись с переходом из одной возрастной категории в другую, а также с изменением социального положения в обществе и в семье.
Презентация «Бурятский национальный костюм»
презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа)
Национальный костюм бурят был представлен в данной презентации, подготовленной Яковлевой Ниной Валерьевной — воспитателем МБДОУ Могойтиский детский сад «Солнышко» в Бурятии в 2018 году.
Мужской костюм бурятской одежды, как мужчин, так и женщин, был в первую очередь адаптирован для кочевого образа жизни и долгих путешествий на лошади. При этом особенности кроя позволяли носить одежду длительное время, обеспечивая комфорт и возможность переночевать под открытым небом. На тело надевалась рубашка из натуральной ткани (чаще всего из хлопка) и узкие брюки, сделанные из прочной кожи. Такая одежда могла выдерживать любую дорогу.
Сверху надевались зимний (дэгэл) или летний (тэрлиг) халат. Дэгэл шился из овчины и мог украшаться бархатом или другими тканями, в то время как летний халат изготавливался из различной натуральной ткани.
Для обуви использовалась кожа жеребят на зиму или конские волосы для летнего варианта, при этом кожаная подошва просто пришивалась.
Женский костюм в значительной степени зависел от возраста его обладательницы. Девочки носили длинный цельнокроеный халат, который подпоясывали, подчеркивая таким образом грациозность фигуры. По мере наступления полноценного взросления, примерно с 15 лет, покрой халата менялся: его разрезали на уровне талии, добавлялся красивый кушак, а на плечи надевалась обязательная часть женской одежды — безрукавка. Обувь для девушек дополнялась вязанными чулками до колен, чаще всего изготовляемыми из овечьей шерсти.
Шапка являлась неотъемлемой частью костюма, изготавливаемой из натурального меха, чаще всего из выдры. Предпочтительной формой была коническая, хотя исследователи выделяют более 50 разновидностей таких головных уборов.
Национальные украшения бурятских женщин отличаются многообразием и многослойностью. Изготавливались они из серебра с множеством вставок из драгоценных камней. В древности буряты верили, что в украшениях живут души детей, умерших предков и животных.
Запомним названия нескольких элементов бурятской одежды: Малгай – шапка конической формы с красной кисточкой, Дэгэл – платье или халат, Бэхэ – пояс, Хубайси – длинная безрукавка, Уужа – короткая безрукавка или жилет, Гутул – сапоги с загнутым вверх носком.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс национального костюма народов Поволжья. Номинация Башкирский детский костюм
Я хочу представить вашему вниманию работу, выполненную творческой группой нашего детского сада, в которой я также принимаю участие, для участия в городском конкурсе костюмов народов Поволжья.
Дидактическая игра «Нарядим куклу в национальный костюм» (бурятский костюм)
Познакомить детей с национальной бурятской одеждой можно с помощью этой игры. Предложите детям нарядить куклу в народную одежду. Это пособие подойдет как для индивидуальной работы, так и для групповой.
Национальные костюмы. Папка для уголка национально-регионального компонента
Содержит рисунки всех национальных костюмов России.
Куклы в национальных костюмах (татарские, русские костюмы)
Уникальный сувенир – куклы в татарских и русских национальных костюмах.
Знакомство с национальными костюмами (русские сарафаны, башкирские национальные костюмы)
Создание условий для развития самостоятельной творческой активности детей. Использование кукол для создания сюрпризного момента в образовательной деятельности.
Мастер-класс «Приобщение к истокам русской культуры. Атрибуты национального костюма. Русский национальный платок.»
Цели и задачи: познакомить с народными традициями, обычаями и обрядами; расширение представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия.
Изготовление костюмов и презентаций для участия в конкурсе «Лучший национальный костюм народов России» 2023
Номинация: Тематическая коллекция. Описание моделей: В национальном костюме отражаются мастерство людей, индивидуальные черты, характер и эстетические вкусы. Эта одежда восхищает своей красотой.
Один народ, общие корни
В мастерской Дашимы Гончиковой на вешалках выставлены несколько дэгэлов. Один из них довольно простой – неприметного темно-синего цвета и сделанный из недорогой плотной ткани. Неподалеку на плечиках висит совершенно другой дэгэл, весь из бархата, с дорогими парчовыми вставками и богато отделанным подолом из меха выдры. Однако даже на первый взгляд можно заметить, что у обоих дэгэлов общий крой.
Реставратор разворачивает оба дэгэла на рабочем столе и начинает свой рассказ. Она работает с этими одеждами уже не один десяток лет и никогда не перестает восхищаться их красотой и открывать для себя что-то новое. С особой аккуратностью разглаживая рукава одного из дэгэлов, Дашима Цыдыповна делится информацией о различных типах дэгэлов.
— Дэгэлы бывают мужские, женские, девичьи и детские. Они также подразделяются по родам. Многое, конечно, зависит от материального состояния владельца дэгэла. Зажиточные люди украшали свои дэгэлы гораздо дороже! Использовали качественные ткани, расшивали мехом и парчой. При внимательном рассматривании дэгэлов прошлого времени можно заметить множество отличий, но все же их основа одинакова, поскольку народ един. Женщины постоянно придумывали новые фасоны, чтобы обеспечить себе удобство. Таким образом, со временем костюм менялся, в нём появлялись новые детали, но основа сохранилась, — пояснила реставратор.
Различия в покрое и декоративных элементах дэгэла возникли из-за расселения бурят. Мастерицы начали шить одежду по-своему, добавляли различные детали, проявляя свою креативность и используя разные ткани. Однако главный критерием при шитье всегда было удобство.
Дэгэлы кроились с учетом кочевого образа жизни: для того чтобы седоку было удобно вскочить на коня и проехать много километров, женщине — пасти скот и заниматься домашними делами, а также чтобы люди не мерзли в холодные сибирские зимы. Основной задачей было создание долговечного дэгэла, который служил бы от пяти до десяти лет.
— Запах дэгэла — энгэр — был предназначен для защиты от ветра, который мог дуть в грудь. Обычные пуговицы могли расстегнуться при быстрой езде, а специальный крой предотвращал расстегивание и воздействие ветра на грудь. Линия талии, узкая спинка и низ дэгэла были сконструированы так, чтобы обеспечить удобство при верховой езде. То есть, традиционный крой национального костюма определялся природными условиями, — объясняет реставратор, показывая воротник дэгэла.
Фото: архив героини материала
Женщина рождается с иголкой в руках
После того как Дашима убрала дэгэлы, она достала альбомы с яркими фотографиями бурятской одежды прошлых времен. На снимках представлены различные этнические группы бурят, такие как булагаты, эхириты, хори, хонгодоры, цонголы и сартулы. Если внимательно присмотреться, можно увидеть, что дэгэлы у женщин варьируются. Они стремились украшать свои комплекты так, чтобы даже повседневная одежда выглядела эффектно: рукава расшивались парчовыми вставками, воротник и линия талии обрамлялись тесьмой, а подол дэгэла также украшался, если позволяла ткань. Каждая старалась показать свое ремесленное мастерство в пошиве.
— В те времена люди всегда шили себе одежду самостоятельно, не обращались к швеям или портным. В наше время только шэнэхэнские буряты активно занимаются шитьем. Эта традиция сохранилась, и у них принято считать, что женщина рождается с иголкой в руках. Помните эпос Гэсэр? Там есть выражение, что женщина состоит из выкроек. Так вот, в давние времена женщины шили с самого раннего детства, — говорит Дашима Цыдыповна.
Когда девушка выходила замуж, она отправлялась в дом жениха в своем девичьем дэгэле и с заплетенными косами. На новом месте проходил обряд, во время которого девушку переодевали в женский дэгэл, расплетали волосы, делали две косы и надевали украшения. С этого момента она становилась хозяйкой очага, ее принимали в семью мужа.
К особенностям женских украшений стоит отнести то, что тузы прятали в специальные бархатные мешочки для волос, а сверху крепили металлические элементы, чтобы волосы всегда оставались аккуратно собранными и не мешали. На шею носили медальоны, внутри которых прятались молитвы и изображения бурханов, превращая их в настоящие амулеты.
Головные уборы украшали кораллами, что в то время было очень дорого: одну такую бусину можно было обменять на целую корову! Одна из женщин на фотографии из альбома носит головной убор, который щедро украшен кораллами, их можно насчитать около сотни. Можете представить, сколько же стоил такой головной убор для обладательницы?
Дашима Гончикова не раз восстанавливала головные уборы и каждый раз удивляется, откуда у людей появлялись средства на их украшение такими дорогими материалами. Оказывается, даже в прошлом люди стремились через одежду выразить свою индивидуальность.
В те времена деревенский уклад жизни носил общинно-родовой характер, что означало, что в одной деревне, как правило, жили отец с сыновьями и их супругами. Невесты приезжали из разных районов, и у каждой были свои обычаи шитья. Таким образом, одна начинала шить, вторая подхватывала, а третья реализовывала что-то еще более оригинальное. Так бурятский костюм развивался и менялся.
— Изготовление тесьмы — это очень трудоемкий процесс, который производится на специальных станках. За день можно приготовить всего около 50 сантиметров, а для одного дэгэла нужно целых восемь метров! Можете представить, сколько времени и усилий требуется, чтобы украсить свой дэгэл? Вот какие трудолюбивые люди были тогда, в отличие от нас сейчас: мы можем просто пойти в магазин и утомиться от шопинга. Всегда удивляюсь, как когда-то люди могли с такой продуманностью подбирать крой и силуэт, выбирать украшения, — переворачивая страницы альбома, рассказывает реставратор.
Каждая деталь — оберег
В древние времена синий цвет был одним из самых любимых у бурят. Он считался величественным, и носили его только богатые люди. Когда к деревне приближался всадник в синим дэгэле, люди говорили: «О-о-ой, вот и нойон едет!» Остальные шили дэгэлы из ткани, которую привозили купцы из Китая, Монголии и соседних стран. Если на ткани изображался дракон, это означало, что её купили в Китае и цена на неё была немалой. Шить дэгэлы из такой ткани могли позволить себе только зажиточные люди.
Орнаменты бурятских костюмов
Орнаменты на бурятских костюмах несут глубокое символическое значение, отражающее мифологические и культурные убеждения данного этноса. Геометрические, зооморфные и растительные мотивы, а также круги и кресты, используемые в узорах, играют важную роль не только в эстетическом оформлении одежды, но и в охране от злых духов.
Геометрические орнаменты, часто представленные в форме кругов, символизируют цикличность бытия и бесконечность, а также имеют ассоциации с солнцем. Крест в круге, связанный с почитанием огня, становился добрым божеством, защищающим и охраняющим бурят. Такие узоры встречаются как на украшениях женского одеяния — где они символизируют счастье и семейное благополучие, так и на самой одежде.
Зооморфные узоры, например, в форме бараньих рогов, служили для притяжения богатства, изобилия и процветания. Растительные мотивы, хотя более сдержанные, также передают символику красоты и жизни.
Эти значимые элементы оформления и украшения одежды создавались и использовались с повышенным вниманием. Шитьем и оформлением одежды занимались в основном женщины, тогда как узоры на головных уборах часто создавались мужчинами. Такой подход к творчеству и оформлению костюма подчеркивал уникальность и красоту бурятской культуры, оставляя заметный след в искусстве и традициях данного этноса.
Отражение духа народа
Погружение в богатое наследие бурятской культуры через изучение искусства и символики национального костюма раскрывает удивительный мир традиций и обычаев этого древнего народа. Каждый элемент костюма не только придаёт красоту своему носителю, но и рассказывает историю о духе народа, его религиозных убеждениях, социальном статусе и связи с природой. Орнаменты, вышивки и узоры, создаваемые с выдающимся мастерством как женщинами, так и мужчинами, придают костюму уникальность и красоту.
Путешествие в Южную Сибирь становится не только шансом насладиться потрясающими пейзажами Байкала и его окрестностей, но и уникальной возможностью познакомиться с богатой культурой бурятского народа. Приглашаем вас в увлекательное путешествие, где каждый аспект этноса трансформируется в историю, а национальный костюм становится ключом к пониманию уникального мира бурятских традиций и обычаев.
Головной убор
Как мужчины, так и женщины непременно носили головной убор. Головные уборы отличались разнообразием и видами, свойственными разным группам. У западных бурят головной убор имел форму колпака, по нижнему краю которого присутствовала меховая отделка. Верхняя часть шила из бархата или других тканей, украшала вышивка, бусины из коралла и тесьма. Мех использовался от выдры, оленя, рыси или соболя.
Помимо этого носились шапки типа ушанок, шитые из меха с длинным ворсом, например, из лисы или песца.
У восточных бурят головной убор имел форму конуса с высокой тульей и отогнутыми краями. Популярна была также шапка в виде юрты или сопки с острым концом, который зачастую украшали бусиной или кисточкой — такая форма наиболее характерна для жителей Бурятии и Монголии.
Головные уборы различались и по географическому положению — секреты, например, могли отличаться для хоринских и агинских бурят.
Бурятский головной убор символизировал небо, жизненные силы, к нему относились с уважением. Нельзя было кидать его на землю, переступать через него или проявлять к нему неуважительное отношение.
Обувь
Обувь бурят представляла собой сапоги, сделанные из кожи или войлока, которые имели плоскую подошву с загнутыми вверх носками. Загнутые носки были разработаны так, чтобы не причинять вред земле и живым существам при ходьбе.
Такую обувь носили как мужчины, так и женщины. Обувь из натуральной кожи была удобной, гигиеничной и практичной. Украшали обувь вышивкой вдоль верха или контрастными швами, формируя узоры и орнаменты.
Зимние сапоги обычно имели утеплитель из овечьего или дикого меха. Также зимние варианты обуви могли представлять собой унты — особый вид теплой обуви для холода.
Летние модели обуви шились из конского волоса на плоской подошве.
Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров
- В данный момент обучается 23 человека из 16 регионов
- Курс уже успешно прошли 27 человек
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Бурятский национальный костюм.
Выполнила: Халтанова Д., ученица 10 класса II вида.
Руководители проекта: Шуханова М.А.,
учитель русского языка и литературы и
Цыдыпова Н.Н., учитель технологии.
Министерство образования и науки РБ.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
ГКОУ Специальная коррекционная общеобразовательная школа – интернат I-II вида г. Улан-Удэ.
2 слайд Бурятский национальный костюм — это часть многовековой культуры бурятского народа. В нем отражаются культура, эстетика, гордость и дух служителей этого народа.
Актуальность проекта.
3 слайд Цель проекта
Приобщиться к изучению бурятской культуры, собрать материал о национальной одежде бурят, узнать об особенностях её изготовления и сшить бурятский женский костюм.
4 слайд Задачи проекта:
Изучить имеющиеся источники по культуре бурятского народа;
Собрать материал о бурятской национальной одежде, об украшениях, орнаментах и узорах;
Посетить этнографический музей и музей истории Бурятии;
Сшить бурятский национальный костюм.
5 слайд ТРАДИЦИОННАЯ
МУЖСКАЯ ОДЕЖДА БУРЯТ: зимний дэгэл и
летний тэрлиг.
Халаты обычно шили из тканей синего цвета, иногда коричневого, темно-зеленого или бордового.
6 слайд На вороте пришивали от одной до трёх серебряных, коралловых и золотых пуговиц. Следующие пуговицы пришивали на плечах, подмышкой и самую нижнюю — на талии. Верхние пуговицы считались приносящими счастье и благодать (хэшэг буян), средние — yнэр баянай — регулировали потомство, честь и достоинство. Нижние символизировали плодородие скота, материальный достаток владельца — хэшэг буянай.
7 слайд Основной декор мужской верхней одежды размещался на грудной части верхнего полотна (энгэр).
Обязательным атрибутом мужского халата были пояса. Мужские халаты шились без карманов; подпоясавшись, за пазухой носили пиалу, кисет, трубку и другие необходимые прилади.