Пась, сарапан и тобоки

Мужская и женская обувь в прошлом имела много общего и не слишком отличалась друг от друга. Среди разновидностей обуви находились коты, сапоги и бахилы. Зимняя обувь включала валеги и валенки. Жители южных районов предпочитали лапти, изготовленные из березового лыка, в то время как северяне носили обувь, сделанную из оленьего меха. Популярность также имели чулки с яркими узорами, связанные из шерсти различных цветов и оттенков, как у мужчин, так и у женщин.

Национальный костюм Коми

Национальный костюм Коми

Национальный костюм коми является не просто одеждой — это целая книга, рассказывающая об истории народа. Каждая деталь этого костюма несет в себе смысл, отражая повседневную жизнь, традиции, верования, обычаи и культурные особенности народа. Сохранение национального костюма с его всеми деталями и нюансами позволяет сохранять историческую память нации и ее уникальное культурное наследие.

История

Коми, или зыряне, как их раньше называли, обитали на северо-востоке России. Мужчины вели хозяйство, занимались земледелием, рыбалкой, охотой и животноводством, а женщины отвечали за изготовление одежды. С раннего возраста девочки обучались таким искусствам, как ткачество, прядение овечьей шерсти для последующего вязания одежды, а также шитью верхней одежды и обуви. Они учились катать валенки и стали более опытными в многих других ремеслах.

Народная одежда коми символизирует уникальность и национальную культуру этого народа.

Женский наряд

В традиционном костюме коми особенно привлекательными являются женские ансамбли, которые выделяются насыщенными цветами, многослойностью и искусственными элементами. Кроме того, головные уборы, используемые коми-женщинами, играют не последнюю роль в создании общего образа. Женщины и девушки этого народа с давних времен славились своей красотой, трудолюбивостью и добротой. Одежда подчеркивала их внешнюю привлекательность и отражала внутреннюю природу, перекликаясь с величественным ландшафтом родного края, состоящим из безкрайних просторов, лесов и рек.

Зырянки известны своей красотой, и для русского сельского жителя, живущего в Припечорье, женитьба на коми-женщине является желанным событием, так как они не только красивы, но и способны на многое — они никогда не боятся трудностей и готовы к любой работе.

В. Н. Майнов, в своем очерке «Забытая река», изданном в журнале «Живописная Россия» в 1881 году, так описывает зырянок.

Пась, сарапан и тобоки 2

Фото: goskatalog.ru, Пермский краеведческий музей.

Пась, сарапан и тобоки 3

На изображении представлены женщины народа коми из Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

Пась, сарапан и тобоки 4

Фото: ethnomuseum.ru, Российский этнографический музей.

Пась, сарапан и тобоки 5

Фото: kunstkamera.ru, Кунсткамера.

Основу женского костюма составляют сарафан (или сарапан) и рубаха. На сарафан надевается передник, который называется запон, а также используется пояс. Сарафан может иметь различные фасоны, среди которых наиболее древним является косоклинный вариант, который также известен под названиями шушун, китайка, клинник, штофник, дубас и пестрядинник. Эти изделия обычно изготавливаются из крашеного холста, домотканой пестряди, сатина или шелка.

Не только кокошник

Женские головные уборы в коми-культуре отличаются разнообразием и сложной отделкой. Они подразделяются на молодежные и замужние. До замужества коми-девушки, как правило, носили длинные волосы, заплетая их в косы. На голову они надевали обручи, повязки или венчики из бересты, которые могли украшаться вышивкой, бисером или тесьмой.

Замужние женщины заплетали волосы в две косы, укладывали их вокруг головы и привычно закрывали специальным головным убором. Важно отметить, что замужние женщины никогда не выходили на улицу с непокрытой головой — это считалось неприемлемым.

  Маленькое черное платье: история большой легенды. Маленькое черное платье коко шанель.

Пась, сарапан и тобоки 6

Фото: goskatalog.ru, Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И. С. Шемановского.

Здесь на фотографии представлен коллектив коми-фольклорной группы «Обдорянка» за 2005 год.

Пась, сарапан и тобоки 7

Фото: goskatalog.ru, Мурманский областной краеведческий музей.

Пась, сарапан и тобоки 8

Фото: goskatalog.ru, Пермский краеведческий музей.

Пась, сарапан и тобоки 9

Фото: goskatalog.ru, Музей истории города Микунь.

Пась, сарапан и тобоки 10

Фото: goskatalog.ru, Пермский краеведческий музей.

На изображении об одна из разновидностей женского головного убора самшуры, типичного для коми-пермяков и датируемого 1903 годом.

Пась, сарапан и тобоки 11

Фото: goskatalog.ru, Кировский областной краеведческий музей им. П. В. Алабина.

Головной убор под названием «сорока» принадлежит лузско-летским коми-зырянам. Этот убой состоит из налобной части, позатыльника и завязок, напоминающих крылья.

История (+появление на Южном Урале)

Эксперты в области лингвистики утверждают, что предки финно-угорских и самодийских народов являлись частью единой этнолингвистической группы, называемой прауральской, о чем свидетельствуют сходства в их языках. По мнению некоторых ученых, прародиной уральских народов была территория между Уралом и средней Волгой. С течением времени эти древние общности языка распадались на новые группы, и во II–I тысячелетиях до нашей эры из прафинно-пермской группы выделилась отдельная прапермская. В результате миграций населения и влияния языков булгарских племен, происходившего в бассейне Нижнего Прикамья в VIII–IX веках, произошел распад пермского праязыка на древнеудмуртский и древний общекоми языки. Период существования единого языка общекоми длился всего лишь одно-два столетия, после чего началось территориальное расслоение на северную и южную части народа, что привело к ослаблению и утрате связей между этими группами. Окончательное формирование диалектов коми-пермяков и коми-зырян состоялось в XIV–XV веках. В XVI–XVII веках началось обособление коми-язьвинской диалектной области.

На ранних этапах формирования коми-пермяцкого народа, как считает большинство исследователей, в его состав входили представители различных этнических групп, среди которых были предки удмуртов, коми-зырян, угров и других. В этот период происходил процесс ассимиляции элементов других культур и консолидации единого этнического сообщества. Начиная с первых веков II тысячелетия нашей эры, коренное население начинает взаимодействовать с русскими переселенцами, что способствует укреплению связей. В результате этого на территории Прикамья возникает государственное объединение, известное как Пермь Великая, которое соотносится с упоминаниями в скандинавских сагах о Биармии. Тем не менее, этот вопрос по-прежнему вызывает споры и дискуссии среди историков.

В 1472 году территория Перми Великой вошла в состав Русского государства. Присоединение земель, населенных коми-пермяками, оказало значительное влияние на дальнейшее развитие данного народа. Хотя коми-пермяки стали выполнять государственные повинности, они также получили опыт, особенно в области сельского хозяйства. Множество элементов русской культуры были восприняты коми-пермяками, при этом они адаптировали их к своим традициям и быту. Например, в 1558 году значительная часть угодий в Прикамье была передана в собственность семьи Строгановых, включая земли южных районов Коми-Пермяцкого округа, что привело к появлению крепостного права у части коми-пермяцкого населения в XVI веке.

Различия в правовом статусе между южными (крепостными) и северными (государственными) коми-пермяками сказывались на развитии их хозяйственных занятий и народных обычаев. В южных регионах были более развиты сельскохозяйственные отрасли, в то время как на севере продолжали иметь значение охота и рыболовство.

В XVIII–XIX веках на территории Кудымкарского и Юсьвинского районов (первоначально входивших в состав Соликамского уезда) Строгановы основали первые местные заводы. Близость некоторых коми-пермяцких поселений к промышленным центрам Пермского Прикамья способствовала миграции небольшой группы населения коми языка на восток, в бассейн реки Язьвы, которая стала известна как язьвинские пермяки. У них сложились определенные культурные и языковые особенности, возникшие в результате изоляции от остальной коми-группы населения и соседства с русскими, а также что часть населения в конце XVIII века приняла старообрядческую веру. Также выделяется группа верхнекамских, или зюздинских, коми-пермяков, которые также отделены от основной этнической территории русского соседства. Исследования культуры и языка верхнекамских коми-пермяков показали наличие как общих черт с коми-пермяками, так и с коми-зырянами.

  Вязаные кофты как связать кофту. Как связать кофту.

Пензенская область

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 34

Русский костюм Пензенской области

На территории Пензенской губернии на протяжении веков проживали русские, мордва, татары и чуваши, что оказывало взаимное влияние на культурное развитие, в результате чего в Сурском крае сформировались два комплекса традиционного женского костюма: поневный, который характерен для южных территорий, и сарафанный, типичный для северных регионов. К XIX веку можно было видеть, что в каждом селении Пензенской губернии стали развиваться свои уникальные особенности в языке, культуре и, конечно, в женском костюме.

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 35

Сарафанные комплекты женской одежды распространились по всей территории Пензенского края и включают в себя как глухие, так и распашные сарафаны, прямого кроя и сарафаны-полуплатья. В эти комплекты обязательной частью входила длинная рубаха прямого силуэта, в плечевую часть которой вставлялись прямоугольные полосы, придававшие особенности и стиль женской одежды.

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 36

Ольга Морозова: Национальный костюм Пензенской области.

Повседневная одежда мордвы отличалась своей простотой, тогда как праздничные наряды были сложными, многослойными и богато декорированными. Женщинам порой требовалось несколько часов, чтобы подготовиться к выходу, так как самостоятельно одеться в такой праздничный костюм было невозможно. Такой наряд состоял из множества украшений: парных бусин, жетонов, а также элементов из шерсти и шелка. Нагрудные украшения мордовских женщин выделялись яркими воротниками, нагрудниками и разнообразными ожерельями.

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 37

Ольга Морозова: Праздничный мордовский костюм Пензенской области.

Костюмы татар, проживавших на территории Пензенской области, также отражают традиции тюркских племен. Одежда состояла из широкой и длинной рубахи и штанов свободного кроя, как у мужчин, так и у женщин. Яркое декоративное оформление придавало самобытность женскому костюму, делая его уникальным.

Коми-пермяки — история их происхождения

Коми-пермяки представляют собой этническую группу, населяющую территорию Коми-Пермяцкого автономного округа в России. Их происхождение тесно связано с историческими событиями и развитием этнических групп, обитающих в этом регионе на протяжении многих веков.

Считается, что предки коми-пермяков начали заселение этих территорий задолго до появления Русского государства. На данной земле веками сосуществовали разные этнические группы, среди которых финно-угорские народы, такие как коми и пермяки.

Коми являются частью финно-угорского народа и имеют близкое родство с финнами, вепсами и другими этническими группами северо-западной России. Пермяки также относятся к финно-угорской языковой семье, при этом у них имеются свои уникальные черты и традиции. Смесь этих этнических групп на территории Коми-Пермяцкого округа привела к образованию народа коми-пермяков.

Культура коми-пермяков: их уникальные традиции и обряды

Традиции и обычаи коми-пермяков имеют глубокие корни и ярко отражают их уникальную культуру и образ жизни. Вот некоторые ключевые особенности их традиционного быта:

  Фасоны платьев для девочек. Платье для девочки.

Коми-пермяки говорят на коми-пермяцком языке, который принадлежит к финно-угорской языковой группе. Кроме русского, многие коми-пермяки продолжают активно использовать свой родной язык и сохранять культурное наследие.

Национальные костюмы коми-пермяков являются важной частью их культуры, и они часто надеты на праздниках и во время особых мероприятий. Эти костюмы украшаются традиционной вышивкой и национальными узорами, что придаёт им особую узнаваемость.

Коми-пермяки отмечают различные национальные праздники, такие как Ёдзвяга (Йожва), который посвящен приходу весны, Идзи Пермяк — день культуры пермяков и множество других. Эти праздники сопровождаются народными песнями, танцами и традиционными играми, что создаёт атмосферу общего единства и радости.

С давних времен коми-пермяки занимались разными ремеслами, включая вышивку, плетение из стеблей и коры, резьбу по дереву, ковку и создание традиционных украшений. Эти навыки передавались из поколения в поколение и сохраняют своё значение в их жизни.

Обряды и верования коми-пермяков связаны с важными аспектами жизни, семьи, сельского хозяйства и природы. Они верят в духов, обитающих в природе, и приносят жертвы на обрядовых праздниках.

Что касается кухни коми-пермяков, здесь также не обошлось без своих особенностей. Она включает разнообразные блюда на основе мяса, рыбы, грибов, ягод и овощей. Из древности сохранились такие блюда, как кулебяка (пирог с начинкой), кулеш (каша с добавлением мяса или рыбы), а также различные супы национального характера.

Коми-пермяки ценят и сохраняют свои музыкальные традиции. У них есть истории и танцы, которые исполняются во время национальных праздников и мероприятий, поддерживая их национальную идентичность.

Эти обычаи и традиции позволяют коми-пермякам сохранять свою уникальность и связывают их с культурным наследием, играя важную роль в жизни данного этнического сообщества.

Коми-пермяки являются народом, обитающим в пределах Коми-Пермяцкого автономного округа на территории России, и представляют собой одно из национальных меньшинств страны.

По данным переписи населения 2010 года, численность коми-пермяков составляет около 26 тысяч человек. Они проживают в Коми-Пермяцком автономном округе, который расположен на территории Пермского края и граничит с республиками Коми и Удмуртия.

Коми-пермяки используют коми-пермяцкий язык как официальный, но большинство из них также владеют русским языком.

Большинство коми-пермяков исповедуют христианство, преимущественно православие.

Коми-пермяки представляют собой результат слияния двух народов — коми и пермяков, что произошло в ходе миграций на территории Урала и Западной Сибири. Это слияние обусловлено множеством факторов, включая как культурные, так и социальные.

Внешность коми-пермяков во многом определяется многими факторами, включая генетические особенности, среду обитания и климатические условия. Они могут отличаться светлыми глазами, светлыми волосами и высоким ростом, однако, внешний облик может варьироваться в зависимости от региона.

Коми-пермяки сохраняют свои традиции и обычаи, включая национальные праздники, ритуалы, костюмы и ремесла. Они также занимаются сельским хозяйством и скотоводством, что играет важную роль в их культуре и быте.

Кухня коми-пермяков разнообразна и включает множество блюд, в которых главную роль играют мясные продукты и молочные изделия. К ним относятся такие изделия, как пироги, оладьи, сыры и кисломолочные напитки. Среди традиционных национальных блюд можно выделить, например, копченую куриную грудку, клюквенный кисель, козинаки из различных орехов и сушеное мясо.

Оцените статью
Добавить комментарий