Недавно нашла развивающее лото для детей “Любимые сказки”, которое можно сделать своими руками. Оно отлично развивает речь ребенка, способствует расширению словарного запаса, помогает научиться логически мыслить.
Мои дети с удовольствием играют в это интересное лото. Вот я решила поделиться этими играми с вами.
В играх в лото могут принимать участие от 2 до 16 игроков.
Комплект лото содержит:
• 24 карточки с иллюстрациями к сказочным сюжетам;
• 6 карточек с изображениями цветных зонтиков;
• 6 фигурок гномов-помощников;
• фигурку Оле-Лукойе;
• 6 карточек с изображениями детей, которые спят;
• карточку с изображением телефона;
• цветные фишки-оценки: красные — отрицательная оценка, желтые — нейтральная, зеленые — положительная;
• фишки-звездочки (для поощрения победителей).
Скачать лото для детей можно тут.
Прежде чем начать игру, вырежьте все составные части комплекта: карточки, фигурки и фишки. Составьте фигурку Оле-Лукойе.
Проведите с детьми подготовительное занятие.
• Прочитайте им сказки Г. К. Андерсена “Оле-Лукойе” ( fairyroom.ru/?page_id=2823), К. Д. Ушинского “Два козлика” (audioskazki.net/archives/3298), русские народные сказки “Маша и медведь” (skazkivcem.com/skazki/84-raznie-skazki/211-masha-i-medved), “Репка” (gnomik-nn.narod.ru/fairytale/repka.html), “Теремок” (gnomik-nn.narod.ru/fairytale/teremok.html), “Колобок» (gnomik-nn.narod.ru/fairytale/kolobok.html), “Лиса и журавль” (audioskazki.net/archives/270).
• Рассмотрите вместе с детьми карточки с изображениями зонтиков и карточки с иллюстрациями к сказочным сюжетам. Обсудите вместе с детьми, какие сказки иллюстрируют рисунки на карточках, вспомните их сюжеты.
• Обратите внимание детей на то, что если собрать карточки согласно цвету зонтиков, то рисунки на них будут касаться одной сказки. Количество точек на карточке указывает на ее место в последовательности сказочного сюжета.
• Составьте вместе с детьми рассказ по картинкам и обсудите с ними последовательность событий каждого сказочного сюжета, который соответствует цвету зонтика.
Рассказ взрослого, который будет сопровождаться показом карточек-фрагментов, станет для ребенка образцом, как составлять рассказ с опорой на картинку.
Развивающие игры-лото для детей.
(Количество игроков — 2-6, возраст — 4-6 лет)
Взрослый от имени Оле-Лукойе (он берет в руки фигурку Оле-Лукойе) обращается к игрокам:
— А сегодня, дети, я заглянул к вам потому, что мне нужна ваша помощь. Понимаете, на земле живет очень много людей, и, хотя римляне и греки называли меня богом сновидений, я не успеваю прийти ко всем и всем рассказать свои сказки. Мне нужны гномы-помощники. Вам не согласитесь ненадолго в них превратиться? Тогда — Крибли-крабле-бумс!
Ведущий выставляет на стол фигурки гномов-помощников, и каждый ребенок выбирает себе одну фигурку, которая ему нравится (выбор можно сделать и с помощью считалки) и ставит ее у себя. Ведущий выдает игрокам карточки с изображением зонтиков (цвет каждого зонтика соответствует цвету одежды гнома) и карточки с изображениями детей, которые спят.
От имени Оле-Лукойе ведущий просит игроков (гномов-помощников) подготовить волшебные зонтики. Перемешав все карточки с иллюстрациями к сказкам, показывает детям по одной карточке и спрашивает: ”Чья это карточка?” Игрок, у которого есть зонтик такого же цвета, что и показана карточке, поднимает руку. Ведущий дает ему карточку.
Игра окончена, когда игроки соберут все четыре карточки своего цвета и разложат их в последовательности, которая соответствует сюжету сказки. Победитель — игрок, который первым выполнил задание. Он накрывает зонтиком свой рисунок и рассказывает ему сказку-сон. Остальные игроки слушают победителя и аплодируют ему.
Оле-Лукойе обращается к победителю:
— Чтобы звезды на небе ярче светились, я их все насобирал в свой фартук и хорошенько почистил. А потом я вернул все звезды на небо — кроме одной. Эту звездочку я приберег для тебя. Ты оказался замечательным помощником и смог навеять волшебный сон малышу.
Ведущий награждает победителя фишкой-звездочкой. Затем произносит: “Крибли-крабле-бумс! ..“ — И «расколдовывает» гномов-помощников.
— Чья это карточка?
— Моя карточка!
2. Игра ”Выходки пакостного Тролля”.
(Количество игроков — 2-6, возраст — 5-6 лет)
Для игры нужны карточки с изображениями зонтиков (для каждого игрока); карточки с иллюстрациями к сказочным сюжетам; карточки с изображениями детей, которые спят; фигурки Оле-Лукойе и гномов-помощников; фишки-звездочки.
Перед игрой ведущий раздает участникам игры карточки с изображениями детей, которые спят, и фигурки гномов-помощников. Затем раскладывает перед игроками карточки в соответствии с цветом их зонтиков, умышленно нарушая последовательность сказочного сюжета. После этого от имени Оле-Лукойе ведущий говорит:
“Вы сегодня навеете своим малышам волшебные сны? Ваши сказочные зонтики уже готовы? Мне кажется, что сегодня обошлось без затей пакостного Тролля! “
Игроки, внимательно рассмотрев картинки и найдя нарушения последовательности сюжета, громко сообщают: “У меня перепутаны картинки!”
— Я так и знал! — восклицает Оле-Лукойе. — Это все проделки пакостного Тролля. Он просто жить не может без шкоды! Тролль заглянул сегодня ко мне и спутал все сны. Мне нужна ваша помощь! Вы сможете каждую картинку поставить на место — так, чтобы из картинок сложилась сказка? Тогда за работу!
Игроки по сигналу ведущего перемещают карты с иллюстрациями, восстанавливая правильную последовательность сюжетов.
Выполнив задание, игрок берет карточку с изображением зонтика, накрывает ею своего ребенка и поднимает руку — это сигнал, что игрок готов рассказать свою сказку-сон.
Оле-Лукойе награждает звездочками гномов-помощников, которые правильно соединили все части сказочного сюжета и рассказали интересный сон.
Игра заканчивается, когда все игроки рассказали свои сказки.
Оле-Лукойе называет победителя — гнома, который смог первым правильно восстановить сюжет сказочного сна и наиболее полно и интересно передал его. Победителю аплодируют все игроки.
3. Игра “Новые выходки пакостного Тролля”.
(Количество игроков — 2-6, возраст — 5-6 лет)
Для игры нужны карточки с изображениями зонтиков; карточки с иллюстрациями к сказочным сюжетам; карточки с изображениями детей, которые спят; фигурки Оле-Лукойе и гномов-помощников; фишки-звездочки.
Игра начинается аналогично игре «Расскажи сказку», отличие лишь в том, что ведущий намеренно выдает игрокам карточки с иллюстрациями, которые обозначены четырьмя точками.
Когда Оле-Лукойе (ведущий) раздал гномам-помощникам карточки с иллюстрациями к сказочным сюжетам, он просит их проверить, правильно ли составлены сказки-сны. Гномы-помощники определяют, каких картинок снов хватает.
Оле-Лукойе восклицает: «Это опять проделки капостного Тролля! Теперь этот вредитель украл карточки! Тролль хочет помешать вам навевать малышам волшебные сны. Сам придет к детям ночью и напугает их. Но мы не можем позволить Троллю делать такие ужасные вещи! Вы, мои дорогие помощники, сами придумаете концовки к снам и расскажите малышам новые сказки. Правда? «
Игрок, который придумал концовку ко сну, хлопает в ладоши. Ведущий от имени Оле-Лукойе предоставляет игроку право рассказать придуманный им сказочный сон.
За свой рассказ игроки получают от Оле-Лукойе от одной до трех звездочек:
• одна звездочка — правильно составлен сюжет (с соблюдением последовательности картинок) ;
• две звездочки — правильно составлен сюжет и придумано его окончание, которое не согласуется с началом сказки;
• три звездочки — правильно составлен сюжет и придумано такое его окончание, которое согласуется с началом сказки.
Игроки могут заработать дополнительные фишки-звездочки, придумывая свои варианты окончания сказки-сна, которую рассказал предыдущий игрок.
Игра окончена, когда все гномы-помощники рассказали придуманные ими сказки-сны малышам, которые спят.
Ведущий, окончательно подсчитав фишки, определяет победителя — игрока, который набрал больше звездочек.
4. Лото “Что такое хорошо и что такое плохо”.
(Количество игроков — 2-5, возраст — 5-6 лет)
Для игры нужны карточки с изображениями зонтиков ; карточки с иллюстрациями к сказочным сюжетам; фигурка Оле-Лукойе; фишки-оценки; фишки-звездочки.
Ведущий раскладывает на столе перед игроками желтые карточки по сюжету сказки и от имени Оле-Лукойе говорит:
— Сегодня, дорогие друзья, я придумал для вас сюрприз. Мою сказку-сон на этом зонтике вы, вероятно, уже знаете. Но я хочу, чтобы вы не только рассказали ее, но и обратили внимание на главное: как ведут герои этой сказки. Сказочные герои, как и люди, ведут себя по-разному. Они делают и хорошие поступки, и, к сожалению, плохие. А чаще всего они просто ходят, бегают, гуляют, радуются окружающей природе … При этом они не делают ни хороших, ни плохих поступков. Подумайте над этим!
Ведущий просит игроков по очереди рассказать, используя картинку (начиная с первой), по одному эпизоду сказки (например, это сказка «Теремок”).
Когда первый игрок закончил рассказ, ведущий оценивает поступок Мышки, которая поселилась в теремке. Он говорит, что Мышка поселилась в пустом домике, никому не навредила. Поступок Мышки нельзя назвать ни хорошим, ни плохим — такие поступки называют нейтральными (ведущий кладет у первой карты-фрагмента желтую фишку-оценку). Так же он подводит второго и третьего игроков к оценке следующих эпизодов сказки: добрая Мышка приглашает жить вместе Жабку, Зайца, а затем Лису и Волка — это добрые, хорошие поступки (при этом ведущий кладет у второй и третьей карточки две зеленые фишки-оценки) .
А четвертый игрок, безусловно, сможет отличить поступки всех жителей теремка от поступка неповоротливого, неуклюжего медведя, который развалил теремок! Ведущий предлагает ребенку выбрать фишку, соответствующий этому поступку (конечно же, малыш выберет красную).
После этого ведущий раздает игрокам карточки с иллюстрациями к сюжетам других сказок.
Задача игроков — расположить карточки в правильной последовательности и оценить поступки героев сказки, положив у каждой карты фишки-оценки. Первый, кто самостоятельно разложит фишки, поднимает руку — это сигнал о готовности игрока рассказать сюжет и объяснить, какие поступки сделали герои сказки. Остальные участники игры внимательно слушают игрока, в случае необходимости подсказывают и исправляют его.
В конце игры ведущий вручает ее участникам звездочки: за самые яркие высказывания, за помощь товарищу в рассказе, за умение слушать … Игра окончена, когда все игроки оценили происходящие в их сказках, и коллективно определили игрока-победителя, который получил самое большое количество фишек-звездочек.
(Возраст игроков — 5-6 лет)
В игре могут принимать участие 8, 12 или 16 игроков (при этом используют соответственно 2, 3 или 4 зонтиков).
Для игры нужны карточки с изображениями зонтиков (по одному на четырех игроков) карточки с иллюстрациями к сказочным сюжетам (на каждого игрока); фишки-звездочки.
Ведущий заранее раскладывает карточки с изображением зонтиков на отдельных столах и раздает каждому игроку по одной карточке с картинкой. Затем сообщает, что он проверит, умеют игроки выполнять задания быстро и дружно — как одна команда.
По сигналу ведущего игроки находят свои зонтики (цвет карточки указывает на цвет зонтика). К каждому зонтику должны подойти четверо игроков — это одна команда. Затем игроки команды по очереди выкладывают свои карты в последовательности, которая соответствует сюжету сказки.
Когда команда справилась с задачей, игроки берутся за руки и поднимают их вверх — это сигнал о готовности команды рассказать свою сказку-сон. Игроки команды должны воспроизвести связный сюжет, соблюдая последовательность, в которой разложены карточки. При этом каждый игрок в команде рассказывает свою часть сюжета (согласно его карточке).
Игрокам команды, которые отличилась, ведущий вручает фишки-звездочки.
Игра окончена, когда все команды рассказали свои сказки-сны. Ведущий определяет лучший рассказ, а, следовательно, и команду-победителя.
Надеюсь, вашим детям понравится играть в интересное развивающее лото для детей 4- 6 лет. Делитесь своими впечатлениями в комментариях. Спасибо!