Готический стиль: средневековая готика в архитектуре и искусстве. Что такое готика.

Готическое искусство и скульптура развивались неотделимо от архитектуры Средневековья. Их темы и содержание были полностью подчинены религиозным мотивам. В скульптурах часто воплощались реальные исторические события, живые епископы и короли.

Готический стиль: средневековая готика в архитектуре и искусстве

Историческое и культурное развитие были неразрывно связаны. Особенно четко этот процесс прослеживается в западноевропейских государствах, где изменения в технической, городской и религиозной сферах не только проявились в укреплении и развитии городов, но и привели к культурному подъему. Последний привел к возникновению готического искусства. Это направление полностью соответствовало духу своего времени — оно было противоречивым, монументальным и охватывало все сословия.

XII — XIII века для большинства европейских стран были периодом наивысшего развития средневековой христианской культуры. Развитие и расширение городов, становление рыцарства, развитие ремесел, науки и укрепление человеческого сознания стали решающими факторами в возникновении готического искусства.

Готический стиль» сначала был применен в архитектуре, а затем стал проникать и в другие сферы жизни. Он возник во французском городе Иль-де-Франс и пришел на смену романтическому стилю. Церковь Сен-Дени является первым готическим зданием.

Готическое наследие архитектуры Возрождения выражено на этой фотографии.

Нотр-Дам де Пари, Франция

Особенности архитектуры

В начале готического периода архитектура была одним из доминирующих видов искусства. Особенно это касалось соборов. В соборах и церквях хранились прекрасные образцы архитектуры, скульптуры и живописи. В сочетании с традициями деревянного и каменного зодчества Древней Руси эта тенденция нашла свое выражение в русском архитектурном стиле — нарышкинском барокко.

В средние века собор был не только церковью, но и важным элементом городской жизни; это было не только место для ритуального поклонения, но и место проведения театральных представлений, научных лекций или заседаний городского совета.

Во многом интерьер готического собора приобрел свой нынешний вид не только благодаря эстетическим, но и техническим новшествам, которые легли в основу выравнивания:

  • Стрельчатые арки. Такие конструкции способны выдержать нагрузку верхнего свода здания, что позволяет избавиться от большого числа внутренних стен, присущих романскому стилю архитектуры.
  • Каркасная система строительства, ставшая не менее важным открытием готической архитектуры. Она дала возможность сделать здания выше, и в то же время уменьшит толщину несущих стен.

Сочетание вышеупомянутых элементов позволило заметно расширить интерьер церкви. В качестве примера приводится собор в Милане. Другие подобные тенденции можно наблюдать в колониальном стиле.

Дуомо, Милан

Характерные черты соборного интерьера

Что касается внутренней отделки, готические здания украшались массивными окнами, витражами и фресками, а также сводчатыми или арочными колоннами б утан (открытые полуарки). Для готической архитектуры были характерны вертикальные линии, которые подчеркивали величие и красоту зданий.

Фасады были украшены колоннами, лепниной с кельтскими или цветочными орнаментами и гротескными скульптурами мифических героев и существ. Поэтому готические здания монументальны, полны прямых линий, парящих башен и беспрецедентной щедрости пространства.

Интерьер готического собора

Мебель

Это относится и к мебели. Почти все готическое внутреннее убранство было основано на церковных мотивах. В период расцвета готики мебельная промышленность была уже хорошо развита, и были доступны почти все современные виды мебели.

Изобретение лесопилки стало важным фактором в развитии мебельной промышленности.

готическая мебель, мебель готика, готический интерьер

Оно позволило производить изделия из тонких досок вместо тяжелого цельного дерева. Это позволило производить качественную мебель не только для церквей, но и для обычных домов. Для украшения использовались плетеные доски с лентами или ажурным орнаментом. Каркас изделий также украшался архитектурными элементами — башенками и башенками.

Самым распространенным предметом домашнего обихода того времени был сундук, который служил не только для хранения всевозможных ценностей, но и в качестве сиденья. Такая мебель оставалась в классическом английском стиле. Они были украшены различными ажурными панелями и рамками. Позже комоды эволюционировали в кухонные шкафы и буфеты.

Готическая мебель обычно довольно проста и состоит из различных полок, ширм, сундуков, резных шкафов, кресел и кроватей с балдахином.

Сырьем для этих изделий служили самые прочные породы дерева — дуб, ель и сосна.

Облицовка комнат

Каменная кладка использовалась для стен домов, которые покрывались тонкой кружевной росписью, коврами или деревянными панелями. В готических интерьерах поверхности стен часто делились по горизонтали на верхние и нижние ярусы. Эти поверхности контрастировали по цвету и фактуре.

В качестве пола использовались камни, доски или плиты, а жилые помещения покрывались коврами.

Кстати, о крыше: традиционно строители оставляли стропила и балки крыши свободными. Иногда их украшали фермами или скульптурными элементами.

Комната в готическом стиле

Окна

Еще одной важной отличительной чертой готического стиля в интерьере были стрельчатые окна. Они были большими и украшались декоративными элементами, башенками или витражами.

Что это такое?

Весь период развития европейской цивилизации с XI по XVI век, распространившийся в центральных областях, на западе и северо-востоке Европы, называется готическим.

В переводе с итальянского gotico означает «нетрадиционный», «варварский».

Термин был введен итальянцем Джорджо Вазари. Готический период следует за романтическим периодом и завершает развитие средневекового искусства. Поздний Ренессанс рассматривал Средневековье как варварскую эпоху.

В основном этот термин относится к архитектурному стилю в строительстве зданий. Однако готика — это целое направление в искусстве: скульптура, витражи, миниатюра, живопись и фреска.

Главной особенностью готического стиля в архитектуре является дизайн зданий. Он всегда богат, величественен и монументален. Чаще всего этот стиль использовался для религиозных сооружений — церквей и соборов. Причем внешние размеры зданий всегда кажутся гораздо более скромными, чем их интерьеры.

  Как менялся стиль Анджелины Джоли с 1994 года и по наши дни

Высота соборов и храмов обеспечивалась за счет использования в их строительстве каркасной системы. К конструктивным особенностям готических зданий относилось наличие фронтона:

  • нервюр (внутренних опорных арок);
  • аркбутанов (наружных упорных арок);
  • контрфорсов (наружных вертикальных упорных столбов);
  • пинаклей (остроконечных башенок);
  • вимпергов (крестовых сводов, резных фронтонов).

Готический стиль возник на севере Франции в середине двенадцатого века. Первая готическая церковь была построена в аббатстве Сен-Дени. Эта архитектура постепенно распространилась по всем европейским странам, включая Британию, Германию и Испанию. На Апеннинском полуострове готика появилась гораздо позже, претерпела значительные изменения и приобрела собственное «итальянское» направление, которое быстро сменилось Ренессансом.

Разновидности

Всю средневековую готическую архитектуру можно условно разделить на три периода.

  • Ранний, датируется серединой XII и первой четвертью XIII столетия. Второе название периода – стрельчатая готика. К этом периоду относится архитектура Франции. Церковь аббатства Сен-Дени впервые построена с использованием нервюр вместо ребер и от закругленной арки к стрельчатой.
  • Зрелый (высокая готика). Второе название – «лучистая», датируется 1270-1380 годами. Названа так по самому типичному орнаменту периода: окна-розы в виде солнечных лучей. Наиболее яркий образец это парижская часовня Сент-Шапель.
  • Поздний период. Второе название – «пламенеющая готика» – стиль Мануэлино (Португалия) и Исабелино (область Кастилии, Испания). Датируется концом XIV-началом XVI столетия. Характерные отличительные черты в орнаментах: удлиненные фронтоны и вершины арок, наличие узоров, напоминающих языки пламени.

В Западной и Центральной Европе (Британии и Германии) этапы готического средневековья делятся по-своему.

  • Ланцетовидная готика, характерная особенность – это собранные в виде пучка нервюры, зрительно напоминающие ланцет. Характерна для XIII столетия, яркий образец – собор в Солсбери. В отделке отсутствуют орнаменты, преобладает простота и строгость.
  • Появление декоративных элементов в отделке послужило толчком к названию нового периода – «украшенная готика». Свод собора оснащался дополнительными ребристыми геометрическими выступами. Датируется XIV столетием. Наиболее ярко представлена в соборе Эксетера.
  • Перпендикулярная готика, относится к XV столетию. Название происходит от большого количества прямых линий в отделке.
  • В первой трети XVI столетия появляется тюдоровская готика. Характеризуется строительством светских зданий, в качестве основного материала использован кирпич. Первые строения, выполненные в стиле тюдоровской готики – лондонский дворец Сент-Джеймс.

По мере развития ремесла дома постепенно приобретают более привычный для нашего времени вид. Разрабатываются новые, более удобные конструкции мебели, изготавливается декоративная мебель с занавесками.

Современная архитектура сочетает в себе различные стили. В больших городах строятся современные, высокотехнологичные и конструктивистские здания.

Только при строительстве загородных домов готические элементы используются чаще всего: Каменные здания, высокие арочные окна с витражами, башни на крыше и классические серые или фиолетовые цвета в отделке.

Новейшие технологии 21 века позволили расширить диапазон используемых цветов. Помимо классических готических цветов — белого, серого, черного, темно-синего и зеленого, для витражей, мебельных покрытий и ковров теперь можно использовать розовый, голубой, желтый и оранжевый.

Применение в интерьере

При перепланировке малоэтажных зданий не обязательно делать все, что необходимо и характерно для готического стиля.

  • Строительство дома можно вести из кирпича и бетонных блоков, а в отделке использовать декоративную штукатурку или панели, имитирующие камень.

Характерными для готического стиля являются перекрещивающиеся арки и колонны, которые образуют каркас дома и создают многоярусный свод.

На крыше высокого помещения стиль подчеркивают открытые балки или деревянные балки. В оформлении крыши могут быть использованы роспись, лепнина, кованые или чугунные элементы. Стиль подчеркивается использованием облицовки из известняка, мрамора или дикого камня в нижней трети стены.

Очень хорошее сочетание получается, когда используется оштукатуренная стена и остается частично открытая кирпичная кладка. Комната выглядит интересно благодаря черной окраске стен, характерной для готического стиля. Занавес с обоями или тканями выглядит очень интересно и богато. Черный фон с серой окантовкой, глубокий бордовый или фиолетовый, бутылочно-зеленый и светло-голубой или кроваво-красный создают викторианскую атмосферу.

  • Готический стиль в городской квартире достигается выбором окружающей обстановки и мебели.

Для создания правильного викторианского дизайна размещают декоративные камины, свечи, небольшие фарфоровые скульптуры, бронзовую и медную посуду.

Мебель простая, прочная и немного грубоватая. Мебель включает в себя богато украшенные изголовья кроватей, высокие резные спинки стульев, шкафы с панелями и прикроватные тумбочки с несколькими ярусами шкафов. Обязательно наличие антикварных высоких зеркал, кованых каминных решеток, причудливых светильников с хрустальными подвесками, резных сундуков и необычных табуретов.

Готический дизайн кухни больше подходит для загородного дома. Трудно представить себе большой стол или шкаф, свечи или кованые подсвечники на кухне в маленьком городке. Чтобы заявить о готическом стиле, обычно используют высокие шкафы и буфеты с арочными элементами. Мебель, оформление потолка и использование кованых элементов также хорошо работают в большой комнате. В большой столовой полезно использовать высокие стулья с резными спинками и специальное освещение.

При ремонте хорошо заменить окна. Можно установить высокие конические рамы. А можно просто вставить в окна цветные витражи.

Готический декор ванной комнаты не означает черный и мрачный. Это означает роскошь и изысканность. Маленькие комнаты требуют тщательного подбора отдельных предметов мебели. Обычно используется уникальная мебель, желательно с золотым орнаментом, и необычная сантехника.

  Стили одежды: все, что вам нужно знать

В довольно большой комнате хорошо будет смотреться чугунная ванна темного цвета на львиных лапах с приподнятым полукруглым изголовьем. Краны должны быть золотистого цвета, чтобы не нарушать гармонию с общим декором. Стены можно оформить в серых тонах, например, деревянными панелями или декоративной штукатуркой. Потолок должен соответствовать стенам и быть того же цвета. Попробуйте использовать зеркальную плитку. На полу лучше использовать плитку.

Готический стиль в архитектуре: элементы

Готический стиль можно узнать по аркам, поясам, поперечным балкам, контрфорсам и сводам. В первые две минуты видео вы узнаете, что это за элементы.

Каркасная система готической архитектуры является характерной чертой стиля. Характерные черты

  • высокие арки и своды, стремящиеся ввысь в форме стрел, дуг и крестов,
  • наружные полуарки, передающие нагрузку за пределы основного здания (аркбутаны),
  • вертикальные конструкции, принимающие на себя эту нагрузку (контрфорсы),
  • узорчатые мозаичные окна.

Готический стиль в архитектуре: элементы

На основе этих характеристик французские искусствоведы XIX века пытались классифицировать готические стили. Термин rayonnant (фр.: лучистый) был придуман для описания радиальных лучей окон в форме розы. Его используют и современные искусствоведы.

Уделите немного времени более подробному изучению готических куполов на примере Торрес-де-Серранос в Испании (Валенсия):

Строительство

Строительство великолепных готических зданий было невозможно без железных инструментов, пил, блоков, больших колес для подъема материалов наверх. Наличие свинца, плитами которого покрывались крыши, было необходимым. Все эти условия стали возможны в Европе в XII веке.

Огромные священные здания требовали камня, который часто привозили из далеких каменоломен. Процесс строительства готических шедевров занял сотни лет. Мы можем видеть его на картинах средневековых художников Яна ван Эйка и Питера Брейгеля Старшего.

Оценка и влияние готики

готический стиль в архитектуре: храм в Милане

Восприятие готики было крайне неоднозначным. Основатели итальянского Возрождения, Брунеллески и Донателло, черпали вдохновение из этого стиля в своих работах. В то же время готика воспринималась как искусственная и оторванная от природы, и поэтому считалась символом мрака и ретроградства.

Мольер назвал готические соборы «чудовищами» и «пережитками невежественного века». А Венсан Саблон воспевает их в своих стихах. Восприятие готики в фантастическом ореоле таинственности в эпоху романтизма XVIII и XIX веков привело к переосмыслению философии средневековой архитектуры.

В своей работе «Готическая архитектура и схоластика» историк искусства профессор Эрвин Панофски (1892-1968) подробно объясняет развитие готической философии в Европе, которая была сосредоточена в университетских центрах и представляла собой синтез католической теологии и логики древнегреческого Аристотеля. Он утверждает, что обе философии развивались по принципу «идея — противопоставление — ответ».

Прочитайте статью Готические соборы Средневековья, в которой описаны самые известные соборы, воплощающие этот стиль.

Считаете ли вы, что в готическом архитектурном стиле есть что-то чудовищное? Напишите свое мнение в комментариях. Есть ли готическая архитектура рядом с вами? Поделитесь своими знаниями с друзьями в социальных сетях. Оцените статью, выбрав количество звезд ниже.

Если вы не хотите пропустить статью, сделайте ее в социальных сетях.

Готический стиль в искусстве

Готический стиль. фото

Скульптура сыграла важную роль в формировании образа готического собора. Экспрессия, монументальность и конкретность образов главным образом отличают готическую скульптуру от других скульптур.

Через несколько десятилетий после появления готических элементов в скульптуре и архитектуре, готическая тенденция получила развитие в живописи. Витражи стали важным направлением в готической живописи, постепенно вытесняя фресковую живопись.

Техника витража осталась прежней, но цветовая палитра изменилась и стала более яркой и красочной. Сюжеты витражей стали более сложными, использовалось бесцветное стекло.

Расцвет книжной миниатюры также приходится на готический период. Наиболее значительными представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбург и Робин Тестар.

В этот же период получил развитие жанр портрета, в котором появляется индивидуальное изображение конкретного человека, заменяющее традиционное фрагментарное изображение. Примером этого стиля является портрет Эдуарда Виндзора, 3-го барона Виндзорского, его жены Екатерины де Вер и их семьи.

С последней четверти четырнадцатого века в европейском изобразительном искусстве доминировал стиль, известный как Международная готика. Этот период был переходным к живописи раннего Возрождения.

В наше время готика считается одним из самых изящных и выразительных стилей, отмеченных печатью хорошего вкуса.

Декоративно-прикладное искусство

Позднее Средневековье характеризуется расцветом городской цивилизации, развитием торговли и ремесел. С середины XIII века начинается строительство светских зданий, таких как ратуши, рынки, дома гильдий и роскошные замки для знати. Все элементы экстерьеров и интерьеров зданий следовали готической архитектурной форме. Одним из крупнейших европейских замков этого периода является Авиньонский папский дворец (1334 — 1364), убранство которого, как и других средневековых интерьеров, сохранилось лишь частично. Примечательны «решетчатые» фрески, изображающие сцены охоты и рыбалки, созданные под руководством Маттео Джованетти. Искусство ткачества, пришедшее через мусульманский Восток, сначала развивалось в Скандинавии и Германии. Здесь пергола не только украшала интерьер, но и служила для защиты от сквозняков и для изоляции. С конца XIV века производство пергол в Европе превратилось в важнейшую отрасль декоративно-прикладного искусства. Важные мануфактуры были созданы в Париже, а позднее в Аррасе.2 Одним из выдающихся произведений позднего Средневековья, сравнимым с лучшими образцами фресковой живописи, является серия беседок с сюжетами из Апокалипсиса, так называемый Анжерский Апокалипсис (1370 — 1375), выполненный по заказу Людовика I Анжерского. Подготовительные рисунки были выполнены брюггским миниатюристом Эннекеном, а моделями послужили миниатюры из комментария X века к Апокалипсису Беатуса Либанского. Работа была выполнена парижскими мастерами под руководством ткача Карла V Николя Батайля. Перголы сохранили плоский образ, подчеркнуто двухмерное изображение миниатюрного пространства комментария. По сравнению с оригиналом, тема конфликта человека с силами зла решена в более иконографическом ключе с ярко выраженной простонародной основой.

  10 лучших детских чемоданов на колесиках. Чемодан для девочки.

Готический стиль: средневековая готика в архитектуре и искусстве. Что такое готика. 2

Апрель. Миниатюра из замечательной Часослова герцога Беррийского

Время крестовых походов произвело революцию в оружейной промышленности. Европейцы познакомились с легкой кованой сталью Востока. На смену тяжелой бензопиле пришел новый тип доспехов: куски металла, соединенные шарнирами, которые могли покрывать территорию сложного контура и обеспечивали большую свободу движений. Дизайн новых доспехов привел к появлению новых форм европейской одежды. В этот период также возникли почти все известные сегодня техники кроя. В отличие от более раннего свободного, «рубашечного» романтизма, готическая мода проявилась в сложном и облегающем крое одежды. Готическая одежда достигла своего пика в конце XIV-XV веках, когда мода, зародившаяся при бургундском дворе, распространилась по всей Европе. В XIV веке мужская одежда стала короче: теперь длинные мантии носили только пожилые люди, врачи и судьи. Узкие пиджаки (с конца XIV века Upeland), узкие chousses, короткие пальто — одежда воплощала эстетический идеал того времени: образ стройного молодого человека, благородного джентльмена. В женской одежде юбка отделена от лифа. Ширина юбки увеличивается за счет дополнительных вставок из ткани. Верхняя часть одежды состоит из узкого лифа с узкими длинными рукавами и треугольным вырезом на груди и спине. Тело женщины наклоняется назад, образуя S-образный силуэт, так называемый «готический изгиб». Как и архитектура той эпохи, готическая одежда была вертикальной: прозрачные манжеты, заостренные манжеты, ластовицы, богато украшенные головные уборы, удлиненные топы (атуры) и остроносые сапоги подчеркивали эту тенденцию. Самым популярным и дорогим цветом был желтый, который считался мужественным.

Неоготика

Готический стиль: средневековая готика в архитектуре и искусстве. Что такое готика. 3

Готическое возрождение — художественный стиль XVIII-XIX веков, воспринявший формы и традиции готики. Готическое возрождение зародилось в Великобритании, но распространилось на континентальную Европу и даже Америку.

Иногда готические элементы странным образом уживались с новейшими технологиями того времени, например, опоры Бруклинского моста в Нью-Йорке имели арки в форме готических окон. Самым известным примером неоготики являются британские здания Парламента в Лондоне. В США стоит упомянуть неоготический собор Святого Патрика в Нью-Йорке.

Готика в России

Готический стиль: средневековая готика в архитектуре и искусстве. Что такое готика. 4

В Средние века готика была почти неизвестна в России, находившейся под влиянием византийской культуры. Однако в архитектуре стен и башен Московского Кремля можно обнаружить определенное сходство с европейской готикой. Готическая архитектура проникла в Россию только в период неоготики, то есть в конце XVIII века. Появление неоготики в России связано с архитектором Юрием Матвеевичем Фельтеном. Под Санкт-Петербургом по его проекту были построены неоготические Чеченский дворец (1774-1777) и Чеченская церковь (1777-1780).

Неоготический стиль четко прослеживался в царской резиденции в Царицыне (Москва) — важнейшем памятнике стиля «русской готики» и крупнейшем псевдоготическом комплексе Европы.3 По проекту архитектора Василия Башенова и — после его увольнения — по проекту Матвея Казакова (Большой дворец) было построено множество зданий и сооружений. По замыслу архитекторов, помимо типичных элементов европейской готической архитектуры, были использованы элементы, характерные для русской архитектуры и ведущего направления того времени — классицизма. Дворец состоит из Большого дворца (построен в 1786-1796 годах), Оперного театра, Хлебного дома и других зданий. Императрица Екатерина II, по заказу которой строился дворец, сочла вариант Башенова слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма!»), реконструкция затянулась на долгие годы и была остановлена после смерти императрицы. Сегодня дворцовый комплекс восстановлен и реконструирован.

Готический стиль: средневековая готика в архитектуре и искусстве. Что такое готика. 5

Одним из типичных примеров неоготического стиля в Москве является Благовещенский римско-католический собор, построенный в 1901-1911 годах.

Несколько культовых зданий в неоготическом стиле можно найти и в восточной части России. В частности, в этом стиле были построены католическая церковь Святого Сердца в Самаре (1906), Успенский собор в Иркутске (1881-1884) и др.

Примеры средневековой готической архитектуры в России можно найти в Калининградской области (бывшая Восточная Пруссия). Здесь сохранилось около двадцати замков (см. Замки Калининграда) и большое количество церквей, но большинство из них находится в полуразрушенном состоянии. В самом Калининграде сохранился средневековый кафедральный собор и многочисленные неоготические здания (15 городских ворот и церквей). В Ленинградской области также сохранилось несколько зданий. Большинство из них находится в Выборге (здание банка на рыночной площади, здание рынка, церковь Иакинфа (XVI век) в Старом городе), но самым важным является единственный в России (за исключением Калининградской области) средневековый замок, основанный Швецией в 1293 году. К сожалению, неоготический собор не сохранился до наших дней. Он был частично разрушен в 1944 году и окончательно снесен в 1950-х годах. Несмотря на неоднократные обращения финского правительства с предложением поддержать восстановление собора по старым планам, они остались без ответа. В городе Приморске (бывшем финском Койвисто) находится уникальный памятник архитектуры — здание лютеранской церкви (конец XIX века).

Оцените статью
Добавить комментарий