Монастырские пещеры, из которых 56 помещений сохранились в удовлетворительном состоянии, а 30 – значительно повреждены под воздействием времени, расположены на пяти ярусах, которые соединены между собой лестничными переходами. Есть вероятность, что в средние века в монастыре имелись также наземные строения на плато, находящемся над пещерами, однако они до наших дней не сохранились.
Свято-Саввинский мужской монастырь в урочище Чилтер-Мармара
Свято-Саввинский мужской монастырь — это православный монастырь, посвященный преподобному Савве Освященному, который находится в Симферопольской епархии Украинской Православной Церкви. Он располагается в урочище под названием Чилтер-Мармара. Название данного пещерного монастырского комплекса Чилтер-Мармара связано с двумя аспектами: во-первых, с особым рельефом скалы, пронизанной пещерами (слово «Чилтер» переводится как «Решетка»), а во-вторых, с близостью к средневековому поселению Мармара, которое находилось неподалеку от монастыря.
История: уточнения и предположения
История возникновения монастыря охватывает различные предположения. Есть гипотезы о его основании в VIII или IX веках, когда, согласно предположениям В.Г. Васильевского и Ю.А. Кулаковского, иноки-иконопочитатели могли бежать в Крым из Византии. С другой стороны, возможно, что монастырь был основан в XII или XIII веках местными ревнителями благочестия.
Расширение и перестройка монастыря имели место в конце XIV — середине XV века, что совпадает с периодом расцвета княжества Феодоро, расположенного в юго-западной части горного Крыма. Однако после 1475 года монастырь пришел в запустение в результате османского завоевания Феодоро.
В конце XIX века — начале XX века началось научное исследование и детальное описание архитектуры монастыря.
В 2007 году в обители вновь восстановилась монашеская жизнь.
Исторические факты о православии в Крыму
Несмотря на отсутствие информации о монастыре в исторических источниках Бельбекской долины, историки предполагают, что его основатели представляли одно из направлений византийского христианства. Если считать, что монастырь был основан в IX веке, то он появляется значительно раньше официального православия, которое начало свою историю с 1054 года. Однако есть и другая версия, согласно которой он мог быть основан в XIII веке и изначально носить православный характер.
Название Челтер-Мармара звучит довольно необычно, и его происхождение, как и само название, не имеет однозначного объяснения. «Челтер» в переводе с татарского означает «сито» или «решето». Так местное население называет гору, на которой расположен монастырь. Это название указывает на обилие пещер, которые сформировались там естественным образом, и церковные служители в полной мере использовали эти природные образования. В настоящее время в окрестностях селения Терновка нет упоминаний о поселении с названием Мармара, но существует гипотеза, что в средние века такое населённое место действительно существовало.
Согласно распространенной версии, монастырь активно функционировал до XV века и был разрушен турецкими захватчиками. Хотя турки, как известно, проявляли терпимость по отношению к православным, что позволяло иноверцам свободно исповедовать свою религию, они также были в курсе того, что монахи часто обладали значительными богатствами. Поэтому на протяжении военных кампаний не упускали возможности ограбить церковные владения, что делает эту версию вполне правдоподобной. После разрушения об этом месте забыли на долгое время, и только в 1886 году известный исследователь Бертье-Делагард посетил его руины, вызвав интерес к монастырю вновь.
Приход в обитель: архитектура и укрепления
Турецким захватчикам, вероятно, пришлось приложить немало усилий для захвата хорошо укрепленного пещерного монастыря Челтер-Мармара. Он занимал пять уровней, составленных из естественных и искусственных пещер, сохранились остатки каменной оборонительной стены. В общей сложности здесь находится 50 помещений, часть из которых уже разрушена.
Первый ярус — это ряд небольших выемок в скалах, использовавшихся для хозяйственных нужд иноков. Это также служило своего рода кладбищем с усыпальницами, отличительными признаками которых являются небольшие круглые входы. Здесь же можно увидеть и бывшие кельи, представляющие собой маленькие комнаты с низкими входами.
Наиболее впечатляющим является второй уровень, куда можно попасть по каменным лестницам с нижнего яруса. Здесь расположена галерея, поддерживаемая каменными колоннами, что создает великолепный вид на окрестности. Из этой галереи можно попасть в 11 сравнительно просторных комнат, многие из которых имеют естественное происхождение. Особое внимание привлекает огромный зал площадью 150 кв. м с колоннами, выполненными из камня. Здесь монахи вырезали в камне пять ёмкостей для сбора дождевой воды, что было крайне удобно и позволяло подготовиться к возможной осаде.
Третий ярус частично разрушен, но изначально в нем находилось 15 помещений, соединённых коридорами и лестницами. В одном из таких помещений археологи нашли две гробницы с надписями, выполненными краской на греческом языке. К сожалению, за прошедшие века эти надписи значительно стерлись, и расшифровка их стала невозможной. Все помещения на этом уровне имеют окна — отверстия в скале, обращенные на долину.
На верхние уровни монастыря выпало наибольшее количество разрушений. На самый верхний уровень можно подняться через открытие на вершине горы, но это занятие требует осторожности и бдительности, так как может быть небезопасным. Есть предположение, что на этом уровне располагалась монастырская церковь, возможно, даже несколько храмов.
Однако важно замечать, что информация о монастыре может быстро устаревать. Сегодня пещерный монастырь Челтер-Мармара в Крыму снова стал действующим. В его помещениях обосновались монахи, которые активно работают над адаптацией пещер под современные нужды, их утеплением и организацией подсобного хозяйства. Прошли те времена, когда посещение пещер было вопросом лишь личного интереса и осторожности туристов.
Отзывы о происходящих изменениях сильно разнятся. Некоторые люди одобряют восстановление культовых объектов, тогда как учёные выражают опасения, что вмешательство монахов может привести к уничтожению уникальной древней пещерной архитектуры. Современные представления о жизни монахов и новые религиозные практики имеют мало общего с условиями их проживания в Средневековье.
Что стоит увидеть в монастыре Челтер-Мармара
Монастырская обитель, вырезанная в скалах, изначально состояла из пяти ярусов и около 50 помещений, которые использовались как для хозяйственных, так и духовных нужд братии. Из этих ярусов туристы предпочитают посещать три нижних, так как верхние значительнее пострадали от времени. Нижний ярус содержит маленькие помещения, которые когда-то служили кельями, усыпальницами и различными складами. С него можно подняться на 2-й ярус, где сохранилось 11 залов, в которых когда-то находились церкви, трапезная и покои настоятеля. Самая большая из церквей занимает площадь более 150 кв. м, и верующие могут помолиться в ней перед иконами Святого Саввы и других святых.
Наиболее сильное впечатление на туристов, как правило, производит захватывающая панорама, открывающаяся с галереи второго яруса— сделать плохие фотографии здесь практически невозможно. Третий ярус, состоящий из 15 помещений, менее ухожен. В одном из залов учёные обнаружили две средневековые гробницы с надписями на греческом языке, и пока не установлено, кто там покоится.
Над монастырем проходит Большая севастопольская тропа — долговременный туристический маршрут, который охватывает довольно обширную территорию. В непосредственной близости находятся родник Бильдран-Чокрак, храм Донаторов и Эски-Кермен — один из крупнейших пещерных городов Крыма. Весной леса вокруг монастыря покрываются бело-желто-синим ковром из подснежников, крокусов и пролески, в то время как поляны вдоль обрыва превращаются в сиренево-лиловый ковёр сон-травы.
(2 оценок, среднее: 4,50 из 5)
История монастыря
- Считается, что основателями данного монастыря стали так называемые иконопочитатели — участники одной из ранних ветвей христианства. Это событие могло произойти в IX веке, и если это так, то значит, что до появления официального православия прошло достаточно времени — монастырь стал культурно значимым объектом;
- Название монастыря в переводе с крымско-татарского языка означает «сетчатая конструкция», так как естественные полости и гроты горы создают галереи, напоминающие решетку с четырехъярусной структурой. Однако существует и множество альтернативных трактовок;
- Увы, монастырь также стал объектом нападений. Несмотря на то что к христианству даже турки в тот период относились достаточно терпимо, предполагаемая богатая кладовая монастыря делала его привлекательным объектом для грабежей, и поэтому необходимость обороны была вполне естественной — монахи знали, как защищать свои владения и старались не подпускать захватчиков.
Множество посетителей, которые лично посетили пещерный монастырь Челтер-Мармара в Крыму, с радостью делятся впечатлениями о том, насколько это уникальное место. Оно предлагает великолепную возможность окунуться в атмосферу средневековья, ознакомиться с бытом монахов и узнать тонкости их религии.
При непрерывном изучении доступны несколько ярусов обители, что превращает прогулку по этому месту в настоящее приключение. Здесь действительно много пространств для исследования, и у каждого яруса есть свои характерные особенности — уделите достаточно времени блужданию по этим старинным местам;
С 2007 года на территории пещерного монастыря обосновались современные монахи, которые стараются сохранить выработанные веками традиции и образ жизни своих предков. По решению симферопольской епархии был основан Спасо-Преображенский скит Свято-Климентовского Инкерманского мужского монастыря. Примечательно, что монахи вновь обосновались в монастыре — теперь это не просто статичное музейное выражение, а полноценный живой монастырь. Множество факторов постепенно формируют впечатление о том, что эта поездка будет незабываемой и крайне интересной — не упустите возможность стать ее частью.
Историки считают, что именно в ходе заморского вторжения XV века была нарушена привычная жизнь монахов. Стены пещерного монастыря Челтер-Мармара, несмотря на свою мощь и крепость, не выдержали натиска противника, и монастырь был разрушен. В дальнейшем он оставался заброшенным и опустошённым на протяжении половины тысячелетия. Только в 1886 году известный исследователь Бертье-Делагард поведал миру о руинах монастыря, что положило начало новой истории и вновь привело к интересу к его наследию.
В прошлом монахи воздвигли в пещерах горы целый храмовый комплекс, сохранивший свою религиозную значимость и сегодня. Помещения храмов соседствуют с монашескими кельями и имеют все атрибуты православной культуры.
Не забудьте сделать фотографии на память — каждый ярус этого монастыря уникален и восхитителен. Например, на втором ярусе находятся каменные лестницы, галереи с каменными колоннами и много других интересных элементов, включая ёмкости для сбора дождевой воды и необычно устроенные кельи. Каждая деталь способствует созданию уникальной атмосферы, что помогает лучше ощутить дух этого места.
Расположение объекта: п. Терновка, Балаклавский район, Севастополь
Кезские Каменоломни. Возле развалин села Кезы (Красная поляна).
Горные выработки известняка закрытого типа на Керченском полуострове находятся на северо-западной оконечности Кезинского горного хребта (северное крыло Кезинской синклинали) и располагаются в верховьях ущелья Красная Поляна. Датируются началом XI века.
Ташкалакские (Чокракские) каменоломни в Восточном Крыму
Ташкалакские (Чокракские) каменоломни — это подземные выработки в окрестностях города Керчь, на склонах горы Ташкалак. Выработки проводились в известняках Кезинской синклинали с использованием пильного способа. Добыча велась до середины XX века.
Мраморная пещера в Крыму: описание и фото
Крым относится к горным регионам Российской Федерации, и, как следствие, здесь имеется множество пещер. Одна из них — Мраморная, расположенная на массиве Чатыр-Даг, точнее на его нижнем плато на высоте 900 метров над уровнем моря.
Пещера Эмине Баир Хосар
Крым известен своими пещерами, среди которых особое место занимает пещера Эмине Баир Хосар, называемая также Мамонтовой в честь найденных там останков ископаемых животных. Это место расположено в горном массиве Чатыр-Даг.
Как добраться из Севастополя
Добраться до монастыря из Севастополя удобнее всего на личном или арендованном автомобиле. Можно оставить его на парковке у местного тепличного хозяйства. Затем, следуя по тропинке к лесу, нужно свернуть сначала на левую, а затем на правую развилку.
Если нет возможности доехать на автомобиле, можно воспользоваться автобусом № 40 или маршруткой № 109, которые ходят от остановки «Пятый километр» Балаклавского шоссе. Необходимо предупредить водителя и выходить в Терновке примерно через 40 минут.
Информация для туристов
Обитель открыта для посещения с 9 до 18 часов. Кроме самостоятельного посещения, в монастыре организуются экскурсии.
Мир княжества Феодоро
Во время этой шестичасовой экскурсии путешественники имеют возможность посетить два пещерных объекта византийского княжества Феодоро – крепость Эски-Кермен и монастырь Челтер-Мармара. Основная стоимость экскурсии составляет 11300 рублей для группы до четырех человек, путешествующих в внедорожнике с кондиционером. Вход в городище Эски-Кермен (100 рублей) оплачивается отдельно. В стоимость экскурсии включены чай, вода и легкий перекус. При желании, за доплату в 100 рублей, можно заказать обед.
Тур из Севастополя
В маршруте из Севастополя предусмотрено посещение как монастыря Челтер-Мармара, так и озера Мангуп, расположенного у подножия одноименного пещерного города. После отдыха на озере желающие смогут подняться на скалу Крокодил и сделать эффектные фотографии.