Несмотря на это, посуду из довольно мягкого сплава с пробой 916 изготавливают на заказ, причем она отличается высокой стоимостью. Такие изделия включают в себя графины, бокалы и рюмки, а также элементы столового декора, как правило, с нанесенной эмалировкой. В свою очередь, серебро пробы 960 используется исключительно для создания уникальных изделий, обладающих выраженными антисептическими свойствами, благодаря высокой чистоте металла.
Старинное русское серебро, каталог проб
Производство серебряных изделий в России началось только в XVIII веке, в то время как в Европе этот процесс начался гораздо раньше, во XIV-XV веках. До этого времени мастера использовали серебро исключительно для создания церковной утвари, которая задействовалась во время богослужений. Наиболее распространенными предметами из старинного русского серебра были оклады икон, серебряные чаши и нательные крестики, которые традиционно надевались на младенцев после крещения.
Слава о мастерстве русских ювелиров быстро распространилась, привлекая внимание обеспеченных дворянских семей, которые начали интересоваться серебряными работами. Чтобы удовлетворить растущий интерес стоимостью, мастера начали выпускать посуду и ювелирные украшения из серебра. Спустя два десятилетия русские ювелиры заняли одно из ведущих мест на международной арене в мире ювелирного искусства. Серебряные изделия находили восторженные отзывы даже у российских императоров. Например, Елизавета II проявляла особую любовь к серебряным предметам, оформленным в стилях позднего барокко и рококо. В её правление мастера начали создавать ранее неизвестные серебряные вещи, выполненные в восточном стиле с использованием слоновой кости.
Императрица Екатерина Великая также испытывала восхищение к изделиям русских ювелиров. Период её правления известен, как «блестящий век Екатерины», когда ювелирное искусство достигло поразительных высот. Изделия с пробами того времени ценятся особенно высоко и отличаются оригинальностью, не поддаваясь слепому подражанию. Мастера работали в городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, и Великому Устюгу, создавая изделия, отличающиеся уникальной красотой и изяществом. Особенно популярными стали серебряные украшения с сложными орнаментами. Яркие и праздничные произведения, созданные в «новом русском стиле», опирающемся на национальные мотивы и стилистику, принесли мировой славу известнейшим российским ювелирным брендам.
На сегодняшний день русские серебряные изделия также привлекают внимание, поскольку талантливые мастера современных ювелирных заводов продолжают создавать произведения искусства, за которые коллекционеры и ценители готовы платить значительные суммы. Изделия времён царской России остаются к тому же высоко ценимыми, и их стоимость увеличивается с каждым годом. Множество крупных городов в царской России прославилось выдающимися артелями и мастерами серебряной работы. Наиболее известные шедевры ювелирного искусства были созданы в следующих городах:
- Великий Устюг;
- Вологда;
- Горький;
- Казань;
- Петербург;
- Москва.
Традиции и мастерство передавались из поколения в поколение, а артелями и мастерскими достигались выдающиеся успехи в области ювелирного искусства. Работы русских мастеров легко отличаются по пробирным клеймам и характерному художественному почерку, который был сформирован годами труда. Эти изделия представляют собой настоящие произведения искусства русского ювелирного дела. Информация о пробах и клеймах русского серебра может быть найдена в каталоге проб русских серебряных изделий.
Пробы серебряных изделий, подделки и подлинники
Сегодня ювелирные изделия царской России считаются исключительно ценными, привлекая внимание коллекционеров, что часто становится причиной их подделки. Нередко подделки изготавливаются с высоким уровнем искусности, и распознать оригинал порой бывает очень сложно. В этой связи важно детально ознакомиться с пробирными клеймами, чтобы избежать подделок, которые особенно часто встречаются на антикварном рынке. Основным инструментом эксперта в данной области является тщательное изучение старинных проб. Здесь любой, даже самый незначительный, нюанс имеет значение. Важны такие аспекты, как расположение проб, детализация клейма, наличие следов перебитых проб, признаки литых проб вместо выбитых, качество краев серебряной пробы и соответствие клейма определенной эпохе и художественному стилю мастера. Универсальных правил в этом вопросе не существует, однако начинающим экспертам полезно следовать нескольким простым рекомендациям:
- Тщательно осмотрите клеймо на изделии. Оно должно быть отчетливым, ровным и без царапин. В отличие от европейских ювелиров, русские мастера использовали печати для создания клейма, а не надписи.
- Даже если клеймо выглядит четким, это ещё не гарантирует оригинальность работы. Внимательно изучите орнамент и сравните его с клеймами в нашем каталоге. Совпадают ли все детали орнамента? Если совпадения отсутствуют, скорее всего, изделие является подделкой.
Например, на антикварном рынке недавно появились так называемые «императорские» ложки. Определить, что это подделка, на самом деле не так сложно: клейма на них изображены отсутствуют. Тем не менее, существует множество других хитростей, которые могут помочь различить подделки. Серебряные пробы бывают литые, перебитые и так далее, но об этом мы поговорим в следующих материалах.
Если вы занимаетесь коллекционированием старинных русских серебряных предметов или выбираете подарок, изучите наш каталог старинного серебра. Наши консультанты антикварного магазина помогут вам найти серебряное изделие в качестве подарка или для пополнения вашей коллекции, предоставят подробную информацию об истории каждой вещи, помогут выяснить происхождение клейма и удостовериться в его подлинности.
История клеймления
При маркировке, которая наносится на все серебряные изделия, используются цифры и буквы. В то время как ювелирные мастера прошлых столетий наносили клеймение с подробной информацией, включая имя мастера, ценность изделия и дату выпуска, современные клейма отличаются миниатюрным размером, и прочитать их можно лишь при помощи специальных увеличительных приборов.
Маркировки изделий, сделанных из драгоценных серебряных сплавов, имеют свою историю и этапы формирования, причем в каждой стране они развивались по-своему. По историческим данным, в России указ о первом нанесении клейма на драгметаллы датируется 1613 годом. Согласно царскому указу, все русские ювелиры были обязаны использовать серебряный сплав, идентичный лигатуре иностранной монеты – талера. Содержание чистого серебра в талере составляло не менее 93%. Маркировка серебра осуществлялась специально уполномоченными пробирными мастерами, и клеймо вскоре стало называться пробой. Само клеймо представляло собой круг с тремя буквами Є?Ќ и использовалось до 1697 года.
Очередной царский указ об установлении норм пробирования в России был принят уже в 1896 году, когда территорию государства разделили на 11 округов, каждый из которых имел своё клеймо для серебра. Ювелирам, работающим при царском дворе, было разрешено маркировать серебряные изделия клеймом с изображением царского герба.
Начиная с 1899 года, было утверждено общее клеймо в виде женской головы с кокошником, профиль которой был обращен вправо. Уже в 1908 году это клеймо снова изменили, и профиль изображения стал смотреть влево. При этом добавили шифр пробирного учреждения в виде греческой буквы.
Виды
С начала первого нанесения клейма на серебряное изделие и до сегодняшнего дня вид маркировки претерпел множество изменений. Существовала официально признанная таблица клеймения, но не все виды маркировок попали в её поле. В наши дни остались лишь наиболее распространенные образцы, остальные были утеряны безвозвратно.
В современном мире клеймо обязательно для некоторых видов серебра.
- Сплав 800 пробы – подразумевает содержание не менее 80% серебра и 20% лигатуры в виде меди. Однако такой состав подвержен быстрому окислению, что приводит к его потемнению.
- Сплав 875 пробы – включает не менее 87,5% благородного серебра. Данный материал чаще всего используется для изготовления украшений и столовых приборов.
- Сплав 925 пробы – состоит на 92,5% из серебра, обладает высокой устойчивостью к коррозии, не имеет желтоватых оттенков и легко формируется при производстве изделий. Этот сплав популярен для ювелирных украшений.
- Сплав 960 пробы – имеет в своем составе не менее 96% серебра и используется для высокохудожественных изделий с эмалью, а также для производства дорогих украшений.
В зависимости от процентного содержания серебра в сплаве, изменяются его характеристики и внешний вид готовых изделий.
Чем выше содержание чистого серебра, тем меньше заметна желтизна на украшениях или столовых приборах, сделанных из данного сплава.
В России
После принятия унифицированного клейма в царской России в 1899 году изменения в маркировке не прекратились. Старое клеймо было обновлено еще несколько раз.
- 1908 год – во всех округах России мастера должны были маркировать свои изделия новым клеймом. Оно изображало женский профиль, украшенный кокошником. Профиль выглядел вправо, а проба указывалась в золотниковой системе.
- 1927 год – после свержения царского режима была изменена проба для серебра. Женский профиль заменили изображением головы рабочего в кепке с добавлением изображения молота. Теперь проба указывалась не в золотниковой, а в метрической системе. Шифр пробирного учреждения продолжал обозначаться греческой буквой.
- 1958 год – в СССР вновь введено новое клеймо для маркировки серебра. Оно содержало изображение серпа и молота, которые находились в центре большой пятиконечной звезды. Шифр пробирной палаты теперь обозначался заглавной буквой кириллицы.
- 1994 год – после распада СССР российские серебряные изделия начали маркироваться в соответствии с сегодняшними стандартами. Проба серебра теперь указывает на состав сплава в метрической системе.
Согласно действующим в стране законам, все изделия из серебра обязаны иметь пробу.
Изделия, изготовленные из драгоценных металлов, которые не имеют пробы и находятся в продаже, считаются незаконными.
Кроме пробы, на серебряных изделиях также ставят именник. Любой производитель, будь то государственный или частный, обязан зарегистрировать свое именное клеймо. Это значит, что на каждом изделии будет указана и проба, и именник, который показывает, кем именно было произведено изделие. На именнике указана цифровая расшифровка изготовителя, которая меняется каждый год. Все именники должны быть зарегистрированы в инспекциях, следящих за пробированием, так что два одинаковых именника от разных производителей не могут существовать. В Российской Федерации функционируют 18 пробирных инспекций, каждая из которых имеет свою букву для шифрования в маркировке.
Что обозначают серебряные клейма на ложках
Серебро, хотя и недорогой, но благородный металл, подлежит обязательному клеймению. Для серебра в России предусмотрено клеймо в виде лежащего бочонка. Помимо числа, обозначающего содержание драгоценного металла, там обязательно изображается женский профиль в традиционном русском кокошнике.
Помимо обязательного пробирного клейма, на серебре могут быть проставлены и другие знаки. Обычно это логотипы производителей, торговых марок и брендов.
Разобраться во всем этом многообразии достаточно сложно, особенно когда речь идет об антиквариате. Наилучший способ – отдать изделие на профессиональную экспертизу. Эксперт определит не только содержание металла, вес и происхождение изделия, но и его оценочную стоимость.
Хотя можно попробовать использовать кустарные методы определения драгметалла (йод, ляписный карандаш, серная мазь и так далее), однако никто не может гарантировать точность результата. К тому же существует риск навредить ценной вещи: ведь возможно, вам попалась ложка, изготовленная на мануфактуре Саввы Морозова специально для царской семьи?
Серебряные изделия, произведенные в других странах, получают клеймо, установленное в стране производителя. В Советском Союзе изделия из драгметаллов украшались пятиконечной звездой с гербом в центре.
Маркировки на серебряных ложках
Маркировки на серебряных изделиях варьируются у всех производителей, но пробирное клеймо обязательно для всех. Тем не менее, может возникнуть путаница: в прошлом пробу устанавливали не только на серебряные, но и на посеребренные изделия.
К тому же существует множество сплавов, которые внешне могут напоминать серебро – их просто невозможно сосчитать! Если эти изделия были выпущены в Советском Союзе или России, на них тоже поместят клейма (хотя, естественно, без заветных цифр):
- АЛ – алюминий;
- МЕЛЬХ – мельхиор, сплав меди и никеля;
- МНЦ – нейзильбер, содержащий медь, никель и цинк;
- МН – монель, соединение мельхиора с повышенным содержанием никеля;
- НЕРЖ – нержавеющая сталь.
Конечно, такие столовые приборы не являются серебряными и не имеют особой ценности.
Российская Федерация
Советские стандарты действовали до 1994 года. В новом государстве произошла замена клейма. На новое клеймо вернулось изображение женщины в кокошнике, повёрнутой вправо. Шифр пробирной инспекции, как и в СССР, отмечается русской буквой. Сегодня на серебряных изделиях можно увидеть шесть следующих проб:
Чаще всего я сталкивался с изделиями из серебра 925 пробы. Каждое серебряное изделие, попадающее мне в руки, я сразу проверяю на наличие клейма с его пробой. Серебро 999 пробы считается чистым. Сам по себе серебряный металл очень мягкий и подвержен деформациям.
Чтобы проверить золото на подлинность в домашних условиях, потребуются определенные знания и инструменты. Я думаю, что рано или поздно каждый кладоискатель сталкивается с необходимостью проверить золото на подлинность.
Талисман кладоискателя из серебряной монетки. За несколько дней до Нового года, в 2018 году, я решил провести вечер с пользой и сделать что-то интересное.
Непередаваемая атмосфера поисков. Всё таинственное, что скрывает под собой земля, всегда манит искателей приключений. Как это обычно бывает, идёшь искать монетки или следы древних сокровищ, а…
Советы антиквара. Подлинность серебряных изделий
Во-первых, необходимо тщательно проанализировать вещи, сопоставляя их поверхность, стиль и оформление с теми данными, которые предоставляет клеймо. Выявив несоответствия, следует разобраться, в чём дело: было ли изделие переделано или отреставрировано, либо это подделка? Переделки оригинала возможны, но из-за вмешательства в авторскую работу стоимость изделия может снизиться. Во-вторых, нужно научиться отличать пивные кружки, переделанные в кувшины с помощью добавления носика, и старинное серебро с вторичным декором. Подобные манипуляции часто проводились в викторианскую эпоху. Первоначальные гравировки зачищались, и наносились новые. В результате серебро становилось настолько тонким, что имело свойство легко гнуться при малейшем воздействии. Иногда хрупкие участки покрывались новым кусочком серебра или, что труднее заметить, ненадежный элемент извлекался и заменялся на новый, при этом швы прятались под гравировкой. Чтобы установить, нарушена ли цельность изделия, нужно подышать на подозрительный участок; тогда даже самый качественный полировщик не скроет правду. В-третьих, проверьте подлинность самого клейма. Легче подделать клеймо, чем всю вещь. Оригинальные клейма делают из стали, тогда как фальшивые изготавливаются из мягкого металла, что делает контуры их оттисков менее четкими.
Ещё одним эффективным способом обнаружения фальшивки является внимание к расположению клейм. Оно может меняться согласно году выпуска. Правильное расположение клейма – один из важнейших признаков подлинности антиквариата. Не теряйте бдительность, ведь известны случаи, когда мошенники используют оригинальные клейма от небольших изделий, например, ложки, и припаивают их к более крупным вещам. Как правило, такие фальшивки легко распознать из-за скопления клейм в одном месте и посторонних признаков пайки по краям клейма.
Характерные особенности клейма
Важно уметь различать штемпель и клеймо. Пробирные учреждения устанавливают сроки действия клейм. По истечении этого времени клеймо списывается с учета. Со временем отпечаток клейма на изделии может разрушаться. Обычно можно заметить отличия между износом клейма и самой вещи, поскольку клеймо может изнашиваться, но его пропорции и состав остаются прежними. При первичном осмотре изделия из серебра подделка может выглядеть как оригинальная из-за их внешнего сходства. Однако, при более тщательном рассмотрении открываются различия (например, неправильное расположение, пропорции элементов клейма искажены относительно образца). Спектральный анализ предоставляет точные данные о составе ювелирного сплава и примесях, что является эффективным способом исследования подлинности антиквариата. Используемые в прошлом примеси были другими по сравнению с современными. Для анализа оттиска пробирного клейма необходимо применять микроскоп, так как обычная лупа не даст нужного результата.
Методы подделки пробирных клейм, используемые мошенниками, отличаются своими признаками. Их можно выявить с помощью электронного микроскопа. Настоящие пробирные клейма, подобно денежным купюрам, оборудованы элементами защиты. Информация о таких элементах доступна только в первичной технической документации и защищена государственным уровнем тайны.
Применение оптического микроскопа не будет эффективным, если у вас нет возможности сравнить образец с исходными данными из документации.