Бубен – самобытный музыкальный инструмент с богатой и увлекательной историей. На сегодняшний день он, как и в древние времена, остается важнейшим атрибутом шаманов, однако его применение также широко распространено в народном творчестве и различных современных жанрах музыки. Звук бубна способен заряжать слушателей позитивной энергией, обогащая мелодии удивительными музыкальными оттенками.
Что такое бубен и как на нем играть?
Когда люди слышат о бубне, они часто представляют его в контексте шаманских практик. Однако следует отметить, что этот ударный инструмент не ограничивается лишь данной ассоциацией. Он стал популярным во всем мире благодаря своей способности удивительным образом обогащать музыкальные традиции различных народов. Многие национальные танцы сопровождаются звучанием бубна, что делает его ключевым элементом в музыкальном ритуале.
Что это такое?
Конструкция бубна довольно проста, и он по своему внешнему виду напоминает полубарабан. Инструмент представляет собой деревянный или металлический обод, натянутый кожаной мембраной, которая является основным источником звука. В краях обода делают от 6 до 8 отверстий, через которые устанавливаются парами металлические пластины, напоминающие миниатюрные тарелочки оркестра.
Некоторые виды бубна дополнены звенящими элементами, такими как колокольчики или бубенцы, которые прикрепляются к проволочным конструкциям внутри корпуса.
С незапамятных времен бубен используется для ритмического сопровождения танцев и песен. Многие народы, проживающие в Средней Азии, активно увлекаются сольной игрой на этом инструменте. Несмотря на то что бубен считается простым в обращении, его применение одновременно разнообразно. В первую очередь, он широко используется в этнической музыке и является неотъемлемой частью шаманских ритуалов. В дополнение к этому, бубен часто встречается в различных музыкальных ансамблях, включая симфонические оркестры. В этом случае корпус инструмента может быть выполнен из металла, а мембрана из пластика. Бубен также нашел свое место в молодежной культуре, особенно среди представителей хипстеров, и активно используется в обучении музыкальным навыкам.
История создания
Судя по историческим данным, первые бубны появились на территории Азии в II – III веках, когда шаманы первобытных племен использовали их в своих магических обрядах. Бубен состоял из деревянного обода, обтянутого мембраной, сделанной из кожи животных. Внутри обода крепились поперечные прутья, на которые подвешивались небольшие колокольчики, погремушки и даже изображения духов. Звук, издаваемый таким бубном, мог быть слышен на значительном расстоянии при каждом его движении.
В индийской культуре бубен ассоциировался с ритмами космоса, а в Центральной Америке его звук стал символом плодородия. На Руси бубен стал частью истории начиная с X века, когда он олицетворял доблесть и достоинство военных походов князя Святослава Игоревича. Этот инструмент играл важную роль в жизни славян: звуки бубна сопровождали свадьбы, похороны, охоту и другие важные события. Он использовался в ритуалах и был основным инструментом жрецов. Позднее бубен стал атрибутом масленичных гуляний и праздников.
Особым уважением в те времена пользовался ратный бубен, использование которого требовало мощи, поскольку его перевозка осуществлялась силами четырех лошадей. Эти огромные металлические котлы были обтянуты кожей, и такие бубны часто использовались в сражениях. Ударами в ратный бубен можно было подать сигнал своим союзникам или предупредить их о наступлении врага, передавая информацию. Благодаря своим внушительным размерам, бубен издавал низкие, глубокие и почти зловещие звуки, что создавало атмосферу страха у противников. Звук из этого инструмента извлекали четыре или восемь набатчиков, использовавших особые колотушки, которые представляли собой конские кнуты: с одной стороны там был деревянный ручка, а с другой – круглый кожаный мяч. У каждого воеводы в дружине имелся свой ратный бубен, количество таких бубнов определяло численность войска.
После того как бубен попал на Ближний Восток, его популярность как ударного инструмента начала возрастать, и вскоре он распространился по всей Европе. Тем не менее, уже в XVIII веке его популярность стала снижаться, а на одно из ведущих мест вышел другой музыкальный инструмент – барабан. С тех пор эти два инструмента продолжают конкурировать друг с другом.
Характеристики
- оркестровый бубен – самый распространенный вид, используемый как ударный инструмент в симфонических оркестрах;
- народный (этнический) бубен – предназначенный для ритуальных обрядов коренных народов.
Существует множество приемов игры на бубне, наиболее распространенные из которых – это легкие удары, встряхивания и тремоло. Исполнитель может бить по бубну пальцами рук или ладонью, ударяя по коленям, голове или другим частям тела. Опытные музыканты весьма изобретательны: они подбрасывают бубен в воздух во время выступления, перебрасывают его из одной руки в другую и выполняют разнообразные трюки. Встряхивание представляет собой мягкие постукивания рукой, держащей инструмент, в области локтя или запястья. При этом звуки издаются только бубенцами. Музыкальный прием тремоло выполняется путем быстрого потряхивания бубна левой или правой рукой.
История
Барабанные ударные музыкальные инструменты присутствовали у различных народов мира с древних времен. В Азии они появились во II-III веках, примерно в то же время как их начали использовать в Греции. Движение бубна началось из азиатского региона на запад и восток, в результате чего инструмент получил популярность в Ирландии, Италии и Испании. В итальянском языке бубен называют «тамбурино», что привело к путанице в терминологии, хотя на самом деле бубен и тамбурин являются родственными инструментами.
Мембранофоны играли особую роль в шаманских практиках. Их звук был способен приводить слушателей в гипнотическое состояние, вводя их в транс. У каждого шамана был свой инструмент, и никто другой не мог им пользоваться. Для мембраны использовали кожу коровы или барана, которая натягивалась на обод с помощью шнуров, закрепленных металлическим кольцом.
На Руси бубен выполнял военные функции, его звуковые характеристики поднимали боевой дух воинов перед сражениями. Для извлечения звука использовались колотушки. Позже мембранофон стал частью языческих ритуальных праздников. Например, на Масленицу скоморохи использовали бубен, чтобы призвать народ к празднику.
Ударный инструмент был неотъемлемой частью музыкального сопровождения крестовых походов в Южной Европе. В западной музыке с конца 22 века бубен активно использовался в симфонических оркестрах. Размер обода бубна варьировался у разных народов. Самый маленький бубен, называемый канджирой, использовался индейцами, и его диаметр не превышал 60 сантиметров. Самый крупный – ирландский бойран – имел размеры около полутора метров и использовался с палочками.
Оригинальный тип бубна использовали шаманы якутов и алтайцев, внутри которого была ручка, и такой инструмент получил название Тюнгур. На Ближнем Востоке для изготовления мембранофонов использовали кожу осетра, что придавало им особый мягкий звук, как у гаваля или дафа.
Разновидности
Бубен – это музыкальный инструмент, который не утратил своей значимости с течением времени. В современности выделяются две главные разновидности этих мембранофонов:
- Оркестровый – используется в составе симфонических оркестров и сыграл важную роль в профессиональной музыке. Металлические пластины крепятся в специальных прорезях обода, а мембрана может быть изготовлена из пластика или кожи. Партии для оркестрового бубна записываются на одной линейке в партитурах.
- Этнический – самая разнообразная категория по своему внешнему виду. Чаще всего используется в ритуальных исполнениях. Бубны бывают разного внешнего вида и размера. Для обогащения звука, помимо металлических тарелочек, нередко добавляют колокольчики, которые натягиваются на проволке под мембраной. Эти инструменты широко распространены в шаманской культуре и украшаются ручной росписью и резьбой по ободу.
Дистанционные курсы для педагогов
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
- Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»
- Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»
- Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»
- Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»
- Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»
- Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»
- Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
- Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»
- Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»
- Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»
- Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»
- Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»
- Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задать вопросы.
- 16.11.2020 22948
- PPTX 6.1 мбайт
- 152 скачивания
- Рейтинг: 1 из 5
- Оцените материал:
Автор материала
- На сайте: 6 лет и 2 месяца
- Подписчики: 2
- Всего просмотров: 28301
- Всего материалов: 7
Оформите подписку Инфоурок премиум
Вы сможете бесплатно проходить любые из 4912 курсов в нашем каталоге. Перейти в каталог курсов
Перинатальная психология: комплексное сопровождение от беременности до послеродового периода
Дисконтирование в учете: аренда и оценочные обязательства
Охрана труда и безопасность на производстве
Знаете, что говорят коллеги из Вашего учебного заведения о КУРСАХ Инфоурок?
Ответственность за решение любых спорных вопросов, связанных с материалами и их содержанием, возлагается на пользователей, разместивших эти материалы на сайте. Однако администрация сайта готова оказать помощь в решении любых вопросов, касающихся функционирования и содержания сайта. Если вы обнаружили, что на данном сайте незаконно используются материалы, просим сообщить об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Разновидности
Бубен – это уникальный музыкальный инструмент, который не утратил своей значимости с течением времени. Сегодня выделяются две основные разновидности этих мембранофонов:
- Оркестровый – этот инструмент используется в составе симфонических оркестров и нашел широкое применение в профессиональной музыке. Металлические пластины фиксируются в специализированных пазах на ободе, а мембрана может быть выполнена как из пластика, так и из кожи. Партии для оркестрового бубна в партитурах записываются на одной линейке.
- Этнический – это наиболее разнообразная разновидность по внешнему виду и форме. Часто используется в ритуальных исполнениях, и бубны могут иметь различные размеры и формы. Помогая обогатить звучание, помимо тарелок, колокольчики нередко крепятся на проволочке под мембраной. Этнические бубны широко распространены в шаманской культуре и могут украшаться различными узорами и резьбой по ободу.
Использование
Современная популярная музыка охотно интегрирует бубен в свои композиции. Его можно услышать в рок-песнях таких групп, как Deep Purple и Black Sabbath. Звучание инструмента неизменно встречается в направлениях фолк и этно-фьюжн. Например, тамбурин прекрасно дополняет вокальные произведения, заполняя звуковую пустоту между куплетами. Один из первых, кто начал использовать этот прием в своих песнях, стал Лиам Галлахер, фронтмен группы Oasis. В его композициях тамбурины и маракасы часто использовались в тех интервалах, когда он прекращал петь, создавая уникальное ритмическое сопровождение.
Хотя может показаться, что бубен – это простой ударный инструмент, освоить игру на нем требует хорошего слуха и ощущения ритма. Истинные виртуозы в игре на бубне способны превращать свои выступления в настоящее шоу, подбрасывая бубен, ударяя им по различным частям тела и изменяя скорость встряхивания. Опытные музыканты могут заставлять инструмент звучать не только мелодично, но и создавать различные звуковые эффекты, включая завывания и речитативы, вызывая тем самым заинтересованность слушателя.