Уроки фортепиано для начинающих (Урок 1). Ноты на пианино.

Я использую скрипичный ключ для записи всех нот от первой октавы вверх, то есть высоких нот. На грифе скрипичного ключа ноты пишутся снизу вверх по линиям E-So-SiR efa и, через интервалы, Fa-La-Do-Mi.

Уроки фортепиано для начинающих (Урок 1)

Наберитесь смелости — пора начинать учиться! Прежде чем сесть за инструмент, отбросьте все негативные мысли и сосредоточьтесь как можно лучше. Простые вещи могут показаться удивительными, но не отчаивайтесь, если у вас не получится с первого раза. Второй важный совет — не торопитесь, ведь Москва не за один день строилась. (Если вы студент-музыкант и случайно попали на эту страницу, то вам лучше всего прочитать о квинтовом заземляющем кольце — теме, которую студентам обычно трудно освоить на практике).

В принципе, не имеет особого значения, на каком клавишном инструменте вы проведете свое обучение, но я бы настоятельно рекомендовал вам выбрать фортепиано: Синтезаторы более компактны, но у них есть большой недостаток — у большинства из них уменьшенные клавиши, они не полные и вы не почувствуете никакого «удара», плюс они часто ограничены тремя-четырьмя октавами.

Кроме того, я предупреждаю вас с самого начала: ограничьтесь пока нашим курсом самообучения и помните, что это всего лишь пианино для начинающих. Не пытайтесь выучить все за один день — это только навредит вам.

На самом деле, будет лучше, если вы просто будете повторять изученный здесь материал в течение нескольких дней. И когда вы будете готовы, вы сами это почувствуете. Часто люди, умеющие быстро и бегло играть на синтезаторе, испытывают трудности при исполнении тех же партий на фортепиано. Верно и обратное: если вы играли на фортепиано, то синтезатор вам будет даваться гораздо легче.

Ноты и клавиши

Блиц.

Спорим, вы не сможете. Впечатление, что клавиши фортепиано расположены в порядке Do Re Mi Fa So La Si и поэтому их несложно понять, — большая ошибка. Не говоря уже о черных клавишах!

Расположение нот на клавишах пианино

Смотрите внимательно и запоминайте — это основы, которые вы должны знать в первую очередь. Играйте ноты, называя их, со временем вы сможете сразу узнавать каждую ноту. Когда в будущем вы будете учить аккорды, вы не раз поблагодарите меня за то, что я обратил ваше внимание на такую, казалось бы, простую вещь.

Не волнуйтесь, я не забыл про черные клавиши, но потребуется некоторое время, чтобы привыкнуть к теории, но ведь надо с чего-то начинать, верно?

На данном этапе вы уже должны быть знакомы с понятием пространства. Промежуток — это разница между двумя нотами определенного тона.

Знаки альтерации — изменения высоты тона звука

Расположение полутонов на клавишах пианино

Полутон — это наименьшая единица измерения интервалов. На фортепиано, например, это клавиши до и диез, если нет черных клавиш, то полутон — это соседние ноты, например, ми и фа. На струнных инструментах, кстати, полутоном будет соседний удар на одной общей струне.

  • Ми # = Фа
  • Фа b = Ми
  • Си # = До
  • До b = Си

Как уже упоминалось, восхождение и нисхождение мажорных нот называется альтерацией. Существует пять точек альтерации: диез, двойной диез, бемоль, двойной бемоль и бекар. Они записываются следующим образом:

Знаки альтерации

Влияние знаков альтерации на высоту звучания нот следующее:

  • Диез — повышает высоту ноты на полтона
  • Бемоль — понижает на столько же
  • Дубль-диез — повышает на целый тон
  • Дубль-бемоль — понижает на столько же
  • Бекар — отменяет действие предыдущего знака на той же линейке. Нота становится чистой.

Альтерационные знаки могут охватывать различные диапазоны — «ключевой» и «копирующий» или «произвольный». Первые располагаются сразу целой группой справа от ключа, каждый на своей линейке. Они всегда располагаются в определенном порядке. До в ключе записываются следующим образом:

Диезы

Бемоли при ключе

Си в ключевой сигнатуре пишутся в таком порядке:

Знаки в ключе применяются ко всем нотам на их линейке, которые встречаются на протяжении всего произведения, независимо от октавы. Корень «F», например, поднимает все ноты «F», во всех октавах и на протяжении всего произведения.

С другой стороны, штриховые знаки влияют только на свою линейку, только на свою октаву и только на ОДНУ ноту (так же, как уличные знаки влияют только до первого перекрестка). Таким образом, встречный маяк может даже перекрыть базовый сигнал, но только для текущего счетчика и только на этой линейке. Знаки счетчика размещаются слева от головки ноты, которую вы хотите изменить. Это показано на рисунке ниже.

Итак, надеюсь, у вас есть общее представление об изменениях. Следует добавить, что тон — это следующая большая величина после полутона. Думаю, вы уже догадались об этом.

Запомните эту информацию — она не слишком сложная, но понадобится вам везде. И мы собираемся использовать ее прямо сейчас! Опять же, я постараюсь сделать это как можно понятнее.

Расположение

Всего на пианино 88 клавиш. Из них 52 белые и 36 черных. Белые клавиши используются для воспроизведения открытых нот. Они называются открытыми, потому что они неизменны. Черные клавиши изменяют звук. Они используются для воспроизведения нот d и b.

Светлые музыкальные клавиши расположены в ряд. Черные клавиши расположены через 2-3 клавиши между белыми. Эта особенность связана со звукоизвлечением.

Порядок нот на фортепиано следующий. Эти ноты являются частью основной фундаментальной гаммы до-мажор. Начальная нота до находится в первой октаве, конечная нота до — во второй октаве. Последовательность этих нот повторяется на всей клавиатуре фортепиано. Нота «си» находится слева от группы из двух темных клавиш.

  Описание видов гитар

Помимо расположения и названия нот, все зависит от того, какими пальцами вы нажимаете на клавиши. Пальцы пронумерованы следующим образом: Первый большой палец, второй указательный палец, третий средний палец, четвертый средний палец, боковой палец, пятый мизинец. Это служит для удобства игры и эстетического процесса. Начинающие подписывают ноты цифрами, чтобы как можно быстрее выучить, каким пальцем играть. Обучение по цифрам помогает автоматизировать процесс.

Составляющие нотного стана

Обучение музыке начинается с музыкального поворота. Это пять горизонтальных линий, которые идут параллельно друг другу. Они нужны, чтобы писать ноты. Каждой ноте соответствует своя линия. Если линий не хватает, рисуются дополнительные линии.

Например, «си» располагается на первой дополнительной линии. Под пятым грифом обозначена маленькая линия, на которой нарисована нота «До». Ре» ставится под первой линией. «E» ставится на первую линию. «F» стоит между первой и второй линией. «G» занимает вторую линию. «Ля» стоит между второй и третьей строкой. «Си» располагается на третьей строке. «Си» второй октавы стоит между третьей и четвертой линиями.

Помимо основных нот, на листе указаны точки вариаций. Эти символы используются для обозначения черных клавиш на инструменте. Они расположены в начале гаммы после десканта. Например: Гармонический мажор. Полезно заранее знать, где следует играть на черных клавишах, а где нет. Кроме того, изменение указывается рядом с нотой. Трактовка B и C следующая: Первая буква меняет ноту, повышая ее на полутон, в то время как минорный ключ понижает ее на столько же.

Существует также символ, используемый в музыке, например, bechar. Он имеет некоторое сходство с шагом. Новички могут спутать его. С другой стороны, бечар имеет прямо противоположное значение. Наличие бечара сигнализирует об отмене любого изменения в целом такте или по отношению к ноте.

Ключи

Скрипичный и басовый ключ — важные части нотации. Эти ноты пишутся перед всеми остальными нотами и занимают первую позицию. Скрипичный ключ относится к высоким нотам, а басовый ключ — к низким. В фортепианной системе скрипичный ключ обычно используется для нот правой руки, а басовый ключ — для нот левой руки.

Размер

Чтобы музыка не звучала хаотично и регулярно, используются различные временные сигнатуры. Музыкальный ритм определяет, сколько нот содержится в одной гармонии. Это придает мелодии периодическую частоту. Ритм обозначается двумя наложенными друг на друга цифрами. В математике дробь записывается аналогичным образом. Разница заключается в отсутствии разделительной линии.

Музыкальные ритмы могут быть следующими: 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8. Ритм произносится следующим образом: две четверти, три четверти, четыре четверти, шесть восьмых, две секунды. Число вверху указывает, сколько нот в гармонии, т.е. сколько считать до двух, трех и т.д. Нижнее число указывает, сколько длится нота. Ноты могут быть целыми нотами, которые длятся целый такт, или половинными нотами, которые длятся половину такта. Существуют также четвертные, восьмые и шестнадцатые ноты.

Две четверти — это обычный, простой ритм. Он гласит, что такт состоит из двух четвертных нот. Ритмический рисунок 2/4 может быть разным. Бар содержит 2 октавы и 1 четверть или 6 шестых, соединенных по 3. Существует множество вариаций. Главное, чтобы их длительность соответствовала ритму 2/4. В начале обучения лучше не разбивать и не комбинировать ноты. Экспериментировать можно, когда основы уже выучены.

Самый распространенный ритмический рисунок 3/4 — это 3 четвертные ноты в гармонии. Также можно использовать половинную ноту со случайностью сбоку. Тогда одна нота играется на весь бар. Временная подпись 3/8 похожа на временную подпись 3/4. Однако вместо четвертной гармонии можно использовать восьмую гармонию.

Обозначение знаков альтерации

Музыкальное изменение означает изменение звучания нот. Символы, обозначающие перемену, — контра, двойная контра, бемоль, двойной бемоль и баккара.

Резкость клавиш на мобильном телефоне похожа на решетку. Это признак повышения на полутон. Высота напоминает английскую букву «b». Этот символ понижает тон на полутон. Бекар отменяет любое изменение высоты тона. Символ похож на цифру «4» с квадратом вверху. Двойной диез повышает тон на два тона. Пишется в виде креста с острыми краями, напоминающего алмаз. Двойной бис понижает гармонию на два тона. Пишется в виде двух букв «bb», расположенных рядом друг с другом.

Знаки альтерации

Альтерация — это повышение или понижение высоты звука. Знаки альтерации указывают, как изменяется высота звука — ниже или выше, на полутон или тон.

Полутон — это две соседние клавиши. Они могут быть комбинациями — белые-белые, черные-белые клавиши. Они образуют минимальный интервал (на фортепиано, например, это соседние ноты си с си-бемолем, ми с ми-бемолем), называемый «минорной секундой». Если между белыми нотами отсутствует черная клавиша, то полутон состоит из двух белых нот: Си — Си-диез, Ми — Фа-диез. На некоторых струнных инструментах этот интервал состоит из соседних консолей на общей струне.

Как располагаются полутоны на фортепиано

Мы привыкли видеть # — diez на табло мобильных телефонов и хэштеги в интернете, но в музыкальном образовании diez означает изменение высоты звучания ноты на один полутон вверх или на один b вниз. Их можно услышать на белых и черных клавишах: E# = Fa, Fa b = Eb. Такие тональности называются инструментальными или инструментально равными.

Такое повышение или понижение высоты тона называется альтерацией, а знаки, обозначающие эти процессы на нотах, называются знаками альтерации. Таких знаков пять:

знаки альтераций

Внимательно прочитайте таблицу и отметьте, как эти знаки влияют на звук.

Знаки альтерации могут находиться в любом месте нотного текста: в начале строки скрипичного или басового ключа. В этом случае они не пишутся каждый раз перед нотой, а доступны для всего произведения или мелодии; групповые знаки пишутся сразу после ключа. Ключи» # и b расположены в строгом порядке. Порядок двоичных ключей — FA-DO-SOL-RE-LA-MI-SI. Эту аббревиатуру следует запомнить. Порядок следования букв «b» — SI-MI-LA-RE-SO-SO-FA. Это обратное бормотание, постарайтесь выучить и его. Аватары применяются к перечисленным нотам, независимо от того, в какой октаве они находятся.

случайные знаки альтераций

Случайные удары применяются только к одному и тому же звуку в пределах данного такта на одной и той же нотной основе. Случайный удар исключает повышение или понижение ключа на один такт для данной ноты, даже если она повторяется несколько раз в такте.

Нота — это двойной полутон. Нота выше C — это нота D, нота E — это F G.

Даже эту простую информацию необходимо понять и запомнить. Эта информация о расположении нот в тональности является фундаментальной и в будущем будет нам так же полезна, как алфавит при изучении языка.

Учимся играть гамму До – мажор и другие

Гармонический тон — это последовательное, приятное для слуха чередование звуков.

Тональности — это ноты, гармонически расположенные в шкале, начиная с определенной ноты.

Чтобы сыграть мажорную тональность от ноты, тоны должны быть расположены в правильном порядке чередования тонов и полутонов. Шкала — это последовательность нот, расположенных в определенном порядке. Мажор и минор отличаются порядком чередования тонов и полутонов и звучат по-разному: мажор — радостно, минор — грустно. Однако это не означает, что все счастливые мелодии написаны в мажоре, а все грустные — в миноре. Есть много примеров, которые не соответствуют этому правилу.

Все мажорные гаммы строятся одинаково: «2 тона — полутон — 3 тона — полутон».

Вы можете запомнить их как «тон — нота — полутон — полутон — нота — полутон». Первая мажорная гамма от ноты С строится и играется только на белых клавишах:

До-Ре — тон, Ре-Ми — тон, Ми-Фа — полутон, Фа-Соль — тон, Со-Ля — тон, Ля-Си — тон и Си-До — полутон.

Как правило, мажорная гамма является отправной точкой для изучения инструмента. Заканчивать эту гамму следует на ноте До, которая находится на октаву выше. Самые простые гаммы — до, фа и соль мажор.

Когда мы исполняем фа мажорную гамму, мы попадаем в си мажорную гамму, а когда мы исполняем соль мажорную гамму, мы попадаем в фа соль вместо фа.

Каждую гамму нужно играть правым и удобным пальцем. Удобство, конечно, относительно, но важно выработать привычку играть естественно и ровно.

обозначение пальцев при игре на фортепиано

При игре на фортепиано каждый палец имеет свой порядковый номер. Он одинаков для правой и левой руки:

  • 1-большой,
  • 2 – указательный,
  • 3 – средний
  • 4 – безымянный,
  • 5 – мизинец.

Порядок расположения пальцев при исполнении мелодии называется аппликатурой. В нотной записи порядок пальцев обозначается цифрой рядом с нотой.

Аппликатура мажорной гаммы для правой руки: 1-2- 3-1-2-3-4-5 пальцев. После 3-й ноты 1-й палец ставится под 3-ю ноту. В обратном порядке пальцы играют зеркально инвертированно, при этом 3-й палец располагается над 1-м после 5-й ноты.

Важно начинать гамму с 1-го пальца правой руки, а верхнюю ноту — с 5-го пальца. При движении вниз возвращайтесь к 1-му пальцу.

Для левой руки следуйте противоположному пути. Начинайте снизу 5-м пальцем и заканчивайте на верхней ноте 1-м пальцем: 5-4-3-2-1-3-2-1. Играйте вниз в обратном порядке: 1-2-3-3-1-2-2-3-4-5.

Не все мажорные гаммы играются с помощью этой манипуляции. Есть и исключения. Но об этом более подробно будет рассказано в следующих уроках. Звонкость меняется для гамм, в которых много черных клавиш.

Например, если вы попытаетесь сыграть фа мажор правой рукой с вытянутыми пальцами, вы обязательно запутаетесь. И причина тому — си-бемоль мажор, который очень трудно играть 1-м пальцем. Вы всегда играете на черных клавишах длинными пальцами (всеми, кроме 1-го).

Для правой руки порядок пальцев в этом случае следующий (играйте длинной в две октавы):

1-2-3-4-1-2-2-2-2-3-1-2-3-4-1-2-3-4-1-2-3-4-1-2-3-4 и обратно.

Для левой руки порядок пальцев будет следующим:

5-4-3-3-3-2-1-2-2-2-2-1-4-2-2-1-2-2-1-1 и обратно.

Найдите время, чтобы поиграть обеими руками одновременно, особенно гаммы с разной аппликатурой в правой и левой руке.

Как выучить ноты на пианино

Конечно, вы хотите иметь возможность играть что-то по памяти, не прибегая к помощи нотного листа. Это радость для вас и для ваших друзей и близких, которые будут хвалить вас за ваши успехи. Чтобы нас, прошедших через приключения с нотами, наконец-то похвалили за успехи, нужно попотеть над обучением. Изучение нот для фортепиано для начинающих лучше всего превратить в игру.

Учили ли вы стихи в школе или играли в игру на память, где вы нажимаете сначала красную клавишу, затем красную и синюю, красную-синюю-зеленую и так далее, увеличивая по порядку? Принцип тот же.

Возьмем, к примеру, эти простые ноты для фортепиано для начинающих:

Ноты для новичков

Слова здесь подписаны, что, во-первых, дает вам представление о том, как разделить ноту на логические части, а во-вторых, поможет вам вспомнить песню, когда вы будете напевать ее во время игры.

Как же выучить ноты для фортепиано наизусть?

  1. Разберите запись, поймите, как песня играется в целом, пусть пальцы привыкнут;
  2. Сыграйте первый такт, затем повторите то же самое без подглядываний;
  3. Теперь играйте первый и второй такт, то есть запомнить нужно четыре ноты подряд. Повторяйте увеличившийся кусок наизусть, пока не получится;
  4. Третий такт по размеру, как первые два, поэтому выучите его весь отдельно, а потом играйте три такта подряд.
  5. Запоминаем четвертый такт, сыграли все вместе. Ура, вы выучили целую строку!
  6. Тем же способом можно выучить и все следующие строки по очереди, разбираясь с каждой отдельно, а затем играя их подряд.

Не бойтесь нотной грамоты! Выучив ноты, вы никогда их не забудете. Выучите ноты на фортепиано и получайте удовольствие от игры!

Материалы по теме

Уроки фортепиано для начинающих (Урок 1). Ноты на пианино. 2

Ноты в гамме до мажор на пианино

Давайте поговорим о до диез, самой знакомой клавише для всех начинающих. Как правило, узнать, как играть до мажор на фортепиано, не составляет труда.

Уроки фортепиано для начинающих (Урок 1). Ноты на пианино. 3

Как выучить ноты на пианино самостоятельно

Было время, когда музыкальное обучение было необходимой частью образования ребенка, поскольку знание хотя бы основ игры на инструменте было признаком образованного и умного человека.

Громкость

Интенсивность музыки — это ее динамические нюансы.

Когда человек

Существует постоянная громкость

  • Фортиссимо (ff) — самая высокая громкость;
  • форте (f) — громко;
  • меццо форте(mf) — средняя громкость;
  • меццо пиано (mp) — слабая громкость;
  • пиано (p) — тихо;
  • пианиссимо (pp) — тихонечко.

Уроки фортепиано для начинающих (Урок 1). Ноты на пианино. 4

Громкость звучания произведения часто зависит от его темпа. Марш будет звучать громко и быстро, а романс — медленно и скучно.

Тембр

Тембр — это характерная особенность. Как у каждого человека есть свой уникальный тембр, так и у каждого инструмента есть свой характерный звук. Это придает ему характерное звучание.

Уроки фортепиано для начинающих (Урок 1). Ноты на пианино. 5

Тембр зависит от материала, из которого изготовлен инструмент, и от его размера. Разница в тембре влияет на инструментовку композиций.

Легкие ноты для фортепиано

В музыке есть еще одно важное понятие — гармония. Она представляет собой систему устойчивых и неустойчивых звуков, связанных тоном.

Существуют две распространенные схемы:

Мажор — гармоническая гамма, устойчивые ноты которой образуют мажорное трезвучие. Она строится следующим образом: тон-тон-семитон-семитон-семитон.

Уроки фортепиано для начинающих (Урок 1). Ноты на пианино. 6

Минорная гамма называется тон-семитон-тон-семитон-тон-семитон-тон.

Уроки фортепиано для начинающих (Урок 1). Ноты на пианино. 7

Когда определяется ключ, к тонике добавляется название ключа: ре мажор, ми минор.

Белые и черные клавиши на фортепиано — это ноты.

Популярные песни для игры на фортепиано для начинающих

«Песня капитана Врунгеля»

Песня из мультфильма 1981 года «Приключения капитана Уоргла» стала культовым хитом. Музыку написал Георг Фитч, слова — Е. Череповецкий. Песня исполняется очень трогательно, но это не мешает юным музыкантам быстро ее выучить.

Уроки фортепиано для начинающих (Урок 1). Ноты на пианино. 8

«Антошка»

Яркая и веселая песня для Антошки, написанная Шаинским на текст Юрия Энтина, подходит для начинающих пианистов для отработки техники перехода от скрипичного ключа к басовому.

Уроки фортепиано для начинающих (Урок 1). Ноты на пианино. 9

«Песенка зайца и волка на карнавале»

Известная песня «Скажи мне, Белоснежка, где ты была…» из «Ну, погоди!» достаточно проста для исполнения. Кроме того, она написана в одном из самых простых ладов — ре мажоре, поэтому ее легко играть, а знакомый рисунок помогает запомнить ноты.

Уроки фортепиано для начинающих (Урок 1). Ноты на пианино. 10

«Настоящий друг»

Тимка и Димка — настоящие друзья, в чьей дружбе нет воды в вине. Вся песня построена на нескольких повторяющихся аккордах, которые звучат как переборы, поэтому ноты быстро запоминаются даже детьми.

Уроки фортепиано для начинающих (Урок 1). Ноты на пианино. 11

«Кабы не было зимы»

Эта песня не уступает предыдущим, но петь ее гораздо сложнее. Простая и знакомая с детства схема в словах Энтина скрыта за тремя куплетами, на которые наложены два ключа скрипичный и басовый.

Уроки фортепиано для начинающих (Урок 1). Ноты на пианино. 12

«Три поросенка»

Мелодия, написанная Фрэнком Черчиллем, предназначена для исполнения в радостном и приподнятом настроении. Очень часто используется техника стаккато, что означает, что пальцы должны подпрыгивать на клавишах фортепиано. Хорошее упражнение для отработки этой техники для начинающих.

Уроки фортепиано для начинающих (Урок 1). Ноты на пианино. 13

Музыка из кинофильма «Амели»

Фильм «Амели» запомнился в основном благодаря замечательной мелодии Яна Тирсена. Мелодия исполняется очень мягко и умеренно. Композитор играет мелодию очень мягко

Уроки фортепиано для начинающих (Урок 1). Ноты на пианино. 14

Оцените статью
Добавить комментарий