Для быстрого запоминания информации подходит любой вид вспомогательных средств. Например, карты памяти подходят для тех, кто быстро запоминает визуальную информацию.
11 способов помочь ребёнку выучить стихотворение
Заучивание стихов развивает память и пополняет словарный запас ребенка. Однако детям нужна помощь, чтобы выучить их. А как? Наш блогер и педагог Инна Мусэрская поделилась 11 умными советами о том, как быстро выучить с ребенком стихотворение, задействовав при этом все виды памяти.
Скоро время сна, дети учат стихотворение, а родители пытаются им помочь. Предлагаю вам ознакомиться с некоторыми инструментами, как сделать это наиболее эффективно.
Найдите непонятные слова
Прежде чем приступить к заучиванию, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком, должен сам прочитать стихотворение с выражением. Затем найдите в тексте незнакомые или непонятные слова и обязательно объясните их ребенку.
Часто встречаются слова, которые знакомы вам, но могут быть непонятны вашему ребенку. Например, «весть», «на антресолях», «перина», «высечь», «в неволе», «покров», «в белой колокольне», «немой», «великолепный» и другие.
Спросите ребенка, что означает тот или иной стих. Когда все слова будут понятны, прочитайте стихотворение еще раз. Только после этой предварительной работы начинайте учить стихотворение наизусть.
Увеличивайте объём постепенно
Для первого раза возьмите стихотворение, в котором строки состоят из трех или четырех слов. Для начала подойдет стихотворение из двух или четырех строк. Позже можно взять более длинное стихотворение, разделить его на четверостишия и выучить их наизусть по порядку.
Помогите ребенку представить, что происходит. Сделайте иллюстрацию к тексту. Одну или для каждого буклета. Играйте в книжные иллюстрации. Нет цели создать шедевры, просто нарисуйте картинки.
30 слов из сказки Бажова, которые мы не можем объяснить детям.
Используйте мнемоники. По сути, они заключаются в иллюстрировании каждого слова или фразы. Таким образом, ваша зрительная память будет задействована в процессе запоминания.
Пишите на бумаге
Прочитайте стих несколько раз и постарайтесь записать то, что вы запомнили. Таким образом, вы сразу увидите, где у вас возникли трудности и что вам нужно прочитать еще раз. Ручная работа также задействует вашу моторную память.
Если вы одновременно произносите текст вслух, то одновременно будут работать три вида памяти: зрительная, моторная и слуховая, поэтому вам будет гораздо легче запомнить текст.
Напевайте
Пение помогает запоминать прекрасные стихи. Попробуйте спеть стихотворение под мелодию, которая вам нравится. Или узнайте, делал ли кто-нибудь это до вас. Возможно, вы легко воспроизведете стихотворение Марины Цветаевой «Мне нравится, что вы меня не ненавидите…», если вспомните песню из фильма «Ирония судьбы» или «Легкие птицы».
Нам очень трудно вспомнить то, чего мы не понимаем. А язык поэзии обычно сильно отличается от разговорного: вы наверняка встретите незнакомые или устаревшие слова, необычные грамматические обороты и конструкции, незнакомые имена и названия.
Постарайтесь понять все незнакомые слова. Посмотрите их значение в словаре.
Например, возьмите стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и выпишите из него все слова, в которых могут возникнуть трудности: Александровская колонна, поэт, тунгус. Мы узнаем, что Александровская колонна — это памятник Александру I в Санкт-Петербурге на Дворцовой площади, что пиит — это устаревший термин «поэт», а тунгус — это название эвенков. Теперь вы можете получить представление о том, о чем идет речь.
Но помните, что в некоторых случаях важно понимать не только отдельные слова, но и контекст: аллюзии, иносказания. Поэтому полезно прочитать анализ стихотворения или изучить историю его создания.
Используйте ассоциации
Информация, которую вы учите наизусть, довольно быстро вылетает из головы. Закрепить ее практически навсегда помогает метод ассоциаций.
Суть этого метода заключается в том, что вам нужно составить комбинацию из новой информации и того, что вы уже знаете. Наш мозг лучше запоминает картинки, то, что мы можем увидеть, потрогать, а потом представить. Именно поэтому мы лучше запоминаем лица людей, чем их имена.
Сначала придумайте яркие визуальные образы для каждой строки. Ассоциации должны быть индивидуальными и легко возникать в вашем сознании.
Возьмите цитату из стихотворения Пастернака:
Февраль. Достаньте чернила и плачьте!
Пишите о феврале со слезами на глазах,
Пока шлепает грязь…
В черных углях весны.
Вот ассоциации к первой строфе: Человек в пальто идет по грязному, но глубокому снегу.
В кармане у него пролиты чернила, которые он подбирает и держит на ладони. Чернила, просто стекающие в карман, — запоминающийся образ. Чем ярче, необычнее и интереснее ассоциация, тем лучше.
Таким же образом придумайте ассоциации ко всем следующим строкам. А затем запоминайте и повторяйте. Любая техника абсолютно бесполезна, мы
Как быстро выучить стихотворение
Каждому, кто любит поэзию, будет интересно узнать, как быстро выучить стихотворение. Вдохновляющие стихи, которые завораживают своими яркими образами, запоминаются без особых усилий. Легче выучить стихотворение, если в нем короткие строки и простые слова. Длинные строки с необычными словами запоминаются труднее.
Однако есть и такие студенты, которым трудно выучить стихотворение. Они называют этот процесс заучиванием. Как быстро и легко заучивать стихи, описано в этой статье.
Как выучить легкое стихотворение (короткое и длинное)
Он сияет знанием красивого стихотворения, стихотворения, которое подходит к празднику и событию, приятно для окружающих, полезно для знающих. Стихи учат не только школьники. Взрослые и пожилые люди, которые хотят надолго сохранить свою память и мысли, тоже знают множество стихов.
Выучить стихотворение легко, если превратить этот процесс в интересную игру-рисунок. Приготовьте белый лист бумаги и цветные мягкие карандаши. Почему именно мягкие карандаши? Ими легче рисовать, особенно если вы не являетесь профессиональным художником.
Представим, что нам нужно выучить стихотворение Лермонтова «Солнце».
«Как прекрасно зимнее солнце,
когда оно блуждает среди серых туч,
в белом снегу тщетно
В белый снег слабый луч бросает!».
На месте первой строки или ее части нарисуйте улыбающееся, красивое желтое солнце. Во второй строке нарисуйте серые облака в нужном месте. Третью строчку украсьте синими снежинками. На четвертой линии нарисуйте радугу из слабых лучей света.
Эта игра развивает зрительную и моторную память, потому что вы рисуете и пишете.
Теперь прочитайте новый вариант стихотворения с рисунками между строк и повторите его, не обращая внимания на пометки. Если вы не можете вспомнить часть строки, откройте свои записи и повторите строку несколько раз, от 3 до 5.
Повторите все четыре строфы еще раз и попробуйте воспроизвести их, не глядя. Вы обнаружите, что можете произнести все четыре строфы без труда.
Проработайте оставшиеся строфы так же, как и первую строфу.
Следуйте инструкциям, чтобы запомнить строфу за несколько минут:
- Короткое и длинное произведение следует читать вслух, расставляя необходимые смысловые акценты. Произносите стих в медленном темпе, громко и четко, с нужной интонацией. Это помогает головному мозгу сконцентрироваться, настроиться на рабочий лад. Перечитайте произведение не меньше 3-х, пяти раз.
- Если у вас нет листа бумаги и карандаша, создайте в голове яркие образы, соответствующие смыслу текста. Зрительные образы станут базой для расставленных смысловых акцентов. Постройте у себя в голове смысловые, логические цепочки, которые помогают излагать информацию. Сформированные образы быстро и легко откладывают сюжет в голове, причем надолго. Такой способ помогает запомнить стихотворение надолго и быстро, если в этом есть необходимость.
- После создания яркой картинки в голове, продекламируйте произведение еще раз, медленно, можно без смысловых акцентов. Обратите внимание в этот раз на правилах синтаксиса, падеже, числе, времени. В этот момент в работу включится слуховая память и смысловая.
- Чтобы подключить моторную память, произведение переписывают, одновременно проговаривая его вслух. Это уже будет не так быстро. Метод хорош для тех, кто не торопится, но нуждается в тренировке интеллекта, с помощью заучиваемого стишка.
- Как выучить стихотворение длинное, если вы не торопитесь и у вас есть бумага с карандашом? Разбейте столбцы произведения так, как вы это чувствуете, как вам удобнее. Разделите на группы строчки по смыслу и сюжету. Дополните каждый фрагмент простым, но говорящим рисунком. Такой метод позволяет заучивать стишок легче обычного.
- Как выучить большой стих? Повторяя его несколько раз, подглядывая лишь на ваш рабочий листок с рисунками и разбитым на блоки длинным текстом. Запоминают произведение, пользуясь таким методом надолго. Теперь достаточно повторить заученное один раз перед сном, в течение недели и раз в месяц, если хотите заучить его навсегда.
- Если научиться декларации произведения мешает сложная фраза или слово, напишите его отдельно и перечитывайте периодически, пока не запомните.
Как легко запомнить сложный стих
Как быстро выучить строфу, если она содержит длинные строки и трудные слова?
Возьмем для примера стихотворение Фета «Ссора»:
«Где живая нимфа, покинув горный поток,
Вплетает гиацинт в свой розовый венок,
На мирных пастбищах, в лесу прохладных идов,
Где рай когда-то посетил землю,
С великолепием царственной красоты,
Три женщины предстали перед прекрасным пастухом.
Вы быстрее запомните работу, если будете выполнять ее с карандашом в руке. Нарисуйте в центре чистого листа бумаги солнце с шестью лучами. На каждом луче мы будем рисовать условные линии, опуская союзы и предлоги. Красиво рисовать не обязательно — это не курс рисования.
Первая линия может выглядеть так. Слово «wo» нужно опустить и запомнить. Второе слово — «нимфа» — фея в платье и с крыльями. Она быстрая, ее крылья вращаются, как пропеллер самолета. Она вылетает из горного ручья. Мы рисуем гору, то есть поток, и нимфа спускается по нему. Можно просто нарисовать стрелку, указывающую на подножие горы.
Во второй строке изображен венок из розовых цветов с вплетенным в него гиацинтом, еще один цветок с крупными розовыми лепестками.
Третья линия изображает мирное пшеничное поле (пажит) с лесом, в прохладной тени которого живет лесная фея Ида. Рядом с деревьями рисуем тень и человека с буквой Y.
На четвертой строке мы должны показать мирный луг, землю, куда прилетают мифические жители — Ураниды. Маленькие человечки с буквой U и крыльями на плечах.
Выполняя это задание, вы должны понимать смысл того, что читаете. Если вы не знаете, что такое пангини или нимфы, погуглите этот вопрос, чтобы не задаваться вопросом, не нимфа ли вы, рисующая холодильник вместо тени дерева, чтобы изобразить росу.
Итак, вы должны нарисовать все линии и попытаться написать текст по памяти, не глядя.
На пятой строке вы должны нарисовать корону и блеск, на шестой — красивого пастуха, священника, из которого выходят три женщины. То есть мужчина в черной мантии и три женщины, сияющие красотой.
Если вы не сразу вспомнили все образы, повторите несколько раз то слово, которое вы забыли.
Повторите стих пять раз, глядя на картинки. Повторите текст три раза, глядя на напечатанные слова и представляя образы, возникающие в вашем воображении.
Теперь решитесь прочесть произведение, не глядя на ноты, сразу после выполнения последнего задания и примерно через 15 минут.
Повторите стих незадолго до и вскоре после отхода ко сну. В это время ваша память наиболее активна.
Как без проблем освоить стихотворение?
Многие студенты задают себе вопрос: «Как выучить стих быстро и без труда? Ведь проблемы с запоминанием — не редкость. Ниже мы раскроем секреты заучивания легенд, поэм, стихов и цитат.
Вот краткое руководство к действию:
- Первоначально следует разбить стихотворение на абзацы, так как именно так выучить будет намного проще и быстрее. Приступаем к заучиванию.
- Постарайтесь выучить сначала первое четверостишье, затем второе и так далее до конца. И если вдруг, на каком-то абзаце вы замнетесь, можно воспользоваться хитростями.
- Следует прокрутить в памяти образ басни/стихотворения/поэмы. Приведет пример басни «Лебедь, Рак и Щука».
- Понадобится бумага и ручка, чтобы записать все четверостишья, которые никак не удается запомнить. При этом их надо проговаривать вслух. В данном случае в работу включается еще и зрительная память. Это тоже работает эффективно.
- Есть еще один вариант – записать эти четверостишья в прозе. Такой метод окажет эффективную помощь в том случае, если надо запомнить большие по объему стихотворения.
Пример по пункту 3.
Багаж покажется им легким:
Но лебедь
Раки отступают, а щука входит в воду
Теперь ваше воображение должно представить, как лебедь тянет свой груз в облака, рак медленно отступает, а щука тянет лодку в воду. Это создаст в вашей голове своего рода мультфильм, который нетрудно запомнить. Если некоторые слова для вас сложны, то они требуют больше времени и усилий.
Пример пункта 5.
Багаж покажется им легким:
Но лебедь
Раки отступают, а щука входит в воду
Из этого мы составили этот прозаический отрывок:
«Их багаж казался легким, но лебедь устремляется к облакам, рак отступает, а щука уходит в воду».
В этом случае вы можете использовать слова, которые легко запомнить.
Примечание: Если вы никогда не заучивали даже короткие стихи, не стоит пытаться заучивать очень длинные.
Видео
Не рекомендуется заучивать важные отрывки за один присест. Лучше разделить их на части и учить по две части каждый день. Речь идет о длинных произведениях.
Важный совет:
- Лучше потратить несколько дней на выучивание стихотворения. Но маленькие стихи можно поучить перед тем, как лечь спать, но утром повторить;
- Во время заучивания произведение надо читать вслух – именно так процесс запоминания пойдет лучше.
Если вы будете следовать нашим советам, вы найдете лучший способ запомнить стихотворение, и вскоре это станет для вас второй натурой.
Как не забыть стих, который выучили
Со временем память ослабевает. Даже если вы выучили стих и повторили его несколько раз без ошибок, не стоит ждать с нетерпением. Через некоторое время вы перестанете помнить некоторые сведения. В конце XIX века немецкий психолог Герман Эббингауз назвал это явление «кривой забывания». Она показывает, как информация, которую мы изучаем, со временем исчезает из нашей памяти, если мы не предпринимаем действий для ее сохранения.
Без подкрепления способность сохранять знания резко снижается. Если нам приходится запоминать стихотворение в течение длительного периода времени, мы повторяем его через регулярные промежутки времени.
- Первое повторение — в день запоминания информации.
- Второе повторение — через десять дней.
- Третье повторение — через 30 дней.
- Четвертое повторение — через 60 дней.
Этот же метод можно использовать не только для заучивания стихотворения, но и для подготовки к экзаменам, защите диплома или написанию эссе.
Рекомендации для тех, кто хочет быстро выучить стих
На обучение влияет не только память, но и состояние организма. Вот результаты некоторых научных экспериментов на эту тему:
- Будьте спокойны. То, как вы себя чувствуете, влияет на то, насколько хорошо вы помните информацию. Часто это похоже на порочный круг: некоторые люди испытывают стресс из-за того, что не могут запомнить что-то, а стресс создает препятствие для лучшего восприятия информации. 6
- Поставьте цель. Организм наградит вас выработкой различных гормонов, связанных с предвкушением «победы». Учтите, что, если стих так и не удастся выучить, вы не получите «обещанного» дофамина. В таком случае возникнет разочарование и небольшое уныние.
- Больше спите и не учите, когда вы хотите спать. Исследования показали, что при нарушениях сна испытуемые воспроизводят на 40% меньше информации, чем те, кто спал хорошо. 7 Хороший сон — основа хорошей долгосрочной памяти.
- Попробуйте переписать стихотворение. Это обязательно нужно делать от руки. Ученые доказали, что те, кто записывает информацию с помощью ручки и бумаги, лучше ее усваивают, чем те, кто печатает на клавиатуре. 8
- Добавьте эмоцию. Эмоциональные воспоминания ярче и сильнее въедаются в память. Главное — придумать, с какой эмоцией будет ваша связь со стихотворением. Учтите, что страх, неуверенность, печаль и раздражение мешают запоминанию. 9
Совет для школьников
Если вам нужно выучить стих очень быстро, например, за 10-15 минут (как раз во время перерыва перед уроком), постарайтесь прочесть его, не отвлекаясь на другую информацию. Ваша цель — прочесть стих хотя бы один раз.
Вспомните кривую Эббингауза: быстрое запоминание, одно повторение, затем прочтение стиха. В этом случае вы, вероятно, запомните около 90% информации. Это может сработать, если у вас достаточно хорошая память. Однако помните, что вскоре вам придется повторить стих еще раз.