Эти тарелки считаются элитными и изготавливаются штучно. Причина этого — трудоемкая подготовка костей птицы к обезжириванию, обжигу и шлифовке. Они очень дороги в производстве и не подходят для массового производства.
Костяной фарфор
Белый и нежный, с мелодичным постукивающим звуком, костяной фарфор — это само собой разумеется. Но часто можно услышать вопрос: «Что это такое и из чего он сделан?». Действительно, словосочетание «костяной фарфор» вызывает много споров. Особенно когда речь идет о посуде.
Основными компонентами материала, из которого изготавливается обычный фарфор, являются каолин (белая глина), кварц и полевой шпат. Именно эти компоненты характеризуют как мягкий, так и твердый материал. Из чего делают костяной фарфор?
В конце XVIII века (1749 год) англичанин Томас Фрай и его помощники разработали формулу фарфоровой пасты, в которую наряду с основными ингредиентами входила костяная мука. Европейцев никогда не удовлетворял рецепт белого, полупрозрачного китайского фарфора. Они упорно искали его и экспериментировали с различными составами. В качестве сырья они использовали кости крупных животных, измельчали их в порошок и обжигали при высоких температурах. В результате получалась костяная зола светлого цвета, похожая на муку. Ее использовали в качестве сырья.
Англичанин Джозайя Споуд, который к тому времени уже имел множество достижений в области изготовления фарфора, улучшил и довел до совершенства формулу. Он также был самым главным учеником Томаса Уилдона, который был известен в Англии как мастер гончарного дела.
Для изготовления этого фарфора Джосайя Споуд использовал следующий состав: 25 % каолина, 25 % полевого шпата и 50 % жженой костной муки. В результате получался чрезвычайно белый и полупрозрачный материал. Позже его даже назвали «королевским фарфором» из-за его технических и внешних свойств — он был таким легким и нежным.
Из чего делают костяной фарфор — технология производства
В каждой стране костяной фарфор изготавливается по-разному. У каждого производителя свой состав фарфоровой массы, своя температура обжига и своя техника декорирования. Количество обжигов может быть два или три — это зависит от используемой техники росписи. Сам процесс работы выглядит следующим образом:
Подготовленную фарфоровую массу заливают в специальные формы, которые затем энергично переворачивают. Под действием этой силы фарфоровые кусочки равномерно оседают на стенках. Формы открывают, и из них выходят кусочки будущих предметов (отливки). Они больше оригинала и имеют молочно-белый цвет.
Мелкие детали (ручки, носики, декоративные фрагменты) готовятся в маленьких формах, а затем приклеиваются вручную (носик на чайнике, ручка на чашке и т.д.). Все швы и стыки на поверхности изделий обязательно затираются влажными губками и щетками.
Первый обжиг костяного фарфора всегда производится при высокой температуре (до 1250 °C). В процессе обжига объем изделия уменьшается на 13-15 %, так как из него испаряется вся вода. Это критический этап, так как в это время изделие часто деформируется. Здесь важно качество самой фарфоровой массы и правильная работа печи.
После того как предмет прошел ручной контроль качества, его полируют (специальной фарфоровой смолой) и снова обжигают — при температуре не более 1100 градусов. Некоторые производители украшают изделие перед вторым обжигом и перед глазурованием. Это называется подглазурной росписью.
После второго обжига, когда предмет выходит из печи, он имеет теплый белый цвет с глянцевым эффектом. Теперь наступает время для декорирования. Иногда его расписывают вручную специальными красками, содержащими оксиды металлов. Иногда производители также используют технику наклеек.
Что такое наклейка? Специальные изображения, нанесенные вручную, переносятся на поверхность фарфора. Этот метод не так прост, как кажется на первый взгляд, поскольку требует большой аккуратности и точности. «Переводы» выполняются с помощью высокотехнологичного оборудования и специальных красок.
Затем декорированное изделие обжигается при конечной температуре не более 900 градусов. Этот обжиг необходим для того, чтобы изображение могло «прилипнуть» к глазури. Последний этап — контроль качества и упаковка.
Читайте также: Мейсенский фарфор, который заставляет вас наслаждаться им
Посмотрите, как делают тонкий костяной фарфор в Англии, в этом 4-минутном видеоролике:
Эта сложная задача была выполнена за два года и закончена с достоинством. Грубые края были компенсированы изысканным декором в виде богатой росписи и орнаментов. Всемирно известная кобальтовая решетка на посуде — яркий тому пример. У Императорского фарфорового завода есть официальный сайт: http://www.ipm.ru.
Англия
Английский фарфор является лидером не только по количеству марок, но и по качеству. Англичане первыми освоили технику изготовления материала путем добавления костяной золы.
Британская фарфоровая фабрика Wedgwood (1759) производит предметы высокой художественной ценности из костяного фарфора. Это коллекции посуды и предметов для украшения интерьера. Кстати, основатель этой компании также был учеником Томаса Уилдона. У Wedgwood есть официальный сайт: https://www.wedgwood.com.
Что означает Bone chine или Fine bone china
Подлинный костяной фарфор получил элитный статус на международном уровне — bone china, что означает «костяной фарфор». Существует также категория Fine Bone China — тонкий костяной фарфор. Наличие этих знаков на фарфоровых предметах означает, что содержание костной золы в материале составляет не менее 35%. Японский фарфор Narumi, например, имеет содержание 47 % и часто называется Narumi Bone China.
Фарфор с такими названиями не указывает на Китай как страну происхождения.
Что это такое?
Материал, обозначенный таким образом, представляет собой твердое сырье, компонентом которого является обожженная кость. Характерными особенностями этого фарфора являются высокая прочность и белый цвет. Этот материал появился в результате попыток повторить формулу изготовления всемирно известного китайского фарфора. Костяная зола была впервые использована в качестве сырья в XVIII веке, и ее применение стало отправной точкой для создания основной формулы костяного фарфора, которая используется и сегодня.
В идеале материал должен содержать следующие компоненты:
- белая глина – 25%;
- полевой шпат – 25%;
- пережженная костная масса животных – 50%.
Основные характеристики, отличающие этот материал от обычных материалов, — это отсутствие полостей внутри, которые идеально заполнены костной золой. Внешние характеристики, сделавшие костяной фарфор особенно популярным, включают его характерную белизну и прозрачность, а также способность придавать изделиям и посуде, изготовленным из этого твердого, но деликатного сырья, нежный кремовый оттенок. Фарфор приобретает свои основные свойства лишь постепенно, в процессе обжига, который происходит при температуре от +1050 до +1300 °C.
Костная масса также подвергается предварительной обработке, в результате которой удаляется клей и органические компоненты. Затем изделия изготавливаются в гипсовых формах и украшаются стеклом, рисунками или наклейками.
Костяной фарфор называют тонкостенным, поскольку он отличается от обычных фарфоровых сосудов толщиной стенок.
Плюсы и минусы
Как и любое другое сырье, костяной фарфор имеет сильные и слабые стороны, которые проявляются при использовании изделий из него. К сильным сторонам материала относятся следующие:
- повышенные показатели прочности, даже при условии тонких стенок продукции; как показывает практика, продукция с таким составом будет более устойчивой к механическим повреждениям, чем другие вариации сырья, используемые для изготовления посуды и предметов декора;
- стенки изделий из этого фарфора будут просвечиваться, что позволяет продукции выглядеть более легкой, изысканной и утонченной; подобные качества особо ценятся антикварами и другими любителями и коллекционерами аристократических статуэток, посуды и так далее;
- сорт знаменит своим благородным цветом; у настоящего костяного фарфора не будет нелицеприятного серого отлива;
- поверхность изделий из этого сырья не содержит каких-либо шероховатостей, на ощупь вся посуда и другая продукция будут идеально гладкими;
- производители делают из материала сервизы и другие бытовые предметы, которые можно отнести к универсальной категории, поскольку их удастся использовать не только для украшения жилища, но и для обычной эксплуатации за семейным столом.
Материал не лишен недостатков, а именно:
- несмотря на свою прочность, изделиям из этого сырья потребуется особый уход, который позволит сохранить их первоначальный внешний вид, а также продлит эксплуатационный срок;
- кроме особого подхода в уходе, костяной фарфор также потребует от владельца соблюдения некоторых нюансов относительно хранения;
- продукция из данного материала относится к дорогостоящей;
- несмотря на свою прочность и твердость, костяной фарфор не выдерживает резких скачков температур в большую или в меньшую сторону.
Виды посуды
Сегодня производители, использующие этот материал в своем производстве, предлагают следующие виды посуды:
- тарелки разного размера и глубины, включая изделия, используемые для декора;
- сервизы;
- чайные и кофейные приборы, рассчитанные на 2 и более персоны;
- супницы;
- сервизы.
Помимо кухонной утвари, фарфор также используется для изготовления статуэток, ваз и тематических фигурок.
В чем между ними отличие?
Рекомендуем: Какой фундамент для дома дешевле: ленточный фундамент или монолитная плита.
- Как правило, стенки изделий из костяного фарфора тонкие. Они могут быть в несколько раз тоньше стенок обычного твердого фарфора.
- При одинаковом размере костная посуда легче.
- Если смотреть через тонкие стенки костяных фарфоровых изделий на свет, можно увидеть очертания предметов. В отличие от костяного, твердый фарфор не может похвастать такой прозрачностью, и больше напоминает яичную скорлупу.
Костяной и твердый фарфор часто сравнивают, чтобы выяснить, какой тип лучше. Однако мнения разделяются.
Сравнение плюсов и минусов в таблице
Поклонники твердого фарфора подчеркивают его идеальную белизну. Сторонники костяного аналога, напротив, называют снежную белизну мертвым цветом и ссылаются на прозрачность, деликатность и легкость костяного фарфора.
Предлагаем вам сравнить их характеристики, преимущества и недостатки в таблице:
Стеклянная, фаянсовая и керамическая посуда не имеет ничего общего с тонким фарфором. Во всем мире он считается самым элитным и является символом богатства, неподвластным времени и моде. Но не каждый может позволить себе дорогой сервиз, тем более коллекционный.
Что лучше выбрать?
Поэтому правильно выбирать фарфоровые изделия в соответствии со своими финансовыми возможностями и предназначением:
С сегодняшней точки зрения, костяной фарфор следует охарактеризовать как материал, созданный в соответствии с диктатом Spode. Однако производители могут и намеренно вводить покупателя в заблуждение. Некоторые считают возможным называть свой фарфор «костяным фарфором», когда он содержит всего 5% фосфата кальция.
- Для подарка можно выбрать любой сервиз, но выше ценится костяной, проверенных брендов.
- Для повседневного использования лучше приобрести посуду из твердого фарфора в бюджетном исполнении. Даже недорогие фарфоровые тарелки и чашки считаются во много раз престижнее, чем тяжелые и непрозрачные фаянсовые.
- На торжественных мероприятиях престижнее использовать твердый фарфор класса люкс, а для чаепития – настоящий английский фарфоровый сервиз.
Качество костяного фарфора
Зарубежный костяной фарфор маркируется словами «Bone China» или «Fine Bone China». Однако маркировка эффективна только в том случае, если учитывается репутация производителя и художественная ценность изделия. Кроме того, необходимо уметь отличать качественный фарфор от подделок.
Маловероятно, что дорогой костяной фарфор украшен кривой наклейкой (перенесенным изображением). Цветная роспись не будет покрывать все изделие: Декор должен подчеркивать и усиливать красоту самого фарфора, а не скрывать недостатки — трещины и углубления в глазури, песчинки в пасте, плохое качество литья изделия.
В большинстве случаев наборы костяного фарфора массового производства изготавливаются из материала с содержанием фосфата кальция менее 30%. Изделия из тонкого костяного фарфора с содержанием костной золы около 50% стоят очень дорого.
«Не было удачи — невезение помогло!». Эта старая поговорка отражает внезапную славу, которой достигла продукция Ломоносовского фарфорового завода (ныне Императорского) в конце 1960-х годов.
Белый до синевы.
К покорению технологии костяного фарфора специалистов советского завода подтолкнула вечная нехватка материалов. Узнав, что для фарфора вместо редких минералов можно использовать кости, технологи пришли в восторг. В то время товарные кости шли на изготовление пуговиц для нижнего белья и других манекенов, а отходы можно было пережечь в золу и сделать фарфор.
Эксперименты прошли успешно: первые чашки и блюдца из костяного фарфора, выпущенные Ломоносовским заводом, оказались невероятно тонкими. Покупатели неохотно приобретали «пластмассовую» посуду. Тогда толщину стенок увеличили на три десятых миллиметра, и продажи улучшились.
Но вскоре возникла новая проблема: товарных говяжьих костей стало не хватать. Крупные поставщики снабжали фабрику куриными костями; фабрика стала получать золу разного качества. Оказалось, что фарфор с золой из птичьих костей приобретает синевато-фиолетовый или даже фиолетово-серый оттенок тревожных размеров.
Фарфор синеватого цвета не был запущен в производство, но сегодня коллекционеры владеют чашкой из экспериментальной партии, которая ценится как настоящая редкость. Однако в богатой истории императорского фарфорового завода было много взлетов и падений.
С 1925 по 2005 год фарфоровый завод, основанный во времена правления императрицы Елизаветы Петровны, назывался Ломоносовским фарфоровым заводом. Надо признать, что сам Михаил Васильевич не имел никакого отношения к созданию русского фарфора. Сложные технологические проблемы решал однокашник Ломоносова Дмитрий Иванович Виноградов.
Императорский фарфор
Виноградову было 24 года на момент основания фарфорового производства, которое впоследствии стало фарфоровым заводом. Его назначение на первый взгляд абсурдно: по профессии Виноградов — горный инженер. Но любознательность молодого ученого и его настойчивость в исследованиях привели к успеху: именно Виноградов создал русский фарфор, а не иностранцы, благословленные начальством.
К сожалению, у умного инженера не было боевого духа. Он не умел, как его друг Ломоносов, игнорировать проблемы и побеждать завистников. Утопив свои печали в алкоголе, Виноградов усугубил свое состояние. Полицейский надзор, первоначально предназначенный для сохранения тайны фарфорового дела, вскоре стал нацеливаться лично на Виноградова.
Виноградов написал свой труд «Всестороннее описание чистого фарфора», находясь под арестом. Ему разрешили остаться в своем доме, но заковали в цепи, чтобы он не мог сбежать в ближайший трактир. Дмитрий Виноградов умер в возрасте тридцати семи лет — но он все равно начал свое фарфоровое дело.
Начав практически с нуля, Виноградов сумел собрать фрагменты противоречивой информации, полученной им от западных гончаров. Он провел практические исследования сырья и разработал технологии обогащения минералов, используемых в бизнесе. Он спроектировал печи, нашел подходящее топливо, определил параметры обработки сырья и процесса обжига. Он разработал точную рецептуру глазурей и красителей для подглазурной и надглазурной росписи.
Именно благодаря Виноградову императорская фабрика и на третьем веке своего существования оставалась единственным российским предприятием, способным производить высококачественный костяной фарфор. Только здесь имеется уникальный завод, способный вести обжиг при низких температурах.
Виноградовский фарфор не только снабжал императорский двор роскошной посудой и оригинальными украшениями. Все официальное общество Петербурга было «отвращено» модой на «посылочные» табакерки порцелинового мастерства — изящные коробочки с закрывающейся крышкой и именной надписью на верхней крышке. Надпись могла быть написана от руки по желанию заказчика!
Эксперты знают, чем отличается элитный фарфор от других, но потребителю без специальных знаний не разобраться в проблеме. Чтобы не наткнуться на имитацию, он должен знать, что это за изделия, каковы их характеристики и какие правила действуют при маркировке.
Как отличить от других видов фарфора
Внешние характеристики «царского» фарфора:
В чем разница между фарфором и фаянсом и что лучше выбрать для посуды
- белизна;
- наличие «теплого» свечения поверхностей;
- тонкие стенки (но эта характеристика зависит от дизайна и оформления изделия);
- небольшой вес («как пушинки»);
- приятный мелодичный звук при постукивании о стенки.
Миски, кондитерские изделия, чайники из этого материала выглядят хрупкими и воздушными, но гораздо более долговечны, чем изделия из классического твердого фарфора.
На большинстве предметов посуды стоит клеймо производителя «костяной фарфор», поэтому сразу видно, из чего сделаны чашки или кофейники. Глазурь гладкая и блестящая, без искажений и пятен. Декор минимален, так как считается, что узоры заслоняют вид идеального и безупречно сделанного материала.
Большинство фарфоровых мануфактур разработали собственную технологию в этой области производства. Некоторые из них специализируются только на одном виде, другие производят мягкий и твердый фарфор.
Производители
В России единственным производителем является ИФЗ — Императорский фарфоровый завод (бывший ЛФЗ), чьи чайные сервизы и пары восхищают своей красотой и оригинальностью.
Первая партия костяного фарфора была выпущена в 1969 году, а форма была названа «Майской» в честь месяца, в котором «появилась» столовая посуда.
Каталог продукции Ломоносовского завода насчитывает более четырех тысяч наименований, включая бытовую фарфоровую посуду и эксклюзивные сервизы президентского уровня.
Лидером по производству костяного фарфора логично является Англия.
Среди известных брендов:
Настоящие шедевры создают мастера японских фабрик.
- компания Royal Doulton. Приставка Royal (королевский) в названии появилась в 1901 году по распоряжению самого короля Эдуарда VII, а завод стал официальным поставщиком двора Его Величества. Тонкостенные изделия стали выпускать с 20-х годов XIX века, специализация – подарочные наборы столовой посуды, статуэтки;
- Wedgwood – Британская фабрика фарфора. Продукция: коллекции посуды, предметы интерьера;
- Spode – старейшая компания страны, входит в холдинг Portmeirion. Основатель – тот самый Джосайя Споуд, создатель формулы костяного фарфора. На предприятии изготавливали сервизы для королевских особ, в том числе и для русских императоров. В наши дни специализируется на выпуске посуды премиум-сегмента;
- Royal Worcester. Выпускает утонченные статуэтки (в том числе знаменитые фигурки птиц), чайные пары, сервизы, вазы. Также входит в группу компаний холдинга Portmeirion.
Посуда из костяного фарфора прочна и долговечна. Если соблюдать простые правила ухода, вы сможете сохранить изящные чашки и блюдца для своих детей и внуков.
- Narumi. Ведущий производитель элитной фарфоровой продукции в стране Восходящего Солнца. Для производства посуды используется масса с содержанием костной золы до 60%. Известные коллекции: «Шелк», «Грегори», «Версаль», «Весна», «Ожидание»;
Особенности ухода
Как мыть фарфор: Удалите пожелтение, темный налет и старые пятна.
- посуду после использования сразу же аккуратно промывают теплой водой и вытирают досуха;
- перед тем, как налить чай или кофе, чашку споласкивают 2-3 раза горячей водой. Сразу наливать крутой кипяток нельзя, даже прочные изделия могут дать трещинки и лопнуть;
- при мытье исключают абразивные пасты и порошки, любые химические средства для посуды, жесткие щетки, губки, мочалки;
- протирают насухо салфеткой, бережно держа за корпус, а не за носики и ручки;
- нельзя ставить утварь после мытья в сушилку (появятся разводы, пятна). Необходимо быстрое протирание полотенцем или салфеткой;
- хранят посуду из тончайшего фарфора на закрытых полках в шкафу, вдали от света и источников тепла. Желательно ставить тарелки вертикально, если возможности нет, то можно «пирамидкой», с обязательной прокладкой салфетками или мягкой бумагой;
- внимательно читают рекомендации производителя, учитывают маркировку.
Фигурки, статуэтки и другие предметы обстановки можно очистить от пыли мягкой щеткой или веником. Мыть не рекомендуется.
Костяной фарфор — это прекрасное творение искусных мастеров. Многие изделия и сегодня изготавливаются вручную и являются настоящими произведениями искусства. В то же время многие коллекции от известных производителей подходят для повседневного использования дома.