Завод Пролетарий СССР (Мста)

Фарфоровый завод «Пролетарий» продолжал функционировать до 2008 года. Это предприятие имело ключевое значение для экономики региона, обеспечивая работой более тысячи человек. Однако, столкнувшись с экономическими сложностями и высокой конкурентоспособностью, завод не сумел эффективно продолжить свою деятельность, и в 2008 году он был объявлен банкротом.

Клейма фарфоровой посуды СССР

Клейма фарфоровой посуды СССР

Фарфоровые изделия, которые были произведены в Советском Союзе, всегда отличались высоким качеством. Именно поэтому они пользуются большим спросом как среди коллекционеров, так и среди искусствоведов и истинных ценителей. В Союзе действовало более двадцати различных фабрик, где производились эти изделия. Чтобы определить, к какому именно предприятию принадлежала фарфоровая посуда, можно использовать клеймо, которое представляет собой специальную маркировку, подтверждающую качество и подлинность продукции. В данной статье мы рассмотрим клейма на посуде из фарфора в СССР, а также предоставим информацию о том, как они изменялись на протяжении лет, формируя своего рода каталог изображений для лучшего понимания.

Какие данные могут предоставить эмблемы фарфоровых заводов СССР на посуде?

В большинстве случаев специальные знаки, наклеиваемые в СССР, располагались на дне фарфоровых изделий. Они были видны на чашках, тарелках, вазах, графинах и других предметах.

Клеймо на фарфоровой посуде в России могло предоставить важную информацию о данном изделии. Эти знаки содержали данные о производителе, периоде выпуска и характеристиках качества, что делает расшифровку знаков заводов на фарфоровой посуде СССР весьма актуальной.

Следует отметить, что одна фабрика могла иметь множество различных маркировок, поскольку клеймо на фарфоровой посуде часто менялось с годами. Многие коллекционеры даже имеют таблицы с фотографиями таких обозначений, что может усложнить процесс идентификации продукции.

На маркировке фарфоровых изделий можно также обнаружить информацию о качестве материала, обозначаемую сортами (первый, второй, третий). Эта информация нередко указывалась буквами и цифрами (например, 1-С) или отличительным цветом.

История создания Бронницкой фарфоровой фабрики

Строительство Бронницкой фарфоровой фабрики было инициировано Петром Казимировичем Рейхелем в 1882 году. Прежде чем заняться производством керамики, Рейхель владел мебельной фабрикой, однако в условиях убытков он решил изменить профиль своего бизнеса. Переходя на производство посуды, он быстро организовал строительство гончарного завода, привлекая местных крестьян как рабочую силу. Это место обладало всеми необходимыми ресурсами: наличием лесных угодий для топлива, хорошими запасами красной глины и дешёвой рабочей силой; удобные транспортные пути — шоссейные дороги и река Ниша — значительно упрощали сбыт и доставку сырья.

Изначально работающий как глиняный завод, который просуществовал около полутора лет, Рейхель вскоре решил, что более выгодно переключиться на производство фаянса и фарфора. В результате были построены специальные печи, а сырьё поставлялось из Боровичей. Для развития технологий фарфорово-фаянсового производства Рейхель пригласил мастера из-за рубежа. Завод занимался в основном производством форм для росписи. В живописном цехе вручную расписывали чашки, тарелки и горшочки, но качество изделий оставляло желать лучшего, и предприятие не смогло добиться успеха, так как его продукция не могла конкурировать с другими фарфоровыми заводами. В результате Рейхелю пришлось заложить своё дело, которое в 1892 году было выкуплено за 12 тыс. рублей владельцем соседней фабрики Иваном Емельяновичем Кузнецовым.

Иван Емельянович Кузнецов явился представителем знаменитой династии Кузнецовых, будучи двоюродным братом известного фарфорового магната Матвея Сидоровича Кузнецова. Согласно семейной легенде, Кузнецовы поделили рынок сбыта между собой: Матвей закрепил за собой южные регионы и Москву, в то время как Иван овладел территориями между Москвой и Петербургом, а также Сибирью. Кузнецов стал крупнейшим производителем фарфора в Новгородской области.

На момент покупки Бронницкой фабрики Кузнецов уже был опытным предпринимателем и владел несколькими фабриками, включая Волховскую и Грузинскую, а также стекольный завод в Чудове. С целью развития фарфорового производства в Броннице он привлекал мастеров из Москвы, которые обучали местных жителей. Рабочие также нанимались из окрестных деревень. Однако из-за ограниченной механизации и использования ручного труда фабрика не могла развиваться с теми темпами, которые планировал Кузнецов. В ответ на это он предпринял меры по техническому переоборудованию фабрики и чуть позднее заказал полную реконструкцию бывшего завода Рейхеля. Здание фабрики сохранилось до сегодняшнего дня. На кузнецовской фабрике изготавливали чайные пары, кофейные наборы, а также посуду для трактиров и столовую посуду.

Спустя некоторое время ассортимент продукции был расширен, появились новые формы посуды, такие как масленки, сухарницы, хренницы и кувшины. Для нужд церквей изготавливались фаянсово-эмалевые киоты и подсвечники, а также выпускались декоративные тарелки с пословицами и поговорками, такими как «Без соли и хлеба худая беседа». Фарфоровая посуда Кузнецова была широко востребована и присутствовала как в крестьянских избе, так и на столах аристократов. Кузнецовы предлагали изделия для покупателей с разными финансовыми возможностями: для оформления дорогой посуды использовалось золото и сложный декор, в то время как более доступные варианты имели простые цветочные узоры, выполненные яркими красками.

  Как выбрать вилку для рыбы. Вилка для рыбы.

Однако экономические кризисы заставляли Кузнецова сокращать персонал и искать способы сохранить своё практически убыточное производство. Тем не менее к 1912 году количество произведённых изделий превысило 30 миллионов штук. В 1913 году Бронницкая фарфоро-фаянсовая фабрика вошла в состав товарищества на паях Ивана Емельяновича Кузнецова. Новый виток экономического спада и резкое сокращение производства наступило с началом Первой мировой войны. Революционные события 1917 года привели к национализации Бронницкой фабрики. Переданная фабрично-заводскому управлению, она оказалась в тяжелейшем состоянии: оборудование было неработоспособно, а запасы сырья и топлива отсутствовали. О судьбе Ивана Кузнецова достоверно ничего не известно, но предполагается, что его семья погибла в непростые времена, когда заводская собственность переходила в руки государства.

История завода Пролетарий

До 1922 года фабрика функционировала под названием Бронницкая фарфорово-фаянсовая. На всех предприятиях Кузнецова, подвергшихся национализации, произошла смена названий, и Бронницкая фабрика получила новое звучное советское имя — Пролетарий. В 1931 году Бронница была переименована в поселок Мста, в честь ближайшей реки, что также отразилось в клейме завода, где появилось название Мста.

Фабрика Пролетарий возобновила производство, поначалу основываясь на старых моделях Кузнецова. Постепенно они отказались от производства фаянса и сосредоточились на фарфоре, обновив формы.

Со временем декор стал менее нарядным и пышным, уступив место лаконичному строгому агитационному стилю, который развивался благодаря художникам С. В. Чехонину, М. М. Адамовичу и З. В. Кобылецкой.

Молочник. Агитационный фарфор 1927-1930 гг.

Вплоть до 1940-х годов сохранялось влияние традиций Кузнецовых. Популярный стиль шинуазри, декор в подражание китайскому фарфору, украшал столовые сервизы. Восточные красавицы в кимоно и с зонтиками изображались на фоне природных пейзажей.

Чайная пара в стиле шинуазри 1918-1930 гг.

Во время войны завод был эвакуирован в Красноярск. В 1944 году завод Пролетарий, сильно пострадавший от бомбежек, восстановил работу. В этот период активно производилась бытовая столовая фарфоровая посуда, ещё сохранявшие отголоски кузнецовских форм, но качество советского фарфора стало значительно грубее, а декоративные элементы соответственно более скромными. Перед заводом стояла важная задача — восстановление и насыщение рынка доступной посудой. Острая нужда в квалифицированных кадрах пополнялась за счёт выпускников открытого при заводе ремесленного училища. С этого времени начался расцвет фарфорового производства на Пролетарии.

Комплект от столового сервиза с растительным декором на 5 персон (10 предметов), фарфор, Фарфоровый завод Пролетарий (Бронница, Мста), СССР, 1958-1967 гг.

Виды

Сервизы, производимые в советскую эпоху, были весьма разнообразными. Следует выделить несколько основных видов.

  • Столовый сервиз. Полный комплект чайной, кофейной и столовой посуды назывался столовым сервизом. В советское время такие обеденные комплекты служили гордостью каждой семьи. Сервиз не только украшал стол, но и олицетворял достаток в доме.
  • Чайный сервиз. Изделия в таких сервизах отличались разнообразием цветов и узоров. Можно было встретить как простые рисунки в горошек, так и сервизы с замысловатыми узорами, мелкими деталями или геометрическими сетками.
  • Штоф. Дорогая посуда на столе дополнялась штофом, в котором подавались крепкие напитки. Советские мастера умели придавать штофам разнообразные формы и качественно их расписывали. Хозяйкам лишь требовалось подобрать изделие, которое гармонично сочеталось бы с остальными предметами на столе.
  • Пепельница. Чтобы завершить праздничное оформление стола вместе с особенным сервизом ставилась фарфоровая пепельница. Часто такие изделия имели необычную форму и качественную роспись, что делает их актуальными и в наше время, что объясняет высокую цену таких предметов.

Сервизы советского периода отличались качественным изготовлением и росписью, изяществом и уникальной нежной красотой. Эта посуда бережно хранилась и обычно использовалась только на праздниках.

Производители

Большинство известных заводов по производству фарфора были основаны еще до революции. Многие из них продолжали свою деятельность и в дальнейшем, а некоторые не останавливались даже в военное время. Таким примером является Ленинградский, известный также как Ломоносовский фарфоровый завод. Например, в 1944 году, в условиях блокады в Ленинграде, был изготовлен знаменитый сервиз художницы Анны Яцкевич с кобальтовой сеткой. Интересно, что первоначально рисунок был золотым, но со временем он сменился на синий.

  Как эстетично расположить разделочные доски на кухне. Подставка для разделочных досок.

В Советском Союзе считались настоящими гигантами несколько заводов.

  • Завод в Вербилках. Это предприятие было основано в 1766 году. После революции оно было переименовано в Дмитровский фарфоровый завод. Продукция данного завода славится высоким качеством.
  • Гжель. Этот завод известен своими фарфоровыми изделиями, выполненными с использованием красной надглазурной эмали. Порой применялся оксид железа, придающий продукции серовато-зеленый оттенок. Однако всемирно известным является кобальтовый фарфор, который так и называется Гжель.
  • Рижский завод. Это предприятие получило популярность благодаря производству фарфоро-фаянсовой продукции и майолики. Фарфоровая посуда, статуэтки и фаянсовые сервизы этого завода, как правило, шли на экспорт.
  • Конаковский фарфоровый завод. В 20-е годы XX века он был переименован в фаянсовую фабрику имени М. И. Калинина, сокращенно ЗИК. Слава этому предприятию принесли знаменитые масленки и салатники. Изделия этого завода неоднократно получали золотые медали на международных выставках.

Кроме продукции, которая относилась к шедеврам и маркировалась надписью ВНЕ ГР, множество товаров шло на экспорт и имело штамп Made in USSR.

Советский фарфор высоко ценится коллекционерами. Чтобы избежать покупки фальсификата, необходимо удостовериться в наличии клейма на изделии.

Цвета и формы: художественные особенности и техники росписи

По характерным чертам дулевского фарфора можно легко узнать изделия данного знаменитого завода. Но кроме традиционной техники, упомянутых выше, используются яркие и весёлые краски:

  • Акварелька — загадочно-нежное название. Это изображение полевых цветов на округлых боках сервиза.

Завод Пролетарий СССР (Мста) 2

Завод Пролетарий СССР (Мста) 3

Завод Пролетарий СССР (Мста) 4

Завод Пролетарий СССР (Мста) 5

Завод Пролетарий СССР (Мста) 6

Эти сервизы объединяет не только общая тематика. Наборы чайной посуды изготавливаются в одной форме под названием Белый лебедь. Чашки, чайник и блюдца расписываются цветочными композициями. На примере сервиза День Победы — гвоздики можно увидеть патриотическую тематику, с героической палитрой, а форма остаётся неизменной — Белый лебедь:

Завод Пролетарий СССР (Мста) 7

Другим праздничным комплектом является С днем свадьбы:

Завод Пролетарий СССР (Мста) 8

Форма «Белый лебедь» используется и в таких сервизах, как Цветение, Морозко, Весенний, Снегирь, а также знаменитый Золотой олень и другие коллекции с разнообразной тематикой.

Популярные формы сервизов:

  1. Дачный. Тематики такие, как Вишня и Земляника; на фото изображён Багульник.

Завод Пролетарий СССР (Мста) 9

  1. Рубин. Мотивы луговых цветов эконом-класса (на фото), Пионы и Цветущая земляника.

Завод Пролетарий СССР (Мста) 10

Эконом-вариант, состоящий из 14 предметов, отличается ценой от других комплектов, которые декорированы позолотой: они стоят на 200 рублей дороже.

  1. Гранатовый. В сочетании с Папоротником, Сапфиром, Морским бризом, Сиреневым букетом, Багульником и Перламутровым на 6 персон (на фотографии).

Завод Пролетарий СССР (Мста) 11

  1. Тюльпан. Сервизы под названиями День Победы, Золотой орех, Сесиль, Нина, Нежный, Ситцевый, Сирень, Летняя симфония, Июнь, Калинка, а также фирменная Розовая птица и знаменитая Красавица, Яблоневый цвет (изготавливаемый только с ручной росписью), Голубая герань (на фото).

Завод Пролетарий СССР (Мста) 12

  1. Голубая роза. включает в себя изделия под названиями Золотистый, Розовая фантазия, Праздничный, Крытьевой, Московский и Золотое кольцо.

Завод Пролетарий СССР (Мста) 13

Обязательным атрибутом в этой линии является золочёный ободок и ребристые боковые стенки элегантных предметов сервиза — отличительная черта книг под названием «Голубая роза».

  1. Агат. Включает в себя наборы Президент, Чайная роза и Силуэты.

Завод Пролетарий СССР (Мста) 14

  1. Виноградная лоза: Северный, Морозко (на фото).

Завод Пролетарий СССР (Мста) 15

В комплекте на 6 персон присутствует вазочка и розетки под варенье.

Завод Пролетарий СССР (Мста) 16

Предметы декора

С момента появления фарфорового производства из белой глины изготовлялись не только столовые предметы. Искусные декоративные вазы, настенные тарелки и фигурки разнообразной тематики прекрасно дополняли интерьер.

Завод Пролетарий СССР (Мста) 17

Завод Пролетарий СССР (Мста) 18

Завод Пролетарий СССР (Мста) 19

  • По мотивам сказок и фольклора: например, Снегурочка.

Завод Пролетарий СССР (Мста) 20

По статуэткам можно изучать историю страны.

Декоративные композиции, отражающие жанровые сценки из повседневной жизни советской эпохи, сказочные мотивы и военные сюжеты — ни одна область жизни не осталась без внимательного отражения в фарфоровых скульптурах.

Современные мастера восстанавливают старинные образцы, когда-то имевшие большой коммерческий успех. На фотографии представлена восстановленная скульптура, оригинал которой был создан в 1954 году. Эта бытописательная сценка под названием «Сплетницы» носила также название «У маникюрши».

Завод Пролетарий СССР (Мста) 21

Ранее такие статуэтки часто дарили на свадьбы и юбилеи, в настоящее время художественная скульптура представлена в музеях и частных коллекциях. Сохранившийся антиквариат и современный авторский фарфор становятся всё более востребованными. Ценители готовы заплатить значительные суммы, достигающие нескольких сотен тысяч рублей, за коллекционные статуэтки мастеров из Дулева.

Разнообразие изделий

Знаменитые сервизы

История орденских сервизов мастеров завода Гарднера, считающихся их лучшими творениями, началась с весьма драматичной истории. Поскольку Гарднер не был дворянином и не имел права обладать крепостными крестьянами по закону, ему пришлось оформить на них купчую на своего знакомого помещика Вырубова. Однако в 1777 году помещик угодил в тюрьму, что поставило Гарднера перед угрозой потери всех работников. Чтобы спасти свое предприятие, он в спешном порядке создал для императрицы Екатерины II великолепный Георгиевский орденский сервиз и добился её аудиенции. Понимая, для кого предназначался сервиз, мастера вложили в работу все свои силы и умения, и императрица высоко оценила результаты.

  Выбираем лучшую электрическую терку для дома. Электрическая терка для овощей.

Детали Георгиевского сервиза. Завод Гарднера. 1777 г.

Детали Георгиевского сервиза.
Завод Гарднера. 1777 г.

После этого фабрика Гарднера выпустила ещё три сервиза (Владимирский, Андрея Первозванного и Александра Невского), а сам фабрикант был удостоен чести клеймить свой фарфор изображением московского герба. В каждый из этих сервизов входило огромное количество предметов (до полутора тысяч), которые ежегодно использовались во время царских праздничных трапез.

Тарелка из Александровского сервиза. Завод Гарднера. 1778-1780 гг.

Тарелка из Александровского
сервиза.
Завод Гарднера.
1778-1780 гг.

gardner-10.jpg

Многообразие тематик

Работая в популярном в то время цветочном направлении, к концу 1780-х годов мастера завода начали разрабатывать свои оригинальные рисунки цветов, ставшие символом фарфора Гарднера. Это были многочисленные изображения роз, шиповников и тюльпанов, которые создавались как самостоятельно, так и в составе цветочных композиций.

Фаянсовая миска с крышкой. Завод Гарднера. Начало XIX в.

Фаянсовая миска с крышкой.
Завод Гарднера.
Начало XIX в.

Блюдо с цветочным орнаментом. Завод Гарднера. Вторая половина XVIII в.

Блюдо с цветочным орнаментом.
Завод Гарднера.
Вторая половина XVIII в.

В работах, посвященных цветочной тематике, в творчестве художников завода Гарднера часто прослеживаются заимствования у европейских мастеров: это изображения корзин с цветами, подвешенных на лентах.

Чайная пара. Завод Гарднера. 1770-1780 гг.

Чайная пара. Завод Гарднера. 1770-1780 гг.

Во время войны в 1812 году и в последующие годы завод Гарднера много выпускал изделий на военную тематику. Особенно популярными в это время были сервизы, на которых изображались Кутузов, Багратион и другие выдающиеся военные деятели. Одной из значимых работ данного периода стал сервиз с карикатурами на армию Наполеона.

Клейма фабрики Гарднера

Гарднеровский период

За долгую историю своего существования завод Гарднера приобрёл множество клейм, исполнявшихся в самых различных вариантах. В них заметно подражание другим мануфактурам, а также следование требованиям царских указов того времени.

Первыми клеймами, появившимися еще до 1770-х годов, была русская буква «г». Эта буква наносилась большой или малой и могла встречаться в виде вдавленного или процарапанного изображения.

gardner-22.JPG

Одновременно с буквой «г», символизирующей фамилию Гарднер, ставилась аббревиатура МФЯГ, что расшифровывается как «мистер Франц Яковлевич Гарднер». Это обозначение во многом схоже с клеймом КРМ на мейсенском фарфоре, что тоже обозначало сокращение от Konigliche Porzellan Manufaktur.

gardner-23.JPG

В этот исторический период многие мануфактуры начали ставить клейма на французском языке, и завод Гарднера в Вербилках не стал исключением. Начиная с 1770-х годов среди клейм этого завода появилась французская буква «G», которая различными способами использовалась на протяжении многих лет.

gardner-24.JPG

Разнообразие исполнений, вероятно, связано с отсутствием строгих норм по нанесению клейма — мастер мог выполнять букву как кругло, так и сжато, изображать длинный хвостик или его отсутствие. Чаще всего это клеймо завода Гарднера встречается в синем цвете, а также вдавленным в массу. Обычное исполнение — подглазурное, хотя есть и надглазурные варианты, а также встречается красное надглазурное клеймо в виде буквы «G».

В период с 1800 по 1825 годы буква «G» приобрела форму похожую на крюк, став более напоминать клеймо завода А.Т. Сафронова. Клейма Сафронова тоже выполнялись синей краской до нанесения глазури. Кроме того, встречается обозначение «FG», которое иногда путают с цифрой 16.

gardner-25.JPG

Чтобы избежать путаницы, рядом с буквой «G» или отдельно ставили клеймо «ГАРДНЕРЪ» или на французский лад «GARDNER». Иногда встречались случаи, когда вокруг вдавленного в массу слова оставалась рамка в форме прямоугольника.

gardner-26.JPG

Некоторые изделия имели букву «G» в сопровождении дополнительных знаков, таких как звёздочки, кружочки, палочки или буквы. Эти элементы могли содержать технические пометки мастеров завода.

gardner-27.JPG

Уже с начала 1770-х годов появилось клеймо в виде скрещенных мечей, что стало имитацией клейма мейсенского фарфора. Мечи изображались в различных вариантах: некоторые из них больше напоминали буквы «Х», а остальные содержали дополнительные элементы — звёздочки или буквы «G».

Оцените статью
Добавить комментарий