В 2010 году казахи, проживающие на территории Китая, произвели настоящий фурор в музыкальной сфере, исполнив знаменитый казахский кюй под названием Кеңес. В этом грандиозном концерте одновременно участвовало больше 10 000 исполнителей. Это событие стало не только культурным феноменом, но и символом единства казахского народа.
История музыкального инструмента Домбра: кто его создал и когда
Струнные инструменты представляют собой важную часть музыкальной культуры многих народов, и домбра является ярким примером этого культурного наследия.
Домбра — это традиционный музыкальный инструмент, обладающий глубокими корнями, уходящими в самую историю казахского народа. Она была занесена в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО и считается сердцем и душой казахской музыки.
Домбра пользуется популярностью как среди любителей музыки, так и среди профессиональных музыкантов, включая певцов-анши и инструменталистов-кюйши. В сопровождении домбры местные исполнители-импровизаторы и поэты, такие как акыны, создают и исполняют свои песни, передавая народные сказания.
История возникновения домбры уходит в глубь веков. При раскопках древнего города Хорезма археологи обнаружили терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на двухструнных инструментах, которые удивительно схожи с казахской домброй. Кроме того, аналогичные инструменты были также найдены у кочевников, населявших территории современного Казахстана более двух тысяч лет назад, что подтверждает долгую историю использования этого инструмента на этих землях.
История и легенды
В 1989 году в Алматинской области Казахстана, на высоком плато Майтобе, профессор С. Акитаев вместе с этнографом Жагда Бабалыкулы обнаружили наскальный рисунок, на котором изображен музыкальный инструмент, а также четыре танцующих человека в разнообразных позах. Исследованиями известного археолога Кемаля Акишева было установлено, что этот рисунок датируется неолитом. Сейчас этот уникальный артефакт хранится в Музее народных инструментов имени Ыкыласа Дукенулы в Алматы, Казахстан. Изображенный на рисунке инструмент очень напоминает форму современно́й домбры, что свидетельствует о том, что ее предшественник существовал более 4000 лет назад и, очевидно, являлся одним из первых щипковых музыкальных инструментов.
Археологические находки подтверждают, что сакские кочевые племена использовали двухструнные музыкальные инструменты, схожие с казахской домброй, более 2000 лет назад. Это может указывать на то, что именно они могли стать предшественниками домбры. Во время раскопок древнего Хорезма были также обнаружены терракотовые фигурки музыкантов, играющих на щипковых инструментах, что еще раз подчеркивает давние традиции музыкального исполнения в этом регионе. Существующие более двух тысяч лет назад музыкальные инструменты, схожие с домброй, были распространены среди ранних кочевников на территории Казахстана.
Из письменных источников на евразийском континенте известно, что домбра и аналогичные инструменты других народов были известны с древнейших времен. В различных источниках присутствуют упоминания об этом щипковом инструменте, включая памятники сакской и гуннской эпохи. Упоминания о его использовании также встречаются среди куманских племен, европейское название которых — кипчаки. Музыкальные произведения того времени, такие как «Волны Иртыша», «Печальная девушка»,«Рысь», «Хромой гусь», «Светлая верблюдица», «Одногорбый верблюд», также сохранились до наших дней.
В трудах Марко Поло зафиксировано, что домбра присутствовала среди тюрков-кочевников, которые тогда назывались татарами. На этом инструменте они играли перед боем, чтобы поддержать боевой дух. В 2012 году была создана электродомбра, расширяющая возможности звучания этого инструмента.
Первое воскресенье июля было официально объявлено в Казахстане Днем национального музыкального инструмента домбры. Этот праздник был отмечен впервые 1 июля 2018 года, символизируя признание значимости домбры в культурном наследии страны.
Существует множество легенд, касающихся происхождения домбры:
- Одна из легенд рассказывает о Джучи-хане, старшем и любимом сыне Чингисхана. Охотившись в кыпчакских степях, Джучи-хан был смертельно ранен вожаком стада куланов. Никто не осмеливался сообщить об этой трагедии Чингисхану, угрожая казнью тем, кто это сделает. Однако музыканты нашли выход из положения. Они призвали домбриста по имени Кет-Буга и поручили ему передать страшную весть с помощью музыки. Кет-Буга, не произнося ни слова, сыграл кюй «Аксак кулан» перед Чингисханом, донося до него правду о смерти сына. В гневе Чингисхан потребовал казнить домбру, и, как говорят, на верхней деке инструмента осталось отверстие — след от расплавленного свинца. Мавзолей Джучи-хана сохранился на берегу древней реки Кара-Кенгир в Джезказганской области, а эта легенда, известная как «Аксак-кулан», повествует о силе и бессмертии искусства.
- В другой легенде рассказывается о двух братьях-великанах, которые жили на Алтае. Младший брат был заядлым домбристом, который всегда забывал обо всем, когда начинал играть. Однажды старший брат, желая прославиться, решил построить мост через реку, но младший был слишком погружен в свою музыку и не помогал ему. Разгневанный старший брат отобрал домбру у младшего и разбил ее об его голову. Отпечаток от разбитой домбры остался на его голове, и много лет спустя люди нашли этот отпечаток, и начали изготавливать новые домбры по этому образцу, возобновляя музыку в селениях, где она долгое время отсутствовала.
- Согласно одной из легенд, джигит по имени Кежендык обладал домброй с пятью струнами и без отверстия посередине. Влюбившись в дочь местного хана, Кежендык пытался выразить свою любовь, исполняя на домбре песни, в которых критиковал хана, отмечая его недостатки. Разъяренный хан приказал испортить инструмент, вылив на его середину горячий свинец, в результате чего появилось отверстие, и остались только две струны.
- Еще одна легенда напоминает предыдущую. В данной истории сын местного хана погиб во время охоты, и чтобы избежать его гнева, слуги обратились за советом к мастеру Али. Мастер создал музыкальный инструмент, названный домброй, и пришел к хану, чтобы сыграть на нем. Звуки инструмента заставили струны печально стонать, как будто сама природа выражала скорбь о потере. Это вызвало гнев хана, который приказал полить горячим свинцом отверстие домбры, придавая ей такой вид.
О происхождении домбры рассказывают легенды
Любовь к домбре породила множество легенд о ее происхождении. Одна из историй рассказывает о хане, который потерял любимого сына. Его подданные не смели сообщить ему об этом, боясь быть казненными за плохую новость. Мастеру удалось создать струнный инструмент, на котором он исполнил мелодию, в которой зашифрованное сообщение передавало горестную весть о трагедии.
Мастер не произнес ни слова, и хана не могли наказать за это. Расплавленный свинец был вылит на инструмент, который донес до хана печальную новость. Так на домбре появилась дырка, ставшая важным элементом для ее звучания.
Инструмент имеет региональные отличия
Конструкция домбры достаточно проста и состоит из таких частей, как корпус (шанак), дека (какпак), струны и дополнительных элементов. Однако в зависимости от региона инструмент немного меняется:
- На западе Казахстана, в прикаспийских степях, домбра имеет округлую каплевидную форму и длинную тонкую шейку.
- В центральных и восточных регионах домбра отличается плоской нижней декой и короткой толстой шеей.
Первая форма является наиболее известной и распространенной. Вторые особенности продиктованы тем, что домбра использовалась в основном для сопровождения исполнения песен. Плоской стороной певцы прижимали ее к телу, чтобы голос не заглушался.
«Самый народный» инструмент
Современная домбра имеет 21 лад и нейлоновые струны. В старину кочевые народы использовали гораздо более простые домбры, которые имели всего семь ладов, струны часто изготавливались из кишок животных, а дерево для корпуса могло быть любым, которое оказалось под рукой.
Возможно, именно благодаря этой простоте и доступности домбра стала поистине «народным» инструментом. Так говорит преподаватель отделения народных инструментов республиканского колледжа искусств Любовь Дохаева.
«Каждый мог сделать себе такой инструмент, и каждый делал его на свой вкус: были долбленые домбры, трапециевидные и восьмиугольные. Гриф тоже каждый подстраивал под себя, и поэтому длина и количество ладов отличались: встречались как пятиладовые, так и семиладовые домбры… Этот инструмент всегда был самым массовым и узнаваемым», — делится опытом Дохаева.
Она берет в руки небольшую простенькую домбру. На грифе видна надпись «Цаганур». «Это название поселка — мастер, который сделал этот инструмент, решил возможно сразу обозначить место его происхождения. Этому инструменту около 100 лет, на таких играли наши бабушки», — поясняет она.
Любовь Дохаева много лет руководит ансамблем калмыцких народных инструментов «Баир», который включает в себя учащихся колледжа. Созданный еще в 1980-х, ансамбль «Баир» стал известен далеко за пределами Калмыкии: например, прошлым летом он выступал в Польше, затем — в Южной Корее.
«Мы исполняем не только калмыцкие произведения, в которых вместе с домброй звучат и другие национальные инструменты, такие как хучир, лимба, йочин, но и мелодии других народов — финские, чешские, польские, перуанские… Сейчас мы готовим попурри на военные темы к 75-летию Победы», — рассказывает руководитель ансамбля.
Она занимается домброй с раннего детства: «У нас и мама играла, и пели все, мы часто собирались с соседями. А когда старшие играли, молодежь тоже подтягивалась. И сейчас так же — домбра есть почти в каждом калмыцком доме, даже если люди не играют, они хранят инструменты, которые остались от бабушек».
Домбра и Паганини
Народные мелодии и приемы игры на домбре передаются в Калмыкии из поколения в поколение. «Калмыцкая музыка очень тесно связана с калмыцким языком, — замечает преподаватель колледжа искусств по классу домбры Екатерина Ахаджаева. — До нас дошли старинные напевы и наигрыши, которые когда-то сочиняли наши бабушки и прабабушки. Не случайно одни и те же калмыцкие песни могут звучать по-разному в разных местностях — везде их интерпретируют по-своему».
Однако не только народные мелодии могут быть исполнены на калмыцкой домбре — начиная с XX века этот народный инструмент все более прочно вошел в академическую музыку. В музыкальных школах на домбре исполняются гаммы и классические мелодии.
«Наш собственный калмыцкий композитор Савр Катаев написал концерт для домбры с оркестром, на домбре обращали внимание и другие современные композиторы, такие как Аркадий Манджиев и Петр Чонкушов. В переложении для домбры мы исполняем произведения, написанные для других инструментов, включая классику — например, я играла Каприс № 24 Паганини в консерватории. Конечно, были определенные трудности, но все же это оказалось возможным!» — делится Екатерина.
Сейчас, когда домбра стала официальным символом республики, количество желающих обучиться игре на этом инструменте возрастает. «Даже взрослые начали учиться — в хуруле (буддийский храм, монастырь, обитель в калмыцком (монголо-ойратском) ламаизме) сейчас бесплатно проходят уроки игры на калмыцкой домбре. Это очень приятно, так как сейчас делают много для сохранения калмыцкого языка и культуры, а домбра в этом играет огромную роль», — говорит Ахаджаева.
День домбры
Нурсултан Назарбаев высоко ценит домбру и неплохо владеет этим инструментом. Он верит, что домбра является неотъемлемой частью истории и культурным достоянием казахского народа, и настоятельно рекомендует внукам это ценное наследие.
В январе 2002 года, в интервью российскому журналу «Эхо планеты», он заметил:
«Домбра – это чисто национальный инструмент. Чтобы его просто понять, нужно родиться казахом… Ее звук совершенно необычный. Он как бы говорит о широких степях Казахстана, о наших горах, о наших предках и нашей истории.»
Газета «Қазақ әдебиеті» в 2006 году также процитировала президента, сказавшего:
«Қолым қалт еткенде домбыраға қол созып, жыр жазатыным да сол бір арманшыл шақтан қалған жұқана да» («Привычка брать домбру в руки и писать песни сформировалась с мечтательных времён»).
Нурсултан Назарбаев не только мечтатель, но также поет о высоких чувствах. На одном из мероприятий он сыграл на домбре и спел о жизни, утверждая, что почет достойны те, кто действует, а не те, кто просто говорит много.
13 июня президент подписал указ, согласно которому первое воскресенье июля было учреждено как Национальный день домбры. В этот день тысячи домбристов по всей стране заиграют на родном инструменте, отмечая его важность и роль в культурной жизни казахского народа.
Поделиться:
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter. Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите ее и нажмите на кнопку «Сообщить об ошибке».
Мастерство кюйши
Казахская народная музыка, которую сочиняли и исполняли на домбре, это удивительное, яркое и абстрактное искусство. Поэзия в этом искусстве неразрывно связана с музыкой. Произведения известных жырау, салов и акынов через музыку и устное творчество осмысливают вечные философские вопросы.
— Творчество кюйши и акынов затрагивает глубокие темы, — отмечает один из специалистов. — Его не следует воспринимать буквально. Если во время звучания кюя кажется, что слышишь топот конских копыт, нужно понимать, что автор стремился передать не сам бег лошади, а впечатление от этого бега в своей душе. Казахское искусство глубоко и философично, оно содержит множество смыслов.
Профессиональная школа устного и музыкального творчества достигла своего расцвета в казахской степи в XIX веке. Талантливые акыны и кюйши могли посвятить все свое время сочинению и исполнению музыки, не заботясь о других делах. Часто они сами изготавливали себе нужный инструмент и получали поддержку от общины, которая обеспечивала им кров и пищу, а также дарила одежду и коней. Победители айтысов могли рассчитывать на хорошие призы и дорогие подарки.
— Хорошему исполнителю кюев и песен на домбре были рады в любом доме и юрте. Традиция меценатства была очень развита. В качестве вознаграждения победителю айтыса могли вручить слиток золота или серебра. Известно, что мать Абая подарила золотое копытце Биржан-салу, восхитившись его мастерством исполнения.
Сегодня ведутся споры о том, кто же был самым искусным композитором кюев для домбры. Во времена Советского Союза особое внимание уделялось Курмангазы Сагырбайулы, однако некоторые музыковеды утверждают, что у великого кюйши было много не менее талантливых современников и последователей.
— Кюи Курмангазы очень яркие, запоминающиеся и эксцентричные, но в кладовой казахской музыки есть и другие сильные произведения. После революции его выделили среди многих других благодаря бедняцкому происхождению, проигнорировав таких композиторов, как Даулеткерей. Только послушайте кюй «Жигер»! В нем заключена такая глубина и трагическая сила. Нельзя однозначно утверждать, кто был самым талантливым казахским композитором. Музыкальные произведения для домбры очень разнообразны, и каждый сможет найти среди них что-то любимое.
Домбра в повседневной жизни казахов
Домбра играла важную роль не только в жизни профессиональных исполнителей и акынов, но также и простых кочевников-скотоводов. Этот инструмент стал неотъемлемым атрибутом в каждой юрте, где его часто вешали на почетное место на кереге. Дети обучались музыке, играя на уменьшенных версиях домбры, известных как шинкилдеке. Взрослые же знали мелодии известных песен и кюев и могли исполнять простейшие из них.
— Казахи от природы являются очень музыкальным и эстетичным народом. Долгие странствия по бескрайним степям способствовали развитию созерцательности и любви к музыке. Нельзя упустить из виду, что музыка служила средством общения. Никто не играл на домбре просто так, без причины; во время исполнения музыки необходимо было рассказать о себе, откуда ты приехал, куда направляешься и что видел. Музыка всегда сопровождала слово, помогая усвоить его значение. Например, чтобы сообщить близким о смерти родственника, часто приглашали кюйши, которые исполняли естiрту — извещение о смерти.
Значение домбры в казахском обществе подчеркивает множество легенд и мифов, где фигурирует этот музыкальный инструмент. Одна из самых известных легенд связана с временами монгольского нашествия:
— У Чингисхана был сын Жоши, который управлял территориями современного Казахстана. У Жоши также был старший сын, который страстно любил охоту на куланов. Однажды, во время охоты, вожак стада куланов сбросил царевича с седла, и стадо растоптало его. Никто не смел сообщить Жоши гостяк, ведь по традиции вестника могли казнить. Тогда пригласили кюйши, который сыграл хану на домбре естiрту, передав печальное известие. Через звуки домбры он донес до Жоши топот коней, страх куланов, смелость их вожака и крик души погибшего юноши. Когда он закончил играть, Жоши все понял и сказал: «Ты принес мне черную весть и заслуживаешь смерти». На что кюйши ответил: «Не я произнес ее, а моя домбра». Тогда хан приказал залить домбру горячим свинцом, что подтверждает символическую силу звука и его влияние на человека.
У многих народов Азии имеются струнные щипковые инструменты, аналогичные домбре и похожие на нее по внешнему виду, звучанию и манере исполнения. У узбеков и туркмен есть двухструнный инструмент каплевидной формы — дутар. У кыргызов имеется трехструнный инструмент комуз, а у монголов, бурят и хакасов также существуют музыкальные инструменты, схожие с домброй.
— Нельзя утверждать, что домбра является уникальным и неповторимым изобретением казахов. У многих народов имеются похожие инструменты, однако домбра является одним из потрясающих примеров музыкального совершенства. Этот на первый взгляд простой инструмент способен выразить самые глубокие переживания человеческой души. В прошлом она была тесно связана с казахским народом, и я надеюсь, что так останется и в будущем.
Автор: Святослав Антонов