Множество музеев по всему миру создают обширные выставочные залы, в которых демонстрируются старинные музыкальные инструменты. Один из таких залов находится в Шереметьевском дворце Санкт-Петербурга, а другой — в музее Глинки в Москве. Однако самая значительная коллекция техникумов музыкальных инструментов собрана в Нью-Йорке.
Все о музыкальном инструменте виола
Виола — это предшественник как скрипки, так и виолончели, являющийся выдающимся представителем музыкальной культуры эпохи Возрождения и Барокко. Этот струнный смычковый музыкальный инструмент, чье название с итальянского переводится как цветок фиалки, появился в конце XV века и до сих пор занимает центральное место на барочных камерных концертах.
Как и все инструменты, относящиеся к скрипичной группе, виола имеет корпус с плавными формами, выраженной талией и размытыми углами. Колковая коробка, венчающая широкий гриф, отличается улиткообразной формой. Колки расположены поперечно. Резонирующие отверстия в форме буквы «С» расположены по обе стороны от струн. Подставка может быть как плоской, так и вертикальной. Виола, в зависимости от вариации, имеет от 5 до 7 струн.
Игра на этом хордофоне осуществляется сидя: исполнители упирают одну боковину инструмента на ногу или устанавливают виолу вертикально, поддерживая ее на полу. Размеры корпуса могут варьироваться в зависимости от конкретного типа. Наиболее крупной является теноровая виола, которая выполняет в ансамбле роль баса. Меньшая по размеру — виолетта, которая соответствует альту.
Звучание
Несмотря на внешнюю схожесть с представителями скрипичного семейства, звучание виолы существенно отличается. В отличие от скрипки, виола обладает мягким, матовым и бархатистым тембром, с ровным динамическим рисунком и звуком без резких перегрузок. Именно поэтому этот инструмент так полюбился ценителям салонной музыки, изысканной музыкой вельмож, которые стремились насладиться утонченными звуками.
В то время как скрипка долгое время считалась уличным инструментом, ее пронзительный и визгливый звук не мог соперничать с тихими и смягченными тонами виолы. Еще одно важное отличие заключается в способности виолы варьировать и исполнять тончайшие нюансы, а также применять множество различных техник.
История происхождения
С исторической точки зрения известно, что в конце XVI и начале XVII века итальянский мастер Литуэр изготовил новый музыкальный инструмент. В качестве основы для него он использовал испанскую виуэлу, сохранив прежний строй, но изменив форму корпуса и грифа. С тех пор никаких значительных изменений в конструкцию виолы не вводилось, и основной дизайн инструмента оставался неизменным на протяжении почти двух веков. На протяжении всей эпохи Возрождения мелодичное звучание виолы можно было слышать на церковных службах, аристократических приемах и народных праздниках.
В сравнении со скрипками виолы занимали более высокую социальную позицию — их считали благородным инструментом знати, тогда как скрипка ассоциировалась больше с музыкой на улицах.
Первые виолы имели довольно громоздкие размеры, что позволяло играть на них лишь сидя. При этом исполнителю приходилось держать инструмент вертикально, опирая его на бедро или помещая между колен. Такая модель получила название да гамба, что в переводе с итальянского означает «на ноге».
Позже появились более компактные инструменты, которые можно было играть на плече. Эти инструменты получили название да браччо, что переводится как «с руки».
Звучание виолы было настолько мелодичным, что в соседних странах быстро оценили этот инновационный инструмент и даже внесли в него некоторые изменения. Например, французские мастера начали устанавливать струны, изготовленные по новой технологии, которая заключалась в оборачивании обычных струны из кетгута серебряной проволокой и их перекручивании.
Кроме того, именно во Франции мастера разработали басовую струну и тем самым трансформировали 6-струнный инструмент в 7-струнный.
Начало XVII века стало расцветом популярности виолы в Европе. В этот период инструмент завоевал значительное признание в аристократических кругах, и практически в каждой обеспеченной семье встречалось несколько экземпляров разного размера. Значительный вклад в развитие музыки для виолы внесла Англия, где композиторы написали огромное количество сочинений для этого инструмента.
Однако, начиная со средней части XVIII века, старая, добрая виола стала терять свое былое значение и уступила место более модной скрипке. Публика стала предпочитать яркие и насыщенные звуки скрипки, забывая о мягком и лаконичном тембре виолы. Инструмент был незаслуженно крестом в забвение. Среди последних выдающихся виолистов того времени можно выделить Карла Фридриха Абеля, современника и коллегу Гайдна, с смертью которого виола более чем на столетие исчезла с профессиональной академической сцены.
Возрождение интереса к виоле произошло лишь в первой половине XX века благодаря усилиям таких выдающихся музыкантов, как Пауль Грюммер, Христиан Деберайнер и Август Венцингер. Именно они вернули виолу на концертные сцены и вдохнули в нее новую жизнь. В течение всего XX века происходило весьма медленное, но уверенное восстановление профессиональной исполнительской школы, и в наше время виола представлена в ведущих консерваториях как Европы, так и Америки.
Разновидности
Классификацию виол можно проводить по различным критериям, таким как размер, количество струн, тембровая окраска, пропорции, строй и регистр.
- Размеры первых виол были различными. Среди них имелись как образцы средних размеров, так и достаточно крупные варианты. Лишь к XVI веку, с появлением виол да гамба и да браччо, размеры преимущественно стандартизировались.
- Количество струн также изменялось с течением времени. Первоначальные модели имели 5 струн, но со временем количество струн увеличилось до 6 и даже 7. Более того, для улучшения звучания под обычные струны из жил натягивались металлические струны, известные как резонансные. Эти струны не предназначались для активной игры, но начинали звучать при вибрации основных, внося уникальную, завораживающую тембровую окраску.
- Что касается пропорций, то, например, у моделей да гамба длина струн относительно корпуса была короче, нежели у разновидности да браччо. У ножных инструментов плечи имели более плавные линии, в отличие от ручных, которые характеризовались массивной и выразительной окантовкой.
- К концу XVII века виолы начали подразделяться на сопрано, альты, теноры и басы, при этом басовые версии в основном использовались как ансамблевые инструменты, тогда как остальные разновидности больше применялись для сольного исполнения.
Также стоит отметить разные модификации инструмента, популярные в различных странах. Например, виола бастарда была несколько больше да гамбы и имела популярность в Англии, в то время как виола да бардоне имела 7 основных и 15 резонансных струн, ее использовали как для игры смычком, так и для пиццикато.
Виола помпоза была создана Бахом и немного превышала по размеру альт. Виола пардюс считалась самой миниатюрной из этого семейства и напоминала скрипку, в то время как английский виолет был очень близок к виоле д’амур — изысканному инструменту для влюбленных.
Звучание
Несмотря на внешнюю схожесть с семейством скрипичных инструментов, звучание виолы заметно отличается. В отличие от скрипки, виола обладает мягким, бархатистым тембром, и звуковая динамика у нее равномерная, без резких перегрузок. Именно по этой причине виола так полюбилась ценителям камерной музыки, которая впечатляла аристократов тонкими, утонченными звуками.
В это время скрипка все еще считалась инструментом для улиц; ее резкий и пронзительный звук не мог соперничать с успокаивающими и бархатными тонами виолы. Верхом на этом отличии было то, что виола позволяла варьировать и исполнятьNuances of sound, применяя разнообразные техники.
История
Формирование семейства виол начало происходить в XIII веке. К этому времени в Европе уже широко использовались смычковые струнные инструменты, заимствованные из арабского мира и вошедшие в Испанию через завоевателей. Инструменты, такие как ребек, держали на плече и упирали в подбородок, тогда как лиру держали на коленях. Виолу начали ставить на пол, располагали между колен, поскольку это было обусловлено ее большим размером. Такой способ игры стал известен как da gamba.
В Европе XV-XVII веков происходит эра виолы в музыкальной культуре. Она звучит в ансамблях и оркестрах, а ее популярность возрастает среди представителей аристократии. Дети тут же обучаются музыцированию в богатых семьях. Знаменитый классик Уильям Шекспир часто упоминает виолу в своих произведениях, а известный английский живописец Томас Гейнсборо находил вдохновение в игре на этом инструменте и часто уединялся для наслаждения изысканной музыкой.
Виола занимает лидирующие позиции в оперных партитурах. Для нее пишут такие композиторы, как Бах, Пуччини, Шарпантье и Массне. Однако скрипка продолжает уверенно соперничать с виолой. К концу XVII века она окончательно вытесняет виолу с профессиональной концертной сцены и оставляет место лишь для камерного исполнения, связанного с исполнением старинной музыки. Последним преданным виоле музыкантом оставался Карл Фридрих Абель.
Возрождение исполнительской школы произошло только в начале XX века благодаря усилиям Августа Венцингера. Таким образом, виола вернулась на профессиональную сцену и заняла свое место в учебных классах консерваторий Европы, Америки и России благодаря Христиану Деберайнеру и Паулю Грюммеру.
Музыка Виолы
Чтение музыки
Ноты, написанные для альта, отличаются от других инструментов, так как для их использования используется альтовый ключ (иногда называемый «клавишным альта»), который в иных случаях редко применяется. Для нот виолы также используется скрипичный ключ, особенно в тех частях музыки, которые исполняются в более высоких регистрах. Нота, обозначающая A4, находится выше основной линии ключа на одну высоту, для D4 нота располагается на втором междуследи, а G3 находится в пространстве основного ключа, в то время как C3 располагается на два места ниже главной линии.
Роль альта в работах до двадцатого века
В ранних оркестровых произведениях партия альта часто выполнялась для заполнения гармонии и с минимальным мелодическим материалом. Когда альту предоставлялись более мелодичные участки, это часто воспринималось как дублирование в унисон или в октавах с другими инструментами. Ярким исключением является Бранденбургский концерт № 6 И. С. Баха, где два альта играют важную мелодическую часть (они звучат в сопровождении двух виолончелей и непрерывного баса).
Примером работы, написанной до 20 века, где присутствует сольная партия альта, может служить Харольд Гектора Берлиоза в Италии, а также несколько барочных и классических концертов, таких как сочинения Телемана (один из самых ранних известных концертов альта), Франца Антона Хоффмайстера и Карла Стамица.
Альт играет важную роль в камерной музыке. Моцарт достиг значительного прогресса в освобождении альта, когда сочинил свои шесть струнных квинтетов, которые считаются одними из его величайших произведений. Квинтеты включают два альта, что позволяет этому инструменту (особенно первому альту) выполнять сольные партии и усиливает разнообразие и богатство ансамбля. Моцарт также сочинял для альта в своей Симфонии Концертанте, где два сольных инструмента — альт и скрипка — в равной степени важны. Другие важные вкладчики в мир музыки для альта включают два дуэта для скрипки и альта, а также Трио Kegelstatt для альта, кларнета и фортепиано. Молодой Феликс Мендельсон написал малоизвестную сонату альта в до миноре (без номера опуса, но датируемую 1824 годом). Брамс, начиная с его самых ранних работ, также придавал значительное внимание альту. Среди его первых опубликованных произведений камерной музыки секстеты Op.18 и Op.36 содержат сольные части для обоих альтов. Позже он создал две известные сонаты для альта, которые пользуются большим признанием, а именно для кларнета и фортепиано — Опус 120 (1894), которые позднее были переработаны для альта. Сравнительно, Брамс также написал Две песни для альта с виолой и фортепиано (Zwei Gesänge für eine Altstimme mit Bratsche und Klavier), Op. 91, «Gestillte Sehnsucht» или «Удовлетворенная тоска» и «Geistliches Wiegenlied» или «Духовная колыбельная», которые были подарками известному скрипачу Иосифу Джоакиму и его жене Амалии. Антонин Дворжак, который также был альтистом, как-то заявил, что именно альт был его самым любимым инструментом; его камерная музыка изобилует важными партиями для альта. Другой чешский композитор, Бедржих Сметана, выделил значительную роль альту в своем квартете «От моей жизни»; квартет начинается со страстного заявления альта. (Кстати, Дворжак исполнял партию альта на премьере.). Следует отметить, что Моцарт, Бетховен и другие музыканты иногда выполняли партии альта в камерной музыке.
Альт иногда занимает ведущую роль в оркестровой музыке, как, например, шестой вариант Изменений Загадки Эдварда Элгара, названный «Ysobel». Другим ярким примером служит «Дон Кихот» Рихарда Штрауса для сольной виолончели и сольного альта.
Альтисты
Среди виртуозов альта есть лишь несколько действительно известных личностей, возможно, из-за того, что до двадцатого века было написано немного виртуозной музыки для этого инструмента. Среди наиболее влиятельных альтистов XX века можно выделить Лионеля Терти, Уильяма Примроуза, Пауля Хиндемита, Тэофиля Лафоржа, Сесила Ароновица, Мориса Виукса, Вадима Борисовского, Лилиан Фукс, Фредерика Риддла, Уолтера Трэмплера, Эрнста Валлиша и Эмануэля Варди, который стал первым альтистом, сделавшим запись 24 капризов Паганини на альте. Многие известные скрипачи также исполнили и записали произведения для альта, среди которых Эжен Изэ, Ехуди Менухин, Давид Ойстрах, Пинхас Цукерман, Максим Венгеров, Джулиан Рахлин и Найджел Кеннеди.
Среди великих композиторов есть немало тех, кто предпочитал альт скрипке, исполняя в ансамблях. Особенно выделяются Людвиг ван Бетховен, Иоганн Себастьян Бах и Вольфганг Амадей Моцарт. Множество других композиторов также предпочитали играть на альте в ансамблях, включая Иосифа Гайдна, Франца Шуберта, Феликса Мендельсона, Антонина Дворжака и Бенджамина Бриттена. Два композитора, Ребекка Кларк и Пауль Хиндемит, были известны как альтисты и композиторы. Современный альтист и композитор Кенджи написал множество произведений для соло на альте.
Термин «альтист» не является универсальным в английском языке; некоторые исполнители, особенно в британских кругах, предпочитают называть себя «альтистами», так как слово «альтист» используется в Великобритании для обозначения исполнителей на виоле.
Строение
Виолы в основном классифицируются на четыре вида: дискантовые, альтовые, теноровые и басовые. В XVI-XVIII веках теноровая виола, известная как виола да гамба, получила широкое распространение как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент. Она выполняла функцию баса в ансамбле и нередко именовалась басовой виолой. Композиторы, написавшие для этого инструмента, включают И. С. Баха, Г. Ф. Телемана, Ф. Куперена, а также виртуозов-гамбистов — Х. Ф. Абеля в Германии, М. Маре и Р. Маре во Франции.
Смычок
Различия в конструкции смычка для разных инструментов и традиций обуславливаются методом натяжения волоса, что, в свою очередь, определяет и позицию при игре. Существуют три основных способа натяжения:
- Натяжение вручную — волос свободно крепится к трости и натягивается пальцами непосредственно во время игры. Эти смычки применяются при игре на традиционных инструментах в Азии.
- Натяжение тростью — волос прикреплён к изогнутой и напряженной трости, напоминанной тетиве лука. Поэтому в большинстве европейских языков смычок называется лук (итал. arco, англ. bow, фр. archet, нем. Bogen). Этот метод используется в скрипичном семействе инструментов и нескольких других.
- Комбинированное натяжение — волос натягивается как тростью, так и пальцами во время игры. Такой способ наблюдается у большинства инструментов виольного семейства, за исключением виолы д’амур и контрабаса.
Разновидности
В различных странах виолы имели множество региональных разновидностей, которые зависели от местных мастеров. Среди наиболее известных можно выделить английскую теноровую виолу бастарду, несколько большую по сравнению с виолой да гамба; английский виолет, представляющий собой небольшую виолу д’амур; итальянская да бардоне, шестиструнная (иногда семиструнная) баритоновая виола с десятком дополнительных резонансных струн; немецкая пятиструнная помпоза, чуть большего размера, чем альт, инструмент, который неоднократно использовался в своих произведениях И. С. Бахом, который также называл его виолончелью пикколо; маленькая французская ручная виола пардюс, размером со скрипку.
- ↑ Энциклопедический музыкальный словарь / Авт.-сост. Б.С. Штейнпресс, И.М. Ямпольский. — М. : Советская энциклопедия, 1966. — С. 42. — 632 с.