Что такое терменвокс и как на нем играют

В этом инструменте отсутствуют лады или клавиши, что не дает возможности музыканту полагаться на зрение. Поэтому лишь те, кто обладают хорошо развитым музыкальным слухом, могут получить желаемое звучание от терменвокса.

Терменвокс: как устроен единственный в мире бесконтактный музыкальный инструмент и как на нем играют

Сотню лет назад инженер, физик и виолончелист Лев Термен создал терменвокс — первый и единственный бесконтактный музыкальный инструмент. Для того чтобы извлечь звук из него, музыкант должен воздействовать руками на электромагнитное поле, окружающее устройство.

Одним из первых, кто услышал голос терменвокса, был Владимир Ленин — идеолог электрификации страны, который увидел в этом изобретении символ нового времени. В данной статье представлена подлинная история терменвокса, дополненная комментариями дочери и правнука выдающегося изобретателя.

Ленин — первый поклонник терменвокса

Лев Термен, вихидец из дворян, изобрёл терменвокс в Санкт-Петербурге в 1919 году. Первая публичная демонстрация этого необычного музыкального инструмента состоялась в октябре 1921 года на VIII Всероссийском электротехническом съезде, где обсуждали планы по электрификации страны. Аким Николаев, председатель Радиосовета, сообщил о новом изобретении Ленину, и уже в начале 1922 года терменвокс оказался в кабинете председателя Совета народных комиссаров РСФСР в Кремле.

Термен исполнил несколько музыкальных произведений, в том числе в сопровождении Лидии Фотиевой, секретаря Ленина, играющей на фортепиано. В конце встречи он провел небольшой мастер-класс, во время которого, направляя руки Ленина, исполнил романс «Жаворонок» Михаила Глинки. Вскоре, по распоряжению Ленина, для Льва Термена был выдан специальный мандат, позволяющий ему бесплатно путешествовать по железным дорогам. Для жителей 150 советских городов и сел Термен стал главным пропагандистом электрификации звука.

Лев Термен. Воспоминания: Особенно важно было показать, что электричество — это не только механическая бездушная сила, выполняющая физический труд, но и средство, позволяющее человеку управлять тончайшими нюансами даже музыкальных звучаний. Упражнения на новом музыкальном электроинструменте проводились не механическим образом, как это происходит на обычных инструментах, а с помощью свободного движения рук и пальцев на расстоянии от прибора, воздействуя на его электрическое поле.

Терменвокс

Что это такое и как работает?

Звук терменвокса создается благодаря перемещениям рук музыканта в электромагнитном поле, которое образуется двумя генераторами. Один из них работает на постоянной частоте, тогда как другой – на переменной. Попадание верхних конечностей исполнителя в электромагнитное поле и их движения изменяют частоты, что напрямую влияет на звуковые характеристики. Инструмент состоит из двух антенн: вертикальной и горизонтальной подковообразной. Первая отвечает за высоту звука: чем ближе рука к антенне, тем выше звучание терменвокса.

Горизонтальная антенна управляет громкостью звучания. Таким образом, мелодия создается путем изменения расстояния между антеннами в соответствии с высотой воспроизводимых звуков. Для зрителя это может показаться, будто музыкант просто размахивает руками в воздухе. Хотя принцип работы терменвокса на первый взгляд прост, именно это усложняет процесс обучения.

В этом инструменте отсутствуют лады или клавиши, что не дает возможности учащемуся полагаться на зрение. Поэтому лишь обладатели хорошо развитого музыкального слуха способны достичь желаемого звучания.

История создания

Первый в мире терменвокс был изобретен Львом Терменом. Хотя сам ученый ставил перед собой иные цели. Изначально ему поручили измерять диэлектрическую постоянную газа с учетом изменения температуры и давления. Для этого была создана измерительная установка, состоящая из генератора электрических колебаний на катодной лампе. Однако, чтобы повысить точность результатов, потребовалось увеличить чувствительность устройства. Достигнутая цель привела к объединению двух генераторов и перевод сигналов на катодное реле.

Таким образом, величины параметров исследуемого газа влияли на разностную частоту, что повышало точность измерения и защищало от систематических ошибок. Во время работы над прибором было замечено, что зная разностную частоту на слух легко воспринимать в звуковом диапазоне. Более того, чувствительный прибор реагировал на присутствие рук в электромагнитном поле. Лев Термен, получивший музыкальное образование, осознал, что на созданном им устройстве можно исполнять художественные произведения, поэтому начал подбирать различные мелодии. На заседаниях кружка механиков он представил первое сольное выступление.

Изначально инструмент назывался этероном, поскольку звук, исходивший с него, казался появляющимся из воздуха. Впоследствии название изменили в честь изобретателя, добавив слово «вокс» (что означает «голос»). Работой Льва Термена заинтересовался В. И. Ленин, который высоко оценил новое музыкальное устройство и даже стал брать уроки. Благодаря поддержке Ленина, Термен имел возможность продолжать свои исследования без особых препятствий даже в непростые времена.

  Как выбрать комбоусилитель для электрогитары. Комбик для гитары.

Распространение терменвокса за пределами СССР стало возможным благодаря усилиям самого изобретателя. Он сам ездил с выступлениями во многие страны Европы, а также в Азию и США, постепенно завоевывая сторонников, и после его визитов начали появляться школы, обучающие игре на этом инструменте.

Терменвокс в кино

Советский кинематограф принял на вооружение терменвокс в 1940-х годах XX века. Одним из первых фильмов, в которых можно услышать его звучание, стал «Комсомол — шеф электрификации». Партию терменвокса для советских фильмов исполнял Константин Ковальский. Позже этот инструмент стал известен по фильму «Иван Васильевич меняет профессию», где терменвокс использовался для создания звуков работы машины времени.

Голливуд тоже не остался в стороне — моду на терменвокс ввел Альфред Хичкок, когда в 1945 году впервые использовал терменвокс для создания саундтрека к своему фильму «Завороженный». Именно этот саундтрек получил награду «Оскар».

С этого момента звук терменвокса стал ассоциироваться со всем таинственным и мистическим. Создатели таких фильмов, как «День, когда остановилась Земля» и «Оно пришло из далекого космоса», использовали этот музыкальный инструмент для создания мрачной и загадочной атмосферы.

Терменвокс и музыка

Первоначально Лев Термен представлял терменвокс как инструмент для классической музыки. Однако с развитием музыкальной культуры он начал использоваться во множестве стилей и жанров.

В 1947 году Гарри Равель выпустил альбом «Music of the Moon», где он под аккомпанемент джазового оркестра использовал терменвокс для создания космической атмосферы, что было особенно актуально на тот момент. Это произведение впоследствии сопровождало Нила Армстронга во время его полета на Луну.

Также известная рок-группа Led Zeppelin использовала терменвокс для создания уникальной музыкальной атмосферы в своих композициях.

Терменвокс и другие инструменты, созданные на его основе, нашли свое место в разных музыкальных направлениях. Звуки, которые можно извлечь из терменвокса с должной мастерствой, использовались для создания эффектов, напоминающих ангельское пение, пение птиц или даже рева мотора.

Примером представителей современной музыки, использующих терменвокс, можно назвать группу IWKC (I Will Kill Chita).

Кульминацией популярности терменвокса стало событие 2001 года, когда учёные, движимые постоянным стремлением человечества найти другие формы жизни, отправили послание к далеким звёздам с помощью мощного радиотелескопа, расположенного недалеко от Евпатории.

В одном из фрагментов послания была выбрана музыка, которая, по мнению ученых, могла передать эмоциональное содержание человеческой жизни. Это исполнение тоже было сделано с помощью терменвокса. В составе музыки были такие произведения, как «Времена года» Вивальди, «Вокализ» Рахманинова, а также романс «Выхожу я на дорогу» на слова М. Лермонтова, исполняемой Е. Шашиной, и еще ряд других композиций.

На сегодняшний день терменвокс не потерян в современном музыкальном пространстве. Его активно популяризирует Пётр Термен, правнук Льва Термена. Он также руководит школой терменвокса в России и является одним из лучших исполнителей на данном инструменте в мире.

Терменвокс, с такую увлекательной историей, однозначно добавил в наше звучание нотку тайны и загадки, хотя многие люди даже не догадываются об этом.

Во всем виноват Хичкок

У терменвокса как будто сложилось две судьбы: одна в классической музыке, другая в кино, где он чаще всего создает потустороннюю или футуристическую атмосферу. Можно ли утверждать, что в России и на Западе терменвокс пошел разными путями?

Пётр Термен: Это довольно сложный вопрос. Сам Лев Термен считал своё изобретение классическим инструментом, и в 30-е годы XX века среди его учеников на Западе было множество профессиональных исполнителей, работавших с классической музыкой на терменвоксе. В то же время в России у него был лишь один активно концертирующий ученик — Константин Ковальский, который выступал до конца 1960-х и исполнял академическую музыку, записывая партии терменвокса для советских фильмов. В Америке же учеников было значительно больше. После того, как Лев Сергеевич покинул Америку и его там официально считали погибшим, терменвокс стал активно использоваться в американском кинематографе, создав «космический» и «зловещий» звуковой штамп. Начиналось всё с 1945 года с фильма Альфреда Хичкока «Завороженный», в котором звучала прекрасная музыка композитора Миклоса Рожа. Ходят слухи, что виртуоз терменвокса и ученица Льва Термена Клара Рокмор отказалась участвовать в этом проекте, так как было запланировано множество гастрольных выступлений с Стоковским. Поэтому предложили записать партию терменвокса доктору Сэмюэлю Хоффману — профессиональному ординатору, который в свободное время играл на терменвоксе и скрипке в Лос-Анджелесе.

  Виды и выбор грифа гитары. Что такое гриф.

На тот момент в местном музыкальном профсоюзе было около 400 терменвоксистов. После отъезда Термена любой обладатель серийного терменвокса мог называть себя музыкантом — при Льве Сергеевиче такого не было. Он установил условие: терменвокс можно было купить, но для публичных выступлений была нужна специальная лицензия. Тем самым он хотел обеспечить определенный контроль за качеством исполнения.

У доктора Хоффмана было очень выразительное жутковатое вибрато, что особенно понравилось композитору. В результате музыка к «Завороженному» получала «Оскар» за лучший саундтрек, что сделало терменвокс популярным инструментом для многих режиссёров.

К концу 50-х годов стали появляться все больше низкопробных фильмов с ограниченными бюджетами, где музыкальное сопровождение было не столь важно, а наличие жуткого звука, который бы сопровождал появления условного Дракулы, стало актуальным. Именно в таких условиях терменвокс начал прочно входить в практику. В рок-музыке же к этому моменту терменвокс стал применяться как шумовой элемент — нельзя не вспомнить Led Zeppelin, Pink Floyd и многие другие гаражные группы, активно использовавшие этот инструмент. В это время рынок был наводнён множеством терменвоксов, однако никто не знал, как на них играть, но зрителю был интересен экзотический и уникальный «воздушный» звук.

Таким образом, в этом контексте пути российской и западной культур начали расходиться уже в 50-х годах. На Западе акцентировали внимание на экспериментальные звуки, тогда как в СССР Лев Термен активно восстанавливал инструменты и развивал терменвокс с академических позиций, что продолжается до начала 1990-х годов.

Мы как бы проскочили этап вульгаризации терменвокса, сохранив классическую традицию, которую заложил создатель инструмента. Это также было подтверждено произведениями, звучавшими на Международной неделе консерваторий.

Пётр Термен: Я хотел бы подчеркнуть, что произведения для терменвокса, озвученные на закрытии фестиваля, стали значимым подарком для этого инструмента. Оригинального репертуара для терменвокса не так много, качественной музыки ещё меньше. Я считаю, что этот случай уникален, поскольку четыре талантливых петербургских композитора создали яркие произведения, показывающие терменвокс с разных ракурсов. Классическая музыка предоставляет обширное поле для экспериментов, и приятно видеть, как петербургские композиторы находят точки соприкосновения между новыми веяниями и традиционными формами. Впервые прозвучала работа доцента петербургской консерватории Екатерины Ивановой-Блиновой — «BMW» для терменвокса, ди-джея и струнного оркестра. Светлана Нестерова, преподаватель специальной композиции, написала фантазию «Солярис» для терменвокса, фортепиано и струнного оркестра. Николай Мажара, преподаватель композиции, создал «Рапсодию» для терменвокса и оркестра. Антон Танонов, заведующий кафедрой композиции, посвятил свой концерт терменвоксу, тем самым отдав дань уважения Льву Термену; исполнение этой музыки стало для меня настоящим удовольствием.

Терменвокс Страдивари

Существуют ли «особые» терменвоксы, как, например, условный «терменвокс Страдивари»? Или есть «люксовые» модели из дорогих пород дерева с драгоценной отделкой?

Пётр Термен: Что касается отделки, инкрустация терменвокса – несложное дело. Однако с качеством звучания ситуация сложнее. Безусловно, модели, разработанные Львом Сергеевичем, остаются эталонными. Концертных моделей было выпущено немного, они создавались чаще всего для конкретных исполнителей — например, знаменитый «сентябрьский» терменвокс, созданный в 1938 году для Люси Бигелоу Розен, считается одним из лучших терменвоксов на Западе. Также исключительными исполнительскими характеристиками обладает терменвокс, сконструированный Львом Терменом для виртуоза Клары Рокмор. В России было создано несколько моделей для Льва Сергеевича и его дочери Натальи, но среди современных моделей нет более-менее приемлемых аналогов.

Меня нередко спрашивают: неужели так сложно изготовить хороший терменвокс? Сейчас ведь много людей, сведущих в электронике, и сама электроника эфирно разгоняется. Я сравниваю эту ситуацию с ситуацией, когда у нас есть талантливый мастер по дереву, который создает сложные и красивые изделия, однако этого недостаточно для создания скрипки Страдивари или даже просто хорошей скрипки. То же самое касается и терменвокса.

  Простой ламповый гитарный усилитель своими руками

Влияние на другие инструменты

Электрическая схема, положенная в основу терменвокса, стала базисом для многих электронных инструментов, появившихся до эпохи цифровых технологий. Все первые синтезаторы основывались на технологии, разработанной Терменом, — подтвердил режиссёр знаменитого документального фильма «Термен: Электронная одиссея» Стив Мартин. Этот советский инструмент можно назвать предшественником всех синтезаторов. На его основе были созданы: волны Мартено, тратониум, экводин, модулин, первые ритм-машины и множество других музыкальных устройств.

Слова Стива Мартина наглядно подтвердил инженер Роберт Муг, создатель всемирно известного муг-синтезатора. Он назвал терменвокс краеугольным камнем современного музыкального технологий. Начав свою карьеру как сборщик терменвоксов, в 1954 году Муг разработал свою собственную версию инструмента — Etherwave, ставшую самой популярной модификацией.

Пока Лев Термен находился на Манхэттене, советские энтузиасты начали самостоятельно собирать терменвоксы, так как рабочие схемы инструмента Термен не оставил на родине. Например, в 1928 году инженер Бронштейн представил свою схему устройства, опубликованную в журнале «Радио всем». Его модель имела вместо правой антенны педаль для управления громкостью. Подобной моделью пользовался и Константин Ковальский.

В это же время в Керчи местный виртуоз балалайки Павел Смирнов собрал терменвокс по схеме Бронштейна и дополнительно внедрил в него модуль для улучшения сигнала УН-2, создав тем самым модификацию устройства с повышенной мощностью звука. Благодаря этому маневру данная версия терменвокса стала использоваться как усилитель.

Одну из самых необычных вариаций терменвокса создал композитор Николай Обухов. В 1930-е годы он добавил сакральный элемент в инструмент, создав модель в форме креста. Также он написал для терменвокса серию композиций, включая произведение «Третий и последний Завет» (1946).

Терменвокс в форме креста

Терменвокс сегодня

В начале 2020 года был выпущен сборник «Терменвокс 100», подготовленный «Нью-йоркским обществом терменвокса» — самой крупной и влиятельной ассоциацией терменвоксистов.

В создании этой компиляции приняла участие большая группа выдающихся современных исполнителей. В последние десять лет появилось множество новых музыкантов, среди которых особенно выделяются американцы Памелия Курстин и Дорит Крайслер, немка Каролина Айк, армянин Армен Ра, который недавно получил целый профайл на сайте Национального общественного радио (NPR), известного своими концертами в формате Tiny Desk, а также правнук Льва Термена — Пётр Термен, который постепенно становится главным приверженцем терменвокса в России.

По мнению экспертов, в год своего столетия терменвокс пользуется большим спросом, что особенно отражается на количестве новых релизов, в которых используется этот инструмент. При этом маловероятно, что он станет народным, как этого хотел его создатель, но, похоже, что к столетнему юбилею ни у кого не осталось сомнений в том, что терменвокс — это несомненный музыкальный авторитет.

Ниже представляем несколько интересных современных альбомов, где терменвокс выступает в качестве ведущего инструмента:

Duet for Theremin and Lap Steel — 12 12 18 (2019)

Американские музыканты Скотт Бурланд и Фрэнк Шульц, очевидно, не слишком долго размышляли о названии своей группы. Однако их музыка, в которой звуки терменвокса и гавайской гитары идеально переплетаются, создает красивые эмбиентные композиции.

Дорит Крайслер, основавшая Нью-Йоркское общество терменвокса, выпустила альбом «Avalanche», который наполнен сложными и мрачноватыми пассажами, напоминающими творчество Бьорк.

Импровизационный альбом «Ouch Evil Slow Hop» создает ощущение, будто пьяный Херби Хэнкок пытается поджемить с Aphex Twin.

Carolina Eyck & Eversines — Waves (2019)

Немецкая терменвоксистка Каролина Айк и нидерландский продюсер Eversines исследуют возможности создания музыки с помощью вокала и терменвокса. Слушая их работы, создаётся впечатление, что музыканты располагают целой комнатой инструментов.

Правнук Льва Термена, Пётр Термен, выступает с концертами по всему миру, и также возглавляет единственную в СНГ школу терменвокса. На концертном альбоме «Zemlya Vozduh» он объединил усилия с перкуссионистом Артуром Ахмедеевым и создал два минималистичных, но запоминающихся трека.

Оцените статью
Добавить комментарий