Как научиться играть на губной гармошке. Как играть на губной гармошке.

Для начинающих гармонистов-самоучек полезны семинары и школы игры на гармонике от отечественных и зарубежных преподавателей.

Как научиться играть на губной гармошке

Какой маленький и компактный музыкальный инструмент можно взять с собой в любую поездку или на встречу с друзьями? Конечно же, губная гармошка. Научиться играть на этом музыкальном инструменте и стать арфистом, как называют гармониста, может каждый. Нужно только быть терпеливым и внимательным и выделить немного времени для занятий.

Изобретение этого компактного инструмента восходит к Кристиану Баушману. Немецкий часовщик Х. Ф. Л. Баушман, человек, далекий от музыки, в 1821 году изобрел музыкальный инструмент и назвал его аурой. Аура состояла из железной пластины с пятнадцатью отверстиями, закрытыми стальными язычками. Мастер использовал свое изобретение как вилку для настройки. Звук из ауры можно было извлечь одним выдохом, а тона располагались хроматически. Затем другие мастера начали модифицировать ауру, и родилась гармоника.

Самое важное решение при создании инструмента принял судья-ремесленник. Он сконструировал гармонику с десятью отверстиями и двадцатью язычками для вдоха и выдоха. В таком виде инструмент получил название ротовой гармоники (духовой инструмент). Гармошка была настроена по диатонической шкале.

Создание губной гармошки

Значительный вклад в развитие гармоники внесла компания Honer. Бизнесмен и предприниматель Маттиас Хонер в 1857 году стал крупнейшим производителем гармоник. Именно он представил хроматическую гармонику, которая значительно расширила музыкальный репертуар.

Этот музыкальный инструмент относится к большому семейству воздушных рожков. Помимо многих духовых инструментов, к этой группе относятся аккордеон и губная гармоника:

  • флейта;
  • блокфлейта;
  • кларнет;
  • саксофон;
  • гобой;
  • фагот;
  • духовые органы;
  • аккордеон и гармонь.

Видеоуроки для начинающих.

Виды губных гармошек

Гармоника — это инструмент, состоящий из двух пластин с язычками. Первая пластина работает на выдохе, вторая — на вдохе. Пластины находятся в корпусе, который закрывается двумя пластинами. На каждой пластине есть прорези разной длины, в которые помещаются язычки соответствующего размера. При вдохе и выдохе воздух проходит через язычки и заставляет их вибрировать. Это заставляет инструмент издавать звук.

Гармони бывают двух видов:

  • Диатонические — не имеют полутонов. Игру на них можно сравнить с игрой на белых клавишах рояля.
  • Хроматические — позволяют извлекать полутона. Такие гармоники бывают двух видов: соло и аккомпанемент. Для игры соло используют инструмент, снабженный слайдером, при нажатии на который извлекаются полутона. Для аккомпанемента используют басовые гармоники.

В этом видео вы узнаете, как научиться играть на губной гармошке

Как научиться играть на губной гармошке

Прежде всего, вам нужно выбрать подходящий инструмент. Для начинающих хорошо подойдет гармоника в C-Du r, диатонической гамме с десятью отверстиями. В основном для обучения игре выбирают гармоники Honer Marine Band, но можно использовать и инструменты других фирм.

Чтобы оценить свою игру и увидеть прогресс в занятиях, необходимо иметь записывающее устройство, например, микрофон или видеокамеру.

Лучше всего учиться играть перед зеркалом. Зеркало поможет вам оценить правильность вашей игры, например, при игре вы должны двигать инструментом, а не головой.

Чтобы добиться хороших результатов в занятиях, необходимо терпение и время. Лучше заниматься недолго, но регулярно, чтобы не потерять приобретенные навыки.

В этом видео вы можете ознакомиться с инструментом.

Первые шаги в игре

Первое, что вам нужно сделать, это хорошо взять инструмент в руки. Для этого расположите цифры над отверстиями в направлении ученика. В данном случае низкие ноты находятся с правой стороны, а высокие — с левой. Если одновременно подуть в любые три отверстия гармошки, получится мажорный аккорд.

Когда вы играете на до-мажорной гармонике, она в основном использует выдох, это называется первой позицией или «прямой гармошкой». Это подходит для игры простых мелодий и для исполнения популярной музыки. Таким образом, для любой мажорной мелодии вы можете импровизировать на гармонике, не выходя за пределы среднего лада, но убедитесь, что вы играете ее в правильном ключе.

Для блюзовых мелодий вы должны научиться играть во второй позиции или «перекрестной гармонике». Во второй позиции ноты следует играть в основном за счет дыхания первыми пятью отверстиями инструмента. Эта техника заставляет гармонику играть не на своей высоте, а на пятую долю выше. Это означает, что если гармошка играет в до мажоре, то вторая позиция будет в соль мажоре.

Вот что нам нужно запомнить:

  1. Первая позиция «прямая гармошка» — играть в основном на выдохе, на средних отверстиях инструмента. Этот прием используют для создания импровизаций в стиле фолк.
  2. Вторая позиция «перекрестная гармошка» — играть в основном на вдохе, на первых пяти отверстиях инструмента. Этот прием используют для импровизаций в стиле блюз.

Чтобы научиться играть по нотам, необходимо освоить правильную артикуляцию губ. Самый простой способ начать — это начертить аккорд:

  1. Надо поднести гармошку ко рту таким образом, чтобы между губами оказались четвертое, пятое и шестое отверстия, и сделать выдох; получится аккорд из трех нот — это первый аккорд № 1.
  2. Чтобы получить второй аккорд, надо, чтобы между губами оказались отверстия пять, шесть и семь. Опять сделать выдох, и получается второй аккорд № 2 из трех нот.
  3. Третий аккорд — это второе, третье и четвертое отверстия губной гармоники. Поднести гармошку к губам и сделать выдох — в результате получился третий аккорд № 3.

Когда вы освоите эти три аккорда один за другим, можно приступать к практике:

  • № 1, № 1, № 2.
  • № 2, № 2, № 2.
  • № 1, № 2, пауза, № 1.
  • № 1, № 2, № 2, № 1. № 2, № 2,№ 1 пауза. № 1,№ 2, № 2, № 1. № 2,№ 2,№ 1.
  • № 3, пауза, № 3, № 1. № 3, пауза, № 3. № 2, пауза,№ 1. № 3,№ 1,№ 2.
  Уроки фортепиано для начинающих (Урок 1). Ноты на пианино.

Как держать?

Обычно маленькую гармошку держат в левой руке между указательным и большим пальцами в горизонтальном положении так, чтобы игровые отверстия были обращены к музыканту. Указательный палец (возможно, вместе со средним) располагается на верхней крышке вдоль длинной стороны корпуса инструмента, а большой палец — на нижней. Таким образом, левый край гармошки должен плотно лежать на короне (мышечном конце) между этими пальцами.

Многие игроки, у которых левая рука является «основной», держат инструмент таким же образом, но используют пальцы правой руки. Когда вы будете описывать движения рук дальше, вы — правша, а левша должен лишь адаптировать информацию к своим физическим особенностям.

Правая рука опытного музыканта-гармониста не бездействует: Она выполняет множество действий для изменения звука. С ее помощью:

  • выполняется приём вибрато;
  • изменяется динамика звука;
  • воспроизводятся хроматические ноты (диезы и бемоли);
  • придаётся звучанию эффект «вау-вау», используемый при игре на электрогитаре и других электрических инструментах через специальный преобразователь звука (педаль);
  • имеется возможность воспроизвести бэнды (тоже гитарный приём изменения звука на более высокий).

Ладонь правой руки располагается либо сбоку гармошки, либо сзади, где дует ветер, чтобы повлиять на громкость звука. В последнем случае пальцы правой руки кладутся на пальцы левой руки, а основание ладони находится внизу корпуса на большом пальце левой руки.

Однако для начинающего еще не время об этом задумываться. Сначала он должен научиться правильно дуть в мундштук, издавать чистый однотональный звук и попадать в нужные ноты.

Теперь предлагается перейти к следующему вопросу, который касается расположения губ при игре на гармонике и правильного дыхания. Причина этого заключается в том, что некоторые навыки правой руки, упомянутые выше, не могут быть выполнены на диатонической модели инструмента.

Постановка губ и дыхания

Прежде всего, следует усвоить основное отличие гармоники от всех остальных духовых инструментов. Дело в том, что не только выдох производит тоны, но и вдох. Более того, тона, производимые одним и тем же вдохом и выдохом, не идентичны, они имеют разную высоту тона.

Схематическое изображение эпистолы диатонической мажорной гармоники, показанное ниже, делает это легко понятным:

Итак, чтобы получить тон «С» первой октавы, нужно дуть в первое отверстие мундштука (т.е. выдыхать). Если остаться на месте (в первом отверстии) и начать вдыхать воздух через мундштук, можно услышать другой тон — «D» первой октавы. Гармошка оснащена различными язычками и воздушными каналами, которые проходят через нее, когда вы вдыхаете и выдыхаете.

Первая проблема, с которой сталкиваются новички, — это точность попадания воздуха в звуковой канал (отверстие) гармошки при выдохе или, наоборот, при вдохе.

Размеры гармошки довольно малы, поэтому расстояния между каналами настолько малы, что при закрытии мундштука губами в области воздушного потока можно попасть в несколько отверстий одновременно. Совсем не просто нацелиться на один звук.

В этом случае существует 2 основных способа получения одного тона.

  • Первый из них в среде музыкантов-харперов шутливо называется «поцелуйчиком» за схожесть принятия формы губ с намерением поцеловать кого-либо по-родственному (в щёку или лоб). По-другому его называют методом «свистка». Уголки губ при этом прижимаются к зубам, а середина губ округляется и выдвигается вперёд (всё это делается при помощи соответствующих групп мышц). В этом случае нужно постараться так расположить полученный из губ «воздушный канал», чтобы воздух точечно был нацелен на нужное звуковое отверстие мундштука. Но при этом следует соблюдать строгое правило: мундштук гармоники должен всегда находиться между губами, а не перед ними.
  • Во втором способе используется блокировка (закрытие) соседних отверстий языком и уголками губ. Губами захватываются 3 или 4 отверстия гармошки, из которых только одно оставляют открытым, а 2 или 3 «ненужные» блокируются языком. Этот метод значительно сложней предыдущего, но у него имеются свои преимущества, в связи с чем им также необходимо научиться пользоваться. К тому же только такая позиция губ применяется для одновременного извлечения нескольких звуков (двойных созвучий и аккордов). При игре аккордами помощь языка также будет нужна для придания ритмичности композиции.

Дыхание развивается в процессе освоения техники игры на гармонике. Красота и интонация тона зависит от правильной постановки рук, губ, точности и плотности воздушного потока.

Существуют различные рекомендации по выбору первых упражнений для начинающих, но большинство все же склоняется к тому, что в первую очередь необходимо научиться извлекать одиночные ноты. А самым полезным способом установить позицию, запомнить ноты, развить слух и дыхание является игра мажорной гаммы в восходящем и нисходящем движении.

Табулатура

Для записи упражнений и мелодий гармошки в доступных учебниках по изучению этого уникального музыкального инструмента с нуля в основном используются табулатуры. Это ряд цифр, обозначающих количество отверстий на гармошке, в которые нужно последовательно дуть, чтобы воспроизвести определенную мелодию. Поскольку каждое отверстие может издавать два разных тона в зависимости от направления воздушного потока, рядом с цифрами (до или после них) пишется «-«, если тон издается на вдохе, или «+», если тон требуется на выдохе. Например, так выглядит табулатура нот мажорной гаммы до в восходящем и нисходящем движении:

В некоторых источниках эта же нотация встречается в других вариациях:

  • 4 -4 5 -5 6 -6 -7 7 -7 -6 6 -5 5 -4 4, где выдох обозначается просто цифрой, знак «+» опускается;
  • 4 (4) 5 (5) 6 (6) (7) 7 (7) (6) 6 (5) 5 (4) 4, где вдох заключается в скобки, например (4), а выдох — цифрой без дополнительных обозначений.
  • ↑4 ↓4 ↑5 ↓5 ↑6 ↓6 ↓7 ↑7 ↓7 ↓6 ↑6 ↓5 ↑5 ↓4 ↑4 (в этом случае знак ↑ означает выдох, а ↓ – вдох).

Кроме того, дыхание может обозначаться и другими знаками: цифра в круге, круг над цифрой, штрих над цифрой и т.д. В целом, это не сложно понять, так как число на выдохе обычно не имеет дополнений.

Следует помнить, что существует столько же разновидностей гармоник по тембру и количеству тоновых отверстий, сколько тональностей в теории музыки или самих отверстий, поэтому табулатура мажорной гаммы или другой настройки может не подойти (вернее, может не подойти) для разных моделей. Поэтому лучше освоить нотацию и сочинять собственные ноты, когда на ум приходят красивые простые блюзовые мелодии или собственные импровизации на уже известные композиции. Хотя этого и следовало ожидать, стоит работать с нотацией с самого начала.

  Как играть на волынке. Игра на волынке.

Такой способ обучения более рационален, чем всю жизнь играть по цифрам. В табулатуре не указывается ритмика (длительность) каждой ноты или аккорда, поэтому выбирая незнакомые произведения для среднего музыкального слуха, можно допустить много ошибок в этом отношении.

Дыхание

Гармоника — единственный духовой инструмент, который издает звуки как на вдохе, так и на выдохе. Нужно быть особенно осторожным, чтобы дышать через гармошку, а не втягивать и вытягивать воздух. Поток воздуха создается за счет работы диафрагмы, а не мышц щек и рта. Поначалу звук может быть мягким, но с практикой он становится приятным и ровным.

Аккордовая прогрессия диатонической гармоники такова, что три последовательных отверстия образуют аккорд. Поэтому на гармонике легче сыграть аккорд, чем ноту.

как сыграть аккорд на губной гармошке

При игре музыкант должен играть ноты одну за другой. При этом соседние отверстия перекрываются губами или языком. Возможно, вначале вам придется помогать себе, нажимая пальцами на уголки рта.

как играть на губной гармошке одиночные ноты

Базовые техники

Когда вы выучите аккорды и отдельные ноты, вы сможете играть простые мелодии и немного импровизировать. Но чтобы полностью реализовать потенциал гармоники, необходимо овладеть специальными приемами. Наиболее распространенными из них являются:

  • Трель – чередование пары соседних нот, один из общих мелизмов в музыке.
  • Глиссандо – плавный, скользящий переход трех и более нот в единое созвучие. Аналогичный прием, в котором используются все ноты до конца, называют дроп-офф.
  • Тремоло – дрожащий звуковой эффект, который создается за счет сжимания-разжимания ладоней или вибрации губ.
  • Бэнд – изменение тональности ноты, за счет корректировки силы и направления потока воздуха.

Заключительные рекомендации

Понять, как играть на гармонике, можно и без знания нотной грамоты. Однако если потратить время на обучение, музыкант сможет прочитать и выучить большое количество мелодий, а также записать собственные произведения.

какие ноты можно сыграть на диатонической губной гармошке

Пусть вас не смущают буквы нот — их легко понять (A — A, B — B, C — C, D — D, E — E, F — F и, наконец, G — G).

Если вы учитесь в одиночку, вам пригодится магнитофон, метроном и зеркало для постоянного контроля. Сопровождение предварительно записанной музыки может подготовить вас к живым занятиям.

Далее следует заключительное позитивное видео.

Блюз на губной гармошке

Автор.

Как научиться играть на губной гармошке: основные принципы и правила

Чтобы начать играть на губной гармошке, необходимо следовать приведенным ниже рекомендациям:

  1. Важно правильно выбрать инструмент. Для начинающего подойдет диатоническая гармоника с десятью отверстиями. Тональность до-мажор.
  2. Необходимо использовать звукозаписывающее устройство (диктофон или видеокамеру), чтобы видеть свои результаты.
  3. Учиться играть стоит перед зеркалом, чтобы оценивать правильность исполнения и движения.

Начинающему важно запастись терпением. Лучше всего заниматься в течение короткого периода времени, но ежедневно, чтобы не потерять навыки.

Правильное положение губной гармоники

Правильное положение рук влияет на звучание гармоники. Первый шаг — правильно держать инструмент. Цифры над отверстиями должны быть обращены в сторону музыканта. Тогда низкие ноты находятся с правой стороны, а высокие — с левой.

губная гармоника вблизи

Сама гармошка держится горизонтально в левой руке между большим и указательным пальцами. Указательный палец лежит сверху, а инструмент удерживается большим пальцем снизу. Левый кончик гармошки должен лежать на мышечном ободе между пальцами.

Игрок также может выполнять различные приемы правой рукой. При выполнении того или иного приема правая рука может быть расположена сбоку или сзади, откуда выходит выдыхаемый воздух, чтобы влиять на его интенсивность. Перемещая, сжимая или ослабляя пальцы, можно добиться различных звуковых эффектов.

011

Инструкции для левшей прямо противоположны.

Начинающие должны сначала научиться правильно дуть в мундштук гармошки и попадать в ноты.

Постановка губ и дыхания

Гармоника — это инструмент, где звук получается не только на выдохе, но и на вдохе. В одном и том же отверстии на выдохе и вдохе ноты имеют разную высоту.

бородатый музыкант играет на гармонике

Можно использовать специальный футляр для губной гармошки.

Когда вы играете на гармошке, вы должны крепко держать ее губами, а не просто класть в рот. И очень важно, чтобы вы использовали диафрагму для движения воздуха, а не щеки. Вы должны дышать через гармошку, а не просто вдувать или всасывать воздух.

Табулатура

Табулатура представляет собой ряд цифр, обозначающих номера звуковых отверстий в гармошке, в которые нужно последовательно дуть, чтобы получить мелодию.

ноты для гармоники

Рядом с цифрой стоит символ, указывающий, вдыхать или выдыхать ноту. Для обозначения вдоха и выдоха можно использовать следующие символы:

  • «+» – нота извлекается на выдохе, «-» – на вдохе;
  • вдох заключается в скобки, например: (4), а выдох просто обозначается цифрой: 4;
  • «↑» – выдох, «↓» – вдох.

Единого правила записи табулатур не существует, поэтому возможны и другие вариации: Цифры в круге, тире и т.д. Однако, как правило, дополнительные обозначения указывают на вдох, а выдох обозначается четкой цифрой. Если вы будете следовать этому, то сможете быстро прочитать все табы.

Алгоритм обучения

Давайте рассмотрим основные приемы игры на гармонике, которые должен знать начинающий.

Одиночные ноты и аккорды

На диатонической гармонике последовательность нот формируется таким образом, что три отверстия рядом друг с другом образуют аккорд. На гармонике легче сыграть аккорд, чем одну ноту.

Чтобы сыграть одну ноту, нужно дуть в отверстие. Это довольно сложно, поскольку отверстия расположены очень близко друг к другу. Начинающие могут действовать двумя способами:

  1. Простой метод, но непрофессиональный – закрыть все отверстия, кроме одного, пальцами.
  2. Правильная методика заключается в правильном положении губ. Их нужно сложить трубочкой так, чтобы воздух при выходе попадал только в одно отверстие, а два соседних были закрыты губами. Если с первого раза не выйдет, надавите на уголки губ пальцами.
  Как устроена флейта Пана, как она звучит и чьим народным инструментом является. Как нарисовать флейту.

Сначала попробуйте получить желаемый тон с помощью первого метода. Затем попробуйте воспроизвести тот же тон без рук.

Базовые техники и приемы игры

Когда вы освоите отдельные ноты и аккорды, можно переходить к изучению основных приемов. Объединив эти два способа, вы сможете играть интересные мелодии и превращать обычную песню в красочную интерпретацию.

Трель

Ноты двух соседних отверстий инструмента чередуются. Головку встряхивают горизонтально и энергично. Важно, чтобы сама гармошка оставалась неподвижной, а тон издавался только быстрым движением головки вправо и влево.

Глиссандо

Глиссандо — это скольжение от одной ноты к другой. Оно часто используется в конце песни.

Для этого нужно выбрать ноту и сделать несколько резких отверстий слева или справа от гармоники, одновременно вдыхая или выдыхая. В результате должен получиться мягкий, непрерывный звук.

Часто используется метод «drop-off», при котором гармошка нажимается до упора.

Тремоло

Звук получается при закрытии и открытии рук на задней стороне гармошки. Закрытые руки дают приглушенный низкий тон, а открытые руки — громкий высокий тон.

Бэнд

С помощью этой техники можно повышать или понижать высоту ноты. Это происходит за счет изменения силы и направления воздушного потока. Обычно воздух идет параллельно пэду, но достаточно немного изменить угол, чтобы нота стала выше или ниже.

Это непросто сделать сразу, и вам потребуются недели или месяцы, чтобы научиться добиваться нужного тона. Но результат того стоит.

Упражнения для совершенствования навыков

Чтобы научиться играть на губной гармошке нота за нотой, сначала нужно выполнять упражнения:

  • Поднести к губам инструмент так, чтобы между губами оказалось 4,5,6 отверстия. Затем сделать выдох. Получится аккорд 1.
  • Между губами должны быть отверстия 5,6,7. Сделать выдох. Получится аккорд 2.
  • Между губами должно быть 2,3,4 отверстия. Сделать выдох. Так можно извлечь 3 аккорд.

Как только вы освоите метод подбора аккордов, переходите к следующему упражнению. Здесь вы должны играть аккорды в определенном порядке один за другим:

  • 1, 1, 2;
  • 2, 2, 2;
  • 1, 2 пауза 1;
  • 1,2,2,1,2,2 пауза 1,2,1,3.

Ноты на вдохе

Следующий шаг — научиться извлекать ноты с помощью дыхания. Положение губ такое же, как и при выдохе, меняется только направление потока воздуха — теперь вы не задуваете свечу, а втягиваете воздух.

Если вы освоите этот метод, вы заметите, что звук из одного и того же отверстия отличается при вдохе и выдохе. Единственное, на что вам нужно обратить внимание, — это чистота соответствующего звука.

Как научиться играть на губной гармошке

Знакомство с табулатурой

Чтобы избежать трудностей при изучении партитуры, учитесь играть на губной гармошке так же, как и на гитаре, используя табулатуры, которые обозначаются цифрами и символами. С помощью этих табулатур вы сможете выучить любую интересующую вас мелодию.

Цифры — это номера отверстий. Они отсчитываются в порядке возрастания, начиная с левого конца гармошки. Стрелки указывают на дыхание. Поскольку на одно отверстие приходится две ноты (ноты расположены рядом друг с другом), стрелка, направленная вверх, означает выдох, а стрелка, направленная вниз, — вдох.

how-to-play-harmonica1

Аккорды и приемы игры

Струны — это несколько нот, звучащих одновременно. В гармонике аккорды получаются не при вдохе или выдохе в одно отверстие, а в несколько отверстий одновременно. Следует помнить, что игра аккордами почти никогда не используется.

Трель — это быстрая смена двух духовых аккордов. Изначально трель была разработана для имитации щебетания птиц. Чтобы сыграть трель на гармонике, нужно энергично перемещать инструмент между губами вправо и влево. В этой технике можно двигать головой, пока слышна четкая смена двух нот одновременно.

Глиссандо — это скольжение от ноты к ноте, часто с большими интервалами. Эта техника часто используется в джазовой музыке. Глиссандо звучит эффектно и довольно просто: нужно выбрать ноту в качестве начала, а затем резко переместить инструмент вправо или влево.

Тремоло — еще один прием, похожий на трель, только на этот раз речь идет не о разных нотах, а о громкости. Гармошка держится в левой руке на «спине» инструмента. Правая рука закрывает инструмент вверх, насколько это возможно, ладони должны быть прижаты друг к другу. Если сдвинуть ладонь правой руки назад, звук изменится.

how-to-play-harmonica1

Бендинг — это техника поднятия или опускания ноты. Это сложная техника, поэтому не волнуйтесь, если вы не освоите ее сразу. Чтобы научиться бендировать, нужно экспериментировать с углом наклона струи воздуха, попадающей в мундштук инструмента. Вы получите нормальную ноту, если будете считать, что воздушная струя направлена прямо вперед. Если есть изгиб, воздух течет под углом.

Блок берд — самая сложная техника игры, и ее лучше всего осваивать, когда вы уже умеете хорошо играть на губной гармошке. Этот стиль игры поможет вам быстро и точно перемещаться между отверстиями и следить за тем, чтобы попадать в них, не касаясь соседних отверстий. Техника блокировки языка заключается в перекрытии двух отверстий левой руки (трех, если вы берете одну струну). В результате получается мурлыкающий, мурлыкающий звук. Важно обращать внимание на четкость каждой ноты.

Желаем удачи всем, кто решит научиться играть на губной гармошке. Несмотря на простоту обучения, вначале потребуется некоторое время, но потом вы легко освоите этот маленький духовой инструмент с его прекрасным звучанием.

Автор текста: Николай Емцев

Издатель: Харпер Алекс Соловьев, Hohner Artist

Оцените статью
Добавить комментарий