Как устроены цимбалы и как выглядит данный музыкальный инструмент. Цимбалы музыкальный инструмент.

Аладар Рац популяризировал цимбалы в первой половине 20-го века благодаря своим выступлениям. Этот инструмент стали воспринимать всерьез и использовать на концертах.

Как устроены цимбалы и как выглядит данный музыкальный инструмент?

Цимбалома — древний инструмент с многочисленными копиями по всему миру. Это символ и национальный инструмент белорусского народа.

Цимбало́м — хордофон, деревянный музыкальный инструмент. Его также называют хордофонным ударным инструментом. Его звук издается ударами по струнам.

История инструмента

История цимбал началась несколько тысяч лет назад. За это время он несколько раз видоизменялся и получал новые варианты.

Инструменты, схожие по строению с лежачей арфой, изображены на предметах, найденных при раскопках древних шумерских поселений. Эти находки датируются 4 тысячелетием до нашей эры. Другой тип кимвала был известен в Иерусалиме в это время: В Ветхом Завете упоминается, что сантур был создан царем Давидом.

В древности были распространены инструменты, схожие по технике игры: монохорд в Древней Греции и жу в Китае. В каждой стране он имеет свое название: в Иране его называют сантур, в Армении — канун, в Восточной Европе — цимбалы.

По мнению ученых, сантур был привезен из Индии в 5 веке нашей эры цыганами, поселившимися среди славян. Первые струны чибало были сделаны из скрученных жил или кишок животных, а в 12 веке их постепенно заменили металлическими струнами.

В Европе мода на чибало установилась в XIV — XVI вв. В России инструмент появился среди дворян в XV веке. Дамы стремились научиться играть на цибало, чтобы удивлять своих гостей его неповторимым легким и непринужденным звучанием.

Первоначально на инструменте играли как на соло, с XVII века его стали использовать как аккомпанирующий инструмент. В XVIII веке цимбаломбе вошел в оркестр. В XVIII веке цимбаломба вошла в оркестр. В 1852 году она появилась в героико-лирической опере «Банк Бан» венгерского композитора Эркеля Ференца, а позже — в опереттах и симфониях.

В 1870 году венгерский мастер Йожеф Шунда создал концертные тарелки с демпфированной педалью и усиленным, массивным корпусом и ножками. Ему пришлось увеличить количество струн, чтобы расширить звуковой диапазон. Через 4 года началось массовое производство инструмента.

В 1925 году появились ансамблевые варианты. Мастера Захар и Сушкевич усовершенствовали конструкцию молоточков, внутренний механизм цимбал и добились хроматической гаммы. Диапазон инструмента составляет три октавы.

Строение цимбал

Тарелки состоят из трапециевидной рамы с динамиком и струнами. Длина тарелок составляет 1 метр в нижней части и 60 см lan g в нижней части. Части инструмента

  • корпус;
  • дека с резонатором;
  • струны;
  • штеги;
  • вербили (колковый механизм).

Корпус в основном изготовлен из древесины клена. Дека изготовлена из ели — этот материал обеспечивает наилучший резонанс. Колки на деке делят струны на четверти, четверти, трети и секунды. Это позволяет играть в трех регистрах.

Струны держатся вместе с помощью колка, который регулирует их натяжение. Они расположены группами по три и звучат в унисон. Концертные тарелки имеют 29 рядов стальных струн. Струны басовых тарелок сделаны из меди.

Устройство цимбал

Для игры на них нужны деревянные палочки — молоточки. Чтобы звук был мягче, их покрывают замшей, струной или тканью. Традиционный сибилянтный тон воспроизводится необработанными палочками.

Что это такое?

Инструмент относится к категории струнных ударных инструментов и является подвидом струнных инструментов. Он имеет следующую форму:

  • корпус плоского типа по форме близок к трапеции, есть деки;
  • чаще всего изготавливается из дерева;
  • стальные струны натянуты, имеется несколько групп струн, которые звучат органично, в унисон;
  • струны басового типа обладают медной поверхностью, они тоже имеют несколько групп, работающих в унисон;
  • чтобы играть, требуются молоточки из дерева.

Народный инструмент имеет определенные характеристики:

  • нет приглушения струн открытого типа;
  • четкий функционал обеих рук при извлечении звука: правая нужна для исполнения мелодии, левая – для аккомпанирования;
  • молотки не обшиты;
  • во время исполнения инструмент либо кладется на колени, либо располагается на специальной конструкции – подвесе;
  • низ варьируется от 75 до 115 см;
  • верх – от 51 до 94 см, бок – от 25 до 40 см;
  • инструменты достаточно компактные, дополнены ремнем, с помощью которого осуществляется крепление.

Этот тип наиболее распространен в восточноевропейской части страны, особенно популярны венгерские цимбалы. Они отличаются тем, что являются частью народного творчества. Цимбалы представлены в каждом национальном ансамбле. Академический вариант имеет следующие характеристики и размеры:

  • традиционная форма;
  • низ – 1 м, верх – 60 см, боковая зона – 53,5 см;
  • на корпусной деке есть отверстия резонансного типа;
  • на деке располагаются 6 штегов-подставок, которые подразделяют струны на интервалы;
  • струнных рядов 29;
  • на каждом ряду 2 или 3 струны;
  • колки позволяют настроить ряды струн;
  • есть педаль-демпфер, которая тормозит колеблющиеся струны и приглушает звук;
  • сам корпус академических моделей создается из кленового материала, дека делается из ели горного типа.
  Аппликатура блокфлейты ноты для блокфлейты. Ноты для блокфлейты.

История

Ближний Восток считается колыбелью этого инструмента, восходящей к глубокой древности. Люди играли на чем-то очень похожем уже в 4 веке до н.э., а археологи нашли его остатки в древнем Шумере. Изображения подобных инструментов на керамических рельефах IX века являются еще одним доказательством того, что у цимбал были предшественники.

Постепенно этот музыкальный инструмент начал завоевывать мир. Он присутствовал в азиатской, африканской и европейской культурах. У разных народов он имел свое название: далсима, сантур, канун. Но в большинстве районов Восточной Европы он известен как цимбалом. Народный инструмент постепенно менял свой облик, дополнялся и совершенствовался многими мастерами. Распространение инструмент получил в XV и XVI веках, когда он завоевал признание горожан не только в небольших поселениях, но и в крупных городах. Он вошел в моду при обучении дворян музыке в домашних условиях.

Благодаря своей легкости и универсальности он нашел свое место в соло, аккомпанементе и ансамблях.

Поэтому неудивительно, что вскоре эта музыка стала использоваться на праздниках и торжествах, свадебных церемониях, а позднее и на дворцовых церемониях. Уже в 18 веке инструмент часто использовался для серьезных композиций: оперы, симфонии. Считается, что революция в преобразовании немы произошла во второй половине XIX века, когда ее конструкция была радикально переработана. Венгерские мастера смогли внести следующие усовершенствования, которые изменили судьбу инструмента:

  • добавилось количество струн;
  • рама была значительно укреплена;
  • появилась деталь, позволяющая приглушать звучание струн;
  • основа была установлена на ножки в количестве 4 штук.

На этой основе впоследствии был создан современный концертный орган. По сей день он широко используется в оркестрах и ансамблях многих европейских стран. В начале XX века литавры были окончательно модернизированы в Беларуси, где им был присвоен статус национальной культурной жемчужины. В это же время были разработаны инструменты цимбалы, которые сформировали народный оркестр страны.

Сегодня цимбалы популярны во многих странах мира, где инструмент используется не только для профессиональных, но и для любительских выступлений.

Звучание

Народные и профессиональные инструменты звучат по-разному, но сделаны они одинаково: с помощью деревянных молоточков. В просторечии их называют крюками. Все типы музыкантов держат молоточки одинаково: между двумя пальцами, а остальные пальцы держат вместе. Поскольку палочки народных музыкантов не имеют покрытия, звук получается от соприкосновения металла и дерева.

На классических концертах конструкция более сложная, поэтому палочки обтягивают замшей. Также используется небольшое количество шерсти. Трубы — самый важный фактор, когда речь идет о том, чтобы извлечь звук из музыкального инструмента. Например, твердая накладка дает жесткий звук, а очень мягкая — нечеткий, размытый и приглушенный.

Высококачественный инструмент способен издавать более насыщенный звук. Он может издавать звуки, похожие на звуки рояля или колокола. В звуковом отношении это очень приятный инструмент, не теряющий богатства и полноты звука, обладающий отличным диапазоном.

В следующем видеоролике вы можете познакомиться с уникальным звучанием цибалома.

История цимбал

Первые прототипы цимбал были найдены у народов Месопотамии. Первые рисунки подобных инструментов датируются 9 тысячелетием до нашей эры. Ассирийские изображения были сделаны в 7 веке до нашей эры. Шумерская версия изображена на рисунках 4-го и 3-го веков до нашей эры.

Древние версии характеризуются треугольным корпусом. Оригинальная форма делала инструмент похожим на модифицированную арфу.

Подобное изобретение уже существовало в Древней Греции. Монохорд был основан на том же принципе, что и современные тарелки. В его основе лежит кути с резонирующим корпусом. Его форма была прямоугольной. Главным отличием было наличие только одной струны. Монохорд использовался в науке для изучения музыкальных интервалов.

Как кимвал попал в Европу, неизвестно. Историки предполагают, что инструмент могли привезти цыгане или арабы. В Европе цимбалы приобрели известность среди феодалов. В «Книге двадцати искусств» XIV века новый инструмент описывается как обладающий «большим сладким звуком». В той же книге упоминается, что хордофоны использовались для придворной и буржуазной музыки.

Сначала европейцы использовали чибалу для сольных композиций. В XVI веке инструмент стал использоваться в качестве аккомпанемента, а затем попал в ансамбли. Первое использование в опере произошло в Испании в 1753 году.

В 1700-х годах немцы разработали свою собственную версию — цимбалы. Примерно в то же время Панталеон Гебенштрайт модифицировал цимбалы. В его версии появились клавиши. Модель была названа Pataleon в честь ее создателя. В будущем изобретение Гебенштрейта должно было стать современным фортепиано.

  Японские традиционные музыкальные инструменты. Японские музыкальные инструменты.

В России инструмент был известен с XV и XVI веков. Письменные летописи упоминают о его использовании при царском дворе. Известные русские гитаристы тех лет. Немецкая версия стала популярной среди элиты в 18 веке.

Современная версия литавр появилась в конце 19 века. Ее изобретателем являются Йожеф и Венцель Шунды. В двадцатом веке в конструкцию были внесены незначительные изменения. Целью этих изменений было повышение надежности, долговечности и звучности инструмента.

Музыкальный инструмент цимбалы

Реконструкция инструмента

Первые реконструкции классического цимбала были сделаны в двадцатом веке XX века. Авторами реконструкции являются Д.Захаров и К.Сушкевич.

Задача реконструкции — восстановить прежнюю форму и конструкцию. Полученный звук должен быть громким, насыщенным и четко разделенным на октавы. Была пересмотрена форма молоточков. Их длина была уменьшена. Таким образом, музыкант может самостоятельно заглушать звучащие струны.

Версия, реконструированная Захаровым и Сушкевичем, использовалась в концертах до 1960-х годов. В это время в конструкцию были внесены дополнительные изменения. Целью изменений было расширение звукового диапазона. Эта цель была достигнута путем установки двух новых трибун. Авторами изменений являются В. Крайко и И. Жинович.

Вес хордофона значительно увеличился благодаря усовершенствованной конструкции. Чтобы разгрузить колени исполнителя, к нижней стороне корпуса были прикреплены четыре ножки. Это позволило поставить инструмент на стол.

Техники игры

Игрок может играть на инструменте всей рукой или одной рукой. Можно использовать технику тремоло. Тремоло — это быстрое повторение одной ноты.

Современные игроки используют расширенную технику игры. При этом палочка ударяет не только по струнам, но и по краю корпуса. Получаемый звук напоминает звучание кастаньет. Также используются флюгельгорн, глиссандо, вибрато и рожки.

Белорусские цимбалы

Техники игры на цимбалах

Создание различных типов сибилянтов, расширение их общего диапазона, введение полной хроматической гаммы и коренная перестройка молоточков обогатили и расширили технику звукоизвлечения на этих инструментах. В прошлом народная культура игры на цибало ограничивалась техникой «вбивания» деревянных палочек в струны. После реконструкции инструмента к этой основной технике добавились тремоло, пиццикато, глиссандо и различные украшения, такие как трели, форшлаги, моритато, гропетто и арпеджиато.

В настоящее время народные музыканты продолжают использовать ритм в качестве основного средства передачи, применяемого как в медленном, так и в быстром ритме. Удар» достигается путем приложения единой силы к струнам. Связь нот с мелодией достигается благодаря отсутствию приглушения. Обертоны, возникающие после удара палочки, накладываются на предшествующие, более слабые, но все же звучащие струны. Это создает постоянно вибрирующий, жужжащий фон, который позволяет звукам объединиться в единую мелодию.

Современный репертуар профессиональных цимбалистов привел к тому, что им пришлось ввести много новых приемов, не характерных для народных традиций, таких как флет, сурдана, игра деревянными молоточками, арпеджио, глиссандо с ключом на струне (так называемая техника «гавайской гитары»). Давайте рассмотрим все эти техники игры на цимбалах.

«Одиночный удар молотком делится на два основных типа — весовой (всей рукой) и кистевой (рукой). Каждый из вариантов тесно связан с другим и периодически становится доминирующим. Удары выполняются на расстоянии 3-5 см от подушечек пальцев. Техника «страмминг» предназначена для получения как одиночных нот, так и аккордов, которые могут быть осложнены ритмическими, тональными и динамическими моментами. Эта техника используется в основном для быстрых движений. В более медленном темпе «страмминг» возможен, если музыка имеет торжественный и величественный характер. Покрытие молоточков кожей или замшей придает звуку мягкость.

В то же время сохраняется и популярная техника игры молоточками из чистого дерева. При этом молоточки поворачивают на пальцах, чтобы удары наносились не накладками, а завитками. Эта техника называется «collegno» — перевернутые молоточки (деревянные). Он редко используется в качестве цветового эффекта, когда требуется особый момент в музыке.

В современной музыке «удар по краю деки деревянной стороной молотка» используется как техника окраски, которая имеет эффект имитации каштановой или фарфоровой шкатулки.

В то же время кимбалисты используют технику «тремоло» — быстрое и многократное повторение одной или двух нот, производимое чередующимися ударами молотка. Он используется для достижения непрерывного звучания аккорда или для продления длинных длительностей. Поскольку диапазон «удара» ограничен и лучше всего подходит для диапазона отдельной артикуляции, потребовалась новая техника, позволяющая использовать удар «легато» для достижения устойчивого, мягкого звучания. Так возникло тремоло (от итальянского tremolo, что означает «дрожать»), которое почти никогда не используется в народной инструментальной практике, поскольку использование «тремоло» достаточно для народных песен и танцев.

Профессиональные музыканты используют игру на тремоло для достижения поистине кантиленного звучания. Тремоло является самым сложным способом игры на цимбалах и требует от музыканта большой тщательности в освоении. Тремоло основано на частом чередовании взмахов кисти и использовании подпрыгивающих палочек. Мазки должны быть частыми и равномерными, чтобы создавалось впечатление длительного непрерывного звучания.

  Что такое акустика вестерн. Вестерн что это.

Виды национальных инструментов в Белоруссии

Родословная этих инструментов восходит к концу XIX века, когда музыкальные коллективы зарабатывали на хлеб насущный, играя на свадьбах, праздниках и народных гуляниях. Традиционно для белорусов

Это были основные инструменты, а второстепенными были гармонь, свистулька и бубен.

Скрипка и цимбалы — это струнные инструменты, которые издают звук с помощью смычка (в случае скрипки) или деревянных палочек (в случае цимбал). Эти инструменты вряд ли можно назвать национальными инструментами Беларуси, так как они используются во многих музыкальных произведениях народов мира.

Dudy 220312 7 300x272 Белорусские инструменты народные инструменты: цимбала, дуда

Однако белорусская трехструнная свистулька является символом национального стиля. Звук этого инструмента исходит из отверстий в трубе, через которые проходит воздух. В XIX веке живая музыка с дудуками была признаком богатства праздника, поскольку услуги дудочников стоили недешево. Дудочника приглашали на свадьбы, как крестного отца.

Свадьба была настоящим испытанием для музыкантов. Невеста привязывала поясок к музыкальному инструменту, когда музыкант играл на вкус молодой пары. Поясок был частью свадебного наряда. Позже именно количество завязанных ленточек определяло качество игры музыканта и всего ансамбля.

Первоначально музыканты использовали флейты и бубны для внешнего аккомпанемента. Однако позже их заменили гармоники. Они изготавливались мастерами в аутентичном белорусском стиле и имели соответствующую национальную окраску с красочными мотивами и орнаментами. Корпус обычно изготавливался из натурального дерева, клавиши — из кости, а кожа — из кожи. Гармонь украшалась узорами, нарисованными краской или прибитыми в виде металлических пластин. Все это делалось вручную народными умельцами.

Интересно, что даже инструменты для изготовления гармошки иногда тоже делались вручную народными умельцами. Звуковые пластины, которые издавали звук при нажатии на кнопку, заказывали за границей. Чаще всего их изготавливали в Германии. Затем учитель прикреплял эти пластины к деревянному корпусу, вставлял костяные клавиши и украшал их резьбой и металлическими пластинами. Наконец, прикреплялись кожаные шкуры.

Все это соединялось не гвоздями и шурупами, а специальным клеем, рецепт которого знал учитель. Клей хранился в жестяной банке в теплом месте (часто под лампой) для дальнейшего использования. Все подгонялось до последнего миллиметра специальным деревянным молотком — киянкой или штихелем.

Помимо ансамблей, было также много музыкантов, которые путешествовали в одиночку и сами определяли свой репертуар. В их арсенале были скрипки, лютни, флейты и балалайки.

История и эволюция музыкальных инструментов

Начало 20 века ознаменовалось не только кровопролитной Первой мировой войной, но и появлением в Беларуси новых музыкальных инструментов.

Когда белорусские солдаты попали в Европу, они привезли с собой кларнет как завоевателя. Кларнет — это духовой инструмент в виде деревянной трубки с клавишами. Его очень легко освоить и несложно носить с собой.

002ptfbp 300x228 Белорусские инструменты народные инструменты: цимбала, дуда

Война оставила свой след в музыкальном искусстве. Народные музыкальные коллективы также стали использовать традиционные военные инструменты — барабаны с цимбалами и молоточками.

Вторая мировая война прошла по белорусским территориям как коса. Многие музыканты так и не вернулись с поля боя. Потому что играть было просто некому. В эти тяжелые годы угас голос скрипки.

В 20 веке белорусские народные инструменты обогатились еще одним сокровищем. По сути, это был охотничий рог, который использовался в лесах. Но пищик (так его называли) стал настоящим открытием для музыкантов, а когда он гармонировал с другими инструментами, то звучал просто замечательно.

В 1940-50-х годах появлялось все больше опытных музыкантов, которые умели играть на разных инструментах. Сегодня их называют оркестрантами.

Национальные черты музыки и музыкальных инструментов

Оригинальные металлические накладки, особая резьба, перламутровые клавиши со струнами и белый ромб в отделке инструмента говорят о его происхождении на территории Беларуси.

Умение играть на том или ином инструменте люди часто перенимали от своих родственников. Эта наука передавалась от деда к отцу, от отца к сыну и так далее. Регулярных уроков музыки не было, потому что помимо игры люди работали в поле, на заводах, а позже в колхозах и на фабриках. Музыкальных школ, как мы их понимали в то время, не существовало.

Музыкальная культура в Беларуси разнообразна и уникальна, она имеет свой вкус и ярко выраженные национальные черты. А музыкальные инструменты лишь способствуют тому, чтобы сделать ее исключительной и особенной.

Читайте также:

Оцените статью
Добавить комментарий