В отличие от своего классического аналога, пан-флейта не является обязательной частью симфонического оркестра. Тем не менее, она может быть использована в симфоническом оркестре. Существуют уникальные ансамбли музыкантов, играющих только на пан-флейте (например, уже упомянутое традиционное искусство племен дираче в Западной Эфиопии).
Как устроена флейта Пана, как она звучит и чьим народным инструментом является?
Пан-флейта — духовой инструмент средних размеров и один из старейших в своем роде, который можно встретить в любом народном или симфоническом оркестре. Флейта появилась в разных частях света и превратилась во множество различных инструментов, среди которых пан-флейта — один из самых интересных.
Пан-флейта — это название флейты со множеством свирелей в европейской музыкальной традиции. Почти у каждого народа в мире есть свой собственный инструмент. Они похожи по конструкции, но отличаются диапазоном звучания и внешним видом. В одну категорию их объединяет одна особенность — наличие множества (от 3 до нескольких десятков) духовых трубок, с помощью которых извлекается звук.
Единого правила изготовления флейты с несколькими трубками не существует — оно определяется традицией, исторически сложившейся в том или ином регионе. Такой музыкальный инструмент можно изготовить самостоятельно.
История инструмента
Флейта — это логическое развитие трубы как устройства для получения звука. Первые трубы появились еще в доисторические времена. Самые ранние флейты имеют древнеегипетское происхождение (около 5 000 лет до н.э.), а многоствольные версии появились еще в Древней Греции.
При всех своих достоинствах традиционная флейта имеет один серьезный недостаток, который не позволяет рассматривать ее как самостоятельный инструмент, а только как часть целого — ее диапазон ограничен, она может нести только один голос. Поэтому идею объединения нескольких инструментов с разными диапазонами в одном элементе можно рассматривать как логическое развитие инструмента.
В европейской культуре пан-флейта берет свое начало в Древней Греции. Популярная легенда объясняет ее происхождение следующим образом.
В греческой мифологии существовал бог Панас, который покровительствовал скоту и сельскому хозяйству. Он был сыном Гермеса, бога удачи, и нимфы Дриопы. Он был очень весел и честен в работе, но, согласно своему божественному призванию, казался животным со сломанными ногами и козлиным рылом. Однажды, стараниями Аполлона, бога любви, Пан влюбился в нимфу Сирену, но она отвергла его ухаживания и стала убегать от Пана. Когда он почти настиг ее на берегу реки, девушка исчезла, а в руках у него остался только пучок тростника. Оказалось, что Зевс превратил девушку в кустарник, а неудачливый бог любви использовал ее веточки, чтобы сделать первую многорукую флейту, звук которой соответствовал голосу его возлюбленной.
Строение флейты Пана
Традиционные варианты народных инструментов изготавливаются из дерева, обычно полые внутри. Обычно используется тростник или бамбук.
Инструмент состоит из множества трубок разной длины и диаметра, производящих ряд звуков. Меньший диаметр дает более высокий звук. Количество трубок зависит от типа (до 24 в мальдивском нае). Иногда на концах труб устанавливаются мундштуки для облегчения деятельности музыканта.
Трубы полые внутри, обычно открытые с одного конца и закрытые с другого. В верхней части могут быть отверстия для регулировки тона. Каждая группа флейт настраивается с помощью различных приемов (для подгонки тона к определенной шкале). В Южной Америке традиционно используются кукурузные зерна; в России были популярны восковые пробки. В профессиональных инструментах используются пробки. Однако инструменты фабричного производства обычно не нуждаются в настройке и имеют точную основную диатоническую шкалу.
Флейты не могут быть соединены вместе, но чаще всего их соединяют в порядке возрастания тональности.
Шаг 4
На последнем этапе мы добавляем тени, чтобы сделать наш рисунок более трехмерным.
Урок о том, как нарисовать флейту, был действительно очень простым. Мы считаем, что у вас не должно возникнуть трудностей с ее рисованием. Однако если вы столкнулись именно с такими трудностями, пожалуйста, напишите нам и расскажите, на каком этапе вы с ними столкнулись.
Древняя легенда
Замечательная легенда о Пане и флейте повествует о появлении музыкального инструмента. Этой истории сотни лет, но, слушая ее, никто не остается равнодушным.
В древние времена бог Пан, покровитель природы, пастбищ и пастухов, заботился о благополучии вверенных ему земных благ. Пан был хорошим управителем: все процветало и благоденствовало, все работало хорошо. Единственная проблема заключалась в том, что Бог выглядел не лучшим образом. Но это не очень беспокоило юношу, у него был веселый и жизнерадостный нрав. Так продолжалось до тех пор, пока в молодого бога не попала стрела Эроса, бога любви, ради забавы. В тот же день Пан встретил в лесу нимфу по имени Сиренкс и потерял голову. Но красавица увидела перед собой бородатое, рогатое животное с копытами, как у козла, испугалась и убежала. Река преградила ей путь, и Пан обрадовался, что может просто догнать беглянку, но вместо нимфы в руках у него был пучок тростника. Пан долго стоял над водой, гадая, куда же делась девушка, а потом услышал мелодию. Это был голос Ширинкс. Любящий бог понял, что река превратила ее в тростник, срезал несколько стеблей, связал их вместе и сделал флейту, в которой звучал сладкий голос его возлюбленной.
Устройство панфлейты
Инструмент состоял из нескольких полых трубок разной длины. Они закрыты с одной стороны. Каждая флейта настраивается индивидуально: Длина трубки регулируется на другом конце с помощью заглушки. Современные мастера используют для этой цели воск. Существуют также пробки из резины и пробки — в таких случаях высоту нот можно менять несколько раз. А вот аборигены Южной Америки поступали проще: они закрывали отверстия кукурузными зернами или камешками.
Подобно человеческому голосу, панпипы также различаются по тембру:
- сопрано;
- альт;
- тенор;
- контрабас;
- субконтрабас.
Одним из немногих недостатков флейты является ее ограниченный диапазон. Некоторые флейты играют в три октавы, другие выдают 15 нот. У некоторых флейт всего несколько нот, у других — три или четыре, а у третьих — всего 15 нот. Это зависит от количества труб и мастерства музыканта.
Виды инструмента
Пана стала стандартом для других инструментов флейты. Они различаются по способу соединения труб друг с другом:
Соединенные трубы:
- най – молдавская и румынская многоствольная флейта;
- сампонья – инструмент жителей Центральных Анд с 1 или 2 рядами трубок;
- свирель – такое название употребляют в Украине;
- сику – флейта индейцев, живущих в Южной Америке;
- ларчеми, соинари – западно-грузинская флейта пастухов.
Флейты пана, у которых трубы не скреплены между собой:
- куима чипсан – инструмент коми-пермяков и коми-зырян;
- скудучай – литовская разновидность;
- кугиклы – русский инструмент.
Пана-флейты разных народов отличаются длиной, количеством трубок, способом крепления и материалом изготовления.
Как изготавливают
Процесс изготовления инструмента трудоемкий и требует высокого мастерства: трубки подбираются определенного диаметра, их длина точно измеряется (чтобы инструмент имел правильную настройку). Затем трубы шлифуются снаружи и внутри, склеиваются и крепятся к специальной подставке, которая может быть плоской или изогнутой (румынский nai), последним этапом в конструкции является лакировка.
Изменяя угол наклона отверстия при игре, можно повышать или понижать ноты на интервалы менее полутона, что придает инструменту дополнительный хроматизм и красочность и необходимо при исполнении различной восточной народной музыки. На инструменте также можно исполнять многие музыкальные движения и приемы, такие как глиссандо, арпеджио, стаккато, легато и другие.
Пан-флейта также использовалась величайшими классическими музыкантами мира. Ее «пионером» был Моцарт, который использовал этот инструмент в своей опере «Волшебная флейта». Ее можно услышать в опере Римского-Корсакова «Млада балет».
На протяжении веков пан-флейта с ее неповторимо мягким, бархатистым и необычайно «песочным» звучанием является одним из самых популярных инструментов в мире, который любят и признают даже люди, не особенно интересующиеся музыкой.
Поддержка панфлейты со стороны коротких трубок
Левая рука. Не кладите панпипу на ладонь левой руки.
Поместите инструмент между указательным и большим пальцами.
При этом большой палец должен быть направлен прямо вверх и немного внутрь панпипы (не к краю), чтобы вы нажимали на инструмент верхней фалангой пальца.
Правильное положение большого пальца левой руки на трубе:
Неправильно. Большой палец левой руки, прижатый вперед к трубе, является ненадежным хватом трубы:
Другие пальцы левой руки находятся близко к трубам флейты. Допустимо держать мизинец левой руки в башмаке, но лучше держать их вместе на трубах.
Держите кисть прямой, как продолжение руки, не сгибая ее чрезмерно. Не сгибайте запястье от себя или к себе. Типичные ошибки в расположении левой руки при держании трубы следующие
Левая рука на трубе наклоняется вперед
Левая рука на трубе откинута назад.
При игре на панпипе правая рука должна двигаться вправо, влево и к себе. Движение левой руки производит вибрирующий звук. Поэтому кисти обеих рук держат свободно, не растягивая и не сковывая их.
Чтобы вызвать звук, трубку дудочки прижимают к кончику нижней губы. Не к самой губе и не к бороде, а к краю нижней губы.
Слегка напрягите губы, как будто вы улыбаетесь. Закройте щель между губами кончиком языка. Уберите кончик языка, оставьте щель свободной и выпустите струю воздуха.
Вы можете произнести (без звука) «Туууу». Это то, что флейтисты называют щелчком языка. Попробуйте несколько раз выдохнуть без флейты со словами «туууу — туууу — туууу — туууу».
Теперь попробуйте сделать это с флейтой.
Домашнее задание: научитесь правильно держать флейту и издавать короткие звуки ударом языка.
Если это учебная задача