Сузафон: характеристика и использование

Длина трубки у тубы схожа с длиной трубки у других духовых инструментов. В некоторых странах этот инструмент может звучать несколько раз во время марша. Туба используется не только для композиционного разнообразия, но также в связи с особыми обычаями и культурными традициями различных регионов.

Туба против сузафона: разница и сравнение

Музыка сопутствует человеку с древнейших времен. Хотя музыкальные стили и инструменты изменялись на протяжении веков, каждое новое поколение использует музыку как средство для улучшения настроения, наслаждения и самовыражения.

Создание музыки невозможно без множества инструментов. Хотя слушать музыку любят многие, лишь малая доля людей понимает, какие именно инструменты участвуют в этом процессе.

К числу таких инструментов относятся туба, сузафон, фортепиано, гитара, барабаны и другие. В данной статье будет представлена полная информация о двух духовых инструментах — тубе и сузафоне, которые используются музыкантами на протяжении долгого времени и по сей день.

Основные выводы

  1. Туба считается стандартным духовым инструментом, в то время как сузафон является специальной модификацией, предназначенной для марширующих оркестров.
  2. Сузафон удобно обвивается вокруг тела музыканта, что упрощает его переноску во время марша.
  3. Во время игры звук из сузафона направляется вперед, в то время как туба имеет направленный вверх раструб.

Туба представляет собой крупный инструмент с конусообразной формой, на котором традиционно играют сидя. Сузафон, напротив, обладает более изогнутой конструкцией, что позволяет играть на нем в движении, располагая его на плече, при этом его звук выходит вперед через колокол.

Туба против сузафона

Туба — это самый крупный инструмент в семье духовых, она может звучать в разных тональностях, обладает низкими частотами и широким диапазоном. На ней установлено множество клапанов, что варьируется в зависимости от специфики конкретной модели. Завершающая часть — колокол, но он не поднимается на уровень головы музыканта.

Сузафон является длинным инструментом с расширением в верхней части, который был создан в 1893 году. Стандартная тональность сузафона низкая, например, си-бемоль, и его диапазон менее ограничен по сравнению с тубой. Он изготавливается из различных материалов и, как правило, имеет три клапана, что делает его удобным для игры во время передвижения.

История появления

У сузафона есть предшественник, которым является геликон — инструмент, использовавшийся для военных оркестров, в частности, в корпусе морской пехоты США. Геликон легко отличить от сузафона: у него меньшее сечение и раструб меньшего размера. Название «сузафон» было дано в честь Джона Сузы, композитора и дирижера, который стремился улучшить геликон.

Перед создателями стояло две задачи: облегчить конструкцию инструмента и добиться того, чтобы звук как бы взлетал над оркестром.

Кроме Сузы, за усовершенствование инструмента также отвечал Джеймс Пеппер, который в 1893 году осуществил задумку. Спустя пять лет к делу подключился Чарльз Конн, который представил сузафон в том виде, в котором мы его знаем сегодня. Именно при его участии была создана первая компания, занимающаяся серийным производством этого инструмента.

Описание

Сузафон — это духовой музыкальный инструмент, снабженный клапанами. По своей функциональной роли в оркестре он аналогичен тубе. Во время концерта раструб следует поднимать над головой. Конструкция сузафона близка к вертикальным трубам, но обеспечивает удобство расположения — нагрузка на плечо сводится к минимуму.

  Как устроена флейта Пана, как она звучит и чьим народным инструментом является. Как нарисовать флейту.

Благодаря тщательной разработке сузафона его форма располагает к удобному и уверенно звучащему исполнению, даже в движении. Убрание раструба делает сузафон более компактным и практичным по сравнению с другими инструментами. Клапаны удобны в расположении и размещены выше талии, что обеспечивает комфорт. Вес сузафона составляет около 10 кг, а его общая длина — около 5 метров.

Несмотря на удачную конструкцию, проблемы с транспортировкой и переноской инструмента иногда возникают.

Сравнивая современные модели сузафона с образцами времен Сузы, Пеппера и Конна, можно заметить, что многие изменения не происходили. Однако одну важную корректировку все же внесли: первоначально раструб, направленный вверх, не пользовался популярностью, его дразнили прозвищем «сборщик дождя» или «водосточная труба».

В ответ на это возмущение производители начали производить усовершенствованные версии сузафонов. В современных инструментах раструб чуть приподнят вперед, и появились стандартизированные размеры, которые равняются 650 мм (в англоязычной традиции — 26 дюймов).

Ключевые характеристики сузафона:

  • чувствительный и стильный внешний вид;
  • традиционно изготавливается из латуни или медного листа, что обуславливает желтый или серебристый цвет;
  • украшения отдельных частей могут включать серебрение или позолоту, а иногда также покрываются красивыми лаками;
  • раструб зачастую открыт для публики, привлекая внимание зрителей.

Некоторые производители решили отказаться от металлических конструкций и предлагают модели, изготовленные из стекловолокна. Качество звука исполнения на таких инструментах сопоставимо с традиционными, но:

  • инструменты из стекловолокна служат дольше;
  • имеют меньший вес;
  • обходятся по цене дешевле.

Конструкция сузафона

Сузафон разбирается для облегчения транспортировки и состоит из двух основных частей, в отличие от геликона. Корпус (body) — это основная часть с голосовой машиной, которую я называю «бублик», которая умело располагается на левом плече исполнителя, а второй элемент — раструб (bell). Также присутствует съемная мундштучная трубка (neck) и тюнинг биты (tuning bits), которые благодаря угловой форме обеспечивают более точную настройку расстояния и высоты мундштука до амбушюра. Как и у тубы, имеется общий крон для настройки сузафона и настраиваемые слайды у каждого механизма.

продажа сузафона

Балансировка сузафона

Балансировка сузафона критически важна для удобной и длительной игры, а также для сохранения здоровья музыканта. Сузафон — как одежда, он должен подходить по ростовой категории и размеру. Поэтому на рынке представлено множество размеров сузафонов, начиная от 3/4 до 5/4.

Например, подросток не сможет использовать стандартный сузафон, так как он будет для него слишком велик, что затруднит выполнение основной задачи — игры на ходу. Или, если музыкант имеет рост около 2 метров и вес больше 100 кг, ему подойдет только сузафон серии Гранд или Джумбо, имеющий значительно больший бублик.

Чтобы правильно сбалансировать сузафон, я делаю следующее:

  1. Надеваю бублик так, чтобы выпуск для раструба находился позади головы, параллельно шее или немного левее.
    Это критично, так как это определяет нагрузку на плечо и позвоночник, когда я прикреплю раструб.
  2. Закрепляю эску и вставляю тюнинг биты.
    Важный этап: нахожу максимально удобное положение для мундштука по отношению к амбушюру. Я слежу за тем, чтобы шея оставалась прямой, не тянулась к мундштуку и не поворачивалась, не отклоняю голову назад, так как это может помешать выпускной трубе, располагающейся под раструбом. Бублик должен идеально подходить по всему телу, если присутствует давление на плечо, то для этого существуют гелевые подкладки (shoulder pads), которые защищают плечо от трения. На этом этапе можно немного походить и попробовать поиграть на бублике без раструба.

После того как я убедился, что все расположено удобно, и ничего не мешает, я прикрепляю раструб. Раструб можно прокрутить на 180°, поэтому важно найти такое положение, чтобы кольцо раструба не упиралось в лоб. Только после нахождения оптимального положения я фиксирую три винта на выпускной трубе бублика.

  Описание видов гитар

Теперь я могу прислонить амбушюр к мундштуку, поднять руки вверх или разместить их перпендикулярно телу и попытаться сыграть по натуральному звукоряду. Если сузафон не падает — значит, балансировка выполнена правильно.

На этом процесс балансировки завершен. Теперь мне удобно стоять, ходить и играть. Я могу сделать отметку для повторной сборки, чтобы в следующий раз не заниматься повторной балансировкой, и сборка инструмента займет не более минуты.

Оптимально, когда бублик располагается немного вправо, а не параллельно, что позволит избежать ощущения, как будто попугай сидит в обруче. Если бублик будет находиться чуть правее, то голосовая машина окажется на уровне печени, что освобождает правую руку от постоянного тянущего движения к помповому механизму. Анатомически правильно настроенный сузафон не должен препятствовать движениям и дыханию музыканта — все должно располагаться в естественном положении.

Также стоит учитывать диаметр раструба, поскольку при игре на улице сузафон будет подвержен влиянию ветра, что требует быстрой адаптации и перенастройки.

В следующей части мы рассмотрим сузафоны классической формы от различных производителей.

Конструкция инструмента

Внешний вид сузафона во многом напоминает его предшественника, геликона. Основная особенность конструкции заключается в размере и положении раструба, который приподнят над головой музыканта. Это позволяет звуковой волне распространяться вверх и охватывать обширную зону. Это отличает сузафон от геликона, звук которого направляется в конкретную сторону и не имеет такой же мощности в другом направлении. Из-за своего большого раструба сузафон звучит громко, глубоко и обладает широким диапазоном.

Несмотря на явные различия в дизайне, конструкция корпуса напоминает классическую тубу. Основной материал для изготовления — медь, латунь или другие металлические сплавы, иногда включающие серебряные и позолоченные элементы. Вес инструментов варьирует от 8 до 23 кг. Существуют облегченные версии, изготовленные из стекловолокна.

Музыканты могут играть на сузафоне как стоя, так и сидя, удобно подвесив его на ремне через плечо. Звук инструмента издается путем дуновения в отверстие для рта. Воздушный поток, проходя сквозь конструкцию аэрофона, деформируется, создавая характерный звук.

  Как играть на волынке. Игра на волынке.

Сузафон: характеристика и использование 2

История

Первый сузафон был создан по заказу Джеймса Пеппера в 1893 году, а заказчиком был Джон Филипп Суза — знаменитый американский композитор, прославившийся своими маршами. Суза разочаровывался в ограничениях звука геликона, использовавшегося в военных оркестрах США. К недостаткам композитор относил недостаточную громкость и смещение звука влево. Джон Суза стремился создать аэрофон, похожий на тубу, для которого звук бы направлялся вверх, как у концертной тубы.

Покинув военный оркестр, Суза основал свою музыкальную группу, и Чарльз Конн, по его заказу, реализовал улучшенный сузафон, предназначенный для полноценного концерта. Изменения в конструкции касались увеличения диаметра главной трубы — с 55,8 см до 66 см.

Эта улучшенная версия с тех пор стала использоваться оркестром морпехов США на постоянной основе, начиная с 1908 года. С тех пор основная конструкция инструмента не претерпела изменений, менялись лишь используемые материалы для производства.

Плюсы и минусы

Сравнение между сузафоном и тубой помогает понять их преимущества и недостатки.

К плюсам сузафона можно отнести следующие аспекты:

  • Сузафон более эргономичен, что делает его удобным для игры на ходу или в стоячем положении.
  • Туба требует специфической привязи для транспортировки во время перемещения.
  • В оркестрах представлено много типов инструментов, что позволяет иметь разнообразие даже в случаях, когда техническое состояние инструментов оставляет желать лучшего.
  • Крупный колокол является визуально привлекательным и заметным элементом.

С другой стороны, у сузафона есть и недостатки:

  • Всего три клапана у сузафона могут вызывать больше интонационных проблем и ограничивать диапазон его звучания; однако существует вариант с 4-поршневым механизмом от Conn.
  • Суженный канал обеспечивает более чистый и хорошо воспринимаемый звук, но может оказаться менее эффективным в музыкальном плане.
  • Звук, исходящий от раструба, направлен вперед, хотя и с меньшей эффективностью, чем у геликона, что убирает эффект пространственного звучания.
  • Даже если музыка исполняется сидя, вес сузафона может давить на музыканта, кроме тех случаев, когда используются габаритные стойки. Туба может опираться на вертикальную ногу или на стул между ногами исполнителя.

Использование

В настоящее время сузафон практически исключительно применяется в марширующих оркестрах, а также в стиле Guggenmusik, популярном в Швейцарии, особенно в Базельском карнавале. Он также встречается в традиционных музыкальных группах, таких как диксиленд и в оркестрах Нового Орлеана. Большинство музыкальных групп предпочитают более теплый и менее направленный звук туба-баса.

Сузафон обладает уникальным хореографическим аспектом, так что в некоторых группах могут быть участники, не умеющие играть на этом инструменте, но подходящие и поддерживающие его звучание.

Крупный колокол, диаметр которого достигает около 65 см, служит хорошей рекламной площадкой для имени производителя инструмента, спонсоров или самой группы. Колокол часто оборачивают в тонкие декоративные ткани (называемые носками), чтобы защитить его от повреждений и предотвратить попадание случайных предметов, брошенных фанатами.

Оцените статью
Добавить комментарий