Япония — необычная страна. Поэтому японские музыкальные инструменты, фотографии которых мы приводим в этой статье, отличаются оригинальностью. Конечно, лучше всего не смотреть на фотографии, а слушать, как они звучат.
Японские традиционные музыкальные инструменты
Страна восходящего солнца — особенная, не похожая на другие. Поэтому и национальный японский инструмент тоже необычный. Он называется сямисэн и является японским музыкальным инструментом с одной струной. Три струны прикреплены к деревянной раме, покрытой мехом кошки, змеи или собаки. Инструмент управляется с двух сторон. Его длина составляет 100 см. На сямисэне играют новым инструментом — плектром, который заменил прежний плектр. Те, кто хорошо им владеет, способны издавать особый звук, который называется сямисэн. Сямисэны также отличаются друг от друга по высоте тона и тембру. Сказители и певцы сопровождали свои выступления игрой на этом инструменте. Считается, что этот инструмент появился в середине 16 века. На сямисэне играют в трех разных стилях. Минъё — исполнение народных песен. Катари-моно — игра вместе с рассказчиком. Ута-моно — стиль пения, используемый для сопровождения представлений театра Кабуки. Сямисэн был необходим гейшам периода Токугава.
Это бамбуковый свисток. Он был заимствован у китайцев и был настолько популярен в Стране восходящего солнца, что стал народным инструментом.
Его название связано с его размером: сяку переводится как «нога», а хачи — это число восемь. В пересчете на известную длину восьмифутовый диск имеет длину чуть больше полуметра.
Сякухати
Звуки сякухати просты, красивы и спокойны, медитативны. Существует около двадцати различных видов японских флейт.
Читайте также: Город Нагоя — недорогой шопинг и осмотр достопримечательностей.
Существует три основных стиля игры:
- тодзан – по имени основателя Накао Тодзана;
- кинко – как память о придумавшем ее Куросаве Кинко;
- меан – в честь киотского храма Меандзи.
Почти гусли
Существуют и другие японские струнные инструменты. Существует одна большая группа, объединенная под одним названием — бива. Эти японские музыкальные инструменты изготавливаются из тутового дерева, а струны — из шелка. Первые упоминания об этих инструментах относятся к восьмому веку. Существует несколько разновидностей этих инструментов. Они имеют продолговатый миндалевидный корпус, а по струнам играют плектром. Однако есть некоторые особенности, которые отличают их друг от друга. Это касается не только их внешнего вида и звучания, но и различных способов использования. Гакубива используется для создания особой музыки — гагаку. Размер этого инструмента составляет 122*41 см. Он имеет четыре струны. Вдоль корпуса наклеена широкая полоса черной кожи. Она защищает инструмент от ударов с помощью сетки. Версия с пятью струнами использовалась для придворных оркестров. Со временем, однако, он перестал использоваться. Слепые монахи играли на четырехструнной мускови. Для совместной игры во время «Сказания о доме Тары» они использовали специальную хайке-бива с четырьмя струнами и пятью ручками. Бива сацума имеет более широкий диапазон. Этот инструмент имеет четыре струны, четыре высоких лада и использует для игры самую большую мадерни. В период Эдо он был наиболее распространен в провинции Сацума. А в эпоху Мэйдзи люди играли на тикудзэн бива. Она могла иметь четыре или пять грифов, и соответственно менялся стиль игры.
Не просто музыка
Японские народные инструменты внешне похожи на барабаны, флейты и гусли. Все барабаны в этой стране обычно называются тайко, что означает большой барабан. Они возникли из иа-поне в 3-4 веках. Считается, что они возникли в Корее и Китае. Японские барабаны делятся на две группы. Барабаны, принадлежащие к одной из двух групп, можно настраивать с помощью струн и винтов. Они называются симе-дайко. Вторая группа, бё-дайко, имеет жесткую мембрану, которая крепится гвоздями так, чтобы невозможно было изменить звучание инструмента. Корпуса инструментов выдолблены из цельного куска твердой древесины. Барабаны используются в классической музыке, но на них играют и обычные люди. В Японии считается, что игра на барабанах способствует развитию координации, умственной силы и дисциплины. Кроме того, игра на барабанах — это целое представление. Поэтому существуют музыкальные группы, участники которых играют только на этих инструментах. Маленький барабан в форме песочных часов называется цудзуми. Его настраивают, протягивая струны через мембраны с обеих сторон. Мембраны должны быть влажными, когда на них играют, чтобы получить лучшее звучание.
Особенности
Предки японских музыкальных инструментов пришли в страну из Китая и Кореи в 8 веке. Если посмотреть на эти инструменты сегодня, то можно увидеть сходство с некоторыми западными и другими азиатскими образцами. Но сходство это довольно поверхностное, а вот звукоизвлечение определенно имеет свои особенности.
В целом, история музыки в Японии прошла через несколько этапов, каждый из которых отличался характером, динамикой и культурными влияниями. В период Джумон, например, существовали окарина и каменная труба, а керамические сосуды в то время могли использоваться в качестве барабанов. Японское общество того времени состояло из рыбаков, охотников и собирателей, которые были духовно и магически ориентированы. Это отражалось в типе музыки и инструментах, с помощью которых она создавалась. Музыка была частью магических ритуалов.
В период Яёи музыка сопровождала похоронные обряды и некоторые сельскохозяйственные церемонии. В 710 году при императорском дворе была создана служба Гагакурё, которая, помимо прочего, отвечала за приобщение знати к музыкальной культуре, опираясь на опыт ведущих средневековых государств. В дальнейшем происходило множество развитий, заимствований и переплетений культур и технологий.
После Второй мировой войны возродилась Японская ассоциация современных композиторов, были созданы оркестры и оперные театры, открыты колледжи и музыкальные школы. В 1950-е годы также была создана первая студия электронной музыки. Сегодня в музыкальной культуре существует определенный контраст между западной и традиционной ориентацией, но он не является резким.
И национальные инструменты не стали просто музейными экспонатами: Интерес европейцев к ним, похоже, растет.
Обзор видов
О каких инструментах идет речь? В чем-то они очень похожи на европейские, а в чем-то совершенно удивительны (непонятно, как их придумали и как ими пользуются). Но деление на типы характерно.
Ударные
Первый пример, который может быть знаком человеку с другой культурой по японским фильмам, — это дайко. Так в Японии называют все барабаны. И эти инструменты также несут на себе следы корейской и китайской музыкальной миграции, которая произошла примерно в 3-4 веке. Рама дайко сделана из дерева и обшита кожей с обеих сторон. Размеры варьируются от очень маленьких инструментов до тех, на которых одновременно могут барабанить несколько музыкантов.
Варианты:
- симэ-дайко – звучание настраивается особыми винтиками;
- бедайко – конструкция не дает возможности изменить звук.
Дайко чаще всего используется в классической музыке, хотя иногда его применяют в маршах и всевозможных выступлениях. Этот звук способствует дисциплине и координации, а также влияет на психологическую концентрацию. Еще одна вариация звучания русского инструмента — тайко.
Барабан цудзуми, с другой стороны, напоминает песочные часы и бывает двух разновидностей: меньший коцудзуми и больший оцудзуми. Оба инструмента используются в театральных представлениях. Коцудзуми держится на плече правой рукой, и во время игры игрок меняет тон, нажимая на струну. Оцудзуми держится на левом бедре.
Еще один популярный ударный инструмент — храмовый блок, характерный для буддийского культа. Он достигает 16 см в длину и имеет круглую, слегка вытянутую форму. Инструмент полый и имеет глубокий желобок. На нем играют палочками и молоточками, обычно четырьмя или пятью инструментами. Они приспособлены к звучанию и закреплены в специальном футляре. Удар ключа читрика глубокий и трескучий.
Духовые
- Красивый самобытный инструмент из этой группы – сякухати. Бамбуковую дудку японцы заимствовали у китайцев, но она стала поистине народным инструментом. Звуки сякухати просты и лаконичны, они способствуют медитации, расслаблению.
- А вот хитирик – еще один распространенный духовой инструмент – очень напоминает миниатюрную флейту. Его делают из дерева, а точнее, из бамбука, который является основой хитирика. А вот украсить основу может кора вишневого дерева. В звуковом диапазоне только октава, звук извлекается из отверстий.
У читрика есть кольцо, которое можно использовать для изменения звука.
- Еще один инструмент, который можно назвать видом флейты – сё. Так называют связку из узеньких бамбуковых трубочек, которых ровно 17. У инструмента есть язычки, и это дает возможность брать аккорды из шести нот (но 6 – это максимум).
- Еще более экзотичным можно назвать хорагай, изготовленный из раковины моллюска. У этой самой раковины отрезали узенький кончик, а потом к изделию прикрепляли мундштук (в крайнем случае его подобие). Его использовали главным образом в религиозных обрядах.
Струнные
Самым известным из всех традиционных японских инструментов, несомненно, является сямисэн, который характеризуется широким диапазоном тембров. Корпус инструмента состоит из деревянной рамы, обтянутой кожей как можно плотнее. От корпуса к шейке сямисена протянуты три струны, по которым нужно ударять большим плектром. Первоначально струны щипали маленьким медиатором, но затем техника игры изменилась.
Использование в современной музыке
Япония — это другой мир, в том числе и в музыке. Здесь есть глобальные тенденции и индивидуальные стили, которые отличаются от всего остального. В середине 1960-х годов на Западе проснулся интерес к японской музыке: американский композитор Джон Кейдж прилетел в Токио (кстати, в сопровождении Йоко Оно), чтобы дать несколько выступлений. Это было началом нового этапа культурного обмена. Западные музыканты были впечатлены этническим колоритом японской музыки, посещали храмы, слушали экзотические инструменты, такие как тайко, сямисэн и кото, и пропагандировали эту музыку, как могли.
Однако сегодня японская музыка известна в мире в основном благодаря таким жанрам, как G-pop, G-rock и visual key. Вся западная музыка страны раньше называлась кайокёку, но затем жанры стали дробиться и смешиваться. Сегодня поп и рок для удобства называют G-pop; японская музыка — отдельная категория; еще одна категория — энка (баллады) и классическая музыка.
В целом, можно сказать, что современная японская музыка, ориентированная на массовую аудиторию, отошла от пентатонической традиции. Так же как и традиционные техники и движения отошли в тень. Но национальные инструменты, подлинный, живой, самобытный японский стиль все еще можно услышать. Например, сямисэн используется везде, где нужно подчеркнуть национальный колорит, в аниме и японских фильмах. Его можно сравнить с русской балалайкой, которая также вызывает сильные ассоциации с народной культурой страны.
Музыкальные ансамбли, состоящие из барабанщиков, являются практически визитной карточкой Японии. Эта музыка звучит как живая, поскольку создает своеобразную нить между исполнителем и слушателем, который в результате может испытать сильные эмоции.
Концерты с музыкой, исполняемой на национальных инструментах, проходят в филармонических оркестрах и крупных учебных заведениях. Для современной Японии это не только дань традиции, но и часть современной жизни, необходимый штрих аутентичности для японцев.
Бива
Этот струнный инструмент высотой около метра используется в ритуальных церемониях и даже при исполнении современных музыкальных шедевров. Это кажется удивительным, ведь его история насчитывает 13 веков.
Рама изготовлена из тутового дерева и имеет миндалевидную форму. Струны обычно сделаны из шелка. Они натягиваются с помощью сетки.
Существует несколько видов арфа, различающихся по внешнему виду, звучанию и назначению:
- гакубива – четырехструнная, создает особое музыкальное звучание –гагаку;
- мособива – четырехструнная, была предназначены для игры ослепшими монахами;
- хайкэбива – четырехструнная, пятиладная, для аккомпанирования «Сказа о доме Тара»;
- сацумабива – четырехструнная, четырехладная, с широким диапазоном;
- тикудзэнбива – четырех- или пятиладная, была распространена в эпоху Мэйдзи.
В Японии так называют все барабаны. Они перекочевали на территорию Японии из Кореи и Китая на рубеже III и IV веков.
Рама, сделанная полностью из дерева, с обеих сторон обтянута кожей. Размер может быть разным: Некоторые совсем маленькие, другие барабанят сразу несколько человек.
Дайко (или тайко) можно разделить на два типа:
- симэдайко – его звучание можно настраивать с помощью специальных винтиков;
- бедайко – его конструкция не позволяет менять звук.
Дайко чаще всего используются в классической музыке, хотя нередко их применяют и для других выступлений, например, маршей. Считается, что этот звук улучшает дисциплину, координацию и умственный настрой.
Существует разновидность дайко, называемая цудзуми. Он небольшой и имеет форму песочных часов.
Сякухати
Это бамбуковый свисток. Он был заимствован у китайцев и был настолько популярен в Стране восходящего солнца, что стал народным инструментом.
Его название связано с его размером: сяку переводится как «нога», а хачи — это число восемь. В пересчете на известную длину восьмифутовый диск имеет длину чуть больше полуметра.
Звуки сякухати просты, красивы и спокойны, медитативны. Существует около двадцати различных видов японских флейт.
Существует три основных стиля игры:
- тодзан – по имени основателя Накао Тодзана;
- кинко – как память о придумавшем ее Куросаве Кинко;
- меан – в честь киотского храма Меандзи.
Кото
В японской музыке этот инструмент известен как арфа и чантер. Он был завезен в страну более тысячелетия назад и называется кото.
Его можно назвать благородным, поскольку на нем играли при дворе императора. Каждый уважающий себя представитель аристократии должен был уметь играть на нем. По этой причине этот инструмент даже был включен в учебную программу привилегированных школ.
Чтобы играть на котто, нужно было использовать специальные накладки на ногтях среднего, указательного и большого пальцев. Для оркестровых выступлений использовались большие котто длиной до двух метров, которые могли иметь только одну струну. Для сольных выступлений выбирали более компактные котто с семью струнами и длиной в один метр.
80-ые. Эмбиент, звуки природы и техно.
Эмбиент, придуманный в 1970-х годах британцем Брайаном Ино, появился в Японии лишь 10 лет спустя. Ино планировал создать фоновую музыку для залов ожидания в аэропортах, но в итоге открыл для себя новый жанр. Похожая история произошла и с японским эмбиентом. Пионеры жанра, Kankyo Ongaku (по-японски — экологическая музыка), писали музыку для бизнеса, рекламы, культурных и развлекательных учреждений. Однако были и те, кто видел в минимализме эмбиента потенциал для творчества и экспериментов.
Hiroshi Yoshimura
Хироши Йошимура был одним из пионеров жанра. Японец написал свой первый альбом Music For Nine Post Cards для Музея современного искусства Хара. Музыка понравилась посетителям и была замечена композитором Сатоси Ашикавой, который включил ее в свою коллекцию Wave Notation. Йошимура писал музыку для галерей, выставок, кинопоказов, музеев и даже для японского радио. Однако он не стал популярным за пределами Японии. Самый известный альбом композитора, Green, был записан в его домашней студии в 1986 году. Успокаивающий звук воды, щебетание птиц и сверчков сочетались с медленной мелодией синтезатора. Целью альбома было создание успокаивающего образа пейзажа, ассоциирующегося с зеленым цветом. Йошимура умер в 2003 году, при жизни он написал 12 альбомов, которые были известны лишь узкому кругу творческой интеллигенции. После того как в 2017 году жанр был «заново открыт» американскими музыкальными критиками, альбомы Ёсимуры стали переиздаваться, а сам японский композитор стал считаться отцом Kankyo Ongaku.
Haruomi Hosono
В своем сольном проекте лидер Yellow Magic Orchestra Харуми Хосоно сыграл противоположность YMO. В его основе лежала тишина, которая медленно наполнялась стрекотом сверчков, звуками дождя, японских духовых инструментов и медитативными ударами гонга. Звуки природы, наполненные долгими паузами, и буддийские ритмические инструменты создавали атмосферу покоя и тишины. Его самый известный эмбиент-альбом «Watering a Flower 1984» был изначально создан как серия произведений для исполнения в первом магазине Muji в Токио. Альбом, как и большая часть сольного творчества Хосоно, долгое время оставался незамеченным, но в 2017 году его обнаружили американские музыкальные критики, после чего альбом появился в различных подборках эмбиент-альбомов известных западных изданий.
Mkwaju Ensemble
В начале 1980-х годов японцы активно экспериментировали с электронными устройствами, но монотонное звучание секвенсоров и драм-машин нравилось далеко не всем. В результате японские музыканты обратились к музыкальным культурам Африки, Азии и Австралии.
Участники трио Mkwaju Percussion Trio играли на африканских барабанах, бамбуковых досках, маримбе и множестве других традиционных инструментов Африки и Азии. Японская этническая музыка переплеталась с африканскими ритмическими рисунками бонго, хлопками и духовыми инструментами. Музыканты много экспериментировали и импровизировали, постепенно меняя ритм и темп песен. Монотонный стук барабанов и жужжание духовых инструментов внезапно становились то быстрее, то медленнее. Mkwaju Ensemble просуществовал недолго и оставил после себя лишь два альбома, которые были популярны в узких авангардных кругах.
Читайте также: Осень в Японии: 10 потрясающе красивых мест, которые стоит увидеть
Midori Takada
Ее преемница, Мидори Такада, пошла еще дальше, добавив к африканским маримбам идиомы, гонги и гремучие змеи. В своем культовом эмбиент-альбоме Through the Looking Glass она объединила европейские, азиатские и африканские мотивы. Помимо инструментов ансамбля Mkwaju, Такада играла на стеклянных бутылках из-под кока-колы и окарине, с помощью которой она имитировала птичьи крики. Катастрофа ∑ достигла еще большего прогресса в своей попытке извлечь звуки из предметов, находящихся в ее руках. Она использовала любой предмет, по которому можно было ударить. По ее словам, она экспериментировала с разными предметами, потому что верила, что звуки можно извлечь из чего угодно без ведома людей. Несколько лет назад работы Такады были заново открыты музыкальными критиками. В 2021 году швейцарский лейбл WRWTFWWW переиздал Through the Looking Glass на виниле, а электронная версия стала вторым по популярности альбомом на Discogs в том же году. 66-летняя Такада отправилась в свой первый тур по США, который привлек еще больше внимания к Kankyo Ongaku.
Не просто музыка
Японские народные инструменты внешне похожи на барабаны, флейты и гусли. Все барабаны в этой стране обычно называются тайко, что означает большой барабан. Они возникли из иа-поне в 3-4 веках. Считается, что они возникли в Корее и Китае. Японские барабаны делятся на две группы. Барабаны, принадлежащие к одной из двух групп, можно настраивать с помощью струн и винтов. Они называются симе-дайко. Вторая группа, бё-дайко, имеет жесткую мембрану, которая крепится гвоздями так, чтобы невозможно было изменить звучание инструмента. Корпуса инструментов выдолблены из цельного куска твердой древесины. Барабаны используются в классической музыке, но на них играют и обычные люди. В Японии считается, что игра на барабанах способствует развитию координации, умственной силы и дисциплины. Кроме того, игра на барабанах — это целое представление. Поэтому существуют музыкальные группы, участники которых играют только на этих инструментах. Маленький барабан в форме песочных часов называется цудзуми. Его настраивают, протягивая струны через мембраны с обеих сторон. Мембраны должны быть влажными, когда на них играют, чтобы получить лучшее звучание.
Бива
Этот струнный инструмент высотой около метра используется в ритуальных церемониях и даже при исполнении современных музыкальных шедевров. Это кажется удивительным, ведь его история насчитывает 13 веков.
Рама изготовлена из тутового дерева и имеет миндалевидную форму. Струны обычно сделаны из шелка. Они натягиваются с помощью сетки.
Бива
Существует несколько видов арфа, различающихся по внешнему виду, звучанию и назначению:
- гакубива – четырехструнная, создает особое музыкальное звучание –гагаку;
- мособива – четырехструнная, была предназначены для игры ослепшими монахами;
- хайкэбива – четырехструнная, пятиладная, для ак;
- сацумабива – четырехструнная, четырехладная, с широким диапазоном;
- тикудзэнбива – четырех- или пятиладная, была распространена в эпоху Мэйдзи.
В Японии так называют все барабаны. Они перекочевали на территорию Японии из Кореи и Китая на рубеже III и IV веков.
Рама, сделанная полностью из дерева, с обеих сторон обтянута кожей. Размер может быть разным: Некоторые совсем маленькие, другие барабанят сразу несколько человек.
Дайко
Дайко (или тайко) можно разделить на два типа:
- симэдайко – его звучание можно настраивать с помощью специальных винтиков;
- бедайко – его конструкция не позволяет менять звук.
Дайко чаще всего используются в классической музыке, хотя нередко их применяют и для других выступлений, например, маршей. Считается, что этот звук улучшает дисциплину, координацию и умственный настрой.
Существует разновидность дайко, называемая цудзуми. Он небольшой и имеет форму песочных часов.
Японские народные музыкальные инструменты
Сямисэн — один из самых известных японских музыкальных инструментов и один из аналогов лютни. Сямисэн — это трехструнный инструмент. Он развился из саньшина, который произошел от китайского саньсянь (происхождение и этимология названий интересны.
Саншин и сегодня является почитаемым инструментом на японских островах, на нем часто играют, например, в традиционных японских театрах, таких как бунраку и кабуки. Обучение игре на сямисэне является частью программы обучения искусству гейши — майко.
Фуэ — это семейство японских флейт с высокими нотами, обычно сделанных из бамбука. Флейта произошла от китайской трубки пайсао. Самая известная флейта фуэ — сякухати, инструмент, созданный буддийскими монахами дзен. Считается, что сякухати была изобретена деревенским жителем, который нес бамбук и услышал, как ветер доносит мелодию через полые бревна.
Как и сямисэн, фуэ часто используется для музыкального сопровождения спектаклей банраку или кабуки, а также в различных ансамблях. Некоторые фуэ, настроенные на западную мелодию (как хроматические инструменты), могут также использоваться в качестве солистов. Однако изначально фуэ был инструментом только японских странствующих монахов.
Суйкинкуцу — это инструмент в форме перевернутого кувшина, через отверстия которого течет вода, заставляя его звучать. Звук суйкинкуцу напоминает колокольчик.
Этот интересный инструмент часто используется как часть японского сада и играет перед чайной церемонией (которая может проходить в японском саду). Причина этого в том, что звук инструмента очень медитативен и создает созерцательное настроение, что идеально подходит для погружения в дзен, ведь времяпрепровождение в саду и чайная церемония являются частью традиции дзен.
Тайко в переводе с японского означает «барабан». Как и его аналоги в других странах, тайко был незаменим во время войны. По крайней мере, так гласит летопись Гундзи Ешу: когда он звучал девять раз, это означало вызов союзника на бой, а девять раз по три — активное преследование врага.
Важно: При исполнении на барабанах внимание уделяется эстетике самого исполнения. Внешний вид музыкального представления имеет в Японии такое же значение, как элемент мелодии или ритма.
Музыкальные жанры страны Восходящего Солнца
Японская народная музыка в своем развитии прошла несколько этапов: Первоначально это была музыка и песни магического характера (как и у всех народов), а последующее формирование музыкальных жанров происходило под влиянием буддийских и конфуцианских учений. Во многом традиционная японская музыка связана с ритуалами, праздниками и театральными представлениями.
Из самых ранних форм японской национальной музыки наиболее известны два жанра — сёмё (буддийские песнопения) и гагаку (придворная инструментальная музыка). Музыкальные жанры, корни которых не уходят в древность, — это ясуги-буси и энка.
Ясуги буси — один из самых распространенных жанров народной песни в Японии. Он получил свое название от города Ясуги, где зародился в середине 19 века. Основными темами ясуги буси являются ключевые моменты местной истории и мифологические истории времен богов.
Ясуги буси — это и танец «додзё сукуи» (который насмешливо изображает ловлю рыбы в грязи), и искусство жонглирования музыкой «дзени дайко», использующее в качестве инструментов полые бамбуковые палочки, наполненные монетами.
Энка — жанр, возникший сравнительно недавно, вскоре после войны. Энка часто сочетает японские народные инструменты с джазом или блюзом (необычное сочетание), а также сочетает японскую пентатонику с европейскими минорными тонами.
Особенности японской народной музыки и ее отличие от музыки других стран
Японская народная музыка имеет свои особенности, которые отличают ее от музыкальных культур других народов. Например, есть японские народные музыкальные инструменты — поющие чаши (суйкинкуцу), которые больше нигде не встречаются, хотя в Тибете тоже есть поющие чаши, но какие еще?
В японской музыке ритм и темп могут постоянно меняться, и нет размера. Народная музыка Страны восходящего солнца имеет совершенно иное восприятие интервалов, непривычное для европейского уха.
Для японской народной музыки характерна максимальная близость к звукам природы, стремление к простоте и чистоте. Это не случайно: японцы умеют находить красоту в обычных вещах.
Артур Витер