Также стоит провести исследование того, как ёмкость конденсаторов может влиять на характеристики звучания усилителя. Например, десяти нанофарадные конденсаторы, которые входили в комплект, на первый взгляд могут показаться недостаточно мощными. Однако частота среза входной цепи с сопротивлением 1 мегаом составляет 16 Гц, что вполне подходит для обработки гитарного сигнала.
Собираем ламповый гитарный усилитель своими руками
Множество музыкантов использует звукоусиливающее оборудование не только для записи своих выступлений, но и на концертах, особенно те, кто играет на инструментах, звук которых сравнительно тихий или непродолжительный. К таких инструментам относятся почти все струнные инструменты, особенно электрогитары, которые без усилителя зачастую просто не воспроизводят звук. Аналогичная ситуация наблюдается и с музыкантами, исполняющими произведения на электронных или электрических музыкальных инструментах.
Отсутствие достаточной громкости может быть характерной чертой мелких духовых инструментов, таких как флейта, губная гармошка, свирель и прочие подобные дудки. Даже такие инструменты, как баян или аккордеон, могут звучать довольно слабо в больших концертных залах. Существуют также электропианино, которые предназначены не только для создания эффектов, но и для полноценного звучания на таких площадках, как стадионы и лётные поля.
В данной статье будет рассмотрен процесс создания ламповых гитарных усилителей для домашнего использования и шаги по их сборке собственными руками.
Характеристики
Для гитаристов, особенно тех, кто выступает на сцене или играет на электрогитарах, жизненно необходимо выбрать усилитель, обеспечивающий высококачественное звучание инструмента. Тем не менее, не все начинающие музыканты имеют финансовую возможность приобретать дорогостоящее оборудование от известных брендов, выпускающих такую аудиотехнику.
Известно, что ламповые гитарные усилители (комбики) способны воспроизводить наиболее натуральный звук. Их звук полностью не сравним с тем, который выдают современные усилители на основе микросхем и транзисторов. Ламповые устройства способны выдавать звуки с совершенно чистыми, сбалансированными и завораживающими басами либо яркими высокими частотами. Однако даже не профессиональные ламповые усилители, произведённые известными брендами, стоят значительно дороже, чем аналогичные по характеристикам комбики на полупроводниках.
Тем не менее, ламповые усилители имеют определённые недостатки, которых нет у транзисторных устройств. К числу этих недостатков относятся:
- громоздкость и внушительный вес готового изделия;
- меньшая надёжность ламп по сравнению с транзисторами;
- значительный нагрев компонентов, который может приводить к поломке электрических цепей и выходу из строя отдельных элементов;
- естественный дефицит нужных ламп в свете широкого распространения электронных устройств и постепенного закрытия производства комплектующих для устаревшей аудиотехники.
Однако эти трудности не останавливают музыкантов на пути к созданию качественного звука для своих гитар. Поэтому гитаристы нередко предпочитают разрабатывать подходящие модели усилителей для домашнего использования, а затем самостоятельно их собирают, что значительно экономит средства по сравнению с покупкой готовых заводских устройств.
Выбрав наиболее подходящую для себя схему, важно провести её глубокий анализ, консультируясь при этом со специалистами. Необходимо составить список всех деталей, которые понадобятся как для электрической схемы усилителя, так и для конструкции (шасси), где располагаются все компоненты и осуществляется монтажная цепь между ними.
Шаг 1: Необходимые инструменты
Для сборки усилителя вам понадобится следующее:
- паяльник;
- дрель;
- клеевой пистолет;
- сверла по металлу и дереву различных размеров;
- одно крупное сверло диаметром 1,3 см.
Шаг 2: Материалы
- силовой трансформатор, способный выдавать 277-300 В;
- трансформатор накала на 6 В;
- выключатель;
- мощный прямой тетрод 6П6С;
- лампы 12А – 7 штук;
- ДСП;
- привод CD-ROM;
- потенциометр на 100 кОм – 2 шт.;
- аудиоразъём 6,4 мм;
- конденсаторы 0,02 мкФ – 3 шт.;
- конденсатор 0,002 мкФ;
- электролитический конденсатор на 120 мкФ;
- электролитический конденсатор на 10 мкФ;
- резисторы: 10 кОм, 32 кОм, 100 кОм, 1 М;
- мостовой выпрямитель;
- индуктивный дроссель;
- выходной трансформатор 900:4.
▍ Изучаем схему
Схема усилителя была максимально упрощена авторами. Большие сопротивления между сеткой и катодом предназначены для возвращения к катоду тех электронов, которые накапливаются на сетке. Эти резисторы известны как гридлики, сеточные утечки. Без них сетки могли бы принимать отрицательный потенциал, что блокировало бы работу лампы.
Отрицательный потенциал сетки тормозит движение электронов к аноду, что снижет анодный ток. В то же время положительный потенциал сетки ускоряет движение электронов к аноду, что, соответственно, увеличивает анодный ток.
Следовательно, именно так функционирует усилительная лампа. Небольшое изменение напряжения на сетке приводит к значительному изменению тока анода. Это в выходном каскаде создает мощность, передаваемую трансформатором громкоговорителю.
Входной каскад, в свою очередь, обеспечивает то, что изменение тока в цепи анода приводит к изменению напряжения на нагрузочном резисторе. Это несоразмерное изменение по сравнению с изменением на сетке первой лампы является предполагаемым усилением переменного напряжения.
Кроме того, экранирующая сетка выходного лучевого тетрода соединена с плюсовым анодным питанием через резистор постоянного тока и с общим проводом через переменный ток с помощью конденсатора. Экранирующая сетка обладает способностью нейтрализовать объёмный заряд и тем самым улучшает коэффициент усиления лампы.
▍ Проведение испытаний
При первом запуске усилитель успешно заработал. Сигнал гитары попадает на усилитель через самодельный овердрайв по схеме Klon Centaur, а затем на электронную нагрузку Torpedo Captor X. Я выбрала эмуляцию кабинета с одним 15-дюймовым и одним 12-дюймовым громкоговорителем.
Свечение катодов неявно заметно, поскольку используются лампы с прямым накалом. В данном случае катод представляет собой простую нить, покрытую веществом, усиливающим эмиссию электронов. Свет, испускаемый катодом, едва виден, и только в полной темноте это возможно.
В дополнение к ревербератору в настройках Torpedo Remote я включила «энхансер», то есть усилитель гитарного звука. Без этой функции звук получается зудящим и невыразительным. Дело в том, что усилитель изначально не предназначался для гитар, а разрабатывался для прослушивания музыки через небольшой громкоговоритель. Фактически, он был создан для того, чтобы несколько раз его послушать и затем поставить на полку как стильный аксессуар. Однако не стоит делать преждевременные выводы.
Вместо использования улучшителя звука можно задействовать аттенюатор с реактивной нагрузкой, которая имитирует работу громкоговорителя. Это позволяет получить более концентрированный звук. Также можно использовать реактивный аттенюатор в сочетании с улучшителем.
Нужно отметить, что мощными и драйвовыми наигрышами данный усилитель не сможет передать свою силу. Он испытывает недостаток в средних частотах. Низкие частоты не ревут и не гудят, а скорее издают хриплые звуки. Это говорит не о перегрузке овердрайва или создании дисторшена, а о проявлении распыленного фузз-звучания. Тем не менее, такой звук может быть полезен для создания атмосферных стилей игры.
Давайте обратим внимание на то, как анодное напряжение влияет на звучание усилителя.
На мой взгляд, оптимальный перегруженный звук можно получить при напряжении около 24 вольт. При 36 вольтах звук становится грубым. Однако чистый звук в этих условиях вполне неплох, хотя и имеет своёобразный характер.
Схема лампового усилителя для гитары
Для создания колонки был разработан гитарный усилитель мощностью 100 Вт. Схема представляет собой классический оконечник, использующий четыре лампы EL34. Она основана на структуре схемы Marshall на 100 Вт. Тем не менее, вы можете взять любую другую схему, которая зарекомендовала себя:
Что касается трансформатора, его параметры следующие: высота сердечника — 10 см, ширина — 12 см, толщина — 4,4 см, а вес — почти 5 кг.
Трансформатор предназначен для подключения к сети с напряжением 220 В, он обеспечивает выходное напряжение: 320 В, 0,4 А; 16 В для управления реле и низковольтной части; накал — 6,3 В и 8 А.
Приобретение готовых усилителей и колонок с такими же динамиками и УМЗЧ стартует от 800 долларов, поэтому самостоятельно собрать комбоусилитель — это вполне оправданное решение.
Звучание комбика
После подключения громкоговорителя к усилителю, разница в качестве звука по сравнению с китайским оборудованием «базового уровня» становится очевидной. Это совершенно иной звук той же самой гитары!
После подключения к 50-ваттному ламповому усилителю звук звучит чисто, без посторонних искажений. Важно отметить, что качество динамиков и аккуратность отделки корпуса являются критически важными факторами.
Автор: https://elwo.ru
Вам также могут быть интересны следующие материалы:
- Бестрансформаторный усилитель Мамонт-1
- Усилитель низкой частоты с акустическим агрегатом. А.Пикерсгиль
- Большой усилитель для мощного звучания
- Простой двухтактный усилитель
- Гибридный УМЗЧ Уим де Джегера (70 Вт)
- EL34
- Все статьи с данной радиолампой
- Справочные данные
- 12AX7
- Все статьи с данной радиолампой
- Справочные данные
Комментарии к статьям на сайте временно отключены из-за значительного объёма спама.
Реклама: Оформляйте в России силовые тренажеры и спортивный инвентарь в специализированном магазине. — Мы приобрели многофункциональный силовой тренажер для спортивного зала через интернет-магазин.
При перепечатке материалов ссылка на первоисточник обязательна.
ШАГ 34. БАЛАНСИРОВКА ВЫХОДНОГО КАСКАДА / Advanced
34.3. К выходу правого канала подключите вольтметр в режиме измерения переменного напряжения, предел 20 вольт, а также керамический резистор нагрузки на 8 Ом (обозначен на схеме как Rn).
34.4. Далее нужно отпаять конденсатор С4 от ножки 6 лампы 6Н9С и временно припаять его к ножке 5 этой же лампы. То есть, два конденсатора — C3 и C4 должны быть подключены к ножке 5 лампы 6Н9С.
34.5. Теперь на выходные лампы поступает неинвертированный сигнал. Если раньше он шёл с ножки 5 и ножки 6 в противофазе, то теперь этот сигнал стал синфазным. Соответственно, если токи через выходные лампы были суммированы, то теперь они будут вычитаться. Если эти токи равны, они компензируют друг друга, а на выходе усилителя при подаче такого сигнала будет фиксироваться ноль вольт. Если лампы не сбалансированы, то есть амплитуды напряжений разные, то на выходе будет наблюдаться ненулевое напряжение. Балансным резистором R11 мы добиваемся того, чтобы это напряжение стало равным нулю. Это означает, что каскад сбалансирован.
34.6. Включите усилитель. Запустите генератор. Поверните регулятор громкости вправо и наблюдайте, что показывает вольтметр. Вам необходимо вращением резистора R11 добиться минимально возможного напряжения.
Предположим, что вы включили усилитель, прогрели его, запустили генератор и начали вращать регулятор громкости, при этом вольтметр отображает 1 вольт. Тогда возьмите отвертку и вращайте R11 в одну или другую сторону. Вы увидите, как напряжение сначала уменьшается, а потом начинает расти. Ваша задача — поймать минимальное напряжение. Это и есть процесс балансировки.
34.7. Припаивайте конденсатор С4 на место к ножке 6 лампы 6Н9С и повторите всю процедуру со вторым каналом.
ШАГ 33. КОНТРОЛЬ ТОКА ВЫХОДНЫХ ЛАМП / Advanced
33.1. Теперь необходимо проверить ток через выходные лампы.
Для этого установите тестер в режим измерения постоянного напряжения (предел 20 вольт). Подключите минусовой щуп к точке, где соединяются R14 со средними выводами ТВЗ, а положительный щуп — к аноду одной из ламп EL34, к ножке 3.
33.2. Включите усилитель в сеть и подождите несколько минут, пока лампы прогреются. Вольтметр должен показать 1.5 вольта. Если напряжение отличается, корректируйте его, вращая резистор R15 на плате смещения.
33.3. Затем отключите усилитель, аккуратно подключите прибор к тем же выводам, но уже на другом канале и также установите напряжение в 1.5 вольта.