Кто изобрел велосипед

В течение нескольких лет различные изобретатели из Великобритании создали несколько ключевых конструктивных новшеств, которые значительно повлияли на развитие велосипедов. Среди них были такие личности, как Томас Броувет и Уильям Харрисон, которые разработали ободные тормоза, а Генри Джон Лоусон изобрел цепную передачу, значительно улучшившую функциональность этих средств передвижения.

Кто изобрел велосипед и почему он так называется?

Сегодня велосипеды становятся все более популярными во всем мире – все больше жителей даже крупных мегаполисов выбирают этот вид транспорта для передвижения. Однако мало кто задумывается о том, что велосипеды имеют богатую историю, полную мифов и легенд. Вопросы о том, кто, когда и для чего изобрел велосипед, как он выглядел в своих первых версиях, а также почему он получил такое название – все это имеет значение. Давайте разберемся в этом.

Итак, кто же именно придумал велосипед? Мы предлагаем вам шесть различных версий, сопоставив их с известными легендами, дошедшими до наших дней.

1. Джованни Фонтана.

Согласно одной из версий, в 1418 году именно он якобы стал первым, кто изобразил устройство, состоявшее из четырех колес, педалей и веревочного привода. Этот венецианский врач и ученый, специализировавшийся на естественных науках, в том числе инженерии и механике, не оставил никаких подтверждений своего авторства, и современная наука не связывает имя Фонтаны с изобретением велосипеда.

2. Леонардо да Винчи.

Ему приписывают создание эскиза 1493 года, на котором изображено транспортное средство, весьма схожее на велосипед, только лишенное руля и сиденья. Кто изобрел велосипед 2

Это значительное утверждение выглядит правдоподобным, поскольку да Винчи был выдающимся ученым, предсказавшим многие современные технические достижения и оставившим значительное наследие. Тем не менее, авторство эскиза также остается под вопросом. Существует версия, что это всего лишь подделка, созданная итальянскими монахами XX века.

3. Стефан Варфлер.

Часовщик из Германии в 1685 году собрал трехколесную самоходную машину с ручным приводом. Однако имя Варфлера трудно найти в современных источниках, и исторические документы не подтверждают его вклад.

4. Граф де Сиврак.

Француз утверждал, что в 1791 году он собрал прообраз велосипеда в виде деревянной самоходной машины, которую стал экспортировать за границу. Эта версия долгое время считалась верной и широко обсуждалась в прессе. Однако на самом деле де Сиврак не существовал в качестве изобретателя велосипеда – имя графа выдумал журналист Луи Бодри, исходя из истории Джина Хенри Сиврака, который в 1817 году первым стал импортировать четырехколесные экипажи.

5. Ефим Артамонов.

Существуют истории о том, что уральский крепостной крестьянин якобы создал велосипед в начале XIX века и, получив приказ от своего хозяина, отправился на нем к императору Александру I. Согласно поверьям, царь был настолько впечатлён, что освободил семью Артамоновых. Кто изобрел велосипед 3

Некоторые крепостные действительно были мастеровые, но данная история не имеет документальных подтверждений. К тому же, экспертиза показала, что выставленный в музее Нижнего Тагила велосипед, на котором якобы произошло это путешествие, был создан значительно позже, не ранее 1870-х годов.

В 1817 году немецкий барон Карл фон Дрез изобрел faszinierende Laufmaschine (машина для пробежек) — двухколесный транспорт, который не имел педалей. Для передвижения пассажир должен был отталкиваться от земли ногами, как это делается на современных беговелах.

Следует отметить, что именно Дреза современная историческая наука считает истинным создателем велосипеда. В 1817 году он получил патент на свое изобретение, и этот год считается официальным годом рождения велосипеда.

Само же слово «велосипед» появилось чуть позже – в 1818 году его ввел француз Жозеф Ньепс. Слово vélocipède происходит от латинских слов velox и pes, которые переводятся как «быстрые ноги».

Как менялся изобретенный велосипед

В 1830 году шотландец Томас Макколл создал первый велосипед с педалями. В этой модели заднее колесо было больше переднего, к которому крепились рычаги, обеспечивающие движение. Пока у этого велосипеда не было цепей, а значит, он использовал достаточно примитивную систему передачи усилия.

Спустя девять лет, соотечественник Макколла Киркпатрик Макмиллан создал первый педальный привод с возвратно-поступательным движением, основанный на чередующемся движении частей, которые периодически возвращаются в исходное положение.

В 1845 году английский изобретатель Роберт Уильям Томпсон создал резиновую шину. До этого использовались исключительно деревянные или металлические колеса без каких-либо накладок.

Француз Пьер Мишо предложил тормоз, седло с пружинами и педальный привод колеса спереди с шатунами, установленными на оси колеса, получив патент в 1853 году. В англоязычных источниках его модель часто называют «костотряс» (bone shaker).

  Выбираем велосипед до 150 кг. Велосипед до 150 кг.

Английский инженер Эдвард Каупер в 1868 году усовершенствовал колесо, добавив к нему резиновые шины и металлические спицы, сделав его более надежным и легким. Всего через два года после этого появилось новое поколение велосипедов, именуемых penny-farthings (по аналогии с английскими монетами пенни и фартинг), на которых педали располагались на большом переднем колесе, а сиденье находилось непосредственно над ними.

В 1872 году немецкий инженер Фридрих Фишер, опираясь на патент Жюля Сюрирейема, начал производить стальные шариковые подшипники для колес, которые служили опорными узлами для вращающихся систем. Затем, в 1876 году, английские изобретатели Харрисон и Броувет получили патент на суппортные тормоза, которые работают при помощи троса и прикрепляются к одной точке над колесом. В 1878 году еще два английских изобретателя Филлот и Скотт создали планетарный механизм для переключения скоростей, а Генри Джон Лоусон изобрел систему цепной передачи, значительно упростившей управление транспортным средством.

Спустя десять лет в велосипеды начали устанавливать камерные шины. Шотландец Джон Бойд Данлоп, изначально использовавший наполненные водой гуттаперчевые садовые шланги, осознал неэффективность такого подхода и разработал ниппель для наполнения шланга воздухом, что дало возможность обеспечить надежную защиту колес.

Когда появились первые упоминания о велосипеде?

Согласно данным Международного велосипедного фонда (IBF), первые упоминания об устройстве, напоминающем современный велосипед, относятся к 1418 году. В этот период итальянский инженер Джованни Фонтана сконструировал приводимое человеком в действие устройство, состоящее из четырех колес, веревочной петли и шестерен. Однако изобретение Фонтаны не завоевало популярности. Лишь спустя приблизительно 400 лет аналогичное транспортное средство получило признание на мировом уровне.

Кто изобрел велосипед 4

Что известно об изобретении фон Дреза?

Карл фон Дрез, родившийся 29 апреля 1785 года в Карлсруэ в семье государственного служащего, изучал такие науки, как сельское хозяйство, архитектура и физика. В 1813 году он начал работать над первой версией самоката, который он назвал машиной для бега (Laufmaschine). Причиной разработки этого средства передвижения стала нехватка лошадей в условиях глобального понижения температур, что привело к плохому урожаю и, как следствие, голоду среди домашних животных.

В 1817 году фон Дрез представил улучшенную версию своего устройства, состоящую из двух колес, деревянной рамы, руля и кожаного седла, с общим весом в 23 килограмма. Для приведения его в движение человеку было необходимо отталкиваться от земли ногами, что подразумевает, что в нынешнем понимании это устройство больше напоминает беговел, чем велосипед, поскольку у него отсутствовали педали.

Кто изобрел велосипед 5

В 1818 году фон Дрез получил патент на свое изобретение и затем продемонстрировал его в других странах. Машина для бега вызвала интерес как в Англии, так и во Франции, где ее назвали дрезиной в честь создателя. В Англии данный вид транспорта стал ассоциироваться с развлекательными событиями для аристократии. Однако вскоре для них был введен запрет на передвижение по тротуарам, так как считалось, что они представляют опасность для пешеходов.

Помимо велосипеда, фон Дрез также является автором других изобретений, в числе которых пишущая машинка и мясорубка.

Появление новых моделей

Необычное изобретение фон Дреза вдохновило многих других изобретателей, что в итоге привело к появлению множества различных моделей велосипедов на протяжении следующих 150 лет, пока они не приобрели привычный нам вид.

Костотряс

  • Во второй половине XIX века в Европе начали популяризироваться велосипеды, которые в народе получили прозвище «костотряс» и «паук». У этих моделей уже появились педали, однако переднее колесо было чрезвычайно большим, достигая двух метров в диаметре, в то время как заднее колесо было компактным. Передвижение на таком велосипеде было довольно сложным.
  • Только спустя два десятилетия была создана модель велосипеда, существенно похожая на современный. Француз Пьер Мишо выровнял размеры колес, закрепил педали на переднем колесе и установил тормоз на заднем, что привело к созданию и продаже двух моделей такого велосипеда. Однако вскоре заказов стало так много, что уже в первый год он продал 400 единиц своего творения.

    Некоторые историки полагают, что первым создателем велосипеда был талантливый мастер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Как выяснилось, он еще в 1495 году нарисовал детальный макет двухколесного механизма, однако сведения об этом стали известны лишь в конце XIX века.

    Дело Артамонова

    Русский вклад в историю изобретения велосипеда появился в 1896 году в книге «Исторический очерк уральских горных заводов». Автором этого объемного труда был юрисконсульт и управляющий петербургской конторой уральских горнозаводчиков Демидовых, потомственный нижнетагильский горняк Василий Дмитриевич Белов. Хотя его работа, как сам утверждал, «не претендует на полноту и непогрешимость учёного», была посвящена горнозаводскому делу на Урале, в ней также указывалось на некоего Артамонова, который якобы в 1801 году «бегал на изобретенном им велосипеде». За это он allegedly получил свободу для себя и своего потомства по указанию императора.

    Вероятно, в 1801 году на престол вступал не Павел I, как упоминалось в книге, а его сын Александр I. Однако эта дата обретает особое значение, указывая на существование действующей модели велосипеда в России, что автоматически подразумевает российский приоритет в этом изобретении.

    В 1910 году вновь появилась упоминание об Артамонове и его велосипеде в «Словаре Верхотурского уезда Пермской губернии». Автор словаря, краевед И.Я. Кривощеков, сделал несколько уточнений: он подтвердил коронацию Александра I и уточнил, что Артамонов был мастеровым уральских заводов.

    В 1948 году советский историк техники, писатель и книговед Виктор Васильевич Данилевский также упомянул Артамонова в своей книге «Русская техника», добавив, что уральский мастеровой не только изобрел велосипед, но и доехал на нем до Москвы. Более того, в Нижнетагильском музее-заповеднике горнозаводского дела хранился тот самый железный велосипед Артамонова.

    В последующие годы, благодаря исследованиям советских историков-краеведов, стало известно множество новых деталей из биографии Артамонова. Он стал известен под полным именем – Ефим Михеевич, а также были указаны даты его жизни: 1776-1841. Велопробег тоже обрел новые детали: из Нижнего Тагила Артамонов отправился сначала в Пермь, затем в Казань и Санкт-Петербург, а уже оттуда – в Москву на коронацию.

    Однако в рассказах о Артамонове встречаются некоторые противоречия. Например, упоминалось, что «холоп Ефимка сын Артамонов rose from below быт по причине того, что в день Ильи пророка в 1800 году ездил на диковинном самокате, пугал встречных лошадей, которые на дыбы вставали и разбивались о забор». В то же время говорилось о том, что его хозяин наградил его за изобретение и предоставил паспорт для свободного передвижения по стране.

    Судьба Артамонова после обретения свободы была непростой. Вернувшись в Нижний Тагил, он продолжил работу над своим велосипедом и вдохновил других мастеров на создание собственных моделей, что привело к обвинениям со стороны руководства завода в краже металла, использованного для изготовления самокатов. В результате Артамонов, как зачинщик, был отправлен в ссылку на 15 лет. Однако по возвращении к своей деятельности он продолжил работать над своихlasting inventions, среди которых были паровые коляски и железные пароходы, а также водяная мельница для откачки воды.

    Дрожки Кузнецова

    Велосипед, наряду с другими великими изобретениями, такими как паровая машина, воздушный шар, кинокамера и динамит, был воспринят как упущенный приоритет российскими изобретателями. Из-за отсутствия патента или подтвердительных документов, подтверждающих дату изобретения, нельзя было получить статус «первого в мире». В некоторых случаях приоритет уходил у России по традиционным причинам: недооценка, секретность или затягивание оформления бумаг. В других случаях, наоборот, приоритетные права отстаивались фальсификацией истории, как, например, с воздушным шаром.

    История изобретения велосипеда русским мастером Артамоновым способствует скорее к мифам, нежели к доказательному контексту. Вряд ли юрисконсульт Белов, срок которого был первым упомянуть Артамонова в своем очерке, имел цель заявить о приоритете России. Скорее всего, он описал просто занимательный эпизод из истории, пересказав заводскую легенду. Но триумфальное шествие первого в мире велосипеда началось уже в советские времена, когда отстаивание приоритетов в научных и технических областях превратилось в вопрос чести, чем-то напоминал спортивные соревнования в духе «Россия впереди планеты всей».

    Сомнения о справедливости истории «русского велосипеда» начали появляться в конце 1980-х годов, когда исследователи не смогли найти в уральских архивах мастера по имени Ефим Артамонов. Взамен этого был найден некий Артамон Кузнецов, который действительно работал на одном из заводов Демидовых и в 1804 году стал обладателем подвергнутого отпуску. Однако это было не за собственные достижения, а за изобретение его дяди — Егора Кузнецова, которое касалось не велосипеда, а дрожек – легкого четырехколесного экипажа на рессорах.

    Дрожки Кузнецова были оснащены верстометром с шестью циферблатами и музыкальным механизмом, который был подарен в 1801 году императрице Марии Федоровне. Автор изобретения, как и Артамонов, сам явился в Москву на этом удивительном экипаже.

    Сейчас дрожки Кузнецова находятся в реставрационно-хранительском центре Эрмитажа «Старая деревня». А упоминавшийся выше велосипед Артамонова в 2016 году был снят с экспозиции Нижнетагильского музея-заповедника, так как его не удавалось надежно атрибутировать в качестве исторического артефакта. Анализ химического состава так называемого «первого в мире» велосипеда revealed тенденцию, что металл был выплавлен в мартеновской печи, следовательно, он мог быть создан не ранее 1870-х годов. Кстати, историк Данилевский, который сам упомянул о велосипеде Артамонова, также высказывал сомнения относительно его подлинности.

    Каким он был изначально?

    Dandy horse

    Таким образом, обратимся к 1817 году, когда был сделан первый формальный шаг на пути к созданию современного велосипеда. Именно тогда немецкий профессор барон Карл фон Дрез из Карлсруэ разработал макет своего устройства, названного машиной для ходьбы или «дрезиной». Это устройство было запатентовано в 1818 году и стало известным под именем изобретателя. Конструкция чем-то напоминала детские беговелы, на которых необходимо было перемещаться за счёт отталкивания ногами. Будущий велосипед на тот момент оборудован двумя деревянными колесами, рамой и рулем, однако не имел седла и педалей. Эта новинка, безусловно, привлекла внимание, и она обрела популярность, что неудивительно. Например, такие средства передвижения начали производить в Великобритании под названием хобби-хорз.

    Учитывая перспективность этого изобретения, в 1839 году кузнец из Шотландии Киркпатрик МакМиллан внес некоторые улучшения, добавив к дрезине седло и педали. Новая конструкция начала напоминать то, что мы сейчас называем велосипедом. Переднее колесо управлялось с помощью руля, а заднее приводилось в движение педалями.

    Первый велосипед Пьера Лалльмана

    Французский мастер по изготовлению детских колясок Пьер Лалльман в 1862 году решил усовершенствовать дрезину, прикрепив к переднему колесу педали. Эта идея пришлась по вкусу братьям Оливье из Лиона, которые объединились с Лалльманом и каретным инженером Пьером Мишо для массового производства велосипедов. Они заменили деревянную раму на металлическую. Уже в 1866 году Лалльман получил патент на свою конструкцию и официально считается фактическим создателем велосипеда.

    1867 год ознаменовался внедрением новых технологий в конструкции колеса: английским инженером Эдвардом Каупером деревянные спицы были заменены на металлические, что сделало велосипед более надёжным.

    Кстати, эти первые велосипеды получили название костотрясы в Англии.

    От беговела к пенни-фартингу

    Пенни-фартинг

    В 70-х годах XIX века велосипеды приняли странный и ненадежный вид, превратившись в конструкции с огромным передним и крошечным задним колесом. Сиденье находилось на большой высоте и размещалось над передним колесом. Из-за этой особенности центра тяжести управление таким велосипедом становилось достаточно опасным. Множество пользователей страдали от травм, что побудило создателей обоих крайностей (или Пенни-Фартингами) к созданию моделей с третьим колесом, для стабильности.

    В это же время были изобретены складные велосипеды.

    От пенни-фартинга к современному велосипеду

    Rover Джона Старли

    Согласившись с недостатками конструкции пенни-фартинга, английский изобретатель Джон Старли в 1884 году создал свой «Скитальца» (на англ. Rover). У этой модели использовались колеса одинакового размера, сиденье располагалось между ними, а также была внедрена цепная передача, что обеспечивало устойчивость и безопасность. Благодаря этим нововведениям велосипеды этой марки завоевали популярность, подобно тому, как позже стали популярными автомобили.

    В 1888 году Джон Данлоп совершил еще один значительный шаг вперед, оснастив колеса велосипеда резиновыми шинами. С тем самым улучшился комфорт, и езда на велосипеде стала весьма популярной. Интересно, что шины Dunlop для автомобилей и по сегодняшним меркам продолжают считаться одними из лучших в мире!

    Еще через десять лет, в 1898 году, были внедрены (драматическая пауза…) тормоза! Первоначально это были педальные тормоза, которые затем были заменены ручными моделями.

    Велосипед 1950 года

    Механизм переключения скоростей был разработан несколько позже, только в начале XX века, но он значительно отличался от современных технологий. Для переключения скоростей тогда необходимо было затратить около 10 минут на откручивание, перестановку и установку заднего колеса. Инженерам понадобилось почти полвека, чтобы максимально упростить эту задачу.

    В итоге, в 1950 году велосипед приобрел привычную для нас форму, а последующие изменения были менее радикальными. Теперь вы знаете о том, какой долгий путь прошел ваш велосипед от конструкций первого времени до современных моделей, оснащенных велокомпьютерами!

      Все о велосипедах
Оцените статью
Добавить комментарий