Велосипеды Старт-шоссе: характеристики и история

— В детстве мы плавали в круге из автомобильных камер, так как все машины были оборудованы колесами с камерами. Сегодня такой способ, к сожалению, стал историей. Аналогичная ситуация происходит и с велосипедными покрышками.

Велосипеды ХВЗ

Исходя из названия, можно понять, что эти спортивные велосипеды предназначены для использования на велотреках. Они разрабатывались с целью удовлетворить потребности профессионалов и способны развивать максимальные скорости во время соревнований. Внешне такие модели нередко напоминают шоссейные велосипеды, однако обладают несколькими ключевыми отличиями.

Давайте подробнее рассмотрим основные характеристики трековых велосипедов:

  • Колеса имеют облегчённую конструкцию, и их диаметр обычно составляет около 62 см.
  • Замедление движения на таких велосипедах происходит плавно, и предусмотрена система полной блокировки педалей.
  • Конструкция велосипеда максимально облегчена. При создании таких моделей инженеры стремятся снизить вес до минимума, поэтому современные трековые велосипеды часто комплектуются карбоновыми рамами, которые характеризуются отличной прочностью и легкостью.
  • Велосипеды имеют одну трансмиссионную передачу.
  • Управление такими велосипедами значительно упрощено и адаптировано для использования исключительно на спортивных треках.

Важно отметить, что трековые велосипеды предназначены исключительно для профессиональных гонок. Из-за особенностей конструкции и недостатка системы быстрого торможения они не рекомендуются для использования вне гоночных треков.

Разновидности

Модели В-552 и В-553 производства ХВЗ, относящиеся к линии Старт-шоссе, обладают идентичными характеристиками. Однако юбилейная модель, наряду с В-555, имеют некоторые отличия. Тем не менее, каждый из этих велосипедов заслуживает внимания со стороны коллекционеров.

В-552 и В-553

Технические характеристики моделей В-552 и В-553:

  • Материал рамы, втулок и основных узлов — сталь марок 30ГСА, 30Л и 10 соответственно;
  • База колес составляет 104-106 мм;
  • Руль имеет лежачую конфигурацию;
  • Ростовое деление доступно в диапазонах 560/580/600 мм;
  • Тормоза располагаются на ободах и относятся к клещевому типу;
  • Втулки выполнены из дюралюминия, с цельной проточкой;
  • Спицы баттированы с утолщением на концах;
  • Обода колес изготовлены из дюралюминиевого сплава;
  • Тормозная трещотка предлагает пять скоростей с количеством зубцов от 13 до 21;
  • Сиденье — пластиковое, установленное на стальной раме;
  • Педальная втулка — 2-скоростная с парами звездочек на 47–50 или 48–51 зубьев.

Велосипеды Старт-шоссе: характеристики и история 2Велосипеды Старт-шоссе: характеристики и история 3

Отличия модификации ХВЗ Старт-шоссе В-555 от предшественников:

  • База колес составляет 102 мм;
  • Ростовой показатель начинается от 540 мм;
  • Вынос руля может быть 75 или 130 мм;
  • Наличие двойных ободов в конструкции.

Вес велосипеда В-555 составляет не менее 11 кг.

Велосипеды Старт-шоссе: характеристики и история 4

Олимпиада (Москва)80 155-412

Юбилейная версия велосипеда Старт-шоссе от ХВЗ имеет следующие достоинства:

  • Рамные трубы изготовлены из сплава титана и алюминия;
  • Конфигурация стенок элементов — с изменяемой толщиной;
  • Рулевая вилка приспособлена с другой геометрией и увеличенным выносом;
  • Колеса с однотрубными покрышками;
  • Облегчение массы агрегатных элементов через использование титана;
  • Общая масса велосипеда составляет 8,25 кг.

Разработка модели Олимпиада (Москва)-80 155-412 была приурочена к Олимпийским играм, проходившим в столице. Велосипед предназначался для участия в соревнованиях, что так и осталось в планах.

Велосипеды Старт-шоссе: характеристики и история 5

Исторические факты

Это одна из не многих моделей более современного вида, в которой вместо карбона и композитных материалов, основным материалом для рамы и вилки является сталь. Производитель — Харьковский велосипедный завод им. Г. И. Петровского, деятельность которого была начата в 1923 году. В те до-военные годы конвейеры для массового производства велосипедов в СССР отсутствовали. В 1926 году был представлен первый дорожный велосипед под названием «Украина». Тем не менее, вскоре был налажен механизированный конвейер, и ХВЗ превзошел все ожидания советского народа, выпустив более миллиона изделий к началу Второй мировой войны.

Во время Великой Отечественной войны ХВЗ был перемещён в Бухару, где завод переключил своё производство на военную продукцию. После окончания войны и возвращения в Харьков, ХВЗ восстановил своё производство велосипедов. С того времени в советском велопроме сделали акцент на создание женских и детских моделей. Советские конструкторы К. С. Гладкой и В. М. Майборода расширили модельный ряд, запустив в производство гоночные велосипеды. Модели Турист и Харьков начали производиться в 1949 году и выпускались вплоть до 1966-го. Затем был произведён обновлённый вариант Харькова, получивший название Старт-шоссе.

Производство этого велосипеда завершили лишь спустя 36 лет после серии доработок и улучшений. Велосипеды Старт-шоссе представлены следующей линейкой: В-553, В-555, В-155411, В-155412 и, наконец, В-155461. Также существует ряд других моделей этой линии, относящихся к эксклюзивным коллекциям, и выпущенных в ограниченном количестве.

Достоинства

Старт-Шоссе является настоящим шоссейным велосипедом, который заметно выделяется среди других моделей. Он способен развивать значительные скорости — вплоть до 45 км/ч, а подъем в гору на нем дается гораздо легче, чем на большинстве современных дорожных и городских велосипедов. Стальная рама, если она сломается, легко поддается ремонту методом сварки. Толщина труб, из которых она изготовлена, позволяет значительно уменьшить массу, не уступая при этом карбоновым аналогам. Полноценный шоссейный велосипед сегодня стоит от 50 до 150 тысяч рублей, однако за гораздо меньшие деньги (10-15 тысяч рублей) сейчас можно найти уже упомянутый Старт-шоссе.

  Запрет на парковку велосипедов на тротуарах с 1 марта 2023 года. Можно ли ездить на велосипеде по тротуарам.

Если приобрести Старт-шоссе в нерабочем состоянии и быстро найти подходящие запчасти, то можно сэкономить еще 2000–3000 рублей.

В сравнении с моделями Турист или Спутник того времени, Старт-шоссе обгоняет их по скорости на целых 8 км/ч.

Старт Шоссе в руках современных энтузиастов

К концу 70-х годов с конвейеров Харьковского завода сходило более 800 тысяч велосипедов ежегодно. Среди них было значительное количество Старт Шоссе. Сегодня, в руках любителей раритетов осталось множество моделей этих велосипедов. Некоторые просто восстанавливают их до первоначального состояния, в то время как другие модернизируют их с использованием современных комплектующих.

модернизированный Старт Шоссе

Самое важное

Велосипеды Старт Шоссе на протяжении длительного времени удерживали позиции на рынке отечественных шоссейных велосипедов. Это подтверждает их популярность в 60–70-е годы и продолжающийся интерес со стороны современных любителей велоспорта. В своё время была даже выпущена модификация Старт Шоссе для Олимпийских игр 1980 года, но по различным причинам она так и не была использована советскими спортсменами. Можно с уверенностью сказать, что Старт Шоссе сыграли значимую роль в велосипедной культуре Советского Союза.

Отзывы велосипедистов

Отзывы велосипедистов

Старт-Шоссе — велосипед, который обречён на бессмертие. Я люблю его и хорошо с ним знаком. Впервые встретился с ним в детстве, еще в 1989 году. Старт-Шоссе — это не Аист и не Школьник, которые не вызывают больше никакой реакции, кроме улыбки. Это настоящая техника. В то время купить такой байк было довольно сложно, поэтому мне достался б/у.

В 90-х увлечение велосипедом уменьшилось (это произошло не только у меня), а в 2010 году я вспомнил о своем старом велосипеде, который обнаружил в чулане. Решил прокатиться на нем. Прогулявшись по магазинам, понял, что ничего не нашёл. Тогда я решил восстановить старичка на первое время. Я переспицевал обода на старые втулки, заменил переключатели, поставил три передние звезды, поменял манетки и тросики, установил резину 45 (больше не влезает). Всё остальное остался родным.

В итоге получился гибрид: сити-байк плюс возможность выездов на природу (я установил багажники). Он не уступает современным MTB и горным велосипедам, а порой даже превосходит их. На любую горку заезжает легко, грязь не является помехой. Я очень доволен: хорошо, что не поддался искушению купить новый велосипед. Из желаний — нужно усилить тормоза, так как они начинают не справляться с нагрузкой на крутых спусках.

В результате у меня получился универсал Старт-Шоссе весом 13 кг.

Отличный байк. Я катаю на Старт-Шоссе уже 3 года и очень доволен. Он легкий, быстрый и надежный. Я практически не менял его, лишь заменил руль (баран не нравится), поставил новые шатуны и переднее колесо (для надёжности), покрасил. Велику больше 30 лет, а он выглядит как новый.

Старт-Шоссе родом из СССР. В некоторых кругах принято ругать советское прошлое, но чтобы прочувствовать ту эпоху, нужен именно такой велосипед. Найти качественный Старт-Шоссе за 5-7 тыс. рублей довольно сложно, но возможно, если не бояться испачкать руки в процессе восстановления. Однако, когда его восстановишь, почувствуешь, как этот старичок мчит на 40 км/ч, даже в гору.

  Как выбрать седло для велосипеда

Спорить не буду: для серьезных тренировок лучше подойдут новые шоссейные велосипеды. Тем не менее, для прогулок и для новичка Старт — это оптимальный вариант! Не стоит забывать, что ХВЗ Старт-Шоссе — это не просто велосипед, это раритет. Лица, обладающие таким велосипедом, имеют долг перед потомками: сохранить его.

В последнее время все чаще на улицах городов можно встретить велосипеды от ХВЗ. Шоссейные и туристические велосипеды становятся всё более популярными. Любители велосипедов оценили качество конструкций Харьковского завода, некоторые восстанавливают или реставрируют модели, другие же модернизируют их. Все рамы от харьковских производителей ценятся, но именно Старт-Шоссе выделяется среди них.

VeloInsider.ru

Не стоит путать легендарный вел МОСКВА 80, выпуск которого составил около 52 экземпляров, с массовым старт-шоссе Олимпиады 80, модель 155-411.

У меня В-552, 1967 года. Он активно использовался до 1992 года. В это время я заменил заднее колесо и, к сожалению, оставил его у друга в гараже. Он пролежал там 27 лет. На старости лет я решил взглянуть на останки и загорелся желанием его восстановить. Я отпесочил и покрасил раму. В каретке использовал промытое подшипниковое оборудование, всё остальное оставил родным. Долго мучился с цепью… опробовал разные варианты, пока не вернулся к родной, привезенной из Даугавпилса, 1980 года. Теперь стабильно катаю на нем и получаю удовольствие от езды! Вспоминаю тот накат и легкость, которые так меня поразили, когда я впервые сел на этот велосипед в детской спортивной школе, после базы «Орленок».

Я катаю на Старт-Шоссе вот уже почти 20 лет и не представляю себе ничего лучше для туризма. За это время я проехал расстояние, эквивалентное длине экватора, часто с 20-киловой нагрузкой в рюкзаке. Я ласково называю его своим «боевым конем», и, соответственно, отношусь к нему с любовью. Конечно, могу рассказать много о поломках и тюнинге, но восторженно положительный формат отзывов не позволяет мне опускаться до мелочей. Главное, что при должном уходе стартоновская рама практически вечна, а все остальные детали поддающихся замене. Этот шоссейный вел нас точно переживет и с годами будет только расти в цене. Я искренне благодарен коллективу ХВЗ за то, что создали такой приятный велосипед, позволяющий без усталости проезжать большие расстояния.

Карбон. 10 минут, 70 км/ч

Первый заезд на карбоновом Borant. Я изучал трассу, на которой оказался впервые, и мне хотелось хотя бы немного уверенности в моем велосипеде. На шоссейном велосипеде по ровной, как стол, дороге ехать бывает скучно, а наше природное окружение в меру равнинное. Так что любой холмик, любое подъем становилось настоящим вызовом, добавляя разнообразие, заставляя пульс учащённо биться. Мы долго выбирали нужный участок, и, скажем честно, нам повезло: живописные места под Заславлем просто идеальны для заездов: то вверх, то вниз. Поднявшись на вершину холма, стоит оглядеться на уже убранные поля и городской скайлайн в легком тумане, прежде чем нырнуть в лесную тень. Асфальт был отличным, дорога узкая, но трафика практически не было. Проезжающие мимо водители уверенно обгоняли нас, будто привыкли к присутствию велосипедистов.

Велосипеды Старт-шоссе: характеристики и история 6

Пять километров показались идеальным для тестового заезда. Я не успевал устать настолько, чтобы потребовалась выносливость, — так что можно было позволить себе рисковать. После небольшого подъема, последовал спуск: широкий и открытый — идеальные условия, чтобы проявить всю свою мощь. На одном из пологих спусков я разогнался до 70 км/ч, согласно данным велокомпьютера, и это было удивительно удобно. Бескамерные шины прекрасно держат дорогу, ритмично пропуская вибрации — вы просто едете и наслаждаетесь ощущениями, не осознавая, насколько вы быстро мчитесь.

Велосипеды Старт-шоссе: характеристики и история 7

Дисковые тормоза поработали безукоризненно, хотя их появление на шоссейных велосипедах всё ещё вызывает обсуждения среди любителей. Эти тормоза стали распространенными совсем недавно, а в контексте истории Старт-Шоссе — почти накануне. Мнения профессионалов были неоднозначными: с одной стороны, дисковые гидравлические тормоза обеспечивают лучшее торможение, и многими признаны высшей ступенью технологий. С другой стороны, некоторые отмечают, что преимущества дисков в грязи и на бездорожье избыточны на ровной дороге, где традиционные тормоза на алюминиевом ободе справлялись со своей задачей на ура. Более того, дисковые тормоза значительно дороже, сложнее в эксплуатации и некоторые считают, что это лишь маркетинговый ход производителей, направленный на извлечение дополнительной прибыли.

  Обзор городского самоката Digma Best SU-BE-200 с дисковым тормозом

Велосипеды Старт-шоссе: характеристики и история 8

Похожие слова можно услышать и от сторонников классического подхода к трансмиссиям: зачем нам беспокоиться о зарядках, если с тросиком всё работало отлично на протяжении сотен лет?

Это осложняет разницу между современными велосипедами и классическими моделями, такими как наш любимый Старт-Шоссе. Насколько это сказывается на впечатлениях от заезда? Ответ будет абсолютно субъективным. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что сейчас велосипеды стали гораздо более сложными в обслуживании и заметно дороже, причем со временем эта тенденция только усиливается.

Финишируем на Eclipse, запечатлевая результат: 10 минут без преувеличения со средней скоростью 30 км/ч и максимальной — 70 км/ч.

По ощущениям всё было гладко и знакомо, если вы хоть раз сталкивались с шоссейными заездами. Процесс был отличным — уверенный и стабильный, при этом сохранялся комфорт даже на неровных участках дороги (если есть с чем сравнивать). Что касается скорости, всё просто: сколько сил есть в ногах — настолько быстро и двигаться.

Ретро. Плюс 2 ко времени, плюс 100 к мотивации

Со Старт-Шоссе нужно познакомиться поближе, втянуться в процесс. Одним из ключевых моментов являются педали. Как известно, на Borant я использовал систему контактов, тогда как на ХВЗ были обычные туклипсы — к ним нужна специальная обувь. Обычно такая обувь изготавливалась из кожи, к подошве приклепывались дюралевые шипы: когда пластина попадала в прорезь, её сверху зажимали ремнями — и нога не выскакивала. Сегодня такой подход смотрится довольно сложно и опасно. На современных контактных педалях выход осуществляется простым поворотом пятки, в то время как в те годы задействовался довольно сложный механизм, позволяющий изремонтировать фиксированные системы в экстренной ситуации. С годами подобные механизмы постоянно улучшались.

Велосипеды Старт-шоссе: характеристики и история 9

Велосипеды Старт-шоссе: характеристики и история 10

Геннадий Жинков, владелец Старт-Шоссе:

— Этот велосипед 1985 года выпуска — на советских трубках. Однако до 1978 года Старт-Шоссе делали из итальянских труб, которые были легче.

Стоимость такого велосипеда составляла 125 рублей. Это в два раза дороже Туриста и сопоставимо с зарплатой за месяц. Однако даже за эти деньги его было довольно сложно купить: в магазинах он практически не встречался, и если вдобавок появлялось пара экспонатов, это были только маленькие модели, а найти что-то подходящее было почти невозможно. Таким образом, чтобы заполучить раму, приходилось шевелить ресурсы, искать гербициды.

Лучшие спортсмены получали велосипеды Чемпион-Шоссе — это были специализированные заказы. Каждую раму делать было индивидуально по росту спортсмена. Но это уже была истинная икона, которую вживую практически никто не видел — только на картинках.

Тем не менее Стартов было предостаточно. Эти модели оказались надежными, довольно качественными, выполненными по всем требованиям. Единственным слабым местом были шарики в педальных осях, а в остальном такой велосипед мог проехать порядка десяти тысяч километров, без каких-либо поломок.

Мы решили оставить старые педали на ХВЗ, хотя без специальной обуви работа с туклипсами осталась затруднительной. Поэтому, пересаживаясь на ХВЗ, пришлось импровизировать и просто затянуть ремешок на обуви, чтобы пытаться проехать.

Велосипеды Старт-шоссе: характеристики и история 11

Руль оказался немного выше, однако остальная посадка была вполне комфортной.

Трасса и рельеф остались прежними. Набор передач у Старт-Шоссе очень скромный: две звезды спереди и пять сзади. Это стандартная шоссейная комплектация того времени. Переключатели до сих пор работают — с клеймом ХВЗ.

Обода не являются истинно шоссейными — и это вызывает досаду! Так не хватает эффективности, накат не тот. Но, тем не менее, удивительно, что велосипед едет бодро, не позволяя себе унывать ни на секунду. Субъективно: он гораздо быстрее, резче и острее многих современных стальных моделей. Сорокалетний Старт-Шоссе, даже на непрофессиональных колесах, в своей элементе превосходит современные полутуринговые и полушоссейные версии.

Велосипеды Старт-шоссе: характеристики и история 12

Велосипеды Старт-шоссе: характеристики и история 13

Оцените статью
Добавить комментарий