3. Обязан ли велосипедист подавать предупреждающий знак перед каждым маневром, даже если позади него нет транспортного средства?
является ли велосипед транспортным средством Имеет ли право ДПС меня задержать за езду на велосипеде в нетрезвом виде
Термин «велосипед» означает транспортное средство, за исключением инвалидной коляски, которое имеет два или более колеса и приводится в движение мускульной силой велосипедиста. Велосипедист определяется в правилах как велосипедист.
Велосипед — это транспортное средство, но он не является «механическим транспортным средством». Поэтому, когда в Кодексе дорожного движения говорится о «транспортном средстве», это относится к велосипедам, а когда говорится о «механическом транспортном средстве», это не относится к велосипедам; это означает, в частности, что велосипедист обязан:
Проверить перед отправлением в путь и обеспечить во время поездки хорошее техническое состояние транспортного средства в соответствии с правилами регистрации механических транспортных средств и обязанностями лиц, ответственных за безопасность дорожного движения.
2.3.2 пройти в установленных случаях проверку знаний правил и навыков вождения, а также медицинское освидетельствование, подтверждающее способность управлять транспортными средствами,
2.3.3 предоставить транспортное средство в распоряжение:
* сотрудникам полиции, провинциальных органов безопасности и федеральных органов безопасности в случаях, предусмотренных законом,
2.7. чтобы водителю было запрещено
Управление транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в состоянии болезни или усталости, угрожающем безопасности дорожного движения,
* пересекать и занимать место в организованных (в том числе пешеходных) колоннах,
* употребление алкогольных напитков, наркотиков, психотропных веществ или других одурманивающих веществ после дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, или после остановки транспортного средства по требованию сотрудника полиции, до проведения освидетельствования на состояние опьянения или до принятия решения об отказе от такого освидетельствования,
* пользоваться телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим работать в режиме «свободные руки» во время езды.
Дополнительные требования к езде на велосипеде…
24.1 Лица в возрасте 14 лет и старше и лица в возрасте 16 лет и старше могут передвигаться по дороге на велосипеде, повозке, запряженной животным (санями) или пастушьей собакой. Если человек не едет на велосипеде, а катит его, он считается пешеходом, а не велосипедистом (StVO 1.2).
1.2 В Правилах используются следующие основные понятия и термины:
«пешеход» — лицо, находящееся на дороге вне транспортного средства и не выполняющее никакой работы на этом транспортном средстве. Пешеходами считаются: лица в инвалидном кресле без двигателя, едущие на велосипеде, мопеде или мотоцикле, или тянущие сани, тележку, повозку или инвалидное кресло. Однако правила определяют разницу только между велосипедистом и пешеходом:
4.1 Пешеходы должны двигаться по тротуарам или переходам «зебра», а при их отсутствии — по пешеходным дорожкам. Пешеходы, несущие или перевозящие крупногабаритные предметы, и люди в немоторизованных инвалидных колясках могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или бордюрам мешает другим пешеходам.
ПДД для велосипедистов
Любой начинающий водитель, желающий сдать экзамен по вождению, должен изучить правила дорожного движения, в том числе правила поведения с велосипедистами, используя обычные сигналы. Поскольку велосипед не оборудован указателем, велосипедист должен сигнализировать об изменении направления движения другим способом.
Перед началом движения велосипедист должен обозначить свое намерение ехать по правой полосе. Сигналом для начала движения справа налево служит левая рука, поднятая в сторону, или правая рука, поднятая в сторону под прямым углом (кистью вверх). Кроме того, левая рука подает сигнал к повороту и другим маневрам, выполняемым автомобилем с включенным левым указателем поворота. При повороте направо все происходит наоборот.
Сигнал следует подавать за несколько секунд до начала маневра, руку можно опустить после поворота или другого изменения направления движения или непосредственно перед маневром, если трудно выполнить маневр, держа одну руку на рулевом колесе. Для остановки сигнал подается поднятой вверх рукой. Остановка является обязательной:
- перед красным сигналом светофора;
- на второстепенной дороге, при пересечении с главной;
- при выезде со двора;
- на нерегулируемом перекрестке, чтобы пропустить направляющиеся справа автомобили и другие ТС («помеха справа»);
- при пересечении пешеходного перехода, если по нему начал движение или собирается начать пешеход;
- перед впереди идущими пешеходами, даже вне специально обозначенного перехода;
- перед автомобилем, двигаясь по велосипедной дорожке и пересекая проезжую часть;
- перед трамваем вне перекрестка.
Чтобы повернуть налево или совершить разворот на многополосной автомагистрали, велосипедисты должны сойти на пешеходном переходе с зеленым сигналом и пересечь дорогу. Если рядом с вами находится велосипед, велосипедист действует как пешеход и должен соблюдать правила, предусмотренные для этой категории участников дорожного движения. Как только велосипедист возвращается в свое транспортное средство, проезжая часть больше не доступна для перехода.
Если водитель автомобиля может без спешки повернуть направо, то при повороте налево он должен быть очень осторожен. Лучше всего сначала пропустить транспорт, скопившийся на перекрестке, а затем вас.
При обгоне автобуса или трамвая, остановившегося на остановке для посадки или высадки пассажиров, действуют определенные правила дорожного движения. При обгоне автобуса или трамвая слева водитель должен знать свои возможности и не рисковать, если он не уверен, что успеет завершить маневр до того, как автобус отправится в путь. Если автобус действительно начнет движение раньше, чем ожидалось, велосипедист может попасть в основной поток на более высокой скорости и в 100-120 см от края дороги, что очень опасно. Лучше не рисковать и подождать, пока общественный транспорт отъедет от остановки.
Правила безопасности для велосипедистов также регламентируют движение в колоннах, состоящих более чем из 10 велосипедистов. Колонна должна быть разделена на группы по 10 человек, расстояние между группами из 10 человек должно составлять около ста метров, а также движение должно быть ближе к правой стороне дороги.
Требования к транспортному средству
Прежде чем опробовать свой велосипед на дороге, необходимо убедиться, что ваше транспортное средство соответствует минимальным требованиям для использования. Это включает в себя следующее — транспортное средство оборудовано подходящим устройством безопасности:
- тормозов;
- сигнала;
- фонаря для езды вечером или ночью, а также во время плохой видимости;
- детского кресла или сидения, если перевозят ребенка.
Основным требованием является исправность тормозной системы. Поскольку дороги имеют определенный уклон, а ситуации с другими транспортными средствами на дороге требуют немедленной реакции не только от водителя, но и от машины, тормозная система должна работать исправно.
Второе требование — наличие клаксона или сигнала. Сигнал используется для предотвращения аварий. Даже если в вашем автомобиле нет штатного клаксона, вы можете приобрести его отдельно и самостоятельно прикрепить к рулю.
При езде в сумерках или в темное время суток необходимо иметь фары, чтобы освещать путь и обозначать габариты транспортного средства.
Ребенок может ездить только в велосипедном кресле, прикрепленном к раме, и не должен быть старше 7 лет. Также важно, чтобы ребенок был в безопасности во время езды: сиденье должно иметь отдельные подножки, чтобы избежать травм, если нога ребенка попадет в спицы колеса.
Если велосипедист везет на своем двухколесном велосипеде груз, размеры этого груза должны соответствовать размерам велосипеда и не должны превышать 50 см в ширину справа и слева. Перевозимые предметы не должны мешать обзору велосипедиста.
Вы должны регулярно проверять исправность вашего двухколесного транспорта, сдавая его в мастерскую или выполняя техническое обслуживание самостоятельно. Рекомендуется испытать новый велосипед в движении, сначала на специальных трассах, а затем на дороге.
Человек или машина?
На самом деле это не так просто, потому что без ощущения полной посадки в седле велосипедист часто ведет себя в дорожном движении как пешеход.
Предостережение. Вы должны знать, что если вы слезли с велосипеда, то на вас распространяются общие правила для пешеходов, а если вы продолжаете движение, то на вас распространяются правила для автомобилистов.
Есть еще одно важное уточнение. Кодекс дорожного движения делит участников дорожного движения на три категории:
- транспортное средство;
- механическое транспортное средство;
- водитель.
Велосипед не имеет двигателя и поэтому не является транспортным средством, но вы не должны считать, что закон на него не распространяется. На велосипедистов распространяются те разделы Кодекса дорожного движения, которые относятся к механическим транспортным средствам или автомобилистам.
Обязанности на дороге
Велосипедисты имеют право пользоваться дорогой (с четырнадцати лет), но у них есть определенные обязанности, и забывать о них для других автомобилистов небезопасно и неэтично.
Оснащение
Как и автомобиль, велосипед не обязательно должен быть в идеальном состоянии: у него должны быть исправные руль, тормоза и клаксон. На колесах должны быть светоотражатели сзади, спереди и по бокам. Спереди должен быть белый фонарь, а сзади — красный фонарь или фара. Если вы собираетесь везти ребенка дошкольного возраста, на шасси или в багажнике должно быть установлено специальное сиденье.
Передвижение
Велосипедистам предписано двигаться по велосипедным дорожкам. Если нет велодорожки, то зона, предназначенная для велосипедистов, — это правая полоса проезжей части. Направление движения — по направлению движения транспорта, а не навстречу ему. Велосипедные колонны движутся в одном ряду по десять человек, максимально освобождая правую полосу. Рекомендуется соблюдать минимальное расстояние в 80 метров между колоннами, чтобы облегчить проезд. По тротуару разрешается ездить только людям в сопровождении детей дошкольного возраста или школьников. Если пешеходы мешают, велосипедист должен сойти с велосипеда и продолжить движение по более чистому пути.
Велосипеды не оборудованы сигналами поворота, но велосипедисты все же могут сигнализировать о своих намерениях. Велосипедисты должны сигнализировать о своем намерении повернуть, вытянув руку в том направлении, куда они собираются повернуть: правая рука должна быть вытянута в сторону, если вы поворачиваете направо, левая — если налево. Перед тем, как вы хотите остановиться, вы должны поднять руку высоко над головой.
Запреты
Пункт 24.8 гласит, что езда на велосипеде строго запрещена:
- ехать, отпустив руль велосипеда;
- перевозить груз, препятствующий управлению велосипедом, выдающийся на полметра в любую сторону;
- осуществлять перевоз пассажиров на велосипедах, у которых не предусмотрено специального оснащения;
- ехать через дорогу по «зебре»;
- двигаться в расстёгнутом мотошлеме либо без него;
- сворачивать влево или совершать разворот там, где есть трамвайные линии, и на дорогах, имеющих несколько полос для движения в избранном направлении;
- брать на буксир что-либо, кроме прицепов;
- пребывать за рулём в пьяном виде.
Могут ли в ГИБДД выписать велосипедисту штраф?
Да. Закон о правонарушениях не предусматривает такого полномочия, так как не считает велосипед полноценным транспортным средством, в отличие от правил дорожного движения. Однако в Кодексе есть статьи, которые предусматривают способы борьбы с неосторожными велосипедистами:
- нарушение любого правила велосипедистом карается взысканием средств в размере восьмисот рублей;
- нарушение любого правила в пьяном виде – штрафом от 1 до 1,5 тысяч рублей;
- создание помех движущемуся автотранспорту – штрафом в 1 тысячу рублей;
- причинение вреда человеческому здоровью – денежным взысканием от 1 до 1,5 тысяч рублей.
Обязанности велосипедиста
Велосипедист обязан оборудовать свой велосипед фарами. Фары должны быть белыми спереди и красными сзади, как у автомобиля. Он должен установить вертикальные огни сзади, спереди и по бокам, чтобы другие автомобилисты знали, кто едет перед ними в темное время суток. Руль, тормозная система и клаксон велосипеда должны быть в идеальном рабочем состоянии. Для перевозки пассажиров должно быть предусмотрено специальное сиденье, закрепленное на багажнике или раме велосипеда. Это относится и к перевозке детей дошкольного возраста.
Велосипедисты должны двигаться по правой полосе автомагистрали, если на этом участке нет велодорожки. Если она есть, они могут двигаться только по этой полосе. На автомагистралях велосипедисты движутся в том же направлении, что и другие транспортные средства, а не в противоположном.
Колонны велосипедистов должны двигаться в одну линию, в ней должно быть не более 10 велосипедистов. Если группа велосипедистов больше, она должна быть разделена на 2, 3 или более колонн, в зависимости от количества велосипедистов. Расстояние между колоннами должно быть не менее 80 метров, чтобы оставить достаточно места для маневра транспортных средств.
Велосипед не имеет указателя, но велосипедист обязан подавать знаки, указывающие на его намерения. Если он хочет повернуть налево, он делает это вытянутой в этом направлении левой рукой; если он хочет повернуть направо, он делает это вытянутой правой рукой. Если велосипедист хочет остановиться, он должен вытянуть одну руку вверх.
Велосипедисты могут двигаться по тротуару, только если они везут пассажира дошкольного возраста или ведут колонну школьников. Если велосипедист мешает движению пешеходов, он должен продолжить движение, поднявшись с земли, как пешеход. Велосипедист может продолжать движение по свободной части дороги.
Он должен подчиняться специальным дорожным знакам для велосипедистов, а также дорожным знакам для всех участников дорожного движения. На нерегулируемых пешеходных переходах велосипедисты должны обгонять пешеходов, как если бы они управляли автомобилем.
Чтобы пересечь перекресток, велосипедисты должны убедиться, что они находятся перед специальным светофором для велосипедистов. Если такого светофора нет, они должны пользоваться общим светофором.
Запреты и правонарушения
Помимо обязанностей, существуют и запреты, изложенные в статье 24.8 Правил дорожного движения. Там перечислено, что категорически запрещено велосипедисту.
- Отпускать руль велосипеда при движении где-либо. Это касается автострады, тротуаров и специальных велодорожек.
- Перевозка груза, не соответствующего по габаритам допустимым нормам. Груз не должен выступать в любую из сторон более чем на полметра.
- Перевозка пассажиров на велосипеде, у которого отсутствует специальная оснастка.
- Передвигаться на велосипеде по пешеходному переходу. Необходимо спешиться.
- Передвигаться без специального шлема или с расстегнутыми фиксаторами.
- Совершать разворот или поворот влево по трамвайным линиям и по дороге, где обозначено несколько полос движения.
- Запрещается буксировать что-либо, кроме прицепов.
- Садиться за руль в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
- Садиться за руль после приема одурманивающих или сильнодействующих лекарственных средств.
- Передвигаться по автостраде, если рядом есть велосипедная дорожка.
- Передвигаться по обочинам дороги или по разделительным полосам.
- Передавать вождение велосипеда другому лицу, проехавшему без отдыха большое расстояние, находящемуся в нетрезвом виде, под наркотическим опьянением или принимающему сильнодействующие лекарства.
- Вести общение по телефону без гарнитуры во время движения.
Штрафы ГИБДД
Поскольку человек, управляющий велосипедом, является водителем транспортного средства, особенно при движении по шоссе, за нарушение правил и законов предусмотрены штрафы и наказания. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) указано, за что именно налагается штраф.
Например:
- любое правонарушение велосипедистом штрафуется в размере 800 рублей;
- если нарушено правило в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, то штраф составляет уже от 900 до 1600 рублей;
- при создании помех для движения автотранспорта взимается штраф в размере от 800 рублей;
- при причинении вреда здоровью человека – штраф от 900 до 2000 рублей в зависимости от тяжести нанесенного ущерба.
Сигналы на дороге
Каждый велосипедист должен знать предупреждающие знаки, предусмотренные Кодексом дорожного движения. Их несколько, но пользоваться ими и знать о них необходимо — повороты. Практика показывает, что лишь очень небольшой процент автомобилистов знает о специальных знаках для немоторизованного транспорта. Но руку, протянутую для поворота, замечают и понимают все. Заранее предупредите автомобилистов и пешеходов о своих действиях. Согласно правилам, сигнал рукой при повороте должен быть выполнен до того, как вы повернете. Вы также должны предупредить окружающих вас участников дорожного движения, если вы меняете полосу движения после остановки. Если вы подадите сигнал заранее, положив руку обратно на руль перед началом поворота, то технически это сделать несложно. Конечно, лучше предварительно потренироваться на ровной поверхности.
Читайте также: С точки зрения автомобилиста: как защитить свои права (и избежать неприятностей) в случае ДТП с участием пешехода?
Где ездить и кому уступать?
В пешеходных зонах велосипедисты теряют преимущество в движении. Другими словами: Если его движение мешает другим, он должен превратиться из велосипедиста в пешехода и ехать рядом со своим двухколесным помощником. Поскольку велосипед приводится в движение человеческими мышцами, он не является ни специальным, ни пассажирским транспортом и поэтому имеет преимущество перед автомобилем на тропинках и пешеходных дорожках, которое он теряет на дороге.
Подробнее о правилах: Вне населенных пунктов пешеходы должны двигаться против движения, а велосипедисты — в одном с ними направлении.
Является ли велосипед самостоятельным средством передвижения или нет? В законе четко сказано, что велосипедисты, как и приравненные к ним средства передвижения, должны использовать велосипедные дорожки или, если таковых нет, двигаться как можно ближе к правому краю проезжей части.
Если нет возможности использовать велодорожки, а если это затруднительно, если велосипедист младше 14 лет или везет ребенка младше 7 лет, он может пользоваться тротуарами.
Езда на велосипеде в городе
Ответственность за нарушенные правила
Велосипедист несет ответственность:
- езду без удержания руля двумя руками;
- перевозку пассажиров на дополнительном сидении (исключение составляют дети до 7 лет);
- езду по общей дороге, если недалеко есть велодорожка;
- перевозка предметов длиной 0,5 метра;
- движение по автомагистрали;
- поездку в темное время без включенных осветительных сигналов;
- игнорирование специальных знаков;
- проезд налево, поворот по трамвайным путям;
- езду без велосипедного шлема;
- поездку по тротуару, пешеходным дорожкам (для взрослых);
- поездку по обочинам общих дорог, разделительным полосам;
- буксировку другого велосипеда или нескольких с использованием сцепки.
На велосипедистов налагаются те же штрафы, что и на водителей других транспортных средств:
- за езду при алкогольном, наркотическом опьянении;
- передачу велосипеда людям, имеющим переутомление, любое болезненное состояние, принимающим сильнодействующие лекарства;
- пересечение организованных колонн, включая велосипедные;
- употребление одурманивающих, сильнодействующих лекарств;
- после попадания в ДТП (даже если велосипедист не его виновник);
- разговор при движении по телефону без гарнитуры;
- езда на велосипеде без достаточного отдыха.
Пересечение перекрестка или пешеходного перехода является уголовным преступлением для велосипедистов.
Штрафы
Хотя штрафы для велосипедистов не так велики, как, например, для водителей автомобилей, повторные судебные преследования не являются хорошим знаком. Например, водитель автомобиля, управляющий двухколесным транспортным средством в нетрезвом состоянии, может быть оштрафован на сумму от 1 000 до 1 500 рупий. Примерно такая же сумма полагается, если велосипедист создал помехи движению транспорта. Ущерб здоровью, причиненный велосипедистом, может стоить от 1 000 до 1 500 рупий.
Рекомендации
Если вы решили стать полноценным участником дорожного движения, прислушайтесь к советам профессиональных велосипедистов, которые занимаются велоспортом уже много лет:
- Купите нормальную резину. Если вы чаще всего ездите по асфальтированной или хорошо утрамбованной грунтовой дороге, то покрышки с гладкой поверхностью в центре и зубцами на краях станет оптимальным вариантом. Вы сразу же заметите, как изменится поведение велосипеда на дороге.
- Удобное седло. Когда вы проводите на велосипеде достаточно много времени, то комфортная посадка становится немаловажным фактором.
- Сцепление педалей и обуви. Здесь нужно выбрать либо хорошие кроссовки, либо сменить педали. Профессиональные гонщики раньше закрепляли стопу ремнями, чтобы не соскакивала нога. Сейчас без труда можно купить специальные кеды, которые обеспечивают оптимальное сцепление с педалью.
Не гоняйте. Только в самом начале вам захочется прокатиться с ветерком. Большого вам будет недостаточно: уже через несколько километров ваше тело устанет, и вы не получите настоящего удовольствия от покатушек. Старайтесь держать низкую скорость.
Заключение
Мы выяснили, что велосипед является законным средством передвижения. Хотим мы этого или нет, но, садясь в седло, мы становимся обычными участниками дорожного движения, которые должны соблюдать соответствующие правила и быть внимательными к другим автомобилистам, чтобы не создавать аварийных ситуаций на дороге.
Читайте также Аэрография на велосипеде: как рисовать.
Автор статьи. У меня большой интерес к велосипедам и мотоциклам. Меня интересует все, что связано с активным образом жизни.