В этой профессии нет строгих стандартов и еереных требований, однако выделяется такая специализация, как разработчик уровней для игр в жанре Match-3. Этот специалист разрабатывает уровни для игр, где игрокам необходимо формировать комбинации из трёх одинаковых элементов, таких как конфеты, драгоценные камни, фрукты и так далее. Это очень узкая специализация, которая требует глубокого понимания архитектуры игры, и не каждый способен справиться с такими задачами.
Как стать гейм-дизайнером с нуля — с чего начать карьеру в дизайне игр
Гейм-дизайнер — это фактически режиссёр игрового проекта: он не только разрабатывает концепцию, но и планирует, запускает и продвигает игру. Если вы увлечены компьютерными играми и хотите объединить в своей профессии креатив с управлениями проектами, то эта специальность именно для вас! Рассмотрим, как можно стать гейм-дизайнером, а также какие знания и умения для этого понадобятся.
Гейм-дизайнер занимается как созданием, так и запуском игр. Основная часть его времени уходит на проектирование и улучшение пользовательского интерфейса, но он также участвует на всех этапах разработки игры — от идеи и концепции до окончательного релиза и послепродакшена.
Ключевой задачей гейм-дизайнера является проектирование пользовательского опыта
Игровой дизайнер создает структуру игры так, чтобы игроки нигде не столкнулись с преградами и наслаждались процессом игры.
Еще одной важной задачей гейм-дизайнера является разработка концепции игры: это включает в себя всё: от сюжета и баланса до графики, персонажей, механик взаимодействия, игровых стилизованных миров и самого игрового процесса. Именно гейм-дизайнер определяет, в каком жанре будет игра — будь то RPG, квест, шутер или стратегия. Также он контролирует качество выпускаемой игры, следит за тем, чтобы всё было завершено в срок, ставит задачи для команды разработчиков, контролирует их выполнение и оценивает результат.
Гейм-дизайнер является полноценным управленцем, сочетая в себе функции дизайнера и продакт-менеджера.
Что нужно знать, чтобы стать гейм-дизайнером
Работа в игровой индустрии представляет собой междисциплинарную профессию, которая требует знаний и навыков в различных областях. Ниже перечислены ключевые навыки, которые необходимо развить, чтобы стать успешным специалистом.
Основные знания
Гейм-дизайнер всегда должен быть не просто игроком, но и глубоким знатоком игровой индустрии. Он не только должен играть в игры, но и вдумчиво разбираться в их механиках, жанрах, платформах, особенностях построения игровых миров, основах производства, нарративном дизайне и сторителлинге.
Создание игры невозможно без понимания её внутренней структуры и динамики.
Игровые движки
Игровые движки значительно упрощают процесс разработки игр, так как они включают в себя шаблоны игровой логики, визуальные редакторы сцен и инструменты оформления игровых окружений. Основные компоненты уже есть — остаётся лишь дополнить их своими идеями. Наиболее популярны среди разработчиков Unity и Unreal Engine 4.
Языки программирования
Хотя игровой дизайнер фактически не обязан писать код самостоятельно, ему полезно изучить основы нескольких языков программирования, и вот почему:
- Гейм-дизайнер должен понимать, почему выбран именно этот язык программирования для разработки, какова его скорость и удобно ли будет его поддерживать.
- Гейм-дизайнер должен быть способен независимо исправлять код в случае возникновения необходимости.
- При создании дизайн-документа, на основании которого программист должен будет работать, гейм-дизайнер должен в совершенстве разбираться в особенностях языка, чтобы четко передать свои идеи и требования.
Дизайн-документ — это важный этап работы дизайнеров игры. В нём подробно описываются все аспекты игры и процесса её разработки. С помощью этого документа каждый участник команды понимает свои задачи и задачи других членов группы.
Исходный код игры может быть написан на различных языках, таких как PHP, Java, Python, C# или C++, с использованием различных фреймворков вроде ASP.NET и Node.JS. Для создания интерфейсов используются HTML5, CSS3 и JavaScript. Определённые игровые движки требуют знания конкретных языков программирования; для Unity это C# (Си шарп), а для Unreal Engine 4 — C++.
Изучить эти и другие языки программирования можно на специально разработанных курсах для начинающих.
Игровые интерфейсы
Игровой интерфейс — это всё, что игрок видит и с чем он взаимодействует во время игрового процесса. Гейм-дизайнер разрабатывает пользовательский опыт, поэтому ему необходимо понимать, как создаются интерфейсы, служащие точкой взаимодействия между пользователем и игрой. Способность быстро создать прототип интерфейса и протестировать его также крайне важна.
Вот что необходимо изучить:
- различные типы интерфейсов;
- структуру и основные функциональные элементы интерфейса;
- функционал экранов;
- методы интеграции интерфейсов в игровой движок;
- инструменты для создания прототипов, такие как DoozyUI, XNA Framework, GameMaker и TorqueGameBuilder.
Прототип будущего интерфейса игры — схема экранов. Источник: Хабр.
Программное обеспечение для 3D-моделирования
В современных играх практически невозможно обойтись без трёхмерной графики. Даже если гейм-дизайнер не будет создавать 3D-графику сам, он должен научиться корректно излагать свои идеи 3D-моделлерам, чтобы обеспечить ясность и качество работы. Необходимы знания программ для 3D-моделирования и умение ими пользоваться. Наиболее известные редакторы включают как бесплатные (например, Blender), так и платные (такие как ZBrush и 3ds Max).
Компоненты игры, за которые отвечает гейм-дизайнер
Профессия гейм-дизайнера является весьма широкой и разносторонней. Она делится на множество подспециализаций, каждая из которых включает в себя работу над отдельными аспектами игры.
Некоторые гейм-дизайнеры занимаются разработкой игрового контента, что включает в себя объяснение механики игры, определение жанра, механизмов, доступных игрокам, описание поведения противников и союзников, а также движение персонажа в игровом мире. Другие, в свою очередь, фокусируются на разработке игрового мира — они определяют, как будут выглядеть уровни, какие испытания и сложности будут встречаться на них, а также их расположение.
Существуют и другие варианты специализации в рамках профессии гейм-дизайнера. Например, специальные сотрудники фокусируются на балансе в игре, чтобы обеспечить игрокам умеренную сложность, оставляя игру увлекательной, но не чрезмерно трудной, чтобы избежать разочарования от слишком сложных противников или головоломок.
Другие специализации в области гейм-дизайна
- Существуют группы гейм-дизайнеров-аналитиков, которые исследуют другие игры и пытаются выявить формулу успеха, которую можно применять в будущих проектах.
- Некоторые гейм-дизайнеры работают над интерфейсом, чтобы обеспечить комфортное управление игрой.
- Есть специалисты, которые отвечают за первоначальное погружение игроков в увлекательный игровой процесс, создавая обучающие уровни, которые объясняют основные механики и возможности игры.
- Одной из наиболее важных специализаций являются гейм-дизайнеры, работающие с моделями монетизации — другими словами, они разрабатывают стратегии, как зарабатывать на игроках.
И это ещё не полный список возможных специализаций. Гейм-дизайнеры несут ответственность за огромное количество задач.
Что требуется от гейм-дизайнера?
Хотя вакансия гейм-дизайнера может казаться работой мечты (думать о создании игр — это увлекательно), на практике оказывается, что это сложная профессия, требующая высокой квалификации и значительного набора компетенций даже на этапе первого трудоустройства.
Если рассмотреть общие требования к гейм-дизайнеру, то можно выделить следующие аспекты:
- Разработка главной концепции игры, что фактически является «дорожной картой» проекта: о чём будет игра, как будет проходить процесс игры, что будет происходить в ней.
- Генерация идей для дизайна уровней, равновесия противников, создание основных механик взаимодействия.
- Активное участие в создании образов персонажей, поддержание постоянного сотрудничества с разработчиками и художниками.
- Поиск различных методов монетизации игры.
- Анализ рынка для выявления актуальных трендов, что позволит скорректировать идеи и подготовить проект к успешному запуску.
Каждый из перечисленных этапов должен быть проработан до мельчайших деталей. Гейм-дизайнер отвечает за создание пользовательского опыта и должен тщательно планировать игру «от начала и до конца».
Как я училась
Войти в индустрию игр в качестве начинающего сотрудника — это относительно простая задача, хотя мне приходилось сталкиваться с трудностями набора практического опыта, получая невысокую зарплату в 30 тысяч рублей в месяц. Это именно та сумма, которую получает младший специалист по дизайну уровней в компании Friday’s Games в Санкт-Петербурге. Чтобы быть конкурентоспособным и претендовать на более высокую зарплату, требуется хотя бы минимальный пакет знаний.
Зарплаты в геймдеве
Согласно результатам опроса о зарплатах от Values Value и Ingamejob, наиболее высокие зарплаты в игровой индустрии у разработчиков, занимающихся игровыми движками — их медианная заработная плата составляет около 2500 долларов (184 825 рублей). Гейм-дизайнеры на уровне тимлида зарабатывают 2100 долларов (155 253 рублей), мидл-гейм-дизайнеры — почти в два раза меньше, сценаристы — около 1000 долларов (73 930 рублей). Маркетологи получают от 1000 до 3000 долларов (221 790 рублей), тестировщики — от 750 до 1500 долларов (55 447 — 110 895 рублей), аналитики — от 1700 до 3900 долларов (125 681 — 288 327 рублей), в зависимости от уровня. Зарплата локализаторов, как правило, не превышает 1000 долларов.
Я опасалась вкладываться в обучение: однажды я приобрела дорогой курс по маркетингу на Скиллбокс, который оказался довольно качественным, но несущественным, поскольку я сменила карьеру. Поэтому я искала возможности для самостоятельного изучения. Я понимала, что бесплатные материалы не смогут дать такой же объем информации, как платные курсы, но имела уверенность в том, что смогу освоить достаточно контента, чтобы стать младшим профессионалом.
Теория
YouTube-каналы. Я узнала об устройстве и функционировании игровой индустрии через YouTube. Достаточно ввести в поиск «новости геймдева», и вам будет представлен массив видео о том, как начать карьеру в гейм-дизайне, какие типы вакансий существуют. Вот некоторые из каналов, которые я смотрела:
- XGTVgame: обзоры, советы, еженедельные подборки новостей.
- Kinatvideo: дополнительная информация о новых мобильных играх.
- Game’s Maker Toolkit: все о процессе разработки игр.
- DTF: обзоры на игры и кино, новости индустрии.
- XYZ: видеоэссе о играх, анализ с точки зрения гейм-дизайна.
Наиболее полезными для меня стали материалы из плейлиста XYZ «Игры как искусство», где подробно разбираются аспекты различных игр, например, звуковое сопровождение в «The Last of Us 2».
Курсы. Кроме основного канала, у XYZ есть бесплатные учебные курсы по геймдизайну, начиная от концепт-арта и заканчивая моушн-графикой и 3D-моделированием. Курс «Введение в игровую индустрию» информирует о доступных профессиях и помогает выбрать наиболее подходящую.
От редакции
В июне 2021 года стало известно, что XYZ School задержала запуск платного курса по разработке игр, попав в корпоративный конфликт. Учитывайте данную информацию при выборе платных курсов.
Бесплатные учебные материалы предлагает Скиллбокс, а у Медиа Нетологии имеется раздел с статьями по гейм-дизайну. Я считаю, что ими не следует пренебрегать. Никогда не знаешь, какая информация может оказаться полезной для исполнения заданий — каждая крупица знания имеет значение. Кроме того, при смене профессии для меня было критически важно понимать, что меня ждет в будущем: вдохновляют ли истории успеха или, наоборот, обескураживают истории о процессах разработки (гейм-диздоки).
Выделю бесплатные курсы от Dev2Dev. Они рассказывают как о основах гейм-девелопмента, так и о маркетинге мобильных игр, а также об математике в гейм-дизайне. Я слышала много положительных отзывов об этих курсах от знакомых из ИТ-индустрии. Например, мой друг, который поделился информацией о платформе, много узнал на базовом курсе по маркетингу мобильных игр.
Я сама прошла курс «Психология в геймдеве», чтобы понять, какие психологические приемы делают игры интересными и удерживают игроков. В рамках курса познакомилась с концепцией сегментации игроков по психотипам, выведенной исследователем игр и психологом Ричардом Бартлом. Согласно его системе, игроки делятся на накопителей, киллеров, исследователей и социальщиков. Основываясь на этой классификации, можно сбалансировать игровые механики так, чтобы они интересовали разнообразные психотипы игроков, либо, наоборот, акцентировать внимание на привлечении тех или иных игроков.
Курс позволяет понять, зачем людям вообще нужны игры. Это знание невероятно ценно для начинающего гейм-дизайнера, хотя, на мой взгляд, он будет полезен также художникам, HR-специалистам и разработчикам.
Книги. Книга американского гейм-дизайнера Джесси Шелла «Гейм-дизайн. Как создать игру, в которую будут играть все» подойдёт тем, кто ещё не имеет опыта в этой сфере. Книга написана простым языком и последовательно структурирована.
Хотя к моменту написания статьи я ещё не завершила её чтение, мне уже удалось лучше ориентироваться в задачах, касающихся профессии. Дело в том, что специальность гейм-дизайнера — это крайне многогранная область, и на разных местах работы могут потребоваться разные навыки: разные компании используют различные движки, документальные системы и механизмы баланса, и часто разрабатываются внутренние инструменты, созданные специально для каждой отдельной команды. Поэтому важно понимать, как устроен процесс создания игр в целом, чтобы не запутаться в существующих инструментах.
Изучайте техническую сторону работы в геймдеве
Неплохо было бы хотя бы на базовом уровне овладеть программами, с которыми работают ваши коллеги. Это упростит процесс формирования черновиков проектов и позволит тестировать идеи, не дожидаясь, пока у художников или разработчиков найдётся время для помощи.
Осваивайте основы 3D и анимации
Умение работать с 3D поможет гейм-дизайнеру самостоятельно создавать прототипы игровых уровней:
- оценивать логику и сложность уровней;
- анализировать игровую среду с точки зрения персонажа;
- выявлять, насколько интересными или, наоборот, скучными кажутся некоторые мероприятия.
Кроме того, вы сможете создавать черновые модели персонажей, противников и окружения без необходимости привлекать к этому 3D-художников. Причём вовсе не обязательно разрабатывать модели с нуля — вы можете находить подходящие элементы в библиотеках и адаптировать их под свои нужды.
Какие 3D-программы стоит изучить в первую очередь:
- Blender 3D — бесплатное приложение для работы с 3D-изображениями, охватывающее широкий спектр задач, включая моделирование, скульптинг, анимацию и рендеринг. Blender имеет большое и активное сообщество, интуитивно понятный интерфейс и богатый набор функций, благодаря чему он становится всё более популярным среди разработчиков и дизайнеров инди-игр.
- ZBrush — программа для 3D-скульптинга, используемая при создании высокодетализированных моделей, особенно персонажей и природных объектов. Основные инструменты программы — это кисти, которые позволяют художникам прорабатывать текстуры и добавлять детали на свои модели.
Познакомьтесь с основными игровыми движками
Игровой движок — это платформа, на которой создаётся игра, или набор основных правил и инструментов, необходимых для её разработки. Он значительно упрощает такие задачи, как добавление новых объектов, их редактирование, проектирование поведения и الفيزيку объектов, включая ускорение, массу и траекторию движения.
Некоторые студии разрабатывают собственные движки, которые используются исключительно в их проектах. Эти движки невозможно изучать самостоятельно, поскольку они являются собственностью компании и защищены коммерческой тайной:
- Dunia Engine — движок от компании Ubisoft, разработанный для внутренних проектов, на котором создавались игры серии Far Cry, начиная со второй части.
- REDEngine — движок студии CD Projekt RED, разработанный для нелинейных ролевых игр с открытым миром, где игрок сам выбирает направление своих действий. Серия игр «Ведьмак» и «Cyberpunk 2077» были созданы на этом движке.
- RAGE engine (Rockstar Advanced Game Engine) — игровой движок от студии Rockstar, на котором разработаны игры серии GTA и Red Dead Redemption.
Однако существуют и бесплатные игровые движки с открытым доступом, которые можно изучать без каких-либо затрат:
- Unity — универсальный игровой движок с бесплатной лицензией, который подходит для работы как с 2D-, так и с 3D-графикой. Его широко используют независимые студии для создания игр на ПК, мобильных устройствах и веб-проектах, а также для консольных игр на платформах Xbox и PlayStation.
- Godot — ещё один бесплатный кроссплатформенный игровой движок, на котором возможно создание как 2D-, так и 3D-игр для ПК, консолей и мобильных веб-проектов.
- Unreal Engine — движок от компании Epic Games, на котором создаются все её проекты, включая известный онлайн-шутер Fortnite. В отличие от многих движков крупных студий, Unreal Engine доступен для изучения и бесплатен. Он идеально подходит для создания 3D-игр, моделирования, создания компьютерных симуляций и рендеринга.
Какие знания и навыки нужны
- Знания теории вероятности. Глубокие знания других областей математики в работе требуются не так часто, но теории вероятности — это абсолютная необходимость.
- Грамотное владение русским языком. Гейм-дизайнер должен уверенно вести документацию, избегать орфографических и пунктуационных ошибочек, придерживаться строгого стиля — меньше воды, больше сути.
- Английский язык. Позволит читать качественную профессиональную литературу, а в будущем — работать в международной компании.
- Коммуникативные навыки. Необходимы для налаживания продуктивного взаимодействия с командой.
- Аналитический склад ума. Станет полезным на всех стадиях работы.
- Общие представления о программной архитектуре. Возможность писать код не является обязательным требованием, но необходимо умение ставить технические задачи программистам и общаться с ними на одном языке.
Наличие высшего образования для гейм-дизайнера не является строгим требованием, однако, лично для меня оно стало полезным в работе. Университетская программа обучила меня основным навыкам: быстро осваивать новый материал и справляться с разными задачами.
К чему нужно быть готовым
Не всегда удаётся реализовать задуманное. В процессе передачи информации большому числу людей первоначальный смысл может искажаться. Обязанность гейм-дизайнера состоит в минимизации этих искажений. Также важно быть открытым к критике — слышать мнение других, не обижаться на замечания и делать соответствующие выводы.
Придётся иметь дело с большим количеством людей, и если программисту сложно находить общий язык, это не страшно, то как дизайнер, ваш невзаимопонимание сразу отразится на конечном продукте. Команда может забыть, какую игру они создают.
Возраст не является преградой для этой профессии, но на начальном этапе могут помешать романтизированные представления об игровой индустрии. Я тоже мечтал прийти на первую работу и целыми днями генерировать идеи для игр. Но вместо этого мне пришлось заняться заполнением Excel-документов на двадцать страниц. Первое время я выполнял довольно рутинные и не творческие задачи, чтобы освоиться с основами.
Первоначальным гейм-дизайнерам я советую не бояться рутинной работы в начале карьеры. Если вы подтвердите свою работоспособность на первых этапах, то откроется доступ к более интересным заданиям.
Создание игр — это весело и увлекательно. Большое удовольствие доставляет наблюдать, как люди играют в мою игру, какие эмоции они испытывают, какие отзывы оставляют. Ради этого стоит преодолеть любые сложности.