Наталья Альгешкина, начальник отдела маркетинга Сбербанка Чувашии, разработала интересную методику. Чтобы определить слабые стороны ваших проектов, она предлагает взглянуть на них с точки зрения основных СМИ и бульварной прессы. Например, вы решили провести рекламную акцию и снизить цену на определенный товар.
Креативное мышление: что это такое, как измерить и повысить свой потенциал
Творческое мышление считается одним из ключевых навыков 21 века. Все просвещенные люди говорят о важности его развития. К сожалению, они не говорят о том, как оценить свою креативность и можно ли ее улучшить. Мой вклад — это попытка ответить на эти вопросы с помощью достижений современной науки.
Прежде всего, необходимо понять, что такое творческое мышление. Мне нравится следующее определение: «Творческое мышление — это разработка необычных и хороших решений для оригинальной проблемы». Это определение делит процесс творческого мышления на два этапа:
- создание необычных решений
- выбор достаточно хороших решений, чтобы справиться с проблемой
В этом смысле можно выделить два типа творческого мышления:
- дивергентное — способность придумать несколько решений для одной и той же задачи
- конвергентное — способность выбрать наиболее оптимальный способ решения из имеющихся
Основной способ измерения работы дивергентного мышления: дать задание, которое предполагает поиск способов использования предметов. Например, «Придумай как можно больше способов использования кирпича». Если вы читали книгу «Гарри Поттер и методы рационального мышления», вы можете вспомнить следующий эпизод. В главе 16, «Необычное мышление», профессор Квиррелл просит Гарри придумать десять необычных применений для предметов в учебной комнате. Это типичное задание на дивергентное мышление, предложенное известным психологом Джой Полом Гилфордом, создателем модели структуры интеллекта.
Результаты оцениваются по следующим 4 критериям:
- Гибкость — количество уникальных категорий использования. Использование кирпича как орудия убийства или способ отправить человека в бессознательное состояние засчитаются как одна категория использования. А вот использование кирпича как утюга попадёт в новую категорию.
- Новизна — оригинальность использования. Этот параметр измеряется двумя способами: субъективным и объективным. Субъективный метод довольно прост: каждый из проверяющих ставит оценку от 1 до 5, исходя из своих собственных представлений и опыта. Как ни странно, такой метод имеет широкое научное валидирование. Объективный метод — проверяющие выписывают, сколько раз участники предложили использовать предмет определённым способом. Например, кирпич как орудие убийства. А дальше считают относительную новизну предложенного варианта.
- Полезность — практичность в использовании. Здесь всё довольно просто. Если вы можете использовать предложенные идеи в реальной жизни, то у них высокая оценка полезности. Вы вряд ли будете использовать кирпич в качестве утюга. Как орудие убийства кирпич можно использовать, если для жертвы это станет неожиданностью. А как замену табуретки — очень вероятно, что вы так уже делали хотя бы раз в жизни. Профессор Квиррел упрекал Гарри именно в низкой полезности предлагаемых им идей.
- Беглость (fluency) — общее количество неповторяющихся вариантов. Если вы написали “использовать кирпич как подставку для ног” и “использовать кирпич как табуретку”, то два варианта засчитаются как один.
Работоспособность в области конвергентного мышления проверяется с помощью теста вербальной креативности Медника (тест RAT). Вам будет представлен набор из трех слов. Задача: найти четвертое слово, которое соединяет три других слова. Например, слова «гражданин», «великий» и «мир» связаны словом «война». В первом тесте часто используются слова из разных типов слов: Прилагательное, существительное, наречие и т.д.
Часть 2. Как повысить свой креативный потенциал
Каждый из нас обладает различной способностью находить творческие решения. К счастью, эту способность можно улучшить. Есть два основных способа сделать это:
- изменение окружающей среды
- применение специальных техник
Я поделюсь с вами некоторыми принципами работы с медиумом, которые я использую сам и которые были научно доказаны. Существует несколько хороших книг на тему конкретных техник. Я перечислю их в конце этой статьи.
Что может повысить креативность:
1. Возможно, вы знаете историю Архимеда, который нашел решение задачи, сидя в ванне. Ньютоне, который сделал свое открытие, сидя во фруктовом саду под яблоней. Эйнштейна, который любил играть на скрипке между своими мыслями. Все эти личности занимались тем, что наука называет блужданием ума.
Блуждание ума считается важным процессом в творческом мышлении. Этот процесс позволяет находить нетривиальные связи между идеями. Его противоположностью является когнитивная фиксация — процесс, когда человек буквально застревает на выбранном решении проблемы, не видя альтернативных подходов.
Само творческое мышление делится на два типа: дивергентное и конвергентное. Дивергентное мышление — это способность находить несколько решений одной и той же проблемы. Конвергентное мышление — способность выбрать наиболее эффективное из этих решений.
Исследование 2017 года показало, что переключение между задачами может снизить когнитивную вовлеченность и повысить эффективность обоих типов творческого мышления. Эффект был сильнее для конвергентного мышления.
Испытуемые были разделены на три группы. У каждой группы было 12 минут на выполнение задания. Первая группа должна была переключаться между заданиями каждые 30 секунд. Вторая группа работала на комфортном для себя уровне. Третья группа должна была работать над первой задачей 6 минут без переключения, а затем над второй задачей 6 минут.
Первая группа показала значительно лучшие результаты, чем две другие. Интересно, что вторая группа справилась с задачей не хуже третьей. Таким образом, мы инстинктивно выбираем неэффективную стратегию для работы над творческими задачами.
2. Мозговой штурм в одиночку, обсуждение вместе При работе над новым продуктом необходимо проводить совместные мозговые штурмы. К сожалению, эти встречи не всегда заканчиваются хорошо.
Мне сразу вспоминается мультфильм про Винни-Пуха, в котором Винни говорит: «Это неправильные пчелы, и они делают неправильный мед». То же самое и с мозговым штурмом: все неправильно. После сессии у вас остается впечатление, что вы не узнали ничего нового и зря потратили время.
Наука нашла решение и этой проблемы. Эффективность мозгового штурма можно повысить, если попросить каждого участника самостоятельно подумать о различных способах решения проблемы. А совместную сессию использовать не для разработки вариантов, а для выбора лучших из общего списка. Это простое решение повысило «новизну» предлагаемых решений.
Потому что это сработало: Командная работа, как правило, порождает конформистские решения и когнитивную одержимость. Это тенденция излишне концентрироваться на одном решении. Во время групповой работы участники начали вращаться вокруг уже имеющихся у них идей вместо того, чтобы искать инновационные решения.
3. музыка Исследователи хотели выяснить, как различные типы музыки влияют на творческое мышление. Они выбрали четыре типа музыки: спокойную, счастливую, грустную и беспокойную. Контрольная группа работала в тишине.
Часть 3. Какие книги почитать
Здесь я буду краток. В интернете полно рецензий и рейтингов этих книг. Некоторые я уже прочитал и активно применяю техники из них, другие еще ждут своего применения.
Василий Лебедев, CRAFT Майкл Михалко, Rice Assault Майкл Михалко, Cracking the creative Эдвард де Боно, Genius Генрих Альтшуллер. Поиск идеи Марк Леви. Гений на заказ Дэйв Грей. Маргинальное мышление Джулия Кэмерон. Путь художника Гарет Мур. Латеральная логика
Читайте книги, применяйте техники на практике и используйте их для поиска творческих решений.
Надеюсь, эта статья приоткрыла завесу тайны над понятием «креативное мышление». На своем канале в Telegram я пишу об обучении, когнитивном развитии и работе с информацией. Я буду рад выслушать всех, кому это интересно.
Что это такое?
Творчество считается редким, почти врожденным качеством. Мало кто понимает, что эту человеческую способность, как и большинство других, можно развить. Способность выходить за рамки общепринятых правил — это суть творческого мышления.
Вы когда-нибудь хотели делать что-то необычное? Или хотя бы обладать необычным даром? Если вы хотели, значит, у вас есть хорошее чувство творчества, по крайней мере, некоторые тенденции к нему есть, просто их нужно развивать. Не исключено, что желание мыслить нестандартно было уничтожено в детстве. В советской педагогике мало кому позволяли вольности. Шаг вправо, шаг влево, прыжок на месте…..
Но современная психология трактует это совсем по-другому. Они призывают развивать творческие наклонности с детства. Ведь в будущем такой менталитет позволит не только принимать уникальные решения на работе, тем самым пропуская прыжок по карьерной лестнице, но и решать повседневные проблемы «с огоньком». Учеба, личная жизнь, отношения с собственными детьми — тем, кто по-разному подходит к этим этапам жизни, часто везет больше, чем другим.
Стереотипы
Талантливый человек талантлив во всем. Каким талантом обладаете вы? Нет такого понятия, как бездарный человек: даже песня, исполненная на корпоративной вечеринке, может свидетельствовать о практическом таланте. Все дело в стереотипах, которые навязывает нам сама жизнь или люди, окружающие нас с детства. Именно они говорят нам, что такое «хорошо» и что такое «плохо». В результате мы, как стойкие оловянные солдатики, выполняем задания, которые четко соответствуют инструкциям
Вспомните сейчас, как в детстве вы легко выходили из любой ситуации. Если вы не можете вспомнить себя, внимательно посмотрите, как это делает ваш собственный ребенок. Первое, что отличает ребенка от взрослого, — это способность мыслить свободно метафорически. Каждое слово для ребенка — образ, каждый факт — сказка. Сам ребенок может легко перевоплотиться в любого сказочного персонажа, и поэтому ему не нужно ждать маскарада. Внешнее сходство со знакомой фигурой его почти не беспокоит, у него ко всему творческий (в отличие от традиционного) подход.
С годами мы утрачиваем этот подход. Мы учим правила, которые редко хотим нарушать. А все потому, что так проще и привычнее. Такие действия не вызывают негодования (зависти) у коллег, не приводят в гнев (непонимание) родителей/мужей/жен/супругов/и т.д.
Люди, в большинстве своем, соглашаются играть по правилам нормы. И тогда вам становится скучно с самим собой, со своей семьей, со своими друзьями. Тем временем «бесшабашная» одноклассница Юлька уже руководитель отдела в крупной государственной компании, ее муж — известный и модный фотограф (который, кстати, тоже «не от мира сего»). Они счастливы, и скоро у них родится первый и, несомненно, талантливый ребенок.
Так что вам есть на что надеяться. Творчество — это просто способность придумать что-то, что если не переворачивает мир с ног на голову, то, по крайней мере, заставляет взглянуть на вещи по-другому при обычных обстоятельствах и при наличии всех обычных ингредиентов. Именно поэтому творческие люди высоко ценятся в рекламных агентствах. Именно они заставляют нас покупать то, чего мы не хотели пять минут назад. Именно они заставляют нас пускать слюни при виде «низкокалорийного» йогурта. Именно они знают, как направить наши стандартизированные мысли в любое русло.
Так может быть, нам стоит узнать, как это работает, и начать зарабатывать на этом самим, вместо того чтобы тратить собственные деньги на фантазии творческих людей?
Методы
Творческие навыки, как и все остальные, необходимо развивать, а затем практиковать. Пожалуй, лучшим примером этого является конкурс разминки популярной телевизионной игры КВН. Команды должны за несколько секунд придумать необычный ответ на вопрос, заданный товарищами по команде или ведущим. Тот, кто придумает самый смешной ответ, становится самым креативным.
Многие методики, используемые для развития этого навыка, предполагают работу в команде. Однако можно начать и с индивидуального обучения. Лучшим «двигателем» креативности является занятие творчеством. Рисование, пение, танцы — подойдет любой вид искусства. Выбирайте на свой вкус. Творчество возможно и на кухне. Измените свое любимое блюдо (без сушеного винограда), придумайте необычную порцию и украсьте ее чем-то нетрадиционным.
Первый шаг к развитию творческих способностей сделан. Но нельзя натренировать одну мышцу одной тренировкой, поэтому «мышца креативности», скорее всего, не сдвинется с места после одного занятия. Его нужно культивировать и постоянно совершенствовать.
Его нужно постоянно культивировать, совершенствовать и применять, как любой другой навык, во всех сферах жизни.
Виды креативного мышления
Первым концепцию креативности описал Джой Пол Гилфорд, профессор психологии и член Американской психологической ассоциации. Он выделил два типа творческого мышления: конвергентное и дивергентное.
Конвергентное мышление необходимо для поиска наилучшего решения проблемы, которая содержит множество допущений. Например, при решении математической задачи: есть ответ, который должен быть найден через последовательность действий.
Большинство людей в основном используют конвергентное мышление. Именно на него ориентировано образование: Ответ правильный и должен быть найден либо с помощью определенного способа мышления, либо с помощью известных манипуляций.
Конвергентные мыслители склонны верить общепринятым фактам, выбирать из массы информации те факты, которые поддерживают их убеждения, и отвергать факты, представляющие другую точку зрения.
Дивергентное мышление работает сразу в нескольких направлениях. Его можно использовать для поиска нескольких решений одной проблемы. Дивергентное мышление используется, например, во время мозгового штурма, когда группа начинает предлагать различные решения проблемы, включая самые оригинальные и неуместные.
Дивергентные мыслители склонны к воображению, оригинальности и быстроте. Они замечают детали, которые ускользают от внимания большинства людей, и могут предложить множество идей и решений за короткое время.
Дивергентное мышление также имеет свои недостатки. Человек, использующий только этот способ мышления, будет лишь бесконечно придумывать идеи вместо того, чтобы решать поставленные задачи. Поэтому важно развивать как конвергентное, так и дивергентное мышление.
Другой творческий мыслитель, британский психолог Эдвард де Боно, предложил еще один тип творческого мышления — латеральное мышление.
Человеческий мозг предпочитает решать проблемы проверенным и испытанным способом — по шаблонам. Латеральное мышление предполагает взгляд на проблему по-новому, со стороны, под неожиданным углом или даже в юмористическом ключе.
Латеральный маркетинг, например, заключается не в запуске нового продукта для существующего рынка, а в поиске новой целевой группы для нашего изобретения. Классический пример — «Киндер-сюрприз», в котором еда (шоколад) сочеталась с игрушкой. А Барби стала первой куклой, изображающей взрослого человека и создавшей совершенно новый рынок игрушек.
Идея нестандартного мышления также легла в основу Design Thinking. Дизайн-мышление — это метод решения проблем (в технике, бизнесе и других областях), который использует творческий, а не аналитический подход.
Чем креативное мышление отличается от творческого
Большинство экспертов считают, что творческое мышление и креативное мышление — это одно и то же. Однако существуют и другие мнения. Хотя слова «творчество» и «креативный» имеют общее происхождение («творчество» происходит от латинского creo — создавать, творить), существуют тонкие различия. Если творчество — это создание новых предметов искусства, то креативность — это создание новых идей, способность комбинировать имеющуюся информацию нестандартными способами.
Креативность и творческое мышление тесно связаны между собой и не могут рассматриваться отдельно. Поэтому мы будем рассматривать эти два типа мышления как один.
Как оценить уровень креативного мышления
Существует множество тестов, которые можно использовать для определения уровня творческого мышления. Одним из примеров является тест на креативность Торранса. Его автор, Эллис Пол Торранс, американский психолог и профессор психологии образования, специализировался на изучении природы творчества и на основе своих исследований предложил систему оценки уровня развития творческих способностей человека.
Тест Торренса состоит из 12 различных коротких тестов, сгруппированных в модули или батареи: вербальные, изобразительные и слуховые. На основании полученных результатов можно определить, насколько сильно в вас развито творческое мышление.
Еще один способ проверить свою креативность — опросник, разработанный психологом Джеромом Сеймуром Брунером. Тест состоит из 75 вопросов, на которые вы должны ответить «да» или «нет». Результаты можно интерпретировать с помощью прилагаемого ключа.
Для тех, у кого мало времени, но кто хочет узнать, насколько он креативен, в Гарварде разработали четырехминутный тест для определения уровня дивергентного мышления. Испытуемый должен назвать 10 существительных, которые максимально отличаются друг от друга по смыслу. На основе этих слов алгоритм определяет степень креативности. В настоящее время тест доступен только на английском языке.
Представьте себя на месте директора
Ролевая игра помогает развить способность придумывать новые идеи. В общественном транспорте или на скучном совещании представьте, что вы сидите на чужом месте. Это может быть архитектор, которому предстоит необычная работа. Или руководитель крупной компании, которая находится в упадке. Подумайте, какие антикризисные меры вы можете предпринять, чтобы избежать банкротства и сохранить репутацию компании. В идеале воображаемая проблема должна быть решена нестандартным способом, и вы должны прийти к оригинальному выводу.
Ролевая игра — хороший способ развить творческое мышление
Начните пользоваться второй рукой
Для большинства людей правая рука является ведущей. Она более активна, чаще используется и выполняет более быстрые и точные движения. Правая рука управляется левой частью мозга. Она также отвечает за наше аналитическое мышление. Однако воображение, сложные образы и эмоциональный интеллект — прерогатива правой стороны мозга. Выполнение повседневных задач левой рукой время от времени улучшает ее работу и способствует развитию творческих способностей. Леворукие люди также могут извлечь пользу из этого упражнения. Использование правой руки пробуждает мозг и заставляет его работать.
Свободное рисование — это само по себе творческое упражнение. Возьмите белый лист бумаги и цветные карандаши и нарисуйте простой пейзаж. Лучше всего, если он будет состоять из несуществующих деталей. Затем сделайте пятиминутный перерыв и повторите тот же рисунок, но уже другой рукой. Или возьмите карандаш в правую и левую руку и попробуйте нарисовать бабочку в зеркальном отображении. Руки могут двигаться как одновременно, так и поочередно. Если вы не можете справиться с этим заданием, начните с более легкого: Нарисуйте уже готовые симметричные иллюстрации с пунктирными линиями.
Записывайте идеи в блокнот
Не ждите вдохновения — оно почти никогда не приходит само по себе, а возникает в процессе работы. Развитие креативности требует постоянного самообучения и творческого развития. Читайте как можно больше литературы по вашей теме и общайтесь с талантливыми людьми и единомышленниками. В социальных сетях подписывайтесь на блогеров, которые так или иначе связаны с вашей сферой деятельности. Постоянно ищите примеры для развития своего творческого потенциала и учитесь у тех, кто уже добился успеха. Наблюдая за работой других, вы обязательно узнаете что-то новое и интересное.
Важно внимательно следить за своими мыслями. Записывайте каждую идею, которая приходит вам в голову, даже если она кажется абсурдной. Творческие импульсы приходят совершенно неожиданно — во время еды, занятий спортом, в обувном магазине, во сне. Архимед, например, открыл свой знаменитый закон во время купания. Лучший способ записывать идеи — всегда иметь при себе блокнот. Очень практично делать заметки на ходу с помощью микрофона. Только не забудьте потом перенести записи на бумагу. Когда вы будете обдумывать эти заметки позже, вы сможете придумать новый план.
Что такое креативное мышление
Урок знакомит с творческим и латеральным мышлением. Описываются этапы творческого мышления. Представлены практические примеры развития креативности.
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам необходимо добавить его в свой личный шкафчик.
2. распределить видеоуроки среди своих учеников в личном кабинете.
3. просмотреть статистику использования видеоуроков вашими учениками.
Конспект урока «Что такое креативное мышление»
Творчество проявляется во всех сферах нашей жизни. Люди постоянно изобретают новые вещи. Часто это происходит в самых необычных формах, которые, тем не менее, очень функциональны. В Лондоне можно увидеть очень примечательный пешеходный мост, особенностью которого является то, что его можно свернуть в рулон. В свернутом виде он не имеет никакого сходства с мостом, который вы знаете, и всегда привлекает множество туристов и людей, которые любят делать забавные фотографии. Разводной мост был торжественно открыт в 2004 году известным британским дизайнером Томасом Хизервиком.
На этом занятии вы узнаете о творческом и латеральном мышлении и получите несколько упражнений для развития креативности.
Креативность — это способность придумывать новые и оригинальные идеи, которые отклоняются от общепринятых способов мышления, и решать проблемы нестандартно. Это способность смотреть на проблемы под другим углом и решать их уникальным способом.
Мы не всегда должны пытаться достать все из ящика. Когда мы думаем о новых вещах, мозг использует много энергии. В этот момент использование мозга сравнимо с ездой по незнакомой дороге с выбоинами и другими препятствиями. Типичное решение выглядит как гладкая, знакомая дорога. По этой причине мы используем творческое мышление, когда это необходимо, и стандартное мышление большую часть времени. Это помогает нам делать многие вещи автоматически и экономит ресурсы мозга, поскольку в такие моменты нам не приходится принимать множество мелких решений.
Творческий человек — это не только поэт или музыкант. У каждого человека есть этот потенциал, развитый в той или иной степени. Даже если вы не занимаетесь творчеством напрямую, развитие креативности поможет вам в решении многих задач. Это касается бизнеса, изобретений, общения, медицины, науки и других областей. Благодаря такому мышлению жизнь становится ярче и приносит больше удовлетворения.
Творческое мышление имеет свои особенности. Например
Необычное
Это стремление создавать новые идеи и предметы, уникальные в своем роде. Получаемые в результате творческого процесса вещи должны иметь ценность.
Гибкость
Это взгляд на объект под другим углом, применение к нему новой перспективы. Человек пытается обнаружить его скрытый потенциал, изучая его основные черты и характеристики.
Гибкое восприятие
Это способность изменить наше представление о природе явления или объекта. Попытка рассмотреть аспекты, которые могут изменить масштаб объекта и повысить его уникальность
Адаптивность
Это способность переходить от одной точки зрения к другой. Способность обрабатывать большие объемы информации и придумывать интересные идеи и ситуации.
Ознакомившись с характеристиками творческого мышления, давайте теперь обратимся к этапам его возникновения. Их несколько.
Первый — подготовка.
Это первая фаза формирования, на которой происходит подготовка мысли, сбор информации и фактов для дальнейшей обработки материала. В этой фазе происходит аналитическое мышление, создаются условия для решения проблем, ставятся цели.